Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность.
Человек — существо социальное, общественное. Для реализации своих потребностей и интересов он ежедневно вступает в сотни различных отношений с другими людьми. Причем его участие в этих отношениях может иметь различную степень социальной значимости — своим поведением индивид может принести как значительную пользу, так и существенный вред. Упорядочению общественных отношений служат признанные и поддерживаемые государством, как официальным представителем и гарантом безопасности всех членов общества, правовые нормы, устанавливающие своеобразные границы социально значимого поведения своих граждан, коллективных объединений, должностных лиц.
Оценивая поступки человека с точки зрения права, можно выделить два основных вида его поведения — правовое, т.е. юридически значимое, влекущее за собой определенные последствия установленные рамками правовой нормы, и юридически безразличное, т.е. лежащее за рамками нормативного регулирования и оцениваемое с моральных и нравственных позиций. Например, действие гражданина, уступившего в транспорте место женщине с ребенком, не рассматривается как правомерное или не правомерное, т.е. с точки зрения права. В то же время, уступая место, специально предназначенное для пассажиров с детьми, гражданин становится участником правоотношений, совершает значимый, с позиции права, поступок т.к. он не только естественен для воспитанного человека, но и предписан нормой права.
Большинство поступков в правовой сфере являются правомерными и лежат в основе нормального функционирования общества. Вместе с тем, о правомерном поведении личности можно говорить лишь тогда, когда ее действия совпадают с моделью поведения, зафиксированного в правовой норме, служащей как бы основанием и критерием для оценки правомерности поведения лица или коллектива.
Выбирая вариант своего поступка, человек как минимум должен знать предъявляемые к нему правовые требования. Гражданам важно знать основные начала, принципы действующей в данном обществе правовой системы, способные послужить своего рода ориентиром для их правового поведения. В свою очередь государство, закрепляя в Конституции РФ положение о том, что «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (гл.1 ст. 15), обеспечивает население необходимой правовой информацией, в связи с чем, небезосновательным является, действующий в правовой сфере принцип «незнание закона не освобождает от ответственности».
Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...
... открывается бездна не постижимого. Человек – носитель самосознания Вселенной. Он захватил доминирующее положение в природе по праву силы, и отражение этого права, к сожалению, живет ... человека как чрезвычайно пластичное существо, способным к различным общественным адаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение ...
Правомерное поведение может выражаться как в положительном действии, так и в положительном бездействии, когда человек воздерживается от совершения действий, опасных для той или иной социальной общности или конкретной личности.
Особенность правового поведения отражается в его признаках:
Правовое поведение — это социально значимое поведение, которое подвергается как личному контролю, т.е. оценивается самой личностью, так и внешнему контролю, например, со стороны органов, представляющих государство.
Правовое поведение — это поведение, получающее государственную оценку и официально документально закреплено в правовых предписаниях, четко и детально устанавливающих границы запрещенного и дозволенного;
Правовое поведение — влечет юридические последствия.
Таким образом, правомерное поведение можно определить как действия и поступки личности соответствующие нормам права и социально полезным целям.
Виды правомерного поведения можно классифицировать по различным основаниям, в том числе.
В связи с особенностями отношения личности к характеру правового предписания можно выделить три основных вида правомерного поведения:
Социально активное поведение, основанное не на страхе перед наказанием, а на восприятии правовых норм как необходимого регулятора общественной жизни, на убеждении в целесообразности правового поведения для реализации и личного и общественного интересов. Такая форма правового поведения связана с высоким уровнем правосознания и правовой культуры, ответственности личности перед обществом
Обычное поведение, основанное на подчинении правовым требованиям («как все, так и я»).
Пассивное поведение, которое тоже соответствует установленным правилам, но основанное на боязни наказания за иные варианты поведения.
Государства с авторитарным политико-правовым режимом, регулируя общественные отношения преимущественно с помощью категоричных обязывающих и запрещающих норм; заинтересованы в автоматическом восприятии правовых требований и пассивном правомерном поведении, что само по себе дает незначительную социальную отдачу.
Государства с демократическим политико-правовым режимом заинтересованы в активной жизненной позиции своих граждан. В этой связи регулирование социально значимых отношений осуществляется ими с помощью разного рода дозволений, рекомендаций и поощрений, что стимулирует проявление разумной инициативы, предприимчивости их граждан при активном правомерном поведении.
Правомерное поведение становится нормой для абсолютного большинства граждан при стабильной политической обстановке. В эпоху социальных потрясений границы между правомерным и неправомерным поведением оказываются размытыми. Распространенным становится промежуточное поведение, выражающееся в апатии, агрессивности, неудовлетворенности сложившейся обстановкой.
Как уже отмечалось, социальной основой правомерного поведения является единство, общность наиболее значимых интересов граждан. В связи с этим, правомерное поведение по степени социальной значимости можно определить как
Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2
... стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой ... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из ...
Необходимое, т.е. обязательное, и поэтому часто закрепленное законодательно. Например, служба в армии, как обеспечение наиболее значимого общественного интереса — защиты государства.
Желательное, т.е. положительные действия, направленные на осуществление запросов общества, но не носящее обязательного характера. Например, занятие научной или творческой деятельностью, в целом способствует развитию науки и культуры государства.
Допустимое, т.е. не запрещенное нормами права, может быть не представляющее особого общественного интереса, но связанное с личностными правами. Например, отправление религиозных культов — Конституцией РФ гражданам предоставлено право исповедовать любую религию.
В юридической литературе часто правомерное поведение характеризуется как общественно полезное, получающее положительную оценку со стороны общества и государства, иными словами, как необходимое и желательное. Необходимость правомерного поведения содержится в нормах права, прежде всего в обязывающих или запрещающих, а желательность поведения отражается как в управомочиваюших, так и в поощрительных, рекомендательных нормах, т.к. государство заинтересовано в таком варианте поведения (научное и художественное творчество, повышение своей квалификации и т.д.) и всемерно его поддерживает. Формы правомерного поведения связаны с формами реализации права, по существу, совпадают с ними полностью. Иными словами, правомерное поведение означает реализацию правовых предписаний, а в зависимости от их характера выступает в форме соблюдения, исполнения, использования и применения права. Соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование предоставленных прав, применение права специальными субъектами — суть правомерного повеления.
Итак,
Правомерное поведение — это поведение, которое,
во-первых, отвечает интересам общества, государства и отдельных лиц;
во-вторых, соответствует требованиям правовых предписаний;
в-третьих, обеспечивается государством.
Правомерное поведение — это следование правилу в целях достижения социально-полезного результата, это соответствие поведения предписаниям норм права, т.е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.
Правомерное поведение — это усвоение и реализация личностью в своих действиях установленных социальных норм общества, это сознательное, волевое поведение, направленное на достижение не только личного, но и общественного блага.
2 Правонарушение. Понятие. Признаки. Виды: преступления и проступки
Правонарушение: понятие, признаки Нарушения многих требований норм права в обществе наносят весьма ощутимый вред, как моральный, так и материальный, что позволяет считать правонарушение явлением социальным.
Правонарушение — это противоправное, общественно вредное, виновное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.
Вместе с тем, не всякое деяние, носящее негативный характер, будет являться правонарушением — как и правомерное поведение правонарушение является действием, поступком, которое имеет юридическое значение, т.е. оценивается с точки зрения права.
Говоря о правонарушениях, можно определить их следующие признаки:
Поведение как психофизиологический феномен
... Возникающую в таких условиях форму поведения обозначают как делинквентное (проступок, правонарушение ), или антиобщественное, противоправное поведение. Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его ...
Прежде всего, правонарушение связано с правом, т.е. таковым признается деяние, противоречащее модели поведения, содержащейся в правовой норме, т.е., тот факт, что данное деяние является правонарушением, должно быть обязательно указано в праве. Совершая правонарушение, игнорируя общественные интересы, злоупотребляя правом, не соблюдая или не исполняя юридическую обязанность, правонарушитель преследует определенные цели, удовлетворяет свои эгоистические интересы. Право выступает в этой связи формой внешнего выражения юридической оценки общественно вредного поведения личности, определяет границы возможного поведения субъектов, оценивает его с учетом как объективных, так и субъективных моментов (исторические условия, национальные интересы, особенности осуществления политической власти, традиции, обычаи, общественное мнение и т.п.).
Правонарушение — это всегда деяние (действие или бездействие), формами проявления которого могут быть: а) прямое нарушение правового запрета; б) неисполнение возложенных обязанностей; в) злоупотребление субъективным правом; г) превышение компетенции и т.д.
Противоправность обычно связана с запрещением деяния со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на возможность государственного принуждения. То, что правом не запрещено, не может считаться правонарушением.
Правонарушение обязательно должно быть виновным деянием, т.е. результатом свободного волеизъявления правонарушителя. При юридической оценке важно иметь в виду возможность выбора различных вариантов поведения.
Всякое правонарушение должно быть общественно вредным по своему характеру для общества или личности. Только в этом случае оно признается таковым. Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, наступившим и могущим наступить.
Одним из важных признаков противоправного деяния, является наличие причинной связи между деянием и вредным результатом. Т.е. общественно вредный результат должен быть следствием поведения, которое должно быть, в свою очередь, причиной этого результата.
Противоправное деяние, будучи связано с нарушением закрепленного права характеризуется таким признаком как обязательная юридическая ответственность. Пусть к правонарушителю не будут применены санкции, установленные статьей закона, например, по причине преклонного возраста, но его деяние должно получить официальную юридическую оценку, признано противоправным и общественно опасным. Это необходимо для установления справедливости и сохранения общественной стабильности.
Таким образом, сущность правонарушения состоит в общественно опасном, противоправном и виновном поведении лица, которое нарушает нормы объективного права.
Виды правонарушений: преступления и проступки Правонарушения весьма разнообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием субъектов, мотивов и целей их поведения, особенностями жизненных ситуаций и т.д.
Многообразие противоправного поведения позволяет классифицировать их по самым разным основаниям:
в зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются, различают: а) правонарушения в экономике; б) правонарушения в управленческой деятельности; в) правонарушения в семейно-бытовой сфере.
Административная ответственность за действия с наркотиками
... преступления и административного правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков; выявить недостатки правовых актов РФ, определяющих порядок приобретения, хранения, потребления наркотических средств, а также устанавливающих административную ответственность ... Список II по рецепту, выписанному более пяти дней назад. Правом отпуска наркотических средств физическим лицам обладают только заведующий ...
в зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели можно выделить: а) правонарушения, направленные на достижение конкретной, определённой цели; б) правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или нескольких целей
Наиболее распространённой и социально значимой является классификация правонарушений в зависимости от степени их социальной опасности (вредности) на преступления и проступки.
Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности).
Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Объектами преступного деяния являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. В связи с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает за их совершение наиболее суровые меры наказания. В отличие от иных видов правонарушений перечень правонарушений, определяемых как преступления, предусмотрен уголовным законом. Он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, т.е. никакие другие противоправные деяния не могут квалифицироваться как преступления.
Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения. Иногда выделяются также процессуальные правонарушения (неявка свидетеля в суд).
Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторым нормами трудового, семейного, земельного права. Своё вешнее выражение данная разновидность правонарушения получает, как правило, в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, в причинении какого-либо имущественного вреда. Санкции за подобные правонарушения носят правовосстановительный характер и заключаются в возмещении нанесённого имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, в восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов.
Административные правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права, и законные интересы граждан. Сюда относятся и мелко хищение, и нарушение правил уличного движения, правил финансовой отчётности, правил противопожарной безопасности и др. Содержание данной разновидности противоправного поведения выражается в нарушении общественных правил, устанавливаемых административными органами, в дезорганизации порядка государственного управления. Специфика посягательства предопределяет и характер наказания за совершённое деяние. Это предупреждение, штраф, лишение водительских прав и другие меры государственного правового воздействия, налагаемые специальными органами государства.
Дисциплинарные правонарушения (проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезорганизует нормальную деятельность трудовых коллективов, нарушает трудовую, учебную, служебную, производственную, воинскую дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий, невыполнение распоряжений администрации и т.д.).
Административная ответственность 2
... Кроме того, институт административной ответственности выполняет профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, ...
Меры ответственности фиксируются в санкциях правовых норм и выражаются в замечании, выговоре, строгом выговоре, переводе на низшую должность, отчисление из учебного заведения и т.д.
Следует заметить, что все виды правонарушений находятся в тесной взаимосвязи. Так, безответственность должностных лиц, халатность и неэффективность работы правоохранительных органов, приводящие к безнаказанности, зачастую являются своеобразными стимулами повышения общественной опасности правонарушителя.
Административные проступки постепенно могут стать преступлениями против порядка управления, гражданские правонарушения перерастают в преступления против собственности, дисциплинарные проступки — в должностные преступления. Зачастую одним деянием человек совершает несколько правонарушений. Например, нарушение водителем автомобиля правил уличного движения может повлечь административную и уголовную, гражданско-правовую и имущественную ответственность.
3 Юридическая ответственность
Понятие Юридическая ответственность является разновидностью общесоциальной ответственности, она служит одной из форм реагирования государства на нарушение установленного порядка общественных отношений.
Юридической ответственности присущи особенности, отличающие ее от общесоциальной ответственности. Это
во-первых, юридическая ответственность должна быть предусмотрена правовой нормой
во -вторых, юридическая ответственность является реакцией государства, представляющего интересы общества, на совершенное правонарушение, которым может быть только определенное действие — не может быть ответственности за мысли, чувства и пр.
в-третьих, по своему содержанию юридическая ответственность выступает в виде применения к лицу мер государственно-принудительного воздействия и выражается в виде неблагоприятных для него последствий — лишений личного, имущественного или организационного характера, ограничений в пользовании субъективными правами, ограничении свободы и пр. Неблагоприятные последствия могут быть самыми различными в зависимости от тяжести правонарушения и которые лицо должно принять как ответную реакцию государства и общества на его деяния, соотнося с ними свое дальнейшее поведение.
Юридическая ответственность, установленная государством направлена на достижение ряда общественно-полезных целей:
восстановление нарушенного права
наказание лица за совершенное правонарушение
Этим обеспечивается выполнение основной функции государства, как общественного института — обеспечение прав и свобод личности, защита и охрана общественного порядка
Ответственность правонарушителя заключается в выполнении двух видов обязанностей:
а) восстановить по мере возможности то состояние общественной жизни, которое было до совершения правонарушения (например, исполнить невыполнимую обязанность, вернуть незаконно приобретенное, иным способом ликвидировать причиненный вред, ставший причиной правонарушения);
б) понести кару за совершенное правонарушение (например, выплатить штраф, отбыть назначенный судом срок лишения свободы и т.д.)
Обстоятельства исключающие административную ответственность
... лица виновным в совершении административного правонарушения является вменяемость. Ее отсутствие означает, что в действиях лица нет состава административного проступка как основания ответственности. Состояние невменяемости лица, ... работа); б) по преследуемым целям (наблюдение, контроль, разработка мер воздействия, инструктирование, коллегиальность, единоличие); В) по способу воздействия на ...
Эти две группы обязанностей составляют единое содержание всякой юридической ответственности. Только возмещение вреда и понесение кары вместе могут оказать реальное влияние на сознание правонарушителя и предостеречь его от совершения противоправных поступков в будущем.
Как уже отмечалось, правонарушение это такое нарушение права, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Юридическая ответственность может быть возложена на лицо при наличии в его деяниях состава правонарушения, элементами которого являются:
Субъект правонарушения — дееспособное лицо, совершившее правонарушение. Законодательство определяет дееспособность как способность лица отвечать за свои поступки и нести юридическую ответственность. Дееспособность связана с достижением определенного возраста и вменяемости. Так, уголовная ответственность наступает с 16 лет (за отдельные виды преступлений — с 14 лет), административная — с 16 лет, гражданская — с 14 лет.
Объект правонарушения — это общественные отношения, охраняемые правом, т.е. на что направлено противоправное действие. Это могут быть права и свободы личности, общественный порядок и пр.
Субъективная сторона — определение лицом своей виновности в форме умысла или неосторожности, отношения к совершенному противоправному деянию, его результату.
Объективная сторона — само противоправное деяние лица, наступивший вредный результат, и обязательная причинная связь ними.
Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь при установлении всех элементов состава правонарушения. Это требование является обязательным при привлечении к уголовной и административной ответственности.
В Конституции Росси закрепляется, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, причем обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Поэтому в праве действует презумпция неответственности, выражающаяся в презумпции невиновности, согласно которой существует предположение, что лицо даже при наличии фактических обстоятельств, свидетельствующих о существовании объективной стороны правонарушения (деяния, противоправного результата, причинной связи между ними), невиновно до тех пор, пока не будет доказано обратное.
Виды юридической ответственности Виды юридической ответственности различают в зависимости от характера совершенного правонарушения — гражданско-правовая, уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная.
Уголовно-правовая ответственность применяется только за преступления, перечень которых предусмотрен и строго ограничен уголовным законом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Меры уголовной ответственности носят личностный характер, т.е. направлены на личность виновного. Так, могут быть назначены следующие виды наказания: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
Социально-психологическая характеристика лица, совершающего преступления ...
... преступлений оказывает негативное воздействие на людей, вызывая у них чувство обеспокоенности за собственную безопасность и безопасность ... детстве нормы поведения могут в значительной мере повлиять на предрасположенность взрослого человека к ... сознании ассоциируются с понятием «преступность». Лиц, совершающих преступления насильственного характера, характеризуют такие черты, как ...
Государство идет по пути гуманизации уголовной ответственности и наказания в отношении лиц, которые хотя и совершили уголовные преступления, но сами по себе не представляют большой опасности. В уголовном законе предусмотрены возможные случаи освобождения от уголовной ответственности: в связи с деятельным раскаянием; примирением с потерпевшим; истечением срока давности; амнистией. Освобождение от наказания устанавливается в виде условно-досрочного освобождения от отбывания наказания; освобождения от наказания в связи с болезнью и т.п.
Административно-правовая ответственность наступает за совершение административно-правовых нарушений, т.е. за невыполнение правил общего порядка: дорожного движения, общественного порядка, охраны природы. Должностные лица несут административную ответственность как за свои противоправные деяния, так и за издание приказов, нарушающих законодательство, а также за неприятие мер по обеспечению выполнения правил подчиненными лицами. Административным законодательством за совершение данных деяний предусматриваются следующие виды наказаний: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием или объектом правонарушения; лишение специального права (например, права охоты права управления автомототранспортом); исправительные работы; административный арест.
Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами и т.п., которая может быть как общей, так и специальной. Общая дисциплинарная ответственность устанавливается в кодексе законов о труде, правилах внутреннего трудового распорядка, а специальная — в дисциплинарных уставах и предусмотрена для отдельных категорий работников, занимающих выборные должности, должностных лиц, пользующих правом приема и увольнения сотрудников, отдельных руководящих работников. За дисциплинарное правонарушение в законодательстве предусматриваются такие меры ответственности как: предупреждение, выговор, строгий выговор, лишение премии или иных материальных поощрений, понижение в должности или перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный или неопределенный срок, отстранение от должности, увольнение как крайняя и исключительная мера.
Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение гражданского правонарушения, она состоит в применении санкций в основном имущественного характера, обозначает возложение обязанности возместить вред физическим (частным) или юридическим лицом, причем имущественный ущерб взыскивается независимо от применения других мер юридического воздействия. За гражданское правонарушение законодательство предусматривает следующие меры ответствености: принудительное исполнение обязанности; возмещение убытков; штраф; лишение родительских прав; принудительное возвращение или изъятие неправомерно приобретенного имущества и т.п.
1. Психопатологические синдромы при заболеваниях внутренних органов
... фантастического содержания и бредом самообвинения, виновности в тяжелых преступлениях, ожиданием страшного наказания и жестоких казней. Депрессия ... общей инфекции или инфекционного заболевания какого-либо органа, вторичный является осложнением общего или локального инфекционного ... ранней стадии может быть замедленным, но по мере прогрессирования болезни учащается. Ритм дыхания может быть ...
Таким образом, юридическая ответственность есть исполнение правонарушителем обязанностей через государственное принуждение, это правовое отношение, возникающее между государством и личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение.
Принципы юридической ответственности Рассматривая принципы юридической ответственности можно глубже понять суть этого правового явления, его значимость для существования системы права, его роль в поддержании стабильности и упорядочения общественных отношений. В качестве основных принципов юридической ответственности выделяют следующие:
Принцип законности, устанавливающий, что юридическая ответственность наступает только за деяния, прямо запрещенные правовой нормой, и только в пределах установленных санкций .
Принцип ответственности за вину, предусматривающий, что юридическая ответственность наступает только за виновное деяние. Отсутствие выбора поведения, когда лицо не могло руководить своими действиями или предвидеть или желать наступления негативных последствий, т.е. наличие обстоятельств, исключающих противоправность деяния, исключают и юридическую ответственность за них.
Принцип справедливости, предполагает, что наказание должно соответствовать характеру деяния, лицо не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение.
Принцип гуманизма, выражающийся в недопустимости установления и применения мер ответственности, унижающей человеческое достоинство.
Принцип неотвратимости, означающий неотвратимость наступления юридической ответственности за совершенное правонарушение.
4 Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность
К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, можно отнести следующее:
Невменяемость, т.е. лицо не может отдавать отчета в своих действиях. Это должно быть обязательно подтверждено результатами медицинской экспертизы;
необходимая оборона. Имеет место при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и степени общественной опасности посягательства — ст. 37 УК РФ;
задержание лица, совершившего преступление. Имеет место при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений путем причинения ему вреда, если иными средствами задержать такое лицо не представляется возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер — ст. 38 УК РФ;
крайняя необходимость. Допустима в случаях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемых законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено пределов крайней необходимости — ст. 39 УК РФ;
физическое или психическое принуждение. Допустимо в случаях причинения вреда охраняемым законам интересам, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими деяниями — ст. 40 УК РФ, так, связанный и избитый сторож не может охранять вверенный ему участок;
обоснованный риск. Допустим в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам для достижения общественно полезной цели — ст. 41 УК РФ, т.е. когда человек сознательно идет на ;
исполнение приказа или распоряжения (допустимо в случаях действия лица во исполнение обязательных для него предписаний, путем причинения вреда охраняемым законом интересам, уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконно приказ или распоряжение — ст. 42 УК РФ) и др.
5 Причины совершения преступлений.
Преступность, как социальное явление, имеет свои причины и закономерности. Причины и условия преступности складываются из целого комплекса различных обстоятельств. Причинами преступности являются экономическое состояние общества в целом, материальное положение каждого конкретного человека. На преступления людей толкают различные обстоятельства, например, такие социальные явления, как безработица, низкая заработная плата, рост цен.
Также одной из причин совершения преступлений является неправильное понимание демократических преобразований как вседозволенности; культ наживы, алчность, пренебрежение нормами общественной морали и нравственности. Большую роль играет уровень образования личности, общая и правовая культура, а также условия воспитания в семье и окружающей среде.
Специфические условия индивидуальной жизни и воспитания иногда оказывают отрицательное воздействие на процесс формирования взглядов и привычек. В тех случаях, когда в этих условиях начинают складываться антиобщественные взгляды и привычки, в результате этого отдельные лица в определенных ситуациях начинают действовать вопреки запретам, установленным законом.
Определенную негативную роль играют и некоторые средства массовой информации, в последние годы все более воспевающие культ насилия, алкоголизм, наркоманию.
Наука, изучающая причины и условия и занимающаяся профилактикой преступлений, называется криминологией
6.Понятие и виды административно-правовых мер предупреждения правонарушений и иных общественно опасных действий. Применение их в деятельности органов внутренних дел
Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых — предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.
Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций.1
Администратино-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, таможенных досмотр).
Особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых состоит не только в обеспечении общественной безопасности, но и в лечении опасных для общества душевнобольных, алкоголиков, инфекционных больных и т.д.
Кроме того, на органы внутренних дел возлагаются обязанности по выявлению лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, задержание и доставление их в центры социальной реабилитации, установление личности задержанных, а также обеспечение общественного порядка и охрану указанных учреждений.2
Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются наличие у лица психического расстройства и решение врача — психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи.
Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.3
Главной особенностью администратино-предупредительных мер является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.
Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), являясь одним из видов административного принуждения, применяются работниками органов внутренних дел в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-принудительных действий в отношении того или иного гражданина, должностного лица.
Можно выделить следующие основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений:
1. Противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения преступности.
2. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации.
3. Установление и пресечение фактов приготовления к преступлению и покушению на преступление, принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством РФ.
4. Установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия.
5.Привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.
При этом сотрудники органов внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют профилактическую работу в отношении:
— лиц, состоящих в органах внутренних дел на учетах, в отношении поведения которых законодательством РФ установлены ограничения;
— лиц, которые своим поведением способствуют совершению в отношении их правонарушений.4
Основанием применения мер административного предупреждения могут быть реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, антиобщественное, противоправное действие, возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.
Следовательно, под мерами административного предупреждения понимаются применяемые работниками органов внутренних дел способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.
Рассматриваемые меры весьма многообразны. Они могут быть классифицированы по различным критериям (по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения).
Практическое значение имеет классификация мер по целям применения. В результате классификации по этому критерию выделяются две группы мер административного предупреждения.
К одной из групп относятся меры, которые применяются в целях предотвращения случаев наступления угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий. В состав этой группы, в частности, входят: закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения при авариях, обвалах, обрывах линий электропередач; технический надзор за автомототранспортными средствами и запрещение ввода в эксплуатацию автомототранспортных и иных транспортных средств, если конструкция или техническое состояние их не отвечает предъявляемым требованиям; досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и др.
Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. Дело в том, что угроза общественной и личной безопасности граждан, их законным интересам может возникнуть не только в связи с правонарушением, но и вследствие стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, действий психически больных лиц и т.п. В таких случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями. Эти меры лишены характера административной кары. Так, например, чтобы предотвратить незаконный провоз на воздушном транспорте взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ, оружия, боеприпасов и других опасных грузов и предметов, милиция наряду с должностными лицами гражданской авиации, пограничных войск и таможенных учреждений производит досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов. Досмотр — не кара, а мера административного предупреждения, направленная на обеспечение безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей судов. Досмотр может производиться в аэропорту (городском аэровокзале) либо на воздушном судне после регистрации предъявленных для полета билетов соответствующему воздушно-транспортному предприятию и лишь после предложения пассажиру предъявить, возможно, имеющиеся у него вещи и предметы, провоз которых запрещен. На воздушном судне, находящемся в полете, досмотр может производиться по решению командира судна лицами, входящими в состав экипажа.
Пассажиры, уклоняющиеся от личного досмотра или от предъявления к досмотру ручной клади и багажа, не допускаются к перевозке. На воздушном судне, находящемся в полете, досмотр может быть произведен принудительно. Факт обнаружения в результате досмотра вещей и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах, а также досмотр багажа в отсутствии пассажира, связанный с необходимостью его вскрытия, оформляется актом. Досмотр багажа в последнем случае производит в присутствии понятых. Сотрудники милиции и другие должностные лица, производящие досмотр, обязаны принять меры, обеспечивающие отправку пассажира тем рейсом, на который у него имеется билет, или очередным рейсом, если при досмотре пассажира или его ручной клади и багажа опасные предметы и грузы не были обнаружены.
Закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта и пешеходов или прекращение (ограничение) движения производится в связи с авариями, ремонтом дорог, работами по прокладке водопровода, газовой сети, электрических и телефонных кабелей и т.п. При проведении демонстраций, шествий, митингов, спортивных соревнований и др. сотрудники милиции запрещают гражданам, не участвующим в мероприятии, проход (проезд) далее установленных границ, временно прекращают или ограничивают движение транспорта и пешеходов. В связи с тем, что введение тех или иных ограничений затрудняет свободу передвижения и создает определенные трудности и неудобства, работники милиции обязаны предусмотреть возможность пропуска граждан, проживающих или работающих в районе (зоне) проведения массового мероприятия. Прекращение или ограничение движения отменяется сразу же по миновании в нем надобности.
Весьма важное предупредительное значение имеет рассматриваемая мера при стихийных бедствиях (пожарах, наводнениях, землетрясениях и т.п.).
В этих случаях прекращение (ограничение) движения — действенное средство обеспечения личной и имущественной безопасности граждан. Например, получив сообщение о пожаре, сотрудники милиции, спасая людей и имущество, выявляя причины загорания, при необходимости выставляют оцепление, прекращают или ограничивают на прилегающих улицах (участках) движение транспорта и пешеходов, не допускают в район пожара посторонних лиц.5
Технический надзор за автотранспортными и иными транспортными средствами заключается в плановом и внеплановом осмотре транспортных средств, с целью недопущения к эксплуатации технически не исправного транспорта. Технический осмотр может производиться как по месту нахождения ГиБДД, так и в соответствующем автопарке, автохозяйстве и других транспортных организациях. Выявленные в результате технического осмотра автотранспортные средства и иные транспортные средства, конструкция или техническое состояние которых не отвечает предъявляемым требованиям, не допускаются к эксплуатации.
Кроме непосредственного применения мер административного предупреждения милиция содействует проведению мероприятий административно-предупредительного характера, осуществляемых иными государственными органами. Так, милиция оказывает содействие компетентным органам в осуществлении карантина, реквизиции, в недопущении посторонних лиц в район стихийного бедствия, эпидемии, на территорию, зараженную радиоактивными веществами, и др.
К другой группе мер административного предупреждения относятся меры, которые применяются к лицам, характеризующимся антиобщественным поведением, в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений. Этим мерам присуща четко выраженная профилактическая направленность. К ним, в частности, относится административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Надзор устанавливается для наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, с целью предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого воспитательного воздействия. Являясь мерой административного предупреждения, надзор не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы и жительства.
Объектом воздействия органов внутренних дел в сфере предупреждения преступлений является выявление и устранение причин и условий, способствующих формированию личности правонарушителя.
Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы выполняют следующие меры, направленные на предупреждение преступлений и иных общественно опасных действий:
1. Анализируют причины и условия возникновения пожаров, разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на их предупреждение. Координируют деятельность в этом направлении других видов пожарной охраны.
2. Совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляют среди населения пропаганду мер пожарной безопасности. Оказывают содействие организациям, независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности, в обучении мерам пожарной безопасности работников этих организаций.
3. Осуществляют государственный надзор за соблюдением юридическими и физическими лицами требований пожарной безопасности. Принимают меры к устранению выявленных правонарушений.
4. Выявляют в ходе дознания либо производства по делам об административных нарушениях правил пожарной безопасности причины и условия, способствующие возникновению пожаров, и в установленном порядке вносят руководителям предприятий, учреждений, организаций, должностным лицам и гражданам предписания по их устранению.
5. Взаимодействуют с руководителями заинтересованных подразделений органов внутренних дел, других правоохранительных органов в разработке и принятии мер по предупреждению правонарушений в сфере пожарной безопасности.
Сотрудники подразделений органов внутренних дел на транспорте выполняют следующие функции, направленные на предупреждение преступлений:
1. Разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению сохранности на объектах транспорта имущества всех форм собственности.
2. Принимают меры по предупреждению незаконной перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов.
3. Анализируют по итогам полугодия состояние сохранности перевозимых грузов. Вносят на основе результатов анализа руководству линейного органа внутренних дел предложения по внедрению наиболее эффективных форм защиты материальных ценностей от хищений и других противоправных действий.
4. Организуют и осуществляют оперативно-розыскную деятельность по выявлению лиц, занимающихся хищением грузов, с целью предупреждения с их стороны подобных преступных проявлений.
5. Разрабатывают и проводят совместно с другими подразделениями органов внутренних дел оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и пресечению экономических преступлений на объектах транспорта.
6. Проводят не реже одного раза в полугодие анализ процессов акционирования воздушного и водного транспорта, вырабатывают и вносят руководству подразделений по борьбе с экономическими преступлениями предложения по пресечению и нейтрализации криминогенных процессов в сфере экономики.
8. Осуществляют другие меры по предупреждению преступлений, с учетом специфики своей деятельности.
Сотрудники подразделений УВДРО МВД России осуществляют следующие меры, направленные на предупреждение преступлений:
1. Анализируют состояние безопасности особо важных и режимных объектов, осуществляют мероприятия по их охране и обороне.
2.Оказывают содействие должностным лицам обслуживаемых объектов по разработке мер обеспечения безопасности их деятельности.
3.Осуществляют иные меры направленные на предупреждения правонарушений, с учетом специфики своей деятельности.6
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством РФ.7
1 Опарин В.Н. Правовое регулирование и применение мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: Автореф. дисс… канд. юрид. наук / Омский ЮИ МВД РФ. 1998. – 22 с.
2 Указ Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» от 2 ноября 1993г., №1815 // Собрание актов Президента и Правительства РФ.- Т10.-С.273.
3 Федеральный закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992г., №3185-1 (ред. 10.01.2003г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- 1992.-№33.-Ст.1913; Собрание законодательство РФ.-1998г.-№30.-Ст3613.
4 Наставление в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений Утверждено Приказом МВД России от 11 августа 1998г. №490 // Справочная информационно-правовая система гарант.
5 Административно-правовая деятельность органов внутренних дел. Общая часть / Под ред. Коренева А.П. Издательство «Щит-М» — М.,1997г.-275с.
6 Наставление в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений Утверждено Приказом МВД России от 11 августа 1998г. №490 // Справочная информационно-правовая система гарант.
7 Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999г.,№120-ФЗ (ред. от 07.07.2003) // Собрание законодательство РФ.- 1999г.-№26.-Ст.3177.
18