ЗАПОМИНАНИЕ УСЛЫШАННОГО
И с Вами, вероятно, бывали случаи, когда Вы задавали своему другу или коллеге простой вопрос: «Так когда мы встречаемся утром?» И все для того, чтобы услышать в ответ: «Я же только что сказал. Разве ты не слышал?» «Разве я не слышал? Слышал, конечно! Но мгновенно забыл». Иногда мы действительно не слышим, что нам говорят. Но здесь нас будет интересовать другое: слышим, но не запоминаем…
Память человека — способность сохранять и воспроизводить информацию — можно сравнить с компьютером. Однако емкость человеческой памяти несравнимо больше емкости памяти даже самого впечатляющего из созданных компьютеров. И ученым еще предстоит выяснить, как человеческая память воспроизводит такое большое количество информации и при том так быстро и часто.
Несмотря на постоянное совершенствование технических характеристик ЭВМ, человеческая память обеспечивает несравненно более глубокое понимание проблем и творческий характер их решения. Можно возразить, что ЭВМ не обладает эмоциями, которые мешают памяти. Но эмоции оказывают на память также и положительное воздействие, как это будет видно дальше.
Мы часто говорим о памяти как о чем-то вещественном. Но память — это процесс обработки информации; несомненно, мозг и нервная система являются материальной основой нашей памяти, однако память неразрывно связана со знаниями, прошлым опытом и эмоциями.
Состояние готовности внимания основывается на избирательном сосредоточении нашего сознания и является механизмом, который регулирует ввод данных в нашу память. Из ошеломляющего количества сенсорных и вербальных сигналов, массированно воздействующих на на-
ши чувства, внимание допускает к дальнейшей обработке лишь незначительную их часть: большая часть того, что мы слышим, проходит мимо нас, обработке подвергается только то, на что мы сознательно обращаем внимание.
ВИДЫ ПАМЯТИ
Обработка данных в памяти человека проходит на трех перекрывающих друг друга уровнях: сенсорном, кратковременном и долговременном’.
Сенсорная память является кратковременной и определяется сенсорными следами и их исчезновением, что происходит в интервал от одной до пяти десятых долей секунды. Если кисть руки сжать в кулак и затем быстро ее разжать, то на ладони останутся слабые следы от пальцев. По мере того как эти следы исчезают, затихает и затем совсем проходит ощущение, оставшееся от давления пальцев на ладонь. Если ударить по какой-либо твердой поверхности, можно заметить, как звук постепенно затухает и пропадает совсем. К счастью, постоянное массированное воздействие на наши анализаторы почти не оставляет следов в сенсорной памяти. Такой механизм, как и следовало ожидать, защищает нашу сенсорную систему от чрезмерной перегрузки ненужными данными. Новую информацию или воздействие в интенсивной форме, как, например, неожиданный звук выстрела, мы обычно помним дольше. Но причиной тому скорее становятся вызываемые этими явлениями чувства и ассоциации, связанные с другими уровнями нашей памяти.
Исследование образной памяти младших школьников с нарушением слуха
... проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая - третью и т.д.»[42, с. 67]. Образная память - память на чувственно воспринимаемую информацию; ... сложном комплексе ее подвидов: зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, вкусовой памяти. Развитие образной памяти слышащих школьников и ее перестройка связаны с качественными изменениями, происходящими ...
После того как человек, с которым вы совместно жили или работали долгое время, покинул Вас или перешел на ^,’угую работу, Вы часто «опитс себя га мыс.»п: «Я как будто слышу, как старина Джордж говорит мне…» В этом проявляется наша склонность помнить некоторые впечатления дольше других благодаря ассоциациям. Кратковременная память — это по существу емкость
‘ Приведенная классификация не отражает всей полноты взглядов на виды памяти. Подробнее см., например. Справочник по инженерной психологии. М.: Машиностроение, 1982. (Примеч. ред.)
Запоминание услышанного
нашего внимания. Она удерживает разнообразные виды информации, включая зрительные образы, вербальную информацию и отвлеченные образы. И если сенсорные анализаторы только фиксируют звуки, которые мы слышим, то кратковременная память позволяет воспринимать значение слов и интерпретировать их с учетом контекста. И все же наше внимание очень ограничено как по времени (обычно менее 30 секунд), так и по емкости, определяемой числом запоминаемых единиц (7 ± 2).
Так, если Вам по телефону называют десять имен, то запомнится самое большее пять-шесть, а то и меньше. Но кратковременную память можно улучшить проверенными методами, которые обсуждаются в этой главе.
Говоря о памяти, обычно имеют в виду долговременную память. Для того чтобы ввести информацию в долговременную память, необходимо не только слушать, но сознательно и тщательно обработать эту информацию. Обработка информации означает установление ассоциаций с уже известной информацией. Насколько надежна и точна наша долговременная память — вопрос спорный. По мнению психологов, большая часть информации, хранимой в долговременной памяти, глубоко связана с подсознанием и относительно устойчива к сознанию или мыслям человека. Однако непроизвольные попытки вспомнить прошлое вызывают в сознании смесь реального и вымышленного, что свойственно памяти в целом.
Исследования свойств памяти показывают, что мы забываем большую часть того, что слышим, сразу же, но что-то все же остается. Это «что-то» зависит от того, насколько информация интересна, нова и полезна, какое эмоциональное воздействие она оказывает и т. п.
Основная причина забывания — торможение, или отрицательное влияние одной информации на другую. Простой иллюстрацией этого является беспрерывная работа с ОиЛиинш uGbcMu.M u^liupu^i.ui: пафирмацнн. Пи-ложим, к примеру. Вас на совещании или на приеме последовательно и быстро представляют пяти-шести лицам.
Знакомясь с последним, Вы, вероятно, уже не помните имени первого. Лучше всего запоминается информация, поступившая последней. Первая порция запоминается несколько хуже, чем последняя, а средняя сразу забывается. Поэтому, если Вы хотите, чтобы собеседник что-то запомнил, говорите об этом в самом начале,
106.Природа и структура общения. общение как обмен информацией
... состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению. Основные функции невербальных средств общения:Информативная,Регулятивная,Репрезентация эмоциональных ... Общение как обмен информацией. Информация не просто передается, но уточняется, развивается и в целом формируется. Участники коммуникации выступают как ...
а если Вы хотите, чтобы он это сразу же сделал, оставьте просьбу на конец беседы.
Другой важной причиной забывания являются эмоции, особенно чувство беспокойства, отрицательно влияющее на эффективность слушания. Простейшим примером является реакция на критику или обвинения. Эмоции при этом настолько сильны, что мы рискуем если не пропустить основную часть информации, то воспринять ее в искаженном виде. То же самое происходит, когда мы пытаемся вспомнить что-либо, вызывающее волнение. Когда к Вам подходит начальник (независимо от его к Вам отношения) и просит сообщить ему какие-либо данные, с которыми Вы работаете и которые вертятся у Вас на языке, то подчас может возникнуть чувство «полного отсутствия присутствия». Это, конечно, объясняется волнением. Раздражение руководителя только усиливает волнение. В этих случаях лучше всего человека приободрить. И как только Вы перейдете к решению другой проблемы, необходимая информация без каких-либо усилий неожиданно и быстро всплывает в памяти, главным образом потому, что Вы успокоились.
РОЛЬ ВНИМАНИЯ
Для лучшего запоминания устного сообщения нужно научиться слушать внимательно. Поэтому необходимо понять механизм внимания.
Каждое мгновение мы воспринимаем массу различной информации. Зрительные образы, звуки, запахи, прикосновения, вкусы — все это одновременно попадает в наши анализаторы. И как только мы концентрируем внимание на каком-либо конкретном виде этой информации, все другие ее виды блокируются в нашем сознании. Когда мы погружаемся в чтение, то уже меньше воспринимаем окружающие звуки. Но как только раздается телефонный звонок, внимание переключается на слух, и мы уже почти не видим того, что происходит вокруг. Такое избирательное переключение внимания известно как «сенсорное переключение». Самым ярким примером сенсорного переключения является перегрузка одного из анализаторов, что полностью блокирует все другие виды восприятия.
Запоминание услышанного
Изменение диапазона внутри одного анализатора называется избирательным вниманием. Вероятно, Вам случалось бывать на совещаниях или на многолюдных собраниях, где участники пытаются говорить одновременно. Услышать отчетливо, о чем говорят все и каждый, невозможно, в этом случае Вы обычно обращаете внимание на одного человека. Только в этом случае и то после некоторого усилия Вам действительно удается услышать именно те звуки, в которых Вы заинтересованы. Избирательность внимания связана, конечно, со способностью сосредоточиваться, что блокирует не только избыточную сенсорную информацию, но также и помехи, возникающие в результате отвлечения внимания.
А что можно сказать о звуках? Не остаются ли они незамеченными? Видимо, нет. В экспериментах «приглушения», когда в наушники подаются одновременно два разных сообщения, участники должны повторить слова, которые они слышат в одном наушнике. Участники эксперимента повторяют большую часть услышанного материала. Подтверждается и то, что они одновременно запоминают и часть сообщения, услышанного по другому каналу, но запоминают его скорее на уровне слышания, чем слушания. В сообщении, передаваемом во второй наушник, обычно можно различить человеческий голос, определить мужской голос или женский. Можно опознать некоторые другие сигналы. Но участники эксперимента не могут вспомнить содержания сообщения. И все же если сразу после прослушивания попытаться вспомнить неприглушенные слова, то восстанавливается лишь конец сообщения. Это значит, что мы действительно слышим то, к чему не прислушиваемся, но слышим лишь ограниченную часть.
Психологические особенности памяти детей дошкольного возраста
... «сохранение». ) готовность воспроизведения - скорость, с которой необходимая информация извлекается из памяти. Педагоги об особенностях памяти дошкольников Особенности характеристик зависят от личности конкретного человека. Так достаточно ... чем в случаях, когда эти картинки предлагают разложить по определенному признаку, например, картинки для сада, для кухни, для двора или детской комнаты. В ...
Таким образом воспринятая информация запоминается всего на несколько секунд, после чего полностью забывается.
Интересным примером «приглушения» является синхронный перевод. Переводчикам приходится слушать, переводить в уме и говорить в одно и то же время. Аналогичное происходит с каждым, кто пытается слушать и писать одновременно. (Попробуйте, к примеру, делать пометки, слушая говорящего.) Он чувствует, что «разрывается», поскольку текущая информация входит в сенсорную систему автоматически, а запоминание и запись только что сказанного требуют более сложной об-
работки. А это в свою очередь частично блокирует внимание, обращенное на слушание.
Следовательно, прежде чем пытаться запомнить устную информацию, лучше ее точно записать, предварительно убедившись в правильности понимания существа вопроса. Имея дело с простой информацией, как, например, номер телефона, обе операции можно делать одновременно, но при усвоении более сложной информации, касающейся, например, запутанной проблемной ситуации, слушая сообщение, лучше не пытаться делать подобных записей.
Если Вы уж начали слушать, то крайне необходимо понимать, что Вы слышите, и верным путем к этому является внимание. Мы усваиваем не просто набор звуков, а фразы, имеющие определенный смысл. Вот почему мы иногда ошибочно слышим то, чего нам не говорят, поскольку фраза звучит как нечто такое, что мы уже слышали ранее.
Запоминание услышанного происходит благодаря связи с имеющимися знаниями и прошлым опытом, которую мы устанавливаем в каждой новой ситуации. Вот почему так трудно общаться с незнакомцем или с человеком другой культуры, участвовать в разговоре на новую тему.
В этих случаях я мог бы добавить: слушать необходимо более внимательно.
Известно, что чем лучше мы понимаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем. Это обнаружено в результате многочисленных исследований, подтвердивших, что человек различные виды материала запоминает по-разному. Обычно трудности возникают при запоминании чисел, особенно больших, поскольку числа не имеют никакого самостоятельного значения. Мы значительно лучше запоминаем отрывки из связного повествования. Легче всего запоминаются (и воспроизводятся) краткие, выразительные и созвучные словосочетания, часто используемые в рекламе (поэтому они там и применяются).
Обычно легко припоминается то, что мы сделали сами, особенно если это действие или событие вызывало сильные эмоции, поскольку личный опыт для каждого из нас имеет самую большую значимость.
Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека 3
... зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но ... то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. ...
Мало услышать сообщение, его еще надо понять, иначе оно попадет в кратковременную память и легко забудется.
Запоминание услышанного
Наша память может быть зрительной и слуховой. У специалистов еще нет единого мнения о характере связей между этими видами памяти. Традиционно считается, что зрительная память сильней и надежней, ведь недаром гласит пословица: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это наблюдение подтверждается результатами исследований, во время которых испытуемым показывали тысячу рисунков лиц и после этого просили опознать предъявленные рисунки, взятые попарно с другими рисунками, которые не показывали ранее. Случаи точного узнавания составили до 90%, что значительно больше, чем в аналогичном эксперименте с числами и именами. В то же время слуховая память человека может быть сильнее тактильной или обонятельной памяти.
Зрительные и слуховые впечатления оставляют в памяти разные следы. Припоминание услышанного происходит значительно быстрее, чем увиденного, но это последнее оказывается более устойчивым. Конкретное сообщение лучше запоминается при использовании визуальных средств отображения информации, тогда как абстрактные идеи и концепции лучше запоминаются на слух. Поэтому конкретные данные, как, например, номера телефонов, имена и т. п., лучше всего просто записывать. Однако концепции, принципы и идеи лучше запоминаются после их обсуждения и усвоения в процессе устного общения. Полезно для облегчения запоминания сочетать визуальные и вербальные образы с оптимальными по объему записями.
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
В общих чертах уже говорилось о том. что кратковре-Meiiilu/i iiu;,.,iib • -i’.u )^^.i^:iL, 1:^^-^. u г,;и.л1„..1;л ;: ‘iiC она охватывает до семи единиц информации и действует всего около полуминуты. Это значит, что совершенствование кратковременной памяти заключается в усилении внимания. И для этого есть надежные методы.
Повторение. Когда Вас знакомят одновременно с двумя-тремя лицами, запоминаете ли Вы сразу же их имена? Большинство из нас их тут же забывает.
Попытайтесь уделить побольше внимания каждому имени (как и человеку) вне связи с другими (ведь
они—не просто группа).
Если Вы не запомнили фамилию или имя человека, просто попросите его повторить. Чем быстрее Вы это сделаете, тем меньше будет неудобства. Услышав фамилию вторично, тут же произнесите ее, обращаясь к собеседнику, причем сделайте это несколько раз во время беседы. Не беспокойтесь, это не прозвучит назойливо — каждому нравится звучание собственного имени. Многие руководители, имеющие дело с людьми, делают это мастерски. Если Вы не вступаете в беседу с представленным человеком, просто повторите его имя про себя. Но, главное, сделать это надо в первую же минуту. Этот метод эффективен и при запоминании дат, адресов и чисел и т. п. А когда цифры, например номер телефона, называют в разговоре по телефону, ошибиться при записи очень легко. Простое повторение номера абоненту не только помогает лучше его запоминать, но и дает возможность исправить возможную ошибку.
Сжатие информации. Объем кратковременной памяти охватывает до семи информационных единиц, и чтобы помочь памяти, следует по возможности сокращать объем информации до минимального числа значимых информационных единиц. Например, предположим, кто-либо в беседе с Вами (1) просит предоставить некоторую информацию, (2) жалуется на что-то, (3) просит о поддержке. Полезно сгруппировать эти пункты в отдельные соответствующие тезисы: 1) требуемая информация; 2) проблемы и 3) необходимые действия.
Особенности и классификация видов памяти
... зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но ... то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. ...
Установление значимых ассоциаций. Основным методом улучшения запоминания является использование мнемотехнических правил (греч. «мнемос»—память).
Они предлагают кратчайшие пути для связи значимых ассоциаций с материалом, который иначе трудно поддается запоминанию. Например, ежегодно осенью и весной MaOl^lc ii^> Jict^ ^LJ^^iu^tt^i, U К^п^Ю CilJpuiiJf ^c^^Li^^iilL» часы, но чтобы это сделать правильно, можно запомнить простое мнемоническое правило в виде лозунга «Весной — вперед! А осенью — назад!» Полезны также визуальные мнемотехнические приемы. Например, рекламное объявление одного из банков предлагает получить кредит на покупку автомобиля, набрав номер CAR-LOAN (Car — автомобиль, Loan — кредит).
Кодирование сложной информации. Кодирование информации означает ее организацию в систему распозна-
Запоминание услышанного
ваемых символов. Хорошим примером этого является использование чисел. Так, число 238381041 значительно легче запомнить, разбив на знакомые или значимые числа, например 238—38—1041. В первом случае цифры стоят тесно друг с другом, что затрудняет запоминание. Номер телефона также легче запоминается при использовании различных кодов: индекса района или учреждения. Распознавание сходства помогает запомнить не только числа, но и имена и т. п.
Кодировать информацию для лучшего запоминания можно различными путями. Числа лучше всего группировать в значимые или более мелкие единицы, как показано выше. Имена людей можно увязывать с местом работы или задачами, решаемыми их владельцами.
Для запоминания, как и для многого другого, верно следующее: чем чаще мы пользуемся полученной информацией, тем лучше ее запоминаем. Иными словами, пользуйтесь информацией, иначе Вы ее потеряете!
Подумайте о сведениях, которыми Вы обычно пользуетесь: о фамилиях, наименованиях организаций, адресах и т. д., если Вы пользуетесь ими регулярно, то и припоминаются они легко и быстро.
ХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Если информация может потребоваться в будущем, ее следует хранить в долговременной памяти, а это предполагает ее более глубокую проработку. Для этого необходимо создать значимые и устойчивые ассоциации с запоминаемым материалом, увязав его с информацией, которая уже имеется в памяти.
Однако память—это не грифельная доска или хранилище. Память — это активный интегральный процесс, в котором участвуют установки, эмоции и механизмы познания. Память — это не только то, что находится в голове, это также деятельность и ее мотивация, поэтому, чтобы лучше запомнить что-то, над этим надо поработать.
Вы действительно хотите что-то запомнить? Вам скорее всего это удастся. Вероятно, Вам случалось встречаться
с человеком, который Вас очень заинтересовал или произвел сильное впечатление. Вы легко вспоминаете имя этого человека, адрес и т. п. Пример такой «мгновенной» памяти указывает, что легко запомнить то, в чем Вы заинтересованы. С другой стороны. Вы склонны забывать неприятности или то, что вызывает беспокойство. Мы помним вещи, которые кажутся нам полезными. Хорошо запоминаются нерешенные задачи, незавершенные дела. Очевидно, что большую роль в этом играют установки или мотивация.
Практические рекомендации по улучшению памяти, мнемотехнические ...
... подкрепление на практике, т. е. применение того, что требуется запомнить, в самом процессе усвоения. Память -- это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. ... а и то, что имело место в прошлом. Память -- это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Память участвует уже в акте восприятия, так как без ...
Важным моментом для запоминания после мотивации является организация информации. Чем оптимальнее Вы сгруппируете информацию перед вводом в память, тем легче будет ее воспроизвести, когда она потребуется. Подобно ЭВМ память может создавать и использовать «пересекающиеся каналы», помещая в них информацию в виде образов, ассоциаций, кодов и т. п. Поэтому важно классифицировать информацию, разбивая ее на группы сходных элементов и располагая их в логическом порядке.
Не пытайтесь запомнить слишком много сразу. Время отдыха не только снимает усталость, но и повышает интерес к предмету, дает возможность полнее усвоить предшествующий материал, прежде чем добавить к нему новый. Поэтому во время лекций и совещаний делаются перерывы.
Активно пользуйтесь приобретенными знаниями, здесь важно повторение. Повторяйте вслух то, что говорит собеседник, повторяйте это и про себя, записывайте и обобщайте. Все эти приемы увеличивают объем информации в Вашей памяти.
Информация воспроизводится различными путями: узнаванием, припоминанием и заучиванием. При узнавании из серии готовых ответов нужно выбрать тот, который соответствует материалу, усвоенному ранее. Припоминая, мы по заданному признаку восстанавливаем весь материал Поско.»ьк\’ прнпомгнанче основывается ча небольшом числе признаков, оно труднее, чем узнавание. При заучивании легко убедиться, что новый материал заучивать труднее, чем материал, усвоенный ранее.
Хранение и воспроизведение информации органически взаимосвязаны, поэтому чем лучше мы запоминаем, тем эффективнее мы воспроизводим, или «вспоминаем», информацию. Важно совершенствовать долговременную память, используя принципы хранения информации, описанные ранее. Повторим наиболее важные из них.
Запоминание услышанного
Организуйте информацию, поскольку это — основа ^ хорошей памяти. Этот прием особенно эффективен, если ‘ организовать информацию так, чтобы она отвечала Вашим целям.
Осознайте, что именно Вы собираетесь запомнить. Значение этого едва ли можно переоценить, поскольку легче запоминается именно то, что имеет для Вас наибольший смысл.
Опирайтесь на контекст ситуации! Контекст является ясным ориентиром, поскольку в нем видны многочисленные ассоциации и связи. Положим, Вас спросят: «Что Вы делали во время отпуска пять лет назад?» . Сначала Вы ответите: «Да это смешно! Можно ли помнить такое далекое прошлое?» Но как только Вы начнете восстанавливать жизненную ситуацию того времени, как-то: где Вы были, с кем отдыхали и т. п., Вы удивитесь, как много помните. Это к тому же и самый распространенный метод поиска утерянного предмета: мы вспоминаем, когда он был у нас последний раз, где мы в это время были и что делали, затем мы прослеживаем наши последующие действия, используя в качестве отправной точки контекст нашего поведения.
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА
... и готовит информацию о: 1) понятии вида памяти; 2) феноменологии памяти (особенности обрабатываемого материала, коды памяти) 3) механизмах памяти; 4) ... материала. Изучение данного раздела является необходимой частью профессиональной подготовки психолога, поскольку знание и понимание психологии, познавательных процессов в целом, а также механизмов, закономерностей и феноменов внимания, памяти ...
Совершенствуйте свою память, хотя укрепление памяти редко кому дается легко. Хорошая память требует внимания, усилий и умений. Более того, чем шире Ваши знания, тем больше емкость Вашей памяти, так что с возрастом и опытом память скорее улучшается, чем ухудшается. Тем не менее каждому из нас приходится бороться с тем, что эффективность памяти с возрастом снижается. Такое мнение продолжает жить главным образом из-за «самовыполняющегося предсказания». Если телефонный номер забывает двадцатипятилетний, он обычно отделывается шуткой, но когда это случается с кем-либо значительно старше возрастом, он думает: «Память-то слабеег!» В результате этот человек уже прилагает меньше усилий, чтобы лучше запомнить, и тем самым затрудняет припоминание. Верить этому мнению не следует: качество Вашей памяти зависит от Вашей работы по ее совершенствованию.
Почему же подводит память? Причины этого разнообразные. Когда у Вас, к примеру, какое-то слово вертится на языке, но припомнить его Вы не можете и обычно пытаетесь «схватить» это слово, повторяя несколько раз что-либо подобное. Но, пока Вам не удастся
случайно наткнуться на нужное, этот искусственный прием припоминания не помогает. Памяти помочь можно, пользуясь зрительными, смысловыми и ситуационными ассоциациями.
Когда Ваши воспоминания о последнем событии расходятся с воспоминаниями присутствовавших, то это может быть прежде всего потому, что все участники видели это событие по-разному. Противоречивые показания свидетелей есть результат их различного восприятия. Это — известный в судебной практике факт. Мы часто вспоминаем одно и то же событие по-разному потому, что наша память служит удовлетворению наших потребностей, желаний и воображения. Это значит, что память дает нам смесь действительного и вымышленного в большей мере, чем нам этого хотелось бы. Мы склонны перерабатывать все, что у нас хранится в памяти, так что каждое воспоминание о прошлом становится игрой воображения и все менее отражением действительности.
Большую роль в работе нашей памяти также играют беспокойство и другие эмоции. Они усиливают тенденцию памяти воспроизводить то, что мы «хотим» припомнить. Однако это справедливо только тогда, когда ситуация нестрессовая. Когда незавершенное дело беспокоит, то это беспокойство блокирует память.
Состояние беспокойства также объясняет, почему мы не можем вспомнить, когда чересчур стараемся. Чем больше мы стараемся, тем «чище» память. В такие моменты лучше всего быстро переключиться на что-нибудь другое, и вскоре или, возможно, на следующий день память, поскольку на нее не оказывается давления, выдаст нам желаемую информацию.
Многие ошибки происходят потому, что мы нисколько не заботимся о том, чтобы запомнить информацию как следует. Один из руководителей, увидев, что совещания ограничиваю^;, …i^- ^С^^^.^^ь.^м buiirucuu и нс дают никаких конкретных результатов, решил повысить их эффективность (или уровень слушания), пользуясь следующим простым приемом. Он поручил одному работнику записывать каждый вопрос в ходе его обсуждения. Затем в конце совещания все вопросы, которые требовали принятия необходимых мер, обобщались и против каждого вопроса указывалась фамилия работника, ответственного за его решение. В результате каждый участник совещания стал запоминать больше из того, что слышал.
Техника и приемы развития памяти
... с какими-либо впечатлениями или переживаниями. Память играет важную роль в ораторском искусстве. Для оратора имеет большое значение запомнить подготовленную им речь для последующего ... публичного воспроизведения. Обыкновенно это относительно большие объемы текстовой информации, которые трудно запомнить без предварительной подготовки и специальных техник. Наша цель - выяснить, каким ...
Запоминание услышанного
УПРАЖНЕНИЯ
Запоминание ряда. Попробуйте сделать это упражнение с кем-нибудь. Запишите 10—12 фамилий и попросите Вашего напарника прочитать Вам две фамилии, как если бы он представлял Вас этим лицам на приеме. Попробуйте назвать эти фамилии. Поменяйтесь ролями и увеличивайте число называемых фамилий. Какое максимальное число фамилий Вы запомнили? Какая фамилия запоминается лучше — первая или последняя? Являются ли самыми трудными для запоминания фамилии, находящиеся в середине ряда?
Использование мнемонических правил запоминания. Возьмите какой-либо материал, который трудно запоминается, например номер телефона, и составьте что-либо в виде мнемонического правила, помогающего Вам его запомнить. Попробуйте найти такую смысловую ассоциацию между цифрами номера телефона, которая легла бы в основу мнемонического правила.
Примером может служить номер телефона 10-го телевизионного канала местной телестанции 639—7836, составляемый в соответствии со смысловой мнемоникой: NEWS — TEN (News — новости, ten — десять).
Что означает номер Вашего телефона в буквах? Эти буквосо-четания, как правило, не имеют смысла, тем не менее их легче запомнить, чем цифры. Потренируйтесь и Вы увидите, насколько Вам этот прием помогает в запоминании телефонных номеров.
Синхронное слушание и запись. Настройте радиоприемник на передачу новостей и попытайтесь в течение трех минут записать как можно больше информации с тем, чтобы позднее можно было ее повторить кому-нибудь. При этом ответьте на следующие вопросы: Ci^pa.;ii^b .iii Бы iiuHHib LMbiLA записываемого.^ Пользовались ли Вы при этом ключевыми словами, фразами или целыми предложениями?
Пытались ли Вы при записи следить за передачей, чтобы не упустить важные моменты?
Насколько полно и точно Вам удалось записать передачу? (Чтобы проверить себя, послушайте повторную передачу.)
Если записанное Вами не имеет никакого смысла, делайте это упражнение до тех пор, пока не увидите,
что слушать Вам мешает запись, и не найдете пути, как справиться с этой проблемой.
Если записывать и одновременно слушать не составляет труда (как, к примеру, стенографистке), попробуйте проделать такое упражнение: слушая новости, напишите алфавит, но в обратном порядке, после чего подробно расскажите о прослушанных новостях.
Глва 7.Запоминание услышанного — Стр 2
Мотивация и долговременная память. Это упражнение касается двух видов материала: первый (а) — это информация, которую Вы слышали от других и хорошо помните, второй (б) — тоже информация, которую Вы слышали от других, но воспоминание о которой вызывает у Вас беспокойство.
Припомнить материал типа (а) Вам ничего не стоит, более того, в Вашей памяти могли даже остаться слова, которые Вы слышали раньше. Что общего имеют такие «сообщения», кроме того, что Вы их хорошо помните? С удовольствием ли Вы вспоминаете их? Были ли это приятные события в Вашей жизни? Безусловно, приятное не только быстрее воспринимается, но и лучше сохраняется в памяти, поскольку о приятном вспоминают и притом часто.
Материал типа (б) припоминается значительно труднее. Можете ли Вы припомнить что-либо, о чем в действительности хотелось бы забыть? Сделать это трудно, потому что никто не хочет ворошить неприятные воспоминания. Сказанное Вам много лет назад могло показаться обидным или вызвать беспокойство, отразиться на Вашей деятельности. Неприятные новости — это не Ваша вина.
Подчас мы забываем то, что по существу нам следовало бы помнить, но помним то, без чего мы легко бы могли обойтись. Насколько избирательна в этом смысле Ваша память? Чем это вызвано?