Пояснительная записка 36

1.1. Цели задачи дисциплины

Целью учебной практики является формирование у студентов умений и навыков решения комплексных задач, связанных с психологическим сопровождением человека, а также готовности к профессионально-практической деятельности в сферах предоставления психологических услуг населению.

Задачи в соответствии с поставленной целью формулируются следующим образом:

  • формирование у студентов умений и навыков исследования возрастных особенностей человека;
  • формирование у студентов психологической готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной профессиональной деятельности при решении практических и прикладных исследовательских задач в деятельности психолога;
  • формирование у студентов гражданской позиции, направленной на развитие умений и навыков психологического сопровождения человека в меняющемся обществе.

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная практика входит в Блок 2 «Практики», который относится к вариативной части программы.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения

Учебная практика направлена на углубление и расширение ранее полученных психологических знаний и представлений об особенностях развития психики в курсах «Введение в профессию», «Общая психология», «Общепсихологический практикум», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология».

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурных компетенций (ОК):

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

Профессиональных компетенций (ПК):

20 стр., 9832 слов

Формирование орфографической зоркости как условие формирования ...

... навыка; определить условия формирования орфографического навыка младшего школьника; раскрыть сущность орфографической зоркости как орфографического умения; установить зависимость между развитием орфографической зоркости и формированием орфографического навыка. Объектом исследования является процесс формирования орфографического навыка ... основывается на лингвистике, психологии и педагогике. Система ...

практическая деятельность:

способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);

способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);

научно-исследовательская деятельность:

способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);

способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-8);

способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

педагогическая деятельность:

способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);

способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);

организационно-управленческая деятельность:

способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13);

способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).

3 стр., 1418 слов

Психологические основы профессионального развития личности

... профессиональной деятельности и профессионального сообщества, с одной стороны, и возможностями и способностями личности, индивидуальным стилем деятельности ... личности направлена специально разработанная нами психологическая технология (Митина Л.М., 1998, 2002), ... самореализуясь. Очевидно, что модель профессионального развития личности исключает различные типы адаптивного поведения, ...

В результате прохождения учебной практики студент должен:

Знать:

  • основные категории и понятия психологии;
  • психологическую структуру, механизмы развития личности на разных возрастных этапах;
  • специфику и предметное содержание, цели, задачи, проблемы и объекты психологии, её связи с другими науками и областями психологических знаний.

Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат психологии для анализа разнообразных явлений, связанных с динамикой развития личности;
  • использовать методы психологии для решения исследовательских, диагностических и психокоррекционных задач;
  • ориентироваться в научной литературе по проблематике психологии.

Владеть:

навыками решение профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:

В практической деятельности:

  • анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;
  • предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
  • выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;
  • распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;
  • формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

В научно-исследовательской деятельности:

  • участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;
  • изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
  • применение стандартизованных методик;
  • обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.

В педагогической деятельности:

  • преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;
  • участие в проведении тестирования по итогам обучения;
  • участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;
  • пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.

В организационно-управленческой деятельности:

  • анализ форм организации взаимодействий с персоналом в трудовых коллективах;
  • выявление проблем, затрудняющих функционирование организации;
  • использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

Общая трудоемкость учебной практики составляет 12 зачетных единиц.

2. Учебно-тематическое планирование Сроки прохождения практики

В соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебным планом определены следующие сроки прохождения учебной практики по направлению подготовки «37.03.01 – Психология», квалификация – академический бакалавр.

№ п/п

Название практики

Вид практики

Количество недель

Всего трудоемкость;

зачетных единиц

Сроки

Очное отд.

Заочное отд.

курс

семестр

курс

семестр

1

Учебно-ознакомительная практика

Учебная

2

3

1

2

1

2

2

Педагогическая практика

Учебная

3

4

2

4

2

4

3

Научно-исследовательская работа

Учебная

3

4

3

6

3

6

Итого

8

12

зачетных единиц

Содержание практики

Учебно-ознакомительная практика

Цель: формирование у студентов целостной системы представлений о характере и специфике работы психолога в различных организациях.

Задачи:

  1. Формирование системы представлений о позиции и основных направлениях работы психолога в учреждении, организации.

  2. Развитие умений анализировать практические аспекты деятельности психологов в различных организациях.

Программа прохождения практики

Пассивная практика:

  1. Знакомство с рабочим местом, должностными инструкциями, документацией психолога учреждения.

  2. Посещение мероприятий (коррекционных, диагностических, консультативных и т.д.), проводимых психологом.

Активная практика:

3. Составление развернутой характеристики деятельности психолога в двух различных учреждениях по следующим параметрам:

а) основные направления работы, цели и задачи деятельности психолога;

б) основные формы, методы, техники, используемые психологом;

в) необходимые профессиональные знания;

г) важные профессиональные умения и навыки;

д) особенности функциональных связей с другими специалистами;

е) реальные и прогнозируемые трудности в работе психолога с разновозрастным контингентом.

4. Сравнительный анализ деятельности психолога в различных организациях, учреждениях.

Отчетная документация:

  1. Титульный лист
  2. 2-й лист отчета
  3. Содержание
  4. Дневник студента-практиканта
  5. Перечень учреждений (с печатями) (см. Приложение, Таблица1)
  6. Краткая характеристика учреждений, организаций, в которых студент проходил практику.
  7. Заполненные студентом таблицы «Особенности работы психолога в различных организациях», 2 таблицы (см. Приложение, Таблица 2)
  8. Сравнительный анализ деятельности психолога в различных организациях, учреждениях.
  9. Список использованной литературы.
  10. Характеристика руководителя-методиста от УрГПУ.

Зачет проводится по группам в соответствие с программой практики при наличии пакета отчетной документации, с учетом характеристики от руководителя-методиста от УрГПУ.

Приложение

В таблице 1 обязательно должны быть подписи директоров (или других представителей администрации), заверенные печатями:

Таблица 1

Перечень учреждений, где студент _________________проходил практику

( ФИО)

Название организации

ФИО директора или руководителя

Подпись, заверенная печатью

1

2

* Подпись, кроме директора, могут поставить также заместители директора или психолог.

При выполнении задания №3 необходимо все данные занести в таблицу.

Таблица 2

Особенности работы психолога в различных функциональных организациях

Основные направления работы

Цели и задачи

Основные формы, методы, техники, используемые психологом

Профессионально важные качества психолога

Необходимые профессиональные знания

Важные профессиональные умения и навыки

Особенности функциональных связей с другими специалистами

Реальные и прогнозируемые трудности в работе психолога с разновозрастным контингентом

Примечание – для каждой организации отдельная таблица.