11
Понятие «группа» в психологии. Классификация групп
Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает в разнообразных более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых в социальной психологии понятием «группа».
Группа — это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого на основе качественных признаков:
- характера выполняемой деятельности,
- возраста, пола, социальной принадлежности,
- структуры, уровня развития.
Основными характеристиками группы, отличающими ее от простого скопления людей, являются:
- некоторая продолжительность существования;
- наличие общей цели или целей;
- взаимодействие членов группы;
- развитие хотя бы элементарной групповой структуры;
- осознание входящим в группу индивидом себя как «Мы» или своего членства в группе.
Главное условие функционирования и развития группы — совместная деятельность. Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы групповой динамики:
развитие межличностных отношений,
восприятие партнерами друг друга,
формирование групповых норм и ценностей,
форм сотрудничества и взаимной ответственности.
Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана.
Типология групп
В психологии группы делят по следующим критериям:
— по непосредственности взаимосвязей:
реальные (контактные) и условные.
Реальная группа — ограниченная в размерах общность, существующая в едином пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (школьный класс, социально-реабилитационная группа и др.)
Условная группа — объединенная по определенному признаку: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования и пр. Это общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных, объективных взаимоотношений друг с другом.
Классификация групп людей
... психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает. По уровню развития Низкий уровень Диффузная группа- это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, ...
- по размеру: на группы большие, малые, микрогруппы.
Большие группы — количественно не ограничиваемая общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков: социальной принадлежности, пола, возраста, национальности и т. д. В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение, которые через посредство малых трупп доводятся до сознания каждого человека.
Малая группа включает в себя относительно небольшое число индивидов, объединенных общими целями и задачами.
— по общественному статусу: на группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
Формальная группа — реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Официальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, закрепленные права и обязанности ее членов (учебная группа, группа детского сада и т. п.).
Неформальная группа — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатии либо на основе прагматической пользы. Неформальные группы могут выступать как изолированные общности или общности, складывающиеся внутри официальных групп. Их интересы могут иметь различную направленность в зависимости от целей и ценностей группы.
— по уровню развития: на группы высокого и низкого уровня развития.
- по признаку деятельности: на группы по интересам, учебные, производственные, психокоррекционные и др.
Группы общения или группы по интересам — группы, в которых дети проводят свободное время, общаются, выполняют различную деятельность. Названные группы могут быть формальными и неформальными. Интересы детей, входящих в эти группы, могут иметь различную направленность: кружки технического творчества, дружеские компании, самодеятельность и т. д.
Группы учебные — это формальные группы, создаваемые специально для осуществления учебно-воспитательной работы в учебном или специализированном заведении.
по возрастной принадлежности. На основании возрастной периодизации выделяются следующие виды групп: группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, молодежи, группы среднего возраста, зрелого возраста и пр.
Школьный класс как малая социальная группа
Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личностных контактов.
Для существования малой группы должны выполняться 2 условия: непосредственное общение лицом к лицу и общие цели.
«Коллектив» — высший уровень развития группы, объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели:
- наличие добровольного характера объединения,
- системы активно построенных отношений на базе общей деятельности.
- Существенным признаком коллектива является его целостность.
- Развитие любого класса в коллектив должно идти по пути последовательного включения совместной деятельности во взаимодействие.
Структурная характеристика школьного класса
1. Социометрическая структура класса
- звезды
- предпочитаемые
- отвергаемые
- изолированные.
Личность в коллективе развивается не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
2. Групповые структуры — Формальные отношения, Неформальные отношения.
группообразующую функцию выполняют друге виды деятельности, носящее коллектвный характер, но не учебная.
Экспрессивная деятельность класса. Цель: сформировать в классе психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию.Ожидаемый результат: изменение настроя, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия. На момент становления класса авторитетный учитель – шаблон экспрессивной деятельности.
Система групповых ожиданий — это некоторая совокупность представлений о том, как должен вести себя тот или иной член группы в определенной ситуации.
Сплоченность класса
Групповая идентичность
- «Внутренне конфликтный класс» Задачи:
- В работе с самим классом:
- создание условий для сплочения коллектива;
- формирование навыков конструктивного общения друг с другом;
- разрядка отрицательных эмоций, связанных с неблагоприятным эмоциональным фоном в классе;
- создание условий для повышения самооценки учащихся.
В работе с родителями:
- создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
- обучение родителей способам психологической поддержки учащихся.
Как превратить класс в высокоразвитую малую группу?
- создание разнообразных форм коллективной деятельности детей: веревочный курс, спорт, творчество и т.д.
- разнообразная работа с родителями: совместные праздники, выходы, тематические собрания, подключение пап.
- выработка общих норм и правил в группе;
- нахождение сильных сторон класса: формирование успешности
- разработка системы поручений и самоуправления;
- общность педагогических нормативов относительно формирования личности учащихся.
Параметры описания |
Классы |
||||||||||||||
1-й класс |
3(4)-й класс |
5-й класс |
6, 7, 8-й классы |
9-й класс |
10,11-й классы |
||||||||||
Внутренная логика развития класса как малой группы |
Экспрессивная деятельность класса |
Отношения часто ситуативны, |
Закрепляются шаблоны экспрессивной деятельности |
Может сохраняться или изменяться под воздействием авторитетных учителей |
Сформирован устойчивый шаблон |
Распадается, индивидуализируются |
|||||||||
Групповые структуры |
Класс состоит из подгрупп, состав неустойчив |
межличностные предпочтения и отвержения упрочняются |
Устойчивы, обозначены неформальные роли, |
Устойчивы |
Усложняются |
||||||||||
Эмоциональные отношения преобладают над деловыми |
|||||||||||||||
Система групповых ожиданий |
Не сформирована, |
Оформляются фрагменты внутригрупповых норм |
Появляются собственно внутригрупповые нормы, независимые от внешних норм, |
Внутригрупповые нормы в апофеозе. поощрения и наказаний «отработаны». |
возрастает роль общешкольных норм в связи с перспективой продолжения обучения |
Основана на общечеловеческих нормах |
|||||||||
Сплоченность класса |
Не выражена |
появляются устойчивые взаимосвязи между подгруппами. |
Высокая, потенциал межличностных конфликтов сохраняется |
Высокая |
Часто снижается, к выпуску возрастает |
||||||||||
Формирование групповой идентичности |
Не сформирована, |
В процессе формирования; сохраняется соперничество с аут-группами |
Четко осознается групповое «Мы», дифференцируются «наши» и «не наши» |
Чувство «мы» обострено, аут-группы дифференцируются на «контактные» и «неконтактные» |
Чувство «Мы» сохраняет актуальность |
«Мы» вступает в противоречие с личностной идентификацией |
ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС
КАК МАЛАЯ ГРУППА
Проблема, обсуждаемая в данной статье, в первый момент может показаться надуманной и практически незначимой. Действительно, так ли важно педагогу-психологу знать с высокой долей научной достоверности, может ли школьный класс рассматриваться как малая группа или нет? И вообще — имеет ли это значение? Имеет и очень существенное.
Если класс является социальным объединением, которое может быть подведено под понятие «малая группа», мы вправе опираться на тот научный багаж, который накоплен социальной психологией за несколько десятилетий, то есть можно пользоваться социометрией, применять разные подходы к сплочению и развитию группы и т. д.
Если же школьный класс не является малой группой, то он живет и развивается по своим особым «классным» законам, о которых науке мало что известно…
Так стоит или нет обсуждать эту проблему?
ДВА УСЛОВИЯ
За психологией традиционно водится одна «слабость»: она создает довольно строгие научные построения, модели, теории, а затем весьма вольно применяет их на практике. Это в полной мере относится к психологии малой группы.
Как теоретическая модель, малая группа представляет собой небольшое по численности объединение людей, в котором выполняются два условия: непосредственное общение лицом к лицу, общие цели.
Наличие этих условий приводит к возникновению множества психологических феноменов и процессов, которые и составляют психологическую сущность малой группы. Среди них: нормы и ценности, которым подчиняется поведение людей в группе, устойчивые системы отношений (эмоциональные, лидерские), «Мы-чувство» и др.
К таким объединениям в полном объеме применимы разнообразные социально-психологические закономерности, описанные в психологии малой группы.
СООБЩЕСТВО ИНДИВИДУАЛИСТОВ
А что же школьный класс? Конечно, он представляет собой устойчивое объединение людей с постоянным составом общающихся между собой. Стало быть, одному условию школьный класс вполне отвечает. Чего нельзя сказать о втором — наличии общих целей. Однако, прежде чем обсуждать эту тему, зададимся более общим вопросом: откуда в принципе «берутся» в группах общие цели? Вариантов ответа несколько.
Значительная часть малых групп изначально возникает (или кем-то создается) для реализации определенной социальной деятельности в сфере производства, науки, социального обслуживания и пр. Общая цель в таких группах задается самой деятельностью. Можно сказать, что такие сообщества, если люди в них постоянно контактируют друг с другом, лицом к лицу, автоматически становятся малыми группами. Относится ли к их числу школьный класс?
Однозначно нет, так как ведущая деятельность каждого учащегося сугубо индивидуальна и по сути и по форме. То есть, школьный класс в своем основании не имеет общих целей и не может быть отнесен к малым группам a priori.
Эмпирических, доступных непосредственному восприятию доказательств этого вывода существует множество.
Школьному классу в большинстве случаев присущи усеченные или просто слаборазвитые лидерские структуры, множество конфликтов эмоционального характера между детьми, незначительное число диад и триад, которые можно охарактеризовать как совместимые или сработанные.
Еще один важный штрих — чрезвычайно низкая сопротивляемость отношений, существующих в классах, деструктивным конфликтам. Нужно не так много, чтобы отношения в классе стали невероятно напряженными, все налаженные связи пришли в состояние коллапса. И дело не только и не столько в возрасте, сколько в отсутствии тех устойчивых налаженных связей между членами группы, которые рождаются в условиях общей деятельности, и ее целей, разделяемых большинством.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ
Такие цели могут возникать самопроизвольно благодаря тому, что люди длительное время сосуществуют в одном пространстве. Часто они «обречены» сотрудничать ради выживания, создания нормальных соседских отношений. Так формируются группы типа этносов, наций; в них возникают общие ценности, представления, стереотипы. Согласитесь, что для школьного класса, существующего по историческим меркам краткий миг, это не есть путь к превращению в группу.
Еще один вариант возникновения общих целей — искусственное их создание, привнесение извне. Зачем? Скажем, в идеологических, воспитательных целях или по доброй воле самих участников, стремящихся к объединению, но не находящих внутри своей деятельности оснований для создания единства.
Такими целями может быть светлое будущее для всех рабочих и крестьян, сбор значительного количества металлолома для строительства новых, экологически чистых электровозов, поход с ночевкой и многое другое.
Создание таких целей — дело не простое, так как общие цели должны соотноситься с индивидуальными потребностями и целями людей, входящих в сообщество, должны обладать мощным побудительным потенциалом и должны быть действительно общими, чтобы на их основе можно было объединить людей в «Мы». Для школьного класса это открывает возможность превращения в малую группу, но предполагает наличие мудрых и умелых взрослых, которые преобразуют возможность в реальность.
Если цели извне не приходят, сами дети в состоянии породить немногое: конкуренция с другим классом, объединение для противостояния какому-то учителю, общее увлечение «брызгалками», «сотками» или «магическими картами». Подобные цели превращают их в психологическую общность лишь на непродолжительное время.
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КЛАССА
Итак, у нас есть альтернатива: либо мы работаем с той специфической социальной общностью, которую представляет класс, как с малой группой на свой страх и риск, вольно применяя к ней известные нам закономерности и методы, либо мы работаем над превращением класса в малую группу.
Либо — либо, очень трудно сказать, какой путь проще и правильнее.
Мы кое-что уже знаем о том, что представляет собой школьный класс как специфическая общность. Мы знаем, что классу как малой группе присуща структура эмоциональных предпочтений — социометрическая. Возникает эта структура часто по половому признаку, по признаку успешности в учебной деятельности (в среднем звене) и по предпочтениям учителя (в младшем звене).
Во многих случаях ее характеризует внутренняя несбалансированность, конфликтность отношений как между микрогруппами, так и внутри них. Структура неустойчива, в значительной мере зависит от текущих событий и отношений, а цементировать (подпирать) ее нечем: система деловых отношений практически отсутствует.
Реальных лидеров в классе во многих случаях просто нет, так как нет ситуаций, предполагающих совместную деятельность, нет опыта лидирования даже у тех детей, личные качества и потребности которых делают их склонными к управлению группой сверстников.
Для школьного класса типичны эмоциональные конфликты («вот не нравишься ты мне, и все!») и ценностные противоречия. Последние связаны с тем, что ученики ориентированы на различные, подчас противоположные по своим устремлениям внешние референтные группы. Взаимодействуя в классе, они неизбежно попадают в ситуации конфликта мнений, ценностей, представлений. Излюбленный и повсеместно распространенный способ решения таких конфликтов — выбор «козла отпущения». Им становится ученик, находящийся в роли отверженного, реже — учитель или классный руководитель, иногда — школа как таковая.
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
Работая с классом как с особым видом социальной общности можно опереться и на модель, полученную экспериментальным путем американскими исследователями Стэнфордом и Роарком. Они установили, что развитие класса как группы проходит несколько этапов (см. схему внизу).
Обращает на себя внимание, что пятый этап наиболее удобен для учителя с точки зрения управления ученическим коллективом. Поэтому у учителей возникает неосознанное стремление затормозить класс на этой ступени развития, так как дальше ситуация для них усложнится.
К сожалению, в своих работах Стэнфорд и Роарк не говорят о том, как и благодаря чему класс может достигнуть самых высоких уровней развития, однако мой опыт работы позволяет предположить, что само собой это не происходит.
Превращение класса в высокоразвитую малую группу возможно лишь в процессе целенаправленной развивающей работы педагога и психолога.
Возможности педагога — прежде всего в создании разнообразных форм коллективной деятельности детей, через которую формируется единство целей и ценностей, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально значимая деятельность класса и т.д.
Психологическая работа позволяет формировать чувство «Мы», развивать сплоченность, поднимать уровень взаимного доверия (тренинговые ситуации, ролевые и деловые игры).
В соединении усилий педагога и психолога видится основная возможность превращения класса в настоящую малую группу.