Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Балашовский

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Психология

Тема

Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы.

Фамилия студента

Родина

Имя студента

Наталия

Отчество студента

Константиновна

№ контракта

1490011400409013

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Направление на практику

Введение Практика проходила на базе МКОУСОШ с.Сластуха, Екатериновского района, Саратовской области в течение двух недель с 10 мая по 24 мая 2012 года. Основные цели практики: 1. Сформировать у себя умение взаимодействия с учениками, ведения тренинговых занятий; 2. Научиться применять приобретенные умения в реальной педагогической деятельности; 3. Научиться осознавать свое физическое и психическое состояние в реальном педагогическом процессе, понимать реакцию учащихся на свои слова и действия; 4. Сформировать у себя гибкость, мобильность мышления; 5. Развить терпение, отзывчивость, эмпатию. За время прохождения практики мною было выполнены следующие виды работ: 1. Я ознакомилась с основными видами занятий психолога в МОУСОШ. 2. Участвовала в работе круглого стола, посвященного проблемам профилактики конфликтов. 3. Участвовала в проведении тренинга коммуникативности как психологического качества. Основная часть Сегодня психология преподаётся фактически во всех вузах, университетах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения профессиональной квалификации, в системе после дипломного образования.

Несмотря на разные различия в объёме и в глубинах изучаемых курсов, в специфической из направленности и содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно владение методикой её преподавания. Методика преподавания психологии — это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Методика преподавания решает следующие задачи: Технология обучения равно как предмет рассматривает вопрос о целях, задачах учебы психологии. Без решения в этот вопрос она никак не имеет возможность решать иные проблемы. Определенное время мишенью учебы считалось артвооружение студентов, учащихся психическими познаниями, умениями и навыками. В настоящее время всегда более увеличивается значение урока, вырастает количество познаний. В следствии этого главным представляется прививка обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания. Методика преподавания психологии рассматривает вопрос «Чему учить?». Какой объем знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки. Способы программированного обучения полагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, методов решения, форм вознаграждения и контроля применительно к предметному оглавлению познаний.

Методы проблемного обучения — акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого. Способы интерактивного обучения обратились к методам управления процессом усвоения умений посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Применение в обучении психологии приемов этих 3 групп энергичных способов обучения полагает создание системы учебных задач в курсе психологии. Словесные методы обучения психологии — источником знаний и умений является устное или печатное слово. Наглядные методы обучения психологии — источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия. Практические методы обучения психологии — источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися. Дистанционное обучение — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Методы закрепления изученного материала — закрепление изученного материала. В педагогической психологии представление «контроль» употребляется в несколько другом смысле — как учебное действие, входящее в ткань самого процесса учебной деятельности учащегося в качестве его составного элемента.

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по финальному итогу учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и исполняемое самим учащимся действие энергичного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и оглавлению постигаемой теории, служащей ориентировочной основой для положительного решения учебной задачи. Данным педагогическим контролем дозволено назвать все повседневные действия преподавателя, когда он на основе получаемых по каналам «обратной связи» сведений вносит те либо иные коррективы в учебный процесс. Это могут быть исправляющие поступки учителя в процессе лекции в базе разных сигналов с аудитории, принимаясь с праздник или же прочий, пусть даже незначительнейшей, ступени убыли нее интереса к объясняемой лекции и завершая акцентированным игнорированием студентами преподавательской отчету. Контроль за степенью усвоения учебного материала студентами преподаватель, безусловно, осуществляет на разных групповых занятиях. Групповые занятия разрешают контролировать всеобщий ярус и ход усвоения программного материала студентами, выявить особенно сложные для усвоения загвоздки, чтобы на следующих занятиях, в том числе в лекциях и при организации независимой работы студентов, внести те либо иные коррективы твердого нрава, принять такие меры, которые, допустимо, затребуют от преподавателя усилий, выходящих за пределы данного определенного занятия.

Лектор может применять призывы положительного, мобилизующего, стимулирующего нрава, способные неотлагательно переключить внимание аудитории. К формам нынешнего педагогического контроля относятся и некоторые виды письменных работ студентов. Это могут быть маленькие по объему тексты исполненных утилитарных занятий, представляющих психологический обзор отдельных фактов, психологическую отзыв отдельных свойств определенной фигуры. Желательно, чтоб письменные работы чаще проводились на жизненном материале из будущей профессиональной деятельности студентов. Цели, продолжительность, конструкция и содержание обучения психологии в существенной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем становления и рангом психологии как науки в определенной стране, экономическими и политическими факторами. Педагогическая технология — это педагогически и экономически обоснованный процесс достижения гарантированных, потенциально воспроизводимых, запланированных педагогических результатов, включающих формирование знаний и умений путём раскрытия специально переработанного содержания, строго реализуемого на основе НОТ и поэтапного тестирования. Понятие педагогической технологии может быть представлено тремя аспектами: научно-технологическим: тут ПТ — часть педагогической науки, которая постигает и разрабатывает цели, оглавление, способы обучения и воспитания, проектирует педагогический процессы; процессуально-технологическим: изложение (алгорифм) процесса, общность целей, оглавления способов и средств для достижения планируемых итогов воспитания, обучения и становления; процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств. Конструкция педагогической спецтехнологии определяется: концептуальной основой; оглавлением обучения; процессуальной частью — технологическим процессом. Критериями технологичности педагогическая спецтехнология выступают: концептуальность, системность, управляемость, корректируемость, результативность, оптимальность, воспроизводимость, визуализация. Монотехнологий, которые применяли бы только какой-либо исключительный фактор, способ, правило нет. Педагогическая спецтехнология неизменно комплексна. Своим акцептом на ту либо другую сторону процесса обучения спецтехнология становится характерной и получает от этого свое наименование. Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии. Среди энергичных способов обучения три группы способов особенно увлекательны для применения в целях управления обстановкой образования всех видов мышления. Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения. Все эти методы были предложены как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения. Способы программированного обучения полагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, методов решения, форм вознаграждения и контроля применительно к предметному оглавлению умений. Способы проблемного обучения — акцентировали не аспекты структурирования объективного познания, а обстановки, в которых оказывается фигура обучаемого. Способы интерактивного обучения обратились к методом управления процессом усвоения умений посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Применение в обучении психологии приемов этих 3-х групп энергичных способов обучения полагает создание системы учебных задач в курсе психологии. Использование разнообразных средств обучения в преподавании психологии Основные средства обучения. Учебник и учебное пособие. Учебник — книга, в которой планомерно излагаются основы познаний в определенной области на современном ярусе достижений науки и культуры; стержневой и ведущий вид учебной литературы. Для всякой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, мастерски-технические, средние особые и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются учебник, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и общественных групп. Технические средства обучения — это предметы, созданные человеком и опосредующие его деятельность, в том числе и учебную. По дидактическим функциям технические средства обучения можно разделить на две группы: информационные и контролирующие. В условиях современного социума в процессе обучения энергично используются нестандартные способы обучения, которые нужно осмыслить как инновационную педагогику. Постижение литературы показало, что задача нетрадиционного обучения невербальными средствами является предметом изыскания не только педагогов, психологов, но и физиологов, естествоиспытателей как отечественных, так и зарубежных. Так, в XX веке были опубликованы изыскания Г.М. Андреевой, Г.В. Колшанского, Б.Ф. Ломова, Р.Бердвистелла, М. Кричли, Ч.Морриса и др. Впрочем, изыскание показывает, что фундаментальные труды ученых не неизменно применяются в обучении учащихся, потому что они последовательно не адаптированы к современному обучению, что сказывается на итогах образования и побуждает правительство активизировать действие работников школы и вуза по улучшению образовательного процесса с применением новейших спецтехнологий и компьютеризации обучения. Как мы считаем, нужно так строить процесс общения в преподавании учебного курса, Дабы в нём было как дозволено огромнее поисковых обстановок, в которых непременно присутствуют странные, подлинные примеры, вопросы, задания. Е.И. Пассов подмечает, что педагог должен быть «отменным сценаристом, режиссёром и актёром». Методическое обеспечение преподавания по образованию интереса к постигаемому предмету, думается, немыслимо без познания некоторых особенностей психологии общения на уроке. Принято считать, что игра как форма профессионального обучения возникла в 80-х годах ХХ века в США в школах бизнеса. Впрочем первая игра на тему «Перестройка производства в связи с крутым изменением производственной программы» была разработана Ленинградской индустриальной академией им. С.М. Кирова для тренировки студентов вузов и начальников фабрично-заводского персонала. Эта игра проводилась в 1936 г. на ленинградской фабрике «Алый ткач» в выходные дни, а также на ряде других предприятий и в вузах. В реальное время в нашей стране игровые способы получили широкое распространение как результативное средство обучения, исключительно профессионального. Особое место занимает игра в концепции знаково-контекстного обучения, которая разработана профессором А.А. Вербицким. Известно, что образование профессиональной деятельности эксперта в системе вузовского и среднего профессионального образования вызывает определенные сложности. Раньше каждого эти сложности связаны с необходимостью сочетать два различных типа деятельности — учебную и профессиональную. Переход от первой ко 2-й требует долгого процесса адаптации выпускника к избранной профессии, что полагает не только знания использовать познания, но и обладать навыками общественного взаимодействия и общения в системе этой профессии.

Учебные задачи в преподавании психологии. Термин «задача» широко используется в психологической науке.

Задача — это знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуации. Если в этой ситуации выделить условия и искомые, то она превращается в задачу.

Учебной задачей будем называть задачу, специально подобранную или сконструированную для целей обучения.

Задание воспринимается нами как требование исполнить какое-то действие. У задания менее суровая, чем у задачи, логическая формулировка, но требования схожи: ответить на вопрос, исполнить какое-то действие и т.д.

Исследователи мышления, интеллекта (Р. Кеттелл, А. Бине, Дж. Гильфорд и др.) считали наилучшим способом побудить человека думать постановку перед ними задач.

Одна из знаменитых в науке систематизаций учебных задач принадлежит Д.Г. Толлингеровой. Она выделяет 5 групп учебных задач согласно когнитивным колляциям:

-задачи на воспроизведение знаний;

-задачи на простые мыслительные операции;

-задачи на сложные мыслительные операции;

-задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение;

-задачи на продуктивное мышление.

Представляет определенный интерес и систематизация учебных задач Г.А. Балла (См. Приложение Б).

В зависимости от познавательных операций, которые применяются при решении задачи, выдается 5 видов:

1) перцептивные (рассмотреть рисунок, найти части объекта и др.);

2) мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, классификацию и др.);

3) имажинативные (образные), если надо, опираясь на имеющиеся знания, представить и описать событие, которое происходило или могло произойти;

4) мнемические задачи (запомнить, вспомнить…);

5) коммуникативные задачи (задачи на установление контакта, поддержание и прекращение общения и др.).

педагог проблемный обучение психология

Заключение За всё время прохождения практики (основными целями которой были закрепление необходимых теоретических знаний и получение навыков их практического применения; знакомство со спецификой деятельности детского психолога; формирование мировоззрения, стиля поведения, профессиональной этики), был выполнен ряд задач: 1. Мною были закреплены теоретические знания по данной тематике. 2.Установлены научные основы педагогического взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения. 3.Усвоены принципы контроля и оценки знаний обучающихся. 4.Изучены основы дидактики и риторики. Также мною был освоен ряд практических навыков: 1. Применение выводов и рекомендаций психологии и педагогики в образовательном процессе. 2. Выступление перед аудиторией. 3. Создание творческой атмосферы во время занятий. 4. Самоконтроль и саморегуляция. За время прохождения практики я участвовала во многих мероприятиях школы, проводила тренинговые занятия, участвовала в работе круглого стола «Жизнь без наркотиков», а также впервые в школе провела неделю психологии. Все мероприятия помогли мне в развитии коммуникативных, организационных навыков, умению быстро приспосабливаться к незнакомой ситуации, не теряться в присутствии большого числа людей, управлять своими эмоциями и психическим состоянием при работе перед аудиторией. Я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации психолого-педагогической деятельности. Ознакомилась с основными положениями Устава школы, познакомилась с видами локальных актов образовательного учреждения. Изучила основные приемы организации педагогического процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива. За время практики мне удалось разработать и провести 2 урока и дать им анализ. Описала расписание учебных занятий, изучила учебную программу. В качестве рекомендаций и пожеланий по совершенствованию учебной и методической работы психолога было бы целесообразно установить более тесную связь с другими детскими учреждениями: школами, детским приютом, родителями. Возможно, важным было бы создание в школе клуба для родителей по и лиц, их заменяющих, по социально-психологической тематике для того, чтобы более полноценно шло сотрудничество. За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.

Размещено на