Развитие сенсомоторики

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: социально-психоло-

гическая.

Уровень программы: образование младших школьников.

Актуальность программы

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост количества детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития детей с умственной отсталостью. На сегодняшний день психолого-педагогическойнаукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространённым и тяжёлым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста, занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребёнка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и при чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи: чем лучше ребёнок двигается, тем лучше он обычно говорит.

Научная обоснованность

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, Л. В. Антоновой-Фоминой)была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В. М. Бехтерева также доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности мышления.

4 стр., 1562 слов

Формирование связной речи у детей с умственной отсталостью

... речи детей с умственной отсталостью. 2. Выявить особенности развития связной речи детей с умственной отсталостью на уроках чтения. Объект - связная речь детей с умственной отсталостью. Предмет - совершенствование связной речи детей с умственной отсталостью ...

М. Н. Пастухов, специальный психолог ГОУ ТО ТОЦ «Помощь», г. Тула

В настоящее время Л. А. Матвеева и Э. Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов младших школьников».

Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объёма зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют их знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогическихусловий развития. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребёнка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционновоспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества:

yрисование;

yаппликация;

yлепка;

yконструирование;

yплетение;

yвязание;

yвышивание,

yшитьё;

yвыкладывание мозаики;

yсортировка мелких геометрических фигур или предметов с учётом их формы, цвета, размера,

yнанизывание бус;

yшнуровка;

yниткопись;

yоригами и др.

Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие — использование в образователь-

ном процессе различных приёмов:

yдидактические игры;

yигры с песком, водой, кубиками, конструктором;

yмозаика;

yграфические игровые упражнения;

yпальчиковые игры;

Пилотный выпуск

8

ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ!

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

yглазодвигательные упражнения;

yподвижные игры;

yфизкультурные упражнения игрового характера и т. д.

«Пальчиковый игротренинг» включает в себя:

yстатические игровые упражнения для пальцев и кистей рук;

yдинамические игровые упражнения;

yпальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Цель программы: коррекция отклонений и разви-

тие сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи программы:

yотработка новых форм и видов зрительно-двигатель-ной и моторной координации ребёнка;

yразвитие осязания и мелкой моторики ребёнка;

yкоррекция и развитие зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания;

yкоррекция и развитие произвольного поведения;

yкоррекция и развитие эмоциональной сферы;

yкоррекция и развитие познавательных процессов;

Ковалевой Л. Ю. Данная методика нацелена на выявление сенсорных эталонов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Первый блок занятия

Состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз.

Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственнуюактивность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие имеет большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии памяти, внимания, мышления, речи.

Выполняются эти упражнения в течение 10 минут.

Второй блок занятия (разминка)

Задача разминки — сбросить инертность физи-

yразвитие способности к творческому самовыражению. ческого и психического самочувствия, поднять об-

Продолжительность курса: занятия рассчитаны на щий тонус, настроить детей на активную работу,

одно полугодие. Всего 16 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю в течение 1 академического часа при условии комплексной работы разных специалистов (логопед, дефектолог, психолог).

Время проведения: вторая половина дня. Форма занятия:индивидуальная.

Особенности помещения: занятия проводятся в сенсорной комнате с соответствующим оборудованием.

Показания к применению программы

Программа показана младшим школьникам с умственной отсталостью.

Эффективность программы и способы ее отслеживания

С целью отслеживания результативности заполняется дневник развития ребёнка и собираются продукты деятельности. На входе и выходе проводится диагностика. За основу программы исследования взята и адаптирована, с целью выявления и сформированности сенсорных эталонов, методика Войлоковой Е. Ф., Андрухович Ю. В.,

разогреть внимание и интерес ребёнка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мыш-

ления, второе — на развитие восприятия.

По времени выполнение этих упражнений занимает 5−10минут.

Третий блок занятия (основной)

Состоит из задания изобразительного характера: лепки, рисования, аппликации и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. В составе данного блока проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Эти игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения.

По времени эта часть занимает 25−30минут.

Четвертый блок занятия

Упражнения на релаксацию, сопровождающиеся расслабляющей музыкой и позволяющие успокаивать ребенка, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.

Заканчивается занятие ритуалом прощания специалиста с ребёнком. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково.

Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: ребёнок и специалист встают напротив друг друга и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь

ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ!

9

Пилотный выпуск

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здравствуй!!!», произнесённое вместе.

Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!!!».

На этот блок отводится 10 минут.

По окончании занятия ребенок пьёт сок вместе с родителями. Затем проводятся беседы с родителями.

Перечень учебно-методическогообеспечения

Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций:

yплоские и объёмные геометрические фигуры разной величины;

yполоски цветного картона разной длины и ширины;

yгеометрическое лото;

yсенсорные модули;

yпредметные картинки и пр.

Материалы для изобразительного творчества:

yгуашь;

yкисточки;

yбелая и цветная бумага;

yлоскутки ткани;

yкрупа;

yприродный материал — листья, картофель;

yпластилин и др.

Планируемые эффекты от реализации программы

После проведения цикла занятий младшие школьники с умственной отсталостью должны уметь:

yцеленаправленно выполнять действия по инструкции специалиста;

yзрительно дифференцировать предметы по форме, величине и цвету;

yразличать основные цвета и их оттенки;

yразличать «наложенные» изображения предметов;

yдействовать по звуковому сигналу;

yадекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

yпроводить ровные, четкие линии;

yсамопроизвольно согласовывать свои движения и действия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Знакомство

Цель: формирование у ребёнка интереса к окружающим людям, коррекция эмоционального состояния.

1.Приветствие «Улыбка» и вступительная беседа.

2.Упражнения на развитие мимических движений (поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, наморщить нос и т. д.).

3.Игра «Пиктограммы» (модифицированный вариант игры, предложенной Н. В. Клюевой и О. В. Касаткиной).

4.Подведение итогов занятия.

Тема 2. Диагностика на входе

Цель: выявление сенсорных эталонов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Тема 3. Вводное занятие Цель: снятие враждебности, снятие эмоционально-

го напряжения, развитие рисовальных движений и мелкой моторики руки, развитие творческого воображения, психомышечная тренировка.

1.Приветствие «Улыбка».

2.Упражнения на релаксацию.

3.Рисование «Злой и добрый волшебник».

4.Обсуждение рисунков.

Тема 4. Хоровод у ёлочки

Цель: развитие сенсомоторных координаций, ки-нетико-кинестетическойрегуляции тонко дифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.

1.Упражнение гимнастики для глаз. Упражнение для развития мелкой моторики «Фонарики».

2.Разминка. Упражнения «Путаница» и «Сложи узор».

3.Пальчиковая игра «Помощники». Изобразительное творчество: тычок жесткой полусухой кисточкой «Наша ёлка в Новый год». Игра малой подвижности «Весёлые снежинки».

4.Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 5. Я слепил снеговика

Цель: развитиезрительно-пространственноговосприятия, глазомера,образно-пространственно-кинесте-тической интеграции.

1.Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак — ребро — ладонь», «Фонарики».

Пилотный выпуск

10

ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ!

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

2.Разминка. Упражнения «Чем похожи?» и «Построй башню».

3.Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: аппликация из скомканной бумаги «Снеговик». Игра малой подвижности «Вокруг снеговика».

4.Упражнение на релаксацию «Плывем в облаках».

Тема 6. Сказочные деревья

Цель: тренировка манипуляционных движений на базе сенсомоторных интеграций(визуально-моторной,вестибулярно-визуальной)и произвольной регуляции.

1.Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак — ребро

— ладонь", «Фонарики», «Дом — ёжик — замок».

2.Разминка. Упражнение «Чайник с крышечкой», игра «Тени».

3.Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Изобразительное творчество: оттиск печатями «Деревья в волшебном лесу». Игра малой подвижности «Ель, берёза, дуб».

4.Упражнение на релаксацию «Плывём в облаках».

Тема 7. В гости к сказке

Цель: отработкаглазо-ручнойкоординации, развитие произвольной регуляции, концентрации внимания, усидчивости.

1.Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак — ребро — ладонь», «Фонарики», «Дом — ёжик — замок» «Гусь — курица — петух».

2.Разминка. Игра «Колпак мой треугольный», упражнение по дорисовыванию симметричной половины изображения.

3.Пальчиковая игра «Мои весёлые пальчики». Изобразительное творчество: монотипия «Сказочные картинки». Игра малой подвижности «Хочешь с нами поиграть?».

4.Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки».

Тема 8. Цветные автомобили

Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать(визуально-пространственнойкоординации).

1.Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Фонарики», «Дом — ёжик — замок», «Гусь — курица — петух», «Зайчик — колечко — цепочка».

2.Разминка. Упражнение «Собери фигуру» и игра «Ночной поезд».

3.Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: оригами «Автомобиль», конкурс на самый быстро сделанный автомобиль «Авторалли». Игра малой подвижности «Светофор».

4.Упражнение на релаксацию «Радуга».

Тема 9. Весенний пейзаж

Цель: познание различных сенсорных оттенков воспринимаемых систем, развитиевизуально-моторно-кинестетической интеграции.

1.Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Дом — ёжик — замок», «Гусь — курица — петух», «Зайчик — колечко — цепочка», «Ножницы — собака — лошадка».

2.Разминка. Упражнения «Костёр», «Графический диктант».

3.Пальчиковая игра «Прогулка». Изобразительное творчество: аппликация из ватных дисков «Весенний лес». Игра малой подвижности «Палочки».

4.Упражнение на релаксацию «Радуга».

Тема 10. Необычная вышивка

Цель: развитие сенсомоторных координаций, кине-тико-кинестетическойрегуляции тонко дифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.

1.Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Гусь — курица — петух», «Зайчик — колечко — цепочка», «Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка».

2.Разминка. Игра «Поставь пальчик», упражнение «Копировщики узоров».

3.Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: вышивка на картоне «Волшебные клубки». Игра малой подвижности «Конспиратор».

4.Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки».

Тема 11. От домика к домику

Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать(визуально-пространственнойкоординации).

1.Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик — колечко — цепочка», «Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка», «Флажок — рыбка — лодочка».

2.Разминка. Упражнения «Дорожки» и «От дома к дому».

3.Пальчиковая игра «Строим дом». Изобразительное творчество: работа в технике «рваной» аппликации «Домик для гномика». Игра малой подвижности «Рисуем вместе».

4.Упражнение на релаксацию «Отдых».

ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ!

11

Пилотный выпуск

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Тема 12. Винни-Пухивсе-все-всеЦель: развитие кинетико-кинестетического и про-

странственного восприятия, сенсомоторной интеграции.

1.Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка», «Флажок — рыбка — лодочка», «Сарай — дом с трубой — пароход».

2.Разминка. Игра «Кто быстрее и ровнее?». Упражнение в перебирании и сортировке крупы.

3.Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: аппликация с использованием крупы «Наш весёлый Винни-Пух».Игра малой подвижности «Ничего не видно».

4.Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 13. Кораблики в море

Цель: отработка манипуляционных движений на базе сенсомоторных координаций и произвольной регуляции.

1.Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка», «Флажок — рыбка — лодочка», «Сарай — дом с трубой — пароход».

2.Разминка. Игра «Чего не стало?», упражнение «Сделай как я».

3.Пальчиковая игра «Лодочка». Изобразительное творчество: аппликация из спичек «Кораблик». Игра малой подвижности «Море волнуется».

4.Упражнение на релаксацию «Отдых на море».

Тема 14. Звёздное небо

Цель: развитие интеграции кинестетической и визуальной системы с моторной системой.

1.Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик — коза — вилка», «Флажок — рыбка — лодочка», «Сарай — дом с трубой — пароход».

2.Разминка. Упражнение «Сколько треугольников?», игра «Звёздочки».

3.Пальчиковая игра «Мы играем». Изобразительное творчество: набрызг, печать поролоном по трафарету «Звёздное небо». Игра малой подвижности «Угадай, где монетка».

4.Упражнение на релаксацию «Полёт высоко в небе».

Тема 15. Диагностика на выходе

Тема 16. Заключительное занятие

Цель: снятие напряжения ребёнка путём вовлечения его в физическое действие, способствование воз-

никновению партнёрских отношений со специалистом,

вызов положительных эмоциональных переживаний.

yВводная часть

yРазминка

yЗадания

yРефлексия и подведение итогов занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1.Белоусова Л. Е. ИспользованиеМонтессори-терапиив сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика. — 2002. — № 2. — С.38−43.

2.Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю.

Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическоепособие. — СПб: КАРО, 2005 — 304 с.

3.Гурова Е. М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа 2000. — № 5. — С.61−62.

4.Асафьева Г. П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы / Художник Афоничева Е. А. — Ярославль: Академия развития, 2007. — 80 с.

5.Казакова Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с.

6.Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя — М.: Просвещение, 1990. — 191 с.

7.Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР): Пособие для практических работников детских садов — СПб: ДЕТСТВОПРЕСС, 2005. — 144 с.

8.Краснощекова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 319 с.

9.Моисеева Л. Г. Готовим руку к письму — СПб: Речь, 2004 — 80 с.

10.Пиаже Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.

11.Пименова Е. П. Пальчиковые игры / Е. П. Пименова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 221 с.

12.Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, 1998. — 160 с.

13.Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 224 с.

14.Совершенствование движений и сенсомоторного развития — .

15.Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.

16.Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

17.Удалова Э. Я., Матвеева Л. А. Формирование так- тильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — № 3. — С. 37−41.

Пилотный выпуск

12

ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ!

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector