Материнская позиция бер-х-Айвазян

ВНУТРЕННЯЯ МАТЕРИНСКАЯ ПОЗИЦИЯ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН — ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Айвазян Е.Б.

Альманах

Института Коррекционной Педагогики РАО.

10/2007

Адрес в интернет:

Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности

Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина

Институт коррекционной педагогики РАО

К детям с отклонениями в развитии относят: умственно отсталых, глухих,

слабослышащих, позднооглохших; слепых и слабовидящих; детей с тяжелыми

речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой

психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой

сферы (ранний детский аутизм), множественными нарушениями.

Почему так важно обеспечить детям с нарушениями в развитии доступ к

специальному, особым образом организованному и построенному, образованию?

Дело в том, что ребенок с отклонениями в развитии — это ребенок, у

которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями,

есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно

только в условиях специального обучения.

Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую,

психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь

индивидуализированную. Однако если необходимость реабилитации средствами

медицины осознается всеми, то роль и место реабилитации средствами

образования понимается не столь единодушно.

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально

созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и

научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях

семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные

отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и

культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается

связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на

самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый

носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... противоречия позволили определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально

развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально

организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей

обучения.

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать

традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом

возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации — является

метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в

развитии как основной причине детской дефективности — «Физический дефект

вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху,

когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо

разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа

сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически

телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать

такого ребенка — это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый

и больной орган» (Л.С.Выготский, 1995).

Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами

образования, но не массового, а специально организованного, особым образом

построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех

образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными

способами.

Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через

образование является понятие «особые образовательные потребности».

Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации «социального

вывиха», попытаемся определить смысл термина «Ребенок с особыми

образовательными потребностями», т.е. определить, в чем именно нуждается

такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы:

первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;

специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного

нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если

нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни

ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы

жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного

нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение

ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование

целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым

потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;

в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на

решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в

содержании образования нормально развивающегося сверстника.

Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...

обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной

речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по

развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном

курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения,

интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе

обучения — социально-бытовая ориентация; дети с различными нарушениями

нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального

развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного

поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;

строились «обходные пути» обучения, использовались специфические

средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании.

Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей

дошкольного возраста грамоте является одним из «обходных путей»

формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей

применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной

речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на

первых годах школьного обучения и др.;

регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы

обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;

пространственная и временная организация образовательной среды

соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются

в особом структурировании жизненного и образовательного пространства,

облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего

возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;

все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в

решении особых образовательных задач и за пределами образовательного

учреждения, и их усилия были скоординированы;

реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного

обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в

реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя

с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;

процесс реабилитации средствами образования осуществлялся

квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и

коррекционных задач обучения.

Отечественная дефектологическая наука внесла весомый вклад в изучение

особых образовательных потребностей разных категорий детей. Разработка

особых образовательных пространств, типов специальных образовательных

учреждений, специальных педагогических технологий, направленных на

преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии у разных

категорий детей обеспечили возможность создания отечественной ССО,

достижения которой признаны в мире.

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно

демонстрировала, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация

средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших

отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже

имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной

недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня

7 стр., 3462 слов

Требования к результатам освоения дисциплины. по дисциплине «Общеметодические ...

... Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования 10 2 2 8 2. Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система 2.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность ...

общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых

образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его

психического здоровья и развития.

Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые

дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально

развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут

быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е

полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду

невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного

взаимодействия учреждений массового и специального образования.

©2000-2007 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права

защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с

законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Издание зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати,

телерадиовещания и средств массовой информации как ЭЛ №77-6272