Приложение 2
Симптоматический опросник SCL – 90
Инструкция и текст
Ниже приведен перечень проблем и жалоб, иногда возникающих у людей. Пожалуйста, читайте каждый пункт внимательно. Обведите кружком номер того ответа, который наиболее точно описывает степень Вашего дискомфорта или встревоженности в связи с той или иной проблемой в течение последней недели, включая сегодняшний день. Обведите только один из номеров в каждом пункте (так, чтобы цифра внутри каждого кружка была видна), не пропуская ни одного пункта. Если Вы захотите изменить свой отчет, зачеркните Вашу первую пометку.
ФИО _____________________________________ Дата _____________________
Насколько сильно вас тревожили | Совсем нет | Немного | Умеренно | Сильно | Очень сильно |
1.Головные боли | |||||
2.Нервозность или внутренняя дрожь | |||||
3.Повторяющиеся неотвязные неприятные мысли | |||||
4.Слабость или головокружение | |||||
5.Потеря сексуального влечения или удовольствия | |||||
6.Чувство недовольства другими | |||||
7.Ощущение, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями | |||||
8.Ощущение, что почти во всех Ваших неприятностях виноваты другие | |||||
9.Проблемы с памятью | |||||
10.Ваша небрежность или неряшливость | |||||
11.Легко возникающая досада или раздражение | |||||
12.Боли в сердце или грудной клетке | |||||
13.Чувство страха в открытых местах или на улице | |||||
14.Упадок сил или заторможенность | |||||
15.Мысли о том, чтобы покончить с собой | |||||
16.То, что Вы слышите голоса, которых не слышат другие | |||||
17.Дрожь | |||||
18.Чувство, что большинству людей нельзя доверять | |||||
19.Плохой аппетит | |||||
20.Слезливость | |||||
21.Застенчивость или скованность в общении с лицами противоположного пола | |||||
22.Ощущение, что Вы в западне или пойманы | |||||
23.Неожиданный или беспричинный страх | |||||
24.Вспышки гнева, которые Вы не могли сдержать | |||||
25.Боязнь выйти из дома одному | |||||
26.Чувство, что Вы сами во многом виноваты | |||||
27.Боли в пояснице | |||||
28.Ощущение, что Вам что-то мешает сделать что-либо | |||||
29. Чувство одиночества | |||||
30. Подавленное настроение, хандра | |||||
31.Чрезмерное беспокойство по разным поводам | |||||
32.Отсутствие интереса к чему-либо | |||||
33.Чувство страха | |||||
34.То, что Ваши чувства легко задеть | |||||
35.Ощущение, что другие проникают в Ваши мысли | |||||
36.Ощущение, что другие не понимают Вас или не сочувствуют Вам | |||||
37.Ощущение, что люди недружелюбны или Вы им не нравитесь | |||||
38.Необходимость делать все очень медленно, чтобы не допустить ошибки | |||||
39.Сильное или учащенное сердцебиение | |||||
40.Тошнота или расстройство желудка | |||||
41.Ощущение, что Вы хуже других | |||||
42.Боли в мышцах | |||||
43.Ощущение, что другие наблюдают за Вами или говорят о Вас | |||||
44.То, что Вам трудно заснуть | |||||
45.Потребность проверять или перепроверять то, что Вы делаете | |||||
46. Трудности в принятии решений | |||||
47. Боязнь езды в автобусах | |||||
48. Затрудненное дыхание | |||||
49. Приступы жара или озноба | |||||
50. Необходимость избегать некоторых мест или действий, так как они Вас пугают | |||||
51. То, что Вы легко теряете мысль | |||||
52. Онемение или покалывание в различных частях тела | |||||
53. Комок в горле | |||||
54. Ощущение, что будущее безнадежно | |||||
55. То, что Вам трудно сосредоточиться | |||||
56. Ощущение слабости в различных частях тела | |||||
57. Ощущение напряженности или взвинченности | |||||
58. Тяжесть в конечностях | |||||
59. Мысли о смерти | |||||
60. Переедание | |||||
61. Ощущение неловкости, когда люди наблюдают за Вами или | |||||
62. То, что у Вас в голове чужие мысли | |||||
63. Импульсы причинять телесные повреждения или вред кому-либо | |||||
64. Бессонница по утрам | |||||
65. Потребность повторять действия: прикасаться, мыться, пересчитывать | |||||
66. Беспокойный и тревожный сон | |||||
67. Импульсы ломать или крушить что-либо | |||||
68. Наличие у Вас идей или верований, которые не разделяют другие | |||||
69.Чрезмерная застенчивость при общении с другими | |||||
70.Чувство неловкости в людных местах (магазинах, кинотеатрах) | |||||
71.Чувство, что все, чтобы Вы ни делали, требует больших усилий | |||||
72. Приступы ужаса или паники | |||||
73. Чувство неловкости, когда Вы едите или пьете на людях | |||||
74. То, что Вы часто вступаете в спор | |||||
75. Нервозность, когда Вы оставались одни | |||||
76. То, что другие недооценивают Ваши достижения | |||||
77. Чувство одиночества, даже когда Вы с другими людьми | |||||
78. Такое сильное беспокойство, что Вы не могли усидеть на месте | |||||
79. Ощущение собственной никчемности | |||||
80. Ощущение, что с Вами произойдет что-то плохое | |||||
81. То, что Вы кричите или швыряетесь вещами | |||||
82. Боязнь, что Вы упадете в обморок на людях | |||||
83.Ощущение, что люди злоупотребят Вашим доверием, если Вы им позволите | |||||
84. Нервировавшие Вас сексуальные мысли | |||||
85. Мысль о том, что Вы должны быть наказаны за Ваши грехи | |||||
86. Кошмарные мысли или видения | |||||
87. Мысли о том, что с Вашим телом что-то не в порядке | |||||
88.То, что Вы не чувствуете близости ни к кому | |||||
89. Чувство вины | |||||
90. Мысли о том, что с Вашим рассудком творится что-то неладное |
Ключ к методике
№ | Шкалы | Пункты | Число пунктов |
1. | SOM Соматизация | 1 4 12 27 40 42 48 49 52 53 56 58 | |
2. | O-C Обсессивность, компульсивность | 3 9 10 28 38 45 46 51 55 65 | |
3. | INT Межличностная тревожность | 6 21 34 36 37 41 61 69 73 | |
4. | DEP Депрессивность | 14 15 20 22 26 29 30 31 32 54 56 71 79 | |
5. | ANX Тревожность | 2 17 23 33 39 57 72 78 80 86 | |
6. | HOS Враждебность | 11 24 63 67 74 81 | |
7. | PHOB Фобии | 13 25 47 50 70 75 82 | |
8. | PAR Паранойяльность | 8 18 43 68 76 83 | |
9. | PSY Психотизм | 7 16 35 62 77 84 85 87 88 90 | |
10. | Дополнительные пункты | 19 44 59 60 64 66 89 |
Обработка полученных данных
1. Баллы по каждой шкале – 9 показателей. Сумму баллов по каждой шкале разделить на количество пунктов в этой шкале. Например, сумма баллов по 1-й шкале делится на 12, по 2-й – на 10 и т.д.
2. Общий балл – индекс GSI (General Symptomatical Index).
Общую сумму всех баллов разделить на 90 (к-во пунктов в опроснике).
3. Индекс проявления симптоматики PSI (Positive Symptomatical Index).
Подсчитывается количество пунктов, на которые дается оценка от 1 до 4.
4. Индекс выраженности дистресса PDSI (Positive Distress Symptomatical Index).
Индекс GSI умножить на 90 и разделить на индекс PSI.
1. Баллы по каждой шкале – 9 показателей. Сумму баллов по каждой шкале разделить на количество пунктов в этой шкале. Например, сумма баллов по 1-й… 2. Общий балл – индекс GSI (General Symptomatical Index).
Общую сумму всех… 3. Индекс проявления симптоматики PSI (Positive Symptomatical Index).
Подсчитывается количество пунктов, на которые…
Сводная таблица
№ | Шкалы | Норма | Пациенты | ||||
Россия | США | Россия | США | ||||
Неврозы до лечения | Неврозы после лечения | Амбулаторная психиатрия | Стационарная психиатрия | ||||
SOM | 0,44-0,03 | 0,36 | 1,28-0,08 | 0,70 | 0,87 | 0,99 | |
O-C | 0,75-0,04 | 0,39 | 1,45-0,08 | 0,77 | 1,47 | 1,45 | |
INT | 0,66-0,03 | 0,29 | 1,40-0,10 | 0,84 | 1,41 | 1,32 | |
DEP | 0,62-0,04 | 0,36 | 1,56-0,08 | 0,73 | 1,79 | 1,74 | |
ANX | 0,47-0,03 | 0,30 | 1,66-0,10 | 0,78 | 1,47 | 1,48 | |
HOS | 0,60-0,04 | 0,30 | 1,03-0,07 | 0,58 | 1,10 | 0,94 | |
PHOB | 0,18-0,02 | 0,13 | 1,13-0,10 | 0,74 | 0,74 | 0,96 | |
PAR | 0,54-0,04 | 0,34 | 0,86-0,08 | 0,63 | 1,16 | 1,26 | |
PSY | 0,30-0,03 | 0,14 | 0,82-0,07 | 0,41 | 0,94 | 1,11 | |
Дополнительные пункты | 0,49-0,03 | 1,29-0,08 | 0,62 | ||||
GSI | 0,51-0,02 | 0,31 | 1,29-0,06 | 0,69 | 1,26 | 1,30 | |
PSI | 21,39- 2,02 | 57,04-3,10 | |||||
PDSI | 1,17- 0,05 | 2,15- 0,06 |
Личностный опросник «Большая пятерка»
Инструкция и текст
Ниже Вы увидите 30 слов, которые отражают определенные качества и характеристики человека. Мы просим Вас указать, в какой степени эти характеристики относятся к Вам. Каким Вы видите себя в сравнении с другими людьми? Постарайтесь дать честный ответ даже в тех случаях, когда характеристика Вам не слишком приятна. Не существует хороших или плохих ответов, важно лишь то, каким Вы себя считаете.
Свои ответы распределите от “совсем не относится ко мне” до “полностью относится ко мне”.
Совсем не относится ко мне | Не относится ко мне | Скорее не относится ко мне | Трудно определить, относится это ко мне или нет | Скорее относится ко мне | Относится ко мне | Полностью относится ко мне |
Перечень 30 слов, применимых к Вам
Дружелюбный | Основательный | |||||||||||||||||
Творческий | Общительный | |||||||||||||||||
Раздражительный | Новаторский | |||||||||||||||||
Небрежный | Сотрудничающий | |||||||||||||||||
Сдержанный | Тревожный | |||||||||||||||||
Глубокий | Робкий | |||||||||||||||||
Нервный | Приятный | |||||||||||||||||
Старательный | Артистичный | |||||||||||||||||
Спокойный | Боязливый | |||||||||||||||||
Помогающий | Четкий | |||||||||||||||||
Обидчивый | Нелюдимый | |||||||||||||||||
Организованный | Систематичный | |||||||||||||||||
Закрытый | Сочувствующий | |||||||||||||||||
Разносторонний | Возбудимый | |||||||||||||||||
Сердечный | Созидательный |
Ключ к методике
1.Экстраверсия
5 -9 —
13 -21 —
26 -2.Самосознание, организованность
4 -3.Готовность к согласию, сотрудничеству
4.Эмоциональная стабильность
3 -7 —
11 -20 —
24 -29 —
5. Личностные ресурсы
Для пересчета используется цифра 8. Там, где есть минус, нужно от 8 отнять значение, выбранное пациентом. Там, где плюс, берется цифра, выбранная пациентом.
Факторы | Очень низкие | Низкие | Выше среднего | Средние | Выше среднего | Высокие | Очень высокие |
6 -17 | 18 — 22 | 23 — 27 | 28 — 33 | 34 — 36 | 37 — 40 | 41 — 42 | |
6 — 19 | 20 — 24 | 25 — 29 | 30 — 34 | 35 — 37 | 38 — 39 | 40 — 42 | |
6 — 26 | 27 — 29 | 30 — 32 | 33 — 35 | 36 — 37 | 38 — 39 | 40 — 42 | |
6 — 16 | 17 — 21 | 22 — 25 | 26 — 30 | 31 — 34 | 35 — 36 | 37 — 42 | |
6 — 17 | 18 — 21 | 22 — 25 | 26 — 30 | 31 — 34 | 35 — 37 | 38 — 42 |
Опросник «Межличностные отношения»
Инструкция и текст
Следующие высказывания относятся к трудностям, возникающим при общении с другими людьми. Пожалуйста, внимательно прочитайте эти высказывания и определите, в какой степени каждое из них соответствуют Вам.
Часть 1.
Не соответствует – 0
Скорее не соответствует – 1
В чем-то соответствует – 2
Соответствует – 3
Полностью соответствует – 4
Мне трудно:
1. Доверять другим людям
2. Говорить другим «нет»
3. Присоединиться к группе
4. Держать свое мнение при себе
5. Если другие знают о моих желаниях
6. Сказать кому-то, чтобы он больше не обременял меня
7. Знакомиться с новыми людьми
8. Показывать другим их проблемы
9. Утверждаться за счет другого
10. Сказать другим о том, что я злюсь
11. Принимать долгосрочные обязательства в отношении других
12. Быть в роли шефа по отношению к кому-то
13. Быть агрессивным по отношению к другому, если ситуация того требует
14. Что-то предпринимать вместе с другими
15. Показывать другим мое расположение
16. Ладить с другими
17. Понимать и принимать точку зрения других людей
18. Свободно выражать эмоции по отношению к другому
19. Если необходимо, быть в праздничном настроении
20. Испытывать к кому-то чувство любви
21. В чем-то ограничивать других людей
22. Поддерживать кого-то в его стремлении
23. Чувствовать себя близким кому-то
24. Искренне переживать о чужих проблемах
25. Спорить с другим
26. Быть одному
27. Делать подарки кому-то
28. Позволить себе проявлять раздражение по отношению к людям, которых я люблю
29. Считать чьи-то потребности важнее своих собственных
30. Сохранять нейтральную позицию по отношению к делам других людей
31. Принимать указания людей, стоящих выше меня по рангу
32. Радоваться счастью других людей
33. Просить других что-то предпринять вместе со мной
34. Злиться на кого-то
35. Делиться с кем-то другим своими чувствами
36. Прощать того, на кого был зол
37. Блюсти собственные интересы, если у другого человека трудности или ему нужна помощь
38. Твердо стоять на своем, не заботясь о том, задеваю ли я чувства других людей
39. Чувствовать себя уверенно в присутствии других
Часть 2.
Ниже приведен перечень качеств, которые иногда появляются у людей при общении с другими значимыми людьми, но из-за своей сильной выраженности эти качества могут вызывать напряжение. Пожалуйста, прочитайте каждый пункт внимательно и определите, в какой степени эти качества свойственны Вам. Выделите соответствующую цифру.
Нет, не свойственно – 0
Немного – 1
1. Доверять другим людям 2. Говорить другим «нет» 3. Присоединиться к группе
В некоторой степени, средне – 2
В достаточной степени – 3
Да, свойственно – 4
40. Я слишком часто спорю с другими
41. Я чувствую на себе чрезмерную ответственность, когда другие решают свои проблемы
42. Другие слишком легко могут убедить меня в чем-то
43. Я слишком открыт другим людям
44. Я слишком независим
45. Я слишком агрессивен по отношению к другим
46. Я слишком озабочен тем, чтобы нравиться моим друзьям
47. Я слишком часто играю клоуна
48. Для меня слишком важно ничего не упустить из виду, учесть все мелочи
49. Я слишком легко доверяю другим
50. Для меня слишком важно контролировать других людей
51. Я слишком часто ставлю потребности других выше своих собственных
52. Я часто пытаюсь изменить других
53. Я слишком доверчив
54. Я слишком великодушен к другим
55. У меня есть слишком много опасений в отношении других людей
56. Я слишком недоверчив по отношению к другим людям
57. Я оказываю на других людей слишком сильное давление, чтобы получать то, что мне нужно
58. Я слишком часто рассказываю другим о личном
59. Я слишком часто спорю с другими
60. Я держу других людей на слишком большой дистанции
61. Я слишком легко позволяю другим использовать меня
62. Я слишком стеснителен
63. Беды других людей затрагивают меня слишком сильно
64. Мое желание отомстить кому-то слишком велико.
Ключи и шкалы к методике
1. РА – автократичность – 17, 31, 44, 45, 50, 52, 57, 59.
2. ВС — конкурентность – 1, 22,24,29, 32, 40, 56, 64
3. ДЕ – холодность – 11, 15, 16, 20, 23, 27, 36, 60
4. FG – социальное избегание – 3, 7, 14, 18, 33, 35, 55, 62
5. HI – неуверенность – 5, 6, 8, 9, 12, 13, 19, 39
6. IK – уступчивость – 2, 10, 25, 34, 38, 42, 53, 61
7. LM – заботливость – 21, 28, 37, 46, 49, 51, 54, 63
8. NO – экспрессия – 4, 26, 30, 41, 43, 47, 48, 58
40. Я слишком часто спорю с другими 41. Я чувствую на себе чрезмерную ответственность, когда другие решают свои… 42. Другие слишком легко могут убедить меня в чем-то
Методика для исследования личностных проблем
Позволяет получить:
1) Оценки по каждой шкале
2) Общий индекс выраженности личностных проблем
IIPges= PА+ ВС+
3) Индекс, который показывает, в какой сфере лежит главная проблематика
IIPpa= PA- IIPges и т.д.
Методика является инструментом для индивидуальной диагностики личностной проблематики и изменений в клинической психологии и психологии личности. Опросник позволяет выявить, какие интерперсональные проблемы, и в какой мере беспокоят человека, а также дает информацию о системе интерперсональных отношений.
Шкала РА.
Описывает чувства, связанные с агрессией, контролем и независимостью. Лица с высокими значениями имеют представление, что другие очень хотят их изменить, манипулировать ими. Они имеют трудности в понимании других.
Шкала ВС.
Содержит высказывания, связанные со следующими интерперсональными проблемами: трудность доверять другим, поддерживать других, воспринимать и беспокоиться о проблемах других; радоваться вместе с другими, соотносить собственные потребности с потребностями других. Люди с высокими значениями по этой шкале полагают, что с другими людьми нужно сталкиваться, спорить, ссориться, что другим не следует доверять.
Шкала DE.
Описывает трудности обязательства в отношении других, показывать собственные чувства, адекватно воспринимать других и взаимодействовать с ними, любовь и чувство близости с другими, кому-то что-то подарить, прощать, извинять, извиняться. Проблема в том, что они полагают, что в отношениях с другими следует быть холодными.
Шкала FG.
Содержит интерперсональные качества, соответствующие конструкту «Инверсия». Трудности присоединяться (примыкать) к группе, самому представляться в группе (другим, перед другими) и быть открытым, подружиться с кем-то, открыто выражать чувства, сближаться с другими, страх и робость перед другими людьми.
Шкала HI.
Маркирует негативный полюс доминантности в интерперсональном поле. Описывает проблемы с тем, чтобы показать (обнаружить) собственные потребности, установить границы, уверенно вести себя, указывать другим на их проблемы, давать указания и распоряжения, проявлять агрессию, быть уверенным и решительным.
Шкала IK.
Описывает трудности в том, чтобы сказать «нет», испытывать и показывать раздражение в отношении других, спорить и ссориться, страх обидеть и оскорбить: чувство, что ты легко можешь дать себя уговорить и переубедить, что ты доверчивый и легковерный.
Шкала LM.
Описывает трудности в том, чтобы ставить другим границы, рассвирепеть (разозлиться) в отношении другого (точнее, быть свирепым с тем, с кем хочется быть свирепым), выдвигать другим собственные требования. Наряду с этим выражать свои чувства, нравиться другим, доверять им, легко доверять другим свои проблемы.
Шкала NO.
Описывает чувство, что нельзя ничего скрывать от других, нельзя быть одному, держаться в стороне от дел других, чувствовать себя слишком ответственным за других, быть открытым и разговорчивым, а также быть с другими безыскусным (естественным, непосредственным) и обращать на них внимание.
Методика для исследования стадий психотерапевтических изменений URICA
Инструкция и текст
Этот опросник должен помочь нам улучшить лечение. Каждое высказывание описывает, что человек может чувствовать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных проблем. Укажите, пожалуйста, насколько соответствует или, напротив, не соответствует Вам каждое высказывание. Пожалуйста, отмечайте то, что Вы чувствуете именно сейчас, а не то, что Вы чувствовали раньше или могли бы, или хотели бы чувствовать.
В тексте опросника постоянно встречаются слова «проблема» и «здесь».
«Проблема» – это то, что Вы напишите в графе «проблема», т.е. то, в связи с чем Вы обратились в нашу клинику.
«Здесь» – относится к Вашему пребыванию в нашей клинике, данному конкретному периоду Вашего лечения и его программе.
Когда речь идет об изменении Вашей проблемы, имеется в виду избавление от симптомов, улучшение самочувствия, решение какой-либо проблемы, конфликта или ситуации.
Пожалуйста, обведите кружочком соответствующую цифру, которая лучше всего указывает, насколько соответствует или, напротив, не соответствует Вам каждое высказывание.
Для каждого вопроса имеется пять возможных ответов:
1 – вообще не соответствует
2 – едва соответствует
3 – соответствует в достаточной степени
4 – сильно соответствует
5 – очень сильно соответствует
1. У меня нет личных проблем, которыми надо было бы заниматься | 1 2 3 4 5 |
2. Я думаю, что сейчас я готов что-то изменить в себе к лучшему | 1 2 3 4 5 |
3. Я собираюсь что-то делать с проблемами, которые меня заботят | 1 2 3 4 5 |
4. Над моими проблемами стоило бы работать | 1 2 3 4 5 |
5. У меня нет никакой проблемы, поэтому пребывание здесь не имеет для меня никакого смысла | 1 2 3 4 5 |
6. Меня беспокоит, что опять может вернуться проблема, с которой я уже частично справился, поэтому я ищу здесь помощи | 1 2 3 4 5 |
7. Наконец-то, я занимаюсь своей проблемой | 1 2 3 4 5 |
8. Я уже думал о том, чтобы что-то в себе изменить | 1 2 3 4 5 |
9. Я уже с успехом работал над своей проблемой, но я не знаю, хватит ли у меня сил продолжить это | 1 2 3 4 5 |
10. Иногда моя проблема трудная, но я работаю над ней | 1 2 3 4 5 |
11. Пребывание здесь – для меня пустая трата времени, так как проблема не имеет ко мне никакого отношения | 1 2 3 4 5 |
12. Я надеюсь, что мне здесь помогут лучше понимать самого себя | 1 2 3 4 5 |
13. Я предполагаю, что у меня есть слабости, но нет ничего такого, что я действительно должен был бы изменить | 1 2 3 4 5 |
14. Я действительно усердно работаю над тем, чтобы что-то в себе изменить | 1 2 3 4 5 |
15. У меня есть проблема, и я действительно думаю, что должен над этим работать | 1 2 3 4 5 |
16. Те изменения, которых я уже достиг, не так легко сохранить, как я надеялся, и я здесь для того, чтобы помешать возврату того, что было (рецидиву) | 1 2 3 4 5 |
17. Хотя мне и не всегда удается что-то изменить в себе, я, по крайней мере, занимаюсь своей проблемой | 1 2 3 4 5 |
18. Я думаю, что однажды разрешив свою проблему, я должен был бы от нее освободиться, но иногда я снова вынужден бороться с ней | 1 2 3 4 5 |
19. Я хотел бы иметь больше идей в отношении того, как решить свою проблему | 1 2 3 4 5 |
20. Я уже начал работать над своей проблемой, но хотел бы помощи в этом | 1 2 3 4 5 |
21. Возможно, здесь мне смогут помочь | 1 2 3 4 5 |
22. Пожалуй, я сейчас нуждаюсь в содействии для того, чтобы помочь мне сохранить то, что я уже достиг | 1 2 3 4 5 |
23. Возможно, я как-то сам и способствовал проблеме, но я не думаю, что это действительно так | 1 2 3 4 5 |
24. Я надеюсь, что здесь кто-нибудь даст мне хороший совет | 1 2 3 4 5 |
25. Каждый может говорить о том, что он хочет измениться, я же действительно что-то делаю для этого | 1 2 3 4 5 |
26. Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны просто забыть о своих проблемах | 1 2 3 4 5 |
27. Я здесь для того, чтобы предотвратить рецидив (возврат) проблемы | 1 2 3 4 5 |
28. Меня тревожит, что проблема, которую я считал уже решенной, может вернуться снова | 1 2 3 4 5 |
29. У меня есть заботы, но они есть и у других, поэтому незачем тратить время, думая об этом | 1 2 3 4 5 |
30. Я активно работаю над моей проблемой | 1 2 3 4 5 |
31. Лучше бы я научился избегать своих ошибок, чем потом пытаться их исправлять | 1 2 3 4 5 |
32. После всего, что я сделал для того, чтобы изменить свою проблему, она все равно снова и снова преследует меня | 1 2 3 4 5 |
Обработка полученных данных
Перевод сырых баллов в Т-баллы
Т-оценки | ||||
30 – 35 | ||||
29 – 30 | ||||
27 – 28 | ||||
25 – 26 | ||||
23 – 24 | ||||
21 – 22 | ||||
19 – 20 | ||||
17 – 18 | 33 – 34 | 33 – 34 | ||
15 – 16 | 34 – 35 | 31 – 32 | 31 – 32 | |
13 – 14 | 29 – 30 | 28 – 29 – 30 | ||
11 – 12 | 31 – 32 | 27 – 28 | 26 – 27 | |
09 – 10 | 25 – 26 | 23 – 24 – 25 | ||
28 – 29 | 23 – 24 | 21 – 22 | ||
21 – 22 | 18 – 19 – 20 | |||
25 – 26 | 19 – 20 | 16 – 17 | ||
17 – 18 | 13 – 14 – 15 | |||
22 – 23 | 15 – 16 | 11 – 12 | ||
13 – 14 | 08 – 09 – 10 | |||
19 – 20 | 11 – 12 | |||
09 – 10 | ||||
16 – 17 | 07 – 08 | |||
-05 | ||||
-10 | 13 – 14 | |||
-15 | 07 – 12 |
1) Оценки по каждой шкале 2) Общий индекс выраженности личностных проблем IIPges= PА+ ВС+
Ключ к методике
1-я шкала – Предразмышление: 1, 5, 11, 13, 23, 26, 29, 31
2-я шкала – Размышление: 2, 4, 8, 12, 15, 19, 21, 24
3-я шкала – Действие: 3, 7, 10, 14, 17, 20, 25, 30
4-я шкала – Сохранение: 6, 9, 16, 18, 22, 27, 28, 32
Описание стадий терапевтических изменений в методике URICA
1. Стадия предразмышления. Большинство больных, находящихся на данной стадии, не понимают или не до конца понимают характер своих проблем или вовсе не признают у себя проблем, которыми следовало бы заниматься. По словам J. Prochaska (1989), «Дело не в том, что они не видят решения. Они не видят проблемы». Больной не испытывает желания что-либо менять в себе или в ближайшем будущем, не понимает, каким образом сам способствовал возникновению своих трудностей, не видит смысла в лечении. Члены семьи, друзья, коллеги, напротив, понимают, что пациент имеет определенные проблемы. Часто только под влиянием окружения, зачастую использующего уговоры и даже угрозы, пациент соглашается обратиться к психотерапевту и даже демонстрирует некоторые изменения в поведении – до тех пор, пока сохраняется давление на него со стороны значимых людей.
Пациенты, находящиеся на стадии предразмышления, могут заявлять о своем желании измениться, что вовсе не означает серьезных намерений сделать это. Сопротивление пониманию и разрешению проблемы – отличительная черта данной стадии.
Примеры высказываний, характерных для стадии предразмышления:
«Пребывание здесь – для меня пустая трата времени, так как проблема не имеет ко мне никакого отношения»,
«Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны просто забыть о своих проблемах».
2. Стадия размышления. Пациент признает наличие проблемы и всерьез интересуется, возможно ли разрешить ее, поможет ли психотерапия, но готовность действовать выражена недостаточно. Другой важный аспект стадии размышления – взвешивание «за» и «против» между проблемой и ее решением. Пациенты, находящиеся на стадии размышления, часто раздумывают, стоит ли избавление от проблемы тех усилий и энергетических и временных затрат, необходимых для борьбы с ней.
Тем не менее, центральный аспект данной стадии – серьезное намерение разрешить проблемы.
Примеры высказываний, характерных для стадии размышления:
«Над моими проблемами стоило бы поработать»,
«Я уже думал о том, чтобы что-то в себе изменить».
3. Стадия действия. Пациент активно изменяет свое поведение, поступки и окружение с целью преодоления проблемы. Стадия действия предполагает наиболее явные, открытые поведенческие изменения и требует значительных затрат времени и энергии. Пациенты часто ошибочно приравнивают действия к изменениям и в результате упускают из вида необходимость активной работы (которая является своего рода подготовкой к конкретным действиям) и усилий, направленных на сохранение результатов.
Характерная черта стадии действия – модификация привычного образа восприятия и поведения и применение значительных усилий для изменения.
Примеры высказываний, характерных для стадии действия:
«Иногда моя проблема трудная, но я работаю над ней»,
«Каждый может говорить, что он хочет измениться, я же действительно что-то делаю для этого».
4. Стадия сохранения. Пациент достиг определенных результатов в решении своей проблемы и его беспокоит и тревожит, что проблема, которую он считал решенной, может вернуться. На данной стадии идет работа, направленная на предупреждение возвращения проблемы и закрепление результатов, полученных в ходе лечения. Традиционно стадия сохранения рассматривалась, как статичная, однако стоит помнить, что сохранение – это продолжение, а не отсутствие действия. Основное положение данной стадии – сохранение позитивных изменений и предотвращение возобновления проблем.
Пример высказываний, характерных для стадии сохранения:
«Пожалуй, сейчас я нуждаюсь в содействии, чтобы помочь мне сохранить то, чего я уже достиг»,
«Меня беспокоит, что опять может вернуться проблема, с которой я уже частично справился, поэтому я ищу здесь помощи».
Прохождение данных стадий представляет собой не линейный, как описано выше, а циклический процесс. Пациенты могут начинать со стадии размышления, прийти к решению ничего не менять и прекратить лечение. Действие и сохранение нередко прерываются возвращением к привычному образу поведения. Пациенты подчас совершают несколько оборотов этого цикла, прежде чем достигают успешных, позитивных изменений.
Методика для исследования самооценки Q-сортировка
Инструкция и текст
Инструкция 1 (Я-реальное).
Перед Вами 28 карточек, каждая из которых содержит высказывание, касающееся определенных качеств и характеристик человека. Вам нужно рассортировать их так, чтобы они описывали Вас таким, какой Вы есть на настоящий момент, как можно точнее. Рассортируйте, пожалуйста, все карточки на 6 категорий – от самого похожего на Вас до самого не похожего. В каждой категории должно быть определенное количество карточек:
1 категория («Очень похоже на меня») – 2 карточки
2 категория («Похоже на меня») – 5 карточек
3 категория («Скорее похоже на меня») – 7 карточек
4 категория («Скорее не похоже на меня») – 7 карточек
5 категория («Не похоже на меня») – 5 карточек
6 категория («Совершенно не похоже на меня») – 2 карточки
Регистрационный бланк (Я-реальное)
Очень похоже на меня | Похоже на меня | Скорее похоже на меня | Скорее не похоже на меня | Не похоже на меня | Совершенно не похоже на меня |
Набор карточек с утверждениями:
1. Я часто испытываю чувство безнадежности
2. Я чувствую себя беспомощным
3. Я негармоничный человек
4. Я чувствую большой недостаток энергии
5. Я чувствую себя неловко
6. Я склонен избегать поставленных задач и предъявляемых ко мне требований
7. Я пытаюсь не думать о своих трудностях
8. Я не уважаю себя
9. Я боюсь обнаружить перед окружающими свои трудности и проявления своей болезни
10. У меня отсутствует уважение к себе
11. Я не могу сделать выбор
12. Я боюсь неудач, когда хочу чего-либо достичь
13. Внутри я чувствую себя неуверенно
14. Как личность я привлекателен для другого пола
15. Я уравновешенный человек
16. Я сам могу себя хорошо понимать
17. Я хорошо держусь
18. Я импульсивный человек
19. Я уравновешенный человек и ничто не может вывести меня из себя
20. Если я принимаю решения, то обычно их не изменяю
21. Большинство людей, которые меня знают, хорошо ко мне относятся
22. Я оптимист
23. Самая жестокая борьба для меня – это борьба с самим собой
24. Я открыто выражаю свои чувства
25. Я могу хорошо управлять самим собой
26. Часто я хочу дать себе пощечину за то, что сделал
27. Я сам виноват в своих трудностях
28. Я сам предъявляю к себе высокие требования
Вторая инструкция дается только после того, как испытуемый выполнил первую сортировку.
Инструкция 2 (Я-идеальное).
А теперь разложите эти же карточки таким образом, чтобы они описывали Вас таким, каким Вы хотели бы быть в идеале. Рассортируйте, пожалуйста, все карточки на 6 категорий – от самого похожего на Ваш идеал до самого не похожего. В каждой категории должно быть определенное количество карточек:
1 категория («Каким я очень хотел бы быть») – 2 карточки
2 категория («Каким я хотел бы быть») – 5 карточек
3 категория («Каким я скорее хотел бы быть») – 7 карточек
4 категория («Каким я скорее не хотел бы быть») – 7 карточек
5 категория («Каким я не хотел бы быть») – 5 карточек
6 категория («Каким я совершенно не хотел бы быть») – 2 карточки
Регистрационный бланк (Я-идеальное)
Очень похоже на мой идеал | Похоже на мой идеал | Скорее похоже на мой идеал | Скорее не похоже на мой идеал | Не похоже на мой идеал | Совершенно не похоже на мой идеал |
Обработка полученных данных
Коэффициент корреляции между реальным и идеальным образами Я, то есть показатель самооценки вычисляется следующим образом:
å d²
r = 1 – ¾ ,
105,8где d – разница между номерами категорий, в которые попала n-я карточка в 2 сортировках.
Например:
1-я карточка при 1-й сортировке (Я-реальное) оказалась во второй категории, при 2-й сортировке (Я-идеальное) – в 5-й категории. Следовательно, d1 = 5 – 2 =3.
2-я карточка при 1-й сортировке ( Я-реальное) оказалась во 2-й категории, при 2-й сортировке (Я-идеальное) – во 2-й сортировке.
d2 = 2 – 2 = 0 и т. д.
28-я карточка при 1-й сортировке (Я-реальное) оказалась в 6-й категории, при 2-й сортировке (Я-идеальное) – в 1-й.
d28 = 6 – 1 = 5.
Знак не учитывается.
Далее все значения dn (от d1 до d28) возводятся в квадрат и квадраты суммируются.
d1 = 3, d2 = 0 … d28 = 5
d12 = 9, d22 = 0 … d282 = 25
S d2 =
При оценке результатов можно опираться на следующие данные. Диапазон коэффициента корреляции, полученный по группе здоровых – от 0,46 до 0,90 (среднее значение – 0,56).
Диапазон коэффициента корреляции, полученный по группе больных неврозами (F40 – F48) – от 0,10 до 0,58 (среднее значение – 0,23).
Значение коэффициента корреляции выше 0,90 может свидетельствовать о некритичности и характерно для лиц с личностными расстройствами (F60 – F69).
Значение коэффициента корреляции ниже 0,10 может свидетельствовать о наличии депрессивного радикала (F30 – F39).
Полученные результаты могут быть подвергнуты и качественному анализу.
1-я шкала – Предразмышление: 1, 5, 11, 13, 23, 26, 29, 31 2-я шкала – Размышление: 2, 4, 8, 12, 15, 19, 21, 24 3-я шкала – Действие: 3, 7, 10, 14, 17, 20, 25, 30