16.Особенности формирования внимания в онтогенезе

Умения сосредоточить усилием воли сознание на объекте у маленького ребенка нет. Эта способность формируется постепенно. Особенно активно формирование этого умения происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте.

1. Первые недели — месяцы жизни. Появляется ориентировочный рефлекс — способность сосредоточить сознание на объекте на короткое время. Это объективный, врожденный признак непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникает ориентировочно-исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаруживаются зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, например, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошо развиты указанные выше формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной — пять лет. Появляется способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникают элементарные формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Идет дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания.

Итак, развитие внимания идет по направлению от более простого — непроизвольного, к более сложному — произвольному вниманию.Произвольное внимание возникает от того, что окружающие ребенка взрослые начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять его внимание, руководить вниманием, подчинять его своей власти. Так, взрослый учит ребенка тем средствам, с помощью которых он будет впоследствии сам управлять своим вниманием. Закономерность развития внимания в онтогенезе заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.С возрастом произвольное внимание ребенка улучшается, однако развитие непроизвольного (внешне опосредствованного) внимания идет гораздо быстрее. В школьном возрасте наступает перелом в развитии внимания — ребенок учится сам, усилием воли управлять своим вниманием. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания усиливаются от дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию.Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.Л.С.

11 стр., 5317 слов

Роль общения ребенка раннего возраста со взрослыми

... По мнению отечественных психологов, потребности ребенка не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении ... показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых. Основные из них: непосредственно – эмоциональное ...

Выготский писал, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит под влиянием двойного ряда стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. Второй ряд — это речь взрослого человека, слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка развитие его внимания сильно зависит от помощи слов-стимулов, которые ему предлагает взрослый.Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок учится сам управлять вниманием. Сначала он управляет вниманием других людей, направляя их сознание словом в нужную сторону, а затем — и своим собственным.

17.Характеристика особенностей запоминания.Методы эффективного запоминания

С одной стороны, память отдельного человека нередко предпочитает материал одной модальности (зрительной, слуховой, двигательной).

С другой — у разных людей различен уровень организации материала, хотя и говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но по отношению к запоминанию это не всегда так. Одни люди хорошо усваивают движения, у них легко формируются разнообразные двигательные навыки. Другие могут с легкостью запомнить такие сложные контуры и формы, которые другим совершенно недоступны. При этом зрительная память может демонстрировать самые удивительные свойства. Так, во время экзамена при подготовке к ответу студент изложил содержание материала, но в углу одного листа оставил пустое место. Оказалось, что это место предназначено для рисунка, который он никак не мог вспомнить. Люди с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения. Эти особенности памяти могут быть врожденными, но могут быть связаны и с особенностями профессиональной деятельности людей или условиями среды, в которой развивается и формируется человек. Так, радист высокого класса спокойно удерживает в памяти более 10 цифр, иногда и 15-20. Профессия дегустатора основана на хорошо развитой вкусовой памяти. А специалисты ткацкого производства различают большое количество оттенков даже черного цвета. Спортсмену необходимо иметь хорошую двигательную память, музыканту — слуховую, а педагогу, в частности, — память на лица и фамилии.

Повышение продуктивности памяти обеспечивается:

1) правильной постановкой задачи запоминания в связи с требованием воспроизведения;

2) активной ориентировкой в запоминаемом материале с выбором главного, существенного и с отсечением несущественного, незначимого;

3) установлением (выбором) принципа организации запоминаемого материала и формированием оперативной единицы и кода запоминания;

4) правильной организации процесса забывания (перевода в латентную память), основанной на выборе адекватного кода;

5) учетом особенностей отрицательного влияния интерферирующей деятельности;

7 стр., 3231 слов

Память как специфическое свойство деятельности ЦНС

... в результате травмы память на события, предшествовавшие травме, полностью сохранялась, но возможность усвоения нового словесного материала практически исчезла, хотя запоминание лиц и определенных ... Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид ...

6) всесторонним и полным использованием различных органов чувств.

Как это сделать? Можно задействовать образную память и запоминать с помощью ассоциаций. К примеру, так можно учить стихи: стараться во всех деталях, в том числе в цвете и звуке, представлять себе каждую строфу. С помощью метода аналогий (ассоциаций) можно повысить эффективность запоминания на 40-50%. Находите ассоциации, не обязательно логичные, в своем прошлом опыте. Обычно такие вещи происходят бессознательно и тогда мы говорим, мол, «все это напоминает мне о…». Но использовать такой механизм запоминания и сознательно под силу каждому. Аудиалам легче запомнить то, что они услышат. Используйте диктофон (в своем телефоне или отдельный), чтобы записать на уроке объяснения учителя. Или начитайте их дома сами. Используйте аудиокурсы и подкасты. Все это можно слушать в промежутке между остальными занятиями и с пользой потратить время на дорогу до школы.Для визуалов эффективным будет задействовать зрительную память: запомните, как выглядела страница в учебнике, заломан ли у нее уголок, в каком абзаце написана нужная информация. В нужный момент постарайтесь начать именно с этих воспоминаний и сам текст всплывет в памяти следом. Еще один способ немного похож на предыдущий, только профит от него выше – до 80%. Назовем его так – «раскладываем по полкам». Суть в том, чтобы привязать информацию (например, иностранные слова или даты к экзамену по истории) к окружающим предметам или воображаемому интерьеру. Упрощает запоминание информации ее пересказ. Не зубрите параграф, лучше прочитайте и выделите для себя основное, ключевые моменты. И перескажите все своими словами. Пускай будет не так складно. Но то, что вы осмыслили, вы запомните гораздо вернее чем то, что мучительно зубрили, не понимая смысла.Задействуйте моторную память. Проще говоря, пишите и рисуйте, а не только читайте.

18.Природа забывания.Факторы способствующие забыванию

Забывание (англ. forgetting) — один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа забывания — торможение нервных связей, т.е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение).

Основная закономерность З., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. Забывание зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность — надежное средство борьбы с З.

Возраст. Пожилые люди, по-видимому, склонны забывать о недавних событиях или о том, что им предстоит сделать. Это обусловлено главным образом тем, что им трудно организовать информацию, которую им надо будет вспомнить. Особенно явным это становится тогда, когда они впервые сталкиваются с какими-то новыми навыками, новыми обстоятельствами или непривычными действиями. Поэтому им требуется время на то, чтобы освоить новое, и очень важно, чтобы это время им предоставлялось. Большую помощь им могут оказать памятки или мнемотехнические приемы, позволяющие рацио­нально организовать жизнь.Забывание происходит также и в ранние годы. Действительно, лишь немногие из нас могут вспомнить события, происшедшие в возрасте до трех лет. По-видимому, это не связано просто с давностью подобных событий. Двух- или трехлетнему ребенку воспоминания не свойственны. qh не помнит свои сны и не придает практически никакого значения таким словам, как «вчера» или «завтра». Это может быть обусловлено, в частности, тем, что в этом возрасте словарный запас ребенка весьма ограничен, а опыт невелик; однако главная причина-то, что ребенок сте­не выделяет себя как личность и у него нет достаточно четко очерчен­ного «Я», которое позволило бы ему воспринимать собственные действия по отношению к другим людям.В то же время такая точка зрения может быть и спорной: по-видимому, при особых состояниях сознания (под действием определенных препаратов или под гипнозом) человек может вспомнить и о таких ранних событиях, о которых он в обычном состоянии никогда не вспоминает.Как бы то ни было, исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Зачем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее — от 30 до 70 лет — может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.

5 стр., 2238 слов

Восприятие. Мышление. Память

... девочка. - Займемся диктантом. (А.Толстой). Вид мышления – теоретически-образное. Девочка пыталась извлечь образы у Буратино непосредственно из памяти. Школьникам была предложена задача: уравновесить свечу на ... о топке печи, об аварии). Вид мышления – наглядно-образное. Мы воспринимаем окружающую действительность и представляем необходимые образы в памяти. Удивление перед тайной является само по ...

19.Развитие памяти в онтогенезе.

Человек при рождении не обладает готовой памятью. Её развитие происходит в связи с общим развитием ребёнка.На первом месяце жизни у ребёнка обнаруживаются условные рефлексы, которые закрепляются в нерасчленённом виде. Чувственные впечатления – движения –эмоциональные состояния.К концу первого полугодия появляется узнавание, а затем воспроизведение образов отсутствующих предметов. К концу первого года впечатления сохраняются на 1-2 недели. К конце третьего года – сохранение до одного года.Память в раннем детстве (до 3-х лет) является непроизвольной и это центральная и основная психическая функция, в зависимости от которой строятся все остальные. Развитие памяти в этом возрасте связано с овладением основными функциями: ходьба, речь, взаимодействие с взрослыми, сверстниками и т.д. При этом запоминание и воспроизведение информации происходит только в процессе практической и игровой деятельности, в процессе общения со взрослыми.В дошкольном возрасте память остаётся непроизвольной, является основным видом памяти, но это возраст возникновения и начального формирования произвольной памяти.Предпосылки формирования произвольной памяти в дошкольном возрасте:1.

Формирование у детей таких действий, в которых необходима ориентация на будущее, характерная для произвольного запоминания, и ориентация на прошлое, характерная для произвольного воспроизведения. Такие действия вызываются требованиями взрослых. При этом произвольное воспроизведение возникает раньше произвольного запоминания.2. Определённый уровень развития речи ребёнка.Младший школьный возраст. Произвольная память развивается в условиях систематического обучения. В частности учебная деятельность приводит к появлению новых качественных особенностей произвольной памяти à более систематичная и продуктивная.Происходит активное становление словесно-логической памяти, которая носит конкретный характер.Средний и старший школьный возраст.В связи с развитием асбтратного мышление словесно-логическая память меняет свой характер (более абстрактный, обобщённый характер).

13 стр., 6061 слов

Особенности логического исследования мышления человека

... мира. С точки зрения философии Мышление (диалектическая логика) (предмет науки Диалектическая логика) — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека. Бертран Рассел считал: "То, что ... языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в ...

Запоминание и воспроизведение становится более обобщённым.

20.Понятие и признаки мышления

Мышление — процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.

Опосредованностъ

Мышление предполагает преемственность знаний, которые передаются от поколения к поколению. Другими словами, мышление отдельно взятого человека опосредовано развитием мышления всего человечества.

Обобщенность

Мышление представляет собой обобщенное познание существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также связей и отношений, существующих между ними.

Целенаправленность и произвольность

Мышление всегда связано с решением какой-то задачи и сопровождается определенным волевым усилием со стороны человека. Там, где нет цели, вызванной некоторой насущной потребностью, отсутствует проблемная ситуация, требующая мыслительной деятельности для ее разрешения. Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс к стереотипному поведению.

21.Виды мышления.Развитие мышления в онтогенезе.

Конкретно-действенное мышление. Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление. Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление. Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль..

Развитие. Мышления.Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.Развитие мышления ребенка осуществляется в его предметной деятельности и общении.В своем развитии мышление проходит разные формы:

1. Наглядно-действенное мышление. Генетически наиболее ранняя форма мышления, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

... в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость). Личности – конкретный субъект деятельности, с ... мышления; 3-7 лет). - Абстрактное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта; с 7 до старости)   Понятие о личности человека ...

2. Наглядно-образное мышление.Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости

3. Словесно-логическое мышление

Все эти формы мышления – это последовательные ступени интеллектуального развития.В своем становлении мышление проходит две стадии:1) Допонятийная стадия.На этой стадии возникает допонятийное мышление.2) Понятийная стадия. На этой стадии возникает понятийное мышление.

23.личность и ее психологические структуры.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.

Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.

Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:

самосознание;

направленность личности;

темперамент и характер;

психические процессы и состояния;

способности и задатки;

психический опыт личности.

Далее данные подструктуры, которые составляют предметное содержание психологии личности, будут описываться в следующих лекциях, и раскладываться на отдельные составляющие: процессы, качества, свойства и т. д.

24.Понятие направленности личности. Ее виды

Направленность личности[1] — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

6 стр., 2760 слов

Реферат «Транспортная психология» Тема: «Черты характера и особенности ...

... выражением темперамента человека. Темпераментом называются психические свойства личности, характеризующиеся динамикой протекания психических процессов. Особенности темперамента ... трудом переключается на другой вид деятельности. Отличается высокой работоспособностью. Уравновешенность и ... дорожной обстановки. Важной особенностью личности является характер. Каждому человеку наряду с чертами, которые ...

При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются.

1.Личная направленность. Эта направленность выстраивается на мотивах личного благополучия, стремления к победе, первенству. Такой человек мало интересуется другими людьми и их чувствами, и все, что его интересует – осуществить свои потребности и желания. Чаще всего, им свойственны такие черт характера, как концентрирование на себе, попытки навязывать свою волю другим, тенденция делать поспешные и неоправданные виды о других.

2.Направленность на взаимные действия. В этом случае речь идет о личности, поступки которой определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с людьми. Этому человеку интересны совместные проекты, взаимоотношения. Обычно этот тип людей избегают прямого решения проблем, уступают давлению группы, отказываются от высказывания непонятных идей и не стремятся руководить.

3.Деловая направленность. Такая личность легко увлекается процессом деятельности, стремится к познанию, овладению новыми навыками. Этот человек обязательно выскажет свою точку зрения, если она важна для решения задачи. Обычно такой тип людей помогает других сформулировать идею, поддерживают группу, легко излагают свои мысли, могут руководить, если того требует решение задачи.

4.Эмоциональная направленность личности. Такой человек направлен на чувства и переживания, причем возможно на свои личные, а возможно – на переживания окружающих. Такая направленность может соответствовать и потребности в славе, и потребности в помощи другим, и интересу к борьбе и первенству. Кроме этого, такие люди нередко любят решать разного рода сложные интеллектуальные задачи.

5.Социальная направленность личности. Этот тип склонен к служению отечеству, развитию одной науки и т.д., стремится максимально реализовать себя, поскольку это принесет пользу его стране. Такие люди могут быть направлены по интеллектуальному типу (на открытия, достижения), по предприимчивому типу (из таких людей получаются прекрасные бизнесмены) и т.д.

25.Понятие способностей.Виды способностей.

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

умственные и специальные

учебные и творческие

математические

конструктивно-технические

музыкальные

литературные

физические способности

Выделяют три типа способностей:

художественный — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями;

мыслительный — характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей;

1 стр., 467 слов

Юнг создал типологию личности, выделив тип интроверт и

... типологию личности, выделив тип интроверт и Экстраверт 46.Специальный механизм, помогающий развитию чувств: Компенсация 47. По Хорни защиту человек находит в стремлении «против людей», который называется …тип Агрессивный ... пси-хологической защиты: Сублимация 42.Часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей: Персона   43.Центр личного бес- ...

промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.

26. Понятие я-концепции. Формирование я-концепции

«Я»-концепция («я»-образ, образ «я», англ. one’s self-concept, также self-construction, self-identity или self-perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям[3].

Выделяется пять групп факторов, влияющих на пред­ставление человека о самом себе:

¾ степень согласованности «внешней», социальной, оценки и самооценки;

¾ субъективная значимость Я-представлений, которые затраги­вает «внешняя» оценка;

¾ степень доверия человека к субъекту оценочной по отноше­нию к нему информации (данный параметр лишь частично «по­крывается» понятием референтности);

¾ субъективно оцениваемая модальность «внешней» оценки;

¾ частотность (повторяемость) той или иной модальности «внешней» оценки.

Нетрудно видеть, что второй и третий факторы представляют собой «внутренний» полюс детер­минант, четвертый и пятый — «внешний», а первый отражает процесс их взаимоотношения.Дальнейшие возможности развития «Я» могут быть рассмотре­ны при этом в контексте идей когнитивного диссонанса: несоот­ветствие между имеющимся представлением о себе и другой когницией или действием «запускает» процесс редукции диссонанса, опосредованный общим уровнем самооценки. Возможные страте­гии этой редукции рассматриваются уже как ведущие механизмы формирования «Я» для людей с теми или иными особенностями Я-концепции.Проблема изменчивости/стабильности Я-представлений выступала прежде всего как проблема соотношения социально-ролевых и собственно персонологических самохарактеристик. Множественность социальных принадлежностей человека, отраженная в ролевом репертуаре лич­ности, должна была быть соотнесена с известной целостностью личности, с тем внутренним чувством самотождественности, ко­торое субъективно и создает наше настоящее «Я».Подробный анализ подобного ракурса данной проблемы мож­но найти в работах И. С. Кона. Он отмечает относительность понятия истинности в применении к «Я». Про­тивопоставление неизменного, «подлинного» «Я» череде быстро меняющихся «неподлинных» ролевых масок часто оказывается ил­люзорным.В концепции X. Маркус было детально разработано поня­тие «возможное Я». На субъективном уровне Я-концепция является основ­ным личностным образованием, следовательно — устойчивой структурой. Однако социально-психологические исследования Я-концепции с присущим им акцентом на социокуль­турных факторах ее формирования необходимо приводили к мыс­ли об относительности ее содержания — не только рождающаяся, но и реально проявляющая себя лишь в динамике социальных вза­имодействий, Я-концепция не может не быть принципиально из­менчивой.

2 стр., 807 слов

Тревожно-сомневающийся характер (психастеник). тип

... Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, ... сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей. Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, ...

27.Понятие темперамента.Типы

Темпера́мент (лат. temperamentum — соразмерность, надлежащее соотношение частей) — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека, и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

28. Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

28.Характеристика конституциональных теории темперамента Кречмера и Шелдона

Главным идеологом конституцио­нальной типологии был немецкий психиатр Эрнст Кречмер (1888-1964), опубликовавший в 1921 году работу подиазванием «Строение тела и характер». Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний — маниакально-депрессивному (циркуляр­ному) психозу и шизофрении — соответствует определенный тип телосложения. Он утверждал, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

1. Лептосоматик (греч. leptos — хрупкий, soma — тело).

Индивидов с крайней выраженностью этих особенностей Э. Кречмер называл астениками.

2. Пикник (Tpe4.pyknos — толстый, плотный).

3. Атлетик (греч. athlon — борьба, схватка).

4. Диспластик (греч. dys — плохо, plastas — сформированный).

Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения.

Выделенные типы не зависят от роста человека и его худобы. Речь идет о пропор­циях, а не об абсолютных размерах тела. Могут быть толстые лептосоматики, тще­душные атлетики и худые пикники. В зависимости от склонности к разным эмоциональным реакциям Э. Кречмер выделил две большие группы людей:

Эмоциональная жизнь одних характеризуется диадетической шкалой (т. е. свойственные им настроения располагаются на шкале, полюсами которой являются «веселый—печальный»).

Эта группа людей обладает циклотимическим типом темперамента. Эмоциональная жизнь других людей харак­теризуется психэстетической шкалой («чувствительный — эмоционально тупой, не­возбудимый»).

Эти люди обладают шизотимическим темпераментом.Связь между типом телосложения и некоторыми психическими свойствами или, в крайних случаях, психическими заболеваниями Э. Кречмер, объяснял тем, что как тип строения тела, так и темперамент имеют одну и ту же причину, они обусловлены деятельностью эндокринных желез и связанного с этим химическим составом крови и, таким образом, зависят прежде всего от определенных особенностей гормональной системы.

Критики, среди которых наиболее яростным был И. П. Павлов, стали говорить, что неправомерно рас­пространять закономерности, выявленные в патологии, на норму, и втискивать все здоровое человечество в два патологических типа: шизоидов и циклоидов.Конституциональная типология Уильяма Шелдонасформулированна в 1940-х годах. В основе взглядов Шелдона, типология которого близка к концепции Кречмера, лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, который является его функцией.

У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения. У. Шелдон пришел к понятию соматотипа (типа телосложения), который можно описать с помощью трех основных параметров. У. Шелдон выделяет следующие типы телосложения:

1. Эндоморфный тип (7-1 -1).

Телосложение относительно слабое, с из­бытком жировой ткани.

2. Мезоморфный тип (1-7-1).

У мезоморфного типа хорошо развита мускульная система. Мезоморфный тип обладает большой психической устойчивостью и силой.

3. Эктоморфный тип (1-1-7).

Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Нервная система и чувства относительно легко возбудимы.

Если отдельные параметры имеют одинаковую выраженность, У. Шелдон отно­сит данного индивида к смешанному (среднему) типу.Однако типологий Э. Кречмера и У. Шелдона были подвергнуты критике. Указывали на слишком большую статичность и игнорирование развития в отношениях одежду психикой и строением тела, подчеркивали непоследовательность делении на типы и наконец, обращали внимание на то, что указанные, теории не давали удовлетворительного объяснения связи между телосложением и темпераментом.

29.Терия Павлова о природе темперамента

И. П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки).

И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову — сангвинический темперамент;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову — флегматический темперамент;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову — холерический темперамент);

4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову — меланхолический темперамент).

30.Понятие и природа характера.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Психические свойства человека — это специфическое проявление высшей нервной деятельности, основанием которой являются его врожденные особенности, чьи своеобразные комбинации (сила, уравновешенность, подвижность) проявляются в типах темперамента. Но надо помнить, что врожденный тип нервной системы с первых дней жизни находится под влиянием условий жизни, воспитания, налагающих отпечаток на его функционирование.В процессе жизни у человека возникают динамические стереотипы, то есть системы нервных связей в коре больших полушарий головного мозга, возникающие под влиянием разнообразных раздражителей.Они действуют в определенной последовательности и системе. Многократное повторение раздражителей создает прочные нервные связи, которые проявляются все более легко и автоматически, без нервного напряжения. Создание и переделка динамических стереотипов требуют значительной, порой тяжелой работы нервной системы. Динамические стереотипы создают фундамент привычных действий, черт характера, которые, как уже указывалось, проявляются преимущественно непроизвольно.Следовательно, характер человека является сложным синтезом типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, условий жизни, воспитания. Живое существо, писал И.П. Павлов, со дня рождения испытает самые разные влияния окружающей среды, на которые оно неизбежно должно отвечать определенной деятельностью, что часто закрепляется на всю жизнь и проявляется в определенных чертах характера.В учении о характере были попытки связать характер человека со строением тела, с особенностями действия желез внутренней секреции, однако эти попытки оказались неспособны раскрыть суть характера. Потерпели крах также и теории, рассматривавшие характер как врожденное психическое свойство.Люди рождаются с разными особенностями функционирования головного мозга, что обусловлено типом нервной системы, но эти физиологические отличия являются только предпосылкой для формирования в процессе жизни разных морально-психологических качеств, в частности и отличий в характере. То, что в одной семье, в подобных условиях вырастают дети с разными чертами характера, не может быть доказательством врожденности черт характера.Ведь одинаковых условий в воспитании детей не бывает. Многогранность общения, обстоятельств, в которых живут дети, переживаний событий и явлений, создает чрезвычайно разнообразные условия жизни и воспитания. Именно это, отражаясь в мозгу ребенка, вызывает различные индивидуальные способы реагирования, которые постепенно становятся у каждого ребенка свойственными только ему чертами характера.Именно то, что морально-этические нормы жизни и требования к людям в процессе их воспитания (указания, санкции) преимущественно бывают типичными, в наибольшей мере обусловливает проявления типичных черт характера, общих для многих людей.

31.Понятие акцентуации характера. Классификация по Леонгарду

Акцентуа́ция, акцентуа́ция хара́ктера, акцентуа́ция ли́чности, акцентуи́рованная ли́чностная черта́ (от лат. accentus — ударение) — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи[1].

1. Гипертимный(гипертимический) тип характеризуется при

поднятым настроением, разговорчивостью, оптимизмом, заряженностью на работу, стремлением к лидерству. Отрицательными чертами гипертимного типа являются сложность удержания одной те­мы разговора, излишняя конфликтность, неадекватное восприятие-критики. Положительными чертами являются энергичность, оптимизм.

2 Дистимический(дистимичный) тип характеризуется сниженным настроением, пессимизмом, замкнутостью, склонностью к эмоциональным переживаниями, отдаленностью от людей. Люди такого типа являются домоседами, избегают общества людей. Положительными чертами их характера являются серьезность, добросовестность.

3 Демонстративныйтип личности стремится быть в центре внимания, характеризуется самоуверенностью, тщеславием, склонностью к хвастовству и лести. Положительные черты данного типа высокие притязания, умение повести людей за собой.

4 Возбудимыйтип характеризуется вспыльчивостью, раздражимостью, агрессивностью и склонностью к конфликтам. Положительные черты — активность, добросовестность.

5 Педантичныйтип характера проявляется в нерешительности, аккуратности, совестливости, добросовестности, надежности. Пе­дантичный тип предъявляет к людям многочисленные требования, особенно к их аккуратности. Отрицательные черты данного типа — занудство, склонность к брюзжанию.

6 Застревающийтип характеризуется обидчивостью, подозрительностью, склонностью поучать других. Такие люди зачастую стараются добиться как можно лучших результатов в своей работе, предъявляют к себе строгие требования. Однако строгие требования они предъявляют и к остальным людям (к родным и близким, к коллегам и подчиненным).

7 Тревожныйтип испытывает постоянные опасения за себя и свое здоровье. Для него характерны робость, неуверенность в себе, нерешительность. Люди с тревожной акцентуацией характера ста­раются избегать конфликтных ситуаций, ищут поддержки со сто­роны. Они обладают такими положительными чертами, как дружелюбие, самокритичность.

32.Сущность и функции эмоций.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений[1]. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

1. Общая характеристика эмоций.

2. Функции эмоций.

3. Проблема специфичности эмоций.

4. Выражение эмоций.

33.Характеристика основных форм эмоциональных переживаний

Аффект —(от лат. «душевное волнение») — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.

Настроение —сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.

Стресс —(от лат. «давление, напряжение») — состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.

Фрустрация —(от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

35.Характеристика псих. Состояния.

Психическое состояние — понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют состояния сознания. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

• на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;

• в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;

• в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;

• в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;

• на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;

• на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

36.Саморегуляция психических состояний

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

• эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

• эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

• эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями, а также усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

• смех, улыбка, юмор;

• размышления о хорошем, приятном;

• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

• наблюдение за пейзажем;

• рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

• купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

• вдыхание свежего воздуха;

• высказывание похвалы, комплиментов и пр.

38.Понятие виды и структуры малой группы.

Малая группа – не многочисленная по своему составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и включены в непосредственное личное общение.

Минимальная граница – 2 человека

Максимальная граница:

1) Отечественная точка зрения – от 30 до 40 человек:

2) Зарубежная точка зрения – от 10 до 15 человек (с т.з. данных авторов этот состав группы является наиболее управляемый)

В структуру малой группы входит 4 компонента:

1) Структура межличностных отношений – эта структура фиксирует положение индивида в системе группы, обозначает его членство в данной группе (статус и роль – динамический аспект статуса, т.е. те обязанности, которые приписываются человеку в зависимости от его статуса).

• Лидер – бывает формальным и неформальным.

• Ведомые – принимают все правила группы, следуют лидеру.

• Аутсайдеры – люди, которые сознательно или эмоционально не принимают те принципы и правила, которые существуют в группе, либо находятся в стороне от всего, либо активно выступают со своими несогласиями.

2) Структура групповых ожиданий – восприятие и оценку членов группы, а также контроль за их поведением. Контроль осуществляется за счет 2-х механизмов:

• Групповые нормы – те правила, по которым существует группа

• Санкции – механизм, с помощью которого группа возвращает своего члена в рамки норм.

3) Структура власти – предполагает психологическое распределение отношений руководства и подчинения в группе.

4) Структура коммуникаций – отражает особенности передачи и распространения информации в группе.

Виды малых групп:

1) По функционированию в обществе:

a. Условная (номинальная) группу – индивиды входят не зависимо от непосредственного контакта (группы по полу, возрасту, национальности, религии и т.д.);

b. Реальная группа – существует как единое, реальное целое в общем пространстве и времени и объединяется непосредственными взаимоотношениями (семья, класс и т.д.).

2) По условиям существования группы:

a. Естественная – функционируют в реальных жизненных ситуациях;

b. Лабораторная – создается для экспериментального изучения какого-либо признака.

3) По причине возникновения:

a. Формальные – формируется как ячейка социальной организации общества;

b. Неформальные – формируются стихийно на основе общих интересов.

4) По степени открытости влияния общества:

a. Открытая группа – находятся под постоянным влиянием общества;

b. Закрытая группа – является изолированной от общественного влияния (космонавты в космосе, до тех пор, пока нет связи с Землей).

5) По длительности существования:

a. Постоянная группа – человек включен в данную группу на протяжении всей своей жизни (семья);

b. Временная группа – человек существует в данной группе не продолжительное время (пассажиры в маршрутке по пути домой).

6) По личной значимости для участников:

a. Группы членства – отражают место пребывания человека в социуме;

b. Референтная группа – группа, в рамках которой нормы и ценности группы значимы для человека.

7) По уровню развития группы:

a. Слаборазвитая (диффузная) группа – для них характерна недостаточная психологическая общность, отсутствие налаженных, деловых и межличностных отношений, а также отсутствие эффективной совместной деятельности;

b. Высокоразвитая группа (коллектив) – высокоразвитая группа, в которой совместная деятельность опосредует межличностные отношения (на первый план выходит эффективное выполнение деятельности).

37.Общение как социально-психологическое явление

Общение — это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между военнослужащими, порожденный потребностью в совместной военно- профессиональной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, главная задача военной психологии в этом случае заключается в установлении закономерностей взаимодействия человека с военно-социальной системой через совокупность социально-психологических связей, в которые он тесно вписан и благодаря которым он приобретает специфические (военно- профессиональные) личностные качества, становится самостоятельным субъектом деятельности и своеобразной индивидуальностью.В представленном многообразии связей исследователи социологических проблем военной психологии различают два вида отношений: общественные (экономические, политические, идеологические, социальные и др.) и непосредственно психологические. Все они раскрываются и реализуются в общении. Следовательно, корни общения находятся в самой жизнедеятельности и психической природе человека. Общение, таким образом, предстает в качестве реальных измерений общественных (социальных) и межличностных отношений.

39.Динамика и развитие малой группы.

Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отно­шениях: дифференциации и интеграции.

В концепции Л. И. Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризует­ся последовательной сменой стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Номинальная группа харак­теризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация характеризуется межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-коопера­ция характеризуется преобладанием интегративных тен­денций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быст­рого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях («интраэгоизм», по Л. У. Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления де­зинтеграции.

Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер, или измерений, групповой жиз­недеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличност­ной, связанной с развитием групповой структуры.

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

1) ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;

2) эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов груп­пы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противореча­щим их собственным намерениям;

3) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понима­ния намерений друг друга и поиска альтернатив;

4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б. Такмен выделяет такие стадии:

1) «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

‘2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутстви­ем единства в группе;

3) «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов;

4) «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи (Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М., 1991, с. 52-53).

Выделяют следующие психологические механизмы развития малой группы:

1. Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлени­ем индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.

2. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психоло­гического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.

1. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнеде­ятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному дости­жению ее целей.