Особенности проведения оценочной беседы1.
… При оценке руководителей всех звеньев управления применяют различные методы, одним из которых является беседа. Это — особый инструмент отбора, носящий психологический характер. Согласно зарубежным исследованиям, применение структурированного интервью со стандартизированными вопросами и ответами повышает точность данного метода.
Для проведения оценочной беседы психологи предлагают рекомендации, среди которых выделяются: а) пожелание не увлекаться монологами; б) не доминировать в разговоре; в) проявлять искреннюю заинтересованность в собеседнике; г) не увлекаться «позами»; д) никогда не ущемлять чувство собственного достоинства оцениваемого лица.
Беседа … это сложный процесс, требующий комплексного подхода. На начальной стадии беседы руководители часто пользуются интуитивными, то есть не поддающимися логическому описанию методами оценки людей, которые пытаются оставить о себе хорошее впечатление с помощью различных средств: вербальных (то есть словесных), а также невербальных (мимики, жестов, голосовых модуляций и др.).
Поэтому руководители (или эксперты, которых в ряде случаев приглашают для оценки кандидатов на должность) могут ошибаться, поскольку при восприятии человека могут иметь место определенные искажения.
Важным методическим правилом проведения ознакомительной беседы является психологическая настройка на беседу, исключая переживания и установки, оказывающие отрицательное влияние на этот процесс. Недопустимым для руководителя является проявление эмоций типа «симпатии-антипатии». Не рекомендуется проводить ознакомительную беседу с претендентом на должность без предварительной подготовки, то есть спонтанно. Успех ее зависит также от умения четко ставить вопросы руководителем.
Если контакт в беседе установлен правильно, тогда руководитель вправе задавать прямые вопросы, однако если этого не получилось, то используются косвенные побуждения и высказывания. По ходу беседы необязательно получать от кандидата на должность только ответы типа «да» или «нет». Между вопросами обычно идут паузы, которые с психологических позиций расценивают как приемы побуждения к дальнейшим высказываниям. Но часто применять их не следует, так как это приводит к возникновению тревоги у кандидата на должность.
Организация труда руководителя 3
... с группой. Чтобы остаться лидером при сотрудничестве, руководитель должен уметь выполнять функции инициатора (постановка задачи, принятие решения, консультации, проведение собрания), представителя (ведение переговоров с остальной ... коллектива, над ним появляется начальник (а иногда и не один), а точнее руководитель. Руководитель - человек, который направляет, помогает не сбиться с пути, идти к точно ...
Однако результаты оценочной беседы не следует переоценивать, так как применение только одной беседы не дает возможности оценить другое лицо. В методическом плане психологи рекомендуют также обратить серьезное внимание на ряд факторов, характеризующих поведение оцениваемого лица.
К таким факторам относятся:
1. Речь (особенности словарного запаса, грамотность в изложении мыслей, скорость высказываний.
2. Позиция, занятая в общении (доминирование или пассивная уступчивость, стремление к инициативе).
3. Навязчивость или заинтересованность предметом разговора, отношение к разговору.
4. Настойчивость в обсуждении заданной темы или уход от нее.
5. Место слова «Я» в разговоре.
6. Изменчивость поведения на различных этапах беседы.
7. Дистанция в процессе беседы.
8. Быстрота изменения мнения под влиянием собеседника.
9. Манера слушания.
10. Непринужденность или скованность поведения, умение разыграть выбранную роль.
11. Реакция на похвалу, лесть.
1Розанова В.А. Психология управлния. – М., 2003.