Понятие о психомоторике

16

Термин «психомоторика» появился в психологии благодаря И.М. Сеченову, который в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) с его помощью обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека.

Сегодня психомоторные явления анализируются в 3 аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов. В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.

Потребность в движении – это врожденная потребность человека и животных, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности.

Так, показано, что занятия спортом снижают в 2 раза риск соматических заболеваний и в 3 раза их длительность благодаря тому, что возрастает неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям (например, холоду, перегреву, инфекциям).

Гипокинезия (снижение физической нагрузки), напротив, снижает неспецифическую устойчивость организма, приводя к нарушениям в работе его различных систем и, как следствие, к серьезным заболеваниям – гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др. По данным статистики, горожане, особенно представители умственного труда, страдают подобными заболеваниями значительно чаще, чем сельские жители. Кроме того, показано, что длительная гипокинезия может способствовать нагнетанию психического напряжения, «хронической усталости», раздражительности.

В отечественных исследованиях установлено, что чрезмерные физические нагрузки так же небезопасны для здоровья, как и их недостаток. И поэтому условием соматического благополучия человека является оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий необходимый организму уровень физической нагрузки в подходящих условиях.

В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.

Задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Психомоторика объединяет в единое целое «предмет – мыслящее тель», именно благодаря ей происходит обмен информацией между ними. Соответственно психомоторные процессы в зависимости от вектора «объективности-субъективности» можно условно разделить на прямые и обратные.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... и невидимым Мирами? Она утончается сама, как только затухает активность внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное ... интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... эфирный двойник, которые рассеиваются после смерти) есть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно, все подразделения на ...

Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.

Согласно представлениям К.К. Платонова, благодаря психомоторике психика объективируется в сенсомоторных и идеомоторных реакциях и актах. При этом сенсомоторные реакции могут быть различными по степени сложности. Принято выделять простые и сложные сенсомоторные реакции.

Простые сенсомоторные реакции представляют собой максимально быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал (например, когда при появлении определенной фигуры на экране компьютера человек должен нажать на имеющуюся в его распоряжении кнопку).

Они измеряются единственной характеристикой – временем реализации двигательного действия. Различают латентное время реакции (скрытое), то есть время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называют типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 с, и на звук, равная в среднем 0,15 с, не одинакова не только у разных людей, но и одного и того же человека в различных условиях, однако колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).

Сложные сенсомоторные реакции отличаются тем, что формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Их можно увидеть, например, тогда, когда человек для ответа на определенный сигнал должен нажать определенную кнопку или на разные сигналы – разные кнопки. В итоге получается действие, осложненное выбором. Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции – сенсомоторная координация, при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений (как, например, при ходьбе по неудобной поверхности, работе за компьютером и т.д.).

Идеомоторные акты связывают представление о движении с выполнением движения. Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIIIвеке английским врачом Д. Гартли и позже разработан английским психологом В. Карпентером. Экспериментально показано, что представление о движении имеет тенденцию переходить в реальное выполнение этого движения, которое, как правило, непроизвольно, малоосознаваемо и имеет слабо выраженные пространственные характеристики.

В практике подготовке спортсменов существует понятие «идеомоторной тренировки», т.е. часть тренировочного времени отводится на то, чтобы спортсмены мысленно преодолевали дистанцию или выполняли другое спортивное задание. Дело в том, что во время идеомоторной тренировки необходимые движения осуществляются на уровне микросокращений мышц. О том, что это происходит, наглядно свидетельствуют изменения в работе организма: учащается дыхание, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и т.д.

14 стр., 6713 слов

Л.С. Выготский и его представления о личности

... Личность - одна из семи ипостасей человека. Остальные - это человек как индивид, человек как организм, человек как индивидуальность, человек как "Я", человек - роль, человек как физическое тело, подверженное всем законам ... и И.П. Павлова, которое он считал фундаментом для выстраивания новой системы представлений о детерминации человеческого поведения, в том числе при восприятии произведений ...

В литературе неоднократно описаны примеры осознанного использования людьми явления идеомоторики для тренировки или поддержания профессионально необходимых моторных навыков. Так, известен случай, когда пианист И. Михновский, будучи студентом консерватории, оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучивая это произведение только в своем воображении.

Однако явление идеомоторики может приводить и к осуществлению ошибочных движений. Начинающие водители, которые, думая о том, что «сейчас налетят на столб», частенько действительно попадают в соответствующую аварию.

Психофизиология движений

С появлением работы И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и обобснованием термина «психомоторика», а затем с открытием условных рефлексов И.П. Павловым в психологии надолго укрепилось представление о рефлекторной природе движений. При этом чаще всего движения рассматривались как ответная реакция на получаемую информацию (сенсомоторная реакция»).

Это направление в науке получило название сенсомоторной терии. В ее основу было положено представление о рефлекторной дуге.

Рисунок 1

Рефлекторная дуга

Моторный центр Сенсорный центр

Эффектор Аффектор

Мышца Рецептор

Схема рефлекторной дуги упрощенно выглядит следующим образом: информация, поступающая из рецептора в сенсорные центры НС по афферентным нервным путям, передается в ее моторные центры, которые, благодаря передающимся в мышцы эфферентным сигналам, «запускают» движение.

Однако по мере развития психологии представления о системе организации движений изменялись. Главный недостаток рефлекторного понимания любого движения с современных научных позиций заключается в том, что в подобной трактовке отсутствует самый главный компонент психики человека – его сознание. В 1940-1950-хх гг. произошла смена парадигмы в изучении проблем психомоторики: принцип реактивности, основанный на идее определенности движения внешним стимулом, сменился принципом активности.

Принцип активности заключается в том, что движение задано не только и не столько внешней средой, но и «внутренней программой», обусловленной потребностно-мотивационной сферой человека. Подтверждением этому принципу служат самые разнообразные факты. Одним из них выступает способность человека к активному выбору стимулов из окружающей среды (как правило, человек редко начинает читать учебник только потому, что он попался на глаза).

Другая иллюстрация принципа активности – в несимметричности сигналов внешней среды и «внутренней программы». Так, например, во время чтения взгляд опережает слова (следовательно, активные сигналы опережают реактивные, причем обеспечивают существенные параметры движения).

10 стр., 4595 слов

Влияние самооценки и уровня притязаний на судьбу человека и его деловые качества

... способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда ... (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное ...

Существующее в настоящее время в психологии представление о физиологии движений было сформулировано и экспериментально обосновано русским ученым Н.А. Бернштейном. В 1947 году вышла его книга «О построении движений». В этой книге оспаривался принцип рефлекторной дуги как механизма движений и предлагался принцип рефлекторного кольца. Главный аргумент против теории рефлекторной дуги был таков: результат любого сложного движения зависит не только от собственных управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов, которые вносят отклонения в запланированный ход выполнения движений. В результате конечная цель может быть достигнута только в том случае, если в ход выполнения движения будут постоянно вноситься поправки. А для этого ЦНС должна иметь информацию о выполнении движения. Таким образом, Н.А. Бернштейн предложил совершенно новый принцип управления движениями, который был назван принципом сенсорных коррекций.

Бернштейн описал факторы, влияющие на ход выполнения движений и определяющие необходимость сенсорных коррекций. К их числу относятся реактивные, инерционные и внешние силы, а также исходное состояние мышц. Реактивные силы в большей или меньшей степени возникают при выполнении любого движения. Особенно ярко они заметны при выполнении человеком сильных амплитудных движений (например, если сильно взмахнуть рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменяют их положение).

В совершаемом движении участвуют инерционные силы (при взмахе рукой с какого-то момента она движется не только за счет моторных импульсов, но и по инерции).

Любое движение встречает сопротивление со стороны среды, в которой оно разворачивается, и это сопротивление оказывает влияние на ход его выполнения, что в немалой степени зависит от предсказуемости этого сопротивления (именно непредсказуемостью «поведения» предмета объясняются падения при слишком сильных попытках открыть заклинившую дверь, поднять легкий предмет и т.д.).

И, наконец, определенное влияние на выполнение движения оказывает исходное состояние мышц. Один и тот же моторный импульс, достигнув мышцы, может дать различный результат в зависимости от функционального состояния организма человека.

Эти факторы и сообщают НС информацию о ходе выполнения движений. Подобная информация получила название сигналов обратной связи. Схема осуществления движений, учитывающая необходимость сенсорных коррекций, была названа Н.А. Бернштейном схемой рефлекторного кольца.

Рисунок 2

Рефлекторное кольцо

Моторный центр Сенсорный центр

Эффектор Аффектор

9 стр., 4337 слов

Восприятие движения

... которого люди и животные ориентируются на свои собственные или физические движения других. Движение - это прямой сигнал об изменении ситуации. Большинство животных, включая человека, двигаются в ... мы, же воспринимаем движение. Значит, прослеживающий взор может дать восприятие движения и тогда, когда нет сигналов, перемещающихся по сетчатке. Наш мозг рассчитывает движение, основываясь, отчасти, на ...

Мышца

Согласно теории рефлекторного кольца, из моторного центра НС в мышцу поступают эффекторные сигналы. Из рабочей точки мышцы, в свою очередь, в сенсорные центры по аффекторам идут сигналы обратной связи, которые после обработки перешифровываются в моторные сигналы коррекции. Обновленные моторные сигналы вновь поступают в мышцу, благодаря чему получается кольцевой процесс управления движениями. В этом случае рефлекторная дуга может рассматриваться как частный случай рефлекторного кольца, когда не понадобилось сенсорных коррекций.

В зависимости от характера информации, которую несут сигналы обратной связи (сообщают ли они о степени напряжения мышц, о положении частей тела относительно друг друга, о результате предметного действия и т.д.), афферентные сигналы обрабатываются сенсорными и моторными центрами НС на ее разных уровнях. Каждому такому уровню, имеющему специфические моторные проявления, соответствует свой класс движений.

В теории уровневого построения движений вслед за Н.А. Бернштейном, сравнивающим устройство мозга с небоскребом, выделяют уровень спинного и продолговатого мозга (А), уровень подкорковых центров (В, С) и уровень коры (Д, Е).

Уровень А – филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, но отвечает за важнейший аспект любого движения – тонус мышц. На этот уровень поступают сигналы от мышечных рецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также информация от органов равновесия. Самостоятельно этот уровень регулирует весьма немногочисленные движения. В основном они связаны с вибрацией и тремором (на этом уровне, в частности, «замыкается» стук зубов от холода).

Уровень В имеет второе название – уровень синергий (от биологического термина «синергизм» — сотрудничество между различными органами).

На этом уровне перерабатываются сигналы в основном от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. К собственным движениям этого уровня относятся потягивания, мимика и т.д.

Уровень С, или уровень локомоций (передвижений в пространстве) – это уровень пространственного поля. На данный уровень поступают сигналы от зрения, слуха, осязания и т.д., то есть вся информация о внешнем пространстве. Поэтому здесь строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – к их форме, положению, длине, весу и т.д. К движениям данного уровня относятся все переместительные движения (ходьба, бег, плавание и т.п.).

Уровень Д представляет собой уровень предметных действий. Подобные сигналы обрабатываются различными отделами коры головного мозга, отвечающими за организацию действий с предметами. К этому уровню относятся все орудийные действия и манипуляции с предметами. Это, по сути, уровень профессиональных навыков (игра на пианино, резьба по дереву и т.д.).

Движения на этом уровне представлены как действия. В них зафиксирован двигательный состав или набор движений, а задан лишь конкретный результат.

Уровень Е – наивысший уровень – уровень интеллектуально-двигательных актов. К этому уровню относятся, например, речевые движения (речь), движения письма (письмо).

7 стр., 3493 слов

Виды и роль эмоций в жизни человека

... недостатка или избытка жизненно важных факторов. Дезорганизующаяроль эмоций.Страх можетнарушить поведение человека, свя­занное с достижением какой-либо цели, вызываяу него пассивно- ... гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-зачего появляются харак­терные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье владоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), ...

Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

В организации движения, как правило, участвуют несколько уровней – тот, на котором строится движение, и все нижележащие уровни. Например, при письме задействованы все 5 уровней. Уровень А отвечает за тонус мышц. Уровень В определяет плавность движений и их скорость. От уровня С зависит воспроизведение геометрической формы букв, ровное положение букв на странице. Уровень Д обеспечивает правильное владение ручкой. И, наконец, уровень Е определяет смысловую сторону письма. Судя по всему, в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, а работа нижележащих уровней, как правило, не осознается.

Кроме того, формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях: уровень построения движения определяется задачей движения. Н.А. Бернштейн в качестве примера рассматривает обычное круговое движение руки. Примером его построения на уровне А является фортепианное вибрато, во время которого кисть руки и суставы пальцев описывают маленькие круговые траектории. Круговое движение, «замкнутое» на уровне В, можно увидеть в качестве элемента, включенного гимнастом в вольные упражнения. На уровне С будет строиться круговое движение при обведении контура заданного круга. На уровне предметного действия Д круговое движение может возникнуть при завязывании узла. Наконец, на уровне Е такое же движение организуется, например, при изображении лектором окружности на доске. Таким образом, уровень, на котором строиться движение, определяется смыслом, задачей движения.

В зависимости от уровня НС, на котором «замыкаются» движения, а также от степени их сознательного контроля, движения могут быть произвольными или непроизвольными.

Произвольные движения представляют собой внешние или внутренние двигательные акты, сознательно регулируемые человеком на основе имеющейся у него потребности в достижении цели. Они предполагают сознательную ориентировку по отношению к цели в речевом плане и плане воображения.

Непроизвольные движения – это импульсивные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Они могут быть адаптивными (как в частности отдергивание руки от горячей поверхности) или носить неадаптивный характер (например, хаотические движения в ситуации помрачения сознания).

В числе непроизвольных движений можно выделить собственно непроизвольные движения. Они складываются без контроля сознания, чаще всего безусловно-рефлекторно, как, например, моргание, глотание и др., и могут стать произвольными только при формировании двигательных ориентиров.

Экспериментально показано, что движения, изначально сформировавшиеся как непроизвольные, могут становиться произвольными за счет вынесения двигательных ориентиров во внешний план. Например, наблюдая тонус собственных кровеносных сосудов на шкале прибора, человек может оказывать влияние на показатели артериального давления. Это явление получило название биологической обратной связи.

Другая разновидность непроизвольных движений – так называемые постпроизвольные движения. В отличие от непроизвольных, эти движения образуются как произвольные, однако затем их ориентировочная основа сворачивается, и движение осуществляется без контроля сознания. По сути, это сложившиеся и автоматизированные двигательные навыки.

12 стр., 5708 слов

30.Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи

В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на ...

Двигательный навык – это двигательное действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. Он включает в себя перцептивные интеллектуальные навыки и регулируется ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления двигательных актов. Процесс его формирования включает в себя несколько этапов.

На первом этапе происходит первоначальное знакомство с движением и овладением им. Человек выявляет двигательный состав движения – его элементы и их последовательность (как правило, на основе рассказа и/или демонстрации).

Как только человек начинает самостоятельно осуществлять движение, на него обрушивается поток новых, непривычных сенсорных сигналов о нем от разных частей тела. Для того чтобы разобраться в них, человеку необходимо совершить большое количество повторений движения для прояснения его внутренней картины (то есть для «перешифровки» афферентных сигналов в эфферентные команды).

Необходимость большого количества повторений обусловлена тем, что «перешифровки» должны быть найдены в ответ на любое отклонение от эталонного хода выполнения движения.

На втором этапе движение автоматизируется. Большинство его компонентов передается в ведение фоновых уровней регуляции. Учитывая навыки, сформированные ранее, организм может найти в фоновых уровнях аналогичные двигательные блоки и использовать их. Внешне несходные двигательные элементы могут содержать одинаковые внутренние элементы (как, например, езда на велосипеде и бег на коньках).

От объема «фонов» зависят наши двигательные возможности, и даже способности.

Третий этап предполагает шлифовку навыка за счет стабилизации и стандартизации движения. Стабилизация – это достижение такого уровня исполнения движения, при котором оно приобретает высокую прочность и помехоустойчивость, то есть не разрушается ни при каких обстоятельствах. Стандартизация заключается в приобретении навыком стереотипности.

В основе разнообразных бытовых, профессиональных и спортивных навыков лежит двигательная память, которая позволяет запечатлевать пространственно-временные и силовые параметры тех или иных движений. Она представляет собой полимодальное запоминание движений с участием зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной и других видов образной памяти.

Неравномерность быстроты формирования двигательных навыков у разных людей на разных этапах обучения связана с тем, какой вид памяти у данного человека развит хуже, а какой лучше. Люди с хорошей зрительной памятью будут иметь преимущество на первой стадии формирования навыка, когда формируется зрительное представление о разучиваемом двигательном действии. Когда же формирование навыка будет зависеть уже от быстроты и точности формирования двигательного образа, преимущество могут получить те люди, у кого лучше двигательная память.

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

... навозные шарики. Многие перепончатокрылые и некоторые двукрылые откладывают яйца в тела других животных (преимущественно насекомых). Своеобразие этой формы запасания корма позволило ... поведение Комфортное поведение объединяет поведенческие акты, направленные на уход за телом. Комфортное поведение является неотъемлемой частью жизнедеятельности здорового животного. Нарушение комфортного поведения ...

Функции психомоторных психических образований

Наиболее очевидная функция психомоторики – освоение пространства и деятельностное взаимодействие человека со средой. Во взаимодействии с окружающей действительностью человек выступает как субъект, активно воздействующий на окружающие объекты. Это воздействие может носить манипулятивный или предметный характер.

Манипулирование – это проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения компонентов среды в пространстве, которое дает человеку на самых ранних стадиях онтогенеза глубокие, разнообразные и существенные для его развития сведения о предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах. Во 2 полугодии жизни двигательная активность человека приобретает предметно-манипулятивный характер, благодаря которому ребенок усваивает культурно обусловленные способы употребления предметов (ложкой едят, погремушкой звенят, книжку читают и т.д.).

Собственно предметные действия появляются на 2 году жизни, и это связано с тем, что предметы становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и способы употребления.

Поскольку через овладение предметной деятельностью происходит психическое развитие ребенка, важнейшей функцией психомоторики является участие в становлении психического потенциала человека, произвольности психической активности. Согласно представлениям И.М. Сеченова, двигательный анализатор интегрирует все остальные анализаторы человека. Познание мира младенцем начинается с движений: ребенок с помощью движений глаз осматривает предметы, сосет их, берет в руку, позже манипулирует ими. На этом этапе моторика настолько важна для развития познавательной сферы, что, соответствующая стадия интеллектуального развития вслед за Ж. Пиаже называется сенсомоторной, а форма мышления – наглядно-действенной. Затем в познавательную деятельность включается речевой компонент, который тоже предполагает участие моторной сферы в процессах артикуляции. Результаты экспериментально-психологических исследований показывают, что различные психические явления так или иначе предполагают участие психомоторики.

В процессах познания окружающего мира моторный компонент обеспечивает необходимый элемент активности, причем не только в процессах осязания, но и в работе любого другого анализатора. Известно, что блокирование движений в этих процессах приводит к нарушению их адекватности.

Если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания, например, положив его на ладонь), то возникающий образ не будет соответствовать реальной форме предмета. Если же человеку предложить возможность ощупать предмет (активное осязание), то создается правильное отражение формы этого предмета.

Зрительное восприятие невозможно без постоянного движения глазных яблок. В эксперименте к глазному яблоку крепилась присоска в виде трубочки, на конце которой помещалась картинка, увеличенная линзой и освещенная лампочкой. Испытуемые видели картинку только в первый момент ее освещения, затем зрительный образ пропадал. Дело в том, что картинка смещалась вместе с движением глаз, благодаря чему ее изображение на сетчатке оставалось неподвижным, и рецепторы сетчатки адаптировались к нему. В естественных условиях эта адаптация предотвращается движением глаз. Аналогичные данные получены относительно работы других анализаторов.

10 стр., 4760 слов

Материальное бытие и его атрибуты время пространство движение и развитие

... застывшая, закосневшая Природа, пребывающая вне развития, тем более что голландский мыслитель отвел движению и времени роль модусов (преходящих ... форма и величина которых неподвластна органам чувств человека, но постижима умом. Атомы движутся в пустоте, ... свойствах и формах движения ее дискретных образований. Попытку схоластики ввести в содержание вещей (материальных тел) некие «скрытые качества ...

Речь как процесс, играющий важную роль в становлении произвольности человеческой деятельности, содержит в своей структуре моторный компонент, связанный с необходимостью артикуляции. При произнесении слов человек получает сигналы обратной связи о работе своего артикуляционного аппарата в 2 формах: в форме проприоцептивных (от мышц гортани языка, всей ротовой полости) и слуховых сигналов, которые функционируют параллельно друг другу.

Для доказательства этого положения был поставлен следующий эксперимент. Испытуемому предлагалось произносить какой-нибудь текст, например, знакомое стихотворение. Этот же текст через микрофон подавался ему в наушники, но с некоторым запаздыванием; таким образом, испытуемый слышал то, что он говорил несколько секунд назад. В таких условиях речь испытуемого полностью расстраивается, человек теряет способность говорить, поскольку получает противоречивую обратную связь: на основании одной информации следовало бы произносить одно речевое движение, а на основании другой – другое движение. В результате испытуемый не может произвести никакого движения. Описанный прием «сшибки» сигналов обратной связи используют для выявления лиц, симулирующих глухоту: если человек действительно не слышит, то задержка сигналов обратной связи по слуховому каналу не вызывает у него никакого расстройства речи; если же он только притворяется неслышащим, то этот прием действует безотказно.

Психомоторный компонент составляет одну из основ не только устной, но и письменной речи, представляя, помимо зрительных, моторные сигналы обратной связи.

В эксперименте одна группа школьников писала диктант в обычных условиях, вторая – зажав язык между зубов (что исключает возможность проговаривания), третья – сжав пальцы в кулак (внимание отвлекается, так же как и во втором случае, но возможность проговаривания сохраняется).

В результате во второй группе было сделано в 6 раз больше ошибок, чем в первой, и существенно больше, чем в третьей.

Нельзя не отметить также взаимосвязь моторики с аффективной сферой человека. Моторика позволяет регулировать эмоциональные состояния человека.

Таким образом, психомоторика представляет собой целостный механизм развития психики человека, сводящий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Развитие психомоторики ребенка представляет собой сложный процесс, при котором интенсивное созревание моторных зон коры определяет развитие психики в целом. Так, процесс формирования произвольных движений происходит путем автоматизации моторных и ориентировочно-исследовательских действий на основе восприятия образов и слов, а тесная связь тонкой моторики и развития речи определяет речевую регуляцию движений в сложной развернутой произвольной деятельности. Психомоторика способствует адекватному реагированию человека на окружающую среду и формированию в соответствии с этим целенаправленной деятельности.

Одна из гипотез, призванных объяснить взаимосвязь моторной активности и психического развития, базируется на идее о том, что около 60% тонизирующих импульсов в головной мозг поступает от проприорецепторов. В начале ХХ века Ф. Гарриман даже предложил так называемую «моторную теорию сознания», согласно которой сознание рассматривалось как результат скрытой мышечной активности.

Становление произвольности, в свою очередь, с необходимостью предполагает участие психомоторики и в процессах становления сознания и самосознания. Особого внимания в контексте проблем психомоторики заслуживает формирование «схемы тела» — сложного, обобщенного образа собственного тела, расположения его частей в трехмерном пространстве и по отношению друг к другу. Этот образ представляет собой отражение в сознании контуров, размеров и границ тела, соотносительного положения его частей, а также одежды, обуви и привычных предметов и средств деятельности – инструментов, протезов и т.п.

Нарушения «схемы тела» могут проявляться в нарушении восприятия правого и левого, неузнавании или пространственном отчуждении членов собственного тела вплоть до фантома ампутированных конечностей, образования «двойника» и др.

«Схема тела» возникает на основе восприятия кинестетических, болевых, тактильных, вестибулярных, зрительных, слуховых и других афферентных раздражителей в сопоставлении со следами прошлого чувственного опыта. Она является необходимым звеном в осуществлении любого движения, изменения позы, походки, так как во всех этих случаях необходимы ощущения начального положения тела и его частей и учет потока обратной аферентации при их изменении. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о расположении предметов (выше, ниже, над, под, между), благодаря чему она может рассматриваться как условие развития познавательной сферы.

Еще одна функция психомоторики – самовыражение и самопрезентация человеком своих психических состояний и свойств. Эта функция реализуется благодаря выразительным движениям – внешним проявлениям переживаний человека в мимике, пантомимике, интонациях и других невербальных формах. В младенческом возрасте выразительные движения непроизвольны. Крик, слезы, улыбка возникают как непосредственная реакция на эмоциогенный стимул. С возрастом дети овладевают системой выразительных движений и начинают использовать их целенаправленно для выражения своего отношения или настроения. Безусловно, более информативны непроизвольные выразительные движения, свободные от контроля сознания, в то время как произвольные выразительные движения зачастую могут быть обманчивыми. В то же время непроизвольные выразительные движения могут быть ограничены социальными условиями их формирования. Так, например, практически невозможно представить себе сутулую выпускницу Смольного института. Современная психология разработала разнообразные методики диагностики отдельных психических свойств и состояний человека на основе его моторных проявлений.

Графология – учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающей психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит еще к античности. Термин «графология» введен в литературу во второй половине XIX века аббатом Мишо (Франция).

Эта отрасль науки не признавалась вплоть до 1980-х гг. Однако посылка, лежащая в ее основе, довольно логична: если при одинаковой системе обучения письму у каждого человека вырабатывается свой индивидуальный почерк, то после того, как почерк установился (к 21-22 годам), по его характеристикам можно судить об особенностях личности человека.

Сегодня считается, что предположение о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило убедительного научного подтверждения; не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и соответствующими им чертами характера, особенностями биографии. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств ВНД исполнителя текста.

Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами иногда применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии. Другими областями научного знания, интересующимися проблемами почерка, являются криминалистика и медицина. Так, имеются данные, что при некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычернутостью, нарочитой стилизованностью, в силу чего изучение почерка может иметь диагностическое значение в клинике. В криминалистике почерк изучается с целью выявления признаков, позволяющих решать идентификационные задачи, то есть путем сравнения с образцами почерка решать вопрос о принадлежности текста конкретному исполнителю.

Ассимиляция психомоторных психических образований в качествах личности

К числу психомоторных качеств личности можно отнести различные устойчивые характеристики двигательной активности человека, формирующиеся в предметно-практической деятельности и проявляющиеся в ней.

Одно из таких качеств – координированность движений. Координация – это управление согласованностью и соразмерностью движений и удержание необходимой позы. Она может осуществляться на различных уровнях организации движений и, следовательно, быть непроизвольной и произвольной.

Принято выделять различные виды координации. Внутримышечная координация основана на управлении сокращениями отдельных мышечных волокон. Межмышечная координация предполагает согласование работы отдельных мышц, участвующих в целостном двигательном акте. Сенсорно-мышечная координация связана с согласованием движений во времени и пространстве с учетом особенностей ситуации, в которой они производятся, с опорой на сенсорные сигналы из внешнего и внутреннего миров.

Координированность – это психомоторное качество, отражающее отлаженность у человека различных координационных механизмов. Показателями координированности являются соразмерность движений, адекватность их темпа и ритма и т.д. Таким образом, развитие координированности основано на сенсомоторной активности человека.

Сенситивный период развития координированности приходится на младший школьный возраст (7-9 лет), инволюция начинается в среднем после 35 лет, причем скоростные качества инволюционируют раньше силовых.

Другим важнейшим психомоторным качеством является ловкость. Согласно словарю В.И. Даля, «ловкий» — это «складный в движениях». В соответствии с этим значением, в современной психологии ловкость понимается как двигательное качество, предопределяющее возможность человека осуществлять пространственно-точные и своевременные движения. Она позволяет человеку согласовывать пространственно-временные и силовые параметры движений, осуществлять оптимальные манипуляции собственным телом или объектами внешнего мира. Ловкость во многом зависит от способности человека предугадывать на ближайший временной отрезок положение собственного тела и других объектов в пространстве.

Эти и другие психомоторные качества человека, такие как пластичность, выносливость и т.д., развиваются на основе двигательных способностей и двигательных навыков, формирующихся в процессе деятельности.