городского округа Балашиха
«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок»
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедическом пункте при МБДОУ «Детский сад № 1»
г. Балашиха
2013 г.
1. Общие положения
Настоящее положение регулирует работу дошкольного логопедического пункта при ДОУ.
1.1 Логопедический пункт является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) любого вида.
1.2. Логопедический пункт открывается органами управления образованием при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий.
1.3. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда.
1.4. Цель деятельности логопедического пункта: оказание практической помощи детям дошкольного возраста (3 – 7 лет) с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
1.5. Основными задачами логопункта являются:
— осуществление диагностики речевого развития детей;
— определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;
— взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями;
— организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
— распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия;
— осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
— предупреждение нарушений устной и письменной речи;
— развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
— воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;
— совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
— возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи.
1.6 Логопункт при ДОУ открывается органом управления образованием или ДОУ в зависимости от количества детей 3–7летнего возраста с речевой патологией.
При достаточном количестве детей с необходимыми дефектами речи в одном ДОУ на основании решения совета коллектива создается логопедический пункт, фиксируется в уставе и приписывается “Положение о логопункте при ДОУ”.
1.7 Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 01.09 – 15.09 и с 15.05 – 30.05. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте проводится на основании решения постоянно действующей медико-педагогической комиссии, в состав которой входят: специалист из РОО, заведующий ДОУ, логопеды ДОУ, психолог. На ПМПК для зачисления ребенка необходимы те же документы, что и для зачисления в логопедическую группу. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости
На каждого воспитанника, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.
2. Организация деятельности логопункта при доу
2.1 На логопункте при ДОУ предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:
— своевременным обследованием детей;
— рациональным составлением расписаний (“сетки”) занятий;
— планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
-оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями
— совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.
2.2 На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ, имеющие фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (одновременно занимается не более 12 – 15 человек) на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
Прием детей производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Комплектование групп и выпуск детей производится психолого-медико-педагогической комиссией, созданной при управлении образованием или ДОУ.
В ДОУ, где воспитание и обучение ведется на родном языке, на логопункт зачисляются воспитанники, у которых имеются отклонения речевого развития на родном языке.
Срок коррекционной работы на логопункте при ДОУ – от 3 месяцев до 2 лет при ФНР и ФФНР.
2.3 Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.
Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией ДОУ (исключение составляют занятия по развитию речи и ФЭМП).
2.4 Темы групповых, индивидуальных занятий, а так же посещаемость детей фиксируется в журнале. Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой. Ответственность за обязательное посещение занятий несут учитель-логопед, воспитатель, администрация ДОУ.
2.5 Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе ДОУ.
2.6 Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.
2.7 В случаях длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть рекомендовано обратиться в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза.
3. Порядок организации обследования детей психолого-медико педагогической комиссией
3.1 Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по инициативе родителей (законных представителей), а также по инициативе специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты. Во всех случаях согласие родителей подтверждается их письменным заявлением.
3.2 Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей).
3.3 На комиссию представляются следующие документы:
— свидетельство о рождении ребенка (только предъявляется);
— заключение психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором ребенок обучается;
— подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра-психиатра, невропатолога; логопеда, офтальмолога, ортопеда);
— педагогическое представление (характеристика)
В диагностически сложных случаях, а также в случаях несогласия родителей с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) рекомендуется обследовать ребенка специалистами конфликтной комиссии.
Родителям (законным представителям) выдается протокол обследования и заключение ПМПК с рекомендациями. Заключение ПМПК является основанием (только с согласия родителей или законных представителей) для определения форм получения образования ребенком, создания адекватных его индивидуальным особенностям условий обучения.
Муниципальный орган управления образованием в случае необходимости обеспечивает организацию обследования детей любой областной психолого-медико-педагогической комиссией. Вопросы финансирования решаются в таких случаях на договорной основе. Взимание денег с родителей не допускается. Дети-сироты обследуются бесплатно.
4. Участники образовательного процесса
— Ребенок;
— Воспитатель;
— Родитель;
— Учитель-логопед.
4.1 Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие дефектологическое или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности “Логопедия” или стажировки. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.
4.2 Учитель-логопед:
а) несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с нарушениями речи;
б) оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям детей;
в) работает в тесном контакте с психологом ДОУ, логопедом, врачами-специалистами поликлиники и членами медико-педагогической комиссии;
г) информирует педагогические советы ДОУ о задачах, содержании и результатах работы на логопункте;
д) участвует в работе методических объединений логопедов ДОУ;
е) повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам;
ж) составляет ежегодный отчет о работе.
4.3 Для фиксирования коррекционного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию:
— речевая карта на каждого ребенка;
— журнал движения детей, посещаемости занятий на логопункте;
— перспективный план работы на каждого ребенка на период занятий с отслеживанием результатов коррекционной работы;
— общий план методической работы на год;
— ежедневные планы работы на каждого воспитанника;
— тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся в группе);
— расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующим ДОУ;
— паспорт логопункта или картотека с перечнем оборудования и пособий;
— копия отчета о проделанной работе за год.
4.5 На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских образовательных учреждений. Оплата труда учителя-логопеда, работающего на логопункте при ДОУ, производится из расчета 20 часов в неделю, из них 2 часа на организационную и методическую работу.
5. Руководство работой логопункта при доу
5.1 Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется органом управления образованием, в ведении которого находится логопункт, а так же администрацией ДОУ, в штате которого имеется учитель-логопед.
6. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы логопункта
Для логопункта выделяется кабинет площадью не менее 20 кв. м, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.
На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт. Логопункт обеспечивается оборудованием необходимым для работы.