1. Понятие риторического идеала

Риторический идеал – исторически сложившаяся система наиболее общих требований к речевому произведению и речевому поведению, то есть парадигмы риторических категорий, отрицающей парадигму категорий общеэстетических и этических, характерных для той культуры, где этот идеал сформировался и функционирует.

2. Риторический идеал античности.

Античный речевой идеал – парадигма мыслительной и речевой культуры, соответствующей общим законам человеческого мышления.

Требования к качеству речи:

у Аристотеля: Современность:

— говори то, что важно — насыщенность речи

— прозрачность выражения — максимальная ясность и краткость речи

— бодрость и жизнеутверждение — радость от общения, чувство гармонии

Риторика создана софистами (профессиональными учителями красноречия).

Софисты первые ввели плату за обучение.

Протагор – автор трактатов «Искусство спорить», «Повелительное слово», считается основателем риторики, первым выделил просьбу, вопрос, ответ, приказ.

Сократовский речевой идеал.

Сократ и Платон предпочитали говорить, а не писать. В обучении использовали диалог как способ распространения знаний и порождения истины. Диалог должен иметь упорядоченную структуру, иметь этическую, воспитательную цель.

Аристотель:

— противопоставлял диалектику аналитике;

— рассматривал соотношения языка, стиля и композиции речи;

— выделял устную и письменную речь.

3. Осмысление риторического идеала в римской культурной традиции.

Цицерон:

«Учить – обязанность оратора, доставлять удовольствие – честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление — необходимо».

Марк Фабий Квинтилиан (ученик Цицерона, оратор):

— большое значение придаёт беседе педагога и ученика (педагог должен направлять, а не подсказывать);

— основы речевого поведения учителя: простота, спокойствие, терпеливость;

— в качестве пороков рассматривал гневность учителя, неоправданную суровость.

4. Западноевропейский педагогико-риторический идеал.

— средневековая риторика опирается на церковную и религиозную идеологию;

— истина от Бога, остальное – от дьявола;

— центр интересов – душа человека, её исцеление.

5. Средневековье: педагогическая риторика первых университетов.

— научные интересы были вокруг права, философии, богословия, античной литературы, риторики.

11 стр., 5260 слов

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с речевыми нарушениями

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ 1.1 Формирование готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями 1.2 Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ 2.1 Методическая организация исследования 2.2 Методические ...

— основной метод обучения университетов – диспут.

— с XXIпоXVвек в Европе были открыты 46 университетов.

— открываются первые частные учебные заведения.

6. Богословие как основная форма функционирования средневекового красноречия.

— в приоритете – религиозная богословская сторона;

— роль церкви была всеобъемлющей;

— церковь полностью контролировала образование, наложило вето на производство книг.

7. Педагогический идеал эпохи Возрождения.

— нашел свое выражение в идеале рыцарского воспитания, предполагавшем овладение различными умениями и навыками, широкой культурой, высокой нравственности, именно в нем выражена идея гармоничного развития личности.

— педагогический идеал рассматривался в направлении воспитания широко образованного и критически мыслящего человека

— гуманизм проповедовал гармоничное развитие свободной личности, посредством которой он стремился преобразовать общество, что унаследовала от него потом эпоха Просвещения, которая также рассматривала христианские идеалы, в первую очередь — общности и трудолюбия.

8. Эпоха Просвещения: Эразм Роттердамский, Ян Амос Коменский

Ян Коменский:

— в «Великой дидактике» рассматриваются равноправные отношения между учителем и учеником;

— главное – гармония в коллективе;

— естественные методы изложения: ясность, доказательность, движение от простого к сложному, от частного к общему, принцип наглядности и последовательности, принцип сложности понятий;

— использовал принцип сократовского диалога.

9. Риторика иезуитов.

— построена на прагматических основах, целью которой являлось создание сети учебных заведений, в которых осуществлялось воспитание и обучение юношей из привилегированных социальных слоёв в католическом духе;

— жёсткая всесторонняя регламентация воспитательного и образовательного процессов, внедрение взаимного надзора внутри класса и школы, назначение цензоров, надзиравших за поведением в классах, взаимные разборки поведения на собраниях, система доносительств;

2 стр., 688 слов

Риторика_20 век

И.А. Стернин. Риторика. Тема 1. Понятие риторики. Риторика в XX веке Однако в XX веке риторика получает новый толчок к развитию — она возрождается как наука о речевом воздействии, то есть как наука об эффек- тивном общении с аудиторией. Возродилась риторика на новой, психологи- ческой основе — современному человеку стала важна не только и не столько логика, сколько психологические, эмоциональные ...

— основа — подчинение личной воли и наклонностей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской этики.

10. Особенности педагогико-риторического идеала в педагогических системах XVII-XIX вв.

Джон Локк: Жан Жак Руссо:

«Дети, по сути, иностранцы, «Я не знаю ничего глупее детей,

которые должны ознакомиться с которыми мало рассуждали.

со всем». Познание добра и зла, разумение долга

Метод педагогического диалога человеческого – не дело ребёнка».

11. Общая и частная риторики.

Риторика включает в себя два основных раздела, которые называются общей риторикой и частной риторикой. К общей риторике относят принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится. Частные риторики рассматривают употребление этих принципов в тех или иных конкретных условиях общения.

12. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.

Педагогическая риторика как разновидность частной риторики обеспечивает решение проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего учителя, так как позволяет конкретизировать основные положения общей риторики, продемонстрировать специфику применения правил риторики в реальной речевой практике, определить теоретический и практический аспекты овладения профессиональной речью.

13. Истоки и особенности русского риторического идеала.

XIIвек – золотой век древнерусского красноречия.

Со времён введения православия появились две стихии:

— устная народная речь;

— церковно-славянская письменность.

Благодаря двуязычию развивается красноречие. Государственная деловая сфера – светское красноречие. Литература – славянский язык, дидактическое красноречие.

Древнерусский язык ассимилируется с церковно-славянским.

В первой русской риторике был описан диалог. Господствовала церковь. Расписывалось, как учитель должен обращаться к ученику. Появляются научные, экономические трактаты.

14. Представители отечественной гомилетики: Иларион, епископ Туровский, архиепископ Макарий.

15. Педагогико-риторические идеи Стефана Яворского.

16. Педагогико-риторические идеи М.В. Ломоносова.

17. Педагогико-риторические идеи Н.Ф. Кошанского, А. Ф. Мерзлякова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского.

10 стр., 4911 слов

Общение и его функции

Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь.М., 1985). Общение – это взаимодействие ...

18. Нормы педагогического речевого общения в российской системе образования в XIX в.

19. Педагогические постулаты в преподавании экономических дисциплин в XIX в.

20. Современная педагогическая риторика как синтез достижений наук гуманитарного цикла (лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии и др.)

21. Сущность и соотношение понятий «речевая коммуникация» и «речевая компетентность».

Речевая компетенция – речемыслительная деятельность, осуществляемая в целях взаимодействия говорящего и слушащего. Взаимодействие при этом не ограничивается только информативной функцией, но охватывает и агитационную функцию коммуникацией.

Речевая компетенция – умение говорящего пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя как вербальные, так и невербальные средства.

22. Цели и функции коммуникации. Понятие коммуникативного акта.

Цели коммуникации:

— проинформировать

— убедить

— развлечь

— описать

— обучить

Функции коммуникации:

— функция эмотивная, референтивная, поэтическая, фатическая, метаязыковая;

— функция выражения, соотносимая с говорящим, функция обращения, функция сообщения, соотносимая с предметом речи.

Комунникативный акт – акт передачи сообщения адресату от адресанта.

23. Виды и формы общения

Различают межличностное (непосредственные контакты людей в малых группах) и массовое общение. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей (например, толпа), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное (обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами) и ролевое общение. В случае ролевого общения человек выступает как носитель определенной роли (ученик – учитель, покупатель – продавец, сын – отец и т.д.) и поступает так, как предписывает ему его роль.

Общение может быть личным и деловым. В личном общении проявляются непосредственные эмоциональные отношения людей друг к другу, осуществляется обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности, или включенных в одну и ту же деятельность.

17 стр., 8048 слов

Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта

... и либерально-попустительский стили. 4) Установили, что при формировании индивидуального стиля деятельности учителя используют опыт ... признают важнейшей структурной единицей педагогической деятельности взаимодействие учителя и ученика. Поэтому на наш ... общения, способы предъявления требований, связанные с системой взглядов и убеждений. И выделили следующие виды индивидуального стиля деятельности: ...

Преобладавшее ранее прямое (непосредственное – «лицом к лицу») общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным (при помощи дополнительных средств: письма, аудио- и видеотехники и др.) и становится более массовым. Само же непосредственное общение отличается увеличением вынужденных контактов между людьми (в транспорте, на улицах, в магазинах и пр.).

Общение может быть доверительным и конфликтным.

24. Технологии общения

Технология общения – совокупность приемов, способов, форм и методов воздействия, процедуры деятельности человека в условиях современной организации, отличающейся нарастающей взаимозависимостью, динамикой. Это способы настройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, владение различными приемами — предпочтительными средствами общения. Технологии общения – это искусство самопрезентации, создание позитивного имиджа и владение этикетными формами общения.

25. Условия реализации эффективного общения.

К первой группе можно отнести следующие:

  1. Ясное понимание людьми целей общения;
  2. Наличие у них соответствующих мотивов;
  3. Владение вербальными и невербальными средствами общения;
  4. Сформированность у общающихся коммуникативных навыков и умений, а именно: адекватно воспринимать партнера по общению, устанавливать контакт, возбуждать интерес, четко и понятно излагать свои мысли, слушать, убеждать, опровергать и побуждать к необходимым действиям своего собеседника.

Ко второй группе предпосылок и условий относятся: адекватное взаимовосприятие, психологический контакт как двухсторонняя связь между общающимися, интерес, взаимопонимание, взаимная удовлетворенность и взаимное содействие в достижении целей.

26. Педагогическое общение: цели, задачи, компоненты.

27. Коммуникативное намерение и уровни общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный).

Коммуникативное намерение — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Уровни общения:

Характеристику человека, который опускается до примитивного уровня общения, можно обозначить следующим образом: для него собеседник является не партнером, а нужным или ненужным предметом, из этого следует, что актуальная роль партнера субъектом не улавливается. Поэтому в ход запускаются шаблоны восприятия, с помощью которых можно описать данный «предмет», например, большой он или маленький, какая у него одежда, возраст и т.д. Эти внешние признаки чрезвычайно важны, ведь если, к примеру, собеседник маленький, с ним можно не церемониться, а уверенно занимать позицию «сверху».

9 стр., 4167 слов

Речевой этикет делового общения

Важной составляющей коммуникативной компетентности является владение речевым этикетом. Слово этикет пришло в русский язык из французского, где буквально означало «ярлык, этикетку». Этикет – «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям». Важной составляющей частью общего этикета является речевой этикет. Речевой этикет – это «регулирующие правила речевого ...

Субъект, который избирает манипулятивный уровень общения, по своим подходам к другому партнеру близок к примитивному участнику диалога, а по своим исполнительским возможностям приближается к конвенциональному уровню общения. Общая характеристика манипулятора имеет следующий вид: для него партнер — соперник в игре, которую обязательно необходимо выиграть. При этом выигрыш означает выгоду: если не материальную или жизненную, то хотя бы психологическую.

Конвенциональный уровень характеризуется тем, что человек или испытывает потребность в контакте и в нем возникает установка на внешнюю коммуникацию, которая усугубляется тем, что есть реальный партнер, или такой потребности человек не чувствует, но поскольку к нему обратились, он побуждает себя переключиться на того, кто к нему обратился.

28. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающегося.

В межличностном взаимодействии педагога и обучаемых выделяют позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика.

Общетелесное самораспоряжение:

— манера перемещаться по классу;

— излюбленные позы;

— избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания.

Факторы влияния общетелесного самораспоряжения учителя на особенности проведения урока:

  1. повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;

у каждого человека в силу его индивидуальности, например типологической, имеется свой диапазон подвижности. И, скажем, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;

  1. психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя; умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам.

29. Педагогико-риторические задачи в ситуации педагогического общения

1. достигнуть контакта;

10 стр., 4672 слов

Личность в деятельности и общении

Реферат Личность в деятельности и общении Введение личность психология общение Психология. Впервые этот термин появился еще в 16 веке. С греческого языка, психология образована от «psyche» - душа, «logos» - наука, то есть дословно - наука о душе. Психология возникла на основе двух знаний - это философия и естественные науки. Теперь дадим общее определение психологии. Психология - это наука, ...

2. привлечь внимание к какому-либо факту, явлению;

3. изменить уровень информирования адресата речевого высказывания.

30. Педагогические стили: классификации.

Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль учителя. Стиль педагогической

деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:

а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности — учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;

б) особенностей самой деятельности;

в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти факторы соотносятся также:

а) с характером взаимодействия;

б) с характером организации деятельности;

в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя; г) с характером общения. При этом под стилем общения, согласно В.А. Кан-Калику, понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

31. Особенности «демократического», «авторитарного», «попустительского» стилей.

Демократический стиль общения.

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки.

Авторитарный стиль общения.

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии.

Либеральный стиль общения.

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные.

32. Понятие гармонизирующего диалога

Закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или аудитория — не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача — «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.

33. Специфика педагогической стратегии.

34. Эпистемические (познавательные) макростратегии (стратегии моделирования знаний, стратегии верификации знаний, умений и навыков).

Нормативно-репрезентативные эпистемические стратегии направлены на трансляцию знания. Это стратегия одного сознания в том смысле, что образовательный процесс приобретает характер авторитарного размноживания, копирования. Выбор стратегии ограничивается, таким образом, двумя позициями участников УПД: предписывающей – монологической по своей сути – позицией преподавателя (учитель выступает как тот, кто обладает привилегией знать, кто изрекает «истинные суждения») и пассивно воспринимающей позицией учащегося. Грубо говоря, учитель имитирует знание, ученик имитирует понимание. Возникает определенный тип знания, который мы условно обозначим как «нормативное знание» (нормативное знание здесь может быть представлено как некоторый образец, или ориентир, призванный ввести учащегося в контекст той или иной учебной дисциплины).

Проективные стратегии представляют собой диалог сознаний. Сущность проективных стратегий состоит в том, что «…фигура наставника если и не исчезает окончательно, то, во всяком случае, ее постепенно переполняет… составляет ей конкуренцию самореализация субъекта, которая является вместе с тем социальной практикой»i. Участники диалогового УПД не располагают готовым, заранее определенным набором понятийных представлений и языковых средств, но создают их в процессе учебной коммуникации.

35. Вспомогательные микростратегии: метадискурсивные и коммуникативно-прагматические.

Метадискурсивные стратегии являются промежуточным звеном между эпистемическими (предметными) и коммуникативно-прагматическими стратегиями, эксплицируя самые разные аспекты учебного взаимодействия, порождения учебного текста и его связи с коммуникативной ситуацией.

Коммуникативно-прагматические стратегии регулируют социальное и межличностное общение участников УПД. Их выбор зависит от различных параметров коммуникативной ситуации, отражая преимущественно психологический аспект вербального взаимодействия учителя и учащихся. Эти стратегии можно считать универсальными, поскольку они включают в себя общие составляющие любой институционального и межличностного общения. Коммуникативно-прагматические стратегии способствуют эффективной организации диалогового взаимодействия, оптимальному воздействию на адресата; базируются на соблюдении стандартизированных норм социального речевого поведения, определяемого представлениями о шаблоне поведения (в том числе речевого), которое ожидается от человека в данной ситуации.

36. Педагогические тактики и способы их реализации.

1. методы устного изложения знаний (рассказ, лекция, беседа, объяснения)

2. методы закрепления (опрос, беседа, работа с учебными пособиями)

3. самостоятельное изучение нового материала (задания, упражнения, лабораторная работа)

4. коллективная работа по применению знаний на практике (дискуссия, диспут, игра)

5. методы проверки, оценки знаний (опрос, проверка д/з)

37. Виды речевой деятельности

Говорение как вид речевой деятельности.

Говорение, как, впрочем, и любой другой вид речевой деятельности имеет свою собственную, важную нишу в нашей жизни. Именно умение высказать свою мысль, убедить собеседника в своей правоте, внушить свою идею играет огромную роль, как в личной жизни, так и в карьере. Недаром ораторство выделено в отдельную науку, которою сейчас изучают все, начиная от политиков и заканчивая соискателями должности.

Слушание как вид речевой деятельности.

Раз уж затронули умение слушать, то тогда самое время разобраться со слушанием, как отдельным видом речевой деятельности. Будучи родителями, многие замечали, что их дети часто слушают, но не слышат. То есть, они не воспринимают ту информацию, которую вы хотите донести. Ребенок чаще занят тем, что волнует его, а не тем, о чем говорите вы. В определенный возрастной период каждому родителю приходится прибегать к разным ухищрениям, будь то наказание, либо поощрение, чтобы ребенок, наконец, услышал то, что ему говорят. Однако и во «взрослой» жизни часто оказывается так, что, преследуя свои цели, человек не слышит других. Это неправильно — не слыша своего собеседника, достойных доводов не найдешь.

Письмо как вид речевой деятельности.

Письмо, начавшись еще с первобытных времен в виде наскальных рисунков, в современном мире имеет первостепенное значение. Большую часть своего времени человек проводит за работой, а «живое» общение сейчас заменило общение в социальных сетях, где принята письменная форма общения.

Чтение как вид речевой деятельности

Такой вид речевой деятельности, как чтение не менее актуален, чем письмо. Чтение как вид речевой деятельности И, придется повториться, неразрывно с ним связано. То же социальное общение требует как написания сообщений, так и чтения ответов. В свое время все мы, будучи студентами, девяносто процентов своего времени проводим, записывая и читая.

Именно на этих двух видах речевой деятельности и построено в основном система обучения. Самое интересное, что психологами замечено, что люди по восприятию речевой деятельности делятся на две группы – одни воспринимают больше, слушая, а другие – читая, и что это влияние наиболее развитого полушария мозга. Именно восприятие информации, будь то чтение, либо слушание относятся к пассивным или рецептивным видам речевой деятельности. Оставшиеся – говорение и письмо – относятся к продуктивным видам речевой деятельности.

38. Слушание в профессиональной деятельности педагога.

Профессиональные трудности слушания:

— необходимо оценивать ответы с разных точек зрения;

— педагог должен владеть литературным языком;

— педагог должен владеть материалом предмета;

— необходимо иметь постоянную готовность доброжелательно воспринимать нестандартную информацию

39. Виды слушания (глобальное, детальное) и способы слушания (рефлексивное-нерефлексивное, эмпатическое).

Виды слушания:

1. Глобальное слушание — когда педагогу необходимо воспринять текст в целом.

2. Детальное слушание — предполагает осознание если не всех, то, безусловно, самых главных смысловых блоков текста. Детальное слушание делится на конструктивное и избирательное слушание:

— конструктивное слушание направлено на вычленение главной и дополнительной информации, установления их взаимосвязи и последовательности изложения;

— избирательное слушание направлено на вычленение определённого круга интересующей слушателя информации.

Способы слушания:

Нерефлексивное — это слушание без анализа, дающее ребёнку высказаться. Оно состоит в умении педагога внимательно молчать. Здесь важны оба слова: молчать — т.к. ребёнку хочется, чтобы его услышали и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно — иначе он обидится и общение прервётся или превратится в конфликт.

Рефлексивное слушание — это искусство слушать, задавая вопросы.

Высший уровень развития умения слушать – эмпатическое слушание. Эмпатия — это сопереживание другому человеку. Более точным переводом слова будет вчувствование – способность чувствовать то же, что и ребёнок, понимать его не умом, а сердцем.

40. Этапы слушания (осознание цели слушания, восприятие текста, его осмысление и трактовка, оценка деятельности)

Этап 1 —восприятие текста.

На этом этапе вы воспринимаете сообщение с помощью своих органов чувств, в основном посредством зрения и слуха. Как ни парадоксально это звучит, вы слушаете глазами столько же, сколько и ушами. (Исключение составляют телефонные разговоры.) Зрение помогает получить невербальные подсказки, определяющие характер передачи и восприятия сообщения.Поэтому, если вам нужно с кем-то уладить важный вопрос, лучше сделать это при личной встрече. Видя своего собеседника, вы сможете лучше понять, о чем он думает и что чувствует.

Этап 2 — осмысление и трактовка.

После того как вы восприняли сообщение, начинается невидимый внутренний процесс его обработки. Она происходит в вашем мозгу и включает в себя анализ, оценку и синтез. Эти процессы помогают понять смысл высказывания говорящего, дают ответ на вопрос: “Что имеет в виду мой собеседник?” Хотя этот процесс внутренний, говорящий может заметить внешнюю реакцию получателя.

Этап 3 — оценка.

На этом этапе говорящий видит и слышит, как реагирует слушающий. Реципиент вербальными и невербальными средствами подтверждает, что он получил и понял сообщение. Когда говорящий видит, что слушающий его понимает и ценит, между собеседниками устанавливается тесная связь, повышающая эффективность сотрудничества. Если адресант наталкивается на непонимание реципиента, о чем свидетельствуют его невербальные и вербальные действия, процесс общения дает сбой. Эффективность взаимодействия снижается, а напряжение усиливается.

41. Специфика чтения как вида речевой деятельности.

Чтение — это рецептивный вид речевой коммуникации, который в процессе становления и функционирования сравним с аудированием (в устной речи), но обладает рядом преимуществ:

• при чтении восприятию и пониманию информации помогает ассоциация «форма — значение». Она опирается на зрительное восприятие формы, а не слуховое. В данном случае подтверждается на практике поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;

• при чтении каждое слово всегда представлено в окружении других, которые составляют некоторый контекст, к восприятию которого можно вернуться неоднократно;

• по прочитанному (репродуцированному) тексту легче воссоздать ситуацию его ситуативно-смыслового создания

Говоря о чтении как рецептивном виде речевой деятельности, мы при этом не считаем его пассивным процессом. Чтение (осмысленное и целенаправленное) возможно лишь при постоянной ативности читающего, благодаря чему он глубже постигает смысл текста, лучше усваивает его формальную сторону, без опоры на которую невозможно понимание содержания. Главная задача чтения — получение информации, причем активное и самостоятельное.

42. Функции чтения.

Функции:

— познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности;

— регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт;

— ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня..

43. Особенности устной профессиональной речи педагога

44. Письменные жанры профессионального педагогического общения.

Отчет, статья, монография, учебник, словарь, справочник. Жанры выполняют следующие функции: эпистемическую (отражение мира, хранение знаний), когнитивную (получение нового знания), коммуникативную (передачу специальной информации).

Профессиональную сферу общения (наука, техника, медицина, дипломатия, политика и пр.) обслуживает научная речь — особая функциональная разновидность, использующая специальный язык (профессиональный язык, язык науки, язык для специальных целей, язык общения профессионалов).

45. Функции и специфика устных профессиональных жанров.

46. Жанры педагогической речи, имеющие функционально-стилистическую характеристику.

47. Педагогический диалог в ситуации опроса, беседы.

48. Языковые и речевые средства оформления высказывания.

49. Объяснительный монолог как речевой жанр.

50. Обобщающая речь: разновидности, структура, стилевые особенности.

51. Невербальное сопровождение высказывания.

52. Речевая компетентность как один из основных факторов формирования профессионального имиджа.

53. Риторика и профессиональная речь.

54. Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи.

55. Дискурс как форма реализации устного общения.

56. Речевая ситуация.

57. Уровни общения.

58. Законы современной общей риторики.

59. Принципы коммуникативного сотрудничества.

60. Этика речевого поведения.

i