1 Понятие малых групп и их классификация

На поведение индивида может в значительной степени влиять группа, в которой он работает, общается и взаимодействует. Особое влияние оказывают, как правило, малые группы – небольшое объединение людей от 2 до 35 человек. Отличием малой группы от других объединений выступает то, что члены малой группы тесно взаимодействуют друг с другом, их объединяют либо общая цель, либо общие интересы. Трудовой коллектив, семья, компания приятелей – все это можно назвать малой группой, которая в значительной степени влияет на поведение индивида. Можно выделить определенную классификацию малых групп. По степени естественности образования малой группы выделяют естественные (реальные) малые группы и номинальные (формальные) малые группы. К номинальным малым относят группы, объединение которых произошло по необходимости, ради проведения какого-либо эксперимента и т. д. Людей, входящих в группы данного типа, не объединяют общие желания и цели. Как правило, такие группы существуют недолго, до достижения единовременной цели собрания данной группы.

Противоположными номинальным выступают группы реальные. Люди, входящие в данные группы, по своим потребностям схожи друг с другом. Их объединяют либо общие цели или интересы, либо родственные и дружеские связи. Пример реальной группы – семья или круг близких друзей. По времени существования выделяют временные малые группы и стабильные. Время существования временной малой группы ограничено определенными рамками, стабильные группы характеризуются постоянством своего существования. Пример временной группы – группа участников туристического похода. Пример стабильной малой группы – семья, трудовой коллектив, студенческая группа. В зависимости от степени возможности вступления новых участников в группу выделяют открытые и закрытые малые группы. Также выделяют формальные и неформальные малые группы. К формальным относятся группы, функционирующие в рамках определенной организации. Цели формальных малых групп устанавливаются руководителем данной группы либо всей организации. К неформальным малым группам относят добровольные объединения людей на основе общих интересов. В рамках формальной малой группы (отдела в организации) могут образовываться неформальные группы (группа любителей футбола, например).

Выделяют также группы референтные, нереферентные и антиреферентные. К первому типу относят группы, члены которой разделяют ее ценности. Нереферентные группы характеризуются малым вниманием и ценностью общегруппового мнения для отдельного индивида. А члены антиреферентной группы не только не обращают внимания на мнение группы, но также выступают против него.

9 стр., 4213 слов

Понятие малой группы в социальной психологии

... нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. И тогда, следовательно, в основе всех разновидностей малых групп лежат так ... триады как наименьшей единицы малой группы (Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами, 1974). Опираясь на экспериментальный опыт исследования малых групп как субъектов и объектов ...

10. Теории лидерства

Теория черт основывается на идее Ф. Гальтона о наследственной природе лидерства. Лидером согласно этой теории не становятся, а рождаются. Для того, чтобы стать лидером необходимо обладать определенным набором личностных качеств или совокупностью психологических черт, таких как ум, энергия, воля, храбрость, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т. д. Однако, эта теория не получила распространения, так как не было ни одной черты лидера, с которой согласились бы все исследователи.

Ситуационные теории лидерства рассматривают лидера как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Чтобы стать политическим лидером, согласно данным теориям необходимы определенные психологические и профессиональные качества, которые актуализируются ситуацией. Подчеркивается относительность черт, присущих лидеру в зависимости от ситуации, которой отдается главенствующая роль.

Модифицированная ситуационная теория лидерства Э.Хартли строится на ряде предположений:

1) если человек стал лидером в одной ситуации, то, возможно, он может им стать и в другой;

2) лидеры в одной ситуации часто рассматриваются группой как лидеры и в других ситуациях;

3) приобретенный лидером в одной ситуации авторитет способствует избранию его лидером и в другой ситуации;

4) лидером чаще становится человека, мотивированный к этому.

Ситуативно-личностная теория Г. Герта и С. Милза, выделивших пять факторов, которые необходимых учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

1) черты лидера как человека;

2) мотивы лидера;

3) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;

4) личностные характеристики лидера как социальной роли;

5) официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи.

Теория последователей рассматривает лидеров как выразителей настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Лидеру отводится пассивная роль, он представляет собой лишь инструмент социальной группы, которая выбирает себе того лидера, который ее удовлетворит. То, кто будет лидером, зависит не от конкретного индивида и его свойств, а от качества его ведомых последователей.

Модель эффективности лидерства Ф. Фидлера основана на интеграции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. В рамках этой теории выделяются два стиля лидерства:

1) инструментальное лидерство, ориентированное на задачу. Лидер более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него;

2) эмоциональное лидерство, ориентированное на межличностные отношения. Лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных.

6 стр., 2758 слов

ЛИДЕРСТВО(1-10)

... Наличие стратегического компонента – это основная черта, которая отличает лидерство от руководства. - Компонент действия. Лидер движет организацию из точки А в точку Б. Видение, ... коммуникативной концепции рассматривают власть как результат совместного взаимодействия субъектов. В позднеклассических теориях власть рассматривается как метафизический принцип, а не как социальный феномен. Власть ...

Теория гуманистического направления основывается на том, что лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации.

Мотивационная теория утверждает, что эффективность лидера зависит от его умения воздействовать на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.

Психоаналитические теории лидерства решающее значение в поведении личности отдают подсознательным процессам, прежде всего, инстинктивным стремлениям, которые связываются с подавленными сексуальными влечениями, перерождающимися на основе механизмов сублимации и компенсации в мотив власти

14. Понятие толпы

Толпа – это бесструктурное, контактное, неорганизованное скопление людей, характеризующееся отсутствием общей цели, связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Для толпы свойственна высокая степень конформизма составляющих ее индивидов, на которых она оказывает сильное психологическое влияние.

Социально-психологические особенности толпы:

1) подавление чувства ответственности за собственные поступки;

2) повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения;

3) повышение эмоциональности восприятия действительности;

4) появление чувства силы и осознания анонимности.

Механизмами формирования толпы являются слухи и циркулярная реакция, под которой понимают нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение. Механизмами воздействия на толпу также являются заражение, внушение, убеждение и подражание. Основную роль в развитии этих механизмов играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы, которое сознательно используется организаторами эксцессов.

Основными средствами, используемыми при формировании толпы являются:

1) слово в экспрессивном выражении в виде призывов, междометий и т. д.;

2) сила шума и его частота.

Потенциальными толпами являются:

1) публика – большое кратковременное образование людей, возникающее на основе общих интересов;

2) внешне неорганизованные контактные общности, действующие крайне эмоционально и единодушно;

3) большие по численности аморфные группы, члены которых не имеют в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанны каким-либо общим более или менее постоянным интересом.

Ролевая структура толпы:

1) организаторы массовых эксцессов – физические лица, которые чаще всего принадлежат какой-либо организации или действуют по её указанию. Они проводят подготовительную работу по созданию толпы (заранее «проигрывают» и планируют эксцессы), выбираются удобное время и повод для создания эксцессов;

2) зачинщики – это лица, претендующие на завоевание лидирующего положения, которые развертывают активную подстрекательную деятельность, направляют действия участников, распределяют роли, распространяют провокационные слухи и т. д.;

3) подстрекатель – это физическое лицо, задача которого заключается в том, чтобы спровоцировать, развязать конфликт;

4) активные участники – лица, входящие в состав, т. н. «ядра» толпы, образующие её ударную группу;

25 стр., 12489 слов

Глава III. Общение и взаимодействие людей

... обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Известный советский психолог В.Н.Мясищев создал в 1950-60 гг. свою концепцию ... в виде самостоятельного «лица» наряду и вне составляющих его личностей, так и общественные отношения не существуют вне реальной жизнедеятельности и общения людей. Межличностные отношения – система ...

5) конфликтные личности – лица, стремящиеся в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву, садистским импульсам. В числе таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов, наркоманов;

6) добросовестно заблуждающиеся – физические лица, которые являются непосредственными участниками эксцессов, в результате ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки, ложного понимания принципа справедливости или под влиянием слухов;

7) эмоционально неустойчивые личности, которые идентифицируют свои поступки с общим направлением действий участников. Для них свойственна повышенная внушаемость, заражаемость общим настроением, пониженная сопротивляемость влияниям других людей;

8) любопытствующие – люди, которые наблюдают со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливают эмоциональное возбуждение других участников;

9) примкнувшие – лица, которые становятся участниками эксцессов из-за боязни физической расправы, под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей.

16/Нация – тип этноса; исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.

Не существует единого подхода к определению этого исключительно сложного явления. Представители психологической теории видят в нации культурно-психологическую общность людей, объединенных общей судьбой.

Крупнейшие сторонники материалистической концепции акцентировали внимание на общности экономических связей как основе национальной общности.

Один из классиков современной социологии П. Сорокин считает нацию сложным и разнородным социальным телом, искусственной конструкцией без собственной субстанции. Часть исследователей в числе существенных признаков нации называют общность территории, экономических связей, языка, психологического склада, истории, культуры и самосознания.

Процессы формирования нации объективно связаны с образованием государств. Поэтому К. Каутский классической формой государства считал национальное государство. Однако судьба далеко не каждой нации связана с государственностью, скорее это идеальное совпадение. Согласно концепции К. Каутского важнейшими факторами консолидации людей в нацию были товарное производство и торговля. Большинство современных наций зарождались в процессе складывания буржуазных отношений (с IX–XV вв.), однако формировались и развивались они и до капитализма.

В странах, где развитие было на столетия заторможено колониализмом, этот процесс продолжается и по настоящее время.

Последняя треть XX в. отмечена возникновением национальной государственности на обломках псевдофедеративных и союзных государств.

Этнос (от греч. – «общество», «группа», «племя», «народ») – устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической, жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов.

Виды этноса – нации, народности, этнические и этнографические группы. Их представители могут проживать компактно при наличии или отсутствии своей национальной государственности, а могут быть распределены среди других народов.

21 стр., 10167 слов

Характеристика общения. Функции

... точно воспринимать поведение человека) · Позитивное самопредставление (способность человека производить хорошее впечатление) Характеристика общения. Функции. 1. Содержание общения - передача от человека к человеку информации; - восприятие друг ... смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой ...

В отличие от нации народность представляет собой социально-этническую общность с относительно одинаковым этническим составом, общностью сознания и психологии и менее развитыми, стабильными экономическими и культурными связями.

Этническая группа – немногочисленная общность, основой которой являются язык, общность происхождения, культуры, быта и традиций.

Этнографическая группа – общность, говорящая на одном языке с той или иной нацией, народностью, но и обладающая спецификой в быту, традициях, обычаях.

23Виды общения по средствам:

1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица).

Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам).

В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения по целям:

1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:

1) материальное 2) когнитивное 3) кондиционное –4) деятельностное 5) мотивационное общение По опосредованности:

1) непосредственное общение –2) опосредствованное общение 3) прямое общение 4) косвенное общение Другие виды общения:

1) деловое общение –

2) воспитательное общение –

3) диагностическое общение –

4) интимно-личностное общение

22 Стереотипизация

Термин “социальный стереотип” введен Липпманом для обозначения образного эмпирического представления о социальном объекте (“картинки в голове”).

В американской социальной психологии стал использоваться в более узком смысле — как образ, “картинка” члена той или иной (в основном этнической) группы. При этом речь шла преимущественно о негативном образе представителей инаковыглядящих, — мыслящих, — действующих и других подобных групп. Стереотип обладает свойствами фиксированной установки, причем эффекты ассимиляции контраста выражены в нем даже сильнее. Стереотип акцентирует, усиливает определенные свойства объекта в соответствии с его валентностью, а прочность стереотипа связана с прочностью фиксации именно валентности, т.е. закрепления объекта в системе Ц.О. индивида. В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация, но и другие конструктивные процессы, прежде всего каузальная атрибуция, или объяснение человеком причин своего и чужого поведения.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... идентичны, поскольку в контакты вступают люди с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения. Неформальная (неофициальная) группа- реальная социальная общность, не имеющая ... деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.) Малая группа- (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных ...

Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные.

Функции социальных стереотипов (Тажфел)

Индивидуальный уровень

1) когнитивная (схематизация, упрощение)

2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного “Я-образа”).

Социальный уровень

3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы)

4) идентифицирующая (создание и сохранение “+” гр. “Мы-образа”).

4 уровня стереотипов, Дуаз

1) индивидуальные психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде.

2) представления, социальное образование, складывающиеся в ситуации МЛ взаимодействия.

3) коллективные представления — социальные образования, формирующиеся в МГ отношении. Социальные стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне.

4) высший уровень — идеология, который складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества. Верхний уровень детерминирует нижележащие.

Социальный стереотип — упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или особенности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Искажает видение “ошибочный компонент”.

21 Эмпатия

Под эмпатией обычно понимается сострадательное переживание одним человеком чувств, восприятий и мыслей другого. Некоторые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных социальных отношений». Здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем партнера, сколько стремление эмоционально откликнуться на его трудности. При этом эмоции, чувства воспринимающего не тождественны тем, которые переживает воспринимаемый, т.е. если один из партнеров по общению проявляет эмпатию к другому, он просто понимает его чувства и линию поведения, но свою собственную может строить совсем по-иному. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой один партнер полностью отождествляет себя с другим и, соответственно, испытывает те же чувства, что и другой, и ведет себя подобно другому.

20.Формирование 1 впечатления

Когда люди видят друг друга впервые, быстро, в течение нескольких минут складывается первое впечатление, которое мало изменяется при дальнейшем общении. Следует помнить, что: Никогда не будет второго случая произвести первое впечатление; Внешний вид – вот первое, на что мы обращаем внимание, увидев человека первый раз.

Именно на основе первого впечатления – вербальных и невербальных факторов формируется образ партнера по общению.

— Фактор превосходства, фиксируется по одному признаку, а переоценивается или недооценивается по многим качествам.

— Фактор привлекательности. (Так же его используют воры, одевшись респектабельно).

— Фактор отношения к наблюдателю.

— Эффект контраста – склонность подчеркивать противоположные своим чертам, черты окружающих.

— Эффект проекция – склонность приписывать негативные свойства своего характера, а так же мотивы своего поведения другим людям. (Каждый судит по мере своей испорченности).

7 стр., 3279 слов

Роли, функции, характеристики, качества и авторитет руководителя.

... Голландера, можно выделить следующие функции руководителя: Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях: · оценка ситуации, ... факторам эффективного руководства относится социально-экономическое положение человека, его статус в обществе, полученное образование. ... делятся на две явно неодинаковые по численности группы, является пол. Традиционно исследования в области ...

19. Функции общения

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение).

Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция – функция объединения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

17 Традиционное общество

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, обществоведы разделяют на определенные типы. Существует множество способов классификации обществ. Один из них предполагает выделение традиционного (доиндус-триального) общества и индустриального (промышленного, современного) общества.

Традиционное общество — это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких обществ — сельское хозяйство. Традиционные общества часто называют «ранними цивилизациями», противопоставляя их современному индустриальному обществу.

Однако социологи отмечают, что слишком широкая трактовка данного термина позволяет отнести к этому типу разнообразные общественные уклады, в действительности значительно отличающиеся друг от друга, например племенное, аграрное, феодальное общество. Поэтому в настоящее время это понятие считается спорным и избегается многими обществоведами.

18Прогресирующее общество.

Система – это сумма элементов и связей между ними.

Развитие системы – это усложнение или упрощение системы.

Прогресс – это усложнение, появление в системе новых связей и элементов.

Регресс – это упрощение системы, исчезновение из неё связей и элементов.

Таким образом, прогресс и регресс – это два противоположных видов развития.

Цикл – это чередование прогресса и регресса.

Общество в целом развивается прогрессивно. Эта аксиома доказывается огромной суммой фактов прогрессивного развития орудий труда, функций мышления, появления всё новых и новых групп и организаций, роста научных знаний, видов социальных конфликтов и видов социального контроля, новых общественных формаций, как ступеней развития общества.

8 стр., 3649 слов

Социальные роли личности

... социологии. Личность - одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в “строительстве” социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального ... индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным актором (действующей единицей) некой группы или общности. И философия, и психология ...

8 Статус

каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека.

Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Социальный статус бывает:

1) предписанный (приписываемый);

2) достигнутый (досягаемый),

Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу.

Важно усвоить следующее:

1) социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;

3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

7 Роли малой группы

Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные с решением задач:

а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;

б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор – координирует деятельность членов группы;

г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;

е) погонщик – стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

а) вдохновитель – поддерживает начинания других;

б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;

5 стр., 2464 слов

Группы социального риска в современном российском обществе

... общности людей, как элементы общества, составляют в целом - социальную группу риска, т.е. группу, находящуюся под непосредственным воздействием совокупности рискогенных неблагоприятных факторов. В ... индивидов, имеющих общие взгляды, и характеризующиеся относительно устойчивыми моделями социального взаимодействия. Социальные группы риска опасны, поскольку они разрушают моральные нормы, традиции и ...

г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.

Слагаемые структуры социальной власти:

1) роли властвующих – выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных;

2) роли подчиненных – выражаются в повиновении и зависят от ролей властвующих.

Основной характеристикой структуры социальной власти и влияния формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая в основе руководства группой, неофициальной группы – феномен лидерства.

9.Лидерство

Лидерство – это способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера. Лидером в малой группе именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. Это качество может присваиваться индивидуумам на основе личных качеств и опыта либо посредством традиции и (или) занимаемой позиции. Лидера в малой группе не назначают, он выявляется благодаря своим личным качествам. Когда лидеров несколько, группа распадается на подгруппы. Хотя лидер один, авторитетных лиц может быть много, на них опирается лидер, навязывая группе свои решения.

Взаимодействие в малой группе формируется при постоянном сотрудничестве членов группы. В результате между ними возникают определенные симпатия и чувства, создаются установки и привычки. Постепенно в малой группе возникают собственные нормы и этикет поведения, называемые неформальными отношениями.Структура группы определяет характер ее динамики. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики. Лидер в любой ситуации ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Адекватное осознание лидерских составляющих Я-концепции позволяет руководителю более четко реализовать основные управленческие функции: планирования и контроля, принятия решения и урегулирование конфликтов, стимулирование труда и другие.

. Лидер, как и каждый человек, имеет большой набор потребностей, каждая из которых появляется в определенный момент времени и исчезает после удовлетворения или подавления, если ее оказалось невозможным удовлетворить. Однако, помимо общечеловеческих, имеются и специфические лидерские потребности, главными из которых являются: потребность во власти; потребность в контроле над событиями и людьми; потребность в достижении; потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения.

13.Функц. В малой группе

Актуальность исследования. В профессиональной малой группе, действующей в автономных условиях, так же как и в любой малой группе, межличностное восприятие является важнейшим фактором регуляции внутригрупповых отношений. Многочисленные исследования социально-перцептивных аспектов групповой жизнедеятельности позволили сделать вывод о том, что влияние реализуемой малой группой деятельности на восприятие ее членами друг друга определяется рядом ее существенных характеристик: эффективностью деятельности, уровнем и формой организации и др. В случае автономно действующей профессиональной малой группы (например, экипажа космического корабля) фактор изоляции несомненно может считаться одним из самых существенных компонентов ее деятельности, накладывающим особый отпечаток на все процессы групповой динамики. Однако вопросы, связанные со спецификой социально-перцептивных процессов в подобных изолированных малых группах, остаются пока крайне мало изученными, особенно в теоретическом плане, с точки зрения определения роли межличностного восприятия в процессе развития изолированной малой группы, влияния перцептивных аспектов групповой жизнедеятельности на регуляцию межличностных отношений и интеграцию группы в условиях изоляции. Кроме того, необходимость теоретической проработки проблемы детерминации межличностного восприятия в изолированных малых группах возникает вследствие потребности в решении определенных прикладных задач по обеспечению оптимального функционирования изолированных профессиональных малых групп — экипажей космических кораблей и орбитальных станций, подводных лодок, полярных и других экспедиций и т. п. Знания об особенностях групповой динамики, в частности, процессов социальной перцепции, в условиях изоляции имеет прямое отношение к разрешению проблем, связанных с межличностной совместимостью, групповым отбором и рациональным формированием изолированных профессиональных малых групп, а также с задачами психологической поддержки их деятельности. С другой стороны, исследования изолированных групп выходят далеко за рамки только прикладных задач, так как необычные, «экзотические» условия их существования способствуют гораздо более яркому проявлению тех или иных групповых феноменов, чем это имеет место в группах, не подверженных фактору социальной изоляции.

12.Диагностика группы

Психологическая диагностика («распознавание») определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностейц личности, черт личности. Теоретические основы П. базируются на соответ-их областях псих-ой науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская и др.).

К методическим средствам П. относятся конкретные приёмы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов. П. предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой остёта либо сравниваться между собой. Области практ-го использования результатов психодиагностической работы.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа: Сбор данных. Переработка и интерпретация данных. Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

11.стили руководства.

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Чтобы судить, насколько эффективен тот или иной руководитель, нужны, конечно, какие-то критерии, позволяющие такую оценку произвести. Выбор их отнюдь не так прост, как может показаться. В самом деле, что брать за точку отсчета: деятельность самого конкретно взятого руководителя, трудовые показатели возглавляемого им коллектива, особенности исполнителей или что-то еще?

Об ином руководителе нам порой говорят: «Хороший работник, да вот коллектив подобрался никуда не годный, попробуй добейся с такими людьми чего-нибудь». О другом же приходится слышать: «Сам-то он ничего собой не представляет, но коллектив у него отличный, благодаря ему и процветает».

В этих рассуждениях отражены, безусловно, полярные точки зрения на эффективность руководства. Но их можно объединить, если, скажем, принять во внимание, как активность самого руководителя, так и показатели эфективности возглавляемого им коллектива. Должен, правда, заметить, что практически реализовать такой подход к оценке эффективности руководства очень трудно, главным образом в силу причин методического свойства.

Кроме того, вряд ли правы те, кто стараются «оторвать» успешную или, напротив, неудачную работу коллектива от действий его руководителя. Непричастность последнего к делам коллектива (как позитивным, так и негативным), на мой взгляд, всегда лишь кажущаяся.

2.Стадия знакомст

Стадия знакомства в группе представляет собой выполнение участниками некоего ритуала приветствия. Отличительной чертой этого этапа является то, что участники предстают друг перед другом и перед руководителем нераскрытыми, не стараются донести до других свои глубинные чувства и мысли, но выполняют лишь то, что общепринято. Чаще всего этап знакомства бывает недолгим и длится лишь несколько минут (или несколько десятков минут) и переходит тут же во второй этап: стадию агрессии. знакомство в качестве специальной стадии — это обмен приветствиями, обмен краткой информацией о себе. Именно здесь проявляются те особенности человека, которые являются следствием его предыдущего социального опыта. С точки зрения группового процесса признание участниками группы необходимости знакомства следует рассматривать как признание наличия общих интересов, демонстрирование готовности принимать участие в работе группы. Возникает общая цель, общие задачи, а в итоге все это побуждает доселе незнакомых людей объединиться для достижения этой цели. Стадия агрессии начинается почти одновременно со стадией знакомства, протекает параллельно ей и продолжается тогда, когда стадия знакомства уже завершилась. Ее стартом могут послужить претензии кого-либо из членов группы на какую-либо роль, на какую-нибудь социальную нишу (лидера, эксперта или, например, отвергаемого, что, впрочем, встречается очень редко).

Данное стремление может идти с первой встречи, а может идти по ходу группового процесса. Чаще всего встречаются претензии на место лидера. Все другие члены группы в это время также проявляют себя определенным образом: одни демонстрируют, что они в группе самые умные, другие — что самые красивые, третьи показывают, что будут всячески отстаивать свою независимость, четвертые — как они несчастны и неуверенны в себе и т.д.

3.Работоспособность и умирание малой группы

После завершения стадии агрессии группа раскрепощается, она уже не ощущает необходимости работать на свой авторитет, на свой статус, на его повышение с точки зрения оценивания престижности той или иной роли, имеющейся у каждого участника тренинга. Иными словами, группа вступает в фазу устойчивой работоспособности. В идеале такое состояние должно сохраняться до конца тренинга. Но в жизни не все протекает так гладко. Бывает, что возникают провалы, а иногда группа может просто умереть раньше времени. Смерть группы следует отличать от провалов. Разница в том, что в случае провала группа может стать работоспособной в результате применения различных психо-гимнастических игр и упражнений, а в случае смерти группа вновь проходит предыдущую стадию агрессии, меняет структуру. Причинами смерти группы могут быть такие моменты, как: решение в ходе занятий всех вопросов, интересующих группу; уверенность большого числа участников группы, что дальнейшие занятия ничего им не могут дать; объявление руководителем смены целей тренинга, что может, помимо всего прочего, показать несостоятельность лидера в новых условиях; физический уход из группы лидера или лидеров; конфликт руководителя с группой, перешедший в деструктивную фазу; и т.д.1.

Группа «Х» — не способная и не желающая работать. Состав группы обычно различен по возрасту, полу и национальности, состоит из малоквалифицированных работников с «совковой» психологией и четко выраженной установкой на бездеятельность и минимальную отдачу.

2. Группа «Y» — частично способная и частично желающая работать. Как правило, это группы, созданные без учета половозрастной и профессиональной структуры, с разделением формальных и неформальных лидеров в микрогруппах, с большим удельным весом людей, не имеющих достаточного уровня знаний и умений для выполнения поставленных задач.

3. Группа «Z» — полностью способная и желающая работать. Имеет высокий уровень квалификации и относительно однородный состав по возрасту, образованию, интересам и мотивации.

4.Соц фасилитация и ленность

Социальная фасилитация проявляется, когда человек прикладывает определенные усилия для достижения индивидуальных целей. По иному складываются групповые взаимодействия в ситуации, когда в группе есть общая цель, но нет индивидуальной ответственности. Когда люди работают в группе, они делают это менее упорно, чем индивидуально. Например, если в группе объявить, что заработанная выручка пойдет на общую экскурсию, то результативность группы упадет. При перетягивании каната в команде на 18% тянут хуже, чем по парам. Или еще один поразительный пример из советского прошлого: в СССР 1% земли находился в частной собственности, с этой земли советские крестьяне собирали 27% урожая. Эта цифра дает представление о размерах социальной лености тех же крестьян в колхозах.

Макс Рингельманн, изучавший эти явления, сделал вывод, что коллективная работоспособность группы примерно равна ½ суммы работоспособности каждого в отдельности. Этот процесс получил название социальная леность (социальное безделье).

Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

Вероятно, люди лодырничают в группах, потому, что не чувствуют справедливой доли доверия к ним или потому, что они думают, что в толпе они могут меньше работать. При этом никто в группе не считает себя лодырем, но всегда существуют «зайцы» — люди, получающие какую-либо выгоду от группы, но мало дающие взамен.

Боязнь оценки в групповой ситуации уменьшается. Таким образом, когда наблюдение увеличивает боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация; когда же затерянность в толпе уменьшает боязнь оценки, то результат – социальная леность.

Леность увеличивается с увеличением размеров группы. Например, мотивация студента к подготовке практического занятия резко падает, если в группе не 10, а 30 человек.

Группы намного меньше бездельничают, если их члены – друзья, а не чужие люди, то есть сплоченность усиливает старание. В коллективистских культурах социальная леность проявляется в меньшей степени, чем в индивидуалистическая, так как сильна лояльность по отношению к семье и рабочей группе. Женщины в меньшей степени подвержены социальной лености, чем мужчины, так как мужская психология в большей степени индивидуалистическая.

5.\ вопросВ случаях, когда социальная фасилитация (возбуждение людей) суммируется с социальной леностью (размывание ответственности) ослабевает нормативное сдерживание и результатами могут быть явления от легкого нарушения (разбрасывание еды в столовой, проклятия в адрес арбитра, выкрики во время рок-концерта) до разрушительных социальных взрывов (групповой вандализм, полицейская жестокость, уличные беспорядки, самосуды).

Видимо, группа вызывает чувство принадлежности к чему-то большему, чем «Я» (трудно представить одинокого рок-фаната).

В определенных ситуациях люди, являющиеся членами группы, склонны к тому, чтобы отбросить нормативное сдерживание, утратить чувство индивидуальной ответственности.

Деиндивидуализация — утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

Многочисленные наблюдения и эксперименты, исследования повседневной жизни показали, что в ситуации конфликта, принятия решения обсуждение в группе усиливает предварительные внутренние установки как положительные, так и отрицательные. Этот эффект получал название групповой поляризации.

Групповая поляризация– вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.

Групповая поляризация помогает объяснить, почему группы больше конкурируют и меньше сотрудничают между собой, чем отдельные индивиды. В естественных условиях это проявляется в эффектах безудержного инвестирования и подчеркивания, а также в существовании террористических организаций.

6 Вопрос

В истории можно проследить множество примеров того, как влияние группы мешает принятию разумных решений (начало Великой Отечественной войны в СССР, вьетнамская война, крах фашизма и др.).

В данной ситуации мы имеем дело с эффектом огруппления мышления.

Огруппление мышления – это режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько д Влияние меньшинства– это процесс, посредством которого меньшинство мотивирует и ведет за собой большинство.

Причины влияния меньшинства

1. Последовательность. Если хотя бы 1/3 группы называет голубые полоски голубыми, то из оставшихся 2/3 никто не назовет их зелеными.

2. Уверенность в себе. Любое действие меньшинства, выражающее уверенность, склонно порождать у большинства сомнения в себе.

3. Способность привлекать сторонников из числа большинства. Наличие перебежчиков, отступников со стороны большинства бывает более убедительно, чем аргументы представителей меньшинства.

Группа, которая состоит из «влиятельного меньшинства» называется референтной группой.оминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий.