ВНУТРЕННЯЯ МАТЕРИНСКАЯ ПОЗИЦИЯ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН — ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Айвазян Е.Б.
Альманах
Института Коррекционной Педагогики РАО.
10/2007
Адрес в интернет:
Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности
Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина
Институт коррекционной педагогики РАО
К детям с отклонениями в развитии относят: умственно отсталых, глухих,
слабослышащих, позднооглохших; слепых и слабовидящих; детей с тяжелыми
речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой
психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой
сферы (ранний детский аутизм), множественными нарушениями.
Почему так важно обеспечить детям с нарушениями в развитии доступ к
специальному, особым образом организованному и построенному, образованию?
Дело в том, что ребенок с отклонениями в развитии — это ребенок, у
которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями,
есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно
только в условиях специального обучения.
Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую,
психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь
индивидуализированную. Однако если необходимость реабилитации средствами
медицины осознается всеми, то роль и место реабилитации средствами
образования понимается не столь единодушно.
В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально
созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и
научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях
семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные
отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и
культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается
связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на
самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый
носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...
нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально
развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально
организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей
обучения.
По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать
традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом
возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации — является
метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в
развитии как основной причине детской дефективности — «Физический дефект
вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху,
когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо
разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа
сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически
телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать
такого ребенка — это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый
и больной орган» (Л.С.Выготский, 1995).
Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами
образования, но не массового, а специально организованного, особым образом
построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех
образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными
способами.
Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через
образование является понятие «особые образовательные потребности».
Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации «социального
вывиха», попытаемся определить смысл термина «Ребенок с особыми
образовательными потребностями», т.е. определить, в чем именно нуждается
такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы:
первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;
специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного
нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если
нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни
ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы
жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного
нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение
ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование
целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым
потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;
в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на
решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в
содержании образования нормально развивающегося сверстника.
Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по
Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей ...
... обучению -- это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность. Уровень развития общения дошкольников со взрослыми определяет становление и умственных и волевых способностей детей. ... ошибок. 2. Психологическая готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи Переход к начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья ...
обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной
речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по
развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном
курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения,
интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе
обучения — социально-бытовая ориентация; дети с различными нарушениями
нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального
развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного
поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;
строились «обходные пути» обучения, использовались специфические
средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании.
Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей
дошкольного возраста грамоте является одним из «обходных путей»
формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей
применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной
речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на
первых годах школьного обучения и др.;
регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы
обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;
пространственная и временная организация образовательной среды
соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются
в особом структурировании жизненного и образовательного пространства,
облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего
возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;
все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в
решении особых образовательных задач и за пределами образовательного
учреждения, и их усилия были скоординированы;
реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного
обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в
реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя
с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;
процесс реабилитации средствами образования осуществлялся
квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и
коррекционных задач обучения.
Отечественная дефектологическая наука внесла весомый вклад в изучение
особых образовательных потребностей разных категорий детей. Разработка
особых образовательных пространств, типов специальных образовательных
учреждений, специальных педагогических технологий, направленных на
преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии у разных
категорий детей обеспечили возможность создания отечественной ССО,
достижения которой признаны в мире.
Отечественная практика специального обучения не раз убедительно
демонстрировала, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация
Формирование готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет
... экспериментального исследования: дошкольное образовательное учреждение детский сад №285, Красноармейский район, г. Волгоград. Глава 1. Проблема формирования готовности детей к обучению в школе ... явлениями; - логическое запоминание; - сенсомоторная координация; - умение воспроизводить образец; - развитие тонких движений руки. Об эмоциональной зрелости говорят: - уменьшение импульсивных реакций; - ...
средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших
отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже
имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной
недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня
общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых
образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его
психического здоровья и развития.
Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые
дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально
развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут
быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е
полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду
невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного
взаимодействия учреждений массового и специального образования.
©2000-2007 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права
защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с
законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Издание зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовой информации как ЭЛ №77-6272