Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ВИТУСА БЕРИНГА»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДИСЦИПЛИНА: ПСИХОЛОГИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков.

Выполнила студентка

Дышлевая Анна Александровна

Факультета иностранных языков, специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью»

очной формы обучения.

Научный руководитель:

Лазо Наталья Николаевна

Петропавловск-Камчатский

2009 г

Содержание:

Содержание………………………………………………………………………2

Аннотация…………………………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………………….4

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты агрессивности. Специфика подростковой агрессивности………………………………..…………………..7

1.1. Понятия агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы. Причины, виды и механизмы агрессии………………………7

1.2. Общая характеристика подросткового возраста. Специфика агрессии в подростковом возрасте………………………………………14

1.3. Гендерные особенности агрессивного поведения…….…………..23

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей подростковой агрессии………………………………………………………………….………26

2.1. Описание исследования…………………………..….……….……..26

2.2. Данные проведенного исследования……………………………….29

2.3Обобщение полученных результатов…………………………..……34

Заключение………………………………………………………………………35

Библиографический список………………………………..……………………37

Приложение………………………………………………………………………38

Аннотация.

В данной работе рассмотрена проблема агрессивности подростков, которая

является довольно актуальной в современном мире, обществе. Эта проблема

затрагивает не только самих подростков, но и педагогов, психологов,

исследователей, работающих с ними.

В ходе работы над темой было изучено большое количество материала,

проведено исследование.

Работа состоит из 2 глав: теоретическое обоснование проблемы и

практическое применение.

Annotation.

There is the problem of teenager’s aggression, which is very actual in now days

and in modern society, is looked into in this term paper. This problem touches not

only the teenagers, but also the teachers, psychologists and the researchers which

work with them.

During the work a lot of materials were learned and the investigation was

conducted.

The work consist of 2 parts: theoretical motivation of the problem and practical

using.

Введение.

Проблема агрессивности является одной из самых значительных проблем

современной психологии.

Тревожащим фактом является рост числа несовершеннолетних с девиантным

поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм,

наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и

др.).

Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым,

поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды

отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных

формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете,

сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По

сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений,

обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов

агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей

социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения

населения по имущественному признаку, по отношению к различным

формам собственности. На почве социальных противоречий возникают

межгрупповые и межличностные конфликты.

Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи ( Бандура А.,

Уолтерс Р., Реан А., Семенюк Л., Можгинский Ю., Румянцева Т.) в нашей

стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к общему для всех

решению не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно,

одного решения быть не может. В центре внимания исследователей

оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные причины

агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие

проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности

агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во

многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой

концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного

научного определения этого сложного феномена делают проблему

исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем

современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней

социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст

наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется

актуальность темы агрессии подростков.

Цель настоящей работы – выявить специфику и гендерные особенности

агрессивного поведения подростков.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

· Дать определение понятиям «агрессия» и «агрессивность»;

· Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у

подростков;

· Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на

появление агрессивного поведения;

· Провести эмпирическое исследование.

Объектом нашего исследования явилась подростковая агрессия, а предметом,

в свою очередь, — гендерные особенности агрессивного поведения

подростков.

Гипотеза – мы предполагаем, что агрессивное поведение имеет гендерные

различия.

Базой нашего исследования выступили школьники среднего звена средней

общеобразовательной школы № 3, возраст – от 13 до 15 лет.

Методологической основой стало изучение литературы по данной теме и

тестирование (методика Басса-Дарки).

.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты агрессивности. Специфика подростковой агрессивности.

1.1 Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными

психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного

поведения:

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к

самоутверждению. (Бендер Л.)

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть

действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая

агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением

силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado

H.)

Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые

стимулы. (Buss A.)

Агрессия — физическое действие или угроза такого действия со стороны

одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую

приспособленность другой особи. (Uilson) [17] Семенюк Л.М.

«Психологические особенности агрессивного поведения подростков и

условия его коррекции», Москва, 1996, стр. 6.

Агрессия — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим,

поведение. Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997, стр.12. [11].

В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия

рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое

усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие

формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает

агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за

которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения”

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000. [3].Например, чтобы

осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием,

какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а

также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют

страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при

рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы

примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или

причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного

обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не

эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными

эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление

навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное

влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым

условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное

на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в

готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и

интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей

устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна

предопределять общую тенденцию поведения.

Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-

разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у

животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности».

Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к

разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.

Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические

корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые

гормоны.

Согласно теории фрустрации, агрессия — это не автоматически возникающее

в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий,

возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не

наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает,

что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых,

фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения а представлена в

теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное

поведение возникло и распространилось на определенный объект,

необходимо чтобы существовало два условия: первое – чтобы препятствие,

возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека

реакцию гнева и второе — чтобы в качестве причины возникновения

препятствия был воспринят другой человек.

Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия — неоднородна по

своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.

Во — первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд

немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга

экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная

агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости,

нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник

нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии.

Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то

время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а

агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в

случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего

заложников бандита).

Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и

социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и

бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках,

необходимо выделить следующие :

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против

другого лица.

Косвенная агрессия — действия, как окольными путями направленные на

другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные

взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье

дверьми и др.).

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик,

визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия,

ругань).

Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем

возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против

авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления

до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством

горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям,

основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и

принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком

ситуации, в частности — намерений, приписываемых другому лицу, возмездия

за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в

результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со

стороны других людей и самооценки.

Как вывод можно отметить, что алгоритм развития агрессивного цикла

выглядит так: в начале происходят невидимые наблюдателю и чувственно не

оформленные для самого больного процессы отклонения от нормального

хода биологической жизни. На этом этапе происходит включение

механизмов компенсации, направленных на преодоление возникших

патологических изменений.

1.2. Общая характеристика подросткового возраста. Специфика агрессии в подростковом возрасте.

Подростковый возраст — это граница между детством и взрослой жизнью,

связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной

жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию

оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто

приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал

новое имя и т. п.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5

— 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 15 лет, но

фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с

переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его

названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них

зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте

процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и

специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического,

умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит

становление качественно новых образований, появляются элементы

взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с

взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними,

интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-

этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики

подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм

возникновения агрессии в этом возрастном периоде.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста,

как мы уже отметили, — это перестройка отношений с родителями, переход от

детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и

равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое

состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными»

моментами этого возраста: психофизиологическим — половым созреванием, и

всё, что с ним связано, и социальным — конец детства, вступление в мир

взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и

физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения,

неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные

изменения.

Второй момент — окончание детства и переход в мир взрослых связан с

развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления

в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в

психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

Рассудочная т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка.

Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как

некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного

ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании

подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его

жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими

людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и

человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он

готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она

господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок .

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному

опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя

против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же

время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении

прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в

авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять.

Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к

созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых

друг другу.

Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка –

открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы

самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни

находиться и стремление узнать самого себя, свои способности,

возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка

единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он

проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир –

только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением

которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и

наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый

мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции

уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние

своего собственного «я». Юность особенно чувствительна к «внутренним»,

психологическим, проблемам. Открытие своего внутреннего мира — очень

важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много

тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей

уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство

одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко

переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты,

которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в

общении и одновременно повышается избирательность общения,

потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на

других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества

или страх одиночества.

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом

«мы» — типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим

образом полностью.

Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию

одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает

подростка с проблемой конечности своего существования и понятием

смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом

юности. Не все юноши и девушки склонны к философской рефлексии. Одни

уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к

возрождению иррационального детского страха. Обостренное чувство

необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его

течение, с представлением о том, что время остановилось. Юноша

попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то,

наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту

представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне

субъективны: 15-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость

нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту — это

большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности,

причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую

завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей

внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней

уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности –

умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят

успешная деятельность и отношения с окружающими.

Довольно часто агрессивное поведение подростка является для его близких,

знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не

объяснимым.

В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две

основные тенденции Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.//

Психологический журнал. 1996. №5. Стр. 3-18. [16].

Речь вдет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором

подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального

состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается

динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что

основным механизмом агрессии является патологическое личностное

развитие, особенно в период жизненных кризисов.

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения

правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей

непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа,

являются следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности

проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я

окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия

своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности

внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо

учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти

всегда основным фактором социализации, она же является главным

источником живых примеров агрессивного поведения для большинства

детей.

Становление агрессивного поведения у подростков — сложный процесс, в

котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется

влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся

агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и

путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные

отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то

самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые

применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей,

могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Многочисленные исследования (Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая

агрессия. М. 2000 [3].) показали, что для семей, из которых выходят

агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами

семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия», Дети

склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют»

их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы

выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения

конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они

используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая

цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля

дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности

(принцип спирали).

Достоверно установлено, что жестокое обращение с

ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в

отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к

насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в

жизненный стиль личности.

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи,

близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между

братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых

в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно

более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об

агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя

агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например,

одноклассников).

Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся

тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные

дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

Один из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой

информации. После многолетних исследований с использованием самых

разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не

выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется,

что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение

подростков. Однако сила его остается неизвестной.

1.3. Гендерные различия агрессивного поведения.

В своем знаменитом обзоре литературы по гендерным различиям Маккоби и

Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) сделали вывод, что агрессия — это

единственное социальное поведение, для которого существуют

доказательства, говорящие о совершенно явных половых отличиях. (Шон

Бурн Гендерная психология.стр 42 [21].)

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек,

существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем

проявления агрессивного поведения. Так установлено Семенюк Л.М.

Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия

его коррекции. М. 1996., что у мальчиков имеются два пика проявления

агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика:

наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет

и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного

поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее

выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а

у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом,

для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по

критерию «вербальная — физическая», сколько выражение ее в прямой,

открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же

характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах –

прямой или косвенной. Например, Лагерспец (Lagerspetz, 1988), исследуя

финских детей 11-12 лет, учащихся в школе, обнаружил, что девочки

предпочитали использовать косвенные формы агрессии (распускали слухи,

заводили нового друга «в отместку» старому), в то время как мальчики чаще

открыто выражали агрессию (толкались, кричали, дрались).

Бьйорквист и его

коллеги (Bjorkvist et al., 1994) предположили, что женщинам, из-за того что

они более слабы физически, нет смысла применять физическую агрессию, и

поэтому они прибегают к вербальной или косвенной агрессии.

Игли и Штеффен применили теорию социальных ролей для рассмотрения

гендерных различий в агрессии. Они писали, что эти различия могут

частично объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление

мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у

женщин не приветствуется (агрессивность, например, несовместима с

некоторыми важнейшими составляющими женской роли — женщина должна

быть нежной и избегать физической опасности).

По данным, полученным в

исследованиях Кемпбелл и Мансер (Campbell & Muncer, 1987) и Кемпбелл и

др. (Campbell et al., 1992), можно заключить, что мужчин нередко

принуждают к агрессии окружающие. Кто-либо ставит под сомнение их

самоуважение или общественное положение, а мужчины представляют, что в

глазах других их пассивность будет оценена негативно. Женщины, наоборот,

испытывают смущение, если им пришлось проявить агрессию на людях.

Игли и Штеффен (Eagly & Steffen, 1986) также отметили, что мужчины

предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (например, в

военной или спортивной областях), приобретая, таким образом, навыки и

опыт агрессивных действий. Для большинства женских ролей, наоборот,

агрессивность совершено неуместна (например, мать, секретарша,

учительница, нянька) и скорее рождает чувство вины и тревоги из-за своей

несовместимости с направленностью женской роли на нежность и заботу о

других. (Шон Бурн Гендерная психология.стр. 42)

Глава 2. Эмпирическое исследование.

2.1.Описание исследования.

Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что

агрессивное поведение имеет гендерные различия.

Базой нашего исследования выступили школьники среднего звена средней

общеобразовательной школы № 3 (30 человек – 15 девочек и 15 мальчиков),

возраст – от 13 до 15 лет (7 и 8 классы).

Методологической основой стало изучение литературы по данной теме и

тестирование (методика Басса-Дарки).

Проведение нашего исследования проходило по следующему плану:

1. Изучение теоретического аспекта по данной проблеме;

2. Подбор методики для исследования;

3. Подготовка материалов для проведения тестирования, проведение теста;

4. Сбор, анализ, интерпретация и представление полученных результатов;

Как было указанно выше, для проведения исследования мы использовали

опросник Басса-Дарки для определения типа агрессии. Методика Басса-

Дарки широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых

подтверждается ее высокие валидность и надежность и высоко оценивается

психологами практиками, за компактность, высокую валидность и

достоверные диагностические данные. Опросник используется и в

отечественных работах (С.Н. Ениколопов, 1 989 т ид.)

Методика включает 75 вопросов и предназначена для диагностики

агрессивных и враждебных реакций личности.

Данная программа предоставляет текстовую интерпретацию по структуре,

направленности агрессивных и враждебных реакций личности, показатели по

шкалам, и «психографический профиль личности».

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил

понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как «…реакцию,

развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и

враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни

на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем

возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного

сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и

законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и

вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению

к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик,

визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он

является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им

угрызения совести.

Также, сумма показателей физической, косвенной и вербальной агрессии

образуют показатель Агрессивности. А сумма показателей подозрительности

и обиды образуют индекс Враждебности.

2.2. Данные проведенного исследования.

На данных диаграммах графически представлены результаты нашего

исследования по выявлению типа агрессии, присущего подросткам 13-15 лет

(обоих полов).

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

Диаграмма 1 – Физическая агрессия . Из диаграммы видно, что по

результатам проведенного нами исследования, данный тип агрессии присущ

больше девочкам. А мальчикам же принадлежат низшие уровни физической

агрессии. Хотя это противоречит данным, полученным в ходе изучения

теоретического материала.

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

Диаграмма 2 — Косвенная агрессия. Здесь также прослеживается «лидерство»

девочек, что не имеет разногласий с теорией – именно для девочек более

характерны сплетни, истерики и т.д., в отличии от мальчиков, которые чаще

решают свои споры кулаками.

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

Диаграмма 3 – Раздражение. На данном графике видно, что данный вид

агрессии одинакового проявляется и у мальчиков и у девочек. Однако, по

численным показателям (среднее значение: мальчики-5,3, а девочки-6,2)

видно, что мальчики менее подвержены раздражению.

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

Диаграмма 4 – Негативизм. На данной схеме заметно, что уровень

негативизма в среднем одинаков и для мальчиков и для девочек. Девочки

занимают как верхний уровень (наравне с мальчиками), так и самый нижний.

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

Диаграмма 5 – Обида. Уровень обиды, представленный на данном графике,

примерно одинаков для девочек и мальчиков (разница в среднем

арифметическом 0,6 в пользу девочек).

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

Диаграмма 6 – Подозрительность. Средний уровень подозрительности

составляет 4,4 для мальчиков и 5,2 для девочек. Отсюда можно сделать

вывод, что для девочек подозрительность более характерна, чем, для

мальчиков.

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

Диаграмма 7 – Вербальная агрессия. По данным, полученным в ходе

изучения теории по данной проблеме, указано, что для женского пола более

характерен именно эта форма агрессии, потому что для женщин, как для

«слабого пола», присущи крики, ссоры и т.д., что и отображено в данной

диаграмме.

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

Диаграмма 8 – Чувство вины. По данной схеме заметно, что чувство вины в

одинаковом объеме присуще как девочкам, так и мальчикам (разница только

в 0,2 балла).

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

Диаграмма 9 – Уровень Агрессивности. Данный график показывает

соотношение индекса агрессивности мальчиков и девочек.

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

Диаграмма 10 – Уровень Враждебности. По представленной диаграмме

можно определить соотношение индекса враждебности мальчиков и девочек.

2.3. Обобщение результатов.

Из полученных нами результатов можно сделать вывод, что формы и виды

агрессии не одинакого проявляются у обоих полов. Тем самым мы

подтвердили нашу гипотезу. Полученные нами данные, в некоторых случаях

противоречат данным, полученным в ходе изучения теоретического

материала по данной проблеме, однако в целом соответствуют им.

Девочкам наиболее присущ косвекнный, вербальный и, как ни странно,

физический тип агрессии. Остальные же формы агрессии «разделились»

поровну – они характерны как для мальчиков, так и для девочек.

Заключение.

В современном мире, обществе подростки с каждым днем становятся все

агрессивней и агрессивнее. Что является причиной тому? Ответ прост –

окружающий их мир, а именно, семья, друзья и конечно же СМИ. Дети еще в

дошкольном возрасте проецируют на себя отношения окружающих их людей

– родители решают конфликты криками, битьем посуды, а нередко еще и

драками. И у ребенка создается впечатление, будто все в жизни решается

именно так. А СМИ? Не говоря о телевидении и печатных изданиях,

достаточно назвать интернет – в любом количестве, виде и качестве, на

любой вкус и цвет – порнография, сцены насилия, драки и различного рода

извращенности. То тут, то там пестрят анимированные рекламы: «Смотрите

все!!! Девчачьи драки!!!» или «Новость недели! Смотрите, как школьники

издевались над учителем!!» и это самое безобидное. А алкоголь? Ведь даже

в малых количествах он кардинально изменяет состояние ребенка, его тянет

на «подвиги». Так же сам переходный возраст — переломный момент в

развитии ребенка, как сформировавшейся личности и подростковый

максимализм, связанный с этим моментом в жизни подростка – еще не

взрослого, но уже не ребенка, — в ребенке просыпается желание к

самостоятельности, своенравности, самовыражению. Но редко когда желания

подростка совпадают с мнениями окружающих его взрослых – отсюда также

проявление агрессии.

Все вышеперечисленное является основными причинами столь мощного

проявления агрессии у подростков современности. И с развитием

современных технологий, а также с новообразованиями в обществе, дети

становятся все агрессивней. Это подтверждают и учителя, не один год

проработавшие в школе.

Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в

целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и

острый научно-практический интерес исследователей. Именно поэтому

данная проблема была выбрана для написания данной работы.

Библиографический список.

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. 2-е издание. – М., 1991.

2. Анцулов А.Я.. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – Владос, 2003.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М.: 2000. – 512 с.

4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М.: 2001. – 512 с.

5. Иванченко В. Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей // Вопр. психол. – М.: 2000, № 2.

6. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб.: 1999. – 358 с.

7. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб., Речь, 2007.

8. Менделевич В.Д. Психология Девиантного поведения. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432с.

9. Немов Р.С. Психология. В 3 кн., Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

10. Палагина Н.Н. Психологическое развитие и возрастная психология. – Московский психолого-соцпальный институт. М., 2007.

11. Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997

12. Питер Лафренье. Эмоциональное развитие детей и подростков. – Прайм, 2004.

13. Психология подростка /Под ред. А.А. Реана. – М., 2003.

14. Психология подростков. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. /Под ред. А.А. Реана. – Прайм, 2004.

15. Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – 656с.

16. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – М.: 1999. – № 5.

17. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 1999. – №3.

18. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2004. – №5/6.

19. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции. – М.: 2000. – 254 с.

20. Фурманов И.А. Детская агрессивность. – М., 2002. – 192 с.

21. Шон Бурн. Гендерная психология (эл.вариант книги).

Электронные ресурсы:

22. www.koob.ru (электронные издания книг).

23. www.voppsy.ru (сайт журнала «Вопросы психологии») .

Приложение.

Как приложение к данной работе прилагаются рабочие материалы,

использованные при проведении исследования, а именно бланки ответов

детей. Синим цветом напечатаны бланки ответов мальчиков, розовым – для

девочек.