Пояснительная записка 26

ПРОГРАММА

по курсу «КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

Пояснительная записка

         Забота нашего государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей распространяется Закон о всеобщем обязательном образовании. Основным типом школ для таких детей являются специальные /коррекционные/ школы, в которых осуществляется обучение и подготовка их к посильной трудовой деятельности, дальнейшей социализации в обществе. Учащиеся получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.          Целостное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром.

Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.          Ученый-психолог И. М. Соловьев отмечал, что многопредметный участок действительности оказывается для таких детей «малопредметным». Слабость обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с интеллектуальной недостаточностью — последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей «теряют». Ж. И. Шиф отмечала, что дети с интеллектуальной недостаточностью значительно позже своих сверстников начинают различать цвета, при этом, характерным является соединение в одну группу несходных цветов и оттенков, не различение промежуточных цветов и малонасыщенных цветовых оттенков. Своеобразие зрительного восприятия детей с интеллектуальными нарушениями отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев и неадекватным (И. М. Соловьев и др.).

16 стр., 7961 слов

Особенности развития коммуникативной деятельности у детей с нарушением зрения

... развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка - обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Для того, ... особенности развития коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения дошкольного возраста. коммуникативный деятельность нарушение зрение Объектом исследования являются дети с нарушениями зрения дошкольного возраста. ...

         Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями (Т. И. Головина, И. М. Соловьев и др.) как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при данной патологии развития. А. П. Розова исследовала особенности узнавания при помощи осязания объемных предметов и их контурных изображений. По результатам исследований выявлено, что объемные изображения легче распознаются всеми детьми. Опознание предмета с помощью осязания при включении зрения требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о данном предмете, правильной организации процесса обследования. Ошибки при распознавании предметов зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности. Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации.

Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.          Относительно разных видов ощущений и восприятия можно сослаться на положение В. И. Лубовского о том, что всем детям с отклонениями развития свойственны снижение темпа и качества переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий.          Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия такие дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.          Отметим, что выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.          Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на положении Л. С. Выготского о единстве законов развития нормально развивающегося ребенка и отсталого ребенка, выделившего следующие общие закономерности психического развития:

  • общность основных факторов и движущих сил развития;
  • возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в самостоятельную деятельность;
  • сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме; при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления;
  • органический дефект головного мозга накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития.

         Отечественные ученые (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко и др.) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого. При проведении коррекционных занятий необходимо разделение учащихся на группы с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.

3 стр., 1341 слов

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Развитие восприятия у ...

... детей с ОНР развитие восприятия несколько отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образa предмета. Психолого–педагогические исследования показывают, что огромную роль для развития восприятия играет изобразительная деятельность дошкольника. Проблеме развития восприятия ...

        Цель программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.          

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.          Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти умственно отсталого ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами).

    4 стр., 1952 слов

    Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР

    ... развития детей с общим недоразвитием речи. Предмет исследования - особенности развития фонематического восприятия детей с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования. Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия у детей ... возрас-тной нормы. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклоне-ниями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также ...

    Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа. Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.          Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов.

    Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.          Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании.          Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изодеятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.          

Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... в раннем детстве совпадает с основной линией психическо­го развития - становлением предметной деятельности, освое­нием действий с предметами. Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной ... операций и результат, а затем только ре­зультат. При формировании навыков ребенок учится удержи­вать цель деятельности, не отвлекаться. Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. ...

  • развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени;
  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  • развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
  • развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

         Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю, в связи с особенностями детей, характером имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии.

         По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному развитию ребенка. Учитель-дефектолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.           Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.);
  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, обручи,)
  • оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио- и видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, и др.).

Содержание коррекционной работы

  1. Социальное развитие
  • Формирование у ребёнка представлений о себе и окружающих.
  • Формирование самостоятельности в быту (навыки самообслуживания).
  • Формирование у ребёнка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со взрослым.
  • Формирование у ребёнка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со сверстником.

  1. Физическое развитие
  • Совершенствование двигательных функций
  • Развитие и коррекция основных движений и двигательных навыков
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Развитие зрительно-двигательной координации

  1. Познавательное развитие
  • Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нём: формирование сенсорного восприятия (умения различать свойства и качества предметов по форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятии, ориентировочно-исследовательских реакций и действий.
  • Формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемных ситуаций.
  • Формирование количественных представлений
  • Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребёнка.
  • Развитие речи
  1. Формирование ведущей (игровой) деятельности
  • Формирование предметных действий
  • Формирование сюжетной игры
  • Формирование элементов сюжетно-ролевой игры

  1. Формирование интереса к продуктивным видам деятельности
  • Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционно-технических умений
  • Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования
  • Формирование ручной умелости

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

5 стр., 2434 слов

Формирование речевой деятельности старших дошкольников

... предметом зрительного восприятия, упрощает их анализ, облегчает их осознание. Поэтому овладение письменной речью оказывает глубокое влияние также на развитие ... ребенка будут развиваться успешнее. 1. Характеристика речевой деятельности старших дошкольников. В дошкольном возрасте речь ребё ... рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ...

На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам;
  • различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы;
  • классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать полное описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • выделять части суток и определять порядок дней недели;
  • различать речевые и неречевые звуки;
  • составлять предмет из частей;
  • определять на ощупь величину предметов;
  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
  • распознавать эмоции;
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.