Пояснительная записка 36

1.1. Цели задачи дисциплины

Целью учебной практики является формирование у студентов умений и навыков решения комплексных задач, связанных с психологическим сопровождением человека, а также готовности к профессионально-практической деятельности в сферах предоставления психологических услуг населению.

Задачи в соответствии с поставленной целью формулируются следующим образом:

  • формирование у студентов умений и навыков исследования возрастных особенностей человека;
  • формирование у студентов психологической готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной профессиональной деятельности при решении практических и прикладных исследовательских задач в деятельности психолога;
  • формирование у студентов гражданской позиции, направленной на развитие умений и навыков психологического сопровождения человека в меняющемся обществе.

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная практика входит в Блок 2 «Практики», который относится к вариативной части программы.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения

Учебная практика направлена на углубление и расширение ранее полученных психологических знаний и представлений об особенностях развития психики в курсах «Введение в профессию», «Общая психология», «Общепсихологический практикум», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология».

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурных компетенций (ОК):

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

Профессиональных компетенций (ПК):

20 стр., 9832 слов

Формирование орфографической зоркости как условие формирования ...

... навыка; определить условия формирования орфографического навыка младшего школьника; раскрыть сущность орфографической зоркости как орфографического умения; установить зависимость между развитием орфографической зоркости и формированием орфографического навыка. Объектом исследования является процесс формирования орфографического навыка ... основывается на лингвистике, психологии и педагогике. Система ...

практическая деятельность:

способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);

способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);

научно-исследовательская деятельность:

способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);

способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-8);

способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

педагогическая деятельность:

способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);

способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);

организационно-управленческая деятельность:

способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13);

4 стр., 1739 слов

Мотивация деятельности человека 2

... В психологии принято общо подразделять деятельность на три вида: игра, учение и труд. Из этой классификации выпадает такая важная форма жизнедеятельности человека: деятельность по включению человека социум и формирование ... Психологи полагают, что возникшая склонность можно рассматривать как предпосылку к развитию неких способностей. Далее в нашей иерархии следует идеал. Идеал -- это то, к ...

способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).

В результате прохождения учебной практики студент должен:

Знать:

  • основные категории и понятия психологии;
  • психологическую структуру, механизмы развития личности на разных возрастных этапах;
  • специфику и предметное содержание, цели, задачи, проблемы и объекты психологии, её связи с другими науками и областями психологических знаний.

Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат психологии для анализа разнообразных явлений, связанных с динамикой развития личности;
  • использовать методы психологии для решения исследовательских, диагностических и психокоррекционных задач;
  • ориентироваться в научной литературе по проблематике психологии.

Владеть:

навыками решение профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:

В практической деятельности:

  • анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;
  • предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
  • выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;
  • распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;
  • формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

В научно-исследовательской деятельности:

  • участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;
  • изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
  • применение стандартизованных методик;
  • обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.

В педагогической деятельности:

  • преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;
  • участие в проведении тестирования по итогам обучения;
  • участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;
  • пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.

В организационно-управленческой деятельности:

  • анализ форм организации взаимодействий с персоналом в трудовых коллективах;
  • выявление проблем, затрудняющих функционирование организации;
  • использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

Общая трудоемкость учебной практики составляет 12 зачетных единиц.

2. Учебно-тематическое планирование Сроки прохождения практики

В соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебным планом определены следующие сроки прохождения учебной практики по направлению подготовки «37.03.01 – Психология», квалификация – академический бакалавр.

№ п/п

Название практики

Вид практики

Количество недель

Всего трудоемкость;

зачетных единиц

Сроки

Очное отд.

Заочное отд.

курс

семестр

курс

семестр

1

Учебно-ознакомительная практика

Учебная

2

3

1

2

1

2

2

Педагогическая практика

Учебная

3

4

2

4

2

4

3

Научно-исследовательская работа

Учебная

3

4

3

6

3

6

Итого

8

12

зачетных единиц

Содержание практики

Учебно-ознакомительная практика

Цель: формирование у студентов целостной системы представлений о характере и специфике работы психолога в различных организациях.

Задачи:

  1. Формирование системы представлений о позиции и основных направлениях работы психолога в учреждении, организации.

  2. Развитие умений анализировать практические аспекты деятельности психологов в различных организациях.

Программа прохождения практики

Пассивная практика:

  1. Знакомство с рабочим местом, должностными инструкциями, документацией психолога учреждения.

  2. Посещение мероприятий (коррекционных, диагностических, консультативных и т.д.), проводимых психологом.

Активная практика:

3. Составление развернутой характеристики деятельности психолога в двух различных учреждениях по следующим параметрам:

а) основные направления работы, цели и задачи деятельности психолога;

б) основные формы, методы, техники, используемые психологом;

в) необходимые профессиональные знания;

г) важные профессиональные умения и навыки;

д) особенности функциональных связей с другими специалистами;

е) реальные и прогнозируемые трудности в работе психолога с разновозрастным контингентом.

4. Сравнительный анализ деятельности психолога в различных организациях, учреждениях.

Отчетная документация:

  1. Титульный лист
  2. 2-й лист отчета
  3. Содержание
  4. Дневник студента-практиканта
  5. Перечень учреждений (с печатями) (см. Приложение, Таблица1)
  6. Краткая характеристика учреждений, организаций, в которых студент проходил практику.
  7. Заполненные студентом таблицы «Особенности работы психолога в различных организациях», 2 таблицы (см. Приложение, Таблица 2)
  8. Сравнительный анализ деятельности психолога в различных организациях, учреждениях.
  9. Список использованной литературы.
  10. Характеристика руководителя-методиста от УрГПУ.

Зачет проводится по группам в соответствие с программой практики при наличии пакета отчетной документации, с учетом характеристики от руководителя-методиста от УрГПУ.

Приложение

В таблице 1 обязательно должны быть подписи директоров (или других представителей администрации), заверенные печатями:

Таблица 1

Перечень учреждений, где студент _________________проходил практику

( ФИО)

Название организации

ФИО директора или руководителя

Подпись, заверенная печатью

1

2

* Подпись, кроме директора, могут поставить также заместители директора или психолог.

При выполнении задания №3 необходимо все данные занести в таблицу.

Таблица 2

Особенности работы психолога в различных функциональных организациях

Основные направления работы

Цели и задачи

Основные формы, методы, техники, используемые психологом

Профессионально важные качества психолога

Необходимые профессиональные знания

Важные профессиональные умения и навыки

Особенности функциональных связей с другими специалистами

Реальные и прогнозируемые трудности в работе психолога с разновозрастным контингентом

Примечание – для каждой организации отдельная таблица.