Органы чувств (анализаторы)

Органы чувств (Анализаторы)

Структура анализаторов

Разнообразные раздражения, постоянно действующие на живой организм, воспринимаются различными рецепторными образованиями, которые в зависимости от их местоположения и строения избирательно на них реагируют. Так, рецепторные образования глаза воспринимают световые раздражения, уха — звуковые, кожи — механические, температурные раздражения и т. д. Соответственно выделяют различные органы чувств: вкуса, обоняния, зрения, слуха и кожной рецепции.

В настоящее время к органам чувств относят рецепторные образования, расположенные в любом участке тела: рецепторы мышц, которые воспринимают изменения степени их сокращения и растяжения; рецепторы стенки сосудов, реагирующие на изменение давления крови и ее химического состава, и т. д.

Объективно деятельность органов чувств выражается в возникновении возбуждения в их рецепторных образованиях, а субъективно она проявляется в ощущении. Однако для возникновения ощущения необходимо, чтобы возбуждение от органов чувств было передано по афферентным путям в центральную нервную систему. Исходя из этого, И. П. Павлов ввел в физиологию понятие анализатора, под которым понимают всю совокупность анатомических образований, деятельностью которых определяется возникновение ощущений. Анализатор состоит из периферического отдела — соответствующего органа чувств, афферентных проводящих путей и определенного участка в коре головного мозга, который называется корковым концом анализатора. Названия анализаторов соответствуют названиям органов чувств, т. е. выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожный анализаторы. Кроме того, выделяют двигательный анализатор, периферической частью которого являются рецепторы мышц, сухожилий, суставов, внутренний анализатор, воспринимающая часть которого представлена рецепторами внутренних органов, и вестибулярный анализатор, рецепторы которого приходят в состояние возбуждения при изменении положения тела. Согласно исследованиям И. П. Павлова в корковом отделе анализатора следует выделять центральное ядро и периферию, включающую так называемые рассеянные элементы. При удалении центрального ядра становится невозможным сложный анализ и синтез раздражений. Например, при повреждении определенного участка височной области коры, где находится слуховой центр, невозможно тонкое дифференцирование раздражителей, рефлексы же на отдельные тоны через некоторое время восстанавливаются за счет деятельности периферических рассеянных элементов.

9 стр., 4368 слов

Общие принципы строения и функционирования анализаторов (психология)

... мозга, органы чувств у человека приобрели способность к тонкому анализу раздражений. Поэтому И. П. Павлов назвал органы чувств анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех основных отделов. Первый отдел — рецептор — воспринима­ет раздражения. Он ...

Значение анализаторов

Для поддержания деятельного состояния центральной нервной системы, а следовательно, и всего организма в целом необходимо небольшое количество падающих на него раздражений. При поражении подавляющего большинства органов чувств, т. е. при резком ограничении афферентных раздражений, теряется способность поддерживать активное состояние: человек все время спит и разбудить его можно только путем воздействия на органы чувств, сохранившие свою функцию.

В настоящее время в связи с космическими полетами, с перспективой межпланетных путешествий вопрос о воздействии на организм минимума афферентных раздражений принял особую остроту. Исследования показали, что отсутствие сенсорных раздражений отрицательно сказывается на способности концентрировать внимание, логически мыслить, выполнять умственные задачи. В ряде случаев при длительном резком ограничении раздражений испытуемых появляются галлюцинации: например, перед глазами возникают последовательно сменяющие друг друга геометрически фигуры.

Раздражения, воспринимаемые рецепторными образованиями органов чувств, несут сведения (информацию) о состоянии внешней и внутренней среды организма. На основе ощущений, возникающих при раздражении экстерорецепторов и отражающих лишь отдельные свойства предметов окружающей действительности, формируются понятия и представления, отражающие уже связи взаимозависимости между этими предметами. В возникновении ощущений, формировании понятий и представлений участвуют все звенья анализатора. При воздействии раздражителей в рецепторных образованиях происходит целый ряд сложнейших физико-химических и биохимических процессов, результатом которых является возникновение потенциалов действия в соответствующих афферентных нервных волокнах. Эти потенциалы достигают коры головного мозга, где происходит окончательный анализ и синтез поступающей информации.

Таким образом, с помощью анализаторных систем осуществляется познание окружающей нас действительности.

Информация, передаваемая в центральную нервную систему от рецепторов внутренних органов, служит основой процессов саморегуляции. Так, например, если изменяется состав крови, то в ответ на это в рецепторах стенок сосудов возникает возбуждение. Оно передается в центральную нервную систему, где формируются под его воздействием эфферентные сигналы, способствующие становлению исходного состава крови.

Классификация рецепторных образований

В зависимости от структурной организации рецепторные образования делят на первичные и вторичные. Рецепторные образования обонятельного, кожного и двигательного анализаторов относят к первичным. Они образуются волокном сенсорного, или чувствительного, нейрона, которое непосредственно подвергается раздражению. К вторичным рецепторам относят вкусовые, зрительные, слуховые, вестибулярные. Органы чувств обеспечивают восприятие различных раздражений, действующих на организм, и служат для приспособления к меняющимся условиям окружающей среды. По характеру, воспринимаемых раздражителей анализаторы разделяются на дистантные, т. е. действующие на расстоянии (зрение, слух), и контактные (осязание, вкус).

По виду энергии раздражителя анализаторы подразделяются на химические (вкус, обоняние), механические |(слух, осязание), световые (зрение).

9 стр., 4060 слов

Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Нервно-физиологический ...

... отдела, расположенного в коре больших полушарий головного мозга. К анализаторам относятся все органы чувств, а также анализаторы мышц и внутренних органов. Анализатор пространства Анализатор пространства - морфофункциональная ... раздражение - человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора ...

Таким образом можно сделать вывод, что анализаторы это совокупность нервных образований, обеспечивающих осознание и оценку действующих на организм, раздражителей. Анализатор представляет собой функциональную систему, состоящую из воспринимающих раздражение рецепторов (периферической части), проводниковой части и центральной части — определенной области коры головного мозга, где формируются ощущения.

Рецепторы — чувствительные окончания, превращающие энергию внешнего раздражителя в энергию нервных импульсов. Могут быть представлены свободными нервными окончаниями, чувствительными клетками. Проводниковая часть состоит из соответствующего нерва и проводящих путей. Центральная часть— отдел ЦНС это участок коры головного мозга. Рассмотри анализаторы более подробно.

С точки зрения физиологии орган чувств, анализатор (Sense Organ) — комплекс анатомических структур, воспринимающих и анализирующих различные раздражения внешней и внутренней среды. Каждый анализатор состоит из трех частей: периферической (рецепторов), которая воспринимает энергию внешнего раздражения и перерабатывает его в нервный импульс; проводящего пути, по которому импульс направляется к нервному центру; коркового центра, расположенного в соответствующих участках коры большого мозга, где происходит высший анализ. С помощью органов чувств человек воспринимает свет (эту функцию выполняют органы зрения), звук и положение тела в пространстве (орган слуха и равновесия), тепло, боль и прикосновение (кожа), запах (орган обоняния) и вкус пищи (орган вкуса).

Органы чувств — рецепторы, состоящие из большого числа чувствительных клеток и связанных с ними вспомогательных приспособлений, например, глаз, ухо. И.П. Павлов разработал принципиально новое учение об анализаторах. Согласно ему, каждый анализатор является комплексным «механизмом», который не только воспринимает сигналы внешней среды и преобразует их энергию в нервный импульс, но и производит высший анализ и синтез. Для восприятия важную роль играет предшествующий опыт. Раздражения внешней среды интерпретируются мозгом с учетом накопленной информации.

Орган зрения

Состоит из глазного яблока, воспринимающего световые раздражения, и из защитных приспособлений (верхние и нижние веки, слезный аппарат, мускулы, железы и др.)

Глазное яблоко имеет форму сдавленного спереди назад шара. Оно образовано из стенки с тремя оболочками (наружной, средней и внутренней) и преломляющей среды (хрусталик, стекловидное тело, внутриглазная жидкость).

При воздействии светового раздражителя на внутреннюю оболочку глаза возникает нервный процесс возбуждения, который передается по зрительному нерву в затылочную долю коры полушарий головного мозга.

анализатор рецепторный обонятельный зрительный

Орган слуха (акустический анализатор)

Состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Люди способны воспринимать звуковые волны, имеющие частоту колебаний до 90 тысяч в секунду. Люди хорошо определяют местонахождение источника звука.

15 стр., 7286 слов

Роль общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания ...

... законам, которые присуще нормально видящим детям. Поскольку все дети с нарушением зрения имеют патологию зрительного анализатора, т.е. раннюю сенсорную депривацию, то путь развития таких детей по ... Страдает не только точность и полнота зрительного восприятия, но и наблюдается неспособность глаза выделять часть внешних пространственных признаков, таких как точность, местоположение объекта в ...

Орган обоняния (обонятельный анализатор)

Представляет собой расположенную в глубине носовой полости область, выстланную обонятельным эпителием. Клетки обонятельного эпителия являются началом обонятельных нервов, по которым возбуждения передаются в головной мозг. При продолжительном действии одних и тех же пахучих веществ на обонятельный орган наступает притупление обоняния, но если дать, ему отдых, то чувствительность к этим пахучим веществам снова восстанавливается.

Орган вкуса (вкусовой анализатор)

Его роль выполняют особые вкусовые сосочки, расположенные на верхней поверхности языка. Растворенные химические вещества раздражают в» них нервные окончания вкусового нерва. Возникшие нервные возбуждения по вкусовому нерву передаются в кору больших полушарий, где создается ощущение основного вкуса — сладкое, горькое, соленое, кислое и их комбинаций.

Орган осязания (кожный анализатор)

Его роль наряду с другими функциями выполняет кожный покров. В его толще расположены чувствительные нервные окончания, которые способны воспринимать прикосновение, давление, тепло, холод и боль. Возникшее в нервных окончаниях нервное возбуждение передается по нервам в спинной мозг и далее в соответствующий центр в коре головного мозга.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Под действием раздражителей возникает возбуждение нервных окончаний, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проекционных зон.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

Скажем также несколько слов о правильном пользовании зрением. Для глаз важно, чтобы их использовали, но использовали правильно. У многих людей хорошее зрение, но их глаза работают неправильно. Такой режим работы приведет к ослаблению зрения вне зависимости от того, насколько хорошим оно было первоначально.

9 стр., 4067 слов

Коррекция зрения 2

... а затем и к потере зрения. Этого можно избежать, еслисоблюдать правила гигиены зрения, тренировать глаза. Рабочее место должно быть хорошоосвещено, но свет, особенно дневной, не должен ... современные программы: зачастую элементы управления расположены неудобно,весьма распространены мелкие, плохо читаемые шрифты. Да и сам пользовательчасто неправильно настраивает монитор (его контрастность должна быть ...

Вовсе не цивилизация, а неправильное использование нами сегодня глаз является причиной порчи зрения.

Большинство глазных болезней вызывается перенапряжением.

Перенапряженное состояние мышц глаз препятствует циркуляции крови в глазах и, следовательно, их питанию и выведению отходов жизнедеятельности. Если вы делаете работу, которая неизбежно влечет за собой постоянное фокусирование на близких предметах, то это приводит к появлению перенапряжения. Именно поэтому очень важно для предохранения зрения не смотреть подолгу на предмет, находящийся от нас на одном и том же расстоянии.

Отсюда следует, что необходимо почаще, хотя бы на несколько секунд, отрываться от работы и смотреть вдаль — это очень ценная жизненная привычка. Особенно важно почаще делать такие перерывы при чтении и письме.

Этим мы поддержим упругость глазных мышц, необходимую для сохранения хорошего зрения на весь период нашей жизни здесь. Когда вы выполняете любого рода работу, требующую внимания, — печатаете на машинке, пишете, читаете, шьете и т.п., пусть даже смотрите телевизор (хотя это занятие не устраивает йога не только в смысле времени, но и интереса), — не забывайте время от времени сделать короткий перерыв, то есть перевести взгляд на удаленный предмет, меняя тем самым фокусировку глаз. Затем несколько мгновений потрите ладони друг о друга и легко, без усилий на минуту приложите их к закрытым глазам, дабы полностью загородить их от света.

Напоминаем вам: нормальный глаз любит работать и жаден до зрения. Не позволяйте смущать себя мнимоучеными рассуждениями об утомляемости глаз в процессе работы: глаза утомляет не сама работа, но то, что они работают в неверном режиме. После полнокровного рабочего дня было бы желательно пойти вечером на выставку картин, насладиться чтением книг или посмотреть фильм. Отсутствие работы для глаз было бы напряжением, изнуряющим их.

Согласно общепринятым идеям гигиены зрения считается важным защищать глаза от большого разнообразия воздействий, которых не всегда можно избежать и которым люди в таком случае покоряются, к тому же с неприятным чувством, будто из-за этого они портят себе зрение.

Свет яркий или тусклый, резкие колебания уровня освещенности, искусственное освещение, чтение в движущемся транспорте, чтение лежа и, наконец, мелкий шрифт долгое время считались и к стыду медицины продолжают считаться исключительно вредными для глаз. Написаны буквально горы литературы о предположительно ужасном и пагубном их воздействии на зрение. Но в действительности подобные представления прямо противоположны истинному положению вещей. Все дело не в самих по себе неблагоприятных обстоятельствах, но в том, как к ним относиться, и в том, чтобы уметь смотреть.

В действительности причиной порчи зрения в таких случаях бывают не неблагоприятные условия, а ненужная гонка, предпринимаемая нами, за видением, убеждение, внушенное нам с детства, что чем больше мы будем стараться, тем большего успеха мы добьемся. Видение на одном расстоянии не должно быть сколько-либо труднее, чем видение на другом.

Все, что нам необходимо, — это сохранять глаза в мягком, расслабленном и подвижном состоянии.

Вам, не могущим читать без очков, надо расслабить тело, нервы и глаза, потом научиться расслаблять четыре прямые мышцы глаза и, наконец, повысить силу и выносливость двух косых мышц глаза в такой степени, чтобы они могли удерживать глазное яблоко удлиненным в своей оси все то время, которое вы читаете.

11 стр., 5149 слов

24.Условия труда

... является объективная оценка их фактического уровня. Поскольку производственные условия труда рассматриваются с точки зрения их влияния на организм рабо­тающего человека, постольку оценка их ... функционального состояния. Ко второй категории тяжести относятся работы, вы­полняемые в условиях, не превышающих предельно допустимых значений производственных факторов, установленных действую­щими санитарными ...

Вы хотите знать, как это сделать? Прежде всего подготовьте свои глаза к этому: сделайте соляризацию и оладонивание. Затем сядьте при хорошем освещении, лучше всего на солнце, лучи которого должны падать через ваше плечо, и упражняйтесь в разглядывании крупного шрифта с расстояния, на котором у вас появляются сложности. Применяйте центральную фиксацию.

Если в сознании или подсознании гнездится мысль о том, что то или иное воздействие является вредным для зрения, то это соответственно вызывает напряжение психики, которое, как мы выяснили, неизбежно влечет за собой напряжение и перенапряжение глаз. Продолжая смотреть в таком состоянии, человек, естественно, на самом деле портит себе зрение.

С другой стороны, когда такая мысль не присутствует в сознании, напряжения психики не происходит и глаза используются правильно. Но когда глаза правильно используются, зрительная работа при неблагоприятных условиях не только не портит глаз, но и приносит им реальную пользу, поскольку для того, чтобы видеть в таких условиях, требуется большая, чем при условиях благоприятных, степень расслабления.

Правда, на первых порах условия, о которых идет речь, могут вызвать чувство неудобства даже у людей со здоровым зрением, но внимательное ознакомление с фактами покажет, что только люди с плохим зрением серьезно страдают от них. Однако и они, если только станут применять центральную фиксацию, быстро привыкнут и смогут извлечь из них большую пользу.

Глаза созданы именно для того, чтобы реагировать на свет, и тем не менее как специалистами, так и обывателями высказываются разного рода опасения по поводу его воздействия на зрение. Поэтому повсеместно предпринимаются чрезвычайные меры предосторожности, дабы смягчить природный или искусственный свет и избежать того, чтобы он бил прямо в глаза.

Между тем теоретическое основание, на котором базируется эта всеобщая светобоязнь, весьма шатко, потому как наблюдение фактов говорит о том, что сильный свет никогда не вызывает постоянных нарушений зрения и не свет, а именно темнота опасна для глаз. Нормальный глаз любит солнце и яркий свет, буквально расцветая под ними, становясь крепким, здоровым и расслабленным при восприятии яркости света без сопротивления ему.

Длительное исключение света всегда ухудшает зрение и может вызвать серьезные воспалительные состояния. Но когда имеют место действительные заболевания глаз, то людей нередко заставляют неделями, месяцами и годами находиться в темных помещениях или с повязками на глазах. Ничего не может быть порочнее этого.

Напоминаем: не злоупотребляйте темными, так называемыми солнечными, очками. Темные очки можно носить единственно для того, чтобы предохранить глаза от чрезмерно сильного света, но такие условия освещения бывают исключительно редко и могут иметь отношение не к людям, живущим в городах или в деревне, но к полярникам, альпинистам и т.д. Человеческий глаз достаточно защищен против обычного солнечного света, за исключением тех случаев, когда тот отражается снегом, водой или песком.

Считается, что внезапная смена освещения особенно вредна для глаз, но никаких экспериментальных доказательств в поддержку этой теории найдено не было. Неожиданные колебания света, несомненно, вызывают у многих людей чувство неудобства. Однако, как показывают проведенные обследования, во всех таких случаях эти колебания были не только далеки от того, чтобы повредить зрению, но и оказывались полезными для него.

14 стр., 6654 слов

Физиологические и психологические характеристики у студентов, ...

... исследований и их        обсуждение.....................................................................  24 3.1. Цвет глаз и острота зрения у студентов...................  24 3.2. Морфологические признаки у студентов, ... сложной, трудоемкой диагностики. Пигмент радужной оболочки глаза играет определенную роль в защите органа зрения от инфекций. Люди с серой ...

Люди с плохим зрением испытывают значительные неудобства, которые проявляются в ухудшении зрения, от изменений интенсивности освещения. Но это состояние пониженного зрения всегда временно, и если глаз постоянно подвергается подобным условиям, то зрение извлекает из того только пользу. Поэтому могут быть рекомендованы такие виды тренировки, как чтение попеременно при ярком и тусклом свете или переход из темной комнаты в хорошо освещенную, и наоборот.

Даже такие быстрые и сильные колебания света, какие происходят при просмотре кинофильмов, в конечном счете оказываются для любых глаз только полезными. Мы вполне представляем, какой всплеск негодования среди окулистов-ортодоксов может вызвать подобное утверждение, но мы ничего не можем поделать — истина дороже, и потому заявляем, что для тех, кто восстанавливает свое зрение, кинофильмы (и даже в известной мере телепередачи) представляют собой настоящую тренировку для глаз.

Кинофильмы глазам полезны, поскольку способствуют вибрации нервов сетчатки. Как известно, за время просмотра средней по продолжительности полнометражной ленты на экране проходит около 195 000 кадров, создавая соответствующие крошечные изображения в каждом глазу зрителя. Подумайте только, как быстро должны вибрировать нервы сетчатки, чтобы все это уловить и уследить за всеми событиями.

Напоминаем еще раз: когда глаза перемещаются, они видят — условие, которое прекрасным образом соблюдается в кинотеатре. Пристальное смотрение, являющееся фактором снижения зрительного восприятия, при этом совершенно невозможно. Поэтому наш совет людям с плохим зрением: почаще ходите в кинотеатры и применяйте там центральную фиксацию. Они быстро привыкнут к мерцающему свету, и любое другое освещение впоследствии станет меньше их раздражать.

Равным образом неоснователен всеобщий страх чтения или выполнения тонкой работы при тусклом свете. Пока свет достаточно силен, чтобы видеть без ощущения неудобства, такая практика безвредна и может оказаться только полезной.

Считается, как мы говорили, что чтение — одно из неизбежных зол цивилизации. При этом обыкновенно утверждают, будто, избегая мелкого шрифта и следя за тем, чтобы читать только при определенных условиях, признанных благоприятными, разрушительные воздействия чтения якобы могут быть сведены к минимуму. С этой целью были проведены обширные исследования того, как различные виды шрифта воздействуют на зрение школьников, и разработаны детальные правила, касающиеся размера и формы шрифта, его цвета, расстояния между буквами и строками, а также длины строк.

Помимо того, здесь может быть безотносительно признано еще и такое правило: старайтесь избегать плохо напечатанных текстов, потому что чтение нечетких, смазанных букв вызывает напряжение глаз и психики. Государствам следовало бы налагать высокие штрафы на издателей, позволяющих себе выпускать такого рода продукцию.

21 стр., 10006 слов

Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе

... опыте. Практическая значимость исследования заключается в разработке системного подхода относительно обеспечения дидактичных условий использования наглядности в процессе Глава 1. Теоретические основы применение наглядности 1.1 Сущность ... памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, ощущение мышечных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус ...

Очень мелкий шрифт является средством снятия напряжения, поскольку его чтение невозможно осуществить невооруженным глазом, если глаза не будут расслаблены (усилие в этом случае не приносит успеха).

Чем тусклее свет, при котором удается прочитать такой шрифт, и чем ближе к глазам его удается при этом держать, тем больше пользы, потому что тем большей степени расслабления вы достигаете.

Этим способом удается снижать жестокую боль в глазах за несколько минут и даже немедленно. Причина этого заключается в том, что невозможно прочитать мелкий шрифт при слабом свете и близко к глазам, если не расслабить их при этом. В то же время крупный шрифт можно прочитать при хорошем освещении и с обычной дистанции чтения, хотя глаза при этом вполне могут находиться под напряжением. Когда удается читать мелкий шрифт при неблагоприятных условиях, чтение обычного шрифта в обычных условиях значительно облегчается.

При миопии полезной оказывается сама попытка увидеть мелкий шрифт, поскольку миопия всегда снижается, когда происходит рассматривание близких объектов. Это иногда противодействует тенденции напрягаться при взгляде на удаленные объекты, что всегда приводит к производству миопии. Некоторым миопикам оказывается полезным усилие увидеть настолько мелкий шрифт, что его нельзя даже прочитать. Если это не получится сразу, то через несколько дней вы все равно добьетесь успеха.

Не прикладывайте усилий. Только расслабление, только легкий взгляд принесут успех. Освещение шрифта солнцем окажет в этом большую помощь. Полезным будет также и в этом случае во время чтения отрывать взгляд от читаемого материала и бросать быстрые взгляды в сторону от него, ни на чем не фокусируясь, чтобы расслабить произвольные и непроизвольные мышцы глаз. Тех, кому часто приходится читать лекции, учат почаще бросать взгляд на аудиторию. Быстрые взгляды в сторону всегда полезны. Сделайте их привычными.

Людям, которые хотят сохранить свое зрение, часто рекомендуется не читать в движущемся транспорте. Но поскольку жизнь в современных условиях такова, что многие люди просто вынуждены проводить значительную часть своего времени именно в транспорте, и поскольку у слишком многих из них вообще нет другого времени для чтения, то бесполезно надеяться, что они когда-либо от этой практики откажутся. По счастью, теория о вредности подобной практики не подтверждается фактами.

Когда рассматриваемый объект (в данном случае книга или журнал) из-за постоянных толчков и сотрясений более-менее то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в стороны, а глаза все время поворачиваются вправо, влево, вверх и вниз, ловя ускользающий текст, то поначалу всегда появляется напряжение с одновременным ухудшением зрения. Но это всегда временно, и в конечном счете, как считает и доктор Бейтс, зрение такой практикой только улучшается.

Точно так же обыкновенно утверждается, будто серьезно вредит зрению привычка читать лежа на спине, потому что-де непрестанно меняется положение книги по отношению к глазам, а света на нее в таком случае почему-то всегда должно падать недостаточно. Вероятно, нет другой зрительной привычки, с которой бы врачи так упорно боролись, как с чтением лежа. Называется множество правдоподобных причин ее предположительной вредности. Тем не менее это положение для чтения оказалось столь соблазнительным, что, вероятно, мало кто из людей, за исключением автора этих строк и еще нескольких педантов, смогли удержаться от него, опасаясь последствий.

12 стр., 5805 слов

Потребности и условия жизни людей

... удовлетворения. В любом случае вся деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей и улучшение условий жизни. Трудность и неопределенность выделения устойчивых ... Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека. От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес -- это такая осознанная ...

И все же это воздержание никакой пользы автору в свое время не принесло. Поэтому ему сегодня приятно солидаризироваться с Бейтсом и его сторонниками и сообщить, что эти последствия скорее полезны, чем вредны. И мы утверждаем, что наряду с использованием глаз при других трудных условиях хорошо было бы научиться читать лежа. Способность делать это улучшается по мере тренировки.

Следует учитывать то, что в вертикальном положении при хорошем освещении, когда свет падает сзади поверх левого плеча, человек может читать, даже если глаза его и находятся под значительной степенью напряжения. Но лежа при неблагоприятном освещении и наклонном положении страницы к глазам человек не может читать, если не расслабится. Вот почему многие любят несколько минут почитать перед сном. Любой, кто научится читать лежа без дискомфорта, не должен, судя по всему, испытывать каких-либо затруднений с чтением и при обычных условиях.

То, что зрительная работа в трудных условиях представляет собой превосходную психическую тренировку, является фактом. Первое время психика может быть выведена из равновесия неблагоприятной окружающей обстановкой, но в последующем она привыкает к ней. Психический контроль при этом, а стало быть, и зрение улучшаются.

Советовать людям не использовать свои глаза при неблагоприятных условиях — это все равно что говорить человеку, вынужденно пролежавшему в постели несколько недель и испытывающему затруднения при ходьбе, чтобы он воздержался от такого упражнения. Разумеется, в обоих случаях нужна осмотрительность. Как пролежавшему долгое время в постели по выздоровлении не следует сразу же бежать марафонову дистанцию, так и человеку с нарушением зрения не следует пытаться без подготовки смотреть не мигая на солнце в полдень.

Подобно тому как выздоровевший человек может постепенно развивать свою силу до тех пор, пока марафон не перестанет его пугать, так и глаза с нарушением зрения можно обучать до тех пор, пока не станет возможным пренебречь (не только без опаски, но и с пользой) всеми правилами, которыми под названием гигиены зрения мы так долго позволяли врачам себя пугать.

Свежий воздух совершенно необходим также и вашему зрению — помните об этом! К глазам должен поступать кислород. Многие семьи и их гости теснятся в комнатах, никакого внимания не уделяя их проветриванию и вентиляции, а в зимнее время вообще герметически запечатываются в согретых комнатах. Ничего не может быть глупее этого. У 99 человек из 100 глаза испытывают кислородное голодание. От этого глаза тоже слабеют, устают и недостаточно блестят. Чтобы помочь этой беде, выполняйте следующее упражнение. Откройте окна или лучше выйдите из дома, поскольку глазам необходимо получить вдоволь свежего воздуха.

Вывод

На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого — либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха) (,а не ходит пешком), кушает с книгой и … А спроси у него: “Что же такое здоровье ?” … Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего этот вопрос) только где-нибудь в кардио- или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше… Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное нет…

Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.

Используемая литература

1. Аветисов Э.С. Ливадо Е.И. “Занятия физической культурой при близорукости” Ташкент: Медицина,1984

2. Авдулина А.С. “Жизнь без лекарств”, М.:ФИС,1985

3. Булич Э.Г. “Физическая культура и здоровье” М.:Знание,1981

4. Мазуревич В.И. “Физическая культура и здоровье северян”

Размещено на