Особенности проведения оценочной беседы1

Особенности проведения оценочной беседы1.

… При оценке руководителей всех звеньев управления применяют различные методы, одним из которых является беседа. Это — осо­бый инструмент отбора, носящий психологический характер. Со­гласно зарубежным исследованиям, применение структурирован­ного интервью со стандартизированными вопросами и ответами повышает точность данного метода.

Для проведения оценочной беседы психологи предлагают рекомендации, среди которых выделяются: а) пожелание не увлекаться монологами; б) не доминировать в разговоре; в) проявлять искреннюю заинтересованность в собеседнике; г) не ув­лекаться «позами»; д) никогда не ущемлять чувство собственного достоинства оцениваемого лица.

Беседа … это сложный процесс, требующий комплексного подхода. На начальной стадии беседы руководители часто пользуются интуитивными, то есть не поддающимися логи­ческому описанию методами оценки людей, которые пытаются ос­тавить о себе хорошее впечатление с помощью различных средств: вербальных (то есть словесных), а также невербальных (мимики, жестов, голосовых модуляций и др.).

Поэтому руководители (или эксперты, которых в ряде случаев приглашают для оценки кандида­тов на должность) могут ошибаться, поскольку при восприятии че­ловека могут иметь место определенные искажения.

Важным методическим правилом проведения ознакомитель­ной беседы является психологическая настройка на беседу, ис­ключая переживания и установки, оказывающие отрицательное влияние на этот процесс. Недопустимым для руководителя явля­ется проявление эмоций типа «симпатии-антипатии». Не реко­мендуется проводить ознакомительную беседу с претендентом на должность без предварительной подготовки, то есть спонтанно. Успех ее зависит также от умения четко ставить вопросы руководителем.

Если контакт в беседе установлен правильно, тогда руководитель вправе задавать прямые вопросы, однако если этого не получилось, то используются косвенные побуждения и высказывания. По ходу беседы необязательно получать от кандидата на должность только ответы типа «да» или «нет». Между вопросами обычно идут паузы, которые с психологических позиций расценивают как приемы по­буждения к дальнейшим высказываниям. Но часто применять их не следует, так как это приводит к возникновению тревоги у кандидата на должность.

15 стр., 7032 слов

Организация труда руководителя 3

... с группой. Чтобы остаться лидером при сотрудничестве, руководитель должен уметь выполнять функции инициатора (постановка задачи, принятие решения, консультации, проведение собрания), представителя (ведение переговоров с остальной ... коллектива, над ним появляется начальник (а иногда и не один), а точнее руководитель. Руководитель - человек, который направляет, помогает не сбиться с пути, идти к точно ...

Однако результаты оценочной беседы не следует переоценивать, так как применение только одной беседы не дает возможности оце­нить другое лицо. В методическом плане психологи рекомендуют также обратить серьезное внимание на ряд факторов, характеризу­ющих поведение оцениваемого лица.

К таким факторам относятся:

1. Речь (особенности словарного за­паса, грамотность в изложении мыслей, скорость высказываний.

2. Позиция, занятая в общении (доминирование или пассивная уступ­чивость, стремление к инициативе).

3. Навязчивость или заинтересо­ванность предметом разговора, отношение к разговору.

4. Настойчи­вость в обсуждении заданной темы или уход от нее.

5. Место слова «Я» в разговоре.

6. Изменчивость поведения на различных этапах беседы.

7. Дистанция в процессе беседы.

8. Быстрота изменения мне­ния под влиянием собеседника.

9. Манера слушания.

10. Непринужденность или скованность поведения, умение разыг­рать выбранную роль.

11. Реакция на похвалу, лесть.

1Розанова В.А. Психология управлния. – М., 2003.