Государственный комитетРоссийской Федерации
по высшему образованию
Санкт-Петербургскийгосударственный электротехнический университет
Кафедра психологии
Домашняя работа на тему:
Понятие деятельности,структура деятельности.
Студент :
Виноградов К.Ю.
6361
Санкт-Петербург
TIME @ «д/ММ/гг»д/ММ/гг
Содержание
TOC o «1-2» n p » «
Психологическая характеристика деятельности.
Виды деятельности.
Игра.
Учение.
Труд.
1
Отношениямежду людьми осмысливаются в сюжетных играх. Коллективная сюжетно-ролевая играрасширяет круг общения ребенка.
Учение.
Учение — этопроцесс систематического овладевания знаниями, навыками, умениями, необходимымив конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитаниягражданской зрелости. Хорошо организованное обучение носит воспитывающиххарактер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность,волевые черты характера, способность и т.д.
Труд.
Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта,удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. В трудовойдеятельности раскрываются “человеческие сущностные силы”. В труде раскрываютсяи формируются способности человека, его характер, личность в целом.Производство стимулирует познавательную активность личности, заставляетработающего совершенствовать знания, умения, навыки.
6
Виды деятельности.
Различают тригенетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всегожизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются поконечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностяммотивации.
Основным видомдеятельности человека является труд. Конечный результат труда — созданиеобщественно значимого продукта. Игра не создает общественно значимого продукта.В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ееогромное, непреходящие значение. Обучение является непосредственной подготовкойличности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь наконечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурныхценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностейобщества.
Игра.
Анализируяигру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее природу. Научныйанализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком миравзрослых, путь познания окружающего мира.
Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение
... активности. Так, предметом общения являются люди, животные; предметом игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий результат. ...
С развитиемребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениямии действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновениюфункциональных игр.
Более сложнымиявляются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печетпирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и ихвзаимодействие.
Функциональныеи конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенокосваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для негоформах.
5
Движения, действия, деятельность.
Человек посвоей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того,каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности,невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств,силы воображения и воли, способностей и черт характера.
Деятельность — категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаясякак биологическое приспособление организма к требованиям окружающей Среды. Длячеловека характерно сознательное выделение себя из природы, познание еезакономерностей и осознанное воздействие на нее.
Содержаниемсознания становятся прежде всего те объекты или стороны познаваемойдеятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структурасознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшаяхарактеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется впредметной деятельности и затем становится психическим качеством человека.Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется.
Любой виддеятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли этомускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операциистаночником или движение речевого аппарата при произношении слов.
Системадвижений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения,называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторнойфункцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависятот предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкиваетсячеловек.Самыми простыми действиями являются предметные. Действия могут бытьнаправлены не только на предмет, но и на окружающих людей. В психологииразличают физические
2
(внешние, моторные) действияс предметами и умственные
(внутренние, психические)действия с психическими реальностями.
Овладениеумственной деятельностью привод к тому, что, прежде чем приступить к внешнейдеятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек планируетдействие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельностьнаправляется и контролируется умственной деятельностью. Реализация умственногодействия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.
Внешняядеятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравниваетпроизводимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей.
Психологическое сопровождение деятельности человека
... в вузе. 5. Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. Психологическое сопровождение семьи. 8. ... сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей с ограниченными возможностями. 11. Психологическое сопровождение людей с особыми потребностями. ...
Совокупностьдействий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественнуюфункцию, составляет деятельность.
Психологическая характеристикадеятельности.
В основедеятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная вединый комплекс, необходимый для труда в любой области общественногопроизводства.
Формирующаяроль деятельности раскрывается при сравнении психики людей, занятых в различныхобластях труда. В развитии психологической науки выделялись отрасли, которыеизучают психологическую специфику деятельности в данном виде труда.
Знания,чувства, отношения личности регулируют движения и действия, направляютдеятельность в целом. Знания на различных уровнях отражения регулируютдеятельность.
Человек вдеятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами ипреследующая намеченные цели. В
качестве мотивов могут выступать потребности,мысли, чувства и другие психические образования. Для осуществления деятельностинедостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности исоотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результатедеятельности.
В формированииотношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферыисключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровеньпритязания личности и уровень достижений. Успех или неудача влияют напоследующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В однихслучаях успех, поднимая человека в собственных глазах, мобилизирует силы ндостижение новых целей в работе, а в других — может вызвать самоуспокоение.Уровень притязания — оценка человеком своих возможностей в деятельности. Вгармонически сформированной личности уровень притязаний соответствуетфактическим возможностям выполнения деятельности. В притязаниях выделяютсямечты, идеалы, оценки человеком своих способностей, намечаются перспективныелинии развития личности, ее деятельности.
На успехвыполнения деятельности влияет состояние личности. Так, любой вид деятельностивызывает утомление. Утомление — естественное понижение работоспособностивследствие расхода энергетических ресурсов организма. Усталость — переживаниечеловеком утомления.
Мотивы и целидеятельности, творчество, утомление в процессе деятельности тесно связаны междусобой и оказывают взаимное влияние. Убеждения, взгляды, отношения личности кдеятельности определяют характер творческих поисков, возможность преодоленияастенических переживаний ради общественных и личных целей, которые человекреализует в своем труде.
4