Глва 7.Запоминание услышанного

ЗАПОМИНАНИЕ УСЛЫШАННОГО

И с Вами, вероятно, бывали случаи, когда Вы задавали своему другу или коллеге простой вопрос: «Так когда мы встречаемся утром?» И все для того, чтобы услышать в ответ: «Я же только что сказал. Разве ты не слышал?» «Разве я не слышал? Слышал, конечно! Но мгновенно забыл». Иногда мы действительно не слышим, что нам говорят. Но здесь нас будет интересовать другое: слы­шим, но не запоминаем…

Память человека — способность сохранять и воспро­изводить информацию — можно сравнить с компьютером. Однако емкость человеческой памяти несравнимо больше емкости памяти даже самого впечатляющего из создан­ных компьютеров. И ученым еще предстоит выяснить, как человеческая память воспроизводит такое большое коли­чество информации и при том так быстро и часто.

Несмотря на постоянное совершенствование техниче­ских характеристик ЭВМ, человеческая память обеспечи­вает несравненно более глубокое понимание проблем и творческий характер их решения. Можно возразить, что ЭВМ не обладает эмоциями, которые мешают памяти. Но эмоции оказывают на память также и положительное воздействие, как это будет видно дальше.

Мы часто говорим о памяти как о чем-то веществен­ном. Но память — это процесс обработки информации; несомненно, мозг и нервная система являются материаль­ной основой нашей памяти, однако память неразрывно связана со знаниями, прошлым опытом и эмоциями.

Состояние готовности внимания основывается на из­бирательном сосредоточении нашего сознания и являет­ся механизмом, который регулирует ввод данных в нашу память. Из ошеломляющего количества сенсорных и вер­бальных сигналов, массированно воздействующих на на-

ши чувства, внимание допускает к дальнейшей обработ­ке лишь незначительную их часть: большая часть того, что мы слышим, проходит мимо нас, обработке подвер­гается только то, на что мы сознательно обращаем вни­мание.

ВИДЫ ПАМЯТИ

Обработка данных в памяти человека проходит на трех перекрывающих друг друга уровнях: сенсорном, кратко­временном и долговременном’.

Сенсорная память является кратковременной и опре­деляется сенсорными следами и их исчезновением, что происходит в интервал от одной до пяти десятых долей секунды. Если кисть руки сжать в кулак и затем быстро ее разжать, то на ладони останутся слабые следы от пальцев. По мере того как эти следы исчезают, затихает и затем совсем проходит ощущение, оставшееся от дав­ления пальцев на ладонь. Если ударить по какой-либо твердой поверхности, можно заметить, как звук постепен­но затухает и пропадает совсем. К счастью, постоянное массированное воздействие на наши анализаторы почти не оставляет следов в сенсорной памяти. Такой механизм, как и следовало ожидать, защищает нашу сенсорную систему от чрезмерной перегрузки ненужными данными. Новую информацию или воздействие в интенсивной фор­ме, как, например, неожиданный звук выстрела, мы обыч­но помним дольше. Но причиной тому скорее становятся вызываемые этими явлениями чувства и ассоциации, свя­занные с другими уровнями нашей памяти.

26 стр., 12620 слов

Исследование образной памяти младших школьников с нарушением слуха

... проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая - третью и т.д.»[42, с. 67]. Образная память - память на чувственно воспринимаемую информацию; ... сложном комплексе ее подвидов: зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, вкусовой памяти. Развитие образной памяти слышащих школьников и ее перестройка связаны с качественными изменениями, происходящими ...

После того как человек, с которым вы совместно жи­ли или работали долгое время, покинул Вас или перешел на ^,’угую работу, Вы часто «опитс себя га мыс.»п: «Я как будто слышу, как старина Джордж говорит мне…» В этом проявляется наша склонность помнить не­которые впечатления дольше других благодаря ассоциа­циям. Кратковременная память — это по существу емкость

‘ Приведенная классификация не отражает всей полноты взглядов на виды памяти. Подробнее см., например. Справочник по инженерной психологии. М.: Машиностроение, 1982. (Примеч. ред.)

Запоминание услышанного

нашего внимания. Она удерживает разнообразные виды информации, включая зрительные образы, вербальную информацию и отвлеченные образы. И если сенсорные анализаторы только фиксируют звуки, которые мы слы­шим, то кратковременная память позволяет восприни­мать значение слов и интерпретировать их с учетом кон­текста. И все же наше внимание очень ограничено как по времени (обычно менее 30 секунд), так и по емкости, определяемой числом запоминаемых единиц (7 ± 2).

Так, если Вам по телефону называют десять имен, то запом­нится самое большее пять-шесть, а то и меньше. Но кратковременную память можно улучшить проверенными методами, которые обсуждаются в этой главе.

Говоря о памяти, обычно имеют в виду долговремен­ную память. Для того чтобы ввести информацию в долго­временную память, необходимо не только слушать, но сознательно и тщательно обработать эту информацию. Обработка информации означает установление ассоциа­ций с уже известной информацией. Насколько надежна и точна наша долговременная память — вопрос спорный. По мнению психологов, большая часть информации, хра­нимой в долговременной памяти, глубоко связана с под­сознанием и относительно устойчива к сознанию или мыслям человека. Однако непроизвольные попытки вспомнить прошлое вызывают в сознании смесь реаль­ного и вымышленного, что свойственно памяти в целом.

Исследования свойств памяти показывают, что мы забываем большую часть того, что слышим, сразу же, но что-то все же остается. Это «что-то» зависит от того, на­сколько информация интересна, нова и полезна, какое эмоциональное воздействие она оказывает и т. п.

Основная причина забывания — торможение, или от­рицательное влияние одной информации на другую. Простой иллюстрацией этого является беспрерывная ра­бота с ОиЛиинш uGbcMu.M u^liupu^i.ui: пафирмацнн. Пи-ложим, к примеру. Вас на совещании или на приеме последовательно и быстро представляют пяти-шести лицам.

Знакомясь с последним, Вы, вероятно, уже не пом­ните имени первого. Лучше всего запоминается инфор­мация, поступившая последней. Первая порция запоми­нается несколько хуже, чем последняя, а средняя сразу забывается. Поэтому, если Вы хотите, чтобы собесед­ник что-то запомнил, говорите об этом в самом начале,

2 стр., 569 слов

106.Природа и структура общения. общение как обмен информацией

... состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению. Основные функции невербальных средств общения:Информативная,Регулятивная,Репрезентация эмоциональных ... Общение как обмен информацией. Информация не просто передается, но уточняется, развивается и в целом формируется. Участники коммуникации выступают как ...

а если Вы хотите, чтобы он это сразу же сделал, ос­тавьте просьбу на конец беседы.

Другой важной причиной забывания являются эмо­ции, особенно чувство беспокойства, отрицательно влия­ющее на эффективность слушания. Простейшим примером является реакция на критику или обвинения. Эмоции при этом настолько сильны, что мы рискуем если не про­пустить основную часть информации, то воспринять ее в искаженном виде. То же самое происходит, когда мы пытаемся вспомнить что-либо, вызывающее волнение. Когда к Вам подходит начальник (независимо от его к Вам отношения) и просит сообщить ему какие-либо данные, с которыми Вы работаете и которые вертятся у Вас на языке, то подчас может возникнуть чувство «пол­ного отсутствия присутствия». Это, конечно, объясняется волнением. Раздражение руководителя только усиливает волнение. В этих случаях лучше всего человека приобод­рить. И как только Вы перейдете к решению другой проблемы, необходимая информация без каких-либо уси­лий неожиданно и быстро всплывает в памяти, главным образом потому, что Вы успокоились.

РОЛЬ ВНИМАНИЯ

Для лучшего запоминания устного сообщения нужно научиться слушать внимательно. Поэтому необходимо по­нять механизм внимания.

Каждое мгновение мы воспринимаем массу различ­ной информации. Зрительные образы, звуки, запахи, прикосновения, вкусы — все это одновременно попадает в наши анализаторы. И как только мы концентрируем внимание на каком-либо конкретном виде этой инфор­мации, все другие ее виды блокируются в нашем созна­нии. Когда мы погружаемся в чтение, то уже меньше воспринимаем окружающие звуки. Но как только раз­дается телефонный звонок, внимание переключается на слух, и мы уже почти не видим того, что происходит вокруг. Такое избирательное переключение внимания известно как «сенсорное переключение». Самым ярким примером сенсорного переключения является перегруз­ка одного из анализаторов, что полностью блокирует все другие виды восприятия.

Запоминание услышанного

Изменение диапазона внутри одного анализатора на­зывается избирательным вниманием. Вероятно, Вам случалось бывать на совещаниях или на многолюдных собраниях, где участники пытаются говорить одновре­менно. Услышать отчетливо, о чем говорят все и каждый, невозможно, в этом случае Вы обычно обращаете внима­ние на одного человека. Только в этом случае и то после некоторого усилия Вам действительно удается услышать именно те звуки, в которых Вы заинтересованы. Избирательность внимания связана, конечно, со способ­ностью сосредоточиваться, что блокирует не только избы­точную сенсорную информацию, но также и помехи, воз­никающие в результате отвлечения внимания.

А что можно сказать о звуках? Не остаются ли они незамеченными? Видимо, нет. В экспериментах «приглу­шения», когда в наушники подаются одновременно два разных сообщения, участники должны повторить слова, которые они слышат в одном наушнике. Участники эк­сперимента повторяют большую часть услышанного ма­териала. Подтверждается и то, что они одновременно запоминают и часть сообщения, услышанного по друго­му каналу, но запоминают его скорее на уровне слыша­ния, чем слушания. В сообщении, передаваемом во вто­рой наушник, обычно можно различить человеческий голос, определить мужской голос или женский. Можно опознать некоторые другие сигналы. Но участники экспе­римента не могут вспомнить содержания сообщения. И все же если сразу после прослушивания попытаться вспомнить неприглушенные слова, то восстанавливается лишь конец сообщения. Это значит, что мы действитель­но слышим то, к чему не прислушиваемся, но слышим лишь ограниченную часть.

15 стр., 7241 слов

Психологические особенности памяти детей дошкольного возраста

... «сохранение». ) готовность воспроизведения - скорость, с которой необходимая информация извлекается из памяти. Педагоги об особенностях памяти дошкольников Особенности характеристик зависят от личности конкретного человека. Так достаточно ... чем в случаях, когда эти картинки предлагают разложить по определенному признаку, например, картинки для сада, для кухни, для двора или детской комнаты. В ...

Таким образом воспринятая информация запоминает­ся всего на несколько секунд, после чего полностью забывается.

Интересным примером «приглушения» является син­хронный перевод. Переводчикам приходится слушать, переводить в уме и говорить в одно и то же время. Аналогичное происходит с каждым, кто пытается слушать и писать одновременно. (Попробуйте, к примеру, делать пометки, слушая говорящего.) Он чувствует, что «раз­рывается», поскольку текущая информация входит в сен­сорную систему автоматически, а запоминание и за­пись только что сказанного требуют более сложной об-

работки. А это в свою очередь частично блокирует вни­мание, обращенное на слушание.

Следовательно, прежде чем пытаться запомнить уст­ную информацию, лучше ее точно записать, предвари­тельно убедившись в правильности понимания сущест­ва вопроса. Имея дело с простой информацией, как, на­пример, номер телефона, обе операции можно делать одновременно, но при усвоении более сложной инфор­мации, касающейся, например, запутанной проблемной ситуации, слушая сообщение, лучше не пытаться делать подобных записей.

Если Вы уж начали слушать, то крайне необходимо понимать, что Вы слышите, и верным путем к этому является внимание. Мы усваиваем не просто набор звуков, а фразы, имеющие определенный смысл. Вот почему мы иногда ошибочно слышим то, чего нам не говорят, по­скольку фраза звучит как нечто такое, что мы уже слышали ранее.

Запоминание услышанного происходит благодаря связи с имеющимися знаниями и прошлым опытом, ко­торую мы устанавливаем в каждой новой ситуации. Вот почему так трудно общаться с незнакомцем или с челове­ком другой культуры, участвовать в разговоре на новую тему.

В этих случаях я мог бы добавить: слушать необходи­мо более внимательно.

Известно, что чем лучше мы понимаем предмет бесе­ды, тем легче ее запоминаем. Это обнаружено в результа­те многочисленных исследований, подтвердивших, что человек различные виды материала запоминает по-разно­му. Обычно трудности возникают при запоминании чисел, особенно больших, поскольку числа не имеют никакого самостоятельного значения. Мы значительно лучше за­поминаем отрывки из связного повествования. Легче всего запоминаются (и воспроизводятся) краткие, выра­зительные и созвучные словосочетания, часто использу­емые в рекламе (поэтому они там и применяются).

Обыч­но легко припоминается то, что мы сделали сами, особен­но если это действие или событие вызывало сильные эмоции, поскольку личный опыт для каждого из нас имеет самую большую значимость.

17 стр., 8065 слов

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека 3

... зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но ... то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. ...

Мало услышать сообщение, его еще надо понять, иначе оно попадет в кратковременную память и легко забудется.

Запоминание услышанного

Наша память может быть зрительной и слуховой. У специалистов еще нет единого мнения о характере связей между этими видами памяти. Традиционно счита­ется, что зрительная память сильней и надежней, ведь недаром гласит пословица: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это наблюдение подтверждается ре­зультатами исследований, во время которых испытуемым показывали тысячу рисунков лиц и после этого просили опознать предъявленные рисунки, взятые попарно с другими рисунками, которые не показывали ранее. Слу­чаи точного узнавания составили до 90%, что значитель­но больше, чем в аналогичном эксперименте с числами и именами. В то же время слуховая память человека может быть сильнее тактильной или обонятельной памяти.

Зрительные и слуховые впечатления оставляют в па­мяти разные следы. Припоминание услышанного проис­ходит значительно быстрее, чем увиденного, но это пос­леднее оказывается более устойчивым. Конкретное сообщение лучше запоминается при использовании ви­зуальных средств отображения информации, тогда как абстрактные идеи и концепции лучше запоминаются на слух. Поэтому конкретные данные, как, например, номера телефонов, имена и т. п., лучше всего просто записывать. Однако концепции, принципы и идеи лучше запоминают­ся после их обсуждения и усвоения в процессе устного общения. Полезно для облегчения запоминания сочетать визуальные и вербальные образы с оптимальными по объему записями.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

В общих чертах уже говорилось о том. что кратковре-Meiiilu/i iiu;,.,iib • -i’.u )^^.i^:iL, 1:^^-^. u г,;и.л1„..1;л ;: ‘iiC она охватывает до семи единиц информации и действует всего около полуминуты. Это значит, что совершенство­вание кратковременной памяти заключается в усилении внимания. И для этого есть надежные методы.

Повторение. Когда Вас знакомят одновременно с дву­мя-тремя лицами, запоминаете ли Вы сразу же их имена? Большинство из нас их тут же забывает.

Попытайтесь уделить побольше внимания каждому имени (как и человеку) вне связи с другими (ведь

они—не просто группа).

Если Вы не запомнили фами­лию или имя человека, просто попросите его повторить. Чем быстрее Вы это сделаете, тем меньше будет неудоб­ства. Услышав фамилию вторично, тут же произнесите ее, обращаясь к собеседнику, причем сделайте это не­сколько раз во время беседы. Не беспокойтесь, это не прозвучит назойливо — каждому нравится звучание соб­ственного имени. Многие руководители, имеющие дело с людьми, делают это мастерски. Если Вы не вступаете в беседу с представленным человеком, просто повторите его имя про себя. Но, главное, сделать это надо в пер­вую же минуту. Этот метод эффективен и при запоми­нании дат, адресов и чисел и т. п. А когда цифры, на­пример номер телефона, называют в разговоре по теле­фону, ошибиться при записи очень легко. Простое по­вторение номера абоненту не только помогает лучше его запоминать, но и дает возможность исправить воз­можную ошибку.

Сжатие информации. Объем кратковременной памяти охватывает до семи информационных единиц, и чтобы помочь памяти, следует по возможности сокращать объем информации до минимального числа значимых информационных единиц. Например, предположим, кто-либо в беседе с Вами (1) просит предоставить некоторую информацию, (2) жалуется на что-то, (3) просит о под­держке. Полезно сгруппировать эти пункты в отдель­ные соответствующие тезисы: 1) требуемая информация; 2) проблемы и 3) необходимые действия.

16 стр., 7781 слов

Особенности и классификация видов памяти

... зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но ... то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. ...

Установление значимых ассоциаций. Основным мето­дом улучшения запоминания является использование мнемотехнических правил (греч. «мнемос»—память).

Они предлагают кратчайшие пути для связи значимых ассоциаций с материалом, который иначе трудно поддает­ся запоминанию. Например, ежегодно осенью и весной MaOl^lc ii^> Jict^ ^LJ^^iu^tt^i, U К^п^Ю CilJpuiiJf ^c^^Li^^iilL» часы, но чтобы это сделать правильно, можно запом­нить простое мнемоническое правило в виде лозунга «Весной — вперед! А осенью — назад!» Полезны также визуальные мнемотехнические приемы. Например, реклам­ное объявление одного из банков предлагает получить кредит на покупку автомобиля, набрав номер CAR-LOAN (Car — автомобиль, Loan — кредит).

Кодирование сложной информации. Кодирование ин­формации означает ее организацию в систему распозна-

Запоминание услышанного

ваемых символов. Хорошим примером этого является ис­пользование чисел. Так, число 238381041 значительно лег­че запомнить, разбив на знакомые или значимые числа, например 238—38—1041. В первом случае цифры стоят тесно друг с другом, что затрудняет запоминание. Номер телефона также легче запоминается при использовании различных кодов: индекса района или учреждения. Рас­познавание сходства помогает запомнить не только числа, но и имена и т. п.

Кодировать информацию для лучшего запоминания можно различными путями. Числа лучше всего группи­ровать в значимые или более мелкие единицы, как показа­но выше. Имена людей можно увязывать с местом работы или задачами, решаемыми их владельцами.

Для запоминания, как и для многого другого, верно следующее: чем чаще мы пользуемся полученной информа­цией, тем лучше ее запоминаем. Иными словами, пользуй­тесь информацией, иначе Вы ее потеряете!

Подумайте о сведениях, которыми Вы обычно поль­зуетесь: о фамилиях, наименованиях организаций, адресах и т. д., если Вы пользуетесь ими регулярно, то и при­поминаются они легко и быстро.

ХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Если информация может потребоваться в будущем, ее следует хранить в долговременной памяти, а это предпо­лагает ее более глубокую проработку. Для этого необ­ходимо создать значимые и устойчивые ассоциации с запоминаемым материалом, увязав его с информацией, которая уже имеется в памяти.

Однако память—это не грифельная доска или хра­нилище. Память — это активный интегральный про­цесс, в котором участвуют установки, эмоции и меха­низмы познания. Память — это не только то, что нахо­дится в голове, это также деятельность и ее мотивация, поэтому, чтобы лучше запомнить что-то, над этим надо поработать.

Вы действительно хотите что-то запомнить? Вам скорее всего это удастся. Вероятно, Вам случалось встречаться

с человеком, который Вас очень заинтересовал или произ­вел сильное впечатление. Вы легко вспоминаете имя этого человека, адрес и т. п. Пример такой «мгновенной» памяти указывает, что легко запомнить то, в чем Вы заинтересова­ны. С другой стороны. Вы склонны забывать неприятности или то, что вызывает беспокойство. Мы помним вещи, которые кажутся нам полезными. Хорошо запоминаются нерешенные задачи, незавершенные дела. Очевидно, что большую роль в этом играют установки или мотивация.

13 стр., 6227 слов

Практические рекомендации по улучшению памяти, мнемотехнические ...

... подкрепление на практике, т. е. применение того, что требуется запомнить, в самом процессе усвоения. Память -- это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. ... а и то, что имело место в прошлом. Память -- это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Память участвует уже в акте восприятия, так как без ...

Важным моментом для запоминания после мотивации является организация информации. Чем оптимальнее Вы сгруппируете информацию перед вводом в память, тем легче будет ее воспроизвести, когда она потребуется. Подобно ЭВМ память может создавать и использовать «пересекающиеся каналы», помещая в них информацию в виде образов, ассоциаций, кодов и т. п. Поэтому важно классифицировать информацию, разбивая ее на группы сходных элементов и располагая их в логическом порядке.

Не пытайтесь запомнить слишком много сразу. Вре­мя отдыха не только снимает усталость, но и повышает интерес к предмету, дает возможность полнее усвоить предшествующий материал, прежде чем добавить к нему новый. Поэтому во время лекций и совещаний делаются перерывы.

Активно пользуйтесь приобретенными знаниями, здесь важно повторение. Повторяйте вслух то, что говорит собеседник, повторяйте это и про себя, записывайте и обобщайте. Все эти приемы увеличивают объем информа­ции в Вашей памяти.

Информация воспроизводится различными путями: узнаванием, припоминанием и заучиванием. При узнава­нии из серии готовых ответов нужно выбрать тот, который соответствует материалу, усвоенному ранее. Припоминая, мы по заданному признаку восстанавливаем весь матери­ал Поско.»ьк\’ прнпомгнанче основывается ча небольшом числе признаков, оно труднее, чем узнавание. При за­учивании легко убедиться, что новый материал заучи­вать труднее, чем материал, усвоенный ранее.

Хранение и воспроизведение информации органиче­ски взаимосвязаны, поэтому чем лучше мы запоминаем, тем эффективнее мы воспроизводим, или «вспоминаем», информацию. Важно совершенствовать долговременную память, используя принципы хранения информации, описанные ранее. Повторим наиболее важные из них.

Запоминание услышанного

Организуйте информацию, поскольку это — основа ^ хорошей памяти. Этот прием особенно эффективен, если ‘ организовать информацию так, чтобы она отвечала Вашим целям.

Осознайте, что именно Вы собираетесь запомнить. Значение этого едва ли можно переоценить, поскольку легче запоминается именно то, что имеет для Вас наи­больший смысл.

Опирайтесь на контекст ситуации! Контекст являет­ся ясным ориентиром, поскольку в нем видны много­численные ассоциации и связи. Положим, Вас спросят: «Что Вы делали во время отпуска пять лет назад?» . Сначала Вы ответите: «Да это смешно! Можно ли пом­нить такое далекое прошлое?» Но как только Вы начне­те восстанавливать жизненную ситуацию того времени, как-то: где Вы были, с кем отдыхали и т. п., Вы удиви­тесь, как много помните. Это к тому же и самый распро­страненный метод поиска утерянного предмета: мы вспо­минаем, когда он был у нас последний раз, где мы в это время были и что делали, затем мы прослеживаем наши последующие действия, используя в качестве от­правной точки контекст нашего поведения.

6 стр., 2980 слов

ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА

... и готовит информацию о: 1) понятии вида памяти; 2) феноменологии памяти (особенности обрабатываемого материала, коды памяти) 3) механизмах памяти; 4) ... материала. Изучение данного раздела является необходимой частью профессиональной подготовки психолога, поскольку знание и понимание психологии, познавательных процессов в целом, а также механизмов, закономерностей и феноменов внимания, памяти ...

Совершенствуйте свою память, хотя укрепление памя­ти редко кому дается легко. Хорошая память требует внимания, усилий и умений. Более того, чем шире Ваши знания, тем больше емкость Вашей памяти, так что с возрастом и опытом память скорее улучшается, чем ухудшается. Тем не менее каждому из нас приходится бороться с тем, что эффективность памяти с возрастом снижается. Такое мнение продолжает жить главным образом из-за «самовыполняющегося предсказания». Если телефонный номер забывает двадцатипятилетний, он обычно отделывается шуткой, но когда это случается с кем-либо значительно старше возрастом, он думает: «Память-то слабеег!» В результате этот человек уже прилагает меньше усилий, чтобы лучше запомнить, и тем самым затрудняет припоминание. Верить этому мне­нию не следует: качество Вашей памяти зависит от Ва­шей работы по ее совершенствованию.

Почему же подводит память? Причины этого разно­образные. Когда у Вас, к примеру, какое-то слово вер­тится на языке, но припомнить его Вы не можете и обычно пытаетесь «схватить» это слово, повторяя не­сколько раз что-либо подобное. Но, пока Вам не удастся

случайно наткнуться на нужное, этот искусственный прием припоминания не помогает. Памяти помочь можно, пользуясь зрительными, смысловыми и ситуационными ассоциациями.

Когда Ваши воспоминания о последнем событии рас­ходятся с воспоминаниями присутствовавших, то это может быть прежде всего потому, что все участники ви­дели это событие по-разному. Противоречивые показания свидетелей есть результат их различного восприятия. Это — известный в судебной практике факт. Мы часто вспоминаем одно и то же событие по-разному потому, что наша память служит удовлетворению наших потреб­ностей, желаний и воображения. Это значит, что память дает нам смесь действительного и вымышленного в боль­шей мере, чем нам этого хотелось бы. Мы склонны пере­рабатывать все, что у нас хранится в памяти, так что каждое воспоминание о прошлом становится игрой воображения и все менее отражением действительности.

Большую роль в работе нашей памяти также играют беспокойство и другие эмоции. Они усиливают тенденцию памяти воспроизводить то, что мы «хотим» припомнить. Однако это справедливо только тогда, когда ситуация нестрессовая. Когда незавершенное дело беспокоит, то это беспокойство блокирует память.

Состояние беспокойства также объясняет, почему мы не можем вспомнить, когда чересчур стараемся. Чем больше мы стараемся, тем «чище» память. В такие мо­менты лучше всего быстро переключиться на что-нибудь другое, и вскоре или, возможно, на следующий день память, поскольку на нее не оказывается давления, выдаст нам желаемую информацию.

Многие ошибки происходят потому, что мы нисколько не заботимся о том, чтобы запомнить информацию как следует. Один из руководителей, увидев, что совещания ограничиваю^;, …i^- ^С^^^.^^ь.^м buiirucuu и нс дают никаких конкретных результатов, решил повысить их эффективность (или уровень слушания), пользуясь сле­дующим простым приемом. Он поручил одному работнику записывать каждый вопрос в ходе его обсуждения. Затем в конце совещания все вопросы, которые требовали при­нятия необходимых мер, обобщались и против каждого вопроса указывалась фамилия работника, ответственного за его решение. В результате каждый участник совеща­ния стал запоминать больше из того, что слышал.

9 стр., 4025 слов

Техника и приемы развития памяти

... с какими-либо впечатлениями или переживаниями. Память играет важную роль в ораторском искусстве. Для оратора имеет большое значение запомнить подготовленную им речь для последующего ... публичного воспроизведения. Обыкновенно это относительно большие объемы текстовой информации, которые трудно запомнить без предварительной подготовки и специальных техник. Наша цель - выяснить, каким ...

Запоминание услышанного

УПРАЖНЕНИЯ

Запоминание ряда. Попробуйте сделать это упражнение с кем-нибудь. Запишите 10—12 фамилий и попросите Вашего напарника прочитать Вам две фамилии, как если бы он представлял Вас этим лицам на приеме. Попробуй­те назвать эти фамилии. Поменяйтесь ролями и увели­чивайте число называемых фамилий. Какое максималь­ное число фамилий Вы запомнили? Какая фамилия запоминается лучше — первая или последняя? Являются ли самыми трудными для запоминания фамилии, находя­щиеся в середине ряда?

Использование мнемонических правил запоминания. Возьмите какой-либо материал, который трудно запо­минается, например номер телефона, и составьте что-либо в виде мнемонического правила, помогающего Вам его запомнить. Попробуйте найти такую смысловую ассоциацию между цифрами номера телефона, которая легла бы в основу мнемонического правила.

Примером может служить номер телефона 10-го теле­визионного канала местной телестанции 639—7836, составляемый в соответствии со смысловой мнемоникой: NEWS — TEN (News — новости, ten — десять).

Что озна­чает номер Вашего телефона в буквах? Эти буквосо-четания, как правило, не имеют смысла, тем не менее их легче запомнить, чем цифры. Потренируйтесь и Вы увидите, насколько Вам этот прием помогает в запоми­нании телефонных номеров.

Синхронное слушание и запись. Настройте радиопри­емник на передачу новостей и попытайтесь в течение трех минут записать как можно больше информации с тем, чтобы позднее можно было ее повторить кому-ни­будь. При этом ответьте на следующие вопросы: Ci^pa.;ii^b .iii Бы iiuHHib LMbiLA записываемого.^ Пользовались ли Вы при этом ключевыми словами, фразами или целыми предложениями?

Пытались ли Вы при записи следить за передачей, чтобы не упустить важные моменты?

Насколько полно и точно Вам удалось записать пере­дачу? (Чтобы проверить себя, послушайте повторную передачу.)

Если записанное Вами не имеет никакого смысла, делайте это упражнение до тех пор, пока не увидите,

что слушать Вам мешает запись, и не найдете пути, как справиться с этой проблемой.

Если записывать и одновременно слушать не состав­ляет труда (как, к примеру, стенографистке), попробуй­те проделать такое упражнение: слушая новости, напи­шите алфавит, но в обратном порядке, после чего под­робно расскажите о прослушанных новостях.

Глва 7.Запоминание услышанного — Стр 2

Мотивация и долговременная память. Это упражнение касается двух видов материала: первый (а) — это информация, которую Вы слышали от других и хорошо помните, второй (б) — тоже информация, которую Вы слышали от других, но воспоминание о которой вызы­вает у Вас беспокойство.

Припомнить материал типа (а) Вам ничего не стоит, более того, в Вашей памяти могли даже остаться слова, которые Вы слышали раньше. Что общего имеют такие «сообщения», кроме того, что Вы их хорошо помните? С удовольствием ли Вы вспоминаете их? Были ли это приятные события в Вашей жизни? Безусловно, приятное не только быстрее воспринимается, но и лучше сохраня­ется в памяти, поскольку о приятном вспоминают и при­том часто.

Материал типа (б) припоминается значительно труднее. Можете ли Вы припомнить что-либо, о чем в действительности хотелось бы забыть? Сделать это трудно, потому что никто не хочет ворошить неприят­ные воспоминания. Сказанное Вам много лет назад могло показаться обидным или вызвать беспокойство, отразить­ся на Вашей деятельности. Неприятные новости — это не Ваша вина.

Подчас мы забываем то, что по существу нам следо­вало бы помнить, но помним то, без чего мы легко бы могли обойтись. Насколько избирательна в этом смыс­ле Ваша память? Чем это вызвано?