гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности.

Содержание

Введение 3

Основная часть 6

1 Теоретический анализ проблемы гендерных особенностей уровня и проявлений агрессивности личности 6

1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе 6

1.2 Анализ представлений о природе агрессивности в психологии 9

1.3 Гендерные особенности агрессивности 14

2 Эмпирическое исследование гендерных различий агрессивности личности в младшем школьном возрасте 16

2.1 Организация и методы исследования 16

2.2 Результаты исследования 20

Заключение 29

Глоссарий 31

Список использованных источников 32

Приложение, А 34

Приложение Б 35

Приложение В 36

Введение

Агрессивность личности и агрессивное поведение — весьма серьезная соци-альная и психолого-педагогическая проблема. Часто повторяющиеся агрессивные действия могут закрепляться как привычная реакция, приводить к формированию агрессивности как устойчивой черты личности и трансформироваться в девиантное и делинквентное поведение.

Проблема личностной агрессивности и ее проявлений в поведении человека привлекает внимание исследователей самых разных специальностей — психологов, психиатров, социологов, криминологов, что отражает социальный запрос общества, испытывающего на себе воздействие насилия и жестокости. В отечественной и зарубежной психологии изучению данной проблемы посвящено большое количество научных работ (Г. Аммон, Ю.М. Антонян, А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, В.B. Гульдан, О. Кернберг, К. Лоренц, Т.Г. Румянцева, Ф.С. Сафуанов, С.Л. Соловьева, И.А. Фурманов, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Якубик и др.).

При изучении агрессивного поведения акцентируется роль внешних (ситуационных) и внутренних (личностных) факторов, при которых агрессивные действия становятся возможными (Г. Аммон, А. Бандура, А.Х. Басс Ю.М. Антонян, M.C. Литвинцева, С. Миллгрэм, Г. В. Морозов, Н.Г. Незнанов, В.П. Пошивалов, С. Фишбах, и др.).

Агрессивность как свойство личности — это сложное явление, формирующееся под влиянием биологических, социальных и психологических факторов, среди которых важное значение имеют условия воспитания и характер отношений в семье (Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан, А.Ф. Полис, В.П. Пошивалов, Б. Холыст).

14 стр., 6771 слов

Психологические особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля

... изучения агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля Исследование уровня агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля позволило дифференцировать подростков (см. приложение ... поведения, а еще сложность устранения таковых проявлений у подростков, свидетельствует об ее актуальности. Цель исследования: изучить психологические особенности агрессивности личности ...

С началом обучения в школе к причинам агрессивного поведения добавляется целый комплекс внутренних и внешних изменений социальной направленности в связи с переходом ребенка в новые социальные отношения. Начало школьного обучения признано фактором, усугубляющим «хронические» проблемы агрессивности у детей (Н.Г. Атаянц, Т.А. Артемова, М.М. Безруких, Е.И. Бережкова, Е.Ю. Борисова, Т.В. Бурменская, Н.В. Вострокнутов, С.П. Ефимова, Н.Н. Заваденко, О.А. Карабано-ва, Н.Г. Манелис, А.М. Прихожан, Т.Ю. Успенская, А.Н. Фомичева и др.).

Исследования Е.И. Бережковой, Л. Берковица, К. Бютнера, А.С. Копового, Н.И. Коротченковой, А. Миллера, П. Поппера, И. Раншбурга свидетельствуют о наличии гендерных различий в уровнях и проявлениях агрессивности личности. Но, несмотря на множество исследований, посвященных агрессивности, проблема гендерных особенностей уровня и проявлений агрессивности личности остается до конца не изученной. Между тем, исследование гендерных особенностей агрессивности личности является необходимым элементом для решения задач раннего выявления предрасположенности к агрессивному поведению и профилактики девиантного поведения и социальной дезадаптации. Это указывает на актуальность проблемы гендерных особенностей уровня и проявлений агрессивности личности и определило выбор темы научно-исследовательской практики, ее цель, задачи и содержание.

Продолжительность научно-исследовательской практики — две учебных недели.

Сроки прохождения научно-исследовательской практики — с 06.03.12 по 19.03.2012 г.

Цель научно-исследовательской практики — изучить гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности.

Задачи научно-исследовательской практики:

1. Закрепить и отработать на практике знания, умения и навыки организации и проведения психодиагностического исследования.

2. Провести теоретический анализ проблемы гендерных особенностей уров-ня и проявлений агрессивности личности.

8 стр., 3954 слов

Рассмотрим проявление гендерные стереотипов в семье

... проявление гендерные стереотипов в семье. До сих пор гендерные различия в семье и обществе объясняются зачастую некими заведомо известными психологическими или биологическими особенностями женщин ... к интересам и проблемам других людей[1]. Маскулинная гендерная роль требует от мужчин активности, агрессивности, доминирования, амбициозности[1]. Современному обществу свойственно стереотипное ...

3. Изучить эмпирическим путем гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности у младших школьников.

Базой для проведения учебно-ознакомительной практики явилась Челябин-ская городская физкультурно-спортивная общественная организация «Лидер».

В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста 7−7,5 лет из числа воспитанников детской школы тенниса, из них 16 девочек и 14 мальчиков. Средний возраст учащихся — 7,3 года.

Этапы работы в ходе преддипломной практики

Этап Содержание практической работы

I этап Организационно-ознакомительная работа:

1) Знакомство со спецификой деятельности Челябинской городской физкультурно-спортивной общественной организации «Лидер» и ознакомление с основными направлениями его работы.

2) Знакомство со спецификой деятельности психолога в данной ор-ганизации и его функциональными обязанностями.

3) Изучение нормативно-правовой базы профессиональной деятельности психолога в Челябинской городской физкультурно-спортивной общественной организации «Лидер».

II этап Решение практических психологических задач:

1) Выполнение функций психолога организации с учетом специ-фики предприятия.

2) Проведение психодиагностического исследования гендерных особенностей уровня и проявлений агрессивности у младших школьников.

III этап Анализ эмпирических данных, формулирование выводов и оформление текстовой части отчета:

1) Анализ и интерпретация результатов психодиагностического ис-следования уровня и проявлений агрессивности у младших школьников.

2) Выявление гендерных особенностей уровня и проявлений агрес-сивности у младших школьников методами математико-статистического анализа.

3) Анализ результатов проделанной работы в целом, оформление текстовой части отчета по научно-исследовательской практике и представление его руководителю практики в установленные сро-ки

24 стр., 11840 слов

Гендерные особенности проявлений агрессивности личности у подростков

... . В первую очередь, любовь порождает противоположные агрессии чувства и отношения. 1.2 Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности Психологи начали изучать гендерные различия ... 5-568-16024-0. 17 Копейко, Я.Ю. Гендерные аспекты агрессивности [Текст] : учебное пособие / Я.Ю. Копей ко. - СПб.: Алетейя, 2005. - 217 ...

Основная часть

1 Теоретический анализ проблемы гендерных особенностей уровня и проявлений агрессивности личности

1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе

Агрессивность — это сложный, многоуровневый феномен, множественные проявления которого значительно варьируют по объекту, целям, механизмам, методам, результатам и масштабу воздействия. Агрессивность становилась предметом исследования отечественных [12; 15; 17; 19; 20; 26] и зарубежных психологов [5; 6; 8; 25]. Существует различные подходы к определению данного феномена, при этом каждый из исследовательских подходов акцентирует внимание на каком-либо отдельном аспекте агрессии.

Некоторые авторы фокусируют внимание на последствиях агрессивной дея-тельности, т. е. той или иной форме деструкции. При этом одни авторы определяют как агрессивное лишь то поведение, которое приводит к физической деструкции и телесным повреждениям [5], другие понимают под ним любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически, содержит угрозу [6], уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи, наносит ему материальный ущерб, препятствует осуществлению его намерений или противодействует его интересам [8]. Третьи акцентируют внимание на намерении агрессора, подчеркивая, что агрессия имеет место лишь тогда, когда есть намерение нанести ущерб [25]. Здесь агрессия понимается как вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому, нацелено на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения, причиняет или имеет намерение причинить ущерб всякому объекту, в том числе и неживому.

Нормативный подход делает особый акцент на противоправности агрессии, противоречии общественным нормам. В русле этого подхода агрессию определяют как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее норм…

Список использованных источников

1. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии [текст]: пер. с нем. / А. Ад-лер. — М.: Когито-Центр, 2002. — 220 с.

2. Аммон, Г. Психотерапия [текст] / Г. Аммон. — СПб.: Речь, 2000. — 238 с.

12 стр., 5835 слов

Природа агрессии и агрессивность

... воспитании агрессивных подростков? И многих других. 1. Природа агрессии и агрессивность Агрессия - специальная форма поведения человека и животных, направленная на другие объекты и имеющая ... влияний на становление агрессивности является важной областью исследований. агрессия подросток поведение воспитание 2.3 Месть жертвы агрессии Месть- распространенная разновидность агрессии, отмщение за обиду ...

3. Антонян, Ю. М. Криминальная патопсихология [текст] / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. — М.: Наука, 1991. — 246 с.

4. Антонян, Ю. М. Механизмы человеческой агрессии [текст] / Ю.М. Антонян, Т.П. Тихонова, Г. В. Тюменкова. — Минск: Нропилеи, 2000. — 268 с.

5. Бандура А. Принципы социального научения [текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — С. 55−60.

6. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [текст] / Л.И. Берко-виц. — СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. — 512 с.

7. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [текст] / Г. М. Бреслав. — М.: Смысл, 2004. — 544 с.

8. Бэрон, Р. Агрессия [текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

9. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [текст]: учебное пособие / О.А. Карабанова. — М.: РПО, 1997.

10. Крейхи, Б. Социальная психология агрессии [текст] / Б. Крейхи; пер. с англ. А. Лисицыной. — СПб.: Питер, 2003. — 336 с.

11. Кудрявцев, И. А. Криминальная агрессия [текст] / И.А. Кудрявцев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — 192 с.

12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [текст] / М.И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.

13. Лоренц, К. Агрессия: так называемое зло [текст] / К. Лоренц. — М.: Прогресс, 1994. — 272 с.

14. Мид, М. Культура и мир детства [текст] / М. Мид. — М.: Наука, 1988. — 429 с.

15. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст] / В.С. Мухина. — М.: Академия, 1999. — 456 с.

16. Охматовская, А. В. Психологические особенности враждебности у психосома-тических больных [текст] / А.В. Охматовская. — М., 2001. — 120 с.

17. Ратинова, Н. А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивных действий [текст] / Н.А. Ратинова. — М.: Изд-во МГУ, 1998. — 196 с.

13 стр., 6082 слов

Психология девиантного поведения методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

... Психология девиантного поведения» направления подготовки 030300.62 Психология Предмет, причины девиантного поведения. Формы девиантного поведения Подходы к классификации девиантного поведения. Виды девиантного поведения. Понятие агрессии ... факторы деликвентного поведения. 2.Определите мотивы преступного поведения. Литература: 1.Антонян Ю.М ... один из другого). Написание текста реферата. На этом этапе ...

18. Рожков, М. И. Дети с девиантным поведением [текст] / М.И. Рожков, М.А. Ко-вальчук, И.В. Кузнецова. — М.: Владос, 2001. — 239 с.

19. Румянцева, Т. Г. Агрессия [текст] / Т.Г. Румянцева. — М.: Социос, 1991. — 420 с.

20. Сафуанов, Ф.С. Психология криминальной агрессии [текст] / Ф.С. Сафуанов. — М.: Смысл, 2003. — 218 с.

21. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подро-стков и условия его коррекции [текст] / Л.М. Семенюк. — М.: Парус, 1996.

22. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [текст] / Е.В. Сидоренко. — М.: Речь, 2007. — 350 с.

23. Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии [текст] / С.Л. Соловьева. — СПб.: Изд-во НИИПиН, 1996. — 48 с.

24. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [текст] / З. Фрейд. — М.: АСТ, 2008. — 608 с.

25. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [текст] / Э. Фромм. — М.: Просвещение, 1994. — 447 с.

26. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [текст] / И.А. Фурманов. — Минск: Литера, 1996. — 192 с.

27. Харитонова, Е. В. Социально-исторические детерминанты агрессивного поведения [текст] / Е.В. Харитонова. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 161 с.

28. Хьелл Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение [текст]: 3-е изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер — СПб.: ПитерКом, 2002. — 608 с.

29. Шляхтина, О. И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями [текст] / О.И. Шляхтина // Ананьевские чтения. — СПб., 1997. — С. 176−177.

30. Шульц-Вильд, Л. Наш ребенок: популярный справочник для родителей [текст] / Л. Шульц-Вильд. — М.: Республика, 1992. — 240 с.

13 стр., 6422 слов

Зигмунд Фрейд: социологический анализ структуры общества

... принципиально новые схемы мышления. Но, как подмечает Э. Фромм, Фрейд все равно остался пленником своей культуры. Многое из того, ... Это одна сторона фроммовского анализа наследия Фрейда. Но на этом Фромм не останавливается. Фромм упрекает Фрейда в том, что тот испытывал ... подвергается. Один из последователей З. Фрейда Эрих Фромм, отошел от биологизма Фрейда в стремлении выяснить механизм связи между ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector