Работа в оздоровительном лагере

ПОДГОТОВКА К ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ

Пояснительная записка

Цель практики:формирование у студентов готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях загородного оздоровительного лагеря (площадки при ОУ) для детей и подростков.

 

Задачи практики:

1. Познакомить студентов с нормативными, организационно-содержательными, кадровыми, санитарно-гигиеническими условиями функционирования летнего оздоровительного лагеря (летней площадки при ОУ).

2. Освоение студентами навыков планирования и проектирования содержания жизнедеятельности детского коллектива в условиях летних каникул.

3. Формирование навыка разработки программы психолого-педагогического ис­следования детского коллектива.

4. Формирование навыков анализа собственной педагогической деятельности.

5. Развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.

База практики: НТПК №1.

 

Виды деятельности студентов на практике.

1. Ознакомление с условиями функционирования летнего оздоровительного лагеря (летней площадки при ОУ).

2. Изучение теоретических и методических вопросов организации летнего отдыха детей и подростков.

3. Планирование жизнедеятельности детского коллектива в условиях летних каникул.

4. Составление и подбор конспектов мероприятий различной направленности (не менее 20, для детей различного возраста).

5. Подбор речёвок, названий и девизов отрядов.

6. Защита студенческого отряда: оформление и защита отрядного уголка, представление модели смены, выступление с творческими номерами.

 

Отчётность студентов по практике.

1. Дневник практики: титульный лист, рекомендации по практике, таблица.

Дата Содержание деятельности Анализ дня
     

2. Тетрадь с теоретическим и практическим материалом по практике.

3. Названия и девизы отрядов, речёвки (по 5 штук).

4. Участие в оформлении и защите отрядного уголка, модели смены.

5. Конспекты мероприятий различной направленности (не менее 20, для детей различного возраста).

Содержание практики

№ п/п Наименование темы Кол-во часов
Работа в учебных группах
1. Ознакомление с целью и задачами практики. Нормативно-правовое обеспечение работы в оздоровительном лагере (на площадке при ОУ).
2. Правила техники безопасности в загородном оздоровительном лагере (на площадке при ОУ).
3. Психологические особенности жизнедеятельности детского коллектива на разных этапах смены (адаптационном, основном, заключительном).

Возрастные особенности детей.

4. Организация деятельности детского коллектива на разных этапах смены (адаптационном, основном, заключительном): заезд в лагерь, знакомство, выбор названия отряда, выбор и функционирование органов самоуправления, режим дня и пр.
5. Основы планирования жизнедеятельности детей в лагере (на площадке при ОУ): принципы планирования, формы планирования, этапы планирования и прочее.
6. Разновидности коллективных творческих дел, отрядных мероприятий. Методика организации и проведения коллективных творческих дел, отрядных мероприятий.
7. Составление, подбор конспектов занятий различной направленности.
8, 9. Проведение студентами занятий различной направленности.
10, 11. Проведение студентами занятий различной направленности.
Работа в составе студенческого отряда
12. Требования к защите студенческого отряда: название и девиз отряда, представление модели смены, защита отрядного уголка, выступление с творческими номерами.
13. Планирование защиты студенческого отряда.
14-16. Подготовка защиты студенческого отряда.
17. Защита студенческого отряда. Анализ методических копилок студентов, их дневников.
18. Допуск к практике. Получение студентами направлений на практику.
Итого:

 

Работа в оздоровительном лагере

без направления из колледжа в качестве летней практики не засчитывается!

ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА

Пояснительная записка

Цель практики:совершенствование профессиональных компетенций студентов в ходе работы с детским разновозрастным коллективом в условиях летних каникул.

 

Задачи практики.

1. Развитие умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул.

2. Овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период; охраны жизни и здоровья детей.

3. Развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.

4. Развитие умения устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми, коллегами, родителями.

5. Развитие умения анализировать собственную педагогическую деятельность.

 

База практики:загородные оздоровительные лагеря, площадки при ОУ.

 

Виды деятельности студентов на практике

1. Организационно-педагогическая работа (знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями лагеря, с составом отряда, проверка степени готовности детей к выезду в лагерь, беседы с родителями, составление плана работы отряда, формирование органов самоуправления и работа сними).

2. Изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, состояния их здоровья, условий жизни и воспитания.

3. Организация коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания (в области развития познавательных интересов детей и подростков, нравственного, эстетического, трудового воспитания, спортивно-оздоровительной работы и др.).

4. Организация режима, активного отдыха детей, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию.

5. Проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками.

6. Участие в круглом столе по подведению итогов практики (в колледже в сентябре 2012 года).

Отчётность студентов по практике.

1. Дневник практики: титульный лист, таблица:

 

Дата Содержание деятельности Самоанализ Анализ педагога
       

 

Схема самоанализа по итогам прожитого дня.

a) Выполнен ли план работы на день? Что удалось? Что не удалось выполнить? Почему?

b) Произошли ли изменения в отряде? Каково настроения ребят в отряде? Кто обратил на себя внимание? Чем?

c) Что нового этот день дал Вам, как педагогу? Какое событие (дело) дня было наиболее важным в воспитательном отношении?

d) Удался ли день в целом? Что будете учитывать при планировании деятельности в дальнейшем?

2. Конспекты 5 зачётных мероприятий.

3. Характеристика по итогам летней практики (с отметкой и печатью).

4. Характеристики на проведение 5 зачётных мероприятий (с отметкой и печатью).

5. Материалы для творческого отчёта по практике (отрядные уголки, работы детей, фотографии и др.).

Содержание практики

 

На подготовительном этапе происходит ознакомление студентов с целью и задачами практики, отчетной документацией по практике.

 

В ходе рабочего этапа студенты изучают индивидуальные особенности детей и подростков; проектируют педагогическую деятельность на смену с учетом уровня развития личности воспитанников; организуют и проводят воспитательно-оздоровительную работу с детьми и подростками; анализируют собственную педагогическую деятельность. Кроме того, студент составляет характеристику на одного, двух воспитанников.

Итоговый этап практики проводится в колледже при непосредственном участии студентов младших курсов.

 

Требования к уровню образованности студентов

 

Студенты должны уметь:

§ определять цель и задачи воспитательно-оздоровительной деятельности с детьми в условиях лагеря;

§ составлять план работы на смену и на каждый день с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;

§ организовывать самоуправление в коллективе;

§ устанавливать педагогически и психологически целесообразные отношения с детьми, коллегами, родителями;

§ анализировать собственную деятельность с детьми и подростками;

§ разрабатывать и проводить различные воспитательные и досуговые мероприятия.

Студенты должны знать:

§ содержание нормативно-правовых документов, регламентирующих летний отдых детей;

§ структуру и специфику педагогической деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря;

§ возрастные особенности детей и подростков;

§ методику организации педагогической деятельности в разновозрастных детских коллективах.

Студенты осознают:

§ значимость совместной деятельности детей и взрослых;

§ ценность самоуправления для становления личности ребенка, для самореализации его способностей;

§ роль психологических и педагогических знаний в своей профессиональной деятельности.

 

Обязанности и права практикантов

1. Практикант обязан:

— подчиняться правилам внутреннего распорядка лагеря (зоны отдыха), распоряжениям администрации, руководителя практики;

— постоянно находиться с детьми (или доверять их только ответственному за детей лицу) и отвечать за их жизнь и здоровье;

— присутствовать на педсоветах и планёрках;

— заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать педагогические умения в условиях летнего отдыха детей, развивать культуру общения и речи;

— проводить с детьми интересную, психологически и педагогически целесообразную работу и полноценно организовывать всю жизнедеятельность детского коллектива в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей;

— своевременно и аккуратно вести педагогический дневник и предоставлять всю требуемую отчётность по практике групповому руководителю (методисту) и администрации лагеря;

— не покидать территорию лагеря без уведомления об этом руководства;

— не оставлять детей одних у водоёмов, туристических стоянок, в любом другом месте вне территории лагеря.

 

2. Практикант имеет право:

— принимать активное участие в деятельности педагогического коллектива лагеря, выступать на педсоветах, выдвигать самостоятельные решения;

— иметь выходной день за каждые шесть дней работы;

— отказаться от выполнения непедагогических видов работы (работа на кухне (вне дежурства) в подсобном хозяйстве и другие вспомогательные виды работы;

— отказаться от прохождения практики в роли подменного вожатого, если он достиг совершеннолетия;

— обратиться за помощью к администрации и в своё педагогическое учебное заведение.

3. В случае нарушения дисциплины и невыполнения своих обязанностей практикант может быть отстранён от прохождения практики.

4. Практикант, не выполнивший программу практики, не допускается к I этапу ИА (Государственной аттестационной практике).

Требования к студентам, выезжающим работать в лагерь в качестве

помощников воспитателей (вожатых)

Студент, выезжающий на практику в оздоровительный лагерь должен:

1. Своевременно пройти флюорографию и поставить печать о её прохождении в медицинское направление.

2. Своевременно оформить в медицинском направлении на работу в лагерь отметку о наличии прививок (до 15 июня в медпункте колледжа или по месту жительства).

3. Своевременно (за 10 дней до заезда в лагерь) пройти медицинское обследование, результаты которого отражаются в медицинском направлении на работу в лагерь.

4. Иметь допуск к летней практике (направление на практику), методическую копилку.

5. Иметь при себе:

— паспорт,

— полис обязательного медицинского страхования,

— свидетельство пенсионного страхования,

— ИНН,

— справку с места учебы (для оформления на работу и предоставления налоговых льгот),

— для работающих – справку с места работы о том, что находится в отпуске без содержания, трудовую книжку.

К сведению студентов

Летняя практика, по существу, является самостоятельной педагогической работой с полной ответственностью за жизнь, здоровье детей, подростов, их полноценный отдых и развитие. Специфичны время и место этой работы. Время – каникулы, место – лагерь, чаще всего загородный. Деятельность помощника воспитателя в лагере многофункциональна: он и воспитатель, и организатор детской жизни, и физрук, и затейник, и няня, и медсестра.

Неформальность обстановки в лагере, многообразие форм и видов деятельности позволяет создать благоприятные условия для самосознания каждого воспитанника. Понимание огромного воспитательного потенциала летнего лагеря – одна из основных педагогических установок, которую необходимо сформировать у студента, выезжающего на практику в лагерь. Таким образом, детский оздоровительный лагерь для практиканта становится не только местом практики, но и сильнейшим фактором профессионального становления.

В ходе практики студенты ведут дневник, в который заносится вся необходимая информация о воспитанниках, деятельности помощников воспитателей. Ведение дневника поможет студенту сделать объективный анализ и наметить педагогически и психологически целесообразные пути взаимодействия с детьми.

Для осуществления контроля за деятельностью практикантов в ходе практики за оздоровительными лагерями закрепляются методисты – преподаватели колледжа. Они также осуществляют контроль за ведением студентами документации, в случае необходимости оказывают помощь. По окончании практики проводится творческий отчет студентов о проделанной работе. Студенты представляют варианты оформления отрядных уголков, планы работы, поделки и рисунки детей и т.п.

 

По итогам практики студенту выставляется отметка.

Характеристика на студента ГБОУ СПО СО «НТПК № 1» по итогам летней практики

Ф. И. О. студента __________________

Группа _______Специальность ______

База практики_____________________

(название оздоровительного лагеря или № ОУ, город, смена)

 

Обобщённые функции Компетенции, признаки их проявления Степень выраженности компетенции (балл)
Проектирование педагогического процесса 1. Осуществляет сбор и анализ информации об уровне развития детей, детского коллектива  
2. Проектирует педагогический процесс в соответствии с уровнем развития детей, с их индивидуальными и возрастными особенностями, с задачами и тематикой смены  
3. Владеет психолого-педагогическими знаниями, в достаточной степени обеспечивающими организацию деятельности детей в условиях оздоровительного лагеря  
4. Планирует объекты педагогической деятельности (досуговые мероприятия, родительские дни и пр.)  
5. Разрабатывает методическое сопровождение педагогической деятельности в соответствии с задачами и тематикой смены  
Реализация педагогического процесса 1. Организует педагогический процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей отряда, уровнем их развития  
2. Мотивирует детей и подростков к различным видам деятельности  
3. Организует детский досуг, вовлекает детей в различные виды деятельности  
4. Владеет технологией воспитательной работы  
5. Умеет устанавливать контакт с детьми  
6. Умеет предупреждать конфликтные ситуации  
7. Проявляет гибкость и мобильность во взаимодействии с детьми и коллегами  
8. Проявляет инициативность, активность в своей деятельности  
9. Проявляет творческое отношение к работе  
10. Проявляет ответственное отношение к работе  
Контроль педагогического процесса 1. Оценивает динамику развития детей и осуществляет коррекцию педагогического процесса на основе анализа полученных результатов  
2. Осуществляет анализ собственной педагогической деятельности с целью дальнейшего ее совершенствования  
3. Оформляет документацию, обеспечивающую педагогический процесс, качественно и своевременно  
Общий балл  
Итоговая отметка