Изучение структуры и особенностей процесса мотивации

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

1.МЕЧТА КАК ЭЛЕМЕНТ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ; 1.1. Мотивация как процесс……………………………….5

1.2. Типы мотивации……………………………………………………….8

1.3. Изучение структуры и особенностей процесса мотивации……….9

1.4.Структура мотивационной сферы личности………………………….11

1.5.Мотивационная установка……………………………………………..14

1.6. Мечта как разновидность мотивационной установки……………….19

Выводы…..…………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………25

 

 

Введение

Актуальность исследования. Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии. Для чего нам необходимо изучение мотивации? Наверное, многим знакома книга Д.Карнеги[13]: «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет одна основная мысль: единственная возможность заставить человека сделать чего-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Для человека, стремящегося к успеху,интерес к решению задачи возрастает после неудачного ее решения, а для человека, ориентированного на неудачу интерес падает и возникает тенденция избегания этой задачи, желание больше к ней никогда не возвращаться. Ориентированные на успех люди, будь то взрослые, дети, школьники, полнее реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей, т.к. более активно учатся на своих ошибках, отказываются от гипотез, как только убедятся в их несостоятельности, и быстрее находят оптимальные решения.
Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.

Мечта как элемент мотивационной структуры личности- особый вид воображения, заветное желание, исполнение которого часто сулит счастье. Можно сказать, что мечта – это некое личное видение, то, что придает людям импульс развития, смысл и значение повседневной деятельности, вносит ясность в представление своих целей. По моему мнению, мечта очень сильно влияет на мотивацию и поведение. У каждого человека в жизни есть желания, есть мечты. Мечта – это шаг к будущему, шаг к будущему, в котором человек желает жить. Однако у многих эти желания и мечты так и остаются мечтами. Почему же так происходит? Попробуем разобраться.

Объектом исследования является мечта как элемент мотивационной структуры личности.
Предметом исследования является мечта как мотивация.

4 стр., 1907 слов

1.Диагностика мотивационной структуры личности

мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Под мотивацией понимаютсяпобуждения, вызывающие активность и определяющие её направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Поскольку мотивация ...

Гипотеза исследования: существует зависимость между мечтой и мотивацией в мотивационной структуре личности. Выдвинем предположение, что мечта, характерная для индивида и предопределяющая его поведение и деятельность может оказывать влияние на качественное формирование мотивационной сферы.
Цель исследования: Изучить мечту как особенности формирования мотивационной сферы личности.

Задачи исследования: изучить и теоретически исследовать мечту как особенности формирования мотивационной сферы личности.

 

МЕЧТА КАК ЭЛЕМЕНТ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Мотивация как процесс.

Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом – как совокупность мотивов. В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. И так далее. Для однозначности восприятия понятия «мотивация» в данном тексте будем рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Довольно часто психологи в своих теоретических работах пытаются рассмотреть отдельно мотивацию внешнюю – экстринсивную и внутреннюю – интринсивную. Но на практике человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. То есть на внутреннюю мотивацию оказывают влияние внешние факторы. Говоря о внешней мотивации необходимо принять во внимание, что обстоятельства, условия, ситуации приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания.
Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние. В.Г.Асеев[2] считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. При положительной мотивации у человека возникает побуждение к непосредственной реализации потребности. Отрицательная мотивация, напротив, выступает как самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности.
Например, нахождение рядом с объектом своего влечения может вызвать как положительную мотивацию, так и отрицательную (в случаи неразделенной любви).

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.
Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.
Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия – определение целей действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
· что я должен получить, чтобы устранить потребность;
· что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
· в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
· насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
Четвертая стадия – осуществление действия.

9 стр., 4251 слов

Мотивация и потребности человека

... предложений по совершенствованию систем мотивации. Задание 2. «Мотивация и потребности человека» Глава 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу 1.1 Теория мотивации А. Маслоу Известный американский ... 1. "Мотивация и потребности человека" Глава 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу 1.1 Теория мотивации А. Маслоу 1.2 Физиологические потребности 1.3 Потребность в безопасности ...

На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

2 стр., 880 слов

Мотивация поведения: потребности и мотивы

... : «Мотивация поведения: потребности и мотивы». Цель исследования: изучить такие компоненты мотивационной сферы человека, как потребности и мотивы. Объект исследования: мотивационная сфера человека. Предмет исследования: потребности и мотивы как основные компоненты мотивационной сферы человека. Задачи ...

Вывод: Следуя из вышеуказанной схемы, мы можем представить процесс мотивации в виде 6 стадий, чтобы быть чем-либо мотивированным, у человека в первую очередь должна возникнуть потребность в этом,

затем он находит пути ее достижения, достигает своей цели или не достигает, от чего и будет зависеть его дальнейшая потребность или непотребность в мотивации; если результат не удовлетворит потребностей-мотивация слабеет и наоборот. В случае полного достижения цели и удовлетворения, человек либо прекратит деятельность, либо, мотивированный предыдущим достижением будет ставить новые цели, в случае если потребность не удовлетворена ,человек будет искать новые пути ее достижения, но только в том случае если мотивация останется столь же стойкой как и в начале возникновения у человека его потребности .

Типы мотивации

Работники при оценивании их работы переживают чувство справедливости или несправедливости. Это во многом зависит от того, какова структура их мотивации по отношению к работе.
Типы мотивации, по мнению доктора экономических наук Ю.Д. Красовского[14] бывают:
· Стремление к творческой самореализации (работник ценит в работе возможность реализовать свой потенциал, раскрыть себя, получить удовлетворение от профессионального роста).

Для таких важно социальное признание их профессиональных успехов. При отсутствии признания приходит разочарование.
· Чувство долга по отношению к работе. Работник отдает себя всего, но если руководитель не ценит его преданности, то может возникнуть горькое разочарование
· Обеспечение достатка. Работает ради денег. Прагматический подход. Если недооценили и недоплатили, может «выступить» в защиту своих прав. За «хорошие» деньги готов терпеть порой даже унижения.
· Карьера. Работает ради карьеры. Фирма как условие и возможность построения карьеры. Если не получается, то «выжмет» из работы все, что требуется для себя. Не очень чувствителен к оценкам, т.к. для него важно продержаться в организации какое – то время для накопления профессионального опыта.

Изучение структуры и особенностей процесса мотивации

Мотивы, потребности, цели – как основные составляющие мотивационной сферы личности.
Прежде чем начать рассмотрение мотивационной сферы личности необходимо конкретизировать такие явления как «мотив», «мотивация» и описать основные понятия этих явлений, которые используются в данной курсовой работе.
Основная сложность в изучении мотивации и мотивов человека связана с тем, что нет единства взглядов на данную проблему, как в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев[1], В.К. Вилюнас[6], В.Г. Асеев[2], Д.Н. Узнадзе[3], П.М. Якобсон[4], Е.П. Ильин[5]), так и в зарубежной (Дж. Аткинсон[15], Г. Холл[12], А. Маслоу[7], и др.).

8 стр., 3538 слов

Развитие мотивов учения и поведения в разные возрастные периоды

... фактор регуляции активности личности, ее поведения и обучения представляет исключительный интерес для всех людей. Никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком (социально-педагогическое взаимодействие ... нейтральное и положительное [5, 28]. Важным элементом мотивационной сферы являются цели, которые обеспечивают реализацию мотивов. Мотивы соотносятся с учебной деятельностью в целом, а ...

Прежде всего, возникает терминологическая неясность. Во многих трудах такие термины как «мотив», «потребности», «установки», «намерения», «побуждения» и д.р. употребляются со знаком равенства и вносят некоторую несогласованность в процесс изучения мотивации и мотивов. Как верно замечает Е.П. Ильин, принятие разными авторами за мотив различных психологических феноменов приводит одних к ᴨȇссимизму и отказу изучать мотивы как психологическое явление, а других — к выбору наиболее удобной для той или иной научной дисциплины трактовки мотива.
В данной курсовой работе будет рассмотрена концепция, предложенная Е.П. Ильиным[5], что решение вопроса о сущности мотива как основания и побудителя активности человека возможно лишь при объединении существующих взглядов в единой и непротиворечивой концепции. И неслучайно в последние годы все более отчетливо выкристаллизовывается мысль, что детерминация поведения и деятельности обусловливается не просто разрозненными факторами, а их совокупностью, каждый из котоҏыҳ выполняет в целостном процессе детерминации свои определенные функции. Отсюда и мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование.

Вывод:В исследовании вопросов мотивов и мотиваций до сих пор не существует единого мнения, единого положения, термина. В этом заключается ключевая проблема изучения этих понятий. В различных работах используются определения более подходящие под мнение исследователя, что выражает его приверженность к определенному положению.

Риск для исследователя состоит в том, что это положение может

окажется ошибочным, а значит и результат будет неверным, ошибочным.

В своей работе я так же «пойду на риск» , взяв за ключевое положение

2 стр., 786 слов

Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения

Невербальные индикаторы психологического состояния личности Для проницательного человека важнейшие невербальные компоненты общения — мимика, жесты и пантомима, которые, будучи в высочайшей степени информативными, способны сообщить окружающим зачастую больше, чем сказано. Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения ...

концепцию Е.П. Ильина ,на которой будет построена основа данной

работы и сделаны соответствующие конечные выводы.

Структура мотивационной сферы личности

Структура мотивационной сферы характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредованных потребностей и все большей их иерархизацией. С возрастом растет также устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в жизни и поведении человека. Характер доминирующих мотивов зависит прежде всего от биографии человека и его воспитания. Устойчивые доминирующие мотивы поведения приобретают для человека ведущее значение и тем самым подчиняют себе все другие его мотивы. Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее развитой ее форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей-представлений, понятий, идей, становящихся доминирующими мотивами поведения.

Цели, поставленные человеком, способны подчинить себе непосредственные побуждения, что определяет волевой характер поведения человека. Но когда усвоенные ценности приобретают силу непосредственных побуждений, они могут непроизвольно подчинять себе все другие его побуждения, в том числе и не осознаваемые им самим. В этом случае можно говорить о гармонической структуре мотивационной сферы человека, а следовательно, и о гармонической структуре его личности.

Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему строению и содержанию стали доминирующими.

Итак, потребность непосредственно побуждает индивида к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она, таким образом, является внутренним стимулом его поведения и деятельности. Первоначально потребность вызывает ненаправленную активность индивида, связанную с неосознанным поиском своего удовлетворения, когда же предмет найден, активность индивида приобретает целенаправленный характер. Потребности лежат в основе всех других побудителей поведения, в том числе и самых высоких, характерных только для человека.

Мотивы представляют собой род побудителей человеческого поведения. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания.

5 стр., 2242 слов

Потребности и мотивы личности

... потребностей, мотивации и мотивов поведения человека. Более 70 таких методик представлены в книге (Ильин Е.П., 2002). - методика «Диагностика мотивационной структуры личности», - методика «Направленности личности», - методика «Потребность ... инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности. Когниция - любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды ...

Формирование специфически человеческих побудителей поведения ставит человека в совершенно новые взаимоотношения с окружающей действительностью. Эти взаимоотношения характеризуются тем, что человек перестает лишь приспосабливаться к обстоятельствам, а начинает вмешиваться в них, «творить самого себя» и эти обстоятельства.

Под развитием мотивационной сферыможно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. В процессе жизни какие-то мотивы приобретают первенствующее значение, другие отходят на второй план. По мере развития личности какие-то мотивы начинают доминировать, подчиняя себе действия всех остальных. У одних людей доминирующие мотивы имеют относительно устойчивый характер; у других они легко меняются в процессе жизни.

Иерархические структуры мотивов у ребенка складываются очень рано. Вначале они основаны на доминировании непосредственных побуждений, подчиняющих себе все другие мотивы (структуры первого вида).

Характеризуются доминированием органических потребностей (пищевых, половых, двигательных) или небиологических потребностей (любовь к искусству, семье, нравственные чувства).

Мотивационная структура второго вида имеет произвольный характер. Она предполагает наличие у человека идей, ставших мотивами поведения. Организованная таким образом мотивационная сфера составляет основу зрелой личности. Эта структура дает субъекту возможность управлять своим поведением и быть относительно независимым от внешних влияний. По мере развития личности эти мотивы становятся непосредственно действующими потребностями.

Мотивационная структура такого типа возникает лишь на основе опыта, приобретаемого субъектом, в процессе его развития. Произвольная или непроизвольная иерархия мотивов и создает направленность его личности.

Направленность личности является показателем наличия устойчивости иерархической структуры мотивов.

Существует и так называемая ситуативная направленность, связанная с удовлетворением каких-либо жизненно важных потребностей.

Потребности же, определяющие направленность личности, практически ненасыщаемы. Они действуют все время, определяя и все остальные потребности, и в частности — способы их удовлетворения. Различают три вида направленности: коллективистскую, личную и деловую.

Личная направленностьимеется тогда, когда в системе мотивов преобладают мотивы собственного благополучия.

Если поступки человека определяются в основном интересами других людей, т.е. преобладают коллективистские мотивы, мы говорим об общественной направленности.

Если интересы дела преобладают над всеми другими, можно говорить о деловой направленности.

Конечно, доминирование или преобладание — величина статистическая и сама относительна, но даже ее относительная устойчивость — это уже новое качество мотивационной сферы.

Вывод:

Следуя их вышесказанного можно сделать вывод , что доминирующие мотивы личности зависят от воспитания человека и его биографии, что мотивами могут стать его моральные ценности, идеи, чувства, представления. Потребность в чем-либо побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение его потребностей, что является стимулом для поведения и деятельности, а развитие мотивационной сферы предусматривает развитие и изменение иерархичности мотивов человека. Существует три вида направления мотивов личности: На себя ,на общество и деловая направленность, доминировать будет та, что является для человека первоочередной.

Таким образом человек определяет наиболее важные для него направления и цели. Происходит развитие и изменение самих мотивов.

Мотивационная установка

Мотива́ция (от латин. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

А. Н. Леонтьев[1] выделяет две основные функции мотивов: побуждениеисмыслообразование.Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Другие, выполняя роль побудительных факторов — порой остро эмоциональных, аффективных, — лишены смыслообразующей функции; такие мотивы А. Н. Леонтьев[1] назвал мотивами-стимулами.

В современной психологии термином «мотив» (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания, жизненные цели и идеалы. А. Н. Леонтьев[1] считал, что мотивы деятельности определяются потребностями личности. В потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом.

Мотивационная установка – это постоянно существующее психологическое состояние человека, побуждающее его на достижение тех или иных целей.

Мечта связана с наличием у человека мотивационной установки. При достижении запланированного результата и удовлетворении потребности мотив теряет свою актуальность, но закрепляется в долговременной памяти как опыт. Мотив становится «знаемым», как и его компоненты — потребности и цели, а также пути их достиже­ния. По мере развития личности возникает своеобразный «мотивационный банк данных», хранящий в долговременной памяти основные и регулярно возникающие потребности, средства и способы их удовлетворения и получавшийсяпри этом эмо­циональный фон. В зависимости от знака последнего (положительных или отрица­тельных эмоций) пережитая потребность с объектом ее удовлетворения может стать ценностью или антиценностью для данного человека; он не прочь при каждом удобном случае актуализировать положительные ситуации либо, наоборот, устра­нять ситуации, провоцирующие актуализацию негативных потребностей и способов их удовлетворения.

Часто, однако, цель не достигается, и потребность остается не удовлетворен­ной. Причинами этого могут быть блокирование путей достижения цели (запре­ты), отстутствие предмета удовлетворения потребности, откладывание по каким-то причинам достижения цели (например, потому что в данный момент человеку некогда или складывается неподходящая ситуация), насильственное прерывание деятельности, ведущей к ее достижению (реализации намеченного).

Все это мо­жет приводить к трем вариантам. При первом варианте мотив «затухает» либо ес­тественным путем (феномен забывания намерений по 3. Фрейду[16]), при втором — появляется более сильная потребность, которая подавляет по механизму доминан­ты прежнюю. При третьем варианте потребность остается и требует своего удовлетворения. Этот вариант изучался в психологической школе К. Левина[17]. Было по­казано, что нерешенные задания образуют напряжение, которое привязывает человека к данной деятельности до тех пор, пока проблема не будет решена. Так, например, многие дети, которым не дали закончить урок (или игру), возвращались к прерванному занятию без всякого внешнего понуждения, несмотря на сложности задания (причем при таком перерыве происходила лучшая фиксация урока в памя­ти, чем без перерыва).

Эти эксперименты объясняют и многие случаи, связанные с решением повседневных «задач». Возникающее у человека напряжение в связи с неудовлетворением потребности способствует закреплению в памяти сформированного намерения. У человека остается понимание необходимости удовлетворения потребности, до­стижения цели. Однако при этом мотив видоизменяется, трансформируется в новое психологическое образование — мотивационную установку; чем дольше она не реализуется, тем все более снижается острота переживания потребности, а следо­вательно снижается побудительное напряжение (правда, это не относится к виталь­ным потребностям — в пище, воде, воздухе, на удовлетворение которых тем больше направлены мысли человека, чем дольше они не удовлетворяются).

Мотивационная установка — это задание для себя, запланированное, но отсро­ченное, или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуа­ции, повода. Ее можно рассматривать как латентное(скрытое) состояние готовности к удов­летворению потребности, реализации намерения (наподобие того, как пламя «пе­реходит» в тлеющие угли, но, стоит только подбросить дров, как вспыхивает вновь).

Мотивационная установка может возникать и без неудачных попыток достичь цели как долговременное намерение (замысел).

При этом мотивационная установ­ка-намерение может проявляться в различных формах: в виде принятого задания, взятого обязательства, данного обещания, мечты.

В ряде случаев мотивационная установка превращается в навязчивую идею, в частности — при возникновении пристрастия к чему-нибудь (курению, спиртному, наркотикам).

Тогда человек ищет любой повод и предлог, чтобы удовлетворить свою страсть (повод — это обстоятельство, способное быть основанием совершения по­ступка, действия; его следует отличать от предлога, т. е. от внешнего обстоятель­ства, которое человек использует для своего оправдания при нарушении им нрав­ственных и общественных норм поведения, внешних запретов и т. п.).

К навязчивым мативационным установкам можно отнести и страсть к коллек­ционированию, фанатичное «боление» за любимую футбольную команду или рок-группу и т. д. В этом случае можно говорить о том, что мотивационная установка превратилась в направленность личности или, при меньшей выраженности, в ин­терес.

Намерение как мотивационная установка, по существу, понимается и Л. И. Божович[11]. Напомним, что, согласно ее точке зрения, намерения форми­руются, во-первых, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, во-вторых, когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосред­ственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих собственной по­будительной силы. В этом случае возникшее у человека намерение выступает в ка­честве побудителя действий, направленных на достижение промежуточных целей. Здесь, очевидно, подходит пример, описываемый А. Н. Леонтьевым[1], с зарабатыва­нием денег для удовлетворения имеющихся потребностей: деньги не удовлетворя­ют потребности непосредственно, а лишь служат для приобретения предметов удов­летворения потребностей. Работа для зарабатывания денег побуждается намерени­ем, но при этом у человека может отсутствовать желание (потребность) работать. Намерение базируется на понимании необходимости, долженствования.

Побудительная сила намерения, пишет далее Л. И. Божович[11], является синтезом двух образующих: влияния непосредственной потребности и воздействия интеллек­туальной активности, посредством которой человеком осознаются средства, позво­ляющие достичь удовлетворения потребности. Следовательно, намерение представ­ляет собой возникающее в процессе психического развития человека новое функци­ональное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные и интеллектуальные компоненты.

Побуждения, идущие от намерения, обладают теми же динамическими свой­ствами (силой, напряженностью и другими), что и побуждения, идущие непосред­ственно от потребности. Человек, побуждаемый принятым намерением, может дей­ствовать даже вопреки непосредственному желанию. Таким образом, заключает Л. И. Божовйч[11], намерение организует поведение человека, позволяет ему произ­вольно действовать с целью удовлетворения потребностей.

Вывод:

Итак, мотивационная установка — это задание для себя, запланированное, но отсро­ченное, или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуа­ции, повода. Ее можно рассматривать как скрытое состояние готовности к удов­летворению потребности.

В ряде случаев мотивационная установка превращается в навязчивую идею, в частности — при возникновении пристрастия к чему-нибудь. В этом случае можно говорить о том, что мотивационная установка превратилась в направленность личности или, при меньшей выраженности, в ин­терес.

Таким образом, мотивационная установка является тем психологическим обра­зованием, которое рядом авторов (В. Г. Асеев[2], В. И. Ковалев[18]) относится к потенци­альным мотивам, которые сформировались, но не проявляются в данный момент.

Мечта как разновидность мотивационной установки

Одним из психологических образований, относящихся к мотиваци­онной сфере человека, является мечта. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мечта определяется как предмет желаний, стремлений, мысленно представляемый, воображаемый. Однако такое понимание мечты не подчеркивает ее специфики по сравнению с другими видами желаний.

К. К. Платонов[8], по существу, повторил эту трактовку, когда написал, что мечта — это воображение, создающее образы желанного. В других психологиче­ских словарях этот феномен вообще не упоминается. Отсюда можно сделать вы­вод, что по каким-то причинам психологи предпочитают не касаться его. Возмож­но, они находятся еще под влиянием прежнего отношения к мечте, когда, напри­мер, известный французский психолог Т. Рибо[19] смотрел на нее как на своего рода пустоцвет, появляющийся на древе творческого воображения, когда оно «за­гнивает» вследствие бессилия воли человека. По его мнению, мечта — удел сенти­ментальных, а действительно страстные люди мечтателями не бывают.

В зарубежной литературе сущность и функции мечты рассматриваются с психо­аналитических и бихевиористских позиций как замещение реального действия, по­ведения, как способ уйти от реального совершения того, что связано со слишком большим риском или трудом. Это способ «спустить пары» своих излишне горячих стремлений. С. Фешбах[20], например, показал, что после «агрес­сивных» мечтаний реальная агрессивность уменьшается. Таким образом, в запад­ной психологии мечта понимается как способ разрядки возникшего потребностного напряжения, как квазиудовлетворение потребности. Как отмечает Б. И. Додонов[9], это зауженное понимание мечты и ее роли. Конечно, мечтание иногда помо­гает человеку отступить от цели, заменить реальное действие воображаемым, но в то же время оно дает возможность удерживать цель, так как в процессе мечтания создаются внутренние модели «потребного будущего» (по Н. А. Бернштейну[10]), кото­рые обладают большой побуждающей силой. Именно это и позволяет относить меч­ту к мотивационной сфере личности, рассматривать ее как вид мотивационной уста­новки.

Б. И. Додонов[9] выделяет следующие характеристики мечты: она всегда проявля­ется в воображении, рождая образы желаемого будущего; она имеет яркую эмоци­ональную окраску; она осознанна и прочно закреплена в личности, т. е. обладает устойчивостью. Это одобряемое самим субъектом желание, всесторонне оценен­ное личностью, сопоставленное с другими ее стремлениями.

Тесная связь мечты с воображением привела к тому, что она рассматривается многими психологами как вид воображения, но не мотивации. Конечно, для этого есть основания; мечтая, человек не только планирует пути удовлетворения потреб­ности (по Б. И. Додонову[9], это мечта-план), но и проигрывает в уме выполнение са­мой деятельности, поведенческий акт, т. е. мысленно как бы выходит за границы мотива, часто получая удовольствие от воображаемой активности. Неслучайно, как мы уже отмечали, в западной психологии мечта рассматривается как своеобразный способ разрядки нестерпимого эмоционального напряжения (Т. Шибутани[21]) и выполняет, следовательно., функцию компенсации, когда реальная деятельность (по­веденческий акт) по каким-то причинам невозможна. В результате мечта способ­ствует, как пишет Т. Шибутани[21], поддержанию слабых надежд, смягчению чувства неполноценности или уменьшению каких-то обид.

Б. И. Додонов[9] выделяет в связи с этим мечту-игру, характерную для детей и подростков, у которых предмет желаний часто бывает настолько нереальным, что его недостижимость осознают даже сами мечтатели (по сути, речь идет о фантазии, грезах).

Чаще всего дети и подростки прибегают к таким мечтам ради самоутешения или «самоуслаждения». Однако мечты-грезы могут быть и у взрослых. В советской педагогике и психологии к грезам отношение было отрицательным как к пустой, бесплодной, необоснованной мечтательности, расслабляющей человека, заменяющей ему жизнь в реальном мире жизнью в воображении, в мире грез, отрывающей от созидательного труда на благо своей страны. Б. И. Додонов[9] указывает на неправомерность такого отношения к фантазированию. Он отмечает, что в детском, подростковом и юношеском возрасте фантазирование является своеобразной игрой и необходимым элементом душевной жизни развивающейся личности. Почти каждый человек проходит в своем развитии через эту стадию наивного мечтательства (вспомним; плох тот солдат, который не мечтает стать генералом).

Важно, чтобы с возрастом мечта-игра (фантазия) перера­стала в мечту-план, т. е. в мотивационную установку. И в этом можно видеть одну из важных задач педагогов и родителей. По сути, мечтая, ребенок учится строить мотив, т. е. находить пути и средства удовлетворения потребности. Мечтание — это Упражнение в мотивации.

Поэтому мечту можно рассматривать во многих случаях, особенно у юношей и взрослых, как положительно эмоционально окрашенную долговременную мотивационную установку, направленную, как и мотив, в будущее, но лишен­ную непосредственного побуждения. Неслучайно и Б. И. Додонов[9] попытался связать мечту с фиксированной установкой, вырабатываемой с помощью вообра­жения. Кроме того, он отмечает, что мечта может появляться и при недостатке эмоций, а не только при их избытке. Она становится как бы своеобразным эмоци­ональным переживанием; переживая, субъект стремится доставить себе удоволь­ствие.

Так или иначе, мечтание сказывается на поведении человека, т. е. помимо ком­пенсаторной, насыщающей эмоциями функции мечта обладает и побуждающей фун­кцией.

Чего не хватает людям для того, чтобы самостоятельно перевести мечту в реальную предметную плоскость?

Первое, это ее отсутствие. Четкое представление для себя чего ты хочешь в жизни добиться, в каких условиях жить, чем заниматься.

Второе, ее иллюзорность, т.е. описание своих мечтаний в виде неких абстракций, без четкой собственной «картинки» — соответственно не понятно куда и как идти. Люди живут абстрактными иллюзиями – например, хочу быть счастливым. А что такое быть счастливым с его личных позиций?! Иметь троих детей, красивый дом на берегу моря, интересную работу (где, в качестве кого и т.д.), какой круг общение, и т.д.

Мечта должна быть «овеществлена» — т.е. есть конкретные «измерители» то, что можно «потрогать». Их наличие позволяет человеку точно понимать двигается ли он к своей мечте и когда она свершится. А дальше цикл повторяется – у человека появляется новая мечта.

Необходимо прочувствовать реальность воплощения мечты, понять какие шаги приведут к нужному результату.

Третье, это преобладание мотивации избегания негатива – а вдруг будет «больно», «а вдруг я не правильно думаю», «а вдруг не получится», «а что, если про меня буду плохо думать» и т.д. В результате боязнь пробовать вообще что-нибудь делать.

И, конечно же, самое главное, мечта в один день или за один раз не воплощается. Нужно каждый день делать маленькие шаги в реализации собственных мечтаний без оглядки на критику людей, получая удовольствие уже от самого движения к собственной мечте. А много ли у нас людей готовых к этому?

В каждом человеке одновременно живут Мечтатель, Реалист и Критик. Если доминирует Мечтатель, человек фонтанирует замыслами, идеями, мечтами, но они так и остаются нереализованными.

Если чаще всего человек действует с позиции Реалиста, то он умеет реализовывать идеи, обладает терпением, настойчивостью и умеет четко выполнять поставленные задачи. Но тут возникает вопрос: чьи идеи он реализовывает – свои или чужие?

И, наконец, если доминирует Критик, такому человеку с успехом удается зарубать на корню как свои, так и чужие идеи.

Если же человеку удается в разных ситуациях попеременно виртуозно играть роли Мечтателя, Критика и Реалиста, если каждый из этих персонажей на равных участвует в принятии решений, такому человеку успех в жизни обеспечен.

 

 

Выводы

Итак, существует зависимость между мечтой и мотивацией в мотивационной структуре личности. Мечта, характерная для индивида и предопределяющая его поведение и деятельность может оказывать влияние на качественное формирование мотивационной сферы. Так или иначе, мечтание сказывается на поведении человека, т. е. помимо ком­пенсаторной, насыщающей эмоциями функции мечта обладает и побуждающей фун­кцией.

Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое движение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения, обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя тем самым процесс их предметного воплощения.

 

Список литературы:

1. А. Н. Леонтьев (http://txtb.ru/132/8.html)

2. В. Г. Асеев (fdnulpm.besaba.com/…/715-aseev-v-g-motivacija-povedenija-i-formirov…)

3. Узнадзе (http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/teoriya-ustanovki-uznadze/)

4. П. М. Якобсон (http://lib.convdocs.org/docs/index-99614.html)

5. Е. П. Ильин (http://www.litmir.net/br/?b=172878)

6. В. К. Вилюнас (http://www.koob.ru/viliunas/psihologicheskie_aspekti_motivacii_cheloveka)

7. А. Маслоу )

8. Д. П. Платонов )

9. Б. И. Додонов )

10. Н. А. Бернштейн (http://tululu.org/a2387/)

11. Л. И. Божович (http://www.twirpx.com/file/901684/)

12. Холл (http://medpred.ru/forum/index.php?topic=5105.430;wap2)

13. Карнегги )

14. Ю. Д. Красовский (ru.wikipedia.org/wiki/Организационное_поведение)

15. Аткинсон (http://psihologia.biz/truda-injenernaya-psihologiya/model-vyibora-riska-23538.html)

16. З. Фрейд (http://скст.рф/study/chel/chel14.shtml)

17. К. Левин (http://www.koob.ru/lewin_kurt/)

18. В. К. Коваль (http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-psihologicheskaya-spetsifika-formirovaniya-motiva-vybora-professii-psihologa-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy)

19. Рибо )

20. К . Фешбах (http://www.e-reading.ws/djvureader.php/114097/328/Makklelland_-_Motivaciya_cheloveka.html)

21. Т. Шибутани (http://www.litmir.net/br/?b=172878&p=50)