ОТВЕТЫ часть 1

1

библия

Библия состоит из шестидесяти шести книг, начата Моисеем более чем 3500 лет назад, Ветхий Завет – на древнееврейском и арамейском, Новый Завет – на греческом языке, Главной отличительной особенностью книг Нового и Ветхого Завета, является разное отношение к миссии Иисуса Христа,

Жанры: повествование, поэзия, пророчество, притчи, апокалипсис, биография, восхваления, описания, пасторали, иносказания, мудрость

2 Древнегреческая

драма

  • Эсхил из Элевсина, Наиболее известные — «Персы» (472 г. до н. э.), «Прикованный Прометей» (470 г. до н. э.) и трилогия «Орестея» (458 г. до н. э.), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды», Эсхил переосмысливает общеизвестные и незамысловатые мифы, вносит новые сюжетные линии, наполняет рассказ идеями своего времени. Эсхил отражает в своих произведениях торжество полисного порядка и его идеологии, он прославляет мужество, волю, патриотизм греков
  • Софокл, написал свыше 120 трагедий, из которых дошло только семь. Среди них самыми знаменитыми стали две: «Царь Эдип» (429— 425 гг. до н. э.) и «Антигона» (442 г. до н. э.) В них Софокл говорит о месте человека в обществе и мире. Что такое человек — марионетка в руках всесильных богов или творец своей судьбы?
  • Эврипид с Саламина, «Медея». В этой пьесе Эврипид разрабатывает несколько принципиально новых художественных приемов. Образ Медеи дан в развитии —любящая жена, нежная мать превращается в ненавидящую своего мужа женщину и убийцу своих собственных детей. получила разработку замечательная художественная идея об исследовании внутреннего мира человека, бушующих там низменных и высоких страстях.

3

Средние века

поэзия вагантов, носителями этой поэзии были бродячие студенты,В XI-XII вв. оформился и был записан героический эпос, Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ; в эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, верность, воинская доблесть.

САГИ (saga) — повествовательный жанр в древнескандинавской литературе. Создавались в прозе начиная с X в, позднее в них включались поэтические вставки — стихи скальдов (см.).

Были записаны в Исландии с конца XII в. Различают три вида саг: 1) королевские, рассказывающие о событиях в Норвегии, среди них выделяется монументальная сага “Круг земной” Снорри Стурлусона (см.); 2) легендарные (или саги о древних временах), к которым принадлежит, в частности, “Сага о Вельсунгах” (ок. 1270), повествующая о событиях V в.; 3) исландские (или саги об исландцах), рассказывающие о событиях в Исландии начиная с X в., важнейшие среди них — “Сага О Эгиле”, “Сага о Ньяле” и “Сага о Гисли” (все — XIII в.).

По аналогии со скандинавской литературой, сагами также называют памятники ирландского эпоса, сложившиеся в течение первого тысячелетия н. э. и дошедшие до нас в записях начиная с XI в.

РЫЦАРСКИЙ РОМАН — жанр рыцарской литературы, возник в сер. XII в. во Франции. В основу рыцарских романов легли английские легенды о короле Артуре и рыцарях “круглого стола”, впервые изложенные в хрониках Ненния (см.) и Гальфрида Монмутского (см.) (само имя Артура впервые появляется в поэме Анейрина (см.) “Гододдин”).

Помимо этого, использовались отдельные сюжеты из античной и византийской литературы. Первые рыцарские романы были написаны в стихотворной форме с использованием рифмы, позднее появились прозаические произведения. На первым план в рыцарском романе выдвигается образ рыцаря, совершающего подвиги не во имя вассального долга, а ради собственной славы и прославления возлюбленной. Большую роль в романах играет также мотив поиска Грааля. Одними из первых значительных произведений жанра являются романы французского писателя Кретьена де Труа (см.).

Рыцарские романы во Франции создавали Рено де Боже, Вас (см.), Робер де Борон (см.), Мария Французская (см.), в Германии — Генрих фон Фельдеке, Гартман фон Ауэ (см.), Вольфрам фон Эшенбах (см.), в Англии — Лайамон (см.), Мэлори (см.).

Одним из лучших рыцарских романов классического средневековья считается “Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь” (см.).

В XV в. жанр постепенно приходит в упадок, тем не менее, он и позднее продолжает привлекать внимание многих писателей, среди них Л. Ариосто (см.), М. Сервантес (см.) и др. Один из самых влиятельных жанров европейской литературы, продолжающий сохранять свое значение вплоть до настоящего времени.

ИЕРОНИМ (Hieronymus), Евсевий Софроний (342 — 419 или 420) — латинский христианский писатель и церковный деятель, один из учителей церкви. Некоторое время жил в Риме, но не был избран римским папой и в 386 отправился в Вифлеем, где занимается организационно-церковной и литературной деятельностью. К 405 завершил перевод на латинский язык большинства библейских книг. Этот перевод, получивший в дальнейшем название “Vulgata” стал общеупотребительным латинским текстом Библии, используемым католической церковью. Перевод Иеронима оказал большое влияние на формирование средневековой литературы.

“МОЛОТ ВЕДЬМ” (Malleus maleficarum) — теологический трактат на латинском языке. Написан двумя монахами-доминиканцами: деканом Кельнского университета Иоганном (Якобом) Шпренгером и профессором теологии Зальцбургского университета Генрихом Кремером (Инститорисом) и впервые издан в 1486. До конца XVI в. трактат выдержал 28 изданий и долгое время служил важнейшим идейным обоснованием “охоты на ведьм”.

“ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ” (Nibelungenlied) — немецкая эпическая поэма, древнейший памятник немецкого героического эпоса. Написана, видимо, между 1200 и 1210 на территории Австрии каким-то придворным поэтом. Сохранился в 32 списках (из них 10 полных и 22 неполных), древнейший из них — Санкт-Галленская рукопись (ок. 1250).

Первый из этих списков был обнаружен в 1757 И. Бодмером (см.).

Текст “Песни” состоит из 2400 строф, в каждой из которых содержится по четыре парно рифмующихся строки (т.н. “нибелунгова строфа”), и разбит на 20 песен. Историческую основу поэмы составляют события V в., в т.ч. гибель Бургундского царства, разрушенного в 437 гуннами. Эти события которые известны также из других произведений, в частности, из “Старшей Эдды” (см.) и “Саги о Вельсунгах” (см. саги).

По содержанию поэма распадается на две части. В первой из них (1 — 10 песни) описывается история германского героя Зигфрида, его женитьба на Кримхильде и вероломное убийство Зигфрида. В песнях с 10 по 20 речь идет о мести Кримхильды за убитого супруга и о гибели Бургундского царства. В XIX — XX вв. поэма стала предметом многочисленных переработок. “ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ” (Chanson de Roland) — французская героическая поэма. Создана ок. 1100, по всей видимости, на севере Франции, до нашего времени дошла в нескольких редакциях. Древнейший список поэмы содержится в т.н. Оксфордской рукописи, датируемой ок. 1170 и обнаруженной в начале XIX в. в Оксфорде французским филологом Ф. Мишелем. Первое издание поэмы вышло в 1837. Автор “Песни” неизвестен, предполагают, что им мог быть некий Турольд, имя которого упомянуто в последних строчках произведения. Историческую основу памятника составляют события, описанные Эйнхартом (см.) и связанные с гибелью в 778 в Ронсевальском ущелье в Пиренеях арьергарда войск Карла Великого во главе с графом Хруодландом (Роландом).

Поэма написана нерифмованным ассонансным стихом. В средние века она декламировалась нараспев певцами-жонглерами под аккомпанемент музыкальных инструментов.

4

Возрождение

Италия

Объектом литературы становилась земная жизнь во всем ее многообразии, динамике и подлинности, расцвет лирической поэзии и создание новых поэтических форм, а впоследствии подъем драматургии,

Итальянское Возроддение:

ДАНТЕ (Dante), полное имя — Данте Алигьери (1265 — 1321) — итальянский поэт,. Родился во Флоренции, происходил из старинного дворянского рода. Ранние стихи Данте (сонеты и канцоны) посвящены Беатриче Портинари. После ее смерти (в 1290) он выпустил книгу “Новая жизнь” (1292) — первую в истории итальянской литературы лирическую автобиографию. С 1295 начинает активно участвовать в политической жизни Флоренции на стороне белых гвельфов. В 1300 избирается приором Флоренции. В 1302 после перехода власти в городе к черным гвельфам Данте, который в это время был в Риме, заочно приговаривается к смертной казни. С этого года поэт живет в изгнании в различных городах Италии, последние шесть лет жизни он провел в Равенне. В изгнании Данте пишет первый в истории философский трактат на итальянском языке “Пир” (1304 — 1308) и латинские трактаты “О народном красноречии” (1304 — 1308) и “О монархии” (1313).

Главное произведение писателя — поэма “Божественная комедия”, начатая, видимо, в 1300 и завершенное за несколько месяцев до его смерти. Произведение написано в жанре видения и состоит из трех частей: “Ад”, “Чистилище” и “Рай”. Сюжет поэмы — путешествие автора по загробным мирам. В структуре и содержании “Божественной комедии” переплетаются черты средневековой и ренессансной литературы. Большую роль в ней играют аллегории и средневековые символы, однако, наряду с этим, даны яркие картины описываемых миров, автор с большой симпатией относится к античности, критикует церковь и папскую власть. Поэма считается наиболее выдающимся произведением эпохи средневековья.

Франческо Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобно античным героям. В истории литературы он остался, прежде всего как создатель сборника стихов Книга песен, написанного им на итальянском языке и посвященного воспеванию красоты человеческих чувств, любви, облагораживающей и совершенствующей человека. Имя его возлюбленной Лауры со времен Петрарки стало нарицательным, а сама книга – образцом для большинства поэтов Ренессанса

БОККАЧЧО (Boccaccio), Джованни (1313 — 1375) — итальянский писатель.. Автор трактатов “Генеалогия богов”, “О знаменитых женщинах”. Был близким другом Ф. Петрарки (см.).

В своих произведениях испытал сильное влияние традиций античности и рыцарских романов. На античные сюжеты написаны поэмы “Филострато” (1338), “Тесеида” (1339), “Фьезоланские нимфы” (1345), пасторальная повесть “Амето” (1341), роман “Филоколо” (1336).

В повести из современной жизни “Фьяметта” (1343) предпринята попытка изобразить духовный мир женщины. Главным произведением Боккаччо является “Декамерон” (1350 — 1353) — книга новелл, объединенных общей сюжетной рамкой. Другие произведения Боккаччо — сатирическая поэма “Ворон” (1354 — 1355) и биография “Жизнь Данте Алигьери” (ок. 1360).

Новый герой – человек, активно действующий, способный вступить в борьбу с судьбой и наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Человек Боккаччо бесстрашен, он стремится покорить и изменить мир, настаивает на своей свободе чувств и действий и праве выбора. Боккаччо при этом провозглашает равенство всех людей по рождению, отрицая сословные перегородки средневекового общества. Ценность человека определяется только его личными качествами, а не происхождением, воля и разум человека торжествуют над случайными обстоятельствами его судьбы. Он создал первый психологический роман в Европе Элегия мадонны Фьяметты. провозглашает равенство всех людей по рождению, отрицая сословные перегородки средневекового общества. Ценность человека определяется только его личными качествами, а не происхождением, воля и разум человека торжествуют над случайными обстоятельствами его судьбы. Его сочинения способствовали развитию итальянского литературного языка.Литература 15 в. связана была с развитием лирики в творчестве Анджело Полициано (1454–1494) и Лоренцо Медичи (1449–1492), для творчества которого характерны карнавальные песни, воспевающие радость жизни .Полициано принадлежит первая гуманистическая поэма, написанная для театра, Сказание об Орфее. В 15 в. был создан и первый пасторальный роман Аркадия Якопо Санадзаро, оказавший влияние на дальнейшее развитие жанра. Жанр новеллы получил в 15 в. дальнейшее развитие. Поджо Браччолини (1380–1459) оставил сборник фацетий (анекдотов, по жанру близких к новеллам).

В конце века жанр новеллы (уже на неаполитанском диалекте) оказался связан с творчеством Томмазо (Мазуччо) Гвардато (ок. 1420–1476), оставившего книгу Новеллино. эпическая поэзия, питавшаяся сюжетами, почерпнутыми из рыцарских романов, и, прежде всего каролингского цикла: Большой Морганте Луиджи Пульчи (1432–1484) и Влюбленный Орландо (1483–1494) Маттео Боярдо (1441–1494).

Высокое возрождение: идеализация действительности: Лудовико Ариосто поэма Неистовый Ролан, лирика: Пьетро Бембо

Позднее Возрождение: новеллы: М.Банделло ,Чинтио, Франческо Страпароле.Им присущи редельный драматизм ситуаций, повышенный динамизм, неприукрашенное изображение изнанки жизни и роковых страстей.

5

Англия возр

Шекспир

Гуманистическая культура в Англии сложилась в XVI в. Центром ее был Оксфордский кружок гуманистов, куда входили Гросин, Линакр, Джон Колет (глава кружка)- восторженные поклонники античности и итальянских гуманистов. Томас Мор «Утопия», в котором он разработал модель идеального государства.Мор выступил против Реформации. В «Век Елизаветы» в Англии расцветает гуманистическое театральное искусство. Величайшим представителем английского Возрождения явился драматург и поэт Вильям Шекспир (1564-1616).

Его комедии «Много шума из ничего», «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь» и др. пронизаны гуманистическим мировосприятием. Трагедии «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Кориолан» и др. отразили крушение гуманистических идеалов в столкновении их с морально-этическими ценностями грядущего капиталистического общества. От прославления человека, его культа, Шекспир в период трагического гуманизма, крушения его идеалов, отойдет от понимания человека как венца всего живущего и увидит в нем лишь квинтэссенцию праха. В исторических пьесах «Ричард III», «Генрих V» и др. Шекспир обратился к прошлому Англии. В них четко выражены государственные и политические позиции гуманиста. Драматургия Англии XVI в. была представлена Кристофером Марло, Беном Джонсоном и др.

6

Возр

франц

Лит Вор развивается в 16 веке, Франсуа Вийон –предтеча Фр возр(маленькая шутливая поэма320 строк – Малое Завещание), Большое Завещание, Жан Лемер де Бельж (1473–1525),внес светское начало и ренессансную радость жизни в литературу, Первый взлет поэзии Клеман Маро ввел ряд новых форм (в том числе сонет) Расцвет французской поэзии был связан с деятельностью литературной группы «Плеяда», создавшей национальную поэтическую школу. Первым серьезным произведением этой группы стал ее литературный манифест Защита и прославление французского языка (1549), традиционно приписываемый Жоашену Дю Белле (1522–1560), где ясно декларировались новые представления о национальной культуре и литературе: Пьер Ронсар,Жоашен Дю Белле и Жан Антуан Баиф, Ремми Бело, Этьен одель ( первая классическя франц трагедия Пленная Клеопатра)

Франсуа Рабле В романе Гаргантюа и Пантагрюэль выражена неразрывная связь французской культуры Возрождения со средневековой народной смеховой традицией. В романе, несомненно, присутствует пародия с помощью гиперболизации на средневековые жанры, традиции и ценности.. Рабле, врач и ученый, пропагандировал культ знания и изучение наук как средства воспитания гармонического человека, он настаивал на праве человека мыслить и чувствовать свободно, выступал против религиозного фанатизма. В романе нарисована своего рода социальная утопия – Телемская обитель, где человек может реализовать свое право на свободу, радость жизни и стремление к знанию. При этом книге присущ оптимизм и вера в безграничные возможности человека: «человек создан для мира, а не для войны, рожден для радости, для наслаждения всеми плодами и растениями».Гуманистические идеалы сохраняются во французской литературе и в конце 16 века; их обобщил и выразил в новом созданном литературном жанре – эссе – Мишель де Монтень (1533–1592).

Впервые в истории литературы автор изложил свои переживания и опыт, «содержание моей книги – я сам». Личность Монтеня стала предметом анализа его сочинения Опытов.

8

17 век

Росин

Корнель

17 век является эпохой, обозначившей переход от Возрождения к Просвещению. В основу барокко положена полемичная по отношению к ренессансным традициям концепция человека. Существо слабое и хрупкое, человек, как полагали писатели барокко, обречен блуждать в трагическом хаосе жизни. Глубоко пессимистическая концепция бытия приводит литературу барокко к аскетическим религиозным идеалам. Барокко создает элитарную теорию искусства, утверждает особый метафорический орнаментальный стиль. Основываясь на идее дисгармонии мира, писатели барокко, стремясь выразить идею дисгармонии в самой образной системе произведения, увлекаются смысловыми и живописными контрастами. Наиболее яркое воплощение принципы барокко нашли в творчестве великого испанского драматурга П.Кальдерона.В европейском барокко складываются два течения — высокое и низовое, или демократическое, барокко. Элитарным идеям, возвышенной риторике высокого барокко, представленного театром П.Кальдерона, поэзией Л. де Гонгоры, Д. Донна, пасторальным и галантно-героическим романом, низовое барокко противопоставляет стиль комического бурлеска, во многом сознательно пародирующий возвышенную образность (наиболее ярко данные тенденции выразились в плутовском романе 17 века).

Классицизм отразил подъем национального самосознания французского общества. Глубокое воздействие на эстетку классицизма оказали идеи Р.Декарта, создателя рационалистической философской школы.

Испания: культизм(Л. Де Гонгора) и консептизм (Б.Грасиан), выражающие эстетику высокого барокко. Низовое барокко в Испании ярко представлено плутовским романом (Ф.Кеведо).

драматург П. Кальдерона, его театр выразил столкновение барочной и ренессансной традиций(«Саламейский алькальд», «Жизнь — это сон»)

Франция: В первый период (1600-1640) происходит резкое размежевание двух литературных направлений. Прогрессивные тенденции общественного развития, стремление нации к централизации и объединению выражает ранний классицизм в лице поэта Ф.Малерба и основоположника французской классической трагедии П.Корнеля. В «Сиде» и «Горации» П. Корнеля нашли отражение главные общественные конфликты современности. барокко,В пасторальном («Астрея» д’Юрфе) и галантно-героическом романе (романы Ла Кальпренеда, М.де Скюдери) развивается преимущественно любовно-психологическая проблематика, а идеям гражданственности противостоит идея личной рыцарской доблести. В этот период начинает формироваться и низовой барочный роман, обычно включающий пародию на роман «высокий» («Комическая история Франсиона», «Экстравагантный пастушок» Ш.Сореля).

Обе линии барочного французского романа продолжаются и во второй половине 17 века. период Фронды вторая манера» Корнеля (трагедия «Никомед» и трагедия «Родогуна»).

Ж.Расин (1639-1699) является создателем жанра психологической трагедии (тргедии «Андромаха», «Федра»).

Ж.-Б. Мольер создал новый жанр «высокой комедии», создатель проблемной комедии, где нашли свое отражение актуальные социальные конфликты и их типы

Англия: барокко Джон Донн, Д. Мильтон «Потерянный рай» соединение барочных и классицистических тенденций.

Корнель: «Гораций», трагикомедия «Сид», трагедия «Медея», «Цинна»,

«вторая манера»: «Родогуна», «Ирклий» «дон Санчо Арагонский», «Никомед», политические трагедии: (Серторий, Софонисба, Оттон, Аттила, Тит и Береника, Сурена и др.)

Расин: «Митридат», «Федра», поэма «Нимфа Сены» (получил за нее пенсию от короля), пьесы «Фиваида», «Александр Великий», «Есфирь», комедия «Сутяги», трагедия «Британник»

10

просвещение

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения. В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778).

В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II).

Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д’Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры. Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778).

Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции. Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803).

Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832).

В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804).

Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии. Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе. Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693).

Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731).

В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. К.А.Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е. условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума. В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой. Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж. Мелье (1664–1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709–1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740–1814).

Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

11

Немец

Просв

Гете

Немецкое Просвещение. На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли Гете: «Страдания молодого Вертера», «Ифигения», Эгмонт», «Торквато Тассо»,«Годы учения»,«Фауст»

12

Англ

Просв

Свифт

Английское Просвещение. Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью. Джон Локк .Свифт: «Путешествия Гулливера», сатирическая поэма «Маскарад», пьеса «Трагедия из Трагедий, или жизнь и смерть великого Мальчик с Пальчик»

13

Франц просв

Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах).

Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции. Одним из центральных вопросов в проблеме свободы человека и социальных взаимоотношений Руссо считает вопрос о происхождении неравенства. Появление собственности заставляет человека расставаться со своей свободой, которая по самой своей природе, и солгасно своему понятию, неотчуждаема; Руссо устанавливает прямую связь появления самолюбивого рассудочного Я, страстно отстаивающего свою обособленность, с возникновением частной собственности. В обществе, которое подвергается автором » Рассуждения о неравенстве» уничтожающей критике, личное Я несет в себе чуждые человечности характеристики, свойственные его субстракту — собственности. Философ различает природное и социальное неравенство: природа создает людей различными, но не эти различия обуславливают социальное неравенство — его причиной является частная собственность. Руссо видит три причины неравенства: во-первых, это неравенство общественное; во-вторых, оно возникло исторически; в-третьих, оно связано с появлением частной собственности. Частная собственность возникает при переходе человечества от естественного состояния к общественному, т.е. является продуктом цивилизации. Принятие общественного договора означает и принятие суровой школы воспитания свободных граждан. Бытие свободным гражданином предполагает, что гражданин дает согласие на все законы, даже на те, которые принимаются вопреки его желанию, и даже на те, которые карают его, если он осмеливается нарушить их. Интересен и оригинален Руссо в своих педагогических воззрениях.В этой области он выступил горячим сторонником естественного воспитания. Воспитание каждого человека, писал Руссо в книге «Эмиль, или о воспитании», дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность,прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности. В соответствии с предлагаемой схемой воспитания Руссо делил жизнь детей на четыре периода. В первый период — от рождения до двух лет — он предлагал уделять внимание главным образом физическому воспитанию; во второй — от двух до двенадцати лет — воспитанию чувств; в третий — от двенадцати до пятнадцати лет — умственному воспитанию; в четвертый период — от пятнадцати до восемнадцати лет — нравственному воспитанию. Этот последний отрезок времени он называл периодом «бурь и страстей». 3. Свои религиозные воззрения Руссо с достаточной полнотой изложил в работе » Исповедание веры савойского викария». Рассуждая о мироздании, единстве целого, активности бытия, об установленном порядке во Вселенной, Руссо не деист,как Вольтер, он исповедует теизм, т.е. не только признанет бога как первопричину, определяющую весь мировой порядок, но и предполагает, что бог присутствует в любом творении, постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход событий. Нравственность, согласно Руссо, укореняется в вере — лишь нравственный человек может быть добродетельным. Еще в своей ранней работе «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» Руссо противопоставляет нравственность науке. Он изображает два различных пути развития человечества: один связан с наукой, на достижениях которой вырастает промышленность и работает прогресс — все это характеризует неистинную, бесчеловечную, развращенную цивилизацию. Люди здесь оторваны от природы скучены в огромную массу, здесь царят теснота, грязь, нищета, убожество. Другой путь — это мирная жизнь на лоне природы, в тишине и покое, без вечной погони за наживой, когда неприходящим богатством для человека остаются «нетленные ценности» чистого воздуха, родниковой воды, запаха трав, радостного труда на пользу себе и окружающим. Только на этом пути сохраняются доброта, сострадание, забота о других людях — сохраняется нравственность. Религиозные воззрения Руссо, однако, не были вполне определенными: он, то отходил от протестантизма к католичеству, то возвращался к отвергнутому вероучению, что не способствовало повышению доверия к его идеям.

14

романтизм

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А.Виньи, А.Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в «драме рока», или «трагедии рока», – З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна. Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа (Ф.Купер, А.Виньи, В.Гюго), основоположником которого считается В.Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно – и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце 18 – нач. 19 вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

15

Англ

романтизм

Романтизм в Англии оформился раньше, чем в других странах Западной Европы. Романтические тенденции долгое время существовали подспудно, не вырываясь на поверхность, чему в немалой степени способствовало раннее возникновение сентиментализма. Само слово «романтический» как синоним «живописный», «оригинальный» появилось в 1654 г. Оно было впервые [114] употреблено художником Джоном Эвелином при описании окрестностей Бата. Позднее, в начале XVIII в. это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и теми, которые обычно ассоциируются в нашем сознании с понятием «классицизм». Например, А. Поуп называет свое состояние романтическим, связывая его с неопределенностью, зыбкостью чувств.Эти незримо существовавшие романтические мироощущения проявились в целой системе свойственных только Англии явлений, что дает право нашим исследователям, пишущим о специфике английского романтизма, говорить о предромантизме, хронологически предшествующем собственно романтизму. Начало английского романтизма принято связывать с появлением сборника Вордсворта и Колриджа «Лирические баллады» (1798), с опубликованием предисловия, содержащего основные задачи нового искусства.Первый этап английского романтизма, совпадающий с творчеством поэтов Озерной школы, проходил на фоне готического и якобинского романов. Роман как жанр еще не ощущал своей полноценности, поэтому представлял собой обширное поле для эксперимента. На первый план выдвинулась английская лирика, представленная [116] С. Роджерсом и У. Блейком, Т. Чаттертоном, Д. Китсом и Т. Муром, поэтами-лейкистами. Поэзия была более радикальна в отношении формы. Возродив жанры национальной лирики (баллада, эпитафия, элегия, ода) и существенно переработав их в духе времени с акцентом на внутренне раскованный мир личности, она уверенно шла от подражательности к оригинальности. Меланхоличность и чувствительность английской поэзии соседствовала с эллинистическим языческим любованием жизнью и ее радостями. Эллинистические мотивы у Китса и Мура подчеркивали оптимистический характер изменений, происходивших в поэзии,- освобождение ее от условностей классицизма, смягчение дидактики, обогащение повествовательных линий, наполнение их субъективностью и лиризмом. Восточные мотивы в лирике Шелли, Байрона, Мура возникают уже в первый период английского романтизма. Они диктовались жизнью — Англия расширяла свои колониальные владения, и восточная культура и философия влияли на образ жизни, садово-парковое строительство, архитектуру. Английская пейзажная лирика Вордсворта, Колриджа, Роджерса, Кэмпбелла, Мура живописна в самом прямом и строгом смысле этого слова. Как и живопись Великобритании, становящаяся самым популярным и почитаемым видом искусства, она грустна, наполнена меланхолией, так как тесно соприкасается с предромантическим периодом, с кладбищенской лирикой Т. Грея, Т. Перси, Д. Макферсона и сентименталистов, но она и в высшей степени философична («Ода Осени» Китса, сонеты Вордсворта и Колриджа).

Второй этап в развитии английского романтизма связан с творчеством Байрона, Шелли, Скотта, открывших новые жанры и виды литературы. Символами этого периода стали лиро-эпическая поэма и исторический роман. Появляются «Литературная биография» Колриджа, «Английские барды и шотландские обозреватели» Байрона, великолепные предисловия к поэмам Шелли, трактат самого Шелли «Защита поэзии», литературно-критические выступления В. Скотта (сто статей в «Эдинбургском обозрении»), его исследования по современной литературе. Роман занимает достойное место наряду с поэзией. Бытописательные и нравоописательные романы М. Эджуорт, Ф. Берни, Д. Остен подвергаются значительной структурной реорганизации, создаются национальные варианты романов — [117] шотландский цикл В. Скотта, «ирландские романы» М. Эджуорт. Обозначается новый тип романа — романа-памфлета, романа идей, сатирического бурлеска, высмеивающего крайности романтического искусства: исключительность героя, его пресыщенность жизнью, меланхолию, высокомерие, пристрастие к изображению готических руин и уединенных таинственных замков (Пикок, Остен).

Драматизация формы романа требует удаления из текста фигуры автора; персонажи получают большую самостоятельность, роман становится более раскованным, менее строгим по форме. Роман становится популярным жанром, и Скотт начинает издавать серии национальных романов. В обществе зреют предпосылки будущей викторианской идеологии и культуры. К 30-м годам романтизм становится ведущей тенденцией в романе, хотя романтический герой не всегда является положительным (Булвер-Литтон, Дизраэли, Пикок).

Долгое правление королевы Виктории (1837-1901) способствовало проникновению романтического духа в литературу на протяжении всего XIX столетия. Байрон. Первые сборники его стихов публиковались анонимно. Это «Летучие наброски» (1806), «Стихотворения на разные случаи»(1807).

Под именем Байрон начинает публиковаться со сборника «Часы досуга » (1807).

Уже в этих юношеских стихах намечены темы разрыва с лицемерным жестоким обществом и обращения либо к безыскусной природе («Лакин-и-Гар», «Хочу я быть ребенком вольным»), либо к жизни, полной борьбы и подвигов («Отрывок»).

В духовной атмосфере одиночества и сознания разрыва между мечтой и действительностью Байрон создает свои романтические «восточные» поэмы: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816), «Паризина» (1816).Большой страстностью чувств отличается цикл лирических стихотворений Байрона «Еврейские мелодии» (1815).

С 1817г. начинается итальянский период творчества Байрона. Поэт создает свои произведения в обстановке нарастающего движения карбонариев за свободу Италии. Байрон сам был участником этого национально-освободительного движения. В Италии была завершена поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809-1817) Впечатлениями от итальянской действительности навеяны поэмы Байрона «Жалоба Тассо» (1817) и «Пророчество Данте» (1819).

Своеобразным откликом на движение итальянских карбонариев явилась историческая трагедия Байрона «Марино Фальеро, дож Венеции» (1820).

Историческая трагедия «Двое Фоскари» (1821) также посвящена итальянской теме. Мистерия «Каин» (1821)- крупнейшее произведение позднего Байрона. Это лирическая драма или, скорее, лирико-драматическая поэма, так как драматические приемы всецело подчинены здесь лирическому строю произведения. Главное в «Каине» не драматизм событий, а философская медитация. На материале известной библейской легенды поэт ставит современные философские проблемы. Идейно-художественное решение этих проблем отличается масштабностью и обобщенным характером. В начале 20-х годов Байрон создает сатирические поэмы «Видение суда» (1821), «Ирландская аватара»(1821), «Бронзовый век» (1823).

В последние годы жизни Байрон работал над своим самым крупным и значительным произведением — эпической поэмой «Дон Жуан» (1818-1824).

Завершить его поэт не успел; было написано 16 песен; работа оборвалась на 17 песне.

ОТВЕТЫ часть 1 — Стр 2

6