1. Память. Виды памяти

Введение

В процессе обучения участвует множество факторов таких как внимание, мышление, память, воля и т.д. Для повышения уровня знаний не достаточно развивать одну только память так как все эти психические процессы тесно переплетены и эффективнее работают вместе. Внимание, как и воля, являются если не главными, то основополагающими факторами в учебной деятельности. Так и мышление, воображение помогают в решении задач, анализе и синтезе знаний необходимых при учебе.

Я выбрала эту тему так как она кажется мне весьма актуальной для студента.

Классификаций, типов, видов рассмотренных ниже психических процессов много, поэтому я выбрала наиболее актуальные сведенья, в моем понимании, которые необходимо знать для понимания механизмов запоминания и работы памяти в процессе учебы.

Все основные психические процессы участвующие в учебной деятельности и способы их тренировки и развития будут рассмотрены в данной работе.

Определение памяти может быть различным.

Память

1) психический процесс отражения предметов и явлений

окружающего мира, которые действовали ранее на органы

чувств. В отличие от ощущений и восприятий память отражает

лишь то, что ранее ощущалось и воспринималось (отдельные свойства

и целостные образы предметов и явлений окружающего мира);

2) совокупность процессов запоминания, сохранения, забывания и

последующего воспроизведения следов прошлого опыта;

3) в когнитивной психологии под памятью понимается способность живой

системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять

результаты этого взаимодействия в форме опыта и использовать его

в поведении;

4) память можно рассматривать и как деятельность,

имеющую свои цели, мотивы и способы действий. Эту деятельность

называют мнемической (от греч. Мнемозина — богиня памяти и всех

муз).

Мнемическая деятельность- это деятельность, направленная на

запоминание и воспроизведение удержанного материала.

5 стр., 2375 слов

Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации

СТРУКТУРА ПАМЯТИ. ПРОЦЕССЫ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Содержание 1. Память и ее значение в когнитивной психологии . Структура памяти . Обработка информации в памяти . Материальная основа памяти Список литературы 1. Память и ее значение в когнитивной психологии Память - это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат ...

Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем. Сложная деятельность запоминания, включающая организованный процесс заучивания, припоминания, воспроизведения и т.д. на основе первичной элементарной мнемической функции, является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.

Виды памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности:

  • двигательную,
  • эмоциональную,
  • образную,
  • словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности:

  • непроизвольную,
  • произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала:

  • мгновенная
  • кратковременную,
  • долговременную,
  • оперативную.

Процессы памяти

Память существует в четырех взаимосвязанных процессах: запоминание,

сохранение, забывание, воспроизведение.

Запоминание — это процесс запечатления воспринятой информации

с целью последующего ее сохранения. Качество запоминания

зависит от многих факторов: от особенностей запоминаемого материала

6 стр., 2777 слов

Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко)

... запоминания. Первая из них является продуктом целенаправленной деятельности. Сюда относятся факты запоминания картинок в процессе ... »). Информация в семантической памяти хранится ... материал 6)Особенности материала 7)Возрастные особенности. Опыт мнемической деятельности; стратегии мнемической деятельности. 8)Осознание своеобразия материала и предъявленных требований.   Характеристика рабочей памяти ...

(его объема, логичности, интересности и др.), характера

деятельности с этим материалом (от смысловой обработки, навыков

и умений деятельности и др.) и особенностей личности запоминающего

(мотивов, установок, характера и др.).

Экспериментально

установлено, что лучше запоминаются края ряда, нежели середина

(«Закон края»).

На качество запоминания влияют различные факторы: модальность,

осмысленность, привычность материала, функциональное и

эмоциональное состояние человека (шок, стресс), информация до

и после запоминания .

Сохранение— процесс удержания и переработки информации,

консервация.

Не все, что прошло этап запоминания, хранится. Для сохранения

информации в долговременной памяти нужна организация материала,

укладка (классификация, удобное пространственное расположение,

ассоциативные связи и пр.).

Полезно использовать различные

таблицы и схемы. В процессе укладки целесообразно припоминание.

Лучше уложишь — больше сохранишь. Сохраняется гораздо

больше, чем осознается. Информация сохраняется вместе с той

ситуацией, в которой кодировалась (запоминалась).

Забывание— процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения

ранее запечатленной информации. Этот процесс выполняет

защитную функцию, дает памяти отдых.

Воспроизведение— процесс извлечения информации, хранящейся

в памяти. В процессе воспроизведения происходит восстановление

первоначальной информации, основанное только на частичном

припоминании основного материала, путем реконструкции прошлого

опыта. Для извлечения информации из кратковременной памяти

4 стр., 1907 слов

Приемы запоминания информации

Отто Эренберг Слово «мнемоника» происходит от греческого mnemonika — память и обозначает различные приемы, способствующие запоминанию информации. Такие упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции и Риме и дошли до нас во многих видах. Вы, наверное, знаете определенные приемы, которым вас учили в школе, для запоминания грамматических правил или исключений из них. К примеру, вас, ...

мозг перебирает всю кратковременную память, пока не найдется

нужная. Это происходит доли секунды. Для извлечения информации

из долговременной памяти необходимо найти «ключ» к кодированию

(песня, запись, место и т.д.).

Извлечение информации может

быть на разных уровнях:

-узнавание (при повторном восприятии).

Знакомые объекты узнаются

быстрее;

— воспоминание (при отсутствии объекта);

— припоминание (активная форма воспроизведения, требующая

усилий).

Узнавание— сознание того, что воспринимаемые в данный момент

предмет или явление воспринимались в прошлом. Узнавание

базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате

процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися

в памяти.

Реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого,

казавшегося забытым.

Представление— наглядный образ предмета представления, возникший

на основе припоминания или же продуктивного воображения

на основе имевших место ощущений и восприятия.

Процесс обучения и запоминания

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать На передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Словесно-логическая память — специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.

3 стр., 1399 слов

Тестовые материалы для оценки качества усвоения дисциплины

Психолого-педагогическое сопровождение развивающих программ начальной школы Зачет Старший преподаватель Федотова Гульнара Рямисовна Ramicovna@mail.ru, gfedotova@chs.ieml.ru Тел : 89178983698 Работа творческих микрогрупп студентов по анализу реализации психолого-педагогического сопровождения в развивающих программах начального общего образования 1. Постройте модель развивающего обучения согласно ...

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание — это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Это строго закономерный процесс, определяемый особенностями нашей деятельности. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

Содержание основной цели требует более активной ориентировки и получает действенное подкрепление как достигнутый результат деятельности и потому лучше запоминается, нежели то, что касается условий достижения цели.

Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. В исследовании, где изучали непроизвольное запоминание текста, который требовалось понять школьникам, обнаружили, что очень легкий текст запоминался хуже, чем текст средней трудности. Трудный же текст запоминался лучше при таком более активном способе работы с ним, как составление плана, чем при использовании готового плана этого же текста.

5 стр., 2361 слов

11. Демонстрационный материал

Педагогическая документация Нормативно-правовое обеспечение Методическое обеспечение Обобщенные опыты работы педагогов Методические разработки инновационных проектов, конспектов Консультации для воспитателей по разделам программы Конспекты занятий по разделам программы Рекомендации - «В помощь воспитателю» Картотеки 10.Оборудование 11. Демонстрационный материал 12. Демонстрационный материал, ...

Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно человек относится к содержанию выполняемой задачи. Так, если ученика интересует урок, он запоминает его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только «для порядка». Специальное изучение условий высокой продуктивности непроизвольного запоминания знаний в обучении показало, что одним из таких важнейших условий является создание внутренней, собственно познавательной мотивации учебной деятельности. Это достигается за счет специальной организации системы учебных задач, при которой каждый полученный результат становится необходимым средством для получения каждого последующего.

Произвольное запоминание — это продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания — чёткая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат. Роль мнемической задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемические задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и т.д., обусловливая выбор соответствующих способов запоминания. Поэтому в учебной работе важно давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запомнить.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать.

Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления. Понимание — необходимое условие логического, осмысленного запоминание. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятный материал обычно не вызывает и интереса к себе.

17 стр., 8332 слов

Методические рекомендации для школьных психологов, учителей, классных руководителей, консультантов ппс использование развивающих игр и игровых упражнений в

ОТДЕЛ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ Методические рекомендации для школьных психологов, учителей, классных руководителей, консультантов ППС Использование развивающих игр и игровых упражнений в работе с учащимися в рамках предпрофильного обучения г.о.Новокуйбышевск 2008 Печатается по решению Редакционно-издательского Совета «Ресурсного центра» г.Новокуйбышевска Составители: Зайчикова О.Е. ...

Один из важнейших приемов логического запоминания — составление плана заучиваемого материала. Оно включает в себя три момента:

1) разбивка материала на составные части;

2) придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала;

3) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций.

Объединение отдельных мыслей, предложений в смысловые части сокращает количество единиц, которые надо запомнить, не уменьшая объема запоминаемого материала. Запоминание облегчается еще и потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененную и упорядоченную форму. Благодаря этому он легче схватывается мысленно в процессе самого чтения.

Учебный материал, требующий по своему объему многократных повторений, может запоминаться тремя способами:

1) по частям — частичный способ,

2) весь сразу — целостный способ,

3) весь и по частям — комбинированный способ.

Наиболее рациональный — комбинированный способ, а наименование рациональный — частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию заученного. Более продуктивен целостный способ, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности, к тому же середина материала всегда запоминается хуже, чем начало и конец, особенно при большом объеме. Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, особенно более трудные, и наконец, материал снова повторяется в целом.

Такой способ заучивания в наибольшей мере отвечает особенностям структуры мнемического действия, включающего следующие операции:

  • ориентировку во всем материале,
  • выделение групп его элементов,
  • установление внутригрупповых отношений,
  • установление межгрупповых связей.

Возможность воспроизведения необязательно будет показателем прочности запоминания. Изучаемый материал, для лучшего запоминания, нужно периодически повторять.

Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторений — это включение усвоенного материала в последующую деятельность. Опыт экспериментального обучения показал, что когда программный материал организован в специальную строгую систему задач (так, чтобы каждая предшествующая ступень была необходима для усвоения последующей), то в соответствующей деятельности человека существенный материал с необходимостью повторяется каждый раз на новом уровне и в новых связях. В этих условиях необходимые знания прочно запоминаются даже без заучивания, т.е. непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, не только обновляются, но и качественно изменяются, переосмысливаются.

Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание — это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т.д.).

Само сохранение — это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение — это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т. д.).

Сохранение в памяти включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д., что отчасти совершается во всем многообразии процессов, в которых оно проявляется.

Приемы улучшения памяти

В психологии изучены многообразные приемы улучшения памяти.

Все известные приемы запоминания можно свести к шести.

1. Управление вниманием. Поскольку возможности кратковременной

памяти ограничены временем и объемом, т о важно научиться

концентрировать внимание на нужной информации и выделять в

ней только существенное.

2. Структурирование информации. Это сортировка материала,

логическая обработка (выделение существенного и второстепенного,

идей и фактов), структурирование и переструктурирование текстов,

составление планов, тезисов, кодирование и составление классификаций.

3. Рациональное повторение. Использование метода опорных

слов, ОВОД (О — основные мысли, В — внимательное чтение,

О — обзор, Д — доводка), распределенного во времени повторения

и пр.

4. Использование семантических приемов. Это использование

ассоциаций, «окрахимов» (сокращения типа ТАТ, КОТ и т.д.), связывание

многих предметов с числами, нотами и т.д. Целесообразно использовать

«метод мест», т о есть запоминание информации вместе

с местом запоминания (метод Цицерона).

5. Целенаправленное воображение.

6. Мнемотехника. Мнемотехника (мнемоника — греч. m n e m o n i k a искусство запоминания).

Система приемов, которые способствуют лучшему запо-

минанию информации и позволяют увеличить объем информации,

запоминаемой с первого предъявления.

Мнемоника впервые была разработана древнеримскими и древнегреческими

ораторами, профессия которых предполагала огромные

нагрузки на память.

Мнемонестические упражнения Мнемоническое упражнение «10 лет назад» Упражнение развивает способность к припоминанию, общую интеллектуальную активность.

  Выделите в своём графике 10-15 спокойных минут, сядьте за стол, возьмите лист бумаги. Вспомните то, что было ровно 10 лет назад. Если получится, то вспомните день, который был ровно 10 лет назад. Скорее всего, вспомнить именно этот день у вас не получится. Просто вспомните то время, плюс-минус месяц.    Вспомните где и кем вы работали (или где и на кого учились).

Чем вы в то время занимались? Какие люди вас окружали? Какие были у вас увлечения? В каком месте вы жили? Какая была обстановка в вашем городе? стране? мире? О чём у вас тогда «болела душа»? О чём вы мечтали? К чему стремились? Какие основные проблемы были в вашей жизни? Как вы их решали? Как вы одевались? Как выглядели? Что ещё вы можете вспомнить?    По мере того, как вы вспоминаете, записывайте это на бумаге.

Мнемоническое упражнение «Абзац» Упражнение развивает объём кратковременной и долговременной памяти, гибкость и подвижность мышления, вербальный интеллект.

Возьмите в руки первую попавшуюся книгу, прочитайте первый попавшийся абзац текста длиной хотя бы в три-четыре строки. Прочитайте один раз, закройте книгу и попробуйте повторить этот абзац слово в слово.   Теперь вернитесь к тому же самому первому попавшемуся абзацу и выучите его наизусть. Чем больше абзац, тем сложнее его выучить, но тем больший эффект от упражнения. Заучивайте всё, с точностью до символа (все точки, запятые, сноски и прочее).

Выучить абзац надо идеально. Если у вас на это уйдёт времени больше часа — не страшно. Терпение — важное условие успеха.    При заучивании абзаца текста вам волей-неволей придётся вдуматься, вчувствоваться в тонкую материю текста, в то, почему после этого слова идёт это, а не это, почему автор написал два коротких предложения вместо одного тонкого и т.д. Когда мы просто читаем книгу, слова вызывают в нашем сознании образы, как бы дёргая за невидимые ниточки. Вызванные образы мы помним хорошо, а слова, которые эти образы вызывают, плохо.    После того, как вы выучите весь абзац, закройте и отложите книгу. Перепишите этот абзац на бумагу или в компьютер (последний вариант удобнее).

Подумайте — что можно было бы исправить в нём. Исправьте. Исправляйте до тех пор, пока вам не покажется, что абзац стал «вашим», что он полностью отражает ваш опыт, вашу индивидуальность. Если абзац изменился до неузнаваемости — ничего страшного.    А теперь вернитесь к первому варианту. Вспомните его, опять же вплоть до отдельного символа. Вспомните свой абзац.    На следующий день вернитесь к этому упражнению. Опять вспомните абзац 1 и абзац 2. То же самое — через неделю.    Упражнение может показаться немного нудным, но без опыта проникновения в самую суть текста вербальную память (память на слова) развивать невозможно.

Мнемоническое упражнение «Управление ассоциациями» Упражнение предназначено для улучшения работы долговременной памяти, повышения качества припоминания

  Наша память очень во многом работает по ассоциации: каждое новое слово, образ как бы тянет за собой следующие слова, образы, и тянет благодаря смутным для сознания ассоциациям.   Проблема однако состоит в том, что с возрастом в памяти человека наблюдается «эффект колейности», то есть некогда случайные и неустойчивые ассоциации обретают устойчивую «колею», и тогда раз за разом один и тот же образ порождает по ассоциации каждый раз другой, тесно связанный.   Следующее упражнение.    Возьмите чистый лист бумаги. Проставьте числа от 1 до 20. Затем под номером один запишите какое-то слово, понятие, которое первое пришло в голову. Хорошенько подумайте, с чем больше всего у вас ассоциируется это понятие? Запишите его под номером два. Подумайте далее, с чем у вас крепче всего ассоциируется понятие номер два (про первое уже забудьте)? Запишите его под номером три. И так далее…    Когда получите понятие номер 20, то подумайте немного над тем, есть ли какой-то смысл в том, что из понятия 1 получилось понятие 2?    Возьмите другой лист бумаги, так же его пронумеруйте. Опять запишите в первую позицию первое пришедшее в голову слово, понятие. Подумайте, с чем у вас вообще не ассоциируется это понятие, ну то есть вообще никакой связи вы не видите. Конечно, может быть много таких понятий, выберите любое. Запишите его под номером два. Подумайте с чем у вас НЕ ассоциируется второе понятие (про первое забудьте).

Запишите под номером три. И так далее…    Закончив, опять подумайте, есть ли какая-то связь между понятием 1 и понятием 20?        Периодически повторяйте это упражнение, и скоро заметите, что ум ваш стал более гибок.

2. Внимание Общая характеристика, классификация

Внимание направленность и сосредоточенность психической

деятельности человека в данный момент времени на определенных

объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс

сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора

одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование

другой.

Внимание — это портал между потоком информации и мозгом. Направить свое внимание на тот или иной объект — значит заняться отбором информации, расставить приоритеты, сосредоточиться на небольшом фрагменте из огромной массы доступной информации.

Критериями внимания являются:

1) внешние реакции — моторные (повороты головы, фиксация

глаз, мимики, поза сосредоточенности), вегетативные (задержание

дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности,

ее организации и контроле;

3) увеличение продуктивности деятельности («внимательное»

действие эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность) информации;

5) ясность и отчетливость

Внимание можно сравнить с прожектором. Если, находясь в темном помещении, мы направляем луч света на определенные предметы, то соответственно, можем увидеть лишь часть комнаты, иными словами, воспринять лишь часть информации.

Ученые, исследующие функции мозга, убеждены, что существуют разные типы внимания. Его разделяют на три типа:

  • . Первый — контролируемое, или произвольное внимание.
  • Второй тип — непроизвольное внимание, или внимание, вызванное какими-либо внешними стимулами. Наше внимание автоматически переключается на то, что происходит вокруг.
  • Третий тип внимания — уровень бодрствования, который дает о себе знать ближе к ночи, когда человек ощущает усталость и его клонит ко сну.

Функции внимания :

— целенаправленный отбор значимой информации и удержание ее, пока не будет достигнута цель;

— игнорирование других воздействий;

— регуляция и контроль действий с целью их улучшения;

— усиление видимости (подобно прожектору), позволяющее лучше рассмотреть объект, явление или действие.

Свойства внимания:

Концентрация внимания — степень или интенсивность сосредоточенности

внимания. Слабая концентрация проявляется в многочисленных

ошибках на внимание , неспособности замечать свои и чужие ошибки при проверке и т.д.

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени

сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете

деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Об устойчивости

внимания можно судить по преимущественному появлению

ошибок в начале деятельности или в конце или они распределены

равномерно.

Колебания внимания — периодическое кратковременное непроизвольное

ослабление и усиление сосредоточенности. Так, прислушиваясь к слишком слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем

звук, то перестаем его замечать. Абсолютного внимания не

существует. Оно нарушается каждые 8-10 секунд.

Переключаемость внимания — это сознательное и осмысленное перемещение

внимания с одного объекта (действия) на другой объект

(действия).

Переключение может быть обусловлено требованиями

деятельности, либо необходимостью включения в новую деятельность,

либо в целях отдыха.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание

на значительном пространстве или параллельно выполнять несколько

различных действий (слушать, писать, думать, наблюдать и т.п.).

Высокий уровень распределения внимания — одно из обязательных

условий успешности многих видов современного труда. Возможность

распределения внимания зависит от сложности совмещаемых

деятельностей, их видов (например, моторной и умственной).

Объем внимания — число объектов или отдельных элементов стимула,

которые могут быть восприняты за время одного короткого

представления. Объем внимания современного человека — 5-9 ед.

Между концентрацией внимания и объемом существует обратная

зависимость: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит

к уменьшению степени концентрации внимания и наоборот.

Рассеянность

Рассеянность- расстройство внимания. Нарушение способности

сосредотачивать внимание на избранном объекте на длительное

время, при этом страдают концентрация внимания, его устойчивость,

перераспределение. Характерна для невротических состояний

и утомления.

Мы вряд ли запомним то, на что не обратили внимания. Рассеянность — одна из наиболее распространенных причин забывчивости, или, как выразился исследователь памяти и писатель Дэниэл Шактер, один из «семи грехов памяти».

Если мы на что-нибудь отвлекаемся, то важная информация немедленно ускользает из нашей памяти. Если, например, нас отвлечет какое-нибудь событие или объект, мы обязательно забудем, где оставили очки.

Если же внимание направлено на какое-то событие или объект, то мы лучше и быстрее запоминаем и интерпретируем информацию, которую нам оттуда посылают.

Рассеянность мнимая — это результат чрезмерного углубления в работу,

когда человек ничего не замечает вокруг себя.

Концентрация внимания

Рабочая память необходима для управления вниманием. Мы должны помнить, на чем именно нам следует сконцентрироваться.

Нейрофизиолог Роберт Десимон одним из первых исследователей доказал наличие связи между вниманием и памятью. Он назвал компонент памяти в тестах на внимание оригиналом или шаблоном внимания («attentional template»).

Мы используем примерно такой же механизм, когда ищем в толпе знакомое лицо: чтобы найти его, мы должны сохранять в нашей рабочей памяти цель нашего поиска. Однако следует принять во внимание, что частичное совпадение рабочей памяти и внимания относится только к произвольному вниманию. Непроизвольное внимание не требует использования рабочей памяти.

Л.С. Выготский выделял две линии развития внимания человека:

линию непроизвольного (натурального) и произвольного (высшей

формы) внимания.

Непроизвольное внимание развивается под влиянием развития

нервной системы, продолжается всю жизнь, но имеет «приглушенные

», «замедленные» проявления. .

Произвольное внимание развивается в направлении изменения

самих приемов работы, возникает под влиянием взрослых и связано

с переживанием усилий.

Упражнения для развития внимания

Упражнение «Сокращение рассказа»

Задание предназначено для организованности и повышения четкости, умения отвлекаться от мелочей. Может быть как групповым так и индивидуальным.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно – два — три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Упражнение «Концентрация»

Концентрация может производиться на внешних материальных объектах, на органах тела или на мыслях. Можно завести будильник и задать время концентрации от минуты до получаса в каждом из последующих упражнений по концентрации. Следует задать время, принять соответствующую позу, расслабить мышцы и выбрать объект концентрации. Если мысли начнут переключаться с одного объекта на другой, нельзя резко бороться с этим, переутомляться, одергивать себя, встряхивать головой, отгоняя посторонние мысли. По мере того, как мысли уходят в сторону, надо мягко возвращать их к цели концентрации. Важно, чтобы в течение отпущенного времени мысль уходила «в сторону» не более трех раз.

3. Мышление Общая характеристика процессов мышления

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества (А.В. Брушлинский).

Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мыслительный процесс — процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.

Средством опосредования и обобщения является язык.

Язык — это система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный — русский, английский и пр.) — это средство общения и интеллектуальной деятельности человека.

Единицей языка является слово, предметное содержание которого

называют значением слова. В значении слова выражается исторический опыт всего человечества. Слово может иметь несколько значений. Смысл же слова устанавливается по контексту, идет ли речь о растениях, зубах или составе слова и т.д.

Единица мысли — это значение слова, его смысл. Находить значения

и смыслы слов человек научается в процессе жизни в общении,

обучении и воспитании. Слова и мысли взаимосвязаны. Чем глубже

мысль, тем точнее слово.

Речь — это процесс пользования естественным языком.

Мнемоническое упражнение «Сосредоточение на предмете» Упражнение позволяет развивать память с помощью усиления способности к сосредоточению.

  Для развития хорошей памяти не обойтись без развития внимания. Необходимо научиться концентрироваться на определённом предмете. Если вы способны хотя бы одну минуту полностью сконцентрироваться на восприятии только одного предмета, при этом полностью игнорируя иные, то уже можно утверждать, что вы обладаете способностью к концентрации.    Возьмите для начала какой-то простой объект, например лист белой бумаги. Полностью сосредоточьте своё внимание на нём. Старайтесь совершенно не думать ни о чём постороннем. Через минуту закройте глаза и представьте себе этот объект во всех деталях. Возможно, у вас воображение развито не очень хорошо, но это не важно: если вы заметили какую-то особенность в предмете (например смятый уголок), но не можете её представить, то просто скажите своей внутренней речью, что уголок смят.    После этого обязательно ответьте на три вопроса:    1. Присутствовали ли в вашем сознании посторонние образы? Если присутствовали, то какие?    2. С чем связано наличие посторонних образов, впечатлений, мыслей?    3. Что вы можете сделать для того, чтобы при следующем упражнении лучше сконцентрироваться?    Повторяйте периодически это упражнение, стараясь с каждым разом выбирать всё более сложный предмет. Время концентрации пусть будет одно и то же (около минуты), но время повторения может быть разным.

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Основные формы логического мышления — это понятия, суждения, умозаключения, индукция, дедукция, аналогия.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Индивидуальные различия и стили мышления

Индивидуальные различия проявляются в качествах мышления:

— широта — способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время необходимых для дела частностей;

— глубина — умение проникать в сущность сложных вопросов;

— самостоятельность — умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;

— гибкость — нескованность закрепленными в прошлом приемами и способами решения задач, умение быстро менять действия при изменении обстановки;

— быстрота — способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение;

— торопливость — поспешное решение вопроса без всестороннего обдумывания, выхватывание какой-то одной стороны проблемы;

— критичность — умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые предположения и выводы.

Индивидуальные стили мышления:

— синтетический — стремление создать что-то новое, оригинальное на основе обобщения разных подходов и идей; теоретическое мышление;

— идеалистический — склонность к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем;

— прагматический — опора на непосредственный личный опыт, использование легко доступных материалов и информации, стремление как можно быстрее получить конкретный результат;

— аналитический — систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса на основе сбора большого объема информации и использования глубоких теорий;

— реалистический — ориентация на признание фактов, конкретность, установка на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенных результатов.

Активизация процессов мышления в учебной деятельности

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове.

Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Специальные наблюдения в ходе психологических экспериментов показывают, что некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Когда же решающие начинают специально и все более четко формулировать, проговаривать одно за другим основные рассуждения (пусть вначале даже явно ошибочные), то такое думание вслух обычно облегчает решение задачи. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

В слове, в формировании мысли заключены, таким образом, важнейшие необходимые предпосылки дискурсивного, т.е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке — устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая внутренняя речь: решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как бы разговаривая только с собой.

Для активизации мышления служат проблемные ситуации.

По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

«Мышление — это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется.»[3, 251] Например, уже ученика II класса не заставляет мыслить вопрос типа: «Сколько будет 2 х 2?». Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых, уже имеющихся у этого ребенка знаний. Потребность в мыслительной деятельности исчезает и в тех случаях, когда школьник хорошо овладел новым способом решения определенных задач или примеров, но вынужден снова и снова решать однотипные, уже ставшие известными ему задачи и примеры.

В то же время, отмечает Л.Д. Столяренко, автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например, при решении математических задач.

«Мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач, но и для самой постановки задач, для выявления и осознания новых проблем. Нередко нахождение и постановка проблемы требует даже больших умственных усилий, чем ее последующее разрешение. Мышление нужно также для усвоение знаний, для понимания текста в процессе чтения и во многих других случаях.» [4, 195]

В качестве методов активизации мышления выступают также «мозговой штурм», метод контрольных вопросов и др.

Тренинги и упражнения для развития мышления

Тренингов для развития мышления, повышения интеллекта очень много. В данной работе я выбирала те, которыми бы пользовалась сама.

Создание загадок

При создании загадки приводятся в действие логика и воображение. Чем замысловатее загадка, тем интереснее ее разгадывать, например: «Не имеют ног они, но попробуй догони!». Это часы, время, выраженное образно в форме стиха.

Загадку придумать не сложно, достаточно загадываемый предмет представить в форме (или по действию) чего-то другого, сильно напоминающего этот предмет. К примеру, капустные листья плотно укутывают в свои одежды кочан, причем эти одежды без всяких пуговиц. Вот загадка: «Сто одежек и все без застежек».

Придумывайте свои загадки.

Развитие гибкости мышления

Среди других форм занятий и упражнений, развивающих мышление, следует отметить систему занятий, предложенную В.Н. Келасьевым (В.Н. Келасьев. Некоторые подходы к развитию гибкости мышления // Практическое мышление: функционирование и развитие. М., 1990.) Автором предлагается целостная система приемов по развитию гибкости мышления.

I. Изменение привычных временных связей

1. Прием отчленения одного явления от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит — «выстрел»).

2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром — молния).

3. Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человека настоящего и человека будущего).

4. Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор — его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).

II. Изменение привычных пространственных связей

1. Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль — на / под — дорога).

2. Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка — авторучка, ягода — картина и пр.).

3. Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).

III. Изменение привычных связей общности

1. Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов «земля» и «мяч» логически вычитается признак «круглость» — плоская земля и что на ней происходит).

2. Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: «дождь» и «ракета» — падают на землю; разложить воду на кислород и водород -> топливо для ракеты.

3. Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее чистого воздуха).

IV. Изменение привычных связей преобразования действий

1. Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные действия, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не весит, пища, которой не насыщаются).

2. Прием получения некоторого результата без привычного источника действий (дом построен без строителей, концерт без артистов).

3. Прием блокирования «ожидаемого результата в привычной структуре действия» (машина перевозит человека, но он остается на том же месте).

4. Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячется от человека).

5. Усиление некоторого свойства объекта в неограниченное число раз до необычных масштабов (автобус, который перевозит не 50, а 100 000 человек).

6. Прием изменения основного свойства объекта в сторону усиления или ослабления (дом — палатка — шалаш — тент).

7. Прием составления сюжетов на основе заранее подобранных объектов: берется группа связанных предметов, роли раздаются участникам, которые должны разыграть сюжет, чтобы как можно ярче выразить их возможности (самолет, пассажир, стюардесса).

8. Прием формирования новых объектов из уже имеющихся (построить новый синтетический объект).

Упражнение «Антивремя»

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. К примеру: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

Интеллектуальное упражнение «Новые понятия» Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта

  Со временем в силу некоторой инертности и вообще лености нашего мозга общий объём активного словарного запаса у нас может падать. И количество разнообразных слов уменьшается, и вообще понятий, которые могут состоять из нескольких слов.    В школьные и студенческие годы в человека «пихается» огромное количество информации, так или иначе пассивный словарный запас, а вместе с ним и активный, увеличивается. Когда человек перестаёт систематически учиться, а в рабочее время онфункционирует и развивается лишь в узком направлении, словарный запас постепенно тает.    Для профилактики этого явления надо и систематически работать над своим кругозором, и постараться разнообразить свою устную и письменную речь. Можно найти интересных людей для общения (современные средства коммуникации могут позволить общаться дистанционно).    Можно попробовать сделать следующее упражнение.    Основная его идея состоит в том, чтобы придумать какие-то новые понятия, которые до вас ещё не использовались (ну или просто про использование которых вы не слышали).

Проявите свою наблюдательность, найдите в окружающем мире какие-то характерные явления, объекты, схемы, у которых нет ещё своего названия. Это может быть всё, что угодно, и назвать это можно любым образом. Примеры:    Автомобилоугольник — типичная форма современного автомобиля, если посмотреть сбоку.    Пышка-торопыжка — человек, который будучи на виду всегда торопится, а предоставленный сам себе делает всё медленно и лениво.    Пятничер — вечер пятницы.    Правоплечник — человек, если которого позвать сзади, оборачивающийся через правое плечо.    Альпинист — мужчина выше среднего роста и со светлыми волосами.    Дурнятина — ещё вкусный, но слегка испорченный продукт питания.    Странномаркет — магазин, в котором сложно найти сгущённое молоко.    Послесонник — типовой алгоритм действия после сна.   Придумывая свои слова и понятия, вы разовьёте в себе склонность к уходу от шаблонных слов и шаблонных фраз. Поймёте то, как вообще возникают те или иные слова, понятия. Если вам кажется не очень красивым коверкать слова русского языка и придумывать свои собственные, то в пример можно привести Древнюю Грецию, где считалось за благо, когда кто-то придумывал и вводил новое понятие, и где сформировалась и достигла расцвета наука логики.

Список литературы

1. Торкель Клингберг. ПЕРЕГРУЖЕННЫЙ МОЗГ, Информационный поток

и пределы рабочей памяти. Москва «ЛомоносовЪ» . 2010 — 181 с.

2. Общая психология . Гамезо, Герасимова, Машурцева, Орлова. Уч-метод. пос. 2007 -352 с.

3. А.В. Брушлинский, Субъект: мышление, учение, воображение, Москва-Воронеж, 1996.-392 с.

4. Л. Д. СТОЛЯРЕНКО. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ, «Феникс». Ростов-на-Дону. 2000 — 672 с.

5. В.Н. Келасьев. Некоторые подходы к развитию гибкости мышления // Практическое мышление: функционирование и развитие. М., 1990. — электронный источник

6. http://azps.ru/training/cogn/m_burime.html

7.