ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Целью программы занятий дополнительного образования является коррекция познавательной сферы ребенка с нарушением слуха и речи и развития его личности. Эта работа включает в себя коррекцию сенсорного и интеллектуального развития, мнестической, эмоционально-волевой, речевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
В процессе дополнительного образования осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений, накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях. В данной программе не выделен отдельно раздел по развитию слухового восприятия неслышащих детей. Работа по развитию остаточной слуховой функции органически включается во все этапы учебно-воспитательного процесса школы.
Комплексное использование сохранных анализаторов и остаточных возможностей нарушенного анализатора способствует более успешному развитию познавательной деятельности учащихся и личности ребенка в целом.
Известно, что интеллектуальное развитие глухого ребенка осуществляется через развитие психических процессов. При этом особое внимание уделяется развитию мышления как наглядно- действенного и наглядно -образного, так и словесно- логического, формированию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования.
Значительное место в программе дополнительного образования занимает работа по формированию воображения, развитию самостоятельности ученика, его самосознания через совместную деятельность, значимую для глухого школьника.
На занятиях дополнительного образования по коррекции сенсорного и интеллектуального развития, так же как на общеобразовательных, проводится работа по развитию речи неслышащих учеников в соответствии с требованиями программы по русскому языку.
Употребление речевых конструкций учениками, обозначенных в программе по развитию речи, происходит в связи с организацией особой деятельности в процессе урока, побуждающей к речевому действию, в процессе решения различных интеллектуальных задач.
Обучение строится с опорой на все виды речевой деятельности учащихся, на основе отбора речевого материала, предусмотренного программой по русскому языку.
Особое внимание уделяется формированию умения объяснять свои действия, доказывать их целесообразность, умению выражать в речи установленные причинно — следственные связи и правильно оформлять свое высказывание.
Использование игровых форм обучения в системе дополнительного ...
... дополнительное образование детей: Федеральный закон «О дополнительном образовании» (2002 г.), Закон Российской Федерации «Об образовании» (2013 г.), Концепция долгосрочного социально-экономического развития ... подростков в учреждениях дополнительного образования. Объект исследования: процесс обучения в учреждениях дополнительного образования. Предмет исследования: игровые методы работы в процессе ...
Данная программа построена с учетом содержания других дисциплин, изучаемых в школе, включает предметы и явления окружающего мира, сведения, доступные для детей.
Основными задачами программы являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи:
— создание коррекционных условий для развития сохранных познава- тельных функций и личностных особенностей;
- осуществление сенсорного развития внутри содержательных видов деятельности;
- развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, воображения;
- коррекция интеллектуального развития, формирование умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, рассуждать;
- развитие внимания, формирование динамических характеристик внимания, врабатываемости, устойчивости;
- формирование механизмов волевой регуляции и саморегулирования в заданной деятельности, работоспособности, умения сосредотачиваться на учебном действии;
- овладение умением оречевлять свои действия с предметным материалом, рассуждать, строить речевое высказывание;
— формирование положительной мотивации к учению;
- воспитание самостоятельности при выполнении учебных заданий, умения доводить начатое действие до конца;
- воспитание умения общаться с одноклассниками, действовать совместно;
развитие разговорной, связной речи.
Настоящая программа опирается на основополагающее положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в ней. В работе по программе используются предметная и игровая деятельность с постепенным увеличением объема учебной деятельности.
В процессе занятий осуществляется тесная связь с другими предметами, особенно с русским языком, развитием речи, математикой, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках. Программа предполагает учет объема знаний, умений и навыков учащихся, которые они получают по смежным предметам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I КЛАСС
(33 ЧАСА)
Развитие основных видов чувствительности
Учащийся должен научиться:
- соизмерять ширину, высоту, длину предметов;
- определять форму, объем предметов;
- ориентироваться в пространстве и времени;
— находить сходство и различие предметов, по-разному расположенных в пространстве;
— выбрать предмет по образцу, предъявленному учителем;
— обобщать предметы по определенным признакам (цвет, форма, величина);
Основные направления психологической помощи детям с нарушениями ...
... аномалий развития. Психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, могут ... с выраженными эмоциональными нарушениями. Эффективность психологической помощи в должной мере зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка. Например, рисования, конструирования и других. ...
- определить название предмета, форму предмета;
- сложить из проволоки геометрическую фигуру;
— получить как можно большее число оттенков одного цвета с помощью красок;
— ориентироваться по плану в пространстве.
Виды деятельности
Определение формы окружающих предметов (по образцу, самостоятельно).
Распознавание предметов с помощью осязания. Сравнение объектов по различным признакам, самостоятельное выделение признаков (цвет, форма, величина, назначение).
Ориентировка в пространстве с опорой на словесную инструкцию и самостоятельно. Определение сходства и различия предметов, по разному расположенных в пространстве. Группировка объектов на основе словесной инструкции, самостоятельно. Упражнение на формирование операций обратимости (накладывание на контур частей и их переворачивание).
Выделение признаков предмета и их классификация по существенным признакам и по несущественным с помощью учителя.
По предъявленному образцу оттенка цвета подобрать такой же. Самостоятельное получение оттенка цвета с помощью красок в соответствии с предъявленным образцом. Выполнение заданий по инструкции устной или письменной: к заданному оттенку подобрать предметы такого же оттенка.
Ориентировка в пространстве (внизу, вверху, слева, сзади, над, под).
Ориентировка во времени при выполнении практических работ.
Задания и дидактический материал
Игра «На что похоже?» (на примере овощей, фруктов).
Игра «Волшебный мешочек». (Вынуть предмет по образцу, данному учителем).
Дорисуй предмет (овощи, фрукты).
Игра «Сделай так же», «Помоги Незнайке» (найти несоответствие в предъявленных предметах и исправить ошибку).
Дорисуй ряд.
С помощью ножниц изменить фигуру (из квадрата сделать треугольник, из одного треугольника сделать два, из прямоугольника сделать 4 треугольника и т. д.).
Складывание картинок из разрезных частей (картинки предлагаются различной сложности).
Составление аппликаций из различного числа деталей (времена года, животные, елочные игрушки и т. д.) Занятия с использованием компьютерного тренажера.
Словарь и фразеология
Круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, полукруг… похож на…, больше, меньше, большой, маленький. Какие овощи похожи на круг (овал, треугольник).
Что в классе похоже на квадрат?. Лишний(-яя. -ее), убрал-положил, нарисовал, взял, написал. Название геометрических фигур. Я вырезал, разрезал. Получился(лось).
Деталь, мелкая, крупная, 6-7 частей, аппликация, название чисел. Названия 7 основных цветов. Темно-синий, светло-синий. Я раскрасил… У меня не получается. Мне трудно. Помогите мне, пожалуйста. Я раскрасил так же. У меня такой же цвет. Слева, справа, посередине, вверху, внизу, около, над, в, под. Угадай — угадал. Дорисовал. Получилась бабочка.
Развитие кинестетических и статических ощущений и восприятий
Развивать умение сохранять равновесие. Выполнять точные движения по подражанию. Выполнять по образцу асимметричные движения. Выполнять действия по сигналу учителя и водящего.
Игра как средство развития наглядно-образного мышления детей ...
... можно предположить, что с помощью комплекса игр направленных на развитие наглядно-образного мышления, можно обеспечить развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников, переводя реальные действия с предметами в умения действовать ... сосуд А2. После этого, оставляя сосуд А1 в качестве контрольного образца, на глазах у ребенка содержимое сосуда А2 пересыпается в сосуд В, имеющий другую форму. ...
Виды деятельности
Упражнения на развитие функции равновесия. Ходьба в помещении по прямой, по узкой доске, скамейке, по веревке, поднимание на носки с закрытыми глазами со страховкой. Упражнения на выполнение точных движений пальцев и кисти рук. Пантомимическое подражание предметам живой и неживой природы. Упражнение на выполнение асимметричных движений по подражанию.
Задания и дидактический материал
Сделай так же. Закрой глаза, открой глаза. Игра «Срежь предмет с закрытыми глазами», «Нарисуй и вылепи с закрытыми глазами», «Попади в цель», «Прокати мяч между предметами», «Повтори движение водящего», «Одень куклу с закрытыми глазами.» Завязать бант с закрытыми глазами. Выполнение заданий: коснуться правой рукой левого уха и наоборот и т. д.
Собрать пирамидку с закрытыми глазами.
Словарь и фразеология
Сделай так же. Закрой глаза, открой глаза. Нарисуй — нарисовал. Попал — не попал. Пластилин, слепил. Море, дует ветер, листопад, идет волк, прыгает заяц, летит бабочка.
Развитие тактильно-вибрационных ощущений
Научить определять источник звука с помощью вибрации. Определить предмет с помощью осязания (с ширмой, с закрытыми глазами).
Умение угадывать предмет по вопросам с помощью осязания.
Виды деятельности
Определение направления источника звука по вибрации. Определение и выбор предмета с помощью осязания (сначала объемные предметы) среди — 8 предметов с последующим показом плоских предметов, счет предметов с помощью осязания.
Задания и дидактический материал
Игра «Откуда идет звук?»,»Сколько раз стукнул?», «Волшебный мешочек» с ширмой, «Узнай, кто это? (узнать товарища)», «Собери пирамидку с закрытыми глазами» (за ширмой).
Словарь и фразеология
Справа, слева, сзади, спереди, барабан, дудка.
Развитие внимания и наблюдательности при восприятии различного материала
Развивать умение:
- анализировать содержание картины;
- выделить в ней объекты;
— устанавливать закономерности на зрительно воспринимаемом материале.
Виды деятельности
Определение по картинкам, что не дорисовал художник, с помощью учителя, самостоятельно. Выделение в картинках замаскированных деталей и изображений самостоятельно. Определение лишних объектов на картине со словесным объяснением. Нахождение различий и сходства на картинках со словесным отчетом и объяснением. Проведение линий через лабиринты различной степени сложности с помощью проведения указкой по бумаге, над бумагой, только прослеживание направления взглядом.
Игра как средство развития познавательных процессовмладших школьников
... развитие познавательных процессов», «игра»; 2. в выделении особенностей развития познавательных процессов младших школьников в игре; 3. в определении содержания игр, способствующих развитию ... развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством игры. Предмет исследования - игра как средство развития ... с помощью игры решают нестандартные задачи. Ребенок всегда играет, но игра ...
Задания и дидактический материал
Дорисовать недостающие детали. Найти ошибки у художника. Игра «Что спрятал художник на картине?» (замаскированные предметы).
Найди деталь картины по словесной инструкции. Продолжить узор. Игра «Лабиринт». Игра на сравнение 2-х картинок (найти отличия).
Выделение нужного предмета в ряду других предметов (контурный рисунок).
Занятия с использованием компьютерного тренажера. Выделение замаскированных слов, букв. Назвать в классе предметы, начинающиеся с определенной буквы. Найти все буквы «О» Сколько их (по картине)?.
Словарь и фразеология
Рассмотри картинку, дополни, дорисуй, найди ошибку. Сравни картины, продолжи ряд.
Развитие памяти
Формирование умения запоминания, хранения, воспроизведения учебного материала.
Виды деятельности
Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Запоминание картинок — 10 и более с последующим называнием. Воспроизведение названий предметов, изображений, предъявленных для запоминания. Зарисовка картинок к предъявленным словам с последующим воспроизведением этих слов (предметные картинки, сюжетные картинки).
Называние предметов и объектов по показанной, а затем закрытой картинке.
Задания и дидактический материал.
Запомни и повтори, назови. Игры на увеличение объема памяти: «Запомни предыдущие слова, воспроизведи и назови слово». Темы: овощи, фрукты, животные. Запоминание и воспроизведение считалок. Запомни предъявленные предметы и назови их. Игра «Пары слов» (небо — луна, санки — зима).
Запомнить, в каком порядке расположены предметы и сколько их.
Словарь и фразеология
Запомни и повтори, назови, нарисуй. Назови предметы, назови предметы по порядку. Сделай как было.
Развитие мышления
Оперировать образами предметов, конструировать из частей целое и выделять из целого части. Развивать умение:
— обобщать предметы по существенным признакам и по несущественным;
- найти «заменителей» реальных предметов;
- составить рассказ по серии картинок;
- составить рассказ по началу и концу;
- составить предложения с заданным количеством слов;
- придумать окончание предложения, текста.
Виды деятельности
Упражнения на развитие мышления и воображения. Выявление логических связей при рассмотрении сюжетных картинок. Выделение «четвертого» лишнего. Решение логических задач.
Задания и дидактический материал
Игры с мозаикой: составление из деталей мозаики предметов по образцу, по рисунку, самостоятельно. Составление фигуры из различных картинок. Составление различных изображений из кубиков. Составление из геометрических фигур других фигур.
«Логические ребусы»: слово-решение является обобщением дата цепочки данных слов, среди которых есть лишнее.
Орлова Э.А. О предмете и развитии соц. антропологии
... 1925). В это время происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете и границах этой познавательной области, кристаллизация исходных оснований и ключевых ... дисциплины, как собственно культурная антропология, физическая антропология, археология, лингвистика. ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ Новые стимулы социальная и культурная антропология ...
Игра «Домино» с математическими заданиями. Определение количества фигур, которые можно сделать из нескольких элементов. Например: сколько флажков можно сделать из 3-х разноцветных полосок. Использование компьютерного тренажера.
Придумай различные назначения предметов (как можно использовать веревку, платок, шарф и т. д.).
Кроссворды. Задачи в стихах. Работа с серией картинок с развивающимся сюжетом. Дорисовывание узора. Дорисовывание картинки. (Что можно нарисовать?).
Рисование «кляксами».
Словарь и фразеология
Мозаика, сложи узор, разноцветные кнопки. Составить картинку. Назови картинку. (Не)верно; (не) правильно. Я ошибся. Названия геометрических фигур. Я думаю, что … потому что … Кроссворд, составил слова, угадал слово, подобрал букву. Решил, понял, Я думаю, что … Расставь по порядку. Первая, вторая, третья картина и т. д. Узор, дорисовал. Можно нарисовать … Я думаю, это … Клякса. Сложи пополам. Похоже на … Название цвета.
II класс (34 часа) Развитие различных видов чувствительности
Развивать умение:
- выполнять различные движения по подражанию, самостоятельно. Определить предмет на ощупь с использованием ширмы, выбрать на ощупь предмет по какому-либо признаку. Определять источник звука по вибрации, характер звуков;
- определять равенство количества, массы, объема, величины объектов;
- определять временные промежутки в связи с наполнением их конкретной деятельностью.
Виды деятельности
Выполнение различных движений, в том числе асимметричных по подражанию, по словесному описанию, в том числе с закрытыми глазами.
Определение с помощью осязания предметов по заданному признаку (за ширмой).
Определение с помощью вибрации, слухового восприятия источника и характера звука.
Определение равенства количества пластилина в 2-х шариках одинаковой формы при изменении формы одного из них. Определение назначения предмета с опорой на представление. Определение равенства объема жидкости в сосудах разной формы, величины. Определение равенства по величине (по длине) 2-х одинаковых проволок, при изменении формы одной из них. Определение заданного предмета по величине бумажной полоски, равной длине (ширине, высоте) этого предмета.
Задания и дидактический материал
Переливание жидкости в сосуды разной формы. Изменение формы проволоки. Практическая работа (1-е: определение на глаз; 2-ое: приложение полоски к предмету).Игра «Каждой вещи свое место» Дорисовать рисунок по контуру и по его части. Игра «Кто быстрее?» (нарисовать, написать, бытовая деятельность, убрать книги, застелить постель, прочитать).
Определять, сколько времени нужно для того, чтобы выполнить какую-либо деятельность: решить примеры, убрать постель, доехать до школы и т. д.
Словарь и фразеология
Одинаковые, тяжелый, легкий, тяжелее, легче, пластилин, слепи, сделай так же, похоже на. Где больше (меньше) пластилина? Где тяжелее (легче)? Стакан, кувшин, бутылка, банка, ведро. Налей, вылей; вода, молоко, чай. Одинаково. Где больше (меньше)? Сравни. Тут больше (меньше) потому что … Проволока, гибкая, геометрические фигуры (название); согнул. Длинная -короткая, длиннее — короче. Длина, ширина, высота (для понимания), полоска бумаги, учебные вещи, кукольная мебель и т. д. Части суток. Урок начинается. .., перемена заканчивается…, песочные часы, успел — не успел.
Использование игрушки для развития словаря детей раннего возраста
... эффективным для развития словаря детей раннего возраста. Объект исследования: развитие словаря детей. Предмет исследования: роль игрушки в развитии словаря. Цель исследования: выявление зависимости развития словаря детей раннего ... высказывании. Поэтому, формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связанной речи детей. Для выяснения сущности словарной работы в детском саду ...
Развитие внимания, наблюдательности, восприятия, памяти, воображения
Развивать умение:
— классифицировать признаки предметов, существенные и несущественные. Обобщать в слове выделенные признаки, называть основания классификации. Угадывать предмет по признакам, описать его. Сравнивать предметы по различным свойствам. Находить при сравнении разные признаки и одинаковые;
— правильно сложить картинку по памяти;
— увидеть и определить изменения в предъявленном материале. Увидеть и определить закономерности в расположении материала.
Виды деятельности
Выделение в картинках замаскированных деталей самостоятельно с объяснением. Нахождение отличия и сходства в расположении предметов, предъявленных для рассмотрения. Нахождение закономерностей в предъявленном материале самостоятельно, с обоснованием своих действий. Сравнение предметов по представлению. Запоминание и воспроизведение различного материала, наглядного и словесного. Придумывание нового функционального назначения предмета с обоснованием. Дорисовывание рисунка по предложенной детали. Зарисовка картинок к предъявляемым словам-понятиям с последующим воспроизведением этих слов.
Показ с помощью пантомимы какого-либо предмета, действия (объекты, изучаемые на общеобразовательных уроках, и простые действия).
Обобщение объектов, изучаемых на общеобразовательных уроках, их изображений по различным признакам, с помощью учителя, затем самостоятельно называя основание классификации.
Узнавание предмета по словесному описанию по полному и неполному, по демонстрации. Описание предметов по вопросам.
Сравнение предметов по размерам: больше, меньше, одинаковой величины, длиннее, короче, одинаковой длины, шире, уже, выше, ниже, толще, тоньше, одинаковой ширины, высоты, толщины; вначале с опорой на карточки с соответствующим и словами, затем самостоятельно.
Практическая работа по превращению одного из шариков в «лепешку», затем в «блин» и сравнение с другим предметом неопределенной формы.
Складывание картинок разной степени сложности вначале по образцу, затем по представлению самостоятельно.
Задания и дидактический материал
Игра «Что изменилось?», в которой предлагается вначале рассмотреть предложенный материал, затем после внесенных изменений узнать их. Дорисовывание ряда картинок, расположенных по определенному признаку, ряда цифр, изображений и т. д. Задания на увеличение объема памяти (невербальная и вербальная память).
Игра «Для чего можно использовать этот предмет?», в которой дети придумывают, как по другому использовать знакомый предмет. Детям предлагаются слова, к которым они рисуют рисунки, после того, как нарисовано 10-12 слов, дети воспроизводят первоначальные слова.
Развитие идей и теории психологического поля Курта Левина в современной ...
... современной психологии. Объектом исследования стала существующая теория психологического поля Курта Левина. Предмет работы - развитие идей и теории психологического поля в современной психологии. В соответствии с ... социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые ...
Игра «Угадай, что это?» при показе с помощью пантомимы предмета, события.
Словарь и фразеология
Я нашел, в этом рисунке спрятан… Одинаково то, что предметы расположены слева внизу. Чем отличаются рисунки? Что изменилось, (пропало)? Этот ряд можно продолжить так, потому что … Я запомнил (забыл).
Покажите картинку еще раз. Я не успел нарисовать. Этот предмет (платок) можно использовать вместо повязки на руку.
Какого цвета, формы, размера? …. больше (длиннее), чем … Эти предметы одинаковой длины (ширины, высоты).
Где больше пластилина? Пластилина одинаковое количество. Сложите картинку так же. Я сложил картинку. У меня получилось. Я придумал и сложил картинку.
Развитие мышления
Развивать умение:
- составить рассказ по серии картинок; устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;
- перенести свои знания и умения с одного вида деятельности на другой;
- устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;
- пользоваться словами разной степени сложности, обосновывать свои суждения с опорой на наглядный материал;
- установление логических связей и отношений в тексте по вопросам; выделение «четвертого» лишнего.
Виды деятельности и задания
Раскладывание последовательных картинок по порядку, самостоятельное составление по ним рассказа с объяснением причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.
Решение несложных логических занимательных задач, задач-шуток. Определение липшего слова в ряду слов, придумывание окончаний предложений по его началу и наоборот. Установление логических связей и взаимоотношений по картинке, по тексту с помощью наводящих вопросов учителя и самостоятельно.
Установление закономерностей на наглядном материале: дорисовывание недостающей картинки, продолжение ряда рисунков, цифр, слов и т.п.
Словарь и фразеология
Разложи картинки по порядку. Я думаю, сначала было а потом … Я разложил картинки так, потому что … Составь рассказ. Лишнее слово потому что … Продолжи предложение (рассказ).
III класс (34 часа) Развитие основных видов чувствительности.
Развитие глазомера; функции равновесия; точных движений; тактильно-вибрационных ощущений.
Умение ориентироваться в пространстве и времени.
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей
... развития словаря у детей дошкольного возраста. Объект исследования: формирование словаря у детей дошкольного возраста. Предмет ... данной работы: исследовать уровень развития словаря у ... развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении ... связи с жизнью, с современностью. Обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами ...
Виды деятельности
Срезание развешенных на нитке предметов, рисование объекта с закрытыми глазами. Выполнение различных упражнений с открытыми и закрытыми глазами. Конструирование объектов из деталей (за ширмой).Определение с помощью вибрации источника звука; ориентировка в пространстве по плану. Определение местоположения предметов (над, под, слева, справа, около, спереди, сзади, рядом и т.п.) на наглядном материале, затем по словесному описанию.
Задания и дидактический материал
Загадки, кроссворды, ребусы. Сравнение объектов, имеющихся в наличии и отсутствующих. Игра «Срежь предметы с закрытыми глазами», «Нарисуй с закрытыми глазами». Выделение предметов из группы предметов по названным качествам с помощью осязания.
Игра «Путешествие по плану», «Правила дорожного движения» (используются планы местности, карты, схемы улиц города и т.п.).
Работа с конструктивной картиной. Расположение деталей аппликации по описанию.
Словарь и фразеология
Я рассмотрел, запомнил, затрудняюсь.
Я посмотрел, подумал и могу ответить. Я хотел бы ответить, помочь, нарисовать и т. д.
Словарь берется из программы по развитию речи, математике, чтения. Употребление слов над, под, около, справа, слева, спереди, сзади, рядом.
Развитие внимания и наблюдательности, восприятия, памяти и воображения.
Развивать умение рассматривать сложные сюжетные картины, анализировать их содержание, определять лишние объекты, недостающие объекты и замаскированные детали, обобщать предметы по определенным признакам; сравнивать предметы по разным и одинаковым признакам.
Устанавливать закономерности в расположении объектов на картине. Обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять умение запоминания, воспроизведения учебного материала; развитие творческого воображения фантазии детей.
Виды деятельности
Угадывание предмета по словесному описанию и самостоятельное описание предметов с указанием их существенных и несущественных признаков.
Выделение в картинах замаскированных деталей с доказательством (рассуждением, умозаключением).
Нахождение отличия и сходства в наблюдаемых объектах и картинах. Нахождение сходства и отличия на словесном материале. Запоминание и воспроизведение ряда слов (дорожных знаков, рисунков) по предъявлению первого или последнего объекта. Работа с картинками и текстом. Работа над многозначностью слова. Составление по тексту рисуночного плана и воспроизведение текста по плану. Нахождение взаимозаменяемых предметов.
Задания и дидактический материал
Угадывание спрятанных предметов по вопросам.
Работа с открытой и закрытой картиной (с серией картин).
Анализ картинок по вопросам. Игры на увеличение объема памяти. Задание на запоминание различного материала, отсроченное воспроизведение. Составление по картинкам простых текстов и их последующее воспроизведение в письменной форме. Работа над лексическим значением слова; назови «теплые» слова, «грустные» слова и т. д. Работа с текстом. Игра «Придумай, для чего еще можно использовать предмет». Сюжетно-ролевые игры («В магазине», «В аптеке», «В поликлинике» и т. д.).
Словарь и фразеология
Словарь на усмотрение учителя в зависимости от темы. Посмотри и запомни, назови по порядку, расположи, как было. Ребенок плачет, сосулька плачет и т.п. Время идет, ребенок идет, автобус идет.
Развитие мышления
Развитие основных мыслительных операций.
Умение анализировать предъявленные тексты, картины, предметы. Установление логических связей и отношений на словесном материале. Построение словесных высказываний в виде доказательств, рассуждений и умозаключений. Оценка деятельности и самооценка со словесным обоснованием (потому, что, так как, поэтому и т. п.).
Виды деятельности
Самостоятельное составление рассказа по картинкам с объяснением причинно-следственных связей и отношений между объектами. Составление текста по опорным словам; распространение и сокращение текстов; составление текста по данному началу или концу в устной и письменной форме; составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с установлением логических связей (На улице похолодало, и……………надели теплую одежду).
Составление ответов на вопросы учителя в виде словосочетаний с обоснованием доказательства, составление перефраз. Решение ребусов, кроссвордов, логических задач, загадок на заданную учителем тему. Работа с пословицами. Изменение содержания текста с использованием антонимов.
Задание и дидактический материал
Диктанты на слухозрительной основе; усложненные виды диктантов, где дети должны определить и выделить предложения, не соответствующие данной теме. Задание на проведение анализа картинок, изображений на установление причинно-следственных связей по картине. Работа с различными текстами по установлению причинно-следственных связей и отношений в тексте.
Логическая задача «Как перевезти козу и капусту» и т. д. (старинные исторические загадки).
Придумывание ситуаций к данной пословице «Ум хорошо, а два лучше». «В работе «Ох!», а ест за трех». «Семеро одного не ждут».
Словарь и фразеология
Я составил рассказ, придумал …, придумал предложение.
Какой снег весной? Снег (какой?) , потому что
Словарь: рыхлый, мягкий, липкий, пушистый, мокрый.
(Работа с антонимами).
Злая зима — добрая зима.
Употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.