(1960-1980-е гг.)
В последующие годы советская педагогика, если и обращалась к проблемам социального аспекта развития личности, социального воспитания, то либо косвенно, либо не рефлексируя особо на эту тему. К сожалению, этот вопрос остается фактически малоисследованным в истории социальной педагогики. До 1980-х гг. говорить о существовании социальной педагогики в СССР не приходилось. «Закрытой» вплоть до 1960-х гг. была и проблематика социализации.
Начиная со второй половины 1950-х гг., в отечественной педагогике появляются теоретические работы, углубляющие представления о роли и месте среды в развитии личности. В работах известных педагогов 60-х гг. прошлого века (В.Е. Гмурмана, М.А. Данилова, Ф.Ф. Королева, И.Т. Огородникова и др.) возникает попытка уточнить понятие воспитания. Появляются термины «социальное формирование», «объективно протекающий воспитательный процесс» для того, чтобы подчеркнуть воспитательное влияние общества на личность.
Это было связано с возрастанием социальных функций школы и активизацией воспитательной деятельности всех других институтов воспитания – семьи, внешкольных учреждений, детских и юношеских коммунистических организаций, трудовых коллективов, общественности, средств массовой информации. В «Общих основах педагогики» (под ред. В.Е. Гмурмана и Ф.Ф. Королева, 1967) дается анализ понятия «воспитание» как явления общественной жизни, подчеркивается, что педагоги должны учитывать «необходимость четко различать воспитание как объективное социальное явление и воспитание как специально организованную воспитательную деятельность».
Уточнение педагогической сущности понятия «воспитание», в ходе которого передается социальный опыт от одного поколения к другому путем включения воспитанника в систему тех социальных отношений, в которых он живет и действует (В.Е. Гмурман и Ф.Ф. Королев) способствовало углублению представлений о социальном как атрибуте воспитания.
В деятельности отдельных педагогов, в исследовательских темах лабораторий НИИ АПН СССР так или иначе затрагиваются вопросы социально-педагогического характера: социализация как важнейшая предпосылка формирования воспитательной силы коллектива (В.А. Сухомлинский); школа как фактор социализации (Ф.А. Фрадкин); особенности социализации юношества (И.С. Кона) вопросы социологии воспитания и образования (В.Г. Бочарова, Р.Г. Гурова, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов и др.).
Влияние семейного воспитания на социализацию современного подростка
... только работников милиции, но работников социальной службы, образования. Цель данной работы – раскрыть и проанализировать влияние семейного воспитания подростков на их социализацию. Объект исследования - подростки с ... N5 1992. 34. Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2000. 35. Петровский А.В., Ярошевский М., Психологический словарь, М.: Изд. политической ...
Эти авторы в своих педагогических работах оперируют понятиями «социальные институты», «социальные нормы», «неинституциированные социальные общности», «социальная активность личности» и, наконец, «социализация» в соотнесении с традиционными составляющими предмета педагогики.
Исследования проблем социализации во второй половине XX в. способствовали пониманию неоднозначности среды, ее многослойности. Как следствие – распространение психологических и социально-психологических толкований социализации. Для отечественных теорий социализации характерным стало выявление активного, преобразующего начала в социальном взаимодействии личности и общества (Г.М. Андреева, С.С. Батенин, И.С. Кон, В.С. Мухина, Б.Д. Парыгин А.В. Петровский и др.).
Г.М. Андреева выделяет активный (социально-преобразующая деятельность человека) и пассивный (усвоение накопленного человечеством социального опыта во всем многообразии его форм и проявлений) компоненты социализации. Б.Д. Парыгин придерживается во многом сходной точки зрения указывая, что: «Социализация немыслима без активного участия самого человека в процессе освоения социального опыта и культуры…».
Особое внимание начинает уделяться социализирующим функциям непосредственного окружения человека (группа сверстников, микросоциум, субкультуры, внутригрупповые процессы).
Так, И.С. Кон обращает внимание на множественность и определенную рассогласованность социальных воздействий, обращенных на ребенка, что повышает степень автономии формирующейся личности, усиливает ее преобразовательный потенциал в освоении социальных ролей и правил, но и создает определенную «неподконтрольность» традиционным воспитательным воздействиям. Акцентирование активной позиции человека в ходе социализации предполагает определение объема знаний, навыков, ценностей, передаваемых от поколения к поколению; усложнение процессов этой передачи, увеличения социальных институтов, участвующих в этом процессе, можно говорить о тенденции социологического образа социального воспитания интерпретативно-понимающей направленности.
В процессе постепенного становления педагогических идей, ориентированных на понимание естественной гуманистической природы образовательной деятельности, на общечеловеческие ценности и идеалы (Ш.А. Амонашвили, Б.З. Вульфов, И.П. Иванов, Т.Е. Конникова, Ф.Ф. Королев, А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, К.Д. Радина, В.Д. Семенов, В.А. Сухомлинский, Л.И. Уманского и др.), в фокус внимания педагогики попадают социальные отношения личности. В педагогической науке, несмотря на официальную установку по реализации идеологического подхода при решении проблем в системе «человек – общество», отрицавшего необходимость развития и реализации субъектности ребенка в процессе социальной жизни и воспитания и признававшего ценность личности только в соотнесенности ее со степенью развития типических качеств и общественно значимых поступков, формируются идеи и концепции, которые А.В. Мудрик предлагает определять как «нетоталитарные концепции». Именно эти последние «расширяли» предельно идеологизированную, мифологизированную и контролируемую сферу воспитания за счет повышенного внимания к вопросам развития гуманистического потенциала различных воспитательных явлений. Данные «нетоталитарные» концепции имели субъективный смысл и несомненное ценностное измерение.
Проблема социального воспитания детей
... социального воспитания важно также предусмотреть развитие всех сущностных сфер человека. ... социализации. Для воспитанников учреждений интернатного типа характерно отставание в следующих областях психического развития: а) в сфере общения со взрослыми Существенным фактором, искажающим становление личности ... преодоления неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды. Выше предложенные идеи ...
Благодаря этому ценностному отношению или своеобразному «ценностному фильтру» в отечественной педагогике 1960 – 70-х гг. формировалось представление о социальном воспитании, которое, не противореча официальным установкам, вместе с тем развивало положения, касающиеся специфики субъективного переживания человеком своей социальности; роли ценностей внутреннего мира человека; содержания персонально-групповых взаимодействий, обладающих эмоционально-межличностным значением.
По мере развития педагогической науки в 1970 – 1980-е гг. усиливается внимание к социальному аспекту воспитания, прежде всего как организации воспитательного процесса с учетом средовых влияний: как педагогической работы в социуме (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин); как организации воспитательного пространства, воспитательной системы (Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова); как решения задач социализации (Г.М. Андреева, И.С. Кон); как социального творчества (И.П. Иванов, В.Д. Семенов).
Авторский коллектив научной школы Л.И. Новиковой и А.Т. Куракина (Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, А.Т. Куракин, Х.Й Лийметс, В.И. Максакова, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова, В.Д. Семенов и др.) анализировал разнообразные средовые влияния по следующим направлениям: среда как комплекс многообразных факторов целенаправленного и стихийного характера (природная среда, среда вещей, мир идей, понятий, образов, духовные ценности), многоуровневость среды; неоднозначность воздействия среды, зависящая от конкретных обстоятельств среды и микросреды; субъективный характер восприятия среды, зависящий от внутренней психологической структуры личности; активность личности относительно своего непосредственного окружения; эмоциональная привлекательность и значимость происходящих в окружающей среде явлений; непрерывность взаимодействия воспитательных коллективов и окружающей среды; психолого-эмоциональное состояние коллектива, которое определяется природными и социальными условиями, общим настроем и т. д.
Воспитание в коллективе (коллективное воспитание), которое находится в центре внимания научной школы Л.И. Новиковой – это в определенной мере социальное воспитание, поскольку оно направлено на приобретение того социального опыта, который потребуется человеку в будущем.
Опираясь на специально проведенные исследования коллективного воспитания, Л.И. Новикова выделяет условия его реализации, среди которых важнейшее значение уделяется формированию межличностных отношений, объединяющих детей как членов социально-психологической общности. Отношение начинает выступать как значимый компонент самой структуры личности. В трактовке личности, которое дает А.В. Мудрик (1983), личность определяется как развивающаяся «система отношений школьника, с одной стороны, к миру и с миром, а с другой – к себе и с самим собой». «Отношение» предстает как значимое условие, определяющее степень и характер влияния среды на человека (Б.З. Вульфов).
Понятие об акселерации. Влияние среды, режима и воспитания на ...
... пространстве, конструирование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование обобщений); социально-культурное развитие (культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, ... которых возможно при условии адекватной учебно-воспитательной работы. К эпохальным (или долговременным - long-term ... многих тяжелых детских недугов. ·радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ...
В связи, с чем актуализируется значимость формальной и неформальной структур коллектива, сочетание рациональной организации деятельности детей и их общения.
Благодаря этому сочетанию расширяется круг средств социального воспитания, который включает в себя не только формальный детский коллектив, самоуправление; совместную деятельность субъектов по решению социально-значимых задач, но также – структуру формальных и неформальных отношений, эмоционально-смысловые и ценностные значения, микросоциум, межличностное взаимодействие, общение.
Так, гуманистическое основание подхода В.А. Сухомлинского позволило ему сформулировать представление об общественном воспитании как усвоении образа жизни, который ребенок ведет в семье, в общении со сверстниками. Успешность этого процесса во многом зависит от полноценности эмоциональной жизни детского коллектива.
В основе исследовательских работ И.П. Иванова – педагогическая проблема взаимоотношений детей и взрослых. Позитивный воспитательный опыт, которых он анализирует и осмысляет на примере содружества представителей разных поколений.Значимость эмоциональной сферы для становления личности подростка; эмоциональность как необходимое условие развития социальной позиции школьника – предмет внимания К.Д. Радиной.
На исследование субъективно-значимых коллективообразующих компонентов (интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, социально-психологическая зрелость группы, психологическая структура группы и пр.) нацелено внимание А.Н. Лутошкина, Л.И. Уманского и других представителей курско-костромской научной школы, что сегодня может быть расценено как разработка психологических основ социального воспитания (А.Г. Кирпичник, И.С. Полонский, А.С. Чернышев и др.).
Предпосылки для оформления отдельной отрасли педагогики – социальной педагогики складываются к концу 1980-х гг. В этот период, по сути, социально-педагогическая деятельность была «распылена» среди специалистов других профессий (учителей, врачей, партийных работников, медиков, организаторов культурно-досуговой и спортивно-массовой работы и др.).
Обобщение опыта такой экспериментальной и эмпирической работы, осмысление его с научных позиций приводило к появлению научных работ по социально-педагогической проблематике. Кроме того, именно осознанные и обобщенные результаты кропотливой работы (диссертационные работы, монографии, научные статьи, материалы конференций и т.п.) создали тот фундамент, на базе которого начался процесс профессионализации социально-педагогической деятельности на последующих этапах развития. Именно созданный научный фундамент был положен в основу деятельности организаторов социальной педагогики как науки и ее образовательного комплекса начиная с 1989 года.