Ответы к ГОС экзамену по психологии

Ответы к ГОС экзамену

Блок 1.

1. Психология как наука: предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии.

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Объект изучения – явления и процессы, которые исследует психология.

Предметом изучения является специфика формирования, развития и проявления этих процессов и явлений.

Задачи:

1. обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирования психики, поведения и деятельности.

2. дает универсальное знание, позволяющее адекватно объяснить результаты отражения сознанием человека воздействий, окружающей материальной и обществ. среды.

3. раскрывает внутренний духовный и психический мир людей

4. закладывает основы для изучения человека как существа действующего, преобразующего окружающую действительность с целью удовлетворения своих потребностей.

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими науками, естественными и социальными. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки. Согласно классификации наук психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн)

К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное и систематическое отслеживание каких-либо процессов в естественных условиях с целью исследования.

Виды наблюдения:

внешнее (путем прямого наблюдения),

внутреннее (самонаблюдение),

свободное (не имеет рамок, может менять объект или предмет наблюдения),

3 стр., 1173 слов

Задачи развития – формирование целостной идентичности (образа «Я») на фоне обострения противоречий: физиологическое развитие, социальное развитие, половое

Тема № 6: Младший школьник. Задачи развития –развивать умение учиться, формирование внутренней позиции. ССР – усвоение знаний и культурного опыта, возможность научения под руководством взрослых. Ведущая деятельность – учение + труд в семье. Психические новообразования: - произвольность психических процессов –способность к действиям во внутреннем плане, планирование этих действий в уме и ...

стандартизированное (заранее четко оговорен план наблюдения)

включенное (исследователь в качестве непосредственного участника процесса, за которым он наблюдает)

стороннее (без личного участия наблюдателя в процессе).

Эксперимент – целенаправленное и продуманное создание искусственных ситуаций.

Виды:

Естественный – проводится в обычных жизненных условиях;

Лабораторный – предполагает создание искусственной ситуации.

Кроме вышеперечисленных основных методов применяются методы вспомогательные: беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности

2. Понятие о психике человека. Основные формы проявления психики человека их взаимосвязь.

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Структура психики:

Выделяют три группы психических явлений:

1) психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений

2) психические состояния — это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. д.

3) психические свойства — это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

3. Человек, личность, индивид, индивидуальность: общее и различное в содержании этих понятий. Системно-структурное представление о личности, ее свойства и состояние.

Индивид – родовая принадлежность к человеческому роду, потенциальный человек.

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

25. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества. ...

Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, соц. группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуальными психическими особенностями.

Индивидуальность – неповторимое сочетание умственных, эмоциональных, волевых качеств личности и ее своеобразие.

индивидом – рождаются

Личностью – становятся

Индивидуальность — отстаивают

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Существует прямая связь между схемой поведения человека и состоянием его психики, что и позволило Э. Берну выделить типичное состояние сознания. Согласно его концепции, человек проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на различных стереотипах.

Структура личности характеризуется наличием трех состояний Я: Родитель, Ребенок , Взрослый.

Каждое из этих состояний актуализируется в сознании личности и проявляется в поведении.

«Родитель» — психологическое состояние, когда человек возвращается в прошлое стереотипом поведения и мышления, усвоенным от родителей. Родителя проявляется двояко: как критическое и заботливое.

«Ребенок» — психологическое состояние, когда человек возвращается в прошлое к стереотипам поведения и мышлением, усвоенным в детстве. Это «я – эмоциональное», это творческое начало личности, это поведение либо благополучного непосредственного ребенка, либо неблагополучного капризного. Ребенок проявляет себя в трех состояниях: свободном, приспосабливающемся, бунтарском.

2 стр., 779 слов

Понятие "личность", его соотношение с понятиями "индивид", "индивидуальность"

... социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в ... нравственный. Т.о. происходит своеобразная оценка человека, которая часто носит субъективный характер. Понятие человека шире понятия Л. Человеком рождаются, а Л становятся в процессе воспитания ...

«Взрослый» — психологическое состояние, когда человек не возвращается в прошлое, а действует по принципу «здесь» и «теперь». «Взрослый» — это рациональный компромисс между спонтанным «хочу» исходящим от ребенка и соционально – детерминированным «нельзя», исходящим от родителя.

К свойствам личности относятся:

Способности — индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки — убеждения и отношения людей.

4. Направленность личности. Понятие об интересах, убеждениях, целях личности. Установка, ценностные ориентации, идеалы. Мировоззрение.

Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Наиболее исследована учеными такая форма направленности личности, как интерес. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребность. Интересы имеют тенденцию развиваться. Удовлетворение одного интереса обычно ведет к появлению новых.

4 стр., 1583 слов

Лекция 4 тема : личность и межличностные отношения

... ОТНОШЕНИЙ ( СИСТЕМА СЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ). СОДЕРЖАНИЕМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ВИД ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, Т.Е. ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА ... ПОТРЕБНОСТИ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ. ИСТОЧНИКАМИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ : АКТИВНОСТЬ САМОЙ ЛИЧНОСТИ, ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ... СЕБЕ. ИХ ФОРМИРОВАНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ХАРАКТЕРА ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ. РАННЕЕ ДЕТСТВО ...

Интересы бывают

-непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно;

-устойчивые и неустойчивые. Люди с устойчивыми интересами чаще добиваются успеха в деятельности, чем личности с неустойчивыми интересами;

-широкие и узкие. Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект.

Убеждение – это побуждение человека к определенной деятельности . Убеждать — это значит побуждать людей словом, делом, своим примером и целенаправленном организацией социальной сферы. Именно убеждения делают поведение целеустремленным и последовательным

Направленность личности является фундаментом, на котором формируются ее жизненные цели.

В течение жизни каждому человеку доводится осуществлять разнообразные виды деятельности. Каждая деятельность реализует определенную цель. Но цель отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данный момент жизни. Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Жизненная цель объединяет все частные цели, связанные с отдельными видами деятельности.

Установка — это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведения она и определяется. Образование установки предполагает вхождение субъекта в определённую ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она зависит от того, что субъективно значимо для индивида.

Идеалом применительно к социальному поведению называют образец, представление о наилучшем воплощении цели. Благодаря идеалам человек способен не только отражать окружающий мир, но и изменять его в соответствии с идеалами. Идеалы конкретного человека тесно связаны с системой его ценностей.

Ценностная ориентация личности представляет собой сложную сеть взаимодействий различных ценностей, где одни доминируют, являются ведущими для данного человека, другие служат для их достижения, третьи могут быть вовсе не активизированы

Мировоззрение — система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Мировоззрение проявляется во всем — в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение.

12 стр., 5580 слов

Психологическое явление трудовой деятельности человека

... себя превращение его способностей в одну из форм связи личности с обществом. Каждый человек обычно специализируется в достаточно узкой сфере деятельности. Более того, неоднократно ... делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. ·по характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. ·по продолжительности закрепления и ...

5. Общее понятие темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Т.е., речь идет об индивидуальных особенностях человека, которые являются врожденными, а не приобретенными.

Темперамент проявляется уже в раннем детстве, он относительно устойчив и слабо поддается воспитанию. Чаще всего встречается темперамент смешанного типа.

Холерик — личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый.

Меланхолик — неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.

Сангвиник — личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.

Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Интересен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.

3 стр., 1443 слов

Конфликт этики личности и этики характера

Московский городской университет управления правительства Москвы Факультет управления Кафедра философии Реферат по учебной дисциплине "Конфликтология" на тему: "Конфликт этики личности и этики характера" 2010 Содержание Ведение 1. Этика личности 2. Этика характера 3. Конфликт этики личности и этики характера 4. Последствия конфликта Заключение Список используемой литературы Ведение "Здоровье — ...

Индивидуальный стиль деятельности — индивидуальная система приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента, сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту.

Индивид. стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.

Он позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.

6.Характер как совокупность устойчивых черт личности. Структура характера. Типология характеров. Возрастные проявления характера.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определённых отношений человека к людям, к выполняемой работе.

Проявляется в деятельности, общении и придаёт человеческой деятельности специфический оттенок. В характере раскрывается содержание личности. Характер формируется в обществе. В отличие от темперамента, который является устойчивым, врождённым, черты характера приобретаются. На формирование черт характера влияют:

• взрослые, окружающие ребёнка (положение ребёнка в семье – отношение к ребёнку)

• сиблинговая позиция (положение ребёнка в семье – первый, второй, третий…)

• круг общения

• система убеждений

• психологические травмы, полученные до года

Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии. В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности.

В структуре характера выделяют 4 группы черт характера:

Отношение к деятельности

• трудолюбие

• леность

• организованность

Отношение к другим людям

• вежливость

• отзывчивость

• альтруизм

Отношение к себе

эгоизм

эгоцентризм

Отношение к вещам

• бережливость

• аккуратность

• жадность

Типология характера по Кречмеру:

1) Астенический – рост выше среднего, худой, слабо развита мускулатура. Оторваны от реальности, живут в собственном мире.

2) Атлетический – средний рост, крепкое телосложение, хорошо развита мускулатура. Спокойный, мало впечатлительный, мало развит в мимике и жестах, но бывают мелочны.

3) Пикнический – маленького роста, короткая шея, живот, жировая ткань. Общительный, деятельный, склонный к сопереживанию, морально не устойчив.

4) Дипластик – бесформенный, неправильное телосложение.

С возрастом человек постепенно избавляется от детских черт характера, отличающие поведение ребенка от поведения взрослого человека. Это, например, безответственность, капризность, эгоцентричность, плаксивость, детские страхи. Напротив, с возрастом человек приобретает новые положительные черты характера, и в его личности закрепляются специфические взрослые черты, такие, например, как умудренность опытом, терпимость, ответственность, разумность, расчетливость и другие. По мере накопления жизненного опыта у человека меняются взгляды на происходящее и отношение к нему. Это также влияет на характер человека.

Люди, которым 30 или 40 лет, еще живут в основном своим будущим, их активность, мысли и представления наполнены далеко идущими планами. Люди 50-летнего возраста проходят рубеж, на котором их сознание и реальная жизнь встречаются одновременно и с прошлым, и с будущим. Это означает, что их характер изменяется чтобы в наибольшей степени соответствовать интересам настоящего времени.

Люди, достигшие 60—70 лет, уже гораздо меньше думают о будущем, чем о настоящем и прошлом. Кроме того, многие люди в это время начинают испытывать физические недомогания, их работоспособность падает, характер меняется: появляются новые черты, например,размеренность, неторопливость, спокойствие, умиротворенность.

7. Общая характеристика структура способностей. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности обеспечивают быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение ЗУН.

Способности представляют собой совокупность психических

качеств, имеющих сложную структуру, и определяется требованиями конкретной

деятельности и является различной для разных видов деятельности. Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению.

Различают общие и специальные способности.

Общие способности – это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Специальные способности – это система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности. Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей.

Задатки — это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие основу формирования и развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Важно как можно раньше выявить задатки детей, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Индивидуальные различия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

8 Понятие эмоций. Квалификация и виды эмоциональных состояний. Основные функции эмоций.

В эмоциональной сфере наиболее ярко проявляются те или иные особенности человека, его отношение к себе, к своим близким, к друзьям. Эмоции способны существенно повлиять на течение других психических процессов, ускорить или замедлить мыслительную деятельность, сделать ее более продуктивной или наоборот.

Эмоциями называют особый класс свойственных личности психологических состояний, определенные переживания, которые выражают субъективное отношение человека к окружающему и к самому себе, на пути к удовлетворению своих потребностей.

Классификация: — В зависимости от силы, влияния на активность человека эмоции делят на стенические и астенические. Стенические – это те, что возбуждают, активируют (радость, гнев), а астенические, наоборот, подавляют активность, действуют угнетающе (страх, тоска).

— По степени интенсивности и продолжительности они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость).

— По субъективному переживанию эмоции можно разделить на две категории: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие.

— По содержанию эмоции можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относится гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др.

— В зависимости от глубины, интенсивности, длительности выделяются следующие виды эмоциональных состояний:

1. чувственный тон ощущений — это генетически первичная и простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности.

2. аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс, который возникает в критических условиях (при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций).

3. настроение — сравнительно продолжительное и устойчивое эмоцио нальное состояние умеренной или слабой интенсивности.

4. страсть — это интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти.

5. собственно эмоции.

Функции:

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга.

Сигнальная функция. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

9.Воля и ее основные признаки. Воспитание волевых качеств личности. Волевая регуляция поведения.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

обладает рядом признаков:

• воля связана с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания;

• наличие продуманного плана его осуществления;

• усиленное внимание к волевому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Т.е. волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения. С успешным совершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.

Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

Воспитание волевых качеств личности (Целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, дисциплинированность и т.д.).

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю

2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек.

3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость.

4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

Ответы к ГОС экзамену 1 — Стр 2

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом, а также соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека.

Волевая регуляция — это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением. Главное для возникновения волевого регулирования — наличие преград, препятствий при достижении цели.

Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем — самоконтроля личности. Особенность волевого поведения заключается в том, что волевой человек руководствуется установкой «считаю необходимым, поэтому должен сделать», а не просто «мне хочется».

10.Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

Структура деятельности:

Основной структурной единицей деятельности является — это целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане. Действие всегда связано с целью — это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель всегда существует в некоторой предметной ситуации и конкретизируется в задачах.

Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.

Действия осуществляются в виде конкретных операций — способ осуществления действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия и направлены на решение конкретных задач в определенных условиях.

В структуре деятельности также анализируют психофизиологическую и мотивационную основы осуществления деятельности.

Психофизиологические функции деятельности — это физиологическое обеспечение психических процессов деятельности (способность к ощущению, двигательные способности).

Мотивационная сторона деятельности не является постоянной. В ходе жизнедеятельности человека происходит развитие мотивов: старые мотивы отступают на второй план и уходят, на их месте образуются новые мотивы.

Виды деятельности

Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Труд. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты преобразования деятельности:

1. Появление новых видов деятельности

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

11.Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Виды ощущений:

— отражение состояния организма.

свойства ощущений: качество, интенсивность, продолжительность и инерция ощущений.

Качество ощущений — сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других. Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов (например, слуховые от зрительных).

Интенсивность ощущений — это количественная характеристика ощущений, т. е. большая или меньшая сила их проявления.

Продолжительность ощущений — временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств и зависит от времени воздействия раздражителя и его интенсивности.

Инерция ощущений проявляется в том, что ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия, а сохраняется еще некоторое время.

Выделяют следующие основные закономерности ощущений:

чувствительность — способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Различают две формы изменения чувствительности, одна из которых зависит от условий среды (адаптация), а другая — от условий состояния организма (сенсибилизация).

Порог ощущений — величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным П. о. Верхним абсолютным П. о. называют величину раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света.

взаимодействие ощущений — Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого анализатора — усиливать или, наоборот, ослаблять ее.

Восприятие — отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия:

по видам анализаторов (органов чувств) — восприятие может быть зрительным, слуховым, осязательным, вкусовым, обонятельным и кинестетическим (двигательным)

по категориям воспринимаемых объектов — движения, пространства, времени, человека.

Свойства восприятия:

Предметность — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

Целостность — внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

Структурность — означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. Обобщенность обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.

Константность – это относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются.

Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляют собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

В восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика, установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Активность заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

Закономерности восприятия:

1) Апперцепция – это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

2) Содержание восприятия определяется поставленной задачей и мотивами деятельности человека.

3) Соотношение фигуры и фона. Выделение фигуры из фона – биологическая необходимость. Человек мыслит о фигуре, а не о фоне.

4) закономерность: восприятие сложных объектов невозможно без его осмысливания.

5) Содержание восприятия могут изменять установки, эмоции.

6) Восприятие взаимосвязано с речью.

7) При восприятии контурных и штриховых изображений могут возникать зрительные иллюзии.

12.Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

По У. Джемсу, внимание может быть, во-первых, сенсорным (если объект вызывает интерес сам по себе), или производным (если объект вызывает интерес лишь по ассоциации), во-вторых, непроизвольным (не сопровождающимся чувством усилия) или произвольным (активным, сопровождающимся чувством усилия).

Функции:

— активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

— способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

— обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

— вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Память — это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.

Виды памяти:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную (запоминание и воспроизведение движений), эмоциональную (память на чувства), образную (это память на представления, на картины природы в жизни, а также на звуки, запахи, вкусы).

2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную (автоматическое запоминание и воспроизведение) и произвольную (требует волевого усилия);

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную (до 2 сек.), долговременную (память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.) и оперативную память (рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока).

В соответствии с функциями памяти различают её основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком приобретённого опыта осуществляется посредством восстановления из памяти ранее усвоенных знаний, умений и навыков.

13.Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами познания действительности.

Функции:

? Познавательная (отражение мира и самоотражения)

? Проектировочная (построение планов, проектов, моделей практической и теоретико-познавательной деятельности)

? Прогнозная (прогнозирование или предвидение последствий своих действий, своей деятельности, прогнозирования будущего)

? Информационная (усвоение информации о знании и его смысловую переработки)

? Технологическая (разработка правил, норм, стандартов, рецептов життедияльнсти человека и общества в различных формах и проявлениях)

? Рефлексивная (самопознание разума, самоанализ)

? толкования, осмысления продуктов человеческой культуры

? Аналитическая и синтетическая

? Постановка и решение различных задач и проблем

Виды мышления

1. Наглядно-действенное — решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов

2. Наглядно-образное – моделирование и разрешение проблемной ситуации путем представления

3. Словесно-логическое мышление — использованием понятий, логических конструкций.

4. Теоретическое мышление — основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения.

5. Практическое мышление – основная задача – подготовка и осуществление эмпирического преобразования в действительность (постановка цели, создание плана, …)

6. Творческое мышление – связано с решением новых проблем. Нестандартных для субъекта интеллектуальных задач.

7. Интуитивное – характеризуется быстротой протекания. Отсутствием четко выраженных этапов, минимально осознанно.

Формы мышления:

1. Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

2. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками

3. Умозаключение — форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

4. Аналогия — умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий

5. Дедукция — умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу

6. Индукция — умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Воображение — это процесс создания человеком на основе раннего опыта

образов объектов, которые он никогда не воспринимал.

Функции воображения:

1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. (связано с мышлением)

2. Регулирование эмоциональных состояний. Таким образом удовлетворяются многие потребности, снятие напряжения.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.

4. Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности – составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды воображения:

1. Пассивное — это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений. Такие образы не воплощаются в жизнь, не намечается программа поведения. Пассивное воображение делится на:

а) преднамеренное – грезы. В грёзах обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Здесь ярко проявляется функция регуляции эмоционального состояния.

б) непреднамеренное — возникает при ослаблении деятельности сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, во сне (сновидения), в состоянии аффекта, при патологических расстройствах сознания (т.е.галлюцинации).

2. Активное — характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает соответствующие образы. Активное воображение подразделяют на:

а) воссоздающее или репродуктивное — имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию

б) творческое — предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Формы воображения:

• агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

• гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;

• схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

• заострение — подчеркивание каких-либо признаков объекта;

• типизация —выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

14. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться.

Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.)

Виды групп:

1. условные — количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)

2. реальные — значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.);

3. официальные — реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд.

4. неофициальные — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.

5. референтные — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

6. нейтральные — это группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека.

Классификация групп по уровню развития межличностных отношений:

диффузная группа — это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.

ассоциация — группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

корпорация — это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией.

коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

15.Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.

Виды общения:

Материальное — обмен продуктами и предметами деятельности.

Когнитивное — обмен знаниями.

Деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

Кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями.

Мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

По целям общение делится на биологическое (общение, необходимое для подержания, сохранения и развития организма) и социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида).

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера.

Инструментальное — преследует иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения потребности в общении.

Различают четыре основные функции общения: инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия; интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей; самовыражение функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста; трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Разные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки. Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки. Биологическое общение служит самосохранению организма. Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

16.Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе соц.взаимодействия.

Виды конфликтов:

1. Внутриличностный

2. Межличностный

3. Внутригрупповой

4. Межгрупповой

5. Межклассовый

6. Международный

Различают две стратегии поведения в конфликте:

1.напористость – каждая из сторон стремится удовлетворить только собственные интересы

2.кооперация – стороны учитывают интересы другого.

Выделяют 5 способов поведения в конфликте:

1.соперничество – наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликте, при котором каждая из сторон стремится добиться только собственной цели.

2.приспособление – принесение в жертву другой стороне собственных интересов

3.избегание (уход)- отсутствие стремления удовлетворить собственные интересы и вместе с тем не предоставляется возможность другой стороне достичь ее целей.

4.компромисс – принятие временного решения достигнутого путем взаимных уступок.

5.сотрудничество – выбор альтернативы удовлетворяющей интересы обоих сторон.

Профилактика конфликта. 1. замечания коллегам и подчиненным делать с глазу на глаз. 2. при невозможности разрешения ситуации привлечь арбитра, который должен быть компетентным в этой области, быть беспристрастным. 3. эффективность использования структуры «я-высказывание». Чтобы избежать напряжения в межличностных отношениях и одновременно реализовать свое право, думать и чувствовать в слух, лучше использовать «я – высказывание».

«Я – высказывание» — это форма обратной связи, когда мы не обвиняем партнера по общению, не нападаем на него, не упрекаем, а говорим о себе в связи с чем – либо.

Такая информация поможет партнеру лучше понять нас, чем, если бы мы, молча, раздражались, сердились и обвиняли его в том, что он ведет себя не так или что он не такой, каким бы нам хотелось его видеть.

Структура:

1.событие (когда?),

2. наша реакция (мне приятно, я думаю),

3. предлагаемый нами исход (мне бы хотелось чтобы, я попросила бы, я прошу и т.д.).

Ты –высказывание я — высказывание

Примеры: Ты абсолютно не прав-«я-в» Давай посмотрим на это с другой стороны.

Ответы к ГОС экзамену 1 — Стр 3

17.Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих

Психическое развитие человека как процесс, имеет определенную временную структуру. Её рассмотрение имеет принципиальное значение для понимания возможного развития.

• Младенческий (от рождения до 1 года) Общение со взрослыми в основном с мамой. Потребность общения со взрослыми и эмоциональное отношение к ним. Сенсомоторное развитие.

• Ранее детство (от года до 3 лет) Предметно-манипулятивная деятельность Способность ориентироваться в пространстве. воспользоваться окружающими предметами в согласовании с их функциональным назначением. Формирование активной речи. Мышление носит наглядно-действующий характер.

• Дошкольный(от 3 до 6 лет) Игра Переход от наглядно-действующего к наглядно- образному мышлениюРазвитие самооценки и самосознания. Межличностные дела.

• Младший школьный(от 7до 10 лет) Развивается произвольность психических действий. возникает внутренний план действий, формируется рефлексия. Развивается словесно-логическое мышление. Формирование характера. Развитие коммуникатикативных умений и навыков

• Подростковый (от 11до 14 лет) общественно-организационная деят-ть, учебная, производственно-трудовая. Чувство взрослости — субъективное переживание собственного взросления. Наблюдается особая социальная активность ребенкаСкладывается моральное сознание. Сознательная регуляция собственного поведения с переориентацией на нормы и ценности взрослых. Дружба

• ранняя молодость (oт 15 до 18 лет) Учебно-профессиональная деятельность Самоуважение, потребность в труде, самоутверждение. Формирование мировоззрения, становления эмоционально-волевой сферы личности.

• Молодость (от 18 до 23 года) Познавательная и профессиональная деятельность Система профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональное самоопределение

• Юность (от 24 до 27 лет) Нормативно одобряемая деятельность Активная жизненная позиция. Оформление мастерски принципиальных свойств. Профессиональный опыт

• Зрелость (от 28 до 60 лет) Индивидуальная и творческая профессиональная деятельностьТворческая активность, социально-профессиональ-ная позиция, личный стиль деятельности, потребность личности в реализации себя в профессиональной деятельности либо хоть какой другой

• Пожилой (от 60до 75 лет) Социально одобряемая деятельность Потребность в передачи опыта, в уважительном почтительном признании наград

• Старческий (от 75 до 90 лет) Домоводство.Личная гигиена Психофизиологические потребности. Потребность в общении со сверстниками, потребность во внимании окружающих.

• Долгожители (более 90 лет) Домоводство. Личная гигиена Потребность в ограниченном общении со сверстниками, нередкое желание уединиться, потребность в осмыслении прошедшего.

После каждого этапа жизни происходит кризис, который определяется принципиальным изменением системы мотивов — их сдвигом на новые цели, изменением их иерархии, рождением новых.

Социальная ситуация развития – это среда, которая окружает человека на определенном возрастном этапе и оказывает влияние на формирование личности.

Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания, предполагает активность самого ребенка в построении отношений.

Любая личность подвержена воздействию со стороны общества на макро и микро уровне.

Макроуровень — широкая социальная среда вплоть до уровня всей мировой общественной системы, в первую очередь роль социальных влияний того конкретного общества, которому принадлежит личность.

Микроуровень – ближайшее социальное окружение — его семья, друзья, соседи, т.е. люди с которыми непосредственно общается личность в тех или иных ситуациях в поведенческой жизни.

Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития.

Она характеризуется тем, что внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности, в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы, от нее главным образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности. В каждом возрасте своя ведущая деятельность. Этот принцип периодизации, выдвинутый А. Н. Леонтьевым, получил широкую известность и признание в настоящее время. Именно тип ведущей деятельности, изменение отношения к действительности составляют основной признак каждого возраста. В младенческом возрасте такой деятельностью является непосредственное эмоциональное общение, в раннем — предметно-орудийная деятельность, в детском возрасте в качестве ведущей выступает игра, в младшем школьном — учебная деятельность, в подростковом — интимно-личностное общение, в юношеском — учебно-профессиональная деятельность, у взрослых в качестве ведущей деятельности выступает труд.

18.Профессиональное самоопределение — процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.

Проблемы проф. Самоопределения: Недостаточное знание требований

рынка труда и конкретных профессий, Недостаточное знание самого себя, Заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний, Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, Отсутствие мотивации к труду, Отсутствие навыков самостоятельного выполнения различных видов деятельности, Неуверенность в своих силах; тревога по поводу возможных неудач.

Факторы, влияющие на решение проблем проф. самоопределения:

1.Позиция членов семьи.

2.Учебные заведения, представленные на территории проживания.

3.Позиция друзей.

4.Престижпрофесии.

5.Позиция учителей и школьных педагогов.

6.Информированность.

7.Личные профессиональные планы. Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем.

8.Способности, склонности.

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

3) психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

19.Профессиональная пригодность — комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области.

Понятие «профессиональная пригодность» по своей сути отражает как различные индивидуальные особенности человека, необходимые для успешного выполнения трудовой (учебной) деятельности, его пригодность для конкретной деятельности, так и характеристики объекта труда (содержания, средств, условий, организации деятельности) с точки зрения их соответствия возможностям человека.

Профессиональная пригодность человека определяется соотношением требований профессии к индивидуальным особенностям человека.

На всех этапах развития человека как профессионала, он действует в условиях 2 групп факторов: объективных (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств) и субъективных (задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, мотивация и уровень притязаний, самооценка).

Теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала. При этом в реальной жизни проявляются различные «варианты» взаимодействия объективных профессиональных требований и субъективных возможностей и способностей человека.

Варианты взаимодействия объективных проф. требований и субъективных возможностей и способностей человека:

— в ходе проф. обучения и набирания проф. опыта человек как бы подстраивается к проф. требованиям;

— когда человек не по каким меркам на первый взгляд не подходит к проф требованиям. Через какое то время он демонстрирует продукты своего труда и становится признанным, создавая новые проф. образцы.

Профессиограмма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

Профессиограмма гр. дизайнер

• разработка концепции рекламной и полиграфической продукции;

• разработка художественно-конструкторских проектов изделий;

• разработка деталей внешнего оформления изделий;

• изучение требований заказчиков к проектируемым изделиям и технических возможностей их изготовления;

• подбор материалов для изготовления изделий;

• контроль за реализацией замысла на этапах проектирования, изготовления, испытания и презентации готового изделия заказчику;

• разработка технической документации на проектируемые изделия (эскизные и рабочие чертежи, демонстрационные рисунки, схемы, рабочие проекты, модели);

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности дизайнера:

Способности-• творческие способности;

• художественные способности;

• умение донести, передать основной замысел (идею) с помощью графического изображения, макета;

• аналитические способности;

• развитое воображения;

• пространственно-образное мышление;

• чувство гармонии и вкуса;.

Личностные качества, интересы и склонности

• открытость для восприятия нового;

• оригинальность, находчивость;

• ответственность;

• наблюдательность

• коммуникабельность

• терпение

• усидчивость

20.Профессия — род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных ЗУН, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов

(классификация Климова Е.А.):

1. Человек – природа — этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Это все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, с охраной окружающей среды (ветеринар, агроном, овощевод, зоотехник, ветврач и т. д.).

2. Человек – техника — тип, включающий в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники (механик, строитель, электрик и т. д.).

3. Человек – человек — тип профессий, качественно отличающийся необходимостью наличия компетентности во взаимодействии с людьми. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой (учитель, врач, воспитатель, следователь, журналист и т. д.).

4. Человек – знаковая система — тип, собирающий профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами (чертежник, корректор, бухгалтер, операторы ЭВМ и т. д.).

5. Человек – художественный образ — тип содержит профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. Это все творческие профессии (писатель, актер, художник, музыкант и т. д.).

В условиях социально-экономических преобразований формируется идеология развития личности, творческой активности субъектов труда. В общих требованиях отражаются профессиональная и личностная характеристика специалиста нового типа. Обеспечить свою конкурентоспособность на рынке труда — важнейшая задача каждого специалиста.

Основными требованиями к специалистам в современных условиях является:

1.умение сочетать теорию с практикой, 2. обладать навыками межличностного общения, 3. знать профессиональную этику, 4. стремится к повышению своего научного уровня. 5. уметь доказывать свою необходимость на рынке труда. 6. обладать общими социально – профессиональными качествами (творческой инициативностью, самостоятельностью и предприимчивостью).

Развитие творческого потенциала личности, потребность в творческом образе жизни, профессиональное творческое саморазвитие выступают одним из главных условий гармоничной жизнедеятельности человека. Социальные и психологические качества личности определяют социально значимые качества специалиста: ответственность перед обществом, порядочность и честность, широкую культуру и т.д., раскрывают возможности позитивного развития личности. Без этой системы качеств невозможна реализация тех качеств, к которым современный рынок предъявляет повышенные требования: предприимчивость и деловитость, трудолюбие, способность к риску, быстрая адаптация к изменяющимся условиям работы, мобильность, самостоятельность, способность к принятию ответственных решений и личная ответственность и др. Эти качества находят отражение во всех видах профессиональной деятельности работников.

Т. о., в современных социально-экономических условиях развития общества к личности специалиста предъявляются новые требования. Акценты в них переносятся с узкопрофессионального подхода к специалисту на его многостороннее профессионально-личностное развитие в соответствии с возросшей ролью личности в решении общественных проблем.