В этой работе нам будет необходимо отметить момент перехода из дошкольного в младший школьный возраст. Ведь именно у дошкольников начинают складываться основные психологические характеристики: мотив достижения, интеллект, способности и др. В младшем школьном возрасте они закрепляются и становятся устойчивыми либо развиваются дальше.
К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу).
К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях, он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется тем, как они выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».[2]
Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Комплекс готовности к школьному обучению свидетельствует о том, что задача предыдущего этапа в развитии завершена, социальная ситуация познания взрослого мира через проигрывания ролей, действие «понарошку» начинает разрушаться. Ребенок готов к реальному самостоятельному действию в реальном мире, где он будет продолжать познание, но уже по-настоящему, являясь субъектом познания. Позиция школьника уже сформирована, есть потребность в обучении, но даже придя в школу, ребенок не сразу включается в процесс освоения новых знаний, для субъективации новой позиции необходимо время, новая система отношений. Итак, социальная ситуация, говоря словами Л.С. Выготского, взрывается изнутри, возникают условия для создания новой системы отношений, начинается очередной возрастной кризис.
Подготовка детей к школе при помощи развивающих игр
... и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими ... а его эмоции более сложными и разнообразными. В дошкольном возрасте значительно возрастает роль слова, второй сигнальной системы, в познании окружающей действительности и в поведении ребёнка. ...
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через этот кризис. По описанию Л.С. Выготского, это возраст потери непосредственности, основные симптомы которого — манерничанье и кривлянье. Поведение ребенка перестает быть по-детски непосредственным, ребенок подчеркнуто демонстративен в проявлениях. Этому способствует так называемое обобщенное переживание, которое накладывается на ситуативные впечатления. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Итак, это кризис саморегуляции, напоминающий в некотором смысле кризис одного года (в том смысле, что кардинально перестраивается привычная система регуляции).
Теперь ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на недостаточное внимание к себе. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим повышенные нормы и требования. Для ребенка распадается единство аффекта и мышления, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок еще не достаточно владеет своими чувствами. Просто дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.
Базовая потребность — уважение. Любой младший школьник претендует на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.
Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. С другой стороны, внутренняя жизнь — жизнь переживаний — влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.
Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни.
33.Психолого-педагогическая характеристика инфантильных депривированных ...
... 34. Психолого-педагогическая характеристика системно отстающих нестандартных детей, коррекция их развития поведения Системно отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с ... Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. Эти дети характеризуются расторможенностью, двигательным беспокойством, ...
Такие внешние кризисные особенности детей, как кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, склонность к капризам, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст — младший школьный.
Особенности строения тела
Движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка. Согласно данным известного физиолога И.А.Аршавского, уже в эмбриональном периоде двигательная активность в значительной степени определяет темпы общего развития организма [6].
Опорно-двигательный аппарат человека включает в себя костную и мышечную системы. С его деятельностью связана одна из ведущих функций всего живого — движение.
В процессе пренатального и постнатального развития костная система ребенка подвергается сложным преобразованиям. Формирование скелета начинается в середине 2-го месяца эмбриогенеза и продолжается до 18-25 лет постнатальной жизни.
Интенсивное утолщение стенок костей и повышение их механической прочности идет до 6-7 лет. Затем до 14 лет толщина компактного слоя практически не изменяется, а после 14-18 лет вновь идет возрастание прочности костей.
Усиление темпов роста позвоночника наблюдается в младшем школьном возрасте, в 7-9 лет, и с началом полового созревания. После 14 лет позвоночник практически не растет. Грудная клетка к 12-13 годам уже значительно напоминает грудную клетку взрослого.
В целом строение таза приближается к взрослому человеку к 14-16 годам, с этого момента таз способен выдерживать значительные нагрузки.
Мышечная система ребенка в процессе онтогенеза претерпевает значительные структурные и функциональные изменения. Формирование мышечных клеток и образование мышц как структурных единиц мышечной системы происходит гетерохронно, т.е. сначала образуются те скелетные мышцы, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма ребенка на данном возрастном этапе.
Начиная с 14-15 лет микроструктура мышечных ткани практически не отличается от взрослого. Однако утолщение мышечных волокон может продолжаться до 30-35 лет.
Развитие мышц верхних конечностей обычно предшествует развитию мышц нижних конечностей.
Общая масса мышц верхних и нижних конечностей быстро нарастает в период полового созревания. Масса скелетных мышц у подростков 14-15 лет составляет 32,6% от общей массы тела.
По сравнению с подростками 12-14 лет, у школьников старших классов наблюдается относительно спокойное течение всех процессов, происходящих в организме: более равномерно идет рост и развитие отдельных органов и систем по отношению друг к другу.
В связи с окончанием полового созревания в этом возрасте у учащихся четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. Особенности старшего школьного возраста проявляются в замедленном росте тела в длину и преобладании роста в ширину, а также в увеличении прироста в весе теле. По своему внешнему виду, по пропорциям тела старшеклассники приближаются к взрослому.
Презентация на тему: Периоды детского возраста
... школьный возраст – с 12 до 17-18 лет. -самый трудный период психологического развития, -формирование ... динамикой процессов роста и развития относятся: -длина тела; -масса тела; -окружность грудной клетки; ... развитие ребенка. Преддошкольный или ясельный период – от года до 3 лет. Характеристика: -некоторое снижение темпов физического развития и большая степень зрелости основных физиологических систем; ...
К концу данного периода достигают своего максимума различия между юношами и девушками в размерах и формах тела. Юноши становятся выше девушек в среднем на 10 см. и тяжелее на 5 кг. У девушек же, в отличие от юношей, наблюдаются более длинное туловище, более короткие ноги и руки, низкое расположение центра тяжести. Все эти особенности сказываются н на длине шага, скорости ходьбы и бега и т.д.
В 15-17 лет у школьников заканчивается окостенение большей части скелета, за исключением нескольких костей (крестец, ключицы, бедренные кости), окостенение которых завершается к 25-26 годам. Рост трубчатых костей в длину замедляется, а в ширину усиливается. Кости становятся более толстыми и прочными.
В этом время энергично (особенно у юношей) развивается грудная клетка, заканчивается формирование кривизны позвоночника. Скелет у старших школьников уже способен выдерживать значительные нагрузки. В тесной связи с развитием костного аппарата идет формирование мышц, сухожилий и связок.
В отличие от подростков, у школьников 15-17 лет развитие мышц не отстает от роста костей и идет более равномерно и быстро. В этом возрасте, в особенности у юношей, быстро увеличивается мышечная масса, растет сила мышц.
В старшем школьном возрасте продолжают заметно изменяться физико-химические свойства мышц, совершенствуются их функциональные свойства. Мышечная ткань по своему химическому составу (соотношению белков, жиров, воды и др.), строению, сократительным свойствам приближается к нормам взрослых. Достигают высокого уровня возбудимость и лабильность мышц, их нервная регуляция. Вместе с тем, мышцы у старшеклассников эластичнее, чем у взрослых, т.е. обладают свойством в большей степени укорачиваться и удлиняться при сокращении и расслаблении. У школьников старших классов более отчетливо, чем у подростков, выявляется разница в увеличении силы мышц правой и левой половины тела.
В 16 лет мальчики по длине тела в конце 70-х — начале 80-х гг. достигали 97,0-99,6% средней окончательной величины этого параметра. Считается, что различия между взрослыми мужчинами и женщинами зависят от времени наступления пубертатного скачка. Различия в длине тела мальчиков и девочек не превышают 2,0% до момента пубертатного скачка, а после него достигают 8,0% [24].
В подростковом возрасте период повышения интенсивности роста сочетается с бурном нейроэндокринной перестройкой [7].
В подростковом периоде соответствие биологического возраста мальчиков и календарному возрасту устанавливается преимущественно по развитию вторичных половых признаков. Стадии полового созревания связаны с оссификацией скелета — скелетной зрелостью [17].
По мере перехода от низкой к высокой стадии полового созревания увеличивается массивность скелета, число постоянных зубов. Высокая степень тесноты связи между оссификацией скелета и выраженностью развития вторичных половых признаков у мальчиков появляется в 14-15 лет.
Верхние дыхательные пути (нос, придаточные полости носа, полость рта, гортани и носоглотки( почти достигают в период полового созревания размеров, свойственных взрослому человеку [1,20].
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях. Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях ...
Рост гортани продолжается до 22-25 лет. В период пубертата ускоряется рост трахеи. В 15-16 лет ее длина вдвое превышает таковую при рождении. Увеличение диаметра трахеи в этот период происходит так же интенсивно. Слой гладких мышечных волокон достигает в период полового созревания дефинитивного развития [1]. Основные изменения строения легких человека происходят до 14 лет [32]. Форма грудной клетки устанавливается с 12 лет. В 15 лет происходит резкое увеличение ее поперечного диаметра, за которым следует замедление ее роста в длину, определяющее окончательную форму. Формирование грудной клетки как целого образования происходит в тесной связи с ростом и развитием легких, органов брюшной полости.
Период полового созревания характеризуется наиболее высоким темпом роста и развития системы дыхания [11,21]. В подростковом возрасте биомеханические свойства легких и грудной клетки претерпевают существенные изменения. По сравнению с периодом новорожденности бронхиальное сопротивление снижается в 10 раз, а легочная растяжимость увеличивается в 2 раза [10]. При этом наибольшее снижение бронхиального сопротивления наблюдается в 13 и 15 лет. В возрасте 15 лет бронхиальное сопротивление не превышает 1,9 см вод. ст. В возрасте 12-15 лет резерв дыхания (РД) составляет до 92% от уровня максимальной вентиляции легких (НВЛ).
Возрастная экономизация функции дыхания проявляется в увеличении эффективности легочного газообмена за счет удлинения продолжительности и амплитуды дыхательного цикла с возрастом. Подростки 16 лет приближаются к дефиниритивному уровню развития регуляторных механизмов дыхательной функции легких. У них самый высокий уровень эффективности легочного газообмена как в покое, так и при нагрузке; самые четкие дифференцировочные реакции на специфические раздражители; лучше, чем у более младших подростков, развита способность к активному подавлению химической и нервной аффоренциации при произвольной гипервентиляции кислородом и произвольных задержках дыхания на различных уровня объемов легких.
Возрастное развитие биомеханических свойств дыхательной системы является основой совершенствования вентиляции. Уровни легочной и альвеолярной вентиляции в расчете на единицу площади поверхности тела или 1 кг массы тела являются следующей важной характеристикой системы дыхания.
Учет особенностей формирования дыхательной функции легких и механизмов, ее регуляции в возрастном отрезке онтогенеза от 12 до 16 лет позволит обосновать объемы посильных нагрузок, режимы занятий физическими упражнениями, определить необходимость и характер воздействий в случаях отставания или неправильного развития структурно-функциональных звеньев дыхательной системы.
Своеобразие подросткового этапа онтогенеза состоит в том, что совершенствование всех физиологических системы организма проистекает одновременно и взаимосвязано с созреванием репродуктивной функции и значительными перестройками. вызванными этим процессом. При этом, развитие всех систем организма предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой системе (ССС) как системе жизнеобеспечения. Именно деятельность сердечно-сосудистой системы является одним из важнейших факторов. лимитирующих развитие приспособительных реакций растущего организма в процессе его адаптации к условиям обучения и воспитания [15].
31 Периодизация психического развития. Психологический возраст личности
... перестройка физиологических механизмов существования. Сфера Развития - Мотивационно-потребностная. Период Ранний возраст (1-3 года). Социальная ... стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание ... Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия – интеллектуализация. Кризисы ...
Обширный литературный материал дает основание заключить, что центральное звено систем кровообращения в период от 11 до 17 лет изменяется значительно, что выражается, прежде всего, в повышении ударного объема и сердечного выброса, росте артериального давления и увеличении длительности основных фаз сердечного цикла.
Общая продолжительность сердечного цикла в период от 14 до 17 лет практически не отличается от величин, характерных для взрослых людей [28].
Центральные и перефирические звенья сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте претерпевают значительные изменения от начального периода пубертата к его завершению. На этом этапе развития происходит повышение артериального давления и увеличение сердечного выброса, удлинение основных фаз и периодов сердечного цикла, снижение интенсивности периферического кровотока и усиление его реактивности. Эти перестройки отражают формирование зрелого типа внутрисистемных отношений, создающих условия для наиболее оптимального функционирования сердечно-сосудистой системы.
Совершенствование системы гемодинамики к концу подросткового возраста обеспечивает метаболические потребности других физиологических систем, что отчетливо выявилось при сопоставлении регионарного мозгового кровотока и функциональной активности мозга в процессе умственной деятельности [28].
Для правильной постановки физического воспитания учащихся очень важен учет особенностей развития центральной нервной системы, которой принадлежит ведущая роль в регуляции всех функций организма. В старшем школьном возрасте завершается развитие центральной нервной системы, высокого совершенства достигает высший ее отдел — кора головного мозга. Нервные процессы приобретают большую подвижность, растет их сила, протекание процессов возбуждения и торможения становится более уравновешенным. Значительно улучшается аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга. Высокого уровня развития достигает вторая сигнальная система. Все это создает благоприятные условия для углубленного обучения учащихся двигательным действиям, развивать двигательные качества [29].
В связи с высоким уровнем развития двигательного анализатора, у старшеклассников значительно повышается способность анализировать и точно воспринимать различные движения.
Несмотря на высокий уровень развития высшей нервной системы деятельности, у школьников старших классов еще наблюдается некоторое преобладание процессов возбуждения над торможением.
В старшем школьном возрасте у школьников наиболее резко проявляются индивидуальные особенности в отношении приспособляемости к большим и длительным физическим нагрузкам. Это связано главным образом в тем, что этот период среди школьников отмечается значительно большее число различных уровней физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности. При выборе упражнений, методики развития двигательных качеств возникает необходимость строго учитывать эти особенности [29].
Старший школьный возраст является завершающим этапом морфологического созревания всех звеньев двигательного аппарата [12,22]. Знание физиологических механизмов, лежащих в основе организации двигательных действий в этом возрасте, имеет большое практическое значение. Именно в этом возрасте осваивается большинство трудовых и спортивных движений, эффективное значение которым возможно только при учете возрастных особенностей двигательной функции.
Типы темперамента. Специальные способности личности
... отрывка, первый из которых будет свидетельствовать о проявлениях одной из специальных способностей личности (математических, музыкальных, художественных и т.д.); второй - об одном из видов ... зарубежной классической литературы до современной фантастики, детективов, детских произведений и т.д. Специальные способности личности - математические. Отрывок из повести Тамары Крюковой "Герой поневоле": "Он ...
Закономерности развития физических качеств школьников
14-17 лет
Воспитание физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые развиваются на основе определенных закономерностей. Среди этих закономерностей в качестве ведущих выделяют: гетерохронность, этапность, фазность и перенос в развитии способностей.
Гетерохронность (разновременность) развития устанавливает, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных его органов к структур. Если в эти периоды оказывать педагогические воздействия на опережающие в своем развитии органы и структуры, то эффект в развитии соответствующих физических способностей значительно превысит результат, достигаемый в периоды их относительной стабилизации. Периоды интенсивного развития той или иной физической способности у представителей мужского и женского пола не совпадают. Как правило, на момент начала интенсивного развития большинства способностей девушки обгоняют подростков на 1,5 — 2 года. В связи с тем, что каждая физическая способность имеет свой сенситивный период, а каждое физическое качество выражается совокупностью соответствующих физических способностей, сенситивный период для каждого физического качества определяется по его ведущей способности (группе ведущих способностей).
Этапность развития устанавливает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уровне, необходимо изменять содержание нагрузки, условия се выполнения. Развития физических способностей при относительно длительном использовании постоянной нагрузки характеризуется тремя этапами: начального воздействия, углубленного и этапом несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма.
Фазность развития устанавливает зависимость эффекта педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма. Во время выполнения двигательного действия выделяются четыре фазы физической работоспособности организма: нарастающей работоспособности (врабатывания),относительной стабилизации, временного снижения и повышенной работоспособности (эффект последействия).
Перенос развития устанавливает наличие связи между уровнями развития нескольких физических способностей. Если при развитии какой-либо физической способности один или несколько ее компонентов представлены в структуре другой способности, то последняя будет развиваться, хотя и не столь интенсивно. Перенос в развитии физических, способностей может осуществляться как внутри какого-либо качества, так и между отдельными физическими качествами. Если человек в поднятии тяжести повысил уровень силовых способностей, то это отразится на росте скоростно-силовых способностей, например в метании гранаты или толкании ядра. Если же человек развил способность выдерживать высокие нервно-эмоциональные нагрузки, то эта способность будет проявляться при реализации нескольких физических качеств.
Кризис подросткового возраста. Теория культурно-исторического ...
... развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа. Кризис подросткового возраста. Кризис подросткового ... развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая). Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ... развития по Эльконину Эльконин развил представления Выготского о возрастном развитии. Он рассматривал ребенка как ценностную личность, ...
Старший школьный возраст характеризуется неоднонременным окончанием биологического (полового) созревания юношей и девушек. К 17 годам юноши превышают уровень физической подготовленности девушек по большинству показателей и в отличие от них могут выполнять большие объемы работы с высокой интенсивностью.
Направленное развитие физических способностей осуществляется при обязательном дифференцировании содержания педагогических воздействий. У юношей педагогические воздействия будут нацелены преимущественно на развитие собственно силовых способностей, способностей, характеризующих физическое качество выносливости (15-17 лет), а также вестибулярную устойчивость, точность и скорость двигательных действий. У девушек акцентированному педагогическому воздействию целесообразно подвергать собственно силовые способности (16-17 лет) и гибкость (16-17 лет).
Выбирая состав средств и методов для развития физических способностей, необходимо параллельно воздействовать и на интенсивно развивающиеся органы и структуры, и на те, которые в своем развитии временно отстают. Выполнение этого требования является обязательным, поскольку несоблюдение — его может отрицательно сказаться на темпах развития в последующие возрастные периоды.
Здесь можно наблюдать как бы обратный эффект: чрезмерное развитие функций одних органов угнетает последующее развитие других, а следовательно, тормозит и развитие соответствующих физических способностей.
Индивидуализация процесса — одно из важных требований принципа соответствия педагогических воздействий. Особенно велико ее значение в среднем и старшем школьном возрасте, когда формируются личностные особенности школьников. В зависимости от темпов биологического созревания индивидуализация выражается в дифференцировании физических нагрузок и способов их регулирования, выбора состава средств педагогических воздействий. Дифференцировка нагрузок предполагает ограничение параметров механической работы, обусловливающих ту или иную функциональную активность органов и структур, а выбор средств — ограничение биомеханических параметров двигательных действий, создающих направленность воздействий на требуемые органы и структуры. В практике проблема индивидуализации решается на основе органического сочетания двух направлений: общеподготовительного и специализированного. Ориентация на персональные различия позволяет осуществлять личностный подход, а общие свойства, присущие разным индивидам, дают возможность направленно проводить групповые занятия.
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. Частным аспектом самосознания является половая идентичность. И.С.Кон (1988) определяет половую идентичность как «единство поведения и самосознания индивида , причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли». Наиболее подробно понятие половой идентичности у детей разработано в исследованиях Д.И.Исаева, В.Е.Кагана (1986,1988) и В.Е.Кагана (1991).
Последний определяет половую идентичность как «соотнесение личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности» и различает следующие ее виды:
Развитие творческой личности ребенка
... - раскрыть эти способности, развить их. 2. Проблемы развития творческой личности ребенка творческий креативность воображение ребенок Развитие (воспитание) творческой личности ребенка - это процесс, организованное взаимодействие авторитетной личности (воспитателя, родителей, учителей, и вообще взрослых, ...
1. Базовая идентичность — соотнесение личности с традиционными, восходящими к филогенетическим, половым различиям, альтернативным представлениям о маскулинности/фемининности; этот вид идентичности детерминирован психофизиологически.
2. Ролевая идентичность — соотнесение поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре и в данное время полоролевыми стереотипами; детерминирована влияниями среды.
3. Персональная идентичность — интегрирует первую и вторую и характеризует соотнесение личности с маскулинностью/фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения и совместной деятельности.
По представлениям автора, если базовая идентичность стабильна, то на уровнях ролевой и персональной идет непрекращающийся процесс половой идентификации.
В.Е.Каган выделяет также условия половой идентичности:
а) внешние — существующие в культуре представления о половых ролях и стереотипах поведения и переживаний;
б) внутренние психические — связанные с нейрофизиологическими характеристиками индивида (в частности, функциональной асимметрией полушарий головного мозга) и задающие определенные особенности познавательной и эмоциональной переработки средовых влияний и границы их восприятия;
в) внутренние психологические — смысловые установки личности, которые опосредуют влияние двух предыдущих условий.
Взаимосвязь между пунктами «а» и «в» можно выразить и через взаимоотношение «декларативного» (не определяющего поведение и переживания индивида) и «реального» (на уровне убеждений и побуждений) знаний (Шмелев А.Г., 1983).
Анализируя взаимоотношение «реального» и «идеального» образов пола у мальчиков и девочек, В.Е.Каган отмечает, что в характеристиках идеальных образов мужчин и женщин у мальчиков преобладали предметно-инструментальные признаки, у девочек — эмоционально-экспрессивные, однако реальные образы обоих полов в восприятии мальчиков были окрашены негативно. Учитывая, что идеальные образы играют ведущую роль в обучении (передаче информации о должном и желательном), а реальные — в научении (выработке практических установок поведения и отношений), у мальчиков вследствие их несовпадения больше вероятность развития когнитивного диссонанса. Автор впервые описал потенциально кризисный этап половой идентификации у мальчиков на 5-6 году жизни, когда негативизация эмоционального образа «Я» совпадает с негативизацией образа своего пола. Причиной этого он считает репрессивное отношение среды к маскулинному поведению мальчиков при маскулинной ориентации половой культуры в целом. У мальчиков с фемининными чертами с возрастом увеличивается риск психологической дезадаптации, их системная организация характера представлена более конфликтными и потенциально патогенными сочетаниями.
Зарубежными авторами (Кле М., 1991) выделяются несколько другие этапы психосексуального развития, в том числе родовая идентичность (по Douvan S.): телесные аспекты представления о себе и своем поле как результат знакомства с телом определенного пола и ранних эффектов социализации. Представление о поле предшествует идентификации с родителями, и они не являются единственным источником формирования родовой идентичности. В подростковом возрасте эта проблема вновь оживляется, приобретая нормативный характер, которого она не имела в детстве. У мальчиков принятие ее представляется более трудным, страдает амбивалентностью, так как начальные привязанности фиксируются на женском образе, поэтому у них сохраняются следы женской идентификации.
В фазе научения складываются внешние по характеру равнозначные представления о половых различиях (внешний вид, одежда, строение тела и гениталий) на нейтральном эмоциональном фоне. В фазе реализации отмечаются игры с разглядыванием и ощупыванием половых органов.
Чтобы стать мужчиной или женщиной подросток должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую роль, точнее модель поведения, свойственную данному полу. Психосексуальное развитие неотрывно связано с мужской или женской моделью развития ребенка. Мы ведь изначально, с самого рождения, по-разному воспитываем мальчиков и девочек, тем самым закладываем половую роль.
В начальных классах мальчики стремятся приобрести авторитет благодаря физической силе, смелости. Девочки завоевывают популярность за счет внешней привлекательности, красивой одежды, заколочек, браслетиков, примерного поведения, хорошей успеваемости.
Поэтому необходимость закладывать навыки романтических отношений, учить назначать свидания, ухаживать – связана с психологическим развитием подростка, с культурными традициями, а не гормональными всплесками.
В этот момент взрослых должно заботить развитие эмоционально-коммуникативных навыков, проблемы взаимопонимания со сверстниками, умение отстаивать свои позиции.
Подросток находит свое место в социуме себе подобных. Они обмениваются информацией на своем, доступном языке, часто разрежая психологическую напряженность «грязными» словами, снимая страх перед сексуальными темами смехом или анекдотами.
Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают у многих подростков повышенный интерес, что позволяет им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены.
Согласитесь, ведь будь у подростков больше доступной информации, они бы уже не стали исподволь встречаться и обмениваться жалкими обрывками тех знаний, которые их волнуют.
«Запретный плод сладок», и в любом случае всякая, даже закрытая, информация будет до них доходить, но чем более она закрыта, тем более она обрывочна и искажена.
Знай, подростки о сексе от родителей, они бы не старались в компаниях выглядеть более «знающими» за счет грязных шуток, бахвальств о сексуальном «опыте» и т.д. Наверное, больший бы акцент делался на романтической стороне, ухаживаниях.
По мере полового созревания подростку приходится сообразовывать свою стержневую половую идентичность с новыми ощущениями.
У мальчиков начинается эякуляция семенной жидкости, у девочек – менструации. В связи с этим подросток обращает большее внимание на половые органы.
20. С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. А.Н. Леонтьев говорил, что «личность рождается дважды»: первый раз внутри социального индивида, восприятие «Я» как части коллективного «мы». Второй раз — как рождение самостоятельного субъекта. Характеризуется не только самостоятельностью решения, но и ответственностью за совершенный выбор. То есть происходит выход за рамки социального индивида. Чаще это «рождение» проходит в конце подросткового возраста. Тогда же происходит и формирование Я-концепции, а иначе говоря — Образа Я.
Что же такое Образ Я? Как он складывается?
Образ Я — это представление человека о себе самом. Говоря научным языком, Образ Я — относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими.
Образ Я не статичен и включает в себя 3 компонента:
1) Когнитивный компонент: представление о своих способностях (интеллекте), внешности, социальной значимости и т.д.
2) Эмоционально-оценочный компонент может включать в себя самоуверенность, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение (т.е. самоотношение).
3) Поведенческий (волевой компонент): стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение, повысить свой статус (или желание быть незамеченным, скрыть свои недостатки).
Таким образом, в целом, Я-концепция включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов «Я»:
1) Социальное «Я».
Социальное «Я» возникает благодаря включенности личности в жизнь общества в целом, а так же в игру «социальных ролей», в рамках которой поведение человека начинает подчиняться определенным правилам. «Человек», «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)» — это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте.
2) Физическое «Я».
Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Внешний облик — предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности.
Подростку предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит подросток.
3) Психологическое «Я».
Психологическое «Я» представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями. И здесь мы можем выделить:
1. «Я — реальное» — переживание как представление о себе в момент самого переживания,
2. «Я — идеальное» — то, каким он (человек) должен был бы стать, чтобы соответствовать внутреннему критерию успешности,
3. «Я — глазами других» — то, как нам кажется нас видят другие.
Мнения психологов на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов. С каждым типом теорий связано свое особенное представление о развитии личности. В последние десятилетия усиливается тенденция к целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.
Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, возникают не на пустом месте — их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.
Подростковый возраст — это период жизненного самоопределения, становление Я-концепции. Концентрация душевных сил направлена на самопознание. У подростков сильно выражено стремление разобраться в самом себе, зачастую даже в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми: активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях, развитие временной перспективы, построение планов на будущее.
Говоря об особенностях развития ребенка, можно отметить, что существуют определенные биологические и социальные показатели, но которым можно судить о переходе на новую возрастную ступень. В этом смысле отрочество не является исключением. Так, в качестве биологического критерия перехода от детства к подростковому возрасту принимается достижение половой зрелости, характеризующееся созреванием репродуктивных функций.
Бурное физическое развитие, которое, как правило, совпадает с началом половой зрелости и выражается в так называемых «скачках роста» (ускоренное прибавление в росте и весе), является самым существенным биологическим показателем начала подросткового возраста.
С другой стороны отрочество позволяет ребенку получить новый статус, близкий к статусу взрослого человека, и соответствующие ему права и обязанности. Этому периоду присущи и новые способы мышления, особая чувствительность к здравому смыслу, моральным и этическим идеалам. Одним из типичных феноменов подросткового возраста, особенно в ряде западных стран, является страстное желание овладеть новыми интеллектуальными навыками и продемонстрировать их другим. Почитание авторитетов, глубокое понимание литературы, религии, искусства и истории культуры — все это требует особого, системного способа мышления.
Д. Китинг выделил 5 особенностей мышления подростка, отличающих его от мышления конкретными операциями, типичного для стадии среднего детства:
· Умение размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно.
· Опережающее мышление, планирование.
· Гипотетико-дедуктивное мышление. Процесс мышления включает выдвижение и систематическую проверку гипотез. Это — одна из особенностей научного мышления.
· Мышление о мышлении. Это так называемое метапознание, или мышление второго порядка.
· Мышление, выходящее за общепринятые рамки, которое часто связывают с юношеским идеализмом.
Описанные Китингом особенности мышления подростка во многих отношениях совпадают с выделенной Пиаже стадией мышления посредством формальных операций. Он определил эту новую стадию в развитии интеллекта как системный способ организации мышления, позволяющий ребенку рассматривать все возможные комбинации решений в рамках общей проблемы и делать умозаключения по поводу абсолютно гипотетической ситуации. Ребенок же, находящийся на стадии конкретных операций, овладевает некоторыми принципами системного мышления, но может отслеживать лишь отдельные, конкретно представленные отношения. Овладев же формальными операциями, он добивается успеха, поскольку начинает решать задачу как целое, систематически варьируя ее элементы.
Подростковый кризис замыкает череду кризисов в развитии ребенка. Он самый продолжительный и зачастую самый сложный для родителей, ведь подростка тяжелее контролировать, чем годовалого малыша, трехлетку или первоклассника.
Подростковый кризис может начинаться в разном возрасте. Хотя его иногда и называют «кризис 14 лет», он не обязательно начнется, когда вашему ребенку исполнится 14. У девочек подростковый кризис обычно приходится на 11-16 лет, у мальчиков — чуть позже, 12-18. Рамки подросткового кризиса индивидуальны для каждого ребенка, поэтому точно предсказать его начало и конец невозможно.
Обычно чем позже проявляется подростковый кризис, тем более бурно он происходит. Однако если ваш ребенок ведет себя идеально в течение всего подросткового возраста — это повод задуматься. Если у ребенка подростковый кризис отсутствует вообще или проявляется очень слабо, это не совсем нормально. Любой кризис — это закономерный этап развития ребенка. Если подростковый кризис отсутствует, ребенок может вырасти инфантильным.
Подростковый кризис — это переходный этап между детством и взрослой жизнью, поэтому стремление к самостоятельности в это время выражается особенно ярко. Всю жизнь ребенок был связан с родителями, зависел от них и слушался их. Теперь он старается эту связь оборвать, чтобы доказать свою взрослость. Нежелание рвать эту связь со стороны родителей может привести к конфликтам.
Подростковый кризис, помимо прочих факторов, усугубляется половым созреванием ребенка. Помимо психологических механизмов в дело вступают физиологические. Как говорится — «гормоны бушуют». Подросток может стать как неуравновешенным и импульсивным, так и апатичным и быстро устающим. Происходящие с подростком перемены (как внутренние, так и внешние), первое не совсем осознанное половое влечение — все это тревожит ребенка, заставляет его переживать и может стать причиной подростковых комплексов.
Подростковый кризис обычно проявляется более бурно, чем остальные кризисы. Возможности маленького ребенка в плане самовыражения и самоутверждения более ограничены — да, он будет капризничать, но по крайней мере — у вас на виду. Подросток может замкнуться в себе или напротив — конфликтовать с вами в открытую, а в более тяжелых случаях подростковый кризис может сопровождаться курением, употреблением алкоголя, демонстративным уходом из дома или даже попыткой суицида.
Конечно, далеко не всегда проявления переходного возраста настолько критичны, но повышенная конфликтность, перепады настроения, утомляемость, депрессия, ложь, немотивированная агрессия, часто сопровождающие подростковый кризис, могут стать проблемой для родителей.
Подростковый кризис состоит из трех основных стадий. Во время предкритической стадии ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушать общепринятые стереотипы — пока что несмело и осторожно. Кульминационная стадия подросткового кризиса протекает более бурно — ребенок подросток может «выкинуть» что угодно, причем его поведение предугадать бывает тяжело. Течение этого этапа зависит от атмосферы в семье — чем она здоровее, тем меньше будет подобных «фокусов». Во время посткритической стадии у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми.
Что делать, если у вашего ребенка начался подростковый кризис? Как правильно вести себя, чтобы сгладить конфликты и сохранить хорошие отношения с ребенком? В первую очередь запаситесь терпением. Конечно, когда ваш ребенок-подросток кричит и хамит, первое желание — накричать на него в ответ. Но в таком случае конфликт покатится, как снежный ком, и его тяжело будет остановить. Замкнутый круг — агрессия приводит исключительно к ответной агрессии.
Постарайтесь «ослабить поводок», на котором вы держали своего ребенка, и предоставить ему разумную самостоятельность. Подросток хочет, чтобы к нему относились, как к взрослому. Попробуйте ему ее предоставить — советуйтесь с ребенком по бытовым вопросам, дайте ему возможность принимать участие в обсуждении семейных проблем.
Если подросток что-то настойчиво требует — не запрещайте ультимативно. Обсудите с ним эти требования, какими абсурдными и наглыми они бы вам ни казались, и попробуйте прийти к соглашению. Может быть, это получится не с первого раза, но даже не совсем удачные переговоры лучше очередного конфликта с хлопаньем дверьми.
Если подросток чем-то хочет с вами поделиться — не отмахивайтесь от него, даже если его проблемы кажутся вам смешными. Потеряв доверие ребенка, очень сложно обрести его снова — подростки часто замыкаются в себе. Дайте подростку совет, но ни в коем случае не требуйте его беспрекословного выполнения — пусть решает сам. Он может набить пару шишек, но это даже полезно.
Во время ссор подросток может наговорить вам гадостей — вплоть до «Лучше бы ты меня не рожала». Это неприятно и обидно, но помните, что на самом деле подросток так не думает. Постарайтесь отнестись к таким фразам максимально спокойно, не припоминайте их ребенку после примирения и во время следующих конфликтов.
Несмотря на внешнюю «колючесть» и отчужденность, во время подросткового кризиса вы очень нужны ребенку. Нужна ваша поддержка, ваша любовь, ваше понимание, ваши ненавязчивые советы. В подростковом возрасте ребенок примеряет на себя новые социальные роли, пробует себя в новом качестве. Сделайте это и вы — из родителя-наседки превратитесь в родителя-советчика. Не надо рвать связь с ребенком — но изменить ее в соответствии с возрастом чада придется.
Подростковый кризис — непростое время и для ребенка, и для родителей, но его негативные проявления можно и нужно сгладить.