27 Понятие конфликта

Понятие конфликта. Виды конфликта. Основные теоретические модели конфликта. Методы изучения конфликта.

План ответа1

  1. Понятие конфликта.
  2. Основные подходы к изучению.
    1. Изучение в философии и социологии.
    2. Психологическая традиция.
      1. Психоанализ.
      2. Бихевиоризм.
      3. Когнитивизм.
  3. Виды конфликтов.
    1. Внутриличностные конфликты.
    2. Межличностные конфликты.
    3. Организационный и внутригрупповой.
  4. Методы изучения конфликта.
    1. Изучение факторов возникновения и динамики конфликта.
    2. Диагностика конфликтности группы.
    3. Диагностика стратегий поведения в ситуации конфликта.

Ответ:

  1. Понятие конфликта.

Конфликт – основная причина негативных эмоций в отношениях между людьми. Основная причина гибели людей. Сложность определения данного понятия состоит в несоответствии между житейским и научным пониманием. Энциклопедические определения:

  • это состояние открытой борьбы (драка, сражение).
  • состояние дисгармонии в отношениях между людьми (идей, интересов).
  • внутренняя психологическая борьба, которая возникает в результате разнонаправленных ипульсов.
  • противостояние или силовое противодействие в литературных произведениях.

Научные определения:

  • острая форма конкуренции (социальная психология).

    Предмет многих наук.

  • происходит от лат. conflictus – столкновение. Именно в таком виде входит во все европейские языки.
  • предельный случай обострения противоречий.
  • наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (Б.И. Хасан).

Н.В. Гришина выделяет 3 ключевых признака конфликта:

15 стр., 7255 слов

Психологические особенности людей, употребляющих наркотические вещества

Введение Одной из самых острых проблем современного общества является – наркомания. В последнее время во многих, особенно развитых странах мира, США, Германии, Франции, Англии, Швеции проблема наркомании приняла катастрофические размеры. К сожалению и наша страна не стала исключением. Число наркоманов в России, по разным оценкам, составляет от 3 до 8 млн. человек. Такие данные привел начальник ...

  1. Столкновение двух субъектов конфликта, биполярность. Конфликт всегда биполярен.
  2. Активность, направленная на преодоление противоречий, на их снятие.
  3. Субъектность конфликта – сторонами всегда являются активно сознательно действующие личности (или группы личностей).
  1. Основные подходы к изучению.
    1. Изучение в философии и социологии.

Все теории этого направления рассматривали межгрупповой конфликт.

Социалдарвинизм. Социологическая теория. Цель – исследовать причины возникновения. Прибегли к биологическому редукционизму. Перенесли причины на человеческое общество. Тенденция противоборства задана генетически. В силу этой борьбы выживает сильнейший. Существуют сдерживающие механизмы борьбы (спорт, конкурсы, интеллектуальные и политические игры).

Многие современные конфликтологи придерживаются этой позиции. В современном обществе конфликт прниял ритуальную форму (сдерживается рамками).

Ритуальный конфликт – судебная система. В рамках этого направления не развивались понятия конфликт и борьба.

Структурный функционализм. Возникновение связано с поиском причин конфликта через анализ функций. Разрабатывались различные теории устройства общества (равновесная модель устройства общества) и развития общества Г. Спенсером и др. Общество сравнивалось с устройством человеческого организма. Есть органы, которые связаны в систему. Если происходят изменения организма, то они происходят постепенно. Любой конфликт в обществе воспринимается как патология, отклонение из-за нарушения согласия между системами. Конфликт рассматривается разрушительно, дисфункционально.

Конфликтный функционализм. Конфликт возникает слишком часто, чтобы быть отклонением, следовательно, они норма. Само по себе устройство общество подразумевает неравенство, поэтому он является неотъемлемой частью общества. С точки зрения Козера, возникают в результате дефицита каких-либо ресурсов. Характерен многоаспектный взгляд на проблему. Выделяет позитивные функции конфликта:

  1. Возможность снять напряжение между сторонами антагонистами.
  2. Коммуникативно-информационная. Возможность больше узнать друг о друге.
  3. Конфликт приводит к появлению сплоченности, единства внутри групп антагонистов.
  4. Конфликт как сигнал к изменению, нововведению.
  5. Зиммелевский парадокс – конфликт может сдерживать еще больший конфликт.

Отделил конфликт от борьбы и предложил новую идею по возможности управления конфликтом.

9 стр., 4233 слов

2.Общие вопросы теории социального конфликта План

... агрессии. Третья точка зрения, традиционно называемая классовой или теорией насилия состоит в утверждении: социальный конфликт ... дать адекватный анализ конфликтов. Критическому отношению к функционализму способствовала работа американского социолога Роберта ... фрустрации порождается в том случае, если блокируются все возможные пути к достижению цели и может проявиться в реакциях агрессии, ...

Сегодня структурный функционализм признан утопией, господствует конфликтный функционализм.

  1. Психологическая традиция.
    1. Психоанализ.

Разрабатывалась проблематика внутриличностного конфликта. Личность развивается через разрешение внутриличностных проблем. В центре внимания конфликт между «Сверх Я» и «Оно». Может разрешаться приемлемыми способами, а может принимать и патогенную форму (вытеснение, невроз).

Неразрешенный внутриличностный конфликт приводит к патогенному поведению во взрослом возрасте.

С точки зрения А. Адлера, конфликт между человеком и обществом неестественен, человек стремиться к согласию. Негативные последствия конфликта – невроз.

Э. Эриксон. Преодоление внутриличностных конфликтов приводит к личностному росту. Конфликт отождествляется с кризисом, имеет позитивные функции.

Косвенно затрагивается проблема межличностного конфликта, но рассматривается скорее агрессия и видится во внутренних стремлениях, потребностях. Избавиться от внутренней агрессии можно через катарсис. Поскольку конфликт предполагает взаимодействие, в катарсисе рассматриваеются межгрупповые конфликты, здесь деструктивная форма агрессии преобразовывается в отношении других.

С точки зрения психоанализа природа конфликта интрапсихическая (лежит внутри человека) – заложена от рождения и преобразована в детстве. Конфликт может быть неосознаваем.

Недостаток: отождествление конфликта и кризиса, конфликта и агрессии.

  1. Бихевиоризм.

Природа конфликта ситуационная, как реакция на внешнюю среду, форма поведения в ответ на стимулы внешней среды. Утверждают, что если мы будем регулярно выражать агрессию, то катарсис не произойдет.

18 стр., 8961 слов

Глава 2. Психологическая традиция изучения конфликтов 67

... расстройств человека ведут так называемые патогенные конфликты, возникающие тогда, когда к внешнему, вынужденному ... возникают. М. Шериф 70 Часть I. Основы изучения конфликтов стадия эксперимента. Группы подростков сталкивались в сильной конкурентной ... конфликтов, согласно которому индивиду или группе достаточно оказаться в соответствующей ситуации, чтобы у них возникало кооперативное либо конкурентное ...

Концепция фрустрации агрессии (Миллер, Доллард).

Агрессия всегда возникает в ответ на фрустрацию, а агрессия всегда вызывает фрустрацию. Классическая трактовка несостоятельна.

  1. Агрессия не всегда возникает на тот объект, который вызвал фрустрацию (Л. Берковитц).

    Иногда носит смещенный характер.

  2. На связь между фрустрацией и агрессией влияет ряд факторов:
  • близость достижения цели,
  • неожиданность фрустрации,
  • знание о намерениях человека, который нас фрустрирует,
  • наличие в поле зрения человека оружия.
  • Агрессия необязательно возникает в ответ на фрустрацию, а только, когда мы приучены к такому стилю поведения.

Начала разрабатываться еще одна теория. Мотивационная теория конфликта. Первые исследования были проведены М. Дойчем. Рассматривается сам по себе конфликт. Понимается как форма реакции на конкурентную ситуацию, в которой есть несовместимость целей сторон (игра с нулевой суммой).

М. Дойч начал проводить свои исследования с 1948 года. 10 групп по 5 человек. В 5-ти группах вводилась конкурентная форма взаимодействия, а в 5-ти – кооперативная. Выделил 4 параметра отличия:

  • по особенностям коммуникации: конкурентная – скрытая коммуникация, кооперативная – честная, открытая коммуникация.
  • особенности восприятия друг друга: конкурентная – минимизация сходства, кооперативная – усиление восприимчивости сходства.
  • отношение к друг другу: конкурентная – подозрительность, враждебность, кооперативная – доверие, дружелюбие.
  • ориентация на задачу: конкурентная – более низкая ориентация на разрешение групповой задачи, кооперативная – наоборот.

Дойч сделал вывод, что конкурентное взаимодействие провоцирует конфликты само по себе. Но не сама конкурентная ситуация, а восприятие ее таковой.

4 стр., 1994 слов

Типология педагогических конфликтов

... мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты: • деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; • поведения ... на­правленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону). Несмотря на кратковременность, педагогическая ситуация глубоко затрагивает две формы активности ...

Изучение межгрупповых конфликтов Шерифом. Теория реального конфликта. Конфликт возникает в условиях реальных причин для конфликта: дефицит ресурсов. В ходе реального конфликта появляется сплочение в группах, происходит преувеличение собственных достоинств и занижение недостатков, что больше следствие внутригрупповых норм. Пришел к выводу, что появляется и в ситуации реального отсутствия условий, когда они воспринимаются как существующие.

  1. Когнитивизм.

Первой идеей трактовки была идея К. Левина. Предложил анализировать и объективные, и субъективные стороны конфликта вместе. Анализировал межличностные и внутриличностные конфликты. Внутриличностный – на человека действительность направляет силы одинаковой величины. Межличностный – конфликт между собственными потребностями и внешними вынуждающими силами.

Теория понимания конфликта как когнитивной схемы (У. Клар).

Конфликт возникает, когда в сознании возникает схема, или убеждение в несовместимости наших интересов и интересов другого человека. Далее мы начинаем очень избирательно воспринимать информацию из окружающего мира. Т.е. несовместимые цели сами по себе не приводят к конфликту. Все конфликты можно разместить на континууме:

________________________________________________

конфликты, конфликты,

вызванные внешними причинами вызванные внутренними причинами

В чистом виде не существует конфликта, вызванного внешними причинами. Межгрупповому конфликту противопоставлялись реального конфликта. Решающим являются установки по отношению к другой группе. Межгрупповая конкуренция может вызвать конфликт, а может не вызвать.

9 стр., 4177 слов

Внутриличностный конфликт 5

... выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт. * Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). ... в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм ...

В каждом из этих подходов рассматривались различные стороны для изучения конфликта. Эти теории дополняют друг друга.

На современном этапе ученые сходятся на том, что абсолютная гармония недостижима, поэтому задача – научиться работать с конфликтами.

  1. Виды конфликтов.

Традиционно выделяют три вида конфликтов: внутриличностные, межличностные и межгрупповые. Кроме того, можно выделить также конфликт между личностью и группой, внутригрупповой (возникают разногласия внутри группы) и другие частные подвиды этих конфликтов.

  1. Внутриличностные конфликты.

Отдельные виды:

Мотивационные конфликты. К. Левин выделил 3 вида мотивационных конфликтов. 1. Конфликт между двумя привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. 2. Конфликт между двумя равнонепривлекательными возможностями. 3. Конфликт между равными по количеству плюсов и минусов возможностями.

Чем ближе к непривлекательному, тем сильнее отталкивает (сила избегания сильнее, чем сила притяжения).

Когнитивные конфликты (мнений, убеждений).

Из теории когнитивного соответствия – когнитивный диссонанс.

Ролевые конфликты. Интеракционизм. 2 вида ролевых конфликтов: личностные ролевые конфликты – расходятся требования роли и возможности; межролевые конфликты – требования разных ролевых позиций несовместимы. А.И. Шепилов выделил 3 структуры личности, которые вступают в личностный конфликт: мотивы (девиз: хочу), ценности и нормы (девиз: надо, я должен), самооценка (девиз: могу/не могу).

Выделяет 6 видов конфликтов:

  • мотивационный конфликт (между хочу и хочу);
  • нравственный конфликт (между хочу и надо);
  • конфликт нереализованного желания (между хочу и могу);
  • ролевой конфликт (между надо и надо);
  • адаптационный конфликт (между надо и могу – справление с проблемой);
  • конфликт неадекватной самооценки (между могу и могу – либо занижение возможностей, либо завышение возможностей).
  1. Межличностные конфликты.

Также могут быть мотивационными – конфликт интересов, целей, планов, мотивов и устремлений. Бывают разрешимые (можно прийти к компромиссу) и неразрешимые (в реальности таких ситуаций нет).

26 стр., 12513 слов

Психология социального конфликта

... могут стать причиной возникновения конфликтов. Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где ... nbsp; 3.5. Последствия социального конфликта.            Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят ...

Когнитивный межличностный конфликт – скорее ценностный, т.е. у людей разные взгляды на жизнь. Конфликт начинается тогда, когда эти ценности влияют на взаимодействие или на ценности кто-то посягает. Они, как правило, неразрешимы.

Конфликт по поводу деятельности – у людей разные представления о совместной деятельности: противоречивые представления о нормах, об обязанностях. Разрешение – выработка единых представлений.

А. И. Донцов:

  • объектно-ориентированные конфликты – на ограниченный ресурс, на объект.
  • оппонентно-ориентированные конфликты – цель – досадить оппоненту, унизить, оскорбить. Может быть без объекта
  • эго-защитный конфликт – цель – сохранить образ Я. Самооценку. Как правило, являются когнитивными

М. Дойч – критерии выделения типов конфликтов:

— есть ли объективные обстоятельства для возникновения конфликта или нет?

— осознаются они или нет?

— осознаются адекватно они или с искажением

Отсюда 6 типов конфликтов:

  1. Подлинный конфликт
  2. Случайный или условный конфликт – неадекватное осознание объективно существующей ситуации.
  3. Смещенный конфликт – возникает за счет искаженного осознания, т.к. в основе такого явного конфликта лежит другой скрытый конфликт, чего стороны не осознают.
  4. Неверно приписанный конфликт – конфликт, когда стороны ошибочно поняли друг друга и неверно видят ситуацию конфликта.
  5. Латентный конфликт – есть объективная конфликтная ситуация, но стороны ее ещё не осознали.
  6. Ложный конфликт – нет объективных обстоятельств, но стороны осознают ситуацию как конфликтную.
  1. Организационный и внутригрупповой.

Организационный конфликт. Существуют по вертикали и горизонтали. Н.В. Гришина выделяет в зависимости от предмета:

  • конфликты, связанные с целями совместной деятельности
  • конфликты личных целей членов организаций
  • конфликты, связанные с социальными отношениями между участниками

Позиционный конфликт – между двумя людьми в организации в силу выполняемых ими функций. Конфликты в учебной сфере – между учениками, между учениками и учителем и т.д.

Внутригрупповые конфликты. Уровень конфликтности в группе изменчив. Исследование Т. Полозова. 2 вида:

  • личностно-прагматические конфликты
  • предметно-деловые конфликты.

В основу выделения положен принцип того, какие стороны заложены в этом конфликте. Эти конфликты могут перетекать из одного в другой, влиять друг на друга.

  1. Методы изучения конфликта.
    1. Изучение факторов возникновения и динамики конфликта.
  • Психотерапевтические методы наблюдения, гипноз.
  • Тесты
  • Лабораторный эксперимент
  • Полевой (естественный) эксперимент
  • Опросники (интервью, анкетирование и др.)
  • Кейс-стадии (анализы единичного случая)
  • Изучение специфических форм взаимодействия как моделей конфликта
  1. Диагностика конфликтности группы.
  • социометрия Дж. Морено
  • опросы, тесты (Гуськова: опросник для изучения уровня конфликтности в семье)
  • Полозова: методологическая процедура экспериментальной оценки
  • опросная методика Лебедева (к экспериментальной оценке)
  1. Диагностика стратегий поведения в ситуации конфликта.
  • экспериментально-игровые процедуры (дилемма – только 2 варианта поведения, например, на мостике встречаются два человека, отступать нельзя, мостик узкий и шатается над пропастью) – социальные игры-ловушки

Здесь могут проявиться различные стратегии:

Кооперативная ориентация – стремление реализовать свои интересы и других партнеров.

Индивидуальная ориентация – стремление реализовать собственные интересы.

Конкурентная ориентация – стремление получить больше других, обыграть.

Альтруизм – дать возможность выиграть партнеру.

Агрессивная ориентация – стремление минимизировать выигрыш другого.

Ориентация равенства – стремление получить одинаковый выигрыш.

  • набор экспериментов с реальными конфликтами
  • групповые дискуссии
  • опросные методы

Жест Томаса (+ Килмен).

Жест показывает к какой из пяти моделей принадлежит поведение (модели двумерной заинтересованности)

Личная заинтересованность 1 – соперничество, 2 – сотрудничество, 3 – компромисс,

4 – уход, избегание, 5 – приспособление

Интерес к успеху партнера

В этой модели не учитывались личные мотивы.

  • методы психосемантики (методика Тащевой, методика Джерильевской.

1 Основано на лекциях Е.О. Голынчик «Психология конфликта» 2005 г., поэтому не совсем понятно