27 Понятие конфликта

Понятие конфликта. Виды конфликта. Основные теоретические модели конфликта. Методы изучения конфликта.

План ответа1

  1. Понятие конфликта.
  2. Основные подходы к изучению.
    1. Изучение в философии и социологии.
    2. Психологическая традиция.
      1. Психоанализ.
      2. Бихевиоризм.
      3. Когнитивизм.
  3. Виды конфликтов.
    1. Внутриличностные конфликты.
    2. Межличностные конфликты.
    3. Организационный и внутригрупповой.
  4. Методы изучения конфликта.
    1. Изучение факторов возникновения и динамики конфликта.
    2. Диагностика конфликтности группы.
    3. Диагностика стратегий поведения в ситуации конфликта.

Ответ:

  1. Понятие конфликта.

Конфликт — основная причина негативных эмоций в отношениях между людьми. Основная причина гибели людей. Сложность определения данного понятия состоит в несоответствии между житейским и научным пониманием. Энциклопедические определения:

  • это состояние открытой борьбы (драка, сражение).
  • состояние дисгармонии в отношениях между людьми (идей, интересов).
  • внутренняя психологическая борьба, которая возникает в результате разнонаправленных ипульсов.
  • противостояние или силовое противодействие в литературных произведениях.

Научные определения:

  • острая форма конкуренции (социальная психология).

    Предмет многих наук.

  • происходит от лат. conflictus — столкновение. Именно в таком виде входит во все европейские языки.
  • предельный случай обострения противоречий.
  • наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (Б.И. Хасан).

Н.В. Гришина выделяет 3 ключевых признака конфликта:

15 стр., 7255 слов

Психологические особенности людей, употребляющих наркотические вещества

Введение Одной из самых острых проблем современного общества является – наркомания. В последнее время во многих, особенно развитых странах мира, США, Германии, Франции, Англии, Швеции проблема наркомании приняла катастрофические размеры. К сожалению и наша страна не стала исключением. Число наркоманов в России, по разным оценкам, составляет от 3 до 8 млн. человек. Такие данные привел начальник ...

  1. Столкновение двух субъектов конфликта, биполярность. Конфликт всегда биполярен.
  2. Активность, направленная на преодоление противоречий, на их снятие.
  3. Субъектность конфликта — сторонами всегда являются активно сознательно действующие личности (или группы личностей).
  1. Основные подходы к изучению.
    1. Изучение в философии и социологии.

Все теории этого направления рассматривали межгрупповой конфликт.

Социалдарвинизм. Социологическая теория. Цель — исследовать причины возникновения. Прибегли к биологическому редукционизму. Перенесли причины на человеческое общество. Тенденция противоборства задана генетически. В силу этой борьбы выживает сильнейший. Существуют сдерживающие механизмы борьбы (спорт, конкурсы, интеллектуальные и политические игры).

Многие современные конфликтологи придерживаются этой позиции. В современном обществе конфликт прниял ритуальную форму (сдерживается рамками).

Ритуальный конфликт — судебная система. В рамках этого направления не развивались понятия конфликт и борьба.

Структурный функционализм. Возникновение связано с поиском причин конфликта через анализ функций. Разрабатывались различные теории устройства общества (равновесная модель устройства общества) и развития общества Г. Спенсером и др. Общество сравнивалось с устройством человеческого организма. Есть органы, которые связаны в систему. Если происходят изменения организма, то они происходят постепенно. Любой конфликт в обществе воспринимается как патология, отклонение из-за нарушения согласия между системами. Конфликт рассматривается разрушительно, дисфункционально.

14 стр., 6844 слов

Конфликт. Классификация конфликтов

Тема: Конфликт. Содержание |Введение. |2 | |Природа конфликта. |5 | |Происхождение конфликтов. |7 | |Природа человека и социальный конфликт. |8 | |Движущие силы и мотивация конфликта. |11 | |Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать? |15 | |Заключение. |19 | |Литература. |20 | Введение. Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Например ...

Конфликтный функционализм. Конфликт возникает слишком часто, чтобы быть отклонением, следовательно, они норма. Само по себе устройство общество подразумевает неравенство, поэтому он является неотъемлемой частью общества. С точки зрения Козера, возникают в результате дефицита каких-либо ресурсов. Характерен многоаспектный взгляд на проблему. Выделяет позитивные функции конфликта:

  1. Возможность снять напряжение между сторонами антагонистами.
  2. Коммуникативно-информационная. Возможность больше узнать друг о друге.
  3. Конфликт приводит к появлению сплоченности, единства внутри групп антагонистов.
  4. Конфликт как сигнал к изменению, нововведению.
  5. Зиммелевский парадокс — конфликт может сдерживать еще больший конфликт.

Отделил конфликт от борьбы и предложил новую идею по возможности управления конфликтом.

Сегодня структурный функционализм признан утопией, господствует конфликтный функционализм.

  1. Психологическая традиция.
    1. Психоанализ.

Разрабатывалась проблематика внутриличностного конфликта. Личность развивается через разрешение внутриличностных проблем. В центре внимания конфликт между «Сверх Я» и «Оно». Может разрешаться приемлемыми способами, а может принимать и патогенную форму (вытеснение, невроз).

Неразрешенный внутриличностный конфликт приводит к патогенному поведению во взрослом возрасте.

С точки зрения А. Адлера, конфликт между человеком и обществом неестественен, человек стремиться к согласию. Негативные последствия конфликта — невроз.

Э. Эриксон. Преодоление внутриличностных конфликтов приводит к личностному росту. Конфликт отождествляется с кризисом, имеет позитивные функции.

Косвенно затрагивается проблема межличностного конфликта, но рассматривается скорее агрессия и видится во внутренних стремлениях, потребностях. Избавиться от внутренней агрессии можно через катарсис. Поскольку конфликт предполагает взаимодействие, в катарсисе рассматриваеются межгрупповые конфликты, здесь деструктивная форма агрессии преобразовывается в отношении других.

17 стр., 8175 слов

Технология работы с конфликтами и агрессией

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ЗАПОРОЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С.В. Паламарчук КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» Запорожье, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей: 7.050102 «Экономическая кибернетика», 7.050103 «Международная экономика», 7.050104 «Финансы», ...

С точки зрения психоанализа природа конфликта интрапсихическая (лежит внутри человека) — заложена от рождения и преобразована в детстве. Конфликт может быть неосознаваем.

Недостаток: отождествление конфликта и кризиса, конфликта и агрессии.

  1. Бихевиоризм.

Природа конфликта ситуационная, как реакция на внешнюю среду, форма поведения в ответ на стимулы внешней среды. Утверждают, что если мы будем регулярно выражать агрессию, то катарсис не произойдет.

Концепция фрустрации агрессии (Миллер, Доллард).

Агрессия всегда возникает в ответ на фрустрацию, а агрессия всегда вызывает фрустрацию. Классическая трактовка несостоятельна.

  1. Агрессия не всегда возникает на тот объект, который вызвал фрустрацию (Л. Берковитц).

    Иногда носит смещенный характер.

  2. На связь между фрустрацией и агрессией влияет ряд факторов:
  • близость достижения цели,
  • неожиданность фрустрации,
  • знание о намерениях человека, который нас фрустрирует,
  • наличие в поле зрения человека оружия.
  • Агрессия необязательно возникает в ответ на фрустрацию, а только, когда мы приучены к такому стилю поведения.

Начала разрабатываться еще одна теория. Мотивационная теория конфликта. Первые исследования были проведены М. Дойчем. Рассматривается сам по себе конфликт. Понимается как форма реакции на конкурентную ситуацию, в которой есть несовместимость целей сторон (игра с нулевой суммой).

М. Дойч начал проводить свои исследования с 1948 года. 10 групп по 5 человек. В 5-ти группах вводилась конкурентная форма взаимодействия, а в 5-ти — кооперативная. Выделил 4 параметра отличия:

9 стр., 4044 слов

Конфликты, возникающие с клиентами туристической фирмы

... туристических услуг — партнерами туроператора; · внутрифирменные конфликты, сторонами которых являются сами работники туроператора. Конфликты, возникающие с клиентами туристической фирмы Конфликты с туристами всегда негативно сказываются на ...

  • по особенностям коммуникации: конкурентная — скрытая коммуникация, кооперативная — честная, открытая коммуникация.
  • особенности восприятия друг друга: конкурентная — минимизация сходства, кооперативная — усиление восприимчивости сходства.
  • отношение к друг другу: конкурентная — подозрительность, враждебность, кооперативная — доверие, дружелюбие.
  • ориентация на задачу: конкурентная — более низкая ориентация на разрешение групповой задачи, кооперативная — наоборот.

Дойч сделал вывод, что конкурентное взаимодействие провоцирует конфликты само по себе. Но не сама конкурентная ситуация, а восприятие ее таковой.

Изучение межгрупповых конфликтов Шерифом. Теория реального конфликта. Конфликт возникает в условиях реальных причин для конфликта: дефицит ресурсов. В ходе реального конфликта появляется сплочение в группах, происходит преувеличение собственных достоинств и занижение недостатков, что больше следствие внутригрупповых норм. Пришел к выводу, что появляется и в ситуации реального отсутствия условий, когда они воспринимаются как существующие.

  1. Когнитивизм.

Первой идеей трактовки была идея К. Левина. Предложил анализировать и объективные, и субъективные стороны конфликта вместе. Анализировал межличностные и внутриличностные конфликты. Внутриличностный — на человека действительность направляет силы одинаковой величины. Межличностный — конфликт между собственными потребностями и внешними вынуждающими силами.

Теория понимания конфликта как когнитивной схемы (У. Клар).

Конфликт возникает, когда в сознании возникает схема, или убеждение в несовместимости наших интересов и интересов другого человека. Далее мы начинаем очень избирательно воспринимать информацию из окружающего мира. Т. е. несовместимые цели сами по себе не приводят к конфликту. Все конфликты можно разместить на континууме:

15 стр., 7392 слов

Природа социального конфликта

... отразится на достоверности информации и на возможности полученияматериалов от обеих сторон конфликта. Другие - опирающиеся на так называемуюактивистскую социологию, разрабатываемую французским социологом ... совместногодействия людей или групп, приверженных разным системам мировоззрения иразличным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание покаеще не являются доминирующими ...

________________________________________________

конфликты, конфликты,

вызванные внешними причинами вызванные внутренними причинами

В чистом виде не существует конфликта, вызванного внешними причинами. Межгрупповому конфликту противопоставлялись реального конфликта. Решающим являются установки по отношению к другой группе. Межгрупповая конкуренция может вызвать конфликт, а может не вызвать.

В каждом из этих подходов рассматривались различные стороны для изучения конфликта. Эти теории дополняют друг друга.

На современном этапе ученые сходятся на том, что абсолютная гармония недостижима, поэтому задача — научиться работать с конфликтами.

  1. Виды конфликтов.

Традиционно выделяют три вида конфликтов: внутриличностные, межличностные и межгрупповые. Кроме того, можно выделить также конфликт между личностью и группой, внутригрупповой (возникают разногласия внутри группы) и другие частные подвиды этих конфликтов.

  1. Внутриличностные конфликты.

Отдельные виды:

Мотивационные конфликты. К. Левин выделил 3 вида мотивационных конфликтов. 1. Конфликт между двумя привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. 2. Конфликт между двумя равнонепривлекательными возможностями. 3. Конфликт между равными по количеству плюсов и минусов возможностями.

6 стр., 2831 слов

Методы разрешения конфликтов: 1. Стремление достигнуть победы для того, чтобы завоевать полномочия и простор для реализации своих дальнейших действий.

... правдивым; • анализ возможностей противника и их сил. Методы разрешения конфликтов: 1. Стремление достигнуть победы для того, чтобы завоевать полномочия и простор для ... — способ оперативной связи, значительно ограниченной по времени, требующей от обеих сторон знание правил этикета телефонных разговоров (приветствие, взаимопредставление, сообщение и обсуждение ...

Чем ближе к непривлекательному, тем сильнее отталкивает (сила избегания сильнее, чем сила притяжения).

Когнитивные конфликты (мнений, убеждений).

Из теории когнитивного соответствия — когнитивный диссонанс.

Ролевые конфликты. Интеракционизм. 2 вида ролевых конфликтов: личностные ролевые конфликты — расходятся требования роли и возможности; межролевые конфликты — требования разных ролевых позиций несовместимы. А.И. Шепилов выделил 3 структуры личности, которые вступают в личностный конфликт: мотивы (девиз: хочу), ценности и нормы (девиз: надо, я должен), самооценка (девиз: могу/не могу).

Выделяет 6 видов конфликтов:

  • мотивационный конфликт (между хочу и хочу);
  • нравственный конфликт (между хочу и надо);
  • конфликт нереализованного желания (между хочу и могу);
  • ролевой конфликт (между надо и надо);
  • адаптационный конфликт (между надо и могу — справление с проблемой);
  • конфликт неадекватной самооценки (между могу и могу — либо занижение возможностей, либо завышение возможностей).
  1. Межличностные конфликты.

Также могут быть мотивационными — конфликт интересов, целей, планов, мотивов и устремлений. Бывают разрешимые (можно прийти к компромиссу) и неразрешимые (в реальности таких ситуаций нет).

Когнитивный межличностный конфликт — скорее ценностный, т. е. у людей разные взгляды на жизнь. Конфликт начинается тогда, когда эти ценности влияют на взаимодействие или на ценности кто-то посягает. Они, как правило, неразрешимы.

Конфликт по поводу деятельности — у людей разные представления о совместной деятельности: противоречивые представления о нормах, об обязанностях. Разрешение — выработка единых представлений.

А. И. Донцов:

  • объектно-ориентированные конфликты — на ограниченный ресурс, на объект.
  • оппонентно-ориентированные конфликты — цель — досадить оппоненту, унизить, оскорбить. Может быть без объекта
  • эго-защитный конфликт — цель — сохранить образ Я. Самооценку. Как правило, являются когнитивными

М. Дойч — критерии выделения типов конфликтов:

— есть ли объективные обстоятельства для возникновения конфликта или нет?

— осознаются они или нет?

— осознаются адекватно они или с искажением

Отсюда 6 типов конфликтов:

  1. Подлинный конфликт
  2. Случайный или условный конфликт — неадекватное осознание объективно существующей ситуации.
  3. Смещенный конфликт — возникает за счет искаженного осознания, т.к. в основе такого явного конфликта лежит другой скрытый конфликт, чего стороны не осознают.
  4. Неверно приписанный конфликт — конфликт, когда стороны ошибочно поняли друг друга и неверно видят ситуацию конфликта.
  5. Латентный конфликт — есть объективная конфликтная ситуация, но стороны ее ещё не осознали.
  6. Ложный конфликт — нет объективных обстоятельств, но стороны осознают ситуацию как конфликтную.
  1. Организационный и внутригрупповой.

Организационный конфликт. Существуют по вертикали и горизонтали. Н.В. Гришина выделяет в зависимости от предмета:

  • конфликты, связанные с целями совместной деятельности
  • конфликты личных целей членов организаций
  • конфликты, связанные с социальными отношениями между участниками

Позиционный конфликт — между двумя людьми в организации в силу выполняемых ими функций. Конфликты в учебной сфере — между учениками, между учениками и учителем и т. д.

Внутригрупповые конфликты. Уровень конфликтности в группе изменчив. Исследование Т. Полозова. 2 вида:

  • личностно-прагматические конфликты
  • предметно-деловые конфликты.

В основу выделения положен принцип того, какие стороны заложены в этом конфликте. Эти конфликты могут перетекать из одного в другой, влиять друг на друга.

  1. Методы изучения конфликта.
    1. Изучение факторов возникновения и динамики конфликта.
  • Психотерапевтические методы наблюдения, гипноз.
  • Тесты
  • Лабораторный эксперимент
  • Полевой (естественный) эксперимент
  • Опросники (интервью, анкетирование и др.)
  • Кейс-стадии (анализы единичного случая)
  • Изучение специфических форм взаимодействия как моделей конфликта
  1. Диагностика конфликтности группы.
  • социометрия Дж. Морено
  • опросы, тесты (Гуськова: опросник для изучения уровня конфликтности в семье)
  • Полозова: методологическая процедура экспериментальной оценки
  • опросная методика Лебедева (к экспериментальной оценке)
  1. Диагностика стратегий поведения в ситуации конфликта.
  • экспериментально-игровые процедуры (дилемма — только 2 варианта поведения, например, на мостике встречаются два человека, отступать нельзя, мостик узкий и шатается над пропастью) — социальные игры-ловушки

Здесь могут проявиться различные стратегии:

Кооперативная ориентация — стремление реализовать свои интересы и других партнеров.

Индивидуальная ориентация — стремление реализовать собственные интересы.

Конкурентная ориентация — стремление получить больше других, обыграть.

Альтруизм — дать возможность выиграть партнеру.

Агрессивная ориентация — стремление минимизировать выигрыш другого.

Ориентация равенства — стремление получить одинаковый выигрыш.

  • набор экспериментов с реальными конфликтами
  • групповые дискуссии
  • опросные методы

Жест Томаса (+ Килмен).

Жест показывает к какой из пяти моделей принадлежит поведение (модели двумерной заинтересованности)

Личная заинтересованность 1 — соперничество, 2 — сотрудничество, 3 — компромисс,

4 — уход, избегание, 5 — приспособление

Интерес к успеху партнера

В этой модели не учитывались личные мотивы.

  • методы психосемантики (методика Тащевой, методика Джерильевской.

1 Основано на лекциях Е.О. Голынчик «Психология конфликта» 2005 г., поэтому не совсем понятно