Введение
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляется вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный, жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относиться к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатляются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы , какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы которым они подчиняются.
Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления- это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания материала. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как проникает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г. Э. Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведение следов памяти у человека.
Основные требования к методическим материалам, применяемым в психодиагностике
... – с.33-40. Основные требования к методическим материалам, применяемым в психодиагностике. 1. Требования у стимульному материалу: стандартность, половое и возрастное соответствие, ... педагогического исследования. 1. Уровни регуляции деятельности психолога-диагноста. 2. Основные этические принципы психодиагностики: ответственность, конфиденциальность, компетентность, благополучие респондента, ...
На первых порах исследовались в основном процессы памяти у человека, сводясь скорее к изучению специальной сознательной, мнемической деятельности, чем к широкому анализу естественных механизмов запечатление следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. С развитием объективного исследования поведения животного, область изучения памяти была существенно расширена . В конце 19-го и в начале 20-го веков появились исследования известного американского психолога Торнайка, который впервые сделал предметом изучения формулирования навыков у животного, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии 20-го века исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процессов “ учения “ у животных составляли основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.
Исследования высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку применять известные приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого, лишь описывались философами, которые противопоставляли их естественным формам памяти и считали проявлением высшей сознательной памяти. Однако эти указания философов-идеалистов не стали предметом специального и строго научного исследования, и психологи либо говорили о той роли, которую играют в запоминании ассоциации, либо указывали на то, что законы запоминания мыслей существенно отличаются от элементарных законов запоминания. Вопрос о происхождении и тем более о развитии высших форм памяти у человека почти совсем не ставился.
Психологическая природа памяти
1.1 Психологические аспекты памяти
Когда мы говорим о памяти в общеупотребительном смысле слова, мы имеем в виду два совершенно разных процесса. Еще прежняя психология различала два рода памяти механическую и логическую, или ассоциативную. Под механической памятью разумелась способность организма сохранять след многократно повторенных реакций, производить соответствующие изменения в нервных путях. Этот процесс психологи совершенно правильно употребляли дорожной колее и говорили о проторении путей как об основе для накопления индивидуального опыта. Вся та сумма личных навыков, которой мы располагаем, представляет из себя, не что иное как результат такого проторения. Многократно повторенное движение как бы оставляет в нервной системе и облегчает прохождение теми же путями для новых возбуждений.
Память как психический познавательный процесс
... следующие задачи: - дать общую характеристику памяти; - проанализировать основные виды памяти; - рассмотреть основные процессы и механизмы памяти; - выявить особенности мнестических процессов. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ Любое переживание, впечатление или движение оставляют ...
Значение этого проторения нервных путей легче всего установить путем простейшего опыта на хроноскопе т. е. особых часах, употребляющихся в психологии для измерения скорости реакций, дающих точность до 0,001 доли секунды. Попробуем измерить время, которое потребно на то, чтобы реагировать на какую-нибудь цифру, следующую вслед за ней.
Например; испытуемому демонстрируется 17, требуется назвать 18. Затем ставим опыт так, что испытуемый на предъявленную цифру должен реагировать называнием не последующей, а предшествующей, т. е. назвать 16. При этом оказывается, что в первом случае времени на реакцию потребовалось в 2 раза меньше, чем во втором.
Это объясняется тем, что реакция в прямом порядке привычнее для организма и совершается по проторенным путям, в то время, как реагирование в обратном порядке менее привычно для нервной системы и совершается более затрудненно, а объективным показателем затрудненности становится увеличение времени протекания реакции.
Другая форма памяти так называемая ассоциативная память. Учение об ассоциациях долгое время составляло основу психологии, и многие психологи называли ассоциацией всякую связь или сочетание реакций. Но при этом имелась в виду всегда только ассоциация представлений.
Между тем с таким же правом мы могли бы говорить и об ассоциациях решительно всяких движений. И так под ассоциацией мы будем понимать такую связь реакций, при которой наступление одной из них непременно влечет за собой появление и другой. В самой простой форме учение об ассоциациях превосходило учение об условных рефлексах, которые в сущности, являются частным случаем и разновидностью ассоциаций.
Правильно было бы рассматривать условный рефлекс как случай неполной ассоциацией, когда связь замыкается полностью не между двумя реакциями, а между раздражителем одной и ответной частью другой ассоциаций: по сходству, по смежности и по контрасту.
Надобности в подобных различиях нет, так как они выражают скорее логическую разницу в ходе нашего мышления, чем психологическую особенность каждого процесса. Таким образом прежняя психология знала, что все богатство личного поведения возникает из опыта чрезвычайно интересны психологические опыты по сравнению обоих родов памяти для выяснения того, который из них является более нужным и полезным.
1.2. Сущность процессов памяти.
То, что обычно мы называем памятью, вовсе не представляет собой чего-либо однородного, но на самом деле заключается в себе ряд сложных моментов. Прежняя психология насчитывала четыре таких момента, называя первым само закрепление реакции, то есть наличие первого следа от данного раздражения. Этот момент присущ, вероятно, всем решительно раздражителям, которые проходят через наш мозг.
Второй момент процесса памяти заключается в том, что по известному сигналу испытуемый производит заученное движение или произносит нужное слово. Так если испытуемый произносит несколько раз стихотворение, держа перед глазами книжку, то моментом воспроизведения реакций мы будем называть тот, когда эти реакции сумеют у него возникать без наличия соответствующих раздражителей, то есть когда стихотворение сможет быть произнесено без наличия книги. Но мы прекрасно знаем, что никакая реакция без наличия раздражителей невозможна, следовательно, и воспроизведение которое означает в сущности реакцию, всегда для своего возникновения нуждается в известных раздражителях. Каковы же будут эти раздражители в данном случае? Все дело сводится, очевидно, к тому, что процесс воспроизведения реакции в качестве своего основного толчка подчиняется внутреннему раздражителю. Затем все части воспроизводимых реакций связываются между собой так, что ответ на одну реакцию служит раздражителем для следующей. Это чрезвычайно легко видеть на простейшем примере, когда, забыв какую-нибудь строчку, мы начинаем читать стихотворение с самого начала, и тогда предшествующая строчка сама вызывает не достающую. Таким образом, второй момент сводится к установлению связей между внутренним раздражителем и данной группой, реакций, с одной стороны, и между отдельными членами группы, с другой.
Диагностика ведущего типа памяти у детей младшего школьного возраста
... то материал, действительно забывается через короткое время. Если же при запоминании стоит цель запомнить на длительный срок, то материал запоминается и сохраняется значительно дольше. ... целью «сдать», действительно очень скоро оказывается забытым. Воспроизведение – это вид памяти, предполагающий восстановление и репродукцию прошлого опыта и построение соответствующих ему представлений. Но ...
Третий момент в процессе памяти так называемый момент узнавания, который сводится к тому, что воспроизведенная реакция осознается нами как уже бывшая. В данном случае речь идет о том, что к воспроизведенной реакции присоединяется новая реакция, которая как бы отождествляет воспроизведенную реакцию с бывшей прежней.
Наконец, на четвертом месте должен быть поставлен последний момент, в сущности представляющий собой опять совершенно новую реакцию – момент локализации, то есть нахождение места и времени и той связи обстоятельства, в которых проявилась данная реакция. Нам должно быть совершенно понятно, почему каждый из этих моментов может существовать совершенно раздельно, без остальных. Причиной этого является то, что перед нами совершенно разные роды деятельности памяти.
1.3 Характеристика процессов памяти.
Запоминание. Первоначальная форма запоминания- так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, то есть запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и так далее, хотя не все они запоминаются одинаково хорошо.
Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека, все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему. От произвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить то, что намечено, и использовано. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, заполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, то есть многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и так далее. Поставленная цель – запомнить, играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания.
Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...
... ряд. Как только схватывается смысл того, что подлежит запоминанию, легко воспроизвести в памяти то, что надлежало запомнить. Таким образом, смысловые связи могут быть присоединены к ... человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями. Что же такое память? Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным ...
Исследование П. И. Зинченко в этом плане убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта , не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса, непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация, оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача, картинки запомнить.
Посвященное той же проблеме исследование А. А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем намеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запомнить прочнее, чем то, что они старались запомнить специально. Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание, то есть, по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.
Одной из основных задач психологической науки с самого начала было измерить доступный человеку объем памяти, быстроту, с которой он может запомнить материал, и время, в течение которого он может удерживать материал. Эта задача не является простой. Измеряя память, необходимо принять все меры, чтобы объем материала, который запоминают испытуемые, не был уложен в определенные смысловые структуры. Задача измерения объема памяти в ее наиболее чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагал испытуемому ряд бессмысленных слогов, которые давали наименьшие возможности для осмысления. Предлагая испытуемому запомнить 10 –12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда, Эббингауз принял это число за объем “ чистой ” памяти. Первым и главным результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека. Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5 –7 отдельных элементов, это число значительно колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4 –5 изолированных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7 –8 изолированных и бессмысленных элементов. В целом необходимо отметить, что как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий.
2. Индивидуальные особенности памяти.
Закрепление и воспроизведение реакций, как и все остальные формы поведения, не представляют собой постоянную величину, но сильно колеблются в зависимости от возраста, пола и индивидуальности. В частности, память принято различать со стороны быстроты и прочности запоминания. Джейм сравнивает в этом отношении память различных людей с воском и желе, так как и там и здесь благодаря пластичности вещества легко и быстро получается нужный отпечаток, но если воск не удерживает, с желе он быстро исчезает. Далее, память варьирует в смысле объема, то есть количества закрепленных реакций, длительности того срока, в течение которого сохраняется закрепленная реакция, точности и так далее. Все эти стороны имеют при различного рода закреплениях далеко не одинаковую важность. Иной раз нам важно получить продолжительное, но не особенно точное запоминание, другой раз, напротив, необходимо иметь наиболее точное, но не особенно длительное запоминание. Для педагога важно всякий раз отдавать себе отчет в том, какое именно запоминание он рассчитывает получить на этот раз, потому что, как мы увидим ниже, от этого зависят характер и результаты запоминания. У детей память развивается не сразу, и в первой стадии ребенок является, по выражению Штерна, существом настоящего времени. Несколько позже память начинает развиваться у детей, но все же непосредственная память у детей слабее, чем у взрослых. Эббингауз проделавший экспериментальное исследование памяти при помощи заучивания бессмысленных слогов, нашел, что в 8 –10 лет дети способны воспроизвести в полтора раза меньше слогов непосредственно после заучивания, чем люди в 18 –20 лет. Такие же результаты получил Бине, исследуя память трех классов школы.
Процессы и виды памяти. Память как деятельность
... затруднениями в деятельности. o незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не ... – не точная копия того, что было запечатлено в памяти. Преобразование+перестройка информации по зависимости от задачи деят-ти, понимания предмета, значимости для субъекта. ...
Младший класс дал 75% ошибочных ответов, средний 69% и старший 50%.
Согласно всем данным, следует думать, что память растет и развивается в детском возрасте, доходя до высшей точки, по Лейману, в 25 лет, но после начинает медленно понижаться.
2.1 Психологическая характеристика видов памяти.
В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются критериям:
по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно –логическую,
по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную,
по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами.
Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и так далее.
Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде,“ золотые ручки .“
Эмоциональная память – память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляется наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет в жизни и деятельности каждого человека. Сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги, основана на эмоциональной памяти.
Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его ...
... запомнить материал 6)Особенности материала 7)Возрастные особенности. Опыт мнемической деятельности; стратегии мнемической деятельности. 8)Осознание своеобразия материала и предъявленных требований. Характеристика рабочей памяти. Основные ... а картинки практически не запоминались (рис. 18). Показатели запоминания представляют собой среднее арифметическое от количества правильно названных ...
Образная память –память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она обладает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами.
Содержанием словесно –логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно –логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Существует, однако, и такое деление на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные степени развития памяти.
Каждый знает, что огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий, формируется основная и по их объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.
Существует еще одна теория видов памяти.
Вот что Рубинштейн рассматривал под видами памяти, он считал , что виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится. Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержанием сознания, к мыслям и чувствам. В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающаяся в навыках и привычках, образную память (зрительная, слуховая, осязательная и так далее), память на мысли (логическая) и память на чувства (афферентная ).
Бихевиористы в соответствии со своей установкой, выключающей изучение сознания, сводят проблему памяти исключительно к проблеме навыка. Изучение навыков стало поэтому их центральной проблемой. Такое сведение, однако, невозможно. Оно проходит мимо того, что является самым специфическим в человеческой памяти.
С другой стороны, А. Бергсон резко разъединил и противопоставил память движений и память представлений как “ память тела “ и “ память духа “.
Такой надрыв между ними совершенно ложен. Он отражает дуализм Бергсона, для которого тело, и в частности мозг, есть аппарат, передающий лишь двигательные импульсы. В действительности же оба вида памяти хотя и не тождественны но тесно связаны между собой.
Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминание в этом плане различаются механическое и смысловое запоминание.
Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников ...
... а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Главная мысль - при запоминании, и при воспроизведенении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не ... ими непроизвольно, тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности дошкольников [22]. Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика ...
2.2 Типология видов памяти.
Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей. Для индивидуализированного учета особенностей процессов сохранения и воспроизведение конкретного человека, недостаточно, поэтому констатировать, что у него вообще хорошая или плохая память. Существенно знать ее специфические качества и особенности. Первая дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие – слуховые, третьи –двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в запоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ, у другого – такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления, у третьего- двигательные, текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдается смешанные, зрительно – слуховой типы памяти.
У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно –двигательный при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с ярко выраженным зрительным типом запоминания словесного материала, который иногда приближается к “ эйдетическому “ типу памяти.
Далее память у людей различается:
по быстроте запоминания,
по его прочности или длительности,
по количеству или объему запоминаемого материала,
по точности.
В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.
Наконец, нужно различать более непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому, тип памяти (как, например, у Фрейда.) и более опосредованный, основанный на хорошей организации навыков умственной работы. Первый по большей части ярче, второй прочнее. Первый по преимуществу образный, второй – речевой.
Говоря о типах памяти, необходимо иметь ввиду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и так далее.), зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной легкости к тому, что подлежит запоминанию.
2.3 Основные психологические особенности памяти.
Психологическое изучение механизмов памяти хронологически старше других. Самое большое распределение получили ассоциативные теории памяти. Предметы и явления действительности запечатляются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова “ группами или рядами “. Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других, что обуславливает реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведение. В психологии эти связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно – временных отношением предметов и явлений, другие отражают их сходство, третьи –противоположность, четвертые – причинно – следственные отношения.
Используя закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические ...
... ]. Они определяют успех индивида в различных видах деятельности (умственные способности, тон-кость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и пр.) и проявляются в общей ... приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности [2]. По мнению Б.М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ...
Важнейшая роль ассоциаций в процессах памяти была отмечена еще Аристотелем. В 18 –19 веках учение об ассоциации лежало в основе так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Юм, Д. Джеймс, Спенсер).
Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По Павлову ассоциации – не что иное как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.
Нейронные и биохимические теории памяти.
Человеческий мозг во многом продолжает оставаться тайной. Его строение чрезвычайно сложно. Как же происходит приобретение новых знаний? Вероятно, оно должно сопровождаться какими-то структурными или химическими изменениями в мозгу. Существует немало популярных теорий, но все они носят умозрительный характер. Наука еще очень далека от того, чтобы дать действительно точное и исчерпывающее описания способа, каким нервная система накапливает информацию. Но эти теории являются полезными вехами на пути к пониманию системы памяти. Существует почти полное единодушие относительно того, что постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в мозгу. Практически все согласны с тем, что запоминание осуществляется посредством электрической активности, то есть химические или структурные изменения в мозге должны каким-то образом влиять на электрическую активность.
Пределы развития возможности памяти человека.
Естественно возникает вопрос: можно ли улучшить природу и силу человеческой памяти посредством воспитательного воздействия?
Так как в основе памяти лежит известная пластичность нашего нервного вещества, то само собой разумеется, что природные силы памяти не могут быть увеличены или уменьшены никакими другими средствами, кроме тех, которые непосредственно ведут к расслаблению и восстановлению нервной системы. Сильное малокровие, наличие в организме ядов, общая расслабленность нервной системы связываются конечно, с ослаблением памяти. И всякое питание, усиление и укрепление нервной системы восстанавливают память. Поэтому Джеймс считает несомненным тот факт, что природные качества нашей памяти не могут быть улучшены никакими упражнениями. Однако запоминание может легко быть улучшено при помощи упражнений и воспитания. Мейман нашел, что его испытуемый в результате нескольких недель упражнений сократил время для заучивания бессмысленных слогов, сократил время для заучивания 12 слогов с 56 повторений до 25 и с другой 18 до 6. Запоминание есть деятельность, и, как таковая, она может быть улучшена при помощи упражнений. Могут быть выработаны специальные навыки и умения – запомнить. И первый эффект воспитания памяти заключается именно в улучшении запоминании. Далее, память в специальных отношениях может быть всегда улучшена и усиленна, хотя это и не означает повышение природной способности памяти. Мы помним, что психологически память означает связь, устанавливающую между одной и другой реакцией. Чем большим количеством ассоциаций мы располагаем, тем легче устанавливается новая ассоциация и, следовательно, повышается качество нашей специальной памяти. Надо отметить, то, что прежде называлась памятью, представляет из себя сложную и комбинированную форму поведения, начиная с простой реакции и кончая сложными мыслительными рефлексами. В зависимости от этого путем специальных упражнений могут быть улучшены как отдельные стороны поведения так и самые главные взаимные соединения его различных частей.
Согласно другой точке зрения память может быть результатом возникновения новых синапсов. Это означает, что всякий раз при заучивании нового материала в мозгу возникают физические изменения.
Но микроскопической техникой эти изменения обнаружить не удается, в частности в следствии исключительной трудности наблюдения живых нервных клеток под микроскопом. Как бы ни происходило дело, ясно одно, что именно синапс является тем местом, где происходят перестройки.
Другая гипотеза заключается в следующем: если память кодируется химически, то обе половины сохраняют задачу в памяти, если запоминание хранится в нервных связях – головных ганглиях, то животное, регенерировавшее из хвостовой части, не будет обладать соответствующими навыками. Под действием электрического тока планария рефлекторно сокращается .Если сочетать удар электрического тока с яркой вспышкой света, то животное начинает сокращаться, даже если вспышка не сопровождается электрическим раздражителем. Результат проверки показал, что после перерезания и регенерирования обе половины: «помнят задачу». Это результат поразителен. Ведь если система памяти является результатом электрической активности, то, следовательно, мы имеем дело с нервными цепями, способно, что электрический импульс, переданный нейроном, проходит от тела клетки через аксон к телу следующей. Место, аксон соприкасается со следующей клеткой, называется синапсом. На отдельном клеточном теле могут находиться тысячи синапсов. Существуют два основных вида синапсов, возбудительные и тормозные.
На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, и на уровне тормозного она блокируется.
Для того, чтобы произошел разряд нейрона, может потребоваться довольно большое число импульсов, одного импульса, как правило, недостаточно. Но для простаты анализа представим, что единственный нервный импульс, поступающий на возбудительный синапс, может вызвать ответ новой клетке. Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией . Существуют две гипотезы. Первая предполагает, что долговременная память заключена в структуре белковых молекул в каждом синапсе. И нервная информация переходит через синаптическую щель химическим путем.
2.5. Расстройства памяти.
Исследование патологии памяти важны в теоретическом отношение, так как они позволяют выявить, какие структуры, факторы участвуют в протекании мнемической деятельности, и сопоставить данные о нарушенных звеньях мнемической деятельности с разработанной отечественными психологами системой взглядов на формулирование процессов памяти. На самом деле, в основе нарушений памяти лежат различные факторы, которые должны быть подвергнуты психологическому анализу.
Психологические состояния мозга очень часто сопровождаются нарушением памяти. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при которых относительно хорошей остается память на события прошлого. Такие больные могут правильно называть события из своего детства, школьной жизни, даты общественной жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня, посетили ли они родственников, беседовал ли с ним сегодня врач и так далее. Ряд экспериментальных данных свидетельствуют о том, что в этом случае речь идет о нарушении воспроизведении.
Расстройства памяти распространяется часто не только не текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, то есть они дезориентированы во времени и пространстве. У таких больных нарушения памяти часто носят прогрессирующий характер: с начало снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последующих лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдельное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного.
В других случаях память может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Такие больные в течение какого –то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать. Если человеку с таким нарушением памяти предложить запомнить 10 слов, то после второго или третьего предъявления он будет помнить 6 – 7 слов, после пятого лишь три слова, а после шестого опять шесть, восемь слов.
Исследования, проведенные за последние десятилетия, позволили ближе подойти к характеристике тех нарушений памяти, которые возникают при обще мозговых нарушениях психической деятельности.
Если эти нарушения вызывают слабость и нестойкость возбуждения в коре головного мозга, нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднении заучивания и легкой тормозимости следов интерферирующими воздействиями.
Интересно, что в случаях умственной отсталости нарушения логической памяти могут иметь место на фоне хорошо сохраненной механической памяти, которая в отдельных случаях может быть удовлетворительной по своему объему.
Исследования нарушений памяти имеют большое значение не только для уточнения симптомов мозговых заболеваний и их диагностики.
Заключение
Делая вывод по этой теме, а именно по теме Основные виды памяти и их характеристика, можно выделить главное это то, что человеческая память- это не просто какая-то единая функция. В ней участвуют много различных процессов. Вот, например, П. Линдсей и Д. Норман считают, что существует три различных типа памяти, или три ее системы, первая – как непосредственный отпечаток сенсорной информации, вторая – кратковременная память, и наконец третья – долговременная память. Также по мимо зарубежных
психологов, большой вклад внесли отечественные психологи. Например, Л. С. Выготский выдающийся отечественный психолог, который в конце 20-го века впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связались с процессами мышления, были существенно доказаны отечественными исследователями, которые обратили внимание на законы, лежащие в основе непроизвольного запоминания, и детально описали формы организации запоминаемого материала, который происходят в процессе сознательного, осмысленного заучивания. Именно исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделяли основные приемы запоминания сложного материала.
Вот что я могу рассказать об особенностях памяти, ее характеристике и видах.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Общая психология. – СПб., 2000. – 000с.
2. Рогов. Курс лекций. 2000 г
3. Рубинштейн. Основы общей психологии 2000 г
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ping.alfaspace.net