29
1.1.Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины – дать целостное, систематизированное представление о семейных отношениях: генезисе, историческом становлении семьи, закономерностях создания, функционирования, развития и разрушения семьи как коллективного субъекта, носителя смыслового «багажа», наработанного человечеством.
Задачи:
1. Сформировать представления о семье и семейных отношениях как целостном, исторически сложившемся образовании, имеющем свои специфические особенности жизнедеятельности.
2. Задать общую логику работы с семьей как совокупным субъектом социального, кланового и внутрисемейного пространств, системного (поуровневого) анализа феноменологии конкретных семей.
3. Сформировать диагностические умения (дать некоторые методики, помогающие освоить общую логику работы с семьей как совокупным субъектом).
4. Ознакомить с научными и прикладными достижениями и трудностями психологии семьи как научной дисциплины и психологической практики.
5. Сформировать основы профессионального мышления и самосознания психологов.
1.2. Место дисциплины в учебном процессе: «Психология семьи» входит в вариативную часть профессионального цикла учебного плана направления 521000 «Психология». Дисциплина осваивается в 6 семестре.
Освоение курса происходит с опорой на знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения таких дисциплин, как социальная психология (знания о функционировании малых групп), психология общения (представление о структуре, динамике, функциях общения), психология личности, возрастная психология и психология развития (закономерности становления личности в онтогенезе, факторы здорового и патологического развития личности), общий психологический практикум (навыки наблюдения, беседы, измерения, толкования), психодиагностика (навыки работы с диагностическими методиками).
1.3. Компетенции выпускника ооп бакалавриата, формируемые в результате данной ооп впо.
В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК 8)
- реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК 1)
- ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК 8)
1.4. Требования к уровню усвоения дисциплины в соответствии с фгос впо
В результате изучения курса “Психология семьи” студент должен:
Рабочая программа учебной дисциплины возрастная психология и психология семьи
... Учебное итоговое тестовое задание по курсу: «Возрастная психология и психология семьи» 11 Введение. Современная психология располагает богатейшим материалом, открывающим и объясняющим становление ... личности человека в онтогенезе. Задачи дисциплины: дать студентам основные сведения о психологических концепциях психического возрастного развития; сформировать понимание о важнейших особенностях психики ...
- знать: основные категории и понятия психологии семьи, принципы изучения семьи и преобразования семейных отношений, существующие в теории и практике различных подходов (психодинамического, бихевиорального, экспириентального, коммуникативного, трансгенерационного, когнитивного), иметь представление о методологических и прикладных трудностях ее изучения, возможностях оказания психологической помощи семье;
- уметь: комплексно диагностировать особенности семейных отношений как посредством стандартных методик, так и посредством наблюдения за взаимодействием членов семьи как целостной системы, ее коммуникацией;
- владеть: культурой системного мышления, навыками выявления источников трудностей семьи, способностью анализировать семейную ситуацию и выявлять паттерны ее здорового или дезадаптивного функционирования, первичными навыками консультирования семьи.
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр – 6 . Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
3. Тематический план
Таблица 1.
№ |
Тема |
недели семестра |
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. |
Самостоятельная работа* |
Итого часов по теме |
Итого количество баллов |
|||
Лекции* |
Семинарские (практические) занятия* |
Лабораторные занятия* |
В том числе интерактивно |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Модуль 1. |
|
|
|
|
|
|
|
0-33 |
1. |
Введение в психологию семьи |
1 |
1 |
3 |
4 |
0-6 |
|||
2 |
Семья и семейные отношения в историческом контексте |
1-2 |
1 |
6 |
7 |
0-6 |
|||
3 |
Социальный контекст жизни семьи |
2-3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
8 |
0-6 |
|
Функционально-ролевая структура семьи |
3-4 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
8 |
0-7 |
|
Динамика семейных отношений |
5-6 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
9 |
0-8 |
|
Модуль 2. |
|
33 |
||||||
4 |
Супружеские отношения |
7-8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
12 |
0-11 |
|
Детско-родительские и сиблинговые отношения |
9-10 |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
12 |
0-12 |
5 |
Отношения в расширенной семье |
11-12 |
2 |
2 |
2 |
1 |
6 |
12 |
0-10 |
|
Модуль 3. |
34 |
|||||||
6 |
Психологическая помощь семье |
13-18 |
6 |
6 |
6 |
4 |
18 |
18 |
0-34 |
|
Всего |
18 |
18 |
18 |
18 |
14 |
54 |
108 |
0-100 |
|
Итого (часов, баллов): |
18 |
18 |
18 |
14 |
54 |
108 |
0 – 100 |
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 2.
№ темы |
Устный опрос |
Письменные работы |
Итого количество баллов |
||||||||||
коллоквиумы |
доклад |
ответ на семинаре |
контрольная работа |
тест |
реферат |
лабораторная работа и
|
отчет по лабораторной работе |
||||||
Модуль 1. |
|
0-33 |
|||||||||||
1.1. Введение в психологию семьи |
|
|
|
0-3 |
|
|
|
|
0-3 |
||||
1.2. Семья и семейные отношения в историческом контексте |
|
|
|
|
|
0-4 |
|
|
0-4 |
||||
1.3. Социальный контекст жизни семьи |
0-3 |
|
0-3 |
|
0-2 |
|
|
|
0-5 |
||||
1.4.Функционально-ролевая структура семьи |
|
|
|
|
0-2 |
|
0-4 |
0-3 |
0-9 |
||||
1.5. Динамика семейных отношений |
|
|
|
|
0-2 |
|
0-4 |
0-3 |
0-9 |
||||
Модуль 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
0-33 |
||||
2.1. Супружеские отношения |
0-3 |
|
|
|
0-2 |
|
0-6 |
0-5 |
0-16 |
||||
2.2. Детско-родительские и сиблинговые отношения |
|
0-3 |
|
|
0-2 |
|
0-4 |
0-3 |
|
||||
2.3. Отношения в расширенной семье |
|
|
0-3 |
|
0-2 |
|
|
|
0-5 |
||||
Модуль 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
0-34 |
||||
3.1. Психологическая помощь семье |
0-3 |
|
0-3 |
|
0-4 |
|
0-12 |
0-12 |
0-34 |
Планирование самостоятельной работы студентов
Таблица 3.
№ |
Модули и темы |
Виды СРС |
Неделя семестра |
Объем часов |
Кол-во баллов |
||
обязательные |
дополнительные |
||||||
Модуль 1 |
|
|
|
|
|
||
1.1 |
Введение в психологию семьи |
Конспект первоисточников |
|
1 |
3 |
0-5 |
|
1.2 |
Семья и семейные отношения в историческом контексте |
Конспект первоисточников
|
Подготовка рефератов и докладов |
1-2 |
4 |
0-6 |
|
1.3 |
Социальный контекст жизни семьи |
Конспект первоисточников
|
Подбор видеоматериалов для иллюстрации влияния социального контекста на жизнь семьи |
2-3 |
4 |
0-6 |
|
1.4. |
Функционально-ролевая структура семьи |
Сравнительный анализ представлений в разных подходах |
Диагностика функционально-ролевой структуры семьи |
3-4 |
4 |
0-8 |
|
1.5 |
Динамика семейных отношений |
Анализ текстов, описывающих динамику семейных отношений |
Диагностика проблем семьи на разных этапах жизненного цикла |
5-6 |
3 |
0-8 |
|
|
Всего по модулю 1: |
|
0-33 |
||||
Модуль 2 |
|
|
|
|
|||
2.1 |
Супружеские отношения |
Чтение и конспектирование первоисточников. Диагностическое обследование супружеских отношений |
Анализ супружеских отношений в художественных, психотерапевтических, биографических текстах. Диагностическое обследование супружеских отношений |
7-8 |
6 |
0-12 |
|
2.2 |
Детско-родительские и сиблинговые отношения |
Чтение и конспектирование первоисточников Диагностическое обследование детско-родительских отношений |
Подготовка докладов, анализ детско-родительских и сиблинговых отношений в художественных, психотерапевтических, биографических текстах |
9-10 |
6 |
0-12 |
|
2.3 |
Отношения в расширенной семье |
Чтение. и конспектирование первоисточников. Диагностическое обследование отношений в расширенной семье |
Анализ отношений в расширенной семье в художественных, психотерапевтических, биографических текстах. Написание отчета-заключения о системе функционирования обследованной семьи |
11-12 |
6 |
0-9 |
|
|
Всего по модулю 2: |
|
0-33 |
||||
Модуль 3 |
|
|
|
|
|
||
3.1 |
Психологическая помощь семье |
Чтение. и конспектирование первоисточников.
|
Сравнительный анализ представлений о психологической помощи семье в разных подходах |
13-18 |
18 |
0-34 |
|
Всего по модулю 3: |
|
0-34 |
|||||
ИТОГО: |
54 |
0-100 |
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Таблица 4
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
|||||||||
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
1.5 |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
3.1 |
3.2 |
||
1. |
Основы профессиональной деятельности психолога |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. |
Основы психологического консультирования |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Психические состояния |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
4 |
Психология стресса |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. Содержание дисциплины
Модуль 1. Темы: «Введение в психологию семейных отношений», «Семья и семейные отношения в историческом контексте», «Социальный контекст жизни семьи», «Функционально-ролевая структура семьи», «Динамика семейных отношений».
Знаниевый компонент.
Психология семейных отношений как научная дисциплина: предмет, цели и задачи курса. Основные понятия курса: семья, брак, семейные отношения. Проблематика изучения семейных отношений в психологии. Прикладные проблемы семейной психологии.
Генезис семьи как социального института. Эволюция брачно-семейных отношений. Виды брачно-семейных отношений в первобытный период человечества. Промискуитет. Групповой брак. Неделимая семья, сегментарная семья, индивидуальная семья. Переход от полигамии (гетеризмом, полигиния, полиандрия) к моногамии. Создание устойчивых парных связей как фактор, препятствующий полному уничтожению раннего человеческого сообщества. Нормативные модели семьи, порожденные различными культурами на разных этапах развития человеческой истории. Модели детско-родительских отношений на протяжении истории (Де Моз Л.): инфантицидный, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помогающий стили. Современный кризис традиционной семьи и его признаки. Альтернативные формы семьи и брака.
Семейные отношения как система социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством, их обусловленность социокультурными функциями семьи и производность от образа жизни семьи и семейного уклада. Анализ исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. Проблема ответственности. Этологический подход. Четыре системы брачных отношений в историческом периоде: групповой брак, полигиния, полиандрия и моногамия, их естественный характер и изменчивость. Гипотеза об изначальной моногамности предков человека, длительном сосуществовании программ моногамного и группового брака. Эмпирический подход. Семья как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения на основе эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Понятие психотерапевтического исследования семейных отношений и основные подходы (психоаналитический, экспериентальный, системный и т.д.).
Психология взаимоотношений общества и семьи. Семья как важнейший базовый элемент социума. Общество как нормирующая система и жизненная среда семьи. Общественные, нормы, стереотипы как шаблон для сравнения отношений. Модель семьи как социального института, имеющего основной задачей обслуживание социума (Парсонс), как место трансмутации социальных процессов в психологические последствия (де Гольжак).
Посредничество между индивидом и обществом, обеспечивающее развитие социума посредством адаптации (ролевой и культурной) индивида к социуму. Экологическая модель: семья как автономная подсистема в системе взаимоотношений «социум — семья — индивид» и сложная система интер — транс-персональных взаимоотношений между ее членами, как место завоевания автономии личности. Самодетерминация и собственная логика развития семьи. Понятие внешних границ семьи. Здоровые, жесткие и слишком свободные внешние границы семьи при взаимодействии с социальной средой.
Социальные детерминанты проблем семьи. Влияние экономического и культурно – исторического контекста на процессы в семье. Современные тенденции развития семьи. Социально-демографические изменения и их следствия для психологии семейных отношений: материальное благополучие семей, демографическая ситуация, репродуктивность населения, уровень социального благополучия населения, уровень образования, здоровье населения, отступление детской смертности, уровень разводов, экологические условия среды, политическая ситуация. Связь социальных позиций и статуса членов семьи и психологии отношений. Степень осознанности глубинных факторов, определяющих отношения в семье. Отражение социальных противоречий в семейных конфликтах. Мультимодальная диагностическая модель Оудсхоорна при работе с семьей. Объяснение возникновения психологической проблематики членов семьи неблагоприятными факторами внешней среды. Геносоциограмма.
Функционально-ролевая структура семьи. Потребности, реализуемые в семье. Функции семьи. Функция семьи как сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей се членов. Многообразие семейных функций. Традиционные (хозяйственно-экономическая, репродуктивная, регенеративная, социализации, рекреативная, сексуально-эротическая) и современные (психотерапевтическая) функции семьи. Специфические и неспецифические функции семьи (Л. Г. Харчев, А. И. Антонов).
Функции семьи как основное содержание совокупности социальных ролей в семье.
Семейные роли и семейная ролевая структура. Основные параметры семейной структуры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи).
Циркулярная модель Олсона. Конвенциональные и межличностные роли в семье. Распределение ролей в семье и отношения между членами семьи. Понятие патологизирующей роли. Уровни семейной системы (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы).
Структурные проблемы семьи (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, несбалансированность семейной структуры, ее типы).
Триангуляция. Структура как критерий функциональности/дисфункциональности отношений. Типы дисфункциональных семейных структур. Терапевтические подходы, рассматривающие структуру отношений в основу работы с семьей: структурный, стратегический. Основные идеи, цели, методы работы. Диагностика функционально-ролевой структуры семьи.
Микродинамика семейных отношений. Паттерны взаимодействия, вытекающие из ролей. Симметричные и дополнительные паттерны. Коммуникативные стереотипы. Эффективное и дисфункциональное циркулирование информации в семье. Парадоксальные послания, понятие «двойной связи» (Г. Бейтсон).
Семейные секреты и их влияние на функционирование семьи. Стили эмоциональной коммуникации в семье и их влияние на состояние психического здоровья, возникновение и течение соматических заболеваний. Понятие метакоммуникации (В. Сатир) и ее роль в развитии отношений в семье. Макродинамика семейных отношений. Законы функционирования семейной системы: закон гомеостаза, закон постоянства. Жизненный цикл семьи. Характеристика этапов развития семейной системы и специфика задач, решаемых на каждом из них Понятие кризиса семейных отношений. Нормативные и ненормативные кризисы. Деструктивные и конструктивные выходы из кризиса. Особенности психологической работы с семьей на каждом этапе. Диагностика динамических аспектов семейных отношений.
Практический компонент. Умение анализировать и сопоставлять психологические теории. Умение диагностировать основные параметры семейной структуры и выдвигать гипотезы о структурных проблемах семьи как на основе стандартизированных методик, так и на основе наблюдений за взаимодействием членов семьи.
Ценностный компонент. Ассимиляция гуманистических ценностей (способность нейтрального отношения ко всем членам проблемной семейной системы, способность наблюдать и описывать, а не оценивать и выносить суждения о виновности того или иного члена семьи в возникновении ее проблем).
Основные понятия: семья и брак, семейные отношения, исторические формы семьи и брака, семья как социальный институт, семья как автономная подсистема в системе взаимоотношений «социум — семья — индивид», потребности, реализуемые в семье, функционально-ролевая структура семьи, структурные проблемы семьи, функциональность/дисфункциональность семейных отношений, типы дисфункциональных семейных структур.
Модуль 2. Темы: «Супружеские отношения», «Детско-родительские и сиблинговые отношения», «Отношения в расширенной семье».
Специфика супружеских отношений. Качественные характеристики супружеских отношений: совместимость, удовлетворенность браком, устойчивость брака и пр. Различные типологии отношений между партнерами в браке, их прогностическая ценность для психологической работы с парой (типология супружеских отношений Сейгера, типология симметричности – комплементарности супружеских отношений, типология коммуникативных моделей общения между супругами В.Сатир).
Стиль привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) и отношения между супругами. Понятие о недифференцированности М. Боуэна и тип отношений. Детерминанты того или иного типа супружеских отношений. Психологические задачи брака, решение которых приводит к удовлетворяющим отношениям. Диагностика супружеских отношений.
Специфика детско-родительских отношений в ряду других видов межличностных отношений (относительная непрерывность, длительность во времени (Д. Боулдинг), амбивалентность в отношениях изменяемость отношений в зависимости от возраста как ребенка, так и родителей, значимость эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним для развития его личности).
Здоровое и травмирующее отношение родителей (эмоциональная удаленность, непоследовательность, нежелание признавать индивидуальность ребенка, несоответствие ожиданий возможностям ребенка).
Авторитарный, авторитетный и разрешающий стили воспитания. Различия между материнским и отцовским отношением к ребенку, роль матери и отца в возникновении различных проблем в развитии ребенка. Диагностика детско-родительских отношений.
Сиблинговые отношения. Исследования У. Тоумена о корреляции между базисными характеристиками личности и порядком рождения детей в семье. Отношения между сиблингами в зависимости от порядка рождения. Значение для стабильного супружества положения, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. Значение для супругов опыта взаимоотношения с сиблингами противоположного пола в родительской семье.
Психология взаимоотношений поколений в семье. Анализ эволюции семейного контекста. Основной парадокс дисфункциональной семейной системы. Семейная история (тема), проблема, вокруг которой формируется повторяющийся в семье конфликт. Наследование внутрисемейных паттернов отношений. Понятие трансмиссии (М. Боуэн).
Накопление дисфункциональных паттернов от поколения к поколению. Семейные сценарии. Семейный миф как представление семьи о себе самой, неосознаваемое взаимное соглашение между членами семьи. Функции семейного мифа. Диагностика и анализ клановых и родительских предписаний. Генограмма.
Практический компонент. Умение диагностировать гармоничность или проблемность отношений между партнерами в браке, между родителями и детьми, между сиблингами, между представителями разных поколений в семье при помощи стандартизированных методик. Умение выдвигать гипотезы относительно источников проблемных отношений на основе наблюдения за взаимодействием супружеской пары, родителей и детей, представителей разных поколений.
Ценностный компонент. Способность рефлексировать собственные семейные ценности, способность допускать и признавать различия между собственными семейными ценностями и ценностями других семей.
Основные понятия. Специфика и качественные характеристики супружеских, детско-родительских, сиблинговых, межпоколенных отношений. Детерминанты того или иного вида отношений.
Модуль 3.
Семейные проблемы, с которыми обращаются к консультанту. Различные подходы в оказании психологической помощи семье, теория и методология психологической работы с семьями. Текущие супружеские конфликты как повторение прошлых конфликтов и поведения, полученного в прошлых, эмоционально окрашенных отношениях. Трудности в детско-родительских отношениях как выражение интрапсихического конфликта, повторение паттернов отношений между родителем и его родителем в отношениях между родителем и ребенком, их интерпретация и осознание. Использование метода интерпретации и обучающего комментирования с целью инсайта, почему члены семьи реагируют на поведение друг друга так, а не иначе (психодинамический подход).
Методы обусловливания и научения, направленные на изменение поведения членов семьи. Дифференцированное подкрепление: поощрение желательного поведения и игнорирование нежелательного, взаимоположительное подкрепление поведения (бихевиоральный подход).
Акцент на настоящем и включение в ход сессии нового опыта как терапевтическое средство. Ориентация на процесс, осознание и выражение эмоций (экспериентальный подход).
Взгляд на симптом члена семьи как функцию семейной системы Работа психолога с супружескими отношениями для устранения симптома ребенка (системный подход). Установление иерархии и четко очерченных границ между родителями и детьми, старшинстве и ответственности родителей как метод восстановления их здоровых отношений (структурный подход). Симптом члена семьи как выражение отношений в семье и средство достижения тактических целей в отношениях с близкими, как функция скрытой, парадоксальной коммуникации Изменение семейной системы посредством изменения коммуникации (коммуникативный подход). Интегративный подход в психологической помощи семье. Организационные и методологические трудности практического психолога, работающего с семейными проблемами.
Практический компонент. Умение ориентироваться в моделях здорового и патологического функционирования семьи, в механизмах изменений семейной системы от дисфункциональных паттернов отношений в семье к ее жизнедеятельности, удовлетворяющей членов семьи.
Ценностный компонент. Способность осознавать цели и их возможные последствия тех или иных вмешательств в систему семейных, детско-родительских или супружеских отношений.
Основные понятия. Методология психологической работы с семьями. Метод интерпретации и обучающего комментирования с целью инсайта у членов семьи Методы обусловливания и научения. Дифференцированное подкрепление. Новый опыт как терапевтическое средство. Установление иерархии и четко очерченных границ между родителями и детьми, как метод восстановления их здоровых отношений. Изменение семейной системы посредством изменения коммуникации.
6. Планы семинарских и практических занятий
Тема 1. Социальный контекст семейных отношений.
- Психология взаимоотношений общества и семьи.
- Влияние экономического и культурно – исторического контекста на процессы в семье.
- Отражение социальных противоречий в семейных конфликтах.
- Диагностические модели при работе с семьей. Объяснение возникновения психологической проблематики членов семьи неблагоприятными факторами внешней среды.
Тема 2. Функционально-ролевая структура семьи.
1. Потребности, реализуемые в семье.
2. Функции семьи: традиционные и современные, специфические и неспецифические. Функции семьи как основное содержание совокупности социальных ролей в семье.
3. Семейные роли и семейная ролевая структура. Основные параметры семейной структуры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи).
Циркулярная модель Олсона.
4. Уровни семейной системы (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы).
Структурные проблемы семьи (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, несбалансированность семейной структуры, ее типы).
Триангуляция.
4. Конвенциональные и межличностные роли в семье. Распределение ролей в семье и отношения между членами семьи. Понятие патологизирующей роли.
5. Структура как критерий функциональности/дисфункциональности отношений. Типы дисфункциональных семейных структур.
5. Диагностика функционально-ролевой структуры семьи.
Тема 3. Макродинамика семейных отношений
1. Законы функционирования семейной системы: закон гомеостаза, закон постоянства.
2. Характеристика этапов развития семейной системы и специфика задач, решаемых на каждом из них
3. Понятие кризиса семейных отношений. Нормативные и ненормативные кризисы.
4. Деструктивные и конструктивные выходы из кризиса.
5. Особенности психологической работы с семьей на каждом этапе.
Тема 4. Супружеские отношения.
1. Специфика супружеских отношений. Супружеские отношения как ось, вокруг которой строятся все семейные отношения.
2. Психологические задачи брака, решение которых необходимо для создания удовлетворяющих отношений между супругами.
3. Типы супружеских отношений по Сейгеру, В. Сатир, М. Боуэну и их детерминанты.
4. Диагностика типов супружеских отношений. Прогностическая ценность определения типов супружеских отношений для психологической работы с парой.
Тема 5. Специфика детско-родительских отношений в ряду других видов межличностных отношений.
1. Относительная непрерывность, длительность во времени по Д. Боулдингу.
2. Амбивалентность в отношениях (оберегание ребенка от опасности и предоставление опыта самостоятельности, забота о нем и обучение заботе о себе самом и др.).
Два вида родительской любви по Э. Фромму.
3. Изменяемость отношений в зависимости от возраста как ребенка, так и родителей.
4. Значимость эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним для развития его личности. Здоровое и травмирующее отношение родителей.
5. Стили семейного воспитания. Авторитарный, авторитетный и разрешающий стили воспитания по Р. Нортону. Типология стилей воспитания Эйдемиллера и Юстицкиса.
Тема 6. Отношения в расширенной семье
1. Психология взаимоотношений поколений в семье.
2. Анализ эволюции семейного контекста. Семейная история (тема), проблема, вокруг которой формируется повторяющийся в семье конфликт. Наследование внутрисемейных паттернов отношений. Понятие трансмиссии (М. Боуэн).
3. Накопление дисфункциональных паттернов от поколения к поколению. Семейные сценарии.
4. Семейный миф как представление семьи о себе самой, неосознаваемое взаимное соглашение между членами семьи. Функции семейного мифа.
5. Диагностика и анализ клановых и родительских предписаний. Генограмма.
Тема 7. Психологическая помощь супружеской паре
1. Представления о норме и нарушениях в супружеских отношениях, о механизмах их изменений в разных подходах психотерапии.
2. Методологические принципы и методы работы с супружескими парами в разных подходах психотерапии.
3. Разработка схемы анализа консультативного случая работы с супружескими парами.
4. Апробация схемы анализа консультативного случая, представленного в тексте одного из подходов психотерапии супружеских пар.
Тема 8. Психологическая работа с детско-родительскими отношениями.
1. Представление о норме и нарушениях детско-родительских отношений, механизмах их изменений в разных подходах.
2. Методологические принципы и методы работы с детско-родительскими отношениями в психодинамическом и экспериентальном подходах.
3. Разработка схемы анализа консультативного случая работы с детско-родительскими отношениями.
4. Апробация схемы анализа случая работы с детско-родительскими отношениями в психодинамическом или экспериентальном подходе.
Тема 9. Психологическая работа с детско-родительскими отношениями.
1. Методологические принципы и методы работы с детско-родительскими отношениями в системном подходе (коммуникативном, структурном, стратегическом).
2. Методологические принципы и методы работы с детско-родительскими отношениями в бихевиоральном подходе.
3. Анализ случаев работы с детско-родительскими отношениями в разных подходах.
7. Лабораторный практикум.
Тема: изучение семейной структуры.
Задание. Наблюдение за симулированной семьей.
Цель задания – отработка навыков наблюдения за семьей с целью последующего выдвижения гипотез о ее структуре.
Ход выполнения задания. В ходе групповой дискуссии разрабатывается схема наблюдения за семьей с целью последующего выдвижения гипотез о ее структуре. Затем группа делится на наблюдателей и симулированную семью. Наблюдатели распределяют между собой параметры семейной структуры, по отношению к которым в дальнейшем будет необходимо вынести оценку. Члены симулированной семья договариваются о сценарии взаимодействия, распределяют между собой роли и рисунок поведения, по которым наблюдатели будут выносить оценку параметров структуры семьи. После этого симулированная семья в течение 15-20 минут разыгрывает сценку из ее жизни, а наблюдатели наблюдают за поведением членов семьи.
Результаты наблюдения заносятся в таблицу и анализируются по разработанной схеме.
Параметры семейной структуры |
Индикаторы |
Оценка структуры семьи по данному параметру |
состав |
|
|
сплоченность |
|
|
иерархия |
|
|
гибкость |
|
|
внешние границы |
|
|
внутренние границы |
|
|
структурные проблемы семьи |
|
|
функциональность/дисфункциональность |
|
|
Тема: изучение семейной коммуникации
Задание. Наблюдение за семейной коммуникацией.
Цель задания – отработка навыков наблюдения за семьей с целью последующей оценки особенностей ее коммуникации.
Ход выполнения задания. В ходе групповой дискуссии разрабатывается схема наблюдения за семьей с целью последующей оценки ее коммуникации. Затем наблюдатели распределяют между собой параметры семейной коммуникации, по отношению к которым в дальнейшем будет необходимо вынести оценку. Группе демонстрируется фрагмент игрового или документального фильма, в котором представлена семейная коммуникация. Результаты наблюдения заносятся в таблицу и анализируются по разработанной группой схеме.
Параметры семейной коммуникации |
Индикаторы |
Оценка коммуникации семьи по данному параметру |
наличие фиксированных ролей |
|
|
симметричные и дополнительные паттерны взаимодействия |
|
|
циркулирование информации |
|
|
эмоциональная коммуникация |
|
|
функциональность/нефункциональность коммуникации |
|
|
Тема: Психология взаимоотношений между обществом и семьей.
Задание. Анализ текста.
Цель задания – выявление типа взаимоотношений между обществом и семьей.
Ход выполнения задания. В ходе групповой дискуссии разрабатывается набор характеристик социо-центрированной (гиперсоциальной или диссидентской и т.д.) и человеко-центрированной семьей. В качестве домашнего задания студенты подбирают художественные, биографические или психологические тексты, описывающие тот или иной тип семьи. На занятии студенты обмениваются текстами и анализируют их по разработанной схеме. Результаты анализа заносятся в таблицу, и на их основе делается вывод о типе семьи.
Параметры социо-центрированной семьи |
Параметры человеко-центрированной семьи |
формирует только те ценности, которые являются социально приемлемыми и социально одобряемыми в данном конкретном социуме, в данной конкретной социальной группе. |
повышенная чувствительность, сензитивность семьи отнюдь не к запросам общества, но к интересам и запросам своих членов (и прежде всего детей), к их внутреннему миру. |
принимает в ее членах только такие качества и проявления, которые, которые отвечают стандарту социально приемлемого и одобряемого |
утверждает личную свободу и личную ответственность человека |
«латентной концепция» психического развития: социализация, обеспечиваемая механизмом усвоения (интериоризации) социальности |
«Латентная концепция» психического развития: взросление понимается не как социализация, но как «индивидуация» человека, основным и ведущим механизмом которой является экстериоризация индивида, воспроизведение индивидуальности во внешнем социальном мире. |
«условное принятие»: принятие любого проявления индивида в такой семье возможно лишь на вполне определенных условиях. |
«безусловное принятие»: любому акту общения не предшествует какая-либо заранее заданная система четких установок, ожиданий, императивов, оценок и условий, так или иначе ограничивающих, контролирующих и направляющих жизнь другого человека |
Тема «Психологические задачи брака»
Задание. Анализ текста.
Цель задания – идентификация психологических задач брака, решение которых приводит к удовлетворяющим супружеским отношениям.
Ход выполнения задания. Студенты анализируют фрагмент литературного произведения или фильма, описывающего супружеские отношения, устанавливают стадию жизненного цикла семьи, выявляют специфику психологических задач брака, решаемых на этом этапе, пути решения этих задач супругами, делают вывод о продуктивности данных решений. Результаты оформляются в таблицу.
Этап жизненного цикла семьи и стоящие перед супругами задачи |
Пути решения этих задач супругами. |
Решены или нет эти задачи (теоретические параметры)?
|
Феноменология |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
Тема: «Роль ранних отношений между родителем и ребенком в его последующем развитии»
Задание 1. Анализ текста.
Цель задания – выявление роли ранних детско-родительских отношений в возникновении девиаций взрослого человека.
Ход выполнения задания. Студенты анализируют фрагмент текста, описывающего отношение взрослых (родителей или лиц, их заменяющих) и ребенка на их ранних этапах и делают выводы о роли этих отношений в возникновении девиаций и тех или иных психологических защит. Анализ и его результаты оформляются как таблица:
Категории анализа |
Внешняя феноменология (что происходит с клиенткой, что она делает, какие реакции других людей) |
Внутренняя феноменология клиентки (эмоции, ощущения, переживания) и ее оценка происходящего |
Выводы |
Потребности, фрустрированные в ранних отношениях ребенка |
|
|
|
Девиации взрослого человека |
|
|
|
Психологические защиты |
|
|
|
Задание 2. Диагностика детско-родительских отношений.
Цель задания – освоение методик, диагностирующих детско-родительские отношения.
Ход выполнения задания. Студенты работают в паре «диагност – клиент» (оба студента побывают в обеих ролях).
Диагност сообщает клиенту инструкцию заполнения опросника методики «Родителей оценивают дети» («РОД»), которая представляет собой модификацию опросника «Анализ семейного воспитания». После заполнения бланка, диагност обрабатывает результаты, анализирует их по 18 шкалам методики и пишет диагностическое заключение.
Тема «Отношения в расширенной семье»
Задание.Составление генограммы (геносоциограммы).
Цель задания – показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение, как события жизни семьи влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения в современных семейных диадах и треугольниках, как актуальные проблемы могут быть связаны с историческим контекстом жизни семьи.
Ход выполнения задания. Преподаватель рассказывает о задачах и правилах составления генограммы, об информации, включаемой в генограмму и методах ее получения. Студенты, работая в парах, собирают информацию о расширенном семейном контексте (три поколения семьи) и представляют ее в графическом виде. После составления генограммы (геносоциограммы) участники учебной пары обсуждают полученные результаты и делают выводы о повторяющихся в семье событиях, болезнях, профессиональных выборах и паттернах внутрисемейных взаимоотношений.
Тема «Психологическое консультирование супружеской пары»
Задание. Анализ текста.
Цель задания – формирование первичных навыков консультирования супружеских пар.
Ход выполнения задания. Студенты анализируют фрагмент текста, описывающего работу психолога с супружеской парой. Анализ текста и выводы о подходе, в котором работает психолог оформляются в таблицу.
Феноменология клиента |
Работа консультанта |
|||
Внешняя |
Внутренняя |
Проблема, как ее видит консультант |
Интервенции консультанта, методы работы |
Теория, из которой исходит консультант |
Тема «Психологическая работа с детско-родительскими отношениями».
Задание. Цель задания – формирование первичных навыков работы с детско-родительскими отношениями.
Ход выполнения задания. Студенты анализируют фрагмент текста, описывающего работу психолога с родительско-детскими отношениями. Анализ текста и выводы о подходе, в котором работает психолог, оформляются в таблицу.
Феноменология клиента |
Работа консультанта |
|||
Внешняя |
Внутренняя |
Проблема детско-родительских отношений, как ее видит консультант |
Интервенции консультанта, методы работы |
Теория, из которой исходит консультант |
|
|
|
|
|
8. Примерная тематика курсовых работ. Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.
9. Учебно-методическое обеспечение срс. Оценочные средства для текущего контроля, успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
9.1. Вопросы для подготовки к экзамену
- Социальные (внешние) и психологические (внутренние) проблемы семьи.
- Основные проблемы курса психологии семейных отношений как научной дисциплины.
- Организационные и методологические трудности практического психолога, работающего с семьей.
- Предмет, цели, задачи курса психологии семейных отношений.
- Определение понятий брака и семьи. Сравнительный анализ нескольких определений понятия «семья».
- Психология взаимодействия общества и семьи.
- Социальное пространство семейных отношений как исторический контекст семейных отношений.
- Генезис семейных отношений. Сравнительный анализ подходов к изучению генезиса.
- Сравнительный анализ функций семьи с позиций: социологии, психологии семьи, семейной психотерапии, социальной педагогики.
- Обзор научных теорий, рассматривающих семью как необходимый элемент развития общества.
- Обзор научных теорий, рассматривающих семью как самостоятельный предмет изучения.
- Сиблинговые отношения. Теория корреляции между базисными характеристиками личности и порядком рождения детей в семье. Значение для стабильного супружества положения, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер.
- Клановое пространство как архаический контекст семейных отношений.
- Диагностика кланового пространства семейных отношений. Проиллюстрировать на примере одной семьи особенности диагностики кланового пространства.
- Пространство семейных отношений. Определение. Основные параметры.
- Психологические задачи брака, решение которых приводит к удовлетворяющим отношениям.
- Различные типологии отношений между партнерами в браке, их прогностическая ценность для психологической работы с парой.
- Недифференцированность супругов (М. Боуэн) и тип отношений: супружеский конфликт, адаптация одного из супругов, триангуляция, дистанцирование.
- Понятие микродинамики семейных отношений. Параметры анализа.
- Динамика семейных отношений: определение, сущность, функции.
- Семья как целостная система.
- Цикл развития семейных отношений. Определение. Этапы. Сущность, задачи каждого этапа.
- Стадия «монады». Задачи этапа.
- Стадия заключения брака. Задачи этапа.
- Стадия рождения первого ребенка. Задачи этапа.
- Стадия пубертата первого ребенка. Задачи этапа.
- Стадия «опустевшего гнезда». Задачи этапа.
- Стадия смерти одного из супругов. Задачи этапа.
- Кризисы семейных отношений. Определение. Нормативные, ненормативные кризисы.
- Конструктивные, деструктивные пути выхода из кризиса.
- Структура семейных отношений: определение, раскрыть сущность понятий.
- Супружеские отношения. Основные характеристики супружеских отношений.
- Распределение ролей семье. Конвенциональные и межличностные роли. Понятие патологизирующей роли.
- Проблема распределения власти. Типы главенства в семье.
- Супружеская совместимость. Теории супружеской совместимости.
- Детско-родительские отношения. Основные характеристики детско-родительских отношений.
- Семейная история (тема), проблема, вокруг которой формируется повторяющийся в семье конфликт. Наследование внутрисемейных паттернов отношений. Понятие трансмиссии (М. Боуэн).
- Супружеские отношения как условие формирования личности ребенка.
- Ребенок как отражение семейных отношений.
- Качества семейных отношений.
- Сценарии семейных отношений.
- Эмоциональный тон семейных отношений.
- Психология сексуальных отношений.
- Структурные проблемы семьи и их диагностика.
- Мифы семейных отношений. Определение. Сущность. Функции. Свойства.
- Роль мифов в пространстве семейных отношений. Проиллюстрировать на примере.
- Методы диагностики семейных отношений. Достоинства и ограничения.
- Психотерапия семьи. Основные направления оказания помощи семье: индивидуальная и системная ориентации.
- Экспериентальный подход в работе с семьей. Методологические принципы, методы.
- Основные подходы семейной психотерапии. Концептуальные основы. Цели, задачи. Методы коррекции.
- Сопоставить между собой психоаналитический и системный подходы. Концептуальные основы. Цели, задачи. Методы коррекции.
- Профессиональная специфика семейной психотерапии: проблемы, способы решения, профессиональная этика
9.2. Темы докладов
- Специфика детско-родительских отношений
- Значимость эмоционального родительского отношения к ребенку
- Родительское отношение и стили воспитания
- Понятие амбивалентности в детско-родительских отношениях.
- Исследования о корреляции между базисными характеристиками личности и порядком рождения детей в семье.
- Отношения между сиблингами в зависимости от порядка рождения.
- Понятие комплементарности в браке (соотнесенность положения, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер).
9.3. Литература для самостоятельного изучения к коллоквиуму
- Алешина Ю.Е., Гозман Л. Л., Дубровская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Издательство МГУ, 1987 -120с.
- Антонов А.И. Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996.
- Витек К. Проблемы супружеского благополучия. /под ред. М.С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988- 138с.
- Голод С.И. 20 век и тенденции сексуальных отношений в России. М., 1997.
- Де Гольжак В. История в наследство. Семейный роман и социальная траектория. Издательство Института психотерапии. М: 2003. 233 с.
- Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер – да здравствует брак! – СПб, 1997.
- Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения.
- Зинкер Д.. В поисках хорошей формы. М.: Класс, 1997.
- Кернберг О. Отношения любви. Норма и патология. Глава «Агрессия, любовь и пары». М., 2000 г.
- Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991.
- Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. – Москва-Обнинск: «ИГ СОЦИН», 2005.
- Семья в психологической консультации. /Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. М.: Педагогика,1989-20с.
- Теория семейных систем М. Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. Под редакцией К. Бейкер, А.Я. Варги. М.: Когито-центр, 2005. 496 с.
- Хейли Дж., Эриксон М. Стратегии семейной терапии. М.: институт общегуманитарных исследований. 2001 – 448с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000 – 656с.
9.4. Тесты. Тема «Социальный контекст семейных отношений»
1. Социо-центрированная семья
А. взросление понимает как социализацию человека
Б. взросление понимает как индивидуацию человека
В. утверждает личную свободу и ответственность человека
Г. стремится преодолеть ролевые предписания
2. Человеко-центрированная семья
А.чувствительна к интересам, внутреннему миру своих членов
Б. формирует только социально одобряемые ценности
В. Относится к своим членам с «условным принятием»
Г. представляет собой взаимодействие ролей
3. В структурно-функциональной модели семьи, разработанной Т. Парсонсом и его коллегами, семья рассматривалась как социальный институт:
А. находящийся в противоречиях с социумом
Б. имеющий своей основной задачей обслуживание социума
В. являющийся конгломератом взаимодействующих личностей
Г. испытывающий кризис под влиянием внешних обстоятельств
4. Участие государства в процессе адаптации семьи к новым социально-экономическим условиям в России означает
А. опеку семьи
Б. подмену ее функций
В. создание необходимых законов, активизирующих ее функционирование
5. Гипepcoциaлизиpyющaя ceмья
А. находится в oппoзиции к внeшним нopмaм и пpaвилaм
Б. имеет oчeнь пpoницaeмыe внyтpeнниe гpaницы
В. поддерживает acпoнтaнные oтнoшeния мeждy ее члeнaми
Г. имеет oчeнь жесткиe внешниe гpaницы
6. Согласно теории институционального кризиса семьи в доиндустриальные эпохи к формированию стабильных семей побуждали
А. социальные нормы многодетности
Б. меры по материальной помощи семьям с детьми
В. государственное законодательство
Г. материальный статус семьи
Тема «Структура семейных отношений»
1. Семейную систему, которая перестает отвечать на задачи, возникающие перед ней в продвижении по стадиям жизненного цикла, отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации, которая чрезмерно иерархизирована, большинство решений в которой навязывается лидером, роли строго распределены, а правила взаимодействия остаются неизменными, Олсон называет
А. хаотичной
Б. ригидной
В. структурированной
Г. объединенной
2. По рисунку можно предположить, что в данной семье А. сиблинговая подсистема разобщена Б. разграничены подсистемы детей и супругов В. уровень гибкости высокий Г. уровень сплоченности низкий
|
3. При описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи используется термин
А. граница
Б. идентификация
В. триангуляция
Г. социализация
4. К дисфункциональным семейным структурам относится
Семья, где мужчина и женщина имеют детей от предыдущих партнеров
Семья, берущая ребенка на воспитание
Семья, в которой между супругами официальные отношения не оформлены
Семья, в которой родитель образует коалицию с любимым ребенком
5. Позиция ребенка, когда он выступает в роли родителя по отношению к больному родителю и остальным детям, отодвинув в сторону собственные чувства и желания, называется
А. Парентификация
Б. Метапозиция
В. Двойной зажим
Г. Аутсайдер
6. Основными подсистемами семьи являются:
Прародители;
Родители;
Сиблинги;
Все ответы верны
7. На рисунке изображена семья А. Неполная Б. Нуклеарная В. Расширенная Г. Элементарная |
8. Функцией семьи, устойчивой к изменениям на разных исторических этапах, является:
Хозяйственно-бытовая
Производственная
Охранительная
Образовательная
9. Присущая человеку социальная структура семьи дает детям возможность:
Получить хороший уход;
Воспринимать социальные и культурные обычаи;
Усваивать опыт предшествующих поколений;
Верны все ответы.
Тема «Динамика семейных отношений»
1. Функцией стадии ухаживания является:
А. накопление совместных впечатлений и переживаний;
Б. pacпpeдeление фyнкций в ceмьe
В. получение экономической независимости от родителей
Г. составление романтических представлений о партнере
2. Задачей стадии «принятие на себя супружеских обязанностей» является:
А. достижение независимости от семьи происхождения
Б. пересмотр супружеских взаимоотношений
В. разделение ролей, связанных с отцовством и материнством
Г. установление границ семьи
3. Ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени, называется
А. напряжение
Б. фрустрация
В. кризис
Г. конфликт
4. Построению эмоциональных отношений с партнером в новом браке препятствует:
А. выбор нового партнера по тем же основаниям
Б. отреагирование прежнему партнеру негативных чувств
В. установление четких и ясных внешних границ
Г. установление четких и ясных внутренних границ
5. Задачей развития семьи, в которой супруги вновь остаются вдвоем, является
А. пересмотр супружеских взаимоотношений
Б. сепарация ребенка от семьи
В. корректный уход ребенка из семьи
Г. развитие навыков ухаживания и привлечения партнера
Тема «Супружеские отношения»
1. К дисфункциональным семейным структурам относится
Незарегистрированное сожительство
Семья, где один из супругов образует коалицию со своими родителями
Повторные брачно-семейные отношения
Свингерство
2. Одной из психологических задач современного брака является
Сохранение баланса между общностью и автономией партнеров
Противостояние неизбежным кризисам жизни
Создание безопасной зоны внутри семьи для выражения и разрешения разногласий, гнева и конфликтов
Все ответы верны
3. Сложный, многоуровневый целостный процесс взаимного приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни называется
А. Сенсибилизация
Б. Десенсибилизация
В. Адаптация
Г. Иерархия
4. Соответствие между названием и содержанием паттернов супружеских отношений по Боуэну:
Супружеский конфликт |
Чем ниже уровень дифференциации Я у супругов, тем интенсивней неразрешенные эмоциональные привязанности к родителям (НЭП), тем больше вероятность тех же проблем в браке, что и у родителей. Чем лучше нуклеарная семья поддерживает жизнеспособный эмоциональный контакт с родительскими семьями, тем меньше проблем и симптомов в обоих поколениях. При восстановлении одним из супругов, имеющим в анамнезе НЭП, эмоционального контакта с родителями, общий уровень тревоги в семье снижается. |
Дисфункция одного из супругов |
Супруги действуют как МЫ. Их недифференцированность приводит к ухудшению состояния одного или более детей. В семье практически нет супружеских конфликтов, оба супруга здоровы, а ребенок имеет максимум проблем. Родители преобразуют энергию своей тревоги в излишнюю заботу о нем. Он отвечает на это собственной тревожностью, которая воспринимает как проблема ребенка. |
Проекция на ребенка |
Значительное количество недифференцированности поглощается одним партнером; другой берет на себя ответственность за двоих. Первый постепенно теряет способность принимать решения, у него появляется физическое, эмоциональное или социальное расстройство. Оно делается хроническим и трудно обратимым. Дети чувствуют себя нормально, но могут унаследовать паттерн заботящегося о слабом, больном родителе и будут доминантными в своих семьях. |
Эмоциональный разрыв |
Каждый из супругов вкладывает в другого большое количество эмоциональной энергии, сфокусирован на другом; они все время думают друг о друге; отношения и эмоции — отрицательные и положительные – интенсивные и открытые; дети не вовлечены. |
5. Ситуацию, когда жена ожидает, чтобы муж руководил ею, взял на себя ответственность за ее жизнь, но в то же время вел ее только туда, куда желает она сама, Бейтсон называет.
А. Парадоксальной
Б. Дезадаптивной
В. Адаптивной
Г. Симметричной
6. Взаимодействие между супругами на рисунке А. симметричное Б. комплементарное В. манипулятивное Г. партнерское
|
|
7. Процесс, когда каждый из супругов вкладывает в другого большое количество эмоциональной энергии, сфокусирован на другом, когда супруги все время думают друг о друге, их отношения и эмоции – отрицательные и положительные – интенсивные и открытые, а дети в него не вовлечены, называется
А. супружеский конфликт
Б. семейная проекция
В. дисфункция одного из супругов
Г. эмоциональное дистанцирование
Тема: «Детско-родительские отношения»
1. Мать навещает своего сына-шизофреника в больнице. Обрадованный встречей, он импульсивно ее обнимает. Она напрягается и как бы каменеет, он сразу убирает руку. “Разве ты меня больше не любишь?” — тут же спрашивает мать. Услышав это, молодой человек покраснел, а она заметила: “Дорогой, ты не должен так легко смущаться и бояться своих чувств”. После этих слов пациент был не в состоянии оставаться с матерью более нескольких минут, а когда она ушла, он набросился на санитара. Такая коммуникация получила название
А. Симметричной
Б. Парадоксальной
В. Функциональной
Г. Адаптивной
2. Крайним вариантом парадоксальной коммуникации является
запрет родителем каких-либо действий
ситуация двойного зажима
экспрессивное поведение родителей
сдержанное поведение родителей
3. Соответствие между названием стиля воспитания и его содержанием.
1. Гипопротекция. |
А. Воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают, восхищаются минимальными успехами и требуют восхищения от других. |
2.Эмоциональное отвержение |
Б. На ребенке срывают зло, применяют к нему насилие. Между родителями и ребенком стоит «стена» холодности и враждебности. |
3. Жестокие взаимоотношения |
В. Недостаток опеки и контроля, ребенок остается без надзора, к нему проявляют мало внимания, нет интереса к его делам. |
4. Доминирующая гиперпротекция |
Г. Умение родителей понимать индивидуальность ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения; способность перестройки воздействия на него по ходу взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. |
5. Потворствующая гиперпротекция |
Д. Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют к нему недовольство. |
6. Адекватность родительской позиции |
Е. Повышенное, обостренное внимание и забота, опека и мелочный контроль поведения и ограничения. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности |
4. Соответствие между названием и содержанием стиля воспитания:
1. Инфантицидный стиль |
Преобладает «лепка» характера, при сопротивлении ребенка такой «лепке» он подвергается избиениям |
2. Социализирующий стиль |
Родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, эмоциональный контакт и сочувствие |
3. Бросающий стиль |
Детоубийство, насилие |
4. Амбивалентный стиль |
Ребенок — объект воспитания и научения, подготовки к самостоятельной жизни |
5. Помогающий стиль |
Ребенка часто сбывают с рук в монастырь, кормилице, в чужую семью |
5. Задача родителей при воспитании и подростков, когда они должны направлять, оберегать и руководить теми, кому по мере взросления необходимо становиться все более и более автономными индивидуальностями содержит.
А. Запрет
Б. Предписание
В. Контроль
Г. Парадокс
6. Парадоксальные послания родителей не приводят к негативному результату, если
Ребенок их игнорирует
Ребенок может их обсуждать
Ребенок не может в реальности покинуть ситуацию взаимодействия
Касаются того, любят ребенка родители или нет.
7. Термин «двойной зажим» введен
В. Сатир
П Пэпп
Г. Бейтсоном
К. Витакером
8. Отношение доминирующей гиперпротекции родителей к ребенку состоит в
А. стремлении удовлетворить все его потребности
Б. ограничении самостоятельности подростка и внимании к нему
В. игнорировании потребностей ребенка и жестоком обращении
Г. сочетании высоких требований и понижении внимания к нему
Тема «Психологическая помощь семье»
1. Терапевты ___________________________подхода склонны акцентировать внимание на прояснении подлинных чувств, переживаемых клиентами в настоящем, а также на способах, посредством которых они строят отношения друг с другом. Пропущенным словом является
А. Экспериентального
Б. Бихевиорального
В. Когнитивного
Г. Психодинамичекого
2. У отца был бизнес, он часто уезжал. Старшие дети разъехались. Мать и сын-подросток подолгу оставались в доме одни, из-за этого у них развилась сильная привязанность друг к другу. Когда этот груз стал сыну не по силам, он начал совершать противоправные действия. Муж мчался с работы домой, сурово отчитывал сына, тот на время исправлялся, а потом все повторялось. Психолог сказал семье, что сыну необходимо продолжать так себя вести – это был его способ возвращать отца домой к своей матери. Основой дисфункции этой семьи является
А. триангулирование подростка
Б. аутсайдер в семейной системе
В. парентификация
Г. слабые внешние границы
3. Мать-одиночка, две 20-летние дочери-близнецы и 15-летняя дочь, вызывающе ведущая себя дома, сели на приеме так: мать – близнецы – младшая дочь. Одна из близнецов велела младшей сестре пересесть. Та пересела. Психолог заговорил с матерью – ответили одновременно мать и близнецы, дополняя друг друга. При вопросе к 15-летней дочери, как она встает по уторам, близнецы засыпали жалобами, что прибегают к крайним мерам, чтобы вытащить ее из постели. Если психолог предпишет матери позволять близнецам еще большее вмешательство в ее дела, то он представитель
А. структурного подхода
Б. стратегического подхода
В. гештальт-подхода
Г. бихевиорального подхода
9.5. Рефераты по теме «Семья и семейные отношения в историческом контексте»
- Эволюция семьи и брака в истории и развитии человечества.
- Виды брачно-семейных отношений в первобытный период человечества.
- Переход от полигамии (гетеризмом, полигиния, полиандрия) к моногамии.
- Создание устойчивых парных связей как фактор, препятствующий полному уничтожению раннего человеческого сообщества.
- Нормативные модели семьи, порожденные различными культурами на разных этапах развития человеческой истории.
- Модели детско-родительских отношений на протяжении истории:
- Современный кризис традиционной семьи и его признаки.
- Альтернативные формы семьи и брака.
- Семейные отношения как система социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством, их обусловленность социокультурными функциями семьи
- Научные подходы в изучении семьи и семейных отношений в историческом контексте
- Представления о семье в религии, философии, психологии.
10. Образовательные технологии.
В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий. В данном курсе это ролевые и деловые игры, содержанием которых является работа психолога с семьей: наблюдение за коммуникацией симулированной семьи или пары, консультирование симулированной семьи или пары, разбор конкретных ситуаций, анализ аутентичных текстов (с предварительным созданием в процессе групповой дискуссии схемы наблюдения или анализа на основе изученных ранее понятий).
Во внеаудиторной работе с целью формирования и развития таких профессиональных навыков обучающихся, как умение устанавливать контакт и диагностических навыков студенты проводят два диагностических обследования – «Ролевые ожидания в браке» и «Родители глазами ребенка». В рамках данного курса предусмотрен 2 мастер-класса специалистов по семейному консультированию – «Психологическая работа с семейной парой» и «Индивидуальная консультация по семейной проблеме».
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
11.1. Основная литература:
- Дружинин В.Н. Психология семьи. 1996. М., «КСП», 160с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005
- Просекова В.М. Психология семейных отношений. Учебное пособие. ТюмГУ, 2011.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель – Пресс, изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000 –512с.
- Черников. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики. М.: 1998.
11.2. Дополнительная литература
- Агнаева Е.М. Динамика невербального образа будущего ребенка у беременной женщины// Перинатальная психология и психология родительства. 2006, № 3. С. 3-11.
- Алешина Ю.Е., Гозман Л. Л., Дубровская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Издательство МГУ, 1987 -120с.
- Антонов А.И. Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996.
- Балзам Р. Мать внутри матери // Журнал практической психологии и психоанализа, №2, 2005
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1988 – 399с.
- Браун Дж, Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001, 352с.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия// Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций — № 2, июнь 2000 г.
- Вестермак Е. История брака. Пер. Семенова И. М., Ефимов, 1896, 237с.
- Витек К. Проблемы супружеского благополучия. /под ред. М.С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988- 138с.
- Гиренко М. Социологи племени. Л.: Наука, 1991-304с.
- Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
- Голод С.И. 20 век и тенденции сексуальных отношений в России. М., 1997.
- Де Гольжак В. История в наследство. Семейный роман и социальная траектория. Издательство Института психотерапии. М: 2003. 233 с.
- Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер – да здравствует брак! – СПб, 1997.
- Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения.
- Зинкер Д.. В поисках хорошей формы. М.: Класс, 1997.
- Кернберг О. Отношения любви. Норма и патология. Глава «Агрессия, любовь и пары». М., 2000 г.
- Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991.
- Логинова И.А. О специфике детско-родительских отношений// Журнал практического психолога, № 3, 2006, с. 76-79.
- Ломакина А.В. Особенности отношения родителей к ребенку в перинатальный период// Перинатальная психология и психология родительства. 2006, № 3. С.32-43.
- Ллойд.Психоистория.http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=
- Маданес К. Стратегии семейной психотерапии. М: Класс, 1999 –279с.
- Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М.: Независимая фирма “Класс”. 1998.
- Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. – Москва-Обнинск: «ИГ СОЦИН», 2005.
- Олифирович Н.И., Зинкевич_Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Инцест или жизнь без границ//Гештальт гештальтов, 2007, № 1.
- Психология семьи. Хрестоматия. Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002 — 752с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-пресс,1992-190с.
- Семья в психологической консультации. /Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. М.: Педагогика,1989-20с.
- Теория семейных систем М. Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. Под редакцией К. Бейкер, А.Я. Варги. М.: Когито-центр, 2005. 496 с.
- Уилер Г. Гештальттерапия постмодерна: за пределами индивидуализма. М.: Смысл; ЧеРо, 2005.
- Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001 – 384с.
- Фромм Э. Искусство любви (Исследование природы любви).
М., 1991.
- Хейли Дж., Эриксон М. Стратегии семейной терапии. М.: институт общегуманитарных исследований. 2001 – 448с.
- Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. На правах рукописи. Москва, 2006.
- Шутценбергер А.А. Синдром предков М.: Изд-во института психотерапии, 2001 – 240с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000 – 656с.
12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
1. Разработаны презентации в программе Power-Point по большинству тем данной дисциплины.
2. Собрана электронная библиотека текстов – учебников, научных и художественных текстов по конфликтологии, а также их адаптированных фрагментов для анализа в аудиторных занятиях и при самостоятельной работе студентов.
3. Разработаны тесты по всем обозначенным в УМК по данной дисциплине темам.