Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности воображения в дошкольном возрасте
1.1 Определение и сущность воображения
1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов
1.3 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность. В современный период развития общества существует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительной деятельности.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно ... ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ...
Проблемой исследования является развитие воображения как основы творческой деятельности дошкольников.
Целью работы является изучение возможностей воображения дошкольников.
Объектом исследования является развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности развития творческого воображения у дошкольников.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. Раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста;
. Провести диагностику воображения детей дошкольного возраста;
. Определить возможные пути развития воображения у детей дошкольного возраста;
. Разработать рекомендации по развитию воображения у детей.
Гипотеза исследования. Целенаправленное развитие воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности будет способствовать повышению уровня развития воображения, а также остальных психических процессов (в частности, мышления, внимания).
Методы исследования. В данной работе использовались общетеоретические (методы анализа, синтеза, аналогии, сравнения) и практические методы (наблюдение, эксперимент).
База исследования. Исследования проводятся на базе МОУ ДО»Центр развития ребенка — д/с №345″, общеразвивающего вида. Продолжительность исследования 2 месяца. Количество испытуемых 30 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет).
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использовать в своей деятельности как педагоги дошкольных учреждений, так и родители.
Глава 1. Особенности воображения в дошкольном возрасте
1.1 Определение и сущность воображения
Деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности человеческого мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
Воображение — не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности. Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
Воображение и его роль в познавательной и практической деятельности человека
... воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, ... содержания деятельности и характера труда человека воображение подразделяется на художественное, техническое, научное и другие. Художественное воображение имеет ...
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выготский отмечает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что воображение связано со способностью и необходимостью человека творить новое. Исследователь Е.И. Игнатьев указывает, что основной признак процесса воображения заключается в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления. «Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Воображение — это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме — объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
Воображение — это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.
Исследователь Дж. Гилфорд понимает под воображение систему качественно различных факторов, которые располагаются внутри общей модели интеллекта. Он выделил четыре основных фактора воображения:
. Оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы;
. Семантическая гибкость — способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование;
. Образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;
Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности ...
... на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных ... в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребё ...
. Семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации.
Таким образом, можно отметить, что существуют разнообразные трактовки понятия «воображение». Различные исследователи отмечают отдельные его стороны, признаки.
1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.
По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение — это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.).
Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.
Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.
Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.
Имеется способ — аглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек — зверь или человек — птица.
Воображение детей школьного возраста
... с многочисленными упражнениями, играми и тестами, позволяющими лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы, развития его личности, улучшения настроения. Мы надеемся, что предложенный ... на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно ...
Гиперболизация — это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).
Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
Прием замещения — это замена одних элементов другими.
Существует еще прием аналогии. Его сущность — в создании нового по аналогии (сходству) с известным.
Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.
воображение дошкольный возраст
Конечный источник операций воображения — предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.
Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала — комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.
На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.
Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.
1.3 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
Основная масса исследователей отмечает, что в дошкольный период начинается формирование личности ребенка. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
Ребенок в дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное «Я» ребенка отдаляется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу». Характерно то, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице).
Собственное «Я» ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопоставляясь другому «Я», отличному от его собственного. Отделение и отдаление себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и делания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное «Я» ребенка. С отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его «Я» занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.
В развитии личности ребенка можно выделить две стороны. Во-первых, ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Это, в свою очередь, порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Во-вторых, происходит развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Данный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе.
В дошкольном возрасте в содержание представлений о себе у ребенка входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование образа самого себя посредством установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Для формирования самостоятельности в поведении (и в рассуждениях) ребенок должен научиться в каждом конкретном случае выделять самое важное, существенное и разбираться в том, что главнее. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник может руководствоваться разными известными ему мотивами: в частности, обязанностями, поручением мамы, собственным желанием или чувством к товарищу, у него еще нет обычного соподчинения всех мотивов, их иерархии. Поэтому пяти-, шестилетний ребенок не редко попадает в конфликтные ситуации. И в них чаще всего подчиняется тому побуждению, которое эмоционально наиболее сильное и яркое.
Необходимо отметить, что творческое воображение зависит от многих факторов:
. возраста,
2. умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития),
. индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента),
. разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. При этом интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
. детство и отрочество — господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
2. юность — сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
. зрелость — подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 — 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 — 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Следовательно, воображение играет важную роль в жизни человека. По мнению ряда исследователей именно благодаря воображению люди способны создавать новое потому, как только в процессе воображения человек не может заранее рассчитывать на результат, который надеется получить.
Выводы по первой главе
Таким образом, многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно — манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
Существуют различные механизмы воображения, основные из которых были рассмотрены выше.
Глава 2. Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МОУ ДО «Центр развития ребенка — д/с №345», общеразвивающего вида. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп.
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития творческого воображения, логического мышления и памяти у детей дошкольного возраста. Для этого была использована методика Е. Торренса «Неполные фигуры».
Тест креативности.
Цель: определить, насколько высок уровень развития творческого воображения у детей исследуемой группы.
Оборудование: бланк N1 (см. Приложение 1)
Ход занятия:
Детям было предложено следующее задание.
Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Обработка результатов (см. Приложение 1): Все работы детей можно поделить на 4 подгруппы:
подгруппа — оригинальные изображения во всех 3х случаях.
подгруппа — оригинальные изображения в 2х случаях.
подгруппа — оригинальные изображения в одном случае.
подгруппа — нет оригинальных изображений.
Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по каждой группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
Вывод:
Полученные результаты показали, что в экспериментальной группе присутствуют работы в основном 3, 4 подгруппы. Оригинальных изображений выполнено мало (2 рисунка).
В контрольной группе детей также мало оригинальных изображений (3 рисунка).
Наиболее часто встречаются в созданных детьми обеих групп изображениях образы:
Круг — солнце, шарик;
Квадрат — телевизор, портфель, дом;
Треугольник — елка, дом, человек.
Методика «Домик» используется для определения развития произвольности внимания у детей шестилетнего возраста (см. Приложение 2).
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша.
В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла.
Тест: «Лишний предмет» направлен на оценку образно-логического мышления (см. Приложение 3).
Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках — это хороший уровень развития образно-логического мышления.
Итак, рассмотрев организацию и методы исследования перейдем к анализу результатов экспериментального исследования.
2.2 Формирующий эксперимент
Далее с детьми экспериментальной группы проводили формирующий эксперимент, целью которого было развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. Для этого использовались следующие методики:
) упражнение «Три краски»
2) модифицированный тест Роршаха
) упражнение «Волшебники» (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»)
Упражнение «Три краски».
Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественное восприятия и воображения у детей.
Оборудование: краски и бумага.
Ход занятия:
Ребенку предлагали взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. Потом ответить на вопросы:
На что похож рисунок?
Какое название вы дали бы своей картине?
Обработка результатов отражена в таблице 1.
Таблица 1. Результаты проведения методики «Три краски»
И.Ф. ребенка |
Названия картин |
Количество названий |
1. Юля К. |
Лес, жаркий день |
2 |
2. Илюша Л. |
Полка, пляж |
2 |
3. Кристина М. |
Бумага цветная |
1 |
4. Дима С. |
Торт, разные конфеты |
2 |
5. Сережа Л. |
Водопад, летний день |
2 |
6. Ира П. |
Разноцветные ленты |
1 |
7 Влад Г. |
Лес, жаркий день, пляж |
3 |
8. Оля С. |
Канавы, пасмурный день |
2 |
9. Слава К. |
Луна, ночь, ракета в небе |
3 |
10. Илюша Ф. |
Самолет в небе |
1 |
11. Данил М. |
Парк, листопад, осень |
3 |
12. Алена С. |
Поле цветов |
1 |
13. Дима П. |
Трактор в поле |
1 |
14. Вадик К. |
Лес, занавес, овраг, закат |
4 |
15. Саша З. |
Разноцветные мелки |
1 |
Всего: |
29 |
человек — 4 названия 7%
человека — по 3 названия 20%
человек — по 2 названия 33%
человек — по 1 названию 40%
Модифицированный тест Роршаха.
Цель: развить у детей творческое воображение; научить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.
Ход занятия:
Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.
Обработка результатов представлена в Таблице 2.
Таблица 2. Результаты проведения модифицированного теста Роршаха
Ф. и. ребенка |
Название картины |
Количество названий |
1. Юля К. |
Фонтан, башня |
2 |
2. Илюша Л. |
Букет, дерево, мороженное |
3 |
3. Кристина М. |
Цветок, жук |
2 |
4. Дима С. |
Барышня |
1 |
5. Сережа Л. |
Бабочка, салют |
2 |
6. Ира П. |
Птица, рыба |
2 |
7 Влад Г. |
Божья коровка, жук |
3 |
8. Оля С. |
Заяц, медведь |
2 |
9. Слава К. |
Филин, лягушка |
2 |
10. Илюша Ф. |
Куст |
1 |
11. Данил М. |
Факел |
1 |
12. Алена С. |
Ракета, голубь |
2 |
13. Дима П. |
Паук |
1 |
14. Вадик К. |
Павлин |
1 |
15. Саша З. |
Перо, цыпленок, корабль, самолет |
4 |
Всего |
28 |
человек — 4 названия.
человека — по 3 названия.
человек — по 2 названия.
человек — 1 название.
В результате анализа ответов детей были определены уровни развития воображения (Таблица 3).
Таблица 3. Уровни развития воображения у детей экспериментальной группы
Высокий |
Средний |
Низкий |
20% |
47% |
33% |
Упражнение «Волшебники»
Цель: развитие воображения на базе чувств и эмоций.
Оборудование: краски, бумага, фигурки волшебников.
Ход занятия:
Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».
Обработка результатов представлена в таблице 4.
Таблица 4. Определение уровней развития воображения детей согласно упражнению «Волшебники»
Уровни |
Число человек |
Соотношение, % |
Высокий |
4 |
32 |
Средний |
8 |
54 |
Низкий |
3 |
30 |
Дети попытались передать свои чувства переживания добра и зла в образах, у многих получились очень интересные рисунки. В этих образах достаточно просто отличить доброго волшебника от злого.
Таким образом, в результате формирующего эксперимента была сделана попытка развития воображения у дошкольников из экспериментальной группы через фантазию («Три краски»), образное мышление (тест Роршаха) и эмоции («Волшебники») посредством изобразительной деятельности.
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента
Цель: На основе проведенного формирующего эксперимента выявить изменение уровня развития творческого воображения детей с помощью тестов. Снова использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры».
Тест креативности.
Цель: определить, насколько сильно изменился уровень развития творческого воображения у детей после проведения формирующих экспериментов.
Оборудование: бланк N1 (см. Приложение N1)
Ход занятия:
Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры как и в констатирующем эксперименте.
Обработка результатов (см. Приложение N4).
В результате проведенного исследования было выявлено, что в экспериментальной группе детей отмечается 12 оригинальных изображений, в то время, как в контрольной группе только три оригинальных изображения. Это свидетельствует о том, что после проведения формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе показатели уровней развития воображения детей существенно изменились в сторону повышения. При этом в контрольной группе, с которой не проводилось специальных занятий по развитию воображения дошкольников, существенных изменений уровней развития воображения не произошло.
Следовательно, проведенное диагностическое задание и его анализ показали, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели — 12 оригинальных изображений, а, следовательно, уровень развития творческого воображения у детей повысился.
Результаты исследования произвольности и образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста из экспериментальной группы представлены в Таблице 5.
Таблица 5. Результаты диагностики детей из экспериментальной группы
Порядковый номер ребенка |
Баллы по Методике «Домик» |
Баллы по Методике «Лишний предмет» |
1 |
2 |
5 |
2 |
1 |
6 |
3 |
1 |
5 |
4 |
1 |
6 |
5 |
1 |
6 |
6 |
1 |
6 |
7 |
1 |
5 |
8 |
0 |
5 |
9 |
0 |
5 |
10 |
2 |
4 |
11 |
1 |
5 |
12 |
1 |
5 |
13 |
2 |
5 |
14 |
1 |
6 |
15 |
1 |
6 |
В результате проведенной диагностики было выявлено, что практически у всех детей из экспериментальной группы отмечаются хорошее развитие произвольности внимания и образно-логического мышления. Следует отметить, что при выполнении заданий практически все дети из экспериментальной группы с удовольствием отвечали на вопросы, чувствовали себя спокойно, уверенно.
В то же время один мальчик перед выполнением методики ребенок испугался, что не справится с заданием. Благодаря подбадриванию со стороны психолога мальчик сразу согласился выполнить упражнение. Во время работы у Димы проснулся интерес к тесту. Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов.
Затем нами была проведена диагностика с использованием указанных выше методик старших дошкольников из контрольной группы. Результаты этой работы представлены в Таблице 6.
Таблица 6. Результаты диагностики дошкольников из контрольной группы
Порядковый номер ребенка |
Баллы по Методике «Домик» |
Баллы по Методике «Лишний предмет» |
1 |
3 |
4 |
2 |
1 |
|
3 |
2 |
5 |
4 |
1 |
4 |
5 |
3 |
5 |
6 |
1 |
5 |
7 |
4 |
5 |
8 |
2 |
4 |
9 |
2 |
3 |
10 |
3 |
4 |
11 |
1 |
4 |
12 |
4 |
5 |
13 |
2 |
4 |
14 |
3 |
5 |
15 |
1 |
3 |
В результате проведенного исследования было выявлено, что старшие дошкольники из контрольной группы показали сравнительно низкие результаты диагностики по сравнению с детьми из экспериментальной группы.
Это позволяет говорить о том, что у детей, с которыми проводилась целенаправленная работа по развитию воображения (экспериментальная группа) лучше развито логически-образное мышление, произвольное внимание по сравнению с детьми, с которыми данная работа не проводилась (контрольная группа).
Кроме того, необходимо отметить некоторые личностные особенности детей из контрольной группы, которые были нами выявлены в ходе проведения исследования.
В частности, одна из девочек перед выполнением задания сказала, что справится с ним без проблем. Задание выполнила быстро, но неаккуратно. Работала с интересом, спокойно, уверенно.
В связи с тем, что дошкольники из разных групп (экспериментальная и контрольная) показали различные результаты при выполнении заданий, представляется целесообразным разработать рекомендации для детей каждой из групп.
Для части детей из экспериментальной группы можно посоветовать продолжать развивать интеллектуальную сферу, а также произвольное внимание, логическое мышление, память и воображение.
Родителям отдельным из детей необходимо больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка,наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитии произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.
Для основной массы старших дошкольников из контрольной группы можно порекомендовать развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание, воображение.
Также можно порекомендовать для коррекции воображения, смысловой памяти, образно-логического мышления, устойчивости внимания проводить с детьми фронтальные занятия на основе формирующего эксперимента, где экспериментатор выступает в роли педагога
Для тренировки зрительной памяти можно пользоваться методикой «Запомни рисунки». Для коррекции образно-логического мышления можно использовать методику «Четвертый лишний». Эту методику можно использовать в форме дидактической игры. В этой методике можно использовать карточки, а можно проводить ее на вербальном уровне. При вербальном проведении у детей развивается умение выполнять задание взрослого.
Для коррекции устойчивости внимания можно использовать методику: «Найди одинаковые картинки». При проведении этой методики детям раздаются таблицы с картинками и их просят найти на них определенные фигурки идентичные друг другу.
Для развития логического мышления можно использовать развивающие упражнения Л.Г. Петерсона. Детям предлагаются незаконченные рисунки узоров, и предлагается их продолжить. Также предлагается продолжить числовой ряд. Ребенок должен найти закономерность изменения. Можно предложить несколько фигур (например: красные и синие квадраты и круги разной величины) и предложить разбить их на группы.
Можно предложить ребенку дорисовать последнюю фигуру и объяснить, почему он так сделал.
После проведения коррекционной работы целесообразно провести дополнительное обследование детей.
Выводы по второй главе
Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что в экспериментальной группе детей отмечается 12 оригинальных изображений, в то время, как в контрольной группе только три оригинальных изображения. Это свидетельствует о том, что после проведения формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе показатели уровней развития воображения детей существенно изменились в сторону повышения. При этом в контрольной группе, с которой не проводилось специальных занятий по развитию воображения дошкольников, существенных изменений уровней развития воображения не произошло.
Для развития непосредственно воображения дошкольников можно дать следующие рекомендации.
В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом.
. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.
Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Возможными путями для его развития на занятиях могут быть: применение художественно-дидактических упражнений; рисование на темы; выразительные средства живописи.
Традиционная система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:
Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
Работа с родителями.
В целом, предложенные меры будут способствовать развитию детского воображения и благоприятно скажутся на развитии личности детей.
Заключение
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы:
В существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст — сенситивный период для развития этого процесса.
Лучше всего, если будет введена специальная программа занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс «Развитие Творческого Воображения» (РТВ).
В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой.
Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять ее развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов.
В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же «дочки — матери» или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным, О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой.
Богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
В результате проведенного исследования было выявлено, что комплексный подход к развитию воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности способствует повышению уровней воображения в группе испытуемых дошкольников.
В частности, на этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что основная масса детей как контрольной, так и экспериментальной групп демонстрируют низкие уровни развития воображения, практически не предоставляют оригинальных образов.
На этапе формирующего эксперимента с экспериментальной группой дошкольников проводилась целенаправленная работа по развитию воображения, которая осуществлялась посредством изобразительной деятельности.
На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе детей существенно возрос уровень воображения, дошкольники демонстрировали до 12 оригинальных изображений (на констатирующем этапе — только 3 оригинальных изображения).
Это дает возможность говорить о том, целенаправленное развитие воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности способствует повышению уровня воображения у испытуемых.
Список литературы
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. / В.А. Аверин. — М.: Наука, 2004. — 206с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева — М.: Просвещение, 2005. — 304с.
. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева. — Новосибирск: Логос, 1994. — 212с.
. Битьянова, М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битьянова — М.: Просвещение, 2005. — 204с.
. Большой психологический словарь. / Под ред. Т.И. Соловьева. — М.: Дрофа, 2006. — 434с.
. Введение в психологию. / К.Н. Игнатенко. — М.: Академия, 2007. — 493с.
. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. / Р.М. Грановская. — М.: Просвещение, 2006. — 302с.
. Григорьев, С.И. Основы современной социологии. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 204с.
. Джемс, У. Психология / У. Джеймс. — М.: АСТ, 2007. — 342с.
. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя. — М.: Инфо, 2006. — 322с.
. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова. — М.: Академия, 2006. — 344с.
. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. / М.И. Лисина. — М.: Просвещение, 2007. — 204с.
. Немов, Р.С. Психологическое консультирование. / Р.С. Немов. — М.: Просвещение, 2006. — 304с.
. Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2007. — 308с.
. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. / О.Н. Никифорова. — М.: АСТ, 2006. — 112с.
. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В. Запорожца. — М.: Наука, 2006. — 304с.
. Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии. / Т.И. Пашукова. — М.: АРТ, 2005. — 345с.
. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. / К.К. Платонов. — М.: Наука, 2008. — 202с.
. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под. ред. Проф.А.О. Прохорова. — СПб: Речь, 2004. — 132с.
. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. — СПБ.: Питер, 2006. — 306с.
. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. — СПб.: Фиона, 2004. — 134с.
. Реан, А.А. Психология и педагогика. / А.А. Реан. — СПб.: Дрофа, 2004. — 202с.
. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Глобус, 2008. — 402 с.
. Селиванов, В.И. Избранные психологические труды / В.И. Селиванов. — Рязань, 2008. — 244с.
. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология. / Р.Л. Солсо. — М.: Тривола, 2007. — 266с.
. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. — М.: Владос, 2005. — 422 с.
. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева. — М.: Логос, 2009. — 304 с.
. Шкуренко, Д.А. Общая и медицинская психология. / Д.А. Шкуренко. — СПб.: Феникс, 2006. — 352 с.
. Эльконин, В.С. Возрастная психология. / В.С. Эльконин. — М.: Наука, 2006. — 432с.
. Энциклопедия для детей. / Под ред. О.Н. Зинченко. — М.: Литера, 2005. — 456 с.
Приложения
Приложение 1
Результаты проведения методики Е. Торренса «Неполные фигуры» в экспериментальной группе
И.Ф. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
Группа |
1. Юля К. |
Колесо (-) |
портфель (-) |
дом (-) |
4 |
2. Илюша Л. |
Колобок (-) |
телевизор (-) |
елка (-) |
4 |
3. Кристина М. |
подсолнух (-) |
подъемн. Кран. (-) |
Косынка (-) |
3 |
4. Дима С. |
будильник (-) |
телевизор (-) |
человек (-) |
4 |
5. Сережа Л. |
Шарик (-) |
машина лег. (+) |
Колокольчик (-) |
2 |
6. Ира П. |
будильник (-) |
дом (-) |
конверт (-) |
4 |
7 Влад Г. |
Мяч (-) |
телевизор (-) |
пилотка (-) |
4 |
8. Оля С. |
солнце (-) |
змей (-) |
елка (-) |
3 |
9. Слава К. |
Шар (-) |
дом (-) |
пирамидка (-) |
4 |
10. Илюша Ф. |
гриб (-) |
окно (-) |
дом (-) |
4 |
11. Данил М. |
ромашка (-) |
часы (-) |
человек (+) |
3 |
12. Алена С. |
человек (+) |
дом (-) |
елка (-) |
3 |
13. Дима П. |
солнце (-) |
телевизор (-) |
дом (-) |
4 |
14. Вадик К. |
Яблоко (-) |
телевизор на тумб. (-) |
Елка (-) |
3 |
15. Саша З. |
Солнце (-) |
картофель (-) |
дом (-) |
4 |
(+) — оригинальное изображение
Получено 3 оригинальных изображений.
Результаты проведения методики Е. Торренса «Неполные фигуры»в контрольной группе
И.Ф. ребенкаКругКвадратТреугольникГруппа |
||||
1. Оля К. |
Колесо (-) |
портфель (-) |
дом (-) |
4 |
2. Илюша Д. |
Колобок (-) |
телевизор (-) |
елка (-) |
4 |
3. Вероника М. |
подсолнух (-) |
подъемн. Кран. (-) |
Косынка (-) |
3 |
4. Дима Х. |
будильник (-) |
телевизор (-) |
человек (-) |
4 |
5. Сережа Р. |
Шарик (-) |
машина лег. (+) |
Колокольчик (-) |
2 |
6. Ира Ш. |
будильник (-) |
дом (-) |
конверт (-) |
4 |
7 Вова Г. |
Мяч (-) |
телевизор (-) |
пилотка (-) |
4 |
8. Оля С. |
солнце (-) |
змей (-) |
елка (-) |
3 |
9. Слава Н. |
Шар (-) |
дом (-) |
пирамидка (-) |
4 |
10. Илья П. |
гриб (-) |
окно (-) |
дом (-) |
4 |
11. Дима З. |
ромашка (-) |
часы (-) |
человек (+) |
3 |
12. Алена З. |
зверь (-) |
дом (-) |
елка (-) |
3 |
13. Денис Т. |
солнце (-) |
телевизор (-) |
дом (-) |
4 |
14. Влад К. |
Яблоко (-) |
телевизор на тумб. (-) |
Елка (-) |
3 |
15. Саша А. |
Солнце (-) |
картофель (-) |
дом (-) |
4 |
(+) — оригинальное изображение
Получено 2 оригинальных изображений.
Бланк N1 (Для методики Е. Торренса)
Приложение 2
Методика «Домик»
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного воображения.
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:
А) неправильно изображенный элемент (1 балл).
Если этот элемент неверно изображен во всей детали рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым, не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно, так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл, если же допущены ошибки в обеих его частях, то испытуемый получает 2 балла (за каждую часть по 1 баллу).
неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку (неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе);
Б) замена одного элемента другим (1 балл);
В) отсутствие элемента (1 балл);
Г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);
Д) сильный перекос рисунка (1 балл).
За хорошее выполнение рисунка выставляется 0 (ноль).
Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.
Приложение 3
Тест: «Лишний предмет» направлен на оценку образно-логического мышления. На рисунках изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек,
Психолог показывает ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один является лишним. Ребенка просят определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. После этого следует предложить ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.
Приложение 4
Результаты проведения методики Е. Торренса «Неполные фигуры» в экспериментальной группе
И.Ф. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
Группа |
1. Юля К. |
Утенок (+) |
Книга (-) |
Ваза с цвет. (-) |
2 |
2. Илюша Л. |
Новог. игрушка (-) |
Портфель (-) |
Треугольник (-) |
4 |
3. Кристина М. |
Самовар (+) |
Окно (-) |
Гиря (+) |
2 |
4. Дима С. |
Бабушка (+) |
Скворечник (-) |
Гриб (-) |
2 |
5. Сережа Л. |
Часы (-) |
Сумка (-) |
Зонт (+) |
3 |
6. Ира П. |
Петух (-) |
Кастрюля (-) |
Колпак (-) |
3 |
7 Влад Г. |
Царевна (+) |
Торт (-) |
Флажок (-) |
3 |
8. Оля С. |
Снеговик (-) |
Телевизор (-) |
Стрела (-) |
3 |
9. Слава К. |
Аквариум (-) |
Картина (-) |
Компас (+) |
|
10. Илюша Ф. |
Чайник (-) |
Клетка с попуг. (+) |
Ракета (+) |
2 |
11. Данил М. |
Ежик (+) |
Робот (-) |
Карандаш (=) |
2 |
12. Алена С. |
Барабан (-) |
Машина (-) |
Пчела (+) |
2 |
13. Дима П. |
Цветок (+) |
Стол с вазой (+) |
Конфета (-) |
1 |
14. Вадик К. |
Телефон (-) |
Дом (-) |
Дом (-) |
3 |
15. Саша З. |
Звезда (-) |
Салфетка (-) |
Буратино (-) |
2 |
(+) — оригинальное изображение
Получено 12 оригинальных изображений.
Результаты проведения методики Е. Торренса «Неполные фигуры»в контрольной группе
И.Ф. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
Группа |
1. Оля К. |
Колесо (-) |
портфель (-) |
дом (-) |
4 |
2. Илюша Д. |
Колобок (-) |
телевизор (-) |
елка (-) |
4 |
3. Вероника М. |
подсолнух (-) |
подъемн. Кран. (-) |
Косынка (-) |
3 |
4. Дима Х. |
будильник (-) |
телевизор (-) |
человек (-) |
4 |
5. Сережа Р. |
Шарик (-) |
машина лег. (+) |
Колокольчик (-) |
2 |
6. Ира Ш. |
будильник (-) |
дом (-) |
конверт (-) |
4 |
7 Вова Г. |
Мяч (-) |
телевизор (-) |
пилотка (-) |
4 |
8. Оля С. |
солнце (-) |
змей (-) |
елка (-) |
3 |
9. Слава Н. |
Шар (-) |
дом (-) |
пирамидка (-) |
4 |
10. Илья П. |
гриб (-) |
окно (-) |
дом (-) |
4 |
11. Дима З. |
ромашка (-) |
часы (-) |
человек (+) |
3 |
12. Алена З. |
зверь (-) |
дом (-) |
елка (-) |
3 |
13. Денис Т. |
солнце (-) |
телевизор (-) |
дом (-) |
4 |
14. Влад К. |
Яблоко (-) |
телевизор на тумб. (-) |
Елка (-) |
3 |
15. Саша А. |
Солнце (-) |
картофель (-) |
дом (-) |
4 |
(+) — оригинальное изображение
Получено 2 оригинальных изображений.