Возрастные нормативы психомоторного развития детей

ПЕРВЫЙ год жизни

От одного до трех месяцев

Сенсорные реакции. На первом месяце жизни у детей формируется первоначальное слуховое и зрительное сосредоточение. Ребенок поворачивает голову в ответ на сильные звуковые и зритель­ные раздражения. На втором месяце хорошо фиксирует взор на не­подвижном предмете. К трем месяцам фиксирует взор на движу­щемся в горизонтальной плоскости предмете. Поворачивает голову и глаза к источнику звука. В этот период развивается зрительно-моторная координация. Ребенок следит за игрой собственных рук. Хорошо различает сладкое, горькое и нейтральное. Появляются дифференцированные реакции на различные оолевые раздражители, воз­никает восприятие контура (лицо матери).

Двигательные функции. Постепенно уменьшается ха­рактерная для детей первого месяца жизни сгибательная мышечная гипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц-разгибателей. Ребенок все чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше. Удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот.

Яркая игрушка вызывает у ребенка зрительное сосредоточение. Ребенок протягивает к ней руки, задевает ее, толкает, но еще не захватывает. Таким образом, появляется компонент будущего акта хватания — движение руки к объекту и зрительно-моторная координация. В положении на спине ребенок сгибает голову и тянется вперед. В первые полтора-два месяца у ребенка выражены реф­лексы опоры и автоматической ходьбы, которые затем исчезают, развиваются физиологические астазия и абазия, т. е. невозможность ходить и стоять.

Речь. Ребенок начинает гулить. Произносит единичные гласные звуки. В момент гуления общие движения притормаживаются.

Психика. Появляются положительные эмоциональные реак­ции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослыми.

От трех до шести месяцев

Сенсорные реакции. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения. Прослеживает взглядом за движущимся в разных направлениях предметом. К концу этого периода хорошо определяет направление звука в пространстве. Развивается зри­тельная и слуховая дифференцировка. Различает близких и незна­комых людей. Хорошо дифференцирует некоторые голосовые инто­нации. Совершенствуется зрительно-моторная координация и появ­ляется первоначальное манипулирование предметами. Быстро и точно захватывает видимую игрушку. Появляется более тонкая вкусовая дифференцировка (отличает слегка подслащенную воду от простой).

5 стр., 2091 слов

процесс коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических ...

... ритмической структуры сопровождается нарушением мелодики, темпа, ритма речи. Словарной запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике неправильно. Грамматический ... развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Полноценное гармоничное ...

Локализует тактильный раздражитель (поворачивает голову в сторону прикосновения).

Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус. Развиваются активные движения рук. Повертывается со спины на бок. К концу этого периода повертывается на живот. Хорошо держит голову. Сидит с поддержкой.

В три месяца в положении на животе опирается на предплечье и поднимает верхнюю часть туловища. В вертикальном положении выпрямляет туловище, иногда опирается на пальцы стоп. В четыре месяца начинает ощупывать пеленку, подолгу удерживйет руки у края одеяла и перебирает его пальчиками. Иначе говоря, происходит становление механизма ощупывания. На третьем месяце появляется реакция рассматривания рук. Эта реакция удерживает­ся в течение четырех-пяти месяцев, а затем исчезает. В четыре

месяца угасает реакция непроизвольного захватывания. Постепенно развивается произвольное захватывание. Вначале при захватывании производится много лишних движений: двигаются руки, ноги, откры­вается рот. В дальнейшем реакция захватывания совершенствуется. В пять-шесть месяцев она легко возникает, когда предмет оказы­вается на расстоянии вытянутых рук (и ближе).

Позднее ребенок начинает захватывать предмет одной рукой, при этом противопостав­ляет большой палец остальным. Совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация. В развитии движений рук пре­обладающее значение начинает приобретать зрительный анализатор. В возрасте шести месяцев лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке.

Речь. Гуление становится активным и протяжным. Появляет­ся лепет, повторение раз воспроизведенных (ребенком) звуков. Ребенок варьирует тон голоса. Появляется звук [м]. Увеличивается число произносимых гласных звуков.

Психика. Интенсивно развивается комплекс оживления. В четыре-пять месяцев во время общения со взрослыми почти однов­ременно начинает улыбаться, оживленно двигаться и издавать зву­ки. Мощным стимулом психического развития является развитие зрительно-моторной координации.

Эмоциональные реакции приобретают дифференци­рованный характер. Появляется избирательная улыбка, развивается общение с помощью жестов. Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, ищет упавшую игрушку и т. д.).

От шести до девяти месяцев

Сенсорные реакции. Зрительные и звуковые реакции имеют дифференцированный характер. Ребенок узнает лица и голоса знакомых. Более четко локализует слуховые и тактильные раздра­жители.

Двигательные функции. Появляется реакция равно­весия. Развивается способность полностью выпрямлять туловище. Ребенок повертывается со спины на живот и с живота на спину. Движения рук контролируются зрением.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

В положении на животе хорошо опирается на вытянутые ру­ки и полностью разгибает бедра и голени. Характерно развитие функции сидения. В положении на спине приподнимает и пово­рачивает голову в стороны. Садится из положения лежа на боку. При этом опирается на руку. Вначале сидит неустойчиво. По мере развития реакции равновесия начинает сидеть все более устойчиво. С семи месяцев начинает сидеть прямо с согнутыми в бедрах ногами. Садится тем раньше, чем быстрее овладевает умением повертываться со спины на живот.

Умение повертываться со спины на живот, опираться на пред­плечье, удерживать голову в нужном положении, смотреть вперед — предпосылки для выполнения ползающих движений. Вначале в пол-

принимаю! ywdtint: jujirmu jjynH. ил нимищыи ututmm подтягивается вперед. Ноги остаются вытянутыми и в движении учас­тия не принимают. Ползание на животе появляется в возрасте ссми-восьми месяцев. Позднее возникает ползание на четвереньках.

Более выраженной становится реакция стояния. Предваритель­но возникает реакция опоры на ноги. В восемь месяцев стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В семь-девять месяцев уже может стоять у барьера. Совершенствуются движе­ния кисти и пальцев. Ребенок овладевает умением разжимать кисть и класть предмет. Кроме того, он оказывается в состоянии захва­тывать двумя пальцами мелкие предметы.

Речь. В это время происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки ба, на, да и др. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. На­чинает понимать жесты окружающих.

Психика. Развиваются подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание ру­кой, качание головой).

Находит глазами называемых членов семьи. Требует к себе внимания. Отчетливо реагирует на чужих людей. Развивается активное манипулирование предметами.

От девяти до двенадцати месяцев

Сенсорные реакции. У ребенка развито бинокулярное зрение. Различает пищу по внешнему виду. Начинает распознавать все большее число предметов и геометрических фигур. Различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов, начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица. Отрицательно реагирует на неприятные запахи. Проявляет неприязнь к тому или иному виду пищи.

Двигательные функции. В этом возрастном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. При пол­зании туловище удерживается в горизонтальном положении, голова поднята высоко. Из такого положения ребенок стремится достать тот или иной предмет. К концу первого года жизни ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Он повора­чивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает.

Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вна­чале широко расставляет ноги. От первых попыток ходить без под­держки до хорошей ходьбы проходит один-два месяца.

Речь. Повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз. Воспроизводит различные тона. Голосом выражает свои потребности и эмоции (удовольствие или неудовольствие).

Отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит ма-ма, да-да, ба-ба. Произносит пять-шесть лепетных слов.

Психика. ребенок хороши различает окружающих, начинает понимать обращенную к нему речь. Развиваются речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность и предметная деятельность. Любит играть со звучащими предметами. Пьет из чашки. Пытается манипулировать ложкой. Продолжается интенсивное развитие подра­жания. Формируются представления.

В таблице 3 представлено развитие детей от рождения до года.

Таблица 3

Развитие ребенка на первом году жизни

Возрастые навыки

Возраст (в мес.)

Держит голову в положении на животе

1-2

Держит голову в вертикальном положении

2-3

Следит за игрушкой

1,5-2

Улыбается

1.5-2

Гулит

2 -3

Берет игрушку и тянет в рот

3,5-4,5

Поворачивается со спины на живот

5-6

Узнает своих и чужих

5-6

Лепечет

5-7

Поворачивается с живота на спину

6-7

Сидит (усаженный взрослым) без поддержки

7- 8

Ползает на животе

7- 8

Встает на четвереньки

7-8

Садится из положения на спине

8- 9

Ползает на четвереньках

9-10

Понимает обращенную речь

8-10

Стоит с поддержкой

8-11

Произносит папа, мама

10-12

Стоит

10-12

Ходит

10- 12

Педагог-дефектолог должен знать возрастное развитие нервно-психических функций ребенка в норме, чтобы правильно ориенти­роваться в оценке его интеллекта, речи, различных анализаторов.

Определенные коррективы в указанную схему развития могут вно­сить такие факторы, как национальность, регионы проживания ребенка (например, южные и северные районы страны), микросо­циальные условия (питание, бытовые условия жизни, культурный уровень семьи и т. п.).

Некоторые из этих факторов играют важную роль в акселера­ции, т. е. в ускоренном развитии ребенка.

Все это необходимо учитывать при оценке нервно-психического развития ребенка.

Второй год жизни

Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят диффе­ренцированный и избирательный характер. Происходит дальнейшее развитие восприятия формы и пространства.

Двигательные функции. Развивается равновесие. По­ходка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится все более подвижным. К концу этого периода ходит вниз и вверх по лестнице. Сначала с поддержкой, а затем и самостоятельно. Зале­зает на большой стул. Ударяет по мячу ногой и рукой. Точно захватывает и бросает предметы. Переворачивает страницы в книге. Строит башню из кубиков. Хорошо ест ложкой.

Речь. Узнает имена и названия предметов. Понимает слова здесь, сейчас. Говорит 50- 70 слов; более половины употребляемых слов — существительные. В речи преобладают восклицания. Начи­нает произносить двух- и трехсловные предложения. Появляются личные местоимения.

Психика. Понимает обобщающую речь. Активно играет с иг­рушками. Дифференцированно относится к окружающим. Начинает проявлять интерес к детям. Развивается игра по подражанию. Начинает формироваться представление о схеме тела.

Третий год жизни

Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят дифферен­цированный и избирательный характер. В зрительном восприятии начинает доминировать один глаз (обычно правый).

Ребенок диф­ференцирует предметы но массе, форме, цвету, величине. Начинает складывать разрезную картинку из двух частей.

Двигательные функции. Совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии. Ребенок может ходить с предметом в одной руке. Поднимается по лестнице (делает шаги то правой, то левой ногой).

Бросает и ловит мяч. При этом сохраняет равновесие. Совершенствуется манипулирование кистью и пальцами. Начинает самостоятельно есть. Использует ложку и вилку. Развивается пред­ставление о схеме тела.

Речь. Ребенок оперирует развернутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок. Активно общается с окру­жающими при помощи речи.

Психика. Это время можно охарактеризовать как период активных форм общения. Речь становится важнейшим средством общения и формирования мышления. Благодаря речи сенсорный опыт ребенка превращается в акт познания. Развивается функция обобщения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает уста­навливать причинно-следственные связи. Развивается самосознание. К концу периода ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов. Он стремится вступать в контакт с окру­жающими его детьми. Эмоциональные реакции носят избиратель­ный и дифференцированный характер.

Дошкольный возраст от 3-х=до 7-и лет

Двигательные функции. В этот период происходит совершенствование двигательных функций. Движения становятся более координированными. Этому в существенной мере способ­ствует игровая деятельность. Однако координация движений у до­школьников носит менее совершенный характер, чем у более старших детей и взрослых. Только к семи годам дети начинают уверенно выполнять координаторные пробы (пальце-носовая, колено-пяточ­ная, проба на диадохокинез и др.).

Речь. В этот период происходит развитие речи. Младшие дошкольники располагают относительно ограниченным словарным запасом. Довольно часто наблюдается неправильное произнесение отдельных звуков. Участие в игровой деятельности, общение со взрослыми и сверстниками способствует увеличению словарного за­паса. Словарный запас ребенка в возрасте шести лет равен трем с половиной тысячам слов. Чем больше ребенок общается с правильно говорящими окружающими его людьми, тем быстрее и лучше разви­вается его речь. В этот период речь занимает все большее место в процессе общения и во все возрастающей степени становится сред­ством регулирования поведения.

Психика. Постепенно формируются навыки самообслужи­вания. Ребенок привыкает выполнять элементарные обязанности (убирать на место свои игрушки, складывать одежду и т. д.).

Ве­дущей деятельностью дошкольника является игра. В игре нахо­дит отражение окружающая действительность. В процессе игры усваиваются принятые в обществе правила и нормы поведения.

В дошкольном возрасте восприятие постепенно начинает при­обретать характер самостоятельного процесса. У детей раннего возраста оно слито с практической деятельностью, с непосредствен­ным оперированием предметами. Дошкольник еще не умеет осущест­влять систематическое наблюдение. Часто он замечает в предмете лишь какую-нибудь яркую, бросающуюся в глаза деталь, упуская его существенные особенности. Но постепенно, особенно в связи с занятиями в детском саду, наблюдательность ребенка все более растет. Дети оказываются в состоянии замечать не только отдельные детали. Им уже оказывается доступным восприятие сравнительно несложных ситуаций.

У младших дошкольников яркая, образная память. Обычно они особенно хорошо запоминают то, что вызвало у них интерес. Дети ‘легко запоминают стихи, сказки. Однако это запоминание носит непроизвольный характер. Постепенно, преимущественно в процессе игры, развивается также и произвольное запоминание. Оно тесно связано с развитием речи. Чем лучше развита речь, тем выше уровень произвольного запоминания.

Постепенно расширяется круг представлений. Формируются пред­ставления о причинно-следственных связях. Это обстоятельство явля­ется важным этапом в развитии мышления ребенка. В этом возрасте дети задают взрослым очень много вопросов, что свидетельствует

об их стремлении к познанию окружающих явлении. К концу до­школьного возраста возникают простейшие виды логических опера­ций. С их помощью осуществляются систематизация и обобщение фактов. У младших дошкольников обобщения касаются главным образом назначения предметов и способов их употребления. К концу рассматриваемого периода обобщения поднимаются на более вы­сокий уровень. Дети усваивают такие понятия, как «мебель», «по­суда», «дикие животные», «домашние животные». У старших до­школьников возникает стремление учиться в школе. Формируется, складывается готовность к школьному обучению.

Дошкольники часто бывают шаловливы. Шалость дошкольни­ка — это непременный атрибут его поведения. Проказничая, ребенок познает жизнь. Так Он проигрывает свои социальные роли, изучает реакцию окружающих. Шалость — своеобразное проявление фено­мена проб и ошибок. Ребенок таким образом осваивает, «что такое хорошо и что такое плохо». При этом следует также учитывать естественную расторможенность дошкольника. Заставлять малыша подолгу сидеть или стоять, думая при этом, что воспитывается дисциплина и воля, не совсем правильно. Сидеть и стоять ребенку труднее, чем двигаться. Детский организм, его костная и мышечная система еще не созрели для длительных статических нагрузок. Сидя или стоя ребенок быстро утомляется. Стояние в углу часто практиковалось как вид наказания детей. Неустойчивость нервно-психических процессов, незрелость коры больших полушарий, боль­шая подвижность процессов возбуждения и торможения являются физиологическими предпосылками таких особенностей этого возраста.

Младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет)

Двигательные функции. Эти функции получают весьма значительное развитие. Совершенствуется координация движений. Часто в этом возрасте дети начинают заниматься различными видами спорта (плавание, гимнастика, легкая атлетика и др.).

Речь. В» процессе систематического обучения получает значи­тельное развитие устная и письменная речь. Дети овладевают все более совершенным употреблением слов и предложений. Возрастает словарный запас. Дети начинают употреблять значительное коли­чество слов не только в устной, но и в письменной речи. Качествен­ное изменение обоих видов речи оказывает большое положительное влияние на интеллектуальное развитие школьников.

Психика. В процессе обучения развивается зрительное и слуховое внимание. Дети оказываются в состоянии запоминать срав­нительно большее количество словесного и другого материала. Запо­минание приобретает все более осмысленный характер. Переход к школьному обучению знаменует переход к новому типу познания. Школьники овладевают значительным объемом знаний на основе словесных объяснений, а также путем чтения учебной и внеучебной литературы.

Во время обучения в школе дети овладевают системой понятии. Каждое из понятий определенным образом связано с другими по­нятиями. Постепенно у учащихся возникает первоначальное понима­ние таких категорий, как объем понятий, соотношение между более общими и менее общими понятиями. С третьего класса учащиеся начинают обнаруживать дифференцированное отношение к изучае­мым предметам (чтение, письмо, математика и др.).

Со временем обычно усиливается интерес к какому-нибудь предмету. Большую положительную роль в психическом развитии учащихся младших классов играют занятия по труду. Ведущую роль теперь играет учебная деятельность. Однако игра (во внеучсбное время) продол­жает выполнять весьма важную роль. В это время у детей возникает интерес к новым для них играм (шашки, шахматы и др.).

Развитие личности младшего школьника происходит преиму­щественно в коллективе сверстников. Дети начинают относиться к учебе не только как к сугубо личному, но и как к общественному делу. У школьников формируются такие нравственные качества, как чувство долга, товарищества. Важное значение в формировании личности ребенка имеет выполнение им общественной работы.

Младший школьный возраст характеризуется большими переме­нами в социальной жизни ребенка — он становится школьником и начинается формирование его социальной роли. Это очень важный момент в жизни ребенка, оказывающий огромное влияние на раз­витие его личности. С одной стороны, отмечается ломка его жизнен­ного стереотипа, увеличиваются физические и психологические нагрузки,- изменяется ритм и теми жизни, с другой стороны, его нервная система не всегда выдерживает эти изменения. Большое значение имеет ограничение двигательной активности, требование соблюдать школьную дисциплину. Нередко это приводит к повышен­ной утомляемости, отвлекаемости, рассеянности внимания.

К тому же с началом обучения в школе могут проявиться скрытые дефекты, связанные с перенесенными в раннем детстве оча­говыми поражениями мозга,— нарушения чтения, письма, счета, а также дефекты зрения и слуха. Результатом всего этого может явиться низкая успеваемость в школе. Кроме того, от природы за­стенчивые, робкие, дети хотя и с хорошим умственным развитием, могут показаться на первый взгляд умственно отсталыми, плохо усваивающим школьную программу. Характерная для детей до­школьного возраста шаловливость может продолжаться и в шко­ле, быть неправильно понятой, отсюда — особое отношение к таким детям как к злостным хулиганам, нарушителям дисциплины.

Это также может сказаться на школьной успеваемости. Строгий подход к первым неудачам школьника как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и сверстников может подавлять актив­ность ребенка, приводить его к замкнутости, к внутренним противо­речиям и к еще большим неудачам в учебе.

Таким образом, низкая успеваемость еще не есть показатель низкого умственного развития. Педагогу-дефектологу необходимо знать особенности детской психики и помнить об этом при оценке психического развития и психологического состояния ребенка млад­шего школьного возраста.

9