Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок»

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

Протокол № 1

от «28» ноября 2012г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующая МБДОУ

«Детский сад № 1»

________________О.В.Орёл

Приказ от 08.02.2013г. № 22

ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедическом пункте при МБДОУ «Детский сад № 1»

г. Балашиха

2013 г.

1. Общие положения

Настоящее положение регулирует работу дошкольного логопедического пункта при ДОУ.

1.1 Логопедический пункт является структурным подразделени­ем дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) любого вида.

1.2. Логопедический пункт открывается органами управления об­разованием при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий.

1.3. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда.

1.4. Цель деятельности логопедического пункта: оказание практической помощи детям дошкольного возраста (3 – 7 лет) с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

1.5. Основными задачами логопункта являются:

— осуществление диагностики речевого развития детей;

— определение и реализация индивидуального маршрута кор­рекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его струк­туры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;

— взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комис­сиями;

— организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

— распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия;

— осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

— предупреждение нарушений устной и письменной речи;

— развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

— воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

— совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

— возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи.

1.6 Логопункт при ДОУ открывается органом управления образованием или ДОУ в зависимости от количества детей 3–7летнего возраста с речевой патологией.

При достаточном количестве детей с необходимыми дефектами речи в одном ДОУ на основании решения совета коллектива создается логопедический пункт, фиксируется в уставе и приписывается “Положение о логопункте при ДОУ”.

1.7 Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 01.09 – 15.09 и с 15.05 – 30.05. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте проводится на основании решения постоянно действующей медико-педагогической комиссии, в состав которой входят: специалист из РОО, заведующий ДОУ, логопеды ДОУ, психолог. На ПМПК для зачисления ребенка необходимы те же документы, что и для зачисления в логопедическую группу. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости

На каждого воспитанника, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2. Организация деятельности логопункта при доу

2.1 На логопункте при ДОУ предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

— своевременным обследованием детей;

— рациональным составлением расписаний (“сетки”) занятий;

— планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

-оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями

— совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.

2.2 На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ, имеющие фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (одновременно занимается не более 12 – 15 человек) на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

Прием детей производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Комплектование групп и выпуск детей производится психолого-медико-педагогической комиссией, созданной при управлении образованием или ДОУ.

В ДОУ, где воспитание и обучение ведется на родном языке, на логопункт зачисляются воспитанники, у которых имеются отклонения речевого развития на родном языке.

Срок коррекционной работы на логопункте при ДОУ – от 3 месяцев до 2 лет при ФНР и ФФНР.

2.3 Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией ДОУ (исключение составляют занятия по развитию речи и ФЭМП).

2.4 Темы групповых, индивидуальных занятий, а так же посещаемость детей фиксируется в журнале. Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой. Ответственность за обязательное посещение занятий несут учитель-логопед, воспитатель, администрация ДОУ.

2.5 Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе ДОУ.

2.6 Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.

2.7 В случаях длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть реко­мендовано обратиться в соответствующие лечебно-профилактичес­кие учреждения для обследования врачами-специалистами (невро­патологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза.

3. Порядок организации обследования детей психолого-медико педагогической комиссией

3.1 Обследование детей психолого-медико-педагогической комис­сией осуществляется по инициативе родителей (законных предста­вителей), а также по инициативе специалистов учреждений обра­зования, здравоохранения, социальной защиты. Во всех случаях согласие родителей подтверждается их письменным заявлением.

3.2 Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей).

3.3 На комиссию представляются следующие документы:

— свидетельство о рождении ребенка (только предъявляется);

— заключение психолого-педагогического консилиума образо­вательного учреждения, в котором ребенок обучается;

— подробная выписка из истории развития ребенка с заключе­ниями врачей (педиатра-психиатра, невропатолога; логопеда, оф­тальмолога, ортопеда);

— педагогическое представление (характеристика)

     В диагностически сложных случаях, а также в случаях несог­ласия родителей с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) рекомендуется обследовать ребенка специалис­тами конфликтной комиссии.

   Родителям (законным представителям) выдается протокол обследования и заключение ПМПК с рекомендациями. Заключе­ние ПМПК является основанием (только с согласия родителей или законных представителей) для определения форм получения образования ребенком, создания адекватных его индивидуальным особенностям условий обучения.

   Муниципальный орган управления образованием в случае необходимости обеспечивает организацию обследования детей лю­бой областной психолого-медико-педагогической комиссией. Вопросы финансирования решаются в таких случаях на договорной основе. Взимание денег с родителей не допускается. Дети-сироты обследуются бесплатно.

4. Участники образовательного процесса

— Ребенок;

— Воспитатель;

— Родитель;

— Учитель-логопед.

4.1 Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие дефектологическое или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности “Логопедия” или стажировки. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.

4.2 Учитель-логопед:

а) несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

б) оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям детей;

в) работает в тесном контакте с психологом ДОУ, логопедом, врачами-специалистами поликлиники и членами медико-педагогической комиссии;

г) информирует педагогические советы ДОУ о задачах, содержании и результатах работы на логопункте;

д) участвует в работе методических объединений логопедов ДОУ;

е) повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам;

ж) составляет ежегодный отчет о работе.

4.3 Для фиксирования коррекционного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию:

— речевая карта на каждого ребенка;

— журнал движения детей, посещаемости занятий на логопункте;

— перспективный план работы на каждого ребенка на период занятий с отслеживанием результатов коррекционной работы;

— общий план методической работы на год;

— ежедневные планы работы на каждого воспитанника;

— тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся в группе);

— расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующим ДОУ;

— паспорт логопункта или картотека с перечнем оборудования и пособий;

— копия отчета о проделанной работе за год.

4.5 На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских образовательных учреждений. Оплата труда учителя-логопеда, работающего на логопункте при ДОУ, производится из расчета 20 часов в неделю, из них 2 часа на организационную и методическую работу.

5. Руководство работой логопункта при доу

5.1 Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется органом управления образованием, в ведении которого находится логопункт, а так же администрацией ДОУ, в штате которого имеется учитель-логопед.

6. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы логопункта

Для логопункта выделяется кабинет площадью не менее 20 кв. м, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.

На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт. Логопункт обеспечивается оборудованием необходимым для работы.