Программа дополнительного образования и коррекции сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха «сенсорика»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Целью программы занятий дополнительного образования является коррекция познавательной сферы ребенка с нарушением слуха и речи и развития его личности. Эта работа включает в себя коррекцию сенсорного и интеллектуального развития, мнестической, эмоционально-волевой, речевой, мотивационной сфер, механизмов воле­вой регуляции.

В процессе дополнительного образования осуществляется развитие основных видов чувст­вительности, восприятия пространственно-временных отношений, накоп­ление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях. В данной программе не выделен отдельно раздел по развитию слухового восприятия неслышащих детей. Работа по развитию остаточной слуховой функции органически включается во все этапы учебно-воспитательного про­цесса школы.

Комплексное использование сохранных анализаторов и остаточных воз­можностей нарушенного анализатора способствует более успешному раз­витию познавательной деятельности учащихся и личности ребенка в це­лом.

Известно, что интеллектуальное развитие глухого ребенка осуществляется через развитие психических процессов. При этом особое внимание уделяется развитию мышления как наглядно- действенного и наглядно -образного, так и словесно- логического, формированию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования.

Значительное место в программе дополнительного образования занимает работа по формированию воображения, развитию самостоятельности ученика, его самосознания че­рез совместную деятельность, значимую для глухого школьника.

На занятиях дополнительного образования по коррекции сенсорного и интеллектуального развития, так же как на общеобразовательных, проводится работа по развитию речи не­слышащих учеников в соответствии с требованиями программы по русско­му языку.

Употребление речевых конструкций учениками, обозначенных в про­грамме по развитию речи, происходит в связи с организацией особой дея­тельности в процессе урока, побуждающей к речевому действию, в процес­се решения различных интеллектуальных задач.

Обучение строится с опорой на все виды речевой деятельности уча­щихся, на основе отбора речевого материала, предусмотренного програм­мой по русскому языку.

Особое внимание уделяется формированию умения объяснять свои дей­ствия, доказывать их целесообразность, умению выражать в речи установ­ленные причинно — следственные связи и правильно оформлять свое вы­сказывание.

4 стр., 1671 слов

Использование игровых форм обучения в системе дополнительного ...

... дополнительное образование детей: Федеральный закон «О дополнительном образовании» (2002 г.), Закон Российской Федерации «Об образовании» (2013 г.), Концепция долгосрочного социально-экономического развития ... подростков в учреждениях дополнительного образования. Объект исследования: процесс обучения в учреждениях дополнительного образования. Предмет исследования: игровые методы работы в процессе ...

Данная программа построена с учетом содержания других дисциплин, изучаемых в школе, включает предметы и явления окружающего мира, све­дения, доступные для детей.

Основными задачами программы являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи:

— создание коррекционных условий для развития сохранных познава- тельных функций и личностных особенностей;

  • осуществление сенсорного развития внутри содержательных видов деятельности;
  • развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, во­ображения;
  • коррекция интеллектуального развития, формирование умения срав­нивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, рассуждать;
  • развитие внимания, формирование динамических характеристик вни­мания, врабатываемости, устойчивости;
  • формирование механизмов волевой регуляции и саморегулирования в заданной деятельности, работоспособности, умения сосредотачиваться на учебном действии;
  • овладение умением оречевлять свои действия с предметным материа­лом, рассуждать, строить речевое высказывание;

— формирование положительной мотивации к учению;

  • воспитание самостоятельности при выполнении учебных заданий, уме­ния доводить начатое действие до конца;
  • воспитание умения общаться с одноклассниками, действовать совме­стно;

развитие разговорной, связной речи.

Настоящая программа опирается на основополагающее положение пси­хологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в ней. В работе по программе используются предметная и игровая деятельность с постепенным увеличением объема учебной деятельности.

В процессе занятий осуществляется тесная связь с другими предмета­ми, особенно с русским языком, развитием речи, математикой, максималь­но используется материал, изучаемый на этих уроках. Программа предпо­лагает учет объема знаний, умений и навыков учащихся, которые они получают по смежным предметам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I КЛАСС

(33 ЧАСА)

Развитие основных видов чувствительности

Учащийся должен научиться:

  • соизмерять ширину, высоту, длину предметов;
  • определять форму, объем предметов;
  • ориентироваться в пространстве и времени;

— находить сходство и различие предметов, по-разному расположенных в пространстве;

— выбрать предмет по образцу, предъявленному учителем;

— обобщать предметы по определенным признакам (цвет, форма, вели­чина);

16 стр., 7809 слов

Основные направления психологической помощи детям с нарушениями ...

... аномалий развития. Психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, могут ... с выраженными эмоциональными нарушениями. Эффективность психологической помощи в должной мере зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка. Например, рисования, конструирования и других. ...

  • определить название предмета, форму предмета;
  • сложить из проволоки геометрическую фигуру;

— получить как можно большее число оттенков одного цвета с помо­щью красок;

— ориентироваться по плану в пространстве.

Виды деятельности

Определение формы окружающих предметов (по образцу, самостоятель­но).

Распознавание предметов с помощью осязания. Сравнение объектов по различным признакам, самостоятельное выделение признаков (цвет, фор­ма, величина, назначение).

Ориентировка в пространстве с опорой на сло­весную инструкцию и самостоятельно. Определение сходства и различия предметов, по разному расположенных в пространстве. Группировка объ­ектов на основе словесной инструкции, самостоятельно. Упражнение на фор­мирование операций обратимости (накладывание на контур частей и их пе­реворачивание).

Выделение признаков предмета и их классификация по существенным признакам и по несущественным с помощью учителя.

По предъявленному образцу оттенка цвета подобрать такой же. Само­стоятельное получение оттенка цвета с помощью красок в соответствии с предъявленным образцом. Выполнение заданий по инструкции устной или письменной: к заданному оттенку подобрать предметы такого же оттенка.

Ориентировка в пространстве (внизу, вверху, слева, сзади, над, под).

Ориентировка во времени при выполнении практических работ.

Задания и дидактический материал

Игра «На что похоже?» (на примере овощей, фруктов).

Игра «Волшебный мешочек». (Вынуть предмет по образцу, данному учителем).

Дорисуй предмет (овощи, фрукты).

Игра «Сделай так же», «Помоги Незнайке» (найти несоот­ветствие в предъявленных предметах и исправить ошибку).

Дорисуй ряд.

С помощью ножниц изменить фигуру (из квадрата сделать треуголь­ник, из одного треугольника сделать два, из прямоугольника сделать 4 тре­угольника и т. д.).

Складывание картинок из разрезных частей (картинки предлагаются различной сложности).

Составление аппликаций из различ­ного числа деталей (времена года, животные, елочные игрушки и т. д.) За­нятия с использованием компьютерного тренажера.

Словарь и фразеология

Круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, полукруг… похож на…, больше, меньше, большой, маленький. Какие овощи похожи на круг (овал, треугольник).

Что в классе похоже на квадрат?. Лишний(-яя. -ее), уб­рал-положил, нарисовал, взял, написал. Название геометрических фигур. Я вырезал, разрезал. Получился(лось).

Деталь, мелкая, крупная, 6-7 частей, аппликация, название чисел. Названия 7 основных цветов. Темно-синий, светло-синий. Я раскрасил… У меня не получается. Мне трудно. Помогите мне, пожалуйста. Я раскрасил так же. У меня такой же цвет. Слева, справа, посередине, вверху, внизу, около, над, в, под. Угадай — угадал. Дорисовал. Получилась бабочка.

Развитие кинестетических и статических ощущений и восприятий

Развивать умение сохранять равновесие. Выполнять точные движения по подражанию. Выполнять по образцу асимметричные движения. Выпол­нять действия по сигналу учителя и водящего.

14 стр., 6781 слов

Игра как средство развития наглядно-образного мышления детей ...

... можно предположить, что с помощью комплекса игр направленных на развитие наглядно-образного мышления, можно обеспечить развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников, переводя реальные действия с предметами в умения действовать ... сосуд А2. После этого, оставляя сосуд А1 в качестве контрольного образца, на глазах у ребенка содержимое сосуда А2 пересыпается в сосуд В, имеющий другую форму. ...

Виды деятельности

Упражнения на развитие функции равновесия. Ходьба в помещении по прямой, по узкой доске, скамейке, по веревке, поднимание на носки с за­крытыми глазами со страховкой. Упражнения на выполнение точных дви­жений пальцев и кисти рук. Пантомимическое подражание предметам жи­вой и неживой природы. Упражнение на выполнение асимметричных движений по подражанию.

Задания и дидактический материал

Сделай так же. Закрой глаза, открой глаза. Игра «Срежь предмет с за­крытыми глазами», «Нарисуй и вылепи с закрытыми глазами», «Попади в цель», «Прокати мяч между предметами», «Повтори движение водящего», «Одень куклу с закрытыми глазами.» Завязать бант с закрытыми глазами. Выполнение заданий: коснуться правой рукой левого уха и наоборот и т. д.

Собрать пирамидку с закрытыми глазами.

Словарь и фразеология

Сделай так же. Закрой глаза, открой глаза. Нарисуй — нарисовал. По­пал — не попал. Пластилин, слепил. Море, дует ветер, листопад, идет волк, прыгает заяц, летит бабочка.

Развитие тактильно-вибрационных ощущений

Научить определять источник звука с помощью вибрации. Определить предмет с помощью осязания (с ширмой, с закрытыми глазами).

Умение угадывать предмет по вопросам с помощью осязания.

Виды деятельности

Определение направления источника звука по вибрации. Определение и выбор предмета с помощью осязания (сначала объемные предметы) сре­ди — 8 предметов с последующим показом плоских предметов, счет пред­метов с помощью осязания.

Задания и дидактический материал

Игра «Откуда идет звук?»,»Сколько раз стукнул?», «Волшебный мешо­чек» с ширмой, «Узнай, кто это? (узнать товарища)», «Собери пирамидку с закрытыми глазами» (за ширмой).

Словарь и фразеология

Справа, слева, сзади, спереди, барабан, дудка.

Развитие внимания и наблюдательности при восприятии различного материала

Развивать умение:

  • анализировать содержание картины;
  • выделить в ней объекты;

— устанавливать закономерности на зрительно воспринимаемом мате­риале.

Виды деятельности

Определение по картинкам, что не дорисовал художник, с помощью учи­теля, самостоятельно. Выделение в картинках замаскированных деталей и изображений самостоятельно. Определение лишних объектов на картине со словесным объяснением. Нахождение различий и сходства на картинках со словесным отчетом и объяснением. Проведение линий через лабиринты различной степени сложности с помощью проведения указкой по бумаге, над бумагой, только прослеживание направления взглядом.

5 стр., 2030 слов

Игра как средство развития познавательных процессовмладших школьников

... развитие познавательных процессов», «игра»; 2. в выделении особенностей развития познавательных процессов младших школьников в игре; 3. в определении содержания игр, способствующих развитию ... развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством игры. Предмет исследования - игра как средство развития ... с помощью игры решают нестандартные задачи. Ребенок всегда играет, но игра ...

Задания и дидактический материал

Дорисовать недостающие детали. Найти ошибки у художника. Игра «Что спрятал художник на картине?» (замаскированные предметы).

Найди де­таль картины по словесной инструкции. Продолжить узор. Игра «Лабиринт». Игра на сравнение 2-х картинок (найти отличия).

Выделение нужного пред­мета в ряду других предметов (контурный рисунок).

Занятия с использова­нием компьютерного тренажера. Выделение замаскированных слов, букв. Назвать в классе предметы, начинающиеся с определенной буквы. Найти все буквы «О» Сколько их (по картине)?.

Словарь и фразеология

Рассмотри картинку, дополни, дорисуй, найди ошибку. Сравни карти­ны, продолжи ряд.

Развитие памяти

Формирование умения запоминания, хранения, воспроизведения учеб­ного материала.

Виды деятельности

Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. За­поминание картинок — 10 и более с последующим называнием. Воспроизве­дение названий предметов, изображений, предъявленных для запоминания. Зарисовка картинок к предъявленным словам с последующим воспроизведе­нием этих слов (предметные картинки, сюжетные картинки).

Называние пред­метов и объектов по показанной, а затем закрытой картинке.

Задания и дидактический материал.

Запомни и повтори, назови. Игры на увеличение объема памяти: «Запом­ни предыдущие слова, воспроизведи и назови слово». Темы: овощи, фрукты, животные. Запоминание и воспроизведение считалок. Запомни предъявлен­ные предметы и назови их. Игра «Пары слов» (небо — луна, санки — зима).

Запомнить, в каком порядке расположены предметы и сколько их.

Словарь и фразеология

Запомни и повтори, назови, нарисуй. Назови предметы, назови предме­ты по порядку. Сделай как было.

Развитие мышления

Оперировать образами предметов, конструировать из частей целое и выделять из целого части. Развивать умение:

— обобщать предметы по существенным признакам и по несуществен­ным;

  • найти «заменителей» реальных предметов;
  • составить рассказ по серии картинок;
  • составить рассказ по началу и концу;
  • составить предложения с заданным количеством слов;
  • придумать окончание предложения, текста.

Виды деятельности

Упражнения на развитие мышления и воображения. Выявление логи­ческих связей при рассмотрении сюжетных картинок. Выделение «четвер­того» лишнего. Решение логических задач.

Задания и дидактический материал

Игры с мозаикой: составление из деталей мозаики предметов по образ­цу, по рисунку, самостоятельно. Составление фигуры из различных карти­нок. Составление различных изображений из кубиков. Составление из гео­метрических фигур других фигур.

«Логические ребусы»: слово-решение является обобщением дата цепоч­ки данных слов, среди которых есть лишнее.

7 стр., 3026 слов

Орлова Э.А. О предмете и развитии соц. антропологии

... 1925). В это время происходило на­копление знаний, формирование представлений о предмете и границах этой по­знавательной области, кристаллизация исходных оснований и ключевых ... дисциплины, как собственно культурная антропология, физическая антропология, археология, лингвистика. ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ Новые стимулы социальная и культурная антропология ...

Игра «Домино» с математическими заданиями. Определение количест­ва фигур, которые можно сделать из нескольких элементов. Например: сколь­ко флажков можно сделать из 3-х разноцветных полосок. Использование компьютерного тренажера.

Придумай различные назначения предметов (как можно использовать веревку, платок, шарф и т. д.).

Кроссворды. Задачи в стихах. Работа с сери­ей картинок с развивающимся сюжетом. Дорисовывание узора. Дорисовы­вание картинки. (Что можно нарисовать?).

Рисование «кляксами».

Словарь и фразеология

Мозаика, сложи узор, разноцветные кнопки. Составить картинку. Назови картинку. (Не)верно; (не) правильно. Я ошибся. Названия геометрических фигур. Я думаю, что … потому что … Кроссворд, составил слова, угадал слово, подобрал букву. Решил, понял, Я думаю, что … Расставь по порядку. Первая, вторая, третья картина и т. д. Узор, дорисовал. Можно нарисовать … Я думаю, это … Клякса. Сложи пополам. Похоже на … Название цвета.

II класс (34 часа) Развитие различных видов чувствительности

Развивать умение:

  • выполнять различные движения по подражанию, самостоятельно. Оп­ределить предмет на ощупь с использованием ширмы, выбрать на ощупь предмет по какому-либо признаку. Определять источник звука по вибра­ции, характер звуков;
  • определять равенство количества, массы, объема, величины объектов;
  • определять временные промежутки в связи с наполнением их конкрет­ной деятельностью.

Виды деятельности

Выполнение различных движений, в том числе асимметричных по под­ражанию, по словесному описанию, в том числе с закрытыми глазами.

Определение с помощью осязания предметов по заданному признаку (за ширмой).

Определение с помощью вибрации, слухового восприятия источника и характера звука.

Определение равенства количества пластилина в 2-х шариках одинако­вой формы при изменении формы одного из них. Определение назначения предмета с опорой на представление. Определение равенства объема жид­кости в сосудах разной формы, величины. Определение равенства по вели­чине (по длине) 2-х одинаковых проволок, при изменении формы одной из них. Определение заданного предмета по величине бумажной полоски, рав­ной длине (ширине, высоте) этого предмета.

Задания и дидактический материал

Переливание жидкости в сосуды разной формы. Изменение формы про­волоки. Практическая работа (1-е: определение на глаз; 2-ое: приложение полоски к предмету).Игра «Каждой вещи свое место» Дорисовать рисунок по контуру и по его части. Игра «Кто быстрее?» (нарисовать, написать, бы­товая деятельность, убрать книги, застелить постель, прочитать).

Определять, сколько времени нужно для того, чтобы выполнить какую-либо деятельность: решить примеры, убрать постель, доехать до школы и т. д.

Словарь и фразеология

Одинаковые, тяжелый, легкий, тяжелее, легче, пластилин, слепи, сделай так же, похоже на. Где больше (меньше) пластилина? Где тяжелее (легче)? Стакан, кувшин, бутылка, банка, ведро. Налей, вылей; вода, молоко, чай. Оди­наково. Где больше (меньше)? Сравни. Тут больше (меньше) потому что … Проволока, гибкая, геометрические фигуры (название); согнул. Длинная -короткая, длиннее — короче. Длина, ширина, высота (для понимания), полос­ка бумаги, учебные вещи, кукольная мебель и т. д. Части суток. Урок начина­ется. .., перемена заканчивается…, песочные часы, успел — не успел.

12 стр., 5524 слов

Использование игрушки для развития словаря детей раннего возраста

... эффективным для развития словаря детей раннего возраста. Объект исследования: развитие словаря детей. Предмет исследования: роль игрушки в развитии словаря. Цель исследования: выявление зависимости развития словаря детей раннего ... высказывании. Поэтому, формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связанной речи детей. Для выяснения сущности словарной работы в детском саду ...

Развитие внимания, наблюдательности, восприятия, памяти, воображения

Развивать умение:

— классифицировать признаки предметов, существенные и несущест­венные. Обобщать в слове выделенные признаки, называть основания клас­сификации. Угадывать предмет по признакам, описать его. Сравнивать пред­меты по различным свойствам. Находить при сравнении разные признаки и одинаковые;

— правильно сложить картинку по памяти;

— увидеть и определить изменения в предъявленном материале. Уви­деть и определить закономерности в расположении материала.

Виды деятельности

Выделение в картинках замаскированных деталей самостоятельно с объ­яснением. Нахождение отличия и сходства в расположении предметов, предъявленных для рассмотрения. Нахождение закономерностей в предъ­явленном материале самостоятельно, с обоснованием своих действий. Срав­нение предметов по представлению. Запоминание и воспроизведение раз­личного материала, наглядного и словесного. Придумывание нового функционального назначения предмета с обоснованием. Дорисовывание ри­сунка по предложенной детали. Зарисовка картинок к предъявляемым сло­вам-понятиям с последующим воспроизведением этих слов.

Показ с помощью пантомимы какого-либо предмета, действия (объек­ты, изучаемые на общеобразовательных уроках, и простые действия).

Обобщение объектов, изучаемых на общеобразовательных уроках, их изображений по различным признакам, с помощью учителя, затем само­стоятельно называя основание классификации.

Узнавание предмета по словесному описанию по полному и неполно­му, по демонстрации. Описание предметов по вопросам.

Сравнение предметов по размерам: больше, меньше, одинаковой вели­чины, длиннее, короче, одинаковой длины, шире, уже, выше, ниже, толще, тоньше, одинаковой ширины, высоты, толщины; вначале с опорой на кар­точки с соответствующим и словами, затем самостоятельно.

Практическая работа по превращению одного из шариков в «лепешку», затем в «блин» и сравнение с другим предметом неопределенной формы.

Складывание картинок разной степени сложности вначале по образцу, затем по представлению самостоятельно.

Задания и дидактический материал

Игра «Что изменилось?», в которой предлагается вначале рассмотреть предложенный материал, затем после внесенных изменений узнать их. До­рисовывание ряда картинок, расположенных по определенному признаку, ряда цифр, изображений и т. д. Задания на увеличение объема памяти (невербаль­ная и вербальная память).

Игра «Для чего можно использовать этот пред­мет?», в которой дети придумывают, как по другому использовать знакомый предмет. Детям предлагаются слова, к которым они рисуют рисунки, после того, как нарисовано 10-12 слов, дети воспроизводят первоначальные слова.

6 стр., 2874 слов

Развитие идей и теории психологического поля Курта Левина в современной ...

... современной психологии. Объектом исследования стала существующая теория психологического поля Курта Левина. Предмет работы - развитие идей и теории психологического поля в современной психологии. В соответствии с ... социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые ...

Игра «Угадай, что это?» при показе с помощью пантомимы предмета, события.

Словарь и фразеология

Я нашел, в этом рисунке спрятан… Одинаково то, что предметы распо­ложены слева внизу. Чем отличаются рисунки? Что изменилось, (пропало)? Этот ряд можно продолжить так, потому что … Я запомнил (забыл).

Пока­жите картинку еще раз. Я не успел нарисовать. Этот предмет (платок) мож­но использовать вместо повязки на руку.

Какого цвета, формы, размера? …. больше (длиннее), чем … Эти пред­меты одинаковой длины (ширины, высоты).

Где больше пластилина? Пла­стилина одинаковое количество. Сложите картинку так же. Я сложил кар­тинку. У меня получилось. Я придумал и сложил картинку.

Развитие мышления

Развивать умение:

  • составить рассказ по серии картинок; устанавливать логические свя­зи и отношения на наглядном и словесном материале;
  • перенести свои знания и умения с одного вида деятельности на дру­гой;
  • устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словес­ном материале;
  • пользоваться словами разной степени сложности, обосновывать свои суждения с опорой на наглядный материал;
  • установление логических связей и отношений в тексте по вопросам; выделение «четвертого» лишнего.

Виды деятельности и задания

Раскладывание последовательных картинок по порядку, самостоятель­ное составление по ним рассказа с объяснением причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

Решение несложных логических занимательных задач, задач-шуток. Оп­ределение липшего слова в ряду слов, придумывание окончаний предложе­ний по его началу и наоборот. Установление логических связей и взаимоот­ношений по картинке, по тексту с помощью наводящих вопросов учителя и самостоятельно.

Установление закономерностей на наглядном материале: дорисовыва­ние недостающей картинки, продолжение ряда рисунков, цифр, слов и т.п.

Словарь и фразеология

Разложи картинки по порядку. Я думаю, сначала было а потом … Я разложил картинки так, потому что … Составь рассказ. Лишнее слово потому что … Продолжи предложение (рассказ).

III класс (34 часа) Развитие основных видов чувствительности.

Развитие глазомера; функции равновесия; точных движений; тактиль­но-вибрационных ощущений.

Умение ориентироваться в пространстве и времени.

28 стр., 13796 слов

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей

... развития словаря у детей дошкольного возраста. Объект исследования: формирование словаря у детей дошкольного возраста. Предмет ... данной работы: исследовать уровень развития словаря у ... развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении ... связи с жизнью, с современностью. Обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами ...

Виды деятельности

Срезание развешенных на нитке предметов, рисование объекта с закры­тыми глазами. Выполнение различных упражнений с открытыми и закры­тыми глазами. Конструирование объектов из деталей (за ширмой).Определение с помощью вибрации источника звука; ориентировка в пространстве по плану. Определение местоположения предметов (над, под, слева, справа, около, спереди, сзади, рядом и т.п.) на наглядном материале, затем по сло­весному описанию.

Задания и дидактический материал

Загадки, кроссворды, ребусы. Сравнение объектов, имеющихся в нали­чии и отсутствующих. Игра «Срежь предметы с закрытыми глазами», «На­рисуй с закрытыми глазами». Выделение предметов из группы предметов по названным качествам с помощью осязания.

Игра «Путешествие по плану», «Правила дорожного движения» (исполь­зуются планы местности, карты, схемы улиц города и т.п.).

Работа с конст­руктивной картиной. Расположение деталей аппликации по описанию.

Словарь и фразеология

Я рассмотрел, запомнил, затрудняюсь.

Я посмотрел, подумал и могу ответить. Я хотел бы ответить, помочь, нарисовать и т. д.

Словарь берется из программы по развитию речи, математике, чте­ния. Употребление слов над, под, около, справа, слева, спереди, сзади, рядом.

Развитие внимания и наблюдательности, восприятия, памяти и воображения.

Развивать умение рассматривать сложные сюжетные картины, анали­зировать их содержание, определять лишние объекты, недостающие объек­ты и замаскированные детали, обобщать предметы по определенным при­знакам; сравнивать предметы по разным и одинаковым признакам.

Устанавливать закономерности в расположении объектов на картине. Обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме; развитие уме­ния устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять умение запо­минания, воспроизведения учебного материала; развитие творческого во­ображения фантазии детей.

Виды деятельности

Угадывание предмета по словесному описанию и самостоятельное опи­сание предметов с указанием их существенных и несущественных при­знаков.

Выделение в картинах замаскированных деталей с доказательством (рас­суждением, умозаключением).

Нахождение отличия и сходства в наблюдае­мых объектах и картинах. Нахождение сходства и отличия на словесном материале. Запоминание и воспроизведение ряда слов (дорожных знаков, рисунков) по предъявлению первого или последнего объекта. Работа с кар­тинками и текстом. Работа над многозначностью слова. Составление по тек­сту рисуночного плана и воспроизведение текста по плану. Нахождение взаи­мозаменяемых предметов.

Задания и дидактический материал

Угадывание спрятанных предметов по вопросам.

Работа с открытой и закрытой картиной (с серией картин).

Анализ кар­тинок по вопросам. Игры на увеличение объема памяти. Задание на запо­минание различного материала, отсроченное воспроизведение. Составле­ние по картинкам простых текстов и их последующее воспроизведение в письменной форме. Работа над лексическим значением слова; назови «теп­лые» слова, «грустные» слова и т. д. Работа с текстом. Игра «Придумай, для чего еще можно использовать предмет». Сюжетно-ролевые игры («В мага­зине», «В аптеке», «В поликлинике» и т. д.).

Словарь и фразеология

Словарь на усмотрение учителя в зависимости от темы. Посмотри и запомни, назови по порядку, расположи, как было. Ребенок плачет, сосуль­ка плачет и т.п. Время идет, ребенок идет, автобус идет.

Развитие мышления

Развитие основных мыслительных операций.

Умение анализировать предъявленные тексты, картины, предметы. Установление логических связей и отношений на словесном материале. Построение словесных высказываний в виде доказательств, рассуждений и умозаключений. Оценка деятельности и самооценка со словесным обосно­ванием (потому, что, так как, поэтому и т. п.).

Виды деятельности

Самостоятельное составление рассказа по картинкам с объяснением причинно-следственных связей и отношений между объектами. Составление текста по опорным словам; распространение и сокращение текстов; составление текста по данному началу или концу в устной и письменной форме; составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с установлением логических связей (На улице похолодало, и……………надели теплую одежду).

Составление ответов на вопросы учителя в виде словосочетаний с обос­нованием доказательства, составление перефраз. Решение ребусов, кросс­вордов, логических задач, загадок на заданную учителем тему. Работа с по­словицами. Изменение содержания текста с использованием антонимов.

Задание и дидактический материал

Диктанты на слухозрительной основе; усложненные виды диктантов, где дети должны определить и выделить предложения, не соответствую­щие данной теме. Задание на проведение анализа картинок, изображений на установление причинно-следственных связей по картине. Работа с раз­личными текстами по установлению причинно-следственных связей и от­ношений в тексте.

Логическая задача «Как перевезти козу и капусту» и т. д. (старинные исторические загадки).

Придумывание ситуаций к данной пословице «Ум хорошо, а два лучше». «В работе «Ох!», а ест за трех». «Семеро одного не ждут».

Словарь и фразеология

Я составил рассказ, придумал …, придумал предложение.

Какой снег весной? Снег (какой?) , потому что

Словарь: рыхлый, мягкий, липкий, пушистый, мокрый.

(Работа с антонимами).

Злая зима — добрая зима.

Употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.