Уважаемый студент!
Психология — особая наука и особая практика. Возрастающее внимание к профессиональному полю психологии сопровождается неотчетливым представлением о содержании этой профессии, часто включающем в себя ложные искаженные знания. Мы хотим, чтобы ваши знания стали более точными, полными, осмысленными.
Материалы, представленные в рабочей тетради, подобраны в соответствии с содержанием программы курса. Логика выбора заданий для самостоятельной работы дает вам возможность выработать собственное мнение о смысле и назначении избранной профессии, выразить свое отношение к существующим в культуре и обществе взглядам на профессию психолога. Посредством подобных заданий осуществляется целенаправленная работа с вашим профессиональным сознанием. Использование образного материала притч, метафор концептуализирует знания, обогащает личное и профессиональное мышление. У вас есть возможность познания не только самого предмета, но и своего собственного внутреннего мира.
Итак, что это за понятие «психология», кто же такой профессиональный психолог? Чем он занимается, каково поле его деятельности? На эти и другие вопросы мы вместе с вами постараемся дать ответы и приглашаем вас в интересное путешествие в мир психологии, в мир необычной профессии.
Оглавление
Тема 1. Житейская, научная и прикладная психология | 4 |
Проблемные вопросы и задания | 5 |
Творческие задания | 9 |
Литература к теме | 1 |
Тема 2 Психологи Отечества: профессиональный жизненный путь | |
Проблемные вопросы и задания | |
Творческие задания | |
Литература к теме | |
Тема 3 Психолог как профессионал | |
Проблемные вопросы и задания | |
Творческие задания | |
Литература к теме | |
Тема 4 Профессия – психолог | |
Проблемные вопросы и задания | |
Творческие задания | |
Литература к теме | |
Тема 5Психологи как профессиональная общность | |
Проблемные вопросы и задания | |
Творческие задания | |
Литература к теме | |
Тема 6 Развитие личности в профессии | |
Проблемные вопросы и задания | |
Творческие задания | |
Литература к теме | |
Тема 7. Этические проблемы в деятельности психолога | |
Проблемные вопросы и задания | |
Творческие задания | |
Литература к теме |
Тема 1. Житейская, научная и прикладная психология
Нет одной психологии, есть много психологий.
Ф.Брентано
Проблемные вопросы и задания
1.1. Прочитайте и законспектируйте статьи:
· Климов Е.А. Психология в ХХI веке//Вопросы психологии .2003.- №5 . -С. 135-141.
· Юревич A.B. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или раскачанный маятник.//Вопросы психологии .- 2005.- №2 .- С.147-151.
Алгоритм конспекта:
1.Автор, название статьи, источник (название журнала, номер и год издания).
2. Ключевые слова текста.
3.План статьи.
4.Основные идеи каждого пункта плана (с примерами из текста).
5.Ваши мысли по поводу прочитанного: комментарии, отношение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. В 1752 году французский философ Вольтер написал философскую повесть «Микромегас», в которой рассказывается о посещении Земли существом с планеты, вращающейся вокруг Сириуса, по имени Микромегас. Пришелец задавал землянам самые сложные вопросы, например: «Каково расстояние между Сириусом и звездой Кастор в созвездии Близнецов?», или «Каково расстояние от Земли до Луны?» или «Сколько весит ваш воздух?» и т.д. Полнота и точность ответов людей потрясли Микромегаса, он готов был считать этих людей чуть ли не волшебниками. И тогда Микромегас спросил: «Поскольку вы обладаете столь обширными знаниями о том, что вне вас, вы, несомненно, должны быть еще лучше осведомлены о том, что внутри вас. Скажите, что такое душа и как образуются у вас мысли?». Ответы землян на эти вопросы были столь невразумительны и противоречивы, что пришелец повалился от хохота, изнемогая от неодолимого, несказанного смеха.
Какая главная мысль этого отрывка?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменилась ли, по Вашему мнению, ситуация почти три века спустя? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. На определенном этапе своего развития человечество создало новую форму знания – научное знание. И с тех пор мир наук непрерывно пополняется, развивается, видоизменяется. Чтобы понять реальную картину развития наук с целью их упорядочивания и систематизации создаются классификации наук. Классификация, построенная по принципу системности, отражающая сложность системность мироустройства, была предложена философом, историком, психологом, методологом науки Б.М.Кедровым в 1955 году на Цюрихском конгрессе философов, где все науки разместились в так называемом «треугольнике».
Нарисуйте «треугольник Кедрова», в основании которого лежат философские и социальные науки, на вершине – естественные науки. Найдите в нем место психологии, впишите в треугольник те науки, которые тесно связаны с психологией.
Аргументируйте свое решение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4. Существует традиционное деление всех наук на естественные и гуманитарные:
· естественные науки, где основными ценностями считается ценность объективного и предметного знания и ценность приращения объективного знания о мире. Критерием истинности признается проверяемость и вопроизводимость результатов научного исследования. Главная цель — выявление общих зависимостей и законов. Основной способ познания в этих науках – объяснение;
· гуманитарные науки, где главной ценностью является индивидуальность, неповторимость. Единичное событие рассматривается в своей самоценности и автономности. Представители гуманитарных наук обращены к духовному миру человека. Основной способ познания – понимание.
К какой группе наук Вы бы отнесли психологию? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как на этот вопрос отвечают известные российские психологи Д.А.Леонтьев и А.В.Юревич?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5. Выделите самостоятельно основания для сравнения житейской и научной психологии и сравните их.
Основание для сравнения | Житейская психология | Научная психология |
Есть ли взаимосвязи между житейской и научной психологией? Если есть – то в чем они выражаются? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческие задания
1.6.Прокомментируйте высказывание А.Эйнштейна: «Господи, насколько психология сложнее физики!»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.7. Напишите эссе на тему «Нужно ли изучать психологию «не-психологам»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.8. Нарисуйте на листе бумаги большой круг. Впишите в него в произвольном порядке свои увлечения. Найдите в этом пространстве место для психологии. Соедините стрелочками то, что взаимосвязано. Обсудите полученную картину мира в мини группе.
1.9. Какие стереотипы, связанные с представлениями о психологах и психологии, отражены в массовом сознании? Приведите примеры и прокомментируйте их.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.10.Прочитайте текст и обсудите в мини-группах тему «Возможно ли объективное познание мира».
Миф о том, как осуществляется научное познание
Как ни странно, оказалось, что наука, претендующая на объективность, сама начинается с мифов. Например, известен образ научного познания, основанный на шести положениях.
1. Научное знание базируется на твердых эмпирических фактах.
2. Теории выводятся из фактов (и, следовательно, вторичны по отношению к ним).
3. Наука развивается посредством постепенного накопления фактов.
4. Поскольку факты формируют основания нашего знания, они независимы от теорий и имеют самостоятельное значение.
5. Теории (или гипотезы) логически выводятся из фактов посредством рациональной индукции.
6. Теории (или гипотезы) принимаются или отвергаются исключительно на основе их способности выдержать проверку экспериментом ( Weimer , 1976).
Достаточно логичный образ, не так ли? Но весь многообразный опыт науки, однако, свидетельствует о том, что подобный образ имеет мало общего с реальностью. Уже на первом этапе – этапе наблюдения можно говорить о зависимости самого наблюдения и его результатов от состояния органов чувств наблюдателя, от колебания их чувствительности и разрешающей способности. Каждый ученый имеет свою интегральную характеристику психофизиологических особенностей, задающую предел его сенсорных возможностей. Широко известен исторический пример увольнения помощника королевского астронома в Англии в 1795 году, за то, что тот наблюдал прохождение небесного светила позже мэтра. Лишь 20 лет спустя доказали, что причиной ошибки были не оплошности ассистента, а индивидуальные отличия, которые неподконтрольны человеку. Также влияют на результаты наблюдения социальные и психологические особенности индивида. Ученый смотрит на приборы через призму своего «жизненного мира».
Результаты наблюдения приобретают статус фактов. Но научный факт не существует как таковой — в виде «чистых» данных, он всегда включен в определенную интерпретативную структуру ученого, которая настраивает его на определенное «чтение» фактов. Как показывают психологические исследования, даже специально тренированные наблюдатели видят то, что ожидают увидеть. В результате одни и те же данные могут видеться по-разному — в зависимости от способа их интерпретации. А большинство дискуссий в науке — это споры о том, как интерпретировать тот или иной факт.
С развитием науки число звеньев интерпретации увеличивается, следовательно — возрастает субъектная опосредованность исследований. Наблюдение несет на себе отпечаток самовыражения познающих субъектов. На этапе обобщения формальная логика уступает суждениям, выносимым на внелогической основе. Новые идеи не порождаются дедукцией, необходимо творческое мышление. Формализованное знание дополняется живым личностным знанием. Таким образом, действительно ли ученые читают «книгу природы» – это большой вопрос.
(Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. Учебное пособие.- М.: МПСИ: Флинта, 1998.- с.251-257).
Решение по итогам дискуссии: ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт.- М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – С.27-33, 50-64.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б.Г. Избранные психлогические труды. В 2-х т.т. – Т. 1. – М., Наука, 2000.
Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог» /Под ред. И.Б.Гриншпуна. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1988. – С. 7-19.
Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.1. – М.: Мир, 1992.– С.57-137
Кун Т. Структура научных революций – М.: Прогресс, 1975.
Леонтьев Д.А. Психология как гуманитарная наука: от дисциплины необходимого к «цветущей сложности» возможного//Прогресс психологии: Критерии и признаки/ Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Д.Марцинковской, А.В.Юревича.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С.95-109.
Кедров Б.М. Пять встреч с Жаном Пиаже // Вопросы философии. 1981. № 9. С.147-148.
Психологический словарь /Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. — М., Педагогика-Пресс, 1996.