Анализ материнской компетентности.

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РОДИТЕЛЬСТВУ

 

Ольга (топ-менеджер) и Илья

Диагностика психологической готовности к материнству.

1.1. Общая характеристика матери. Ольга одета в белую толстовку с изображением мордочки белька, синие брюки. Нога на ногу. Руки скрещены на бедрах. Жестикулирует правой рукой, в которой держит ручку. Мимика выразительна. На протяжении разговора взгляд растерянный и удивлённый. Тактильного контакта с животом нет, визуального тоже.

Анализ материнской компетентности.

А) Сензитивность на уровне между низким и средним. Ольга прислушивается к ребенку, отмечает его реакции на разные воздействия. Ольга отмечает, что понимала, когда ребенку не нравится ее еда, когда ребенок призывает ее отдохнуть и расслабиться на работе, отмечает хорошую реакцию ребенка на ее обливание холодной водой, замечает реакцию на папу. Однако можно заметить, что те моменты, которые, по мнению Ольги, нравятся ребенку (за исключением реакции на папу), совпадают с ее потребностями. Отсюда можно сделать вывод, что Ольга прислушивается к ребенку, но радуется именно совпадению интересов ребенка со своими, не стремясь почувствовать его особые, возможно, отличные от ее собственных, предпочтения и потребности.

В отношениях Ольги с ребенком не произошло дифференциации, она не нацелена на анализ потребностей ребенка, отличных от ее собственных.

Б) Респонсивность отсутствует или низкая. Ольга не упоминала о случаях, когда ей пришлось приспосабливаться к ребенку, менять что-то в своем поведении под нужды ребенка.

В) Субъективизацияприсутствует, однакона низком уровне. Субъективизация присутствует, потому что Ольга описывает проявления ребенка как его собственные, а не как ощущения в своем теле. Ольга отмечает спонтанную активность ребенка, а также реакции на разные сигналы извне, однако трактует значение реакций ребенка, скорее, по совпадению со своими собственными. Она не выделяет каких-либо негативных реакций ребенка. При этом надо отметить, что Ольга была очень занята на работе. Она топ-менеджер крупного предприятия. Всего неделя, как она не работает. Учитывая ее интерес к ребенку, позитивное отношение к нему, и то, что она отделяет его реакции от собственных телесных ощущений, можно говорить о том, что теперь, когда у нее появилось время сосредоточиться на малыше, у нее есть шанс достичь высокого уровня субъективизации.

Выраженной динамики в субъективизации не отмечено.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4-6 лет

27 Введение Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Наиболее важные признаки развития это – дифференциация, расчленение раннее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Существует много типов развития, ...

1.3. Мотивационный ресурс

1.3.1 Характеристика ценностно-смыслового блока материнской сферы.

А) Ценность ребенка присутствует.

Б) Ценность материнстваприсутствует в контексте других ценностей.

В) Характер внедряющихся (конкурирующих) ценностей.До последней недели Ольга была занята на ответственной работе. Но и там она успевала прислушиваться к шевелениям ребенка.

Г) Экспрессивно-мимические проявления Ольги во время разговора о ребенке, и прежде всего: блуждающий и всматривающийся в себя взгляд, частое моргание, подъем бровей вверх (эмоции удивления, прислушивание к себе), вращательные движения ладонью, передающие шевеления ребенка, — все эти проявления свидетельствуют о поисковой активности, осуществляемой ею особенно интенсивно теперь, когда рабочие заботы позади. Эта активность направлена на понимание состояний ребенка, на присвоение родительской позиции. Таким образом, можно говорить, что в настоящее время у Ольги происходят изменения в иерархии ценностей, перемещение ценности материнства на более высокие позиции.

1.3.2.. Характеристика эмоционально-потребностного блока материнской сферы.

 

А) Выраженность потребности в заботе и охране.Сочетание присущей Ольге ответственности с ее положительным отношением к ребенку благоприятствует формированию потребности в заботе и охране. Хотя, возможно, до наступления декретного отпуска Ольга была больше сосредоточена на других заботах и потребностях.

Б) Потребность во взаимодействии с ребенкомразвивается.

В) Потребность в материнствестановится.

Г)Очевидно, Ольгавключается в материнство по мере развития беременности.

1.3.3. Личностная зрелость имеется.

1.3.4. Характер мотивации рождения ребенка. Судя по интересу к ребенку и положительному эмоциональному отношению к нему, готовности принять ребенка любого пола в основе мотивации лежит становящаяся потребность в ребенке. Отмечается тенденция, однако не резко выраженная, к смещению мотива материнства на верхние позиции.

1.4. Эмоциональный ресурс.

 

1.4.1. Характеристики эмоциональной сферы матери: ассортимент экспрессивно-мимических средств, их выразительность, адекватность.

9 стр., 4082 слов

Психология детей с особенными потребностями

Прежде всего возникает вопрос: кто же, собственно говоря, этот ребёнок с особенными потребностями? Это ребёнок с нарушениями психологического и/или физического развития. Таких детей, к сожалению, с каждым годом всё больше и больше. Эти дети, как и все, требуют заботы и любви. Чем же отличается воспитание обычного здорового ребёнка и ребёнка с особенными потребностями? Практически всем. К ним ...

§ В наблюдаемом эпизоде Ольга выражает разные эмоции, в основном используя мимику. Взгляд и жесты присутствуют, однако, они менее выразительны.

 

1.4.2. Характер эмоциональной вовлеченности во взаимодействие с партнером.

§ Ольга вовлекает мужа в общение в ребенком. Во время разговора она один раз не обратила внимания на его взгляд, обращенный к ней, но в другой раз она ответила ему. В целом, наблюдается ее положительное эмоциональное отношение к мужу.

 

1.4.3. Эмоциональная вовлеченность матери в процесс общения с ребенком.

 

А) Эмоциональная реакция матери на проявления ребенка: наличие эмоциональной реакции, позитивные и негативные реакции; реакции на проявления, доставляющие дискомфорт.

§ Ольга положительно относится к ребенку, готова принять любой пол ребенка, говорит о «полной гармонии» между ней и ребенком. При этом она не различает реакции, доставляющие дискомофорт и слабо разделяет свои и его эмоции.

Б) Характер эмоционального отношения к ребенку:

То, что Ольга говорит о ребенке и то, как она это говорит, свидетельствует о ее положительном эмоциональном отношении к ребенку.

В) Изменения в трех триместрах беременности. Возможно, в начале отношение Ольги и было нейтральным, но в настоящий момент оно является положительным.

 

Г) Когнитивный уровень.

§ У Ольги хорошие интеллектуальные способности.

§ Недостаточно сведений.

§ Ольга мотивирована на учебу и, по складу своей личности, будет относиться к учебе ответственно.

§ Выраженной динамики в знаниях Ольги о ребенке не отмечено до прихода на занятия.

Г) Становление ценностно-смыслового блока отцовской сферы отмечается.

 

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

2.3.2. Характеристика эмоционально-потребностного блока отцовской сферы.

А) Наличие потребности в заботе и охране:а)по отношению к жене выражена слабо, б)по отношению к ребенку в данном эпизоде ее наличие вызывает сомнение, поскольку по отношению к ребенку не употребляется уменьшительно-ласкательный суффикс, движения малыша характеризуются термином «буйствовал».

Б) Потребность во взаимодействии с ребенком присутствует, хотя без собственной инициативы.

В) Потребность в отцовствескорее присутствует. Так, у Ильи вызвало оживление упоминание жены об особой реакции ребенка на папу.

Г) Изменения в трех триместрах беременности выражены слабо.

2.3.3. Личностная зрелость. Определенные черты инфантильности присутствуют в данном эпизоде. Илья не проявляет самостоятельности в общении с ребенком, не встает в родительскую позицию, давая характеристику ребенка. Он не отреагировал на потребность жены в поддержке во время ее рассказа о концерте. Однако нельзя судить в целом о зрелости на основании только этих эпизодов.

Эмоциональный ресурс.

2.4.1. Характеристики эмоциональной сферы отца. В данном эпизоде Илья проявил себя более эмоционально, чем Ольга. Основное экспрессивное средство, которым он пользуется – улыбка. Последняя может сочетаться со взглядом, отведенным в сторону.

 

2.4.2. Эмоциональное отношение к беременной женеположительное.

Складывается впечатление, что положительным оно было с самого начала и существенных изменений не претерпело.

 

2.4.3. Эмоциональное отношения к ребенку положительное. Илья улыбался во время рассказа жены. Радовался реакции малыша на свою руку. Смотрел на живот беременной жены. Качественных скачков в течении трех триместров не отмечено.

В) Когнитивный уровень.

Знаний о развитии ребенка, скорее всего, недостаточно. По другим показателям информации недостаточно.

Г) Операциональный уровень.

Недостаточно информации.

Д) Психофизический уровень – владение навыками саморегуляции. Недостаточно информации.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Анализ взаимодействия в паре.

3.1. Гармоничность пары во внешнем облике, в одежде.Оба одеты в удобную одежду, сходную по цветовой гамме: черно-белая.

3.2. Характеристика невербальных компонентов коммуникации в паре.Сидят близко, соприкасаясь плечами. Короткий контакт глазами имел место один раз. В нескольких случаях взгляды оставались без ответа. Наблюдаются синхронные проявления мимики: например, улыбаются одновременно, например, при рассказе о реакциях ребенка, при этом могут не смотреть друг на друга.

Распределение ролей и характеристика взаимодействия в паре на основе наблюдения и рассказов мамы и папы.

Похоже, что Ольга является лидером в паре. Илья не идет в своих действиях дальше того, что ему предлагает Ольга. Однако Ольга не стремится подавлять. У пары есть взаимопонимание, они разделяют положительные эмоции друг друга, умеют вместе радоваться.

Выводы по психологической готовности будущих родителей к воспитанию детей. Прогноз родительско-детских отношений после рождения ребенка.

У Ольги и Ильи присутствуют потребность и ценность ребенка, формируется потребность в родительстве. В паре присутствует взаимодействие и взаимопонимание. Возможно, у Ильи более сильный эмоциональный ресурс, и он сможет его реализовать в общении с ребенком. В целом, прогноз скорее в пользуадекватного стиля, гармоничного типа отношений с ребенком после рождения. Однако, низкая субъективизация и наличие конкурирующих ценностей у мамы могут создать условия и для делегирования ею полномочий по воспитанию ребенка и выраженности эмоционального игнорирования.

План психокоррекционной работы.

В работе с этой парой следует, в первую очередь, развивать чувствительность и респонсивность по отношению к ребенку. Помочь им увидеть индивидуальные черты малыша, научиться различать его состояния, отличные от маминых, и не соответствующие папиным желаниям, то есть повысить субъективизацию. Научить гармонично и дополнительно применять ресурсы мамы и папы в воспитании ребенка. А также дать адекватную информацию о развитии ребенка и его потребностях, способствовать формированию навыков ухода за малышом.

13 стр., 6468 слов

Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений

Содержание Введение 1. Научно-теоретические подходы к изучению стилей семейного воспитания 1.1 Феноменология детско-родительских отношений 1.2 Классификация стилей семейного воспитания 2. Стили воспитания и их отражение на развитие ребенка 2.1 Личность ребенка и его воспитание в семье 2.2 Влияние стилей семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка Резюме Литература Введение ...