Форма ТК-2
СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ
Филиал _Камышинский__________________________________
Курсовая работа
по дисциплине _Психология развития и возрастная психология
Тема: ___Основные новообразования личности дошкольника_
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Выполнил студент: _Щукина Евгения Александровна______
фамилия, имя, отчество
№ контракта _10900070702004_____
Направление _Психология_________
№ группы _ОП – 70901_________
Подпись студента __________ Дата сдачи работы «___» __________ 200__ г.
Нормоконтролер __________________________ _______________
ф.и.о. подпись
«___» __________ 200__ г.
Работа принята для передачи на аттестацию _________________ ________________ ф.и.о. ответственного лица, должность подпись
«___» __________ 200__ г.
Оценка _______________ Преподаватель-экзаменатор АЦ _______________ ____________
ф.и.о подпись
Формирование творческих способностей в процессе внеурочных работ ...
... Направление и виды деятельности во внеурочной работе.…………………………………………………………………….............26 2.3 Формы внеурочной работы по общеэстетическому направлению……………………………………………………………………..30 Глава 3. Обобщение опыта формирования творческих способностей в процессе внеурочной работы ... на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. ............. Заключение Изучив ...
«___» __________ 200__ г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Учение как ведущая деятельность дошкольника……………………………5
1.1 Развитие восприятия и внимания у детей дошкольного возраста…………6
1.2 Развитие памяти и мышления в дошкольном возрасте…………………….8
2 Основные новообразования личности дошкольника……………………….11
3 Особенности психического развития в дошкольном возрасте…………….16
3.1 Взгляды Л.С. Выготского и Ж. Пиаже на психическое развитие дошкольников…………………………………………………………………….16
3.2 Психическое развитие и диагностика детей в дошкольном возрасте…….19
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий…………………………………………………………………………25
Список используемых источников………………………………………………27
Приложение ………………………………………………………………………28
Введение
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...
... в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект - исследования личности дошкольника. Предмет- игра - как средство развития личности дошкольника. ... педагогическому руководству игрой в дошкольном возрасте, недостаточно внимания уделяется организации игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. В наше время игры ...
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых — несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений нынешним социально-экономическим условиям реформирования общества, породившим новый социальный заказ по отношению к различным уровням образования: необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.
С позиций данных требований одним из наиболее актуальных направлений поисков как методической науки, так и всего педагогического процесса современного дошкольного учения, выступает потребность в развитии познавательной активности формирующейся личности, потому что именно в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, творчества.
Целью данной работы является изучение особенностей развития детей в дошкольном возрасте.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
1. Исследовать новообразования и изменения в психике дошкольника.
2. Изучить особенности психологического развития личности в дошкольном возрасте.
3. Изучить условия формирования психологической готовности ребенка к учению.
1 Учение как ведущая деятельность дошкольника
Дошкольный возраст — самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования. Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической жизни детей этого возраста, обладает разной степенью привлекательности для ученых, в связи с чем дошкольный возраст исследован крайне неравномерно. Наименее изученным он остается со стороны процессов, интегрирующихся по его завершении в личностном новообразовании кризиса семи лет.
В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения. Складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребенка превращается из полевого в волевое. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве усложняется и дифференцируется. В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте. Для детей этого возраста наиболее характерна игровая и продуктивная деятельность. Среди игр дошкольного возраста выделяются ролевая, режиссерская, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте возникает элементы учебной деятельности.
Периоды развития теории управления
... и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов ... консультации и контроль) и дает возможность линейному руководителю сконцентрироваться на текущую деятельность. Недостатки: численность и сложность связей возрастает, растут управленческие расходы, снижается оперативность ...
Чтобы успешно учиться, ребенку нужны определенные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий).
Различают специфические навыки и умения, необходимые на определенных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения развиваются позже, но предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них наибольшее значение для предстоящей учебной деятельности имеют следующие умения:
— принимать учебную задачу и следовать правилам;
— осуществлять контроль за собственными действиями;
— «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к письму.
Дети 5—6 лет уже обладают достаточно большими возможностями в регуляции своего поведения. Они способны простоять в неподвижной позе «часового» довольно длительное время — до 12 минут. В условиях занятия, близкого к учебному (раскладывать кусочки цветной бумаги по коробкам), дети способны помнить задание взрослого и выполнять его в среднем на протяжении 63 минут, в условиях игры — почти 72 минуты.
Познавательная активность ребенка рассматривается в контексте с познавательной деятельностью и определяется как состояние готовности к познавательной деятельности и порождает ее. Познавательная активность выступает как предпосылка и результат психофизического развития ребенка. В связи с этим возникает необходимость изучения особенностей высших психических процессов дошкольника: восприятия, внимания, памяти, мышления ¹.
1.1 Развитие восприятия и внимания у детей дошкольного возраста
Приобретение детьми знаний, умений, навыков начинается с восприятия. Поэтому, чтобы помочь ребенку добиться успехов в обучении, педагогу необходимо изучить различные стороны его восприятия и обеспечить высокий уровень развития основных видов восприятия и таких его особенностей, как предметность, целостность, константность, осознанность, изобретательность восприятия. Вместе с развитием восприятия совершенствуется память ребенка, которая выражается в ее преднамеренности и произвольности.
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать ...
... Теоретические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом 1.1. Развитие общение детей в старшем дошкольном возрасте Отделение ребенка от взрослого к концу ... ряд выводов исследования: В старшем дошкольном возрасте одной главных особенной развития ребенка является развитие общения детей со взрослыми и сверстниками. Сфера общения и его значимость в ...
__________________
¹ Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой, 2007. С. 31.
Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное. При непроизвольном внимании ваша психическая деятельность совершается как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. По своему происхождению это внимание биологическое. Оно может возникать под влиянием внешних и внутренних факторов. Сильный звук, яркий цвет, острый запах, что-то пульсирующее, движущееся, необычное — это внешние факторы. Чувства, интересы, потребности, являющиеся для вас постоянно или временно значимыми, — факторы внутренние.
В отличие от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребенка только в общении со взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, а затем и тех, которые ставятся им самостоятельно.
Эта способность является ключевой в развитии психики дошкольника. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно «извлекать» из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.
Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности — это и формирование умственных действий контроля.
Произвольное внимание тесным образом связано с речью. В 5 лет ребенок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6 — 7 лет — овладеть умением подчинять свое поведение собственной речевой инструкции.
1.2 Развитие памяти и мышления в дошкольном возрасте
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.
МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
... моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ С МЫШЛЕНИЕМ И ПАМЯТЬЮ 40 39. ...
В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память — это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.
В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.п. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно — логическая память — это память на отдельные слова, понятия, мысли.
По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется еще на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти.
Считается, что пятый год жизни является в среднем началом периода более или менее удовлетворительного запоминания, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь.
К шести годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование — у него развивается произвольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые.
У ребенка 5—7 лет можно и нужно развивать все виды памяти — образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и произвольных форм психики вообще, является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе.
Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы:
1. Обучение умению принимать мнемическую (от греческого «mneme» — память) задачу. Это умение выделять (осознавать) цель запоминания и воспроизведения.
2. Овладение мнемическими приемами, направленными на достижение осознанной цели запоминания и воспроизведения. На этом этапе основное внимание нужно уделить дальнейшему развитию приема «повторения».
Концепции одарённости и её развития
... деятельности (слушание, пение, танцы, музыкальные игры, игра на музыкальных инструментах и др.). Тесная взаимосвязь экспрессивной и музыкальной реакции как характерная особенность детей на ранних этапах психофизического развития. ...
3. Развитие умения контролировать результаты выполнения мнемической задачи, т.е. осуществлять самопроверку.
Основу самопроверки составляет «воспроизводящее повторение», но она не сводится только к нему. Само «воспроизводящее повторение» направлено лишь на то, чтобы лучше запомнить материал ². Самопроверка — это более сложное
__________________
² Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, 2005. С. 241.
действие, включающее «воспроизводящее повторение» плюс сопоставление воспроизведенного материала с самим материалом, который нужно запомнить. По мере овладения приемом «самопроверки» можно стремиться к сокращению количества простых повторений ³. Например, сразу после первого повторения
проводить самопроверку и, в зависимости от ее результатов, осуществлять следующее повторение.
Следует стремиться к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:
1. Познавательны и мотив — желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и птиц, динозавров, космонавтов, растения и т.п.).
2. Перспективный мотив— стремление научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе.
3. Мотив личностного роста — желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые.
4. Деятельностный мотив — желание научиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки.
5. Мотив общения со сверстниками — стремление научиться читать для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.
У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.
__________________
3 Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, 2006. С. 184.
2 Основные новообразования личности дошкольника
Развитие личности донаучн. период
... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...
Дошкольный возраст — самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования. Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической жизни детей этого возраста, обладает разной степенью привлекательности для ученых, в связи, с чем дошкольный возраст исследован крайне неравномерно. Наименее изученным он остается со стороны процессов, интегрирующихся по его завершении в личностном новообразовании кризиса семи лет.
Одну из главных причин этого можно увидеть в том, что существующее в науке многообразие теоретических концепций кризисных фаз детского развития опирается на явно недостаточную экспериментальную базу.
Не отрицая наличия «переходных периодов», «скачков», «переломов в развитии» как особых моментов в психике ребенка, ученые стараются избегать самого термина «кризис» для их обозначения. Последний понимается как тяжело, неверно протекающий перелом в развитии 4. Подобный сдвиг в терминологии, замена термина «кризис» на «перелом», «скачок» приводит к тому, что в отдельных работах критический период оказывается утраченным, поглощенным стабильным периодом, а в других, там, где он преимущественно связывается с негативной симптоматикой в детском поведении, он фиксируется в нетипичных для него возрастах, например в 5,5 лет 5.
Наметившиеся расхождения в позициях исследователей обусловлены слабой теоретической проработкой проблемы кризисов и не разработанностью критериев, по которым можно судить, является ли то или иное проявление психической активности формой существования личностного новообразования или мы имеем
__________________
4 Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование, 2007. С. 95.
5 Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6 — 7 лет, 2005. С. 181.
дело с новообразованием стабильного возраста, возникающим в процессе развития отдельных сторон психики и личности ребенка. Ориентация на «плохое» поведение детей как основной критерий наступления кризисной фазы не является надежным показателем.
Проблема кризисных этапов и центральных новообразований личности, складывающихся в эти периоды, остается в значительной мере открытой.
Личность понимается как «особое сверхчувственное качество», формирующееся при жизни ребенка, как система отношений, общественных по своей природе и обращенных к предметному миру, к другим людям и к себе 6. Линия отношения к себе является определяющей в системе отношений субъекта к миру, задающей смысловые ориентиры жизнедеятельности человека.
Общение со взрослым является ведущим фактором развития ребенка в первые шесть — семь лет его жизни и, в том числе, становления его самосознания и личности. В ходе общения у ребенка складываются образ другого человека и образ самого себя, которые выступают как сложное аффективно-когнитивное образование, отражающее онтогенез самопознания и самооценки ребенка. В образе себя отражается весь опыт индивидуальной деятельности ребенка и его коммуникативный опыт, которые в совокупности определяют содержание психического облика ребенка и целостной системы его отношений к миру, т.е. его личности.
С учетом вышесказанного можно связать содержание развития в критические периоды с кардинальной целостной перестройкой личности ребенка, обнаруживающей себя в специфических возрастных новообразованиях. Их отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в интеграции отношений, конституирующих личность, в усложнении их структуры и приобретении ими все более опосредствованного характера.
Преобразованные отношения задают направление развития всех сфер психической активности ребенка и, прежде всего, процессов его самопознания.
_________________
6 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, 2005. С. 73.
Своеобразие этих процессов на этапе кризиса состоит в том, что они
разворачиваются не во внутреннем плане, как акт самоанализа (интроспекции), а имеют развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления
своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими. Присвоенные точки зрения окружающих на себя как источник успеха или неуспеха в деятельности ложатся в основу отношения ребенка к себе, к своей личности, становятся критериями его конкретной самооценки. Самооценка ребенка, его образ себя выступают той сферой, в которой важно проследить возрастные изменения, объективирующиеся в личностном новообразовании кризиса развития.
В кризисном периоде, когда складывается личностное новообразование, происходит перестройка и взаимопроникновение периферических и ядерных структур образа себя: значимые знания и представления получают выраженную аффективную окраску и включаются в ядро образа; в свою очередь какие-то аспекты отношения к себе, содержащиеся в ядре, становятся незначимыми, теряют аффективную окраску и перемещаются на периферию образа себя. Наиболее значимой для формирования общей самооценки ребенка на определенном возрастном этапе выступает соответствующая ему ведущая деятельность.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Однако, накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских деятельностях: рисовании, конструировании, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности, несомненно, вносит свой вклад в отношении ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие.
Однако остается неясным, как соотносится опыт, приобретаемый ребенком в разных видах дошкольной деятельности с такого рода образом себя, с опытом его игровой активности и с содержанием личностного новообразования кризиса семи лет, в котором объективируются преимущественно социальные параметры личности ребенка.
Ведущее положение игры в становлении отношения ребенка к себе ученым удалось проследить на коротком промежутке времени от 5 до 5,5 лет. Возможно, что лишь на этом этапе игра выполняет функцию ведущей деятельности как фактор выстраивания отношений ребенка с другими, поскольку в остальных возрастах она не связана прямо с отношением ребенка к себе. Вместе с тем сфера социальных отношений детей с окружающими в той или иной мере детерминирует особенности ядерных и периферических структур образа себя на протяжении всего дошкольного детства и к семи становится основным фактором, определяющим отношение ребенка к себе.
Максимально увязанной со школьными типами деятельности оказывается способность ребенка-дошкольника к ролевой форме самоорганизации в осуществлении социальных и в этом смысле субъективно значимых для него задач, условно называемых реальным ролевым поведением. Оно обеспечивает в школьном возрасте не только дальнейшее развитие сферы социального взаимодействия детей с окружающими его взрослыми (учителями) и сверстниками, но и значимо коррелирует с его успеваемостью. Этот результат может свидетельствовать в пользу высказываемого в научной литературе мнения о социальных мотивах как ведущих в начале школьного обучения в отсутствие сформированных учебных мотивов, которые складываются позже и непосредственно в ходе осуществления учебной деятельности 7. Доминирование социальных мотивов в поведении детей, только приступивших к систематическому учению, по всей видимости, является важным условием, обеспечивающим сдвиг мотива «учиться», «ходить в школу», на цель — «знать и уметь по-настоящему», «соответствовать требованиям».
Подтверждением этому отчасти является и отсутствие значимых корреляций между уровнем интеллектуального развития ребенка до школы и его успеваемостью в конце первого года обучения. Можно полагать, что усвоенные до школы знания не обеспечивают сами по себе, вне определенной и, по всей видимости, именно социальной мотивации, успешного овладения школьной программой. И еще одна
__________________
7 Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя, 2005. С. 132.
корреляционная связка показывает значимость социальной сферы активности для его академической успеваемости. В нашем эксперименте общение ребенка со
взрослым в дошкольном детстве оказалось связанным не только с его способностью к ролевым формам поведения, но и с его успешностью в учебе. Социальные когниции детей, т.е. система их представлений об этических и социальных нормах поведения оказалась слабо связанной с социальной сферой их активности в школе, и в то же время она имеет статистически надежную связь со школьной успеваемостью.
Можно выделить высокую прогностичность социального развития детей в определении их готовности к школе. Если вернуться к пониманию реального ролевого поведения как поведенческого коррелята личностного новообразования кризиса семи лет, то, по всей видимости, личностная готовность к школе может быть понята и диагностирована прежде всего как способность детей к ролевой самоорганизации, обусловленной специфическими и преимущественно социальными составляющими их образа себя.
3 Особенности психического развития в дошкольном возрасте
3.1 Взгляды Л.С. Выготского и Ж. Пиаже на психическое развитие дошкольников
Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом. Главными исследователями психического развития детей дошкольного возраста явились Л.С. Выготский и Ж. Пиаже.
Л.С. Выготский, отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывал это с появлением высших психических функций (ВПФ) и развитием знаковой функции сознания. Им была разработана схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.
Эта регуляция связана с опосредованным характером ВПФ, причем опосредуются они знаком или стимулом-средством, который создает дополнительную связь между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной).
В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (например, палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в процессе общения с взрослыми. Таким образом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания, или, как писал Выготский, «каждая высшая психическая функция появляется на сцене дважды; один раз как внешняя, интерпсихическая, а второй — как внутренняя, интрапсихическая» 8.
При этом знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки
__________________
8 Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка, 2005. С. 96
в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, осуществляется становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь, т.е. интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.
Об интериоризации мыслительных операций в дошкольном возрасте писал и Ж. Пиаже, который установил многие основные закономерности развития мышления в этом возрасте: эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. К концу дошкольного возраста у детей появляется обратимость и преодолевается эгоцентризм.
Исследуя эгоцентризм, Пиаже задавал детям простые вопросы, отвечая на которые детям надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Например, он спрашивал ребенка, сколько у него братьев, а услышав ответ: «У меня два брата», задавал ребенку следующий вопрос: «А сколько братьев у твоего старшего брата?» Как правило, дети 3—4 лет терялись и не могли правильно ответить на этот вопрос, отвечая, что у брата только один брат, и забывая при этом себя 9. Более сложным был проведенный им эксперимент с тремя горами разной высоты, на вершинах которых были расположены разные предметы — мельница, дом, дерево и т.п. Детям предъявлялись фотографии, их просили выбрать ту из них, где все три горы видны в маленькие, 3—4-летние дети. После этого с другой стороны макета ставили куклу, и экспериментатор просил ребенка выбрать теперь ту фотографию, которая соответствует позиции куклы. С этим заданием дети уже не могли справиться, причем, как правило, даже 6—7-летние снова выбирали ту фотографию, которая отражала их позицию перед макетом, но не позицию куклы или другого человека. Это и дало возможность Пиаже сделать вывод о трудности
__________________
9 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка, 1994. С. 31.
для ребенка встать на чужую точку зрения, об эгоцентризме детей. Однако, как показали исследования М. Дональдсон, Дж. Брунера и других исследователей, в более знакомых и понятных для детей ситуациях познавательный эгоцентризм преодолевается уже к 5 годам. В этом возрасте многие дети способны понять и чужую позицию, увидеть мир глазами другого человека, например выбрать картинку лабиринта с точки зрения разных игрушек (эксперименты Дональдсон).
Как показали исследования, познавательной децентрации предшествует эмоциональная — т.е. сначала у ребенка появляется способность понять эмоциональное состояние другого человека даже в том случае, если оно диаметрально отличается от его собственного в данный момент. Как правило, эта способность появляется уже к 4,5—5 годам, при этом в проективных интервью (Бреслав) дети дифференцируют свои желания от желаний окружающих (взрослых, сверстников).
Не менее важным является и появление обратимости к концу этого возрастного периода. Изучая операциональную сторону мышления, Пиаже разработал эксперименты для изучения мыслительных операций детей. Необходимо отметить, что фактически Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание именно этой проблеме.
Характеризуя понятие «обратимости мыслительных операций», Пиаже приводил в качестве примера арифметические действия — сложения и вычитания, умножения и деления, которые могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево. Эти исследования привели Пиаже к выводу, что до 7 лет дети находятся на предоперационной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы.
3.2 Психическое развитие и диагностика детей в дошкольном возрасте
При проведении диагностики уровня развития мышления и восприятия в дошкольном возрасте необходимо обращать внимание на характерные ошибки при обследовании предметов, которые заключаются в том, что дети не умеют выделять информативных точек и рассматривают предмет целиком. Поэтому восприятие занимает длительное время, а систематизация образов, необходимая в дальнейшем, затруднена. Низкий уровень развития действия восприятия при обследовании предметов проявляется и в том, что они не интериоризованы, т.е. дети должны обязательно потрогать предметы, приложить их друг к другу. Без этого сформированный образ будет неточным.
Таким образом, при диагностике познавательного развития дошкольников в центре внимания психологов должно быть изучение следующих параметров: уровня интериоризации познавательных процессов и ориентировки, степени обобщения, произвольности и децентарии мыслительных операций.
Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает — если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.
Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе их симпатии. Выделение звезд, предпочитаемых и отверженных детей, также как постоянство статуса ребенка в групповой иерархии, являются важными показателями при диагностике.
В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок более точно представляет себе и свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.
Говоря об агрессивности и тревожности, надо помнить о том, что неправильным является понимание этих качеств только в отрицательном плане. Агрессивность (как и тревожность) сама по себе — качество безоценочное, она может быть и плохой и хорошей. Например, агрессивность помогает человеку настоять на своем, добиться нужных результатов, организовать деятельность и свою, и других. Поэтому это качество является необходимым компонентом лидерства. В то же время агрессивное поведение оценивается как отрицательное, отклоняющееся поведение. При этом различают агрессивное поведение или агрессию (но не агрессивность), которое часто проявляется в конфликтности, в стремлении силой добиться желаемого, даже в жестокости, и агрессию от тревоги, которая является защитной реакцией, но проявляется точно так же в конфликтности, драках, нарушении правил поведения. Тревожность также может стать тревогой, беспокойством, которые отравляют жизнь человека и его близких. Но тревожность может и помогать человеку, улучшая его реакции, повышая наблюдательность, организацию деятельности, способствуя формированию нужных знаний и умений.
При исследовании структуры личности ребенка необходимо помнить и о разнице между индивидуальными особенностями и качествами личности. Если индивидуальные особенности являются врожденными и связаны с определенными свойствами нервной системы, то качества личности формируются при жизни и зависят, таким образом, от социального окружения.
Какие же черты являются врожденными (психодинамическими)? Это импульсивность, которая связана с неумением и нежеланием детей подумать, осознать условия и требования задачи, прежде чем начать ее решать. Импульсивные дети сразу же начинают выполнять задание, часто даже не дослушав инструкцию, не давая себе время сориентироваться в обстановке. Противоположным качеством является рефлексивность, которая выражается в том, что ребенку необходимо время для того, чтобы осмотреться, сориентироваться в ситуации и только после этого он может начать что-то делать.
Важное значение имеет и такое качество, как пластичность, которое связано с быстротой переключения с одной деятельности на другую, переходом от одного настроения к другому. Противоположное качество — ригидность — связано с невозможностью такого быстрого переключения, фиксацией на каком-то настроении или действии. Регидные люди часто не могут начать новое дело до тех пор, пока не закончили старое.
Эмотивность — качество, которое характеризует эмоции человека. Это качество проявляется в пороге эмоциональных реакций (высоких или низких) и форме их выражения (открытой или закрытой).
Таким образом, бывают люди, которым достаточно пустяка для того, чтобы рассмеяться или расплакаться, в то время как других очень трудно рассмешить или расстроить. У некоторых людей их эмоции «написаны на лице», они ясны всем (открытая форма), а другие «закрыты», и никто не догадывается о том, что у них на душе. Особенность эмоционального отношения к людям называется эмпатией. Существуют люди эмпатийные, которые мгновенно определяют эмоциональное состояние окружающих (например, у таких детей очень быстро возникает стойкое эмоциональное отношение к другим людям, как положительное, так и отрицательное).
Неэмпатийные люди, наоборот, могут строить общение на основе разума, и эмоциональное отношение к другим у них возникает после продолжительного знакомства.
К индивидуальным особенностям относятся и такие качества, как открытость или закрытость (экстравертность или интравертность).
Это не значит, что люди рождаются общительными или замкнутыми, эти качества формируются уже в процессе жизни. Но замкнутым, интравертным людям труднее вступать в контакт с незнакомыми, им трудно раскрыться до конца даже с близкими людьми, хотя они могут быть очень общительными, любить компании и интересоваться другими людьми. Точно так же открытые, экстравертные люди могут стать конфликтными, озлобленными, необщительными, но недостаток общения тяготит их.
И, наконец, последнее качество — экстрапунитивность — связано с оценкой сложных ситуаций. Экстрапунитивные люди в случаях затруднений решают положиться на случай, на внешние обстоятельства. Эти же внешние обстоятельства обвиняются в случае неудач. Интрапунитивные люди, наоборот, во всем полагаются только на себя и в случае неудачи обвиняют тоже себя, а не других 10.
Большое значение в процессе становления ребенка личностью имеет семья, люди, которые окружают детей в первые годы жизни и влияют на развитие индивидуального стиля жизни.
Таким образом, сочетание этих индивидуальных качеств, которое является совершенно уникальным у каждого человека, во многом определяет его поведение, общение с другими людьми и отношение к самому себе. Однако эти качества являются только фоном, на котором формируется структура личности.
__________________
10 Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология, 2000. С. 76 – 81.
Заключение
Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), совершенствования основных видов деятельности (труд, игра, учение) или формирования личности по годам жизни малыша очень сложно. Эти изменения заметны не всегда и порой охватывают лишь отдельные стороны общего процесса.
В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения. Складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребенка превращается из полевого в волевое. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве усложняется и дифференцируется. В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте. Для детей этого возраста наиболее характерна игровая и продуктивная деятельность. Среди игр дошкольного возраста выделяются ролевая, режиссерская, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте возникает элементы учебной деятельности.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая. Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанных непосредственно с обслуживанием ребенка. Представления о вещах, их свойствах легко соединяются в сознании ребенка с новыми знаниями о труде взрослых по изготовлению предметов. Дети узнают, что выбор материала, формы и цвета вещи определяется стремлением сделать ее максимально удобной и приятной для окружающих.
Появление таких новообразований, как трудолюбие, внутренняя позиция, адекватная самооценка, являются важными составляющими школьной готовности. В систему готовности входит и сенсомоторная координация (главным образом зрительно-моторная), помогающая ребенку одновременно слушать, смотреть на образец и рисовать или писать. Важным показателем готовности к школе является и распределение и концентрация внимания, произвольность, в том числе и умение подчинять деятельность определенному образцу или правилу, степень обобщенности и интериоризированности познавательных процессов и ориентировки, т.е. те параметры познавательного развития, о которых говорилось выше.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
2 |
3 |
1 |
Новообразования в психологии |
достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям |
1 |
Психика (от греч. psychikos – душевный) |
форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности |
2 |
Дошкольный возраст |
этап психического развития от 3 до 6–7 лет. |
3 |
Развитие игры в дошкольном возрасте |
процесс, в котором игра ребенка приобретает форму социального научения |
4 |
Внимание |
процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач |
5 |
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) |
способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним |
6 |
Ригидность (от лат. rigidus – жесткий, твердый) |
неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями |
7 |
Нейротизм (от греч. neuron – жила, нерв) |
личностная переменная в иерархической модели личности Х. Айзенка |
8 |
Децентрация |
механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной |
9 |
Л.С. Выготский (1896 – 1934) |
отечественный психолог, создатель культурно–исторической концепции развития высших психических функций |
10 |
Пиаже Жан (1896 – 1980) |
швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. Описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного Я, анимизм, артификализм |
Список используемых источников
1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Барташникова И.А., Барташников А.А. Харьков: Изд. Фолио, 2005. С. 311. ISBN 5-7755-0187-1
2. Возрастные возможности усвоения знаний. [Текст]/ Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова М.: Изд. Просвещение, 2006. С. 442. ISBN 5-6508-2911-8
3. Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка. [Текст]/ Выготский Л. С. М., 2005. С. 223. ISBN 5-93158-012-3
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. [Текст]/ Давыдов В.В. М., 2005. С. 158. ISBN 5-89404-001-9
5. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. [Текст]/ Под ред. И.В. Дубровинкой/ М., 2007. С. 320. ISBN 5-3419-8720-3
6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М.: Просвещение, 2005. С. 127.
ISBN 5-93927-045
7. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование. [Текст]/ Кудрявцев В.Т. М., 2007. С. 240. ISBN 5-89846-005-5
8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. [Текст]/ Леонтьев А.Н. М.: Политиздат, 2005. С. 410. ISBN 5-7695-2496-0
9. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. [Текст]/ Марцинковская Т.Д. М.: Гардарики, 2000. С. 255. ISBN 5-8297-0038-7
10. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. [Текст]/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 2005. С. 239. ISBN 5-9046-0392-3
11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. [Текст]/ Пиаже Ж. М., 1994. С. 216. ISBN 978-5-9650-0045-6
12. Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6 — 7 лет. [Текст]/ Сапогова Е.Е. М., 2005. С. 109. ISBN 5-7639-0369-2
13. Эльконин Д.Б. Психология игры. [Текст]/ Эльконин Д.Б. М.: Педагогика, 2005. С. 190. ISBN: 5-7695-2582-7
Приложение
Набор диагностических методик для детей 4 – 7 лет
1. Рисунок человека.
2. Рисунок сказочного животного.
3. Дорисовывание (тест Торренса).
4. Что может быть одновременно.
5. Запоминание 10 картинок.
6. Запоминание 12 слов (или простейшая пиктограмма).
7. Исключение 4-го (картинки).
8. Последовательные картинки.
9. Самое непохожее (тест Венгера).
10. Перцептивное моделирование.
11. Кораблик для детей (4—5 лет — рыбка, тест Венгера).
12. Дорожки (полянки) (тест Венгера).
13. Матрица Равена (для детей 4—5 лет — серии А, А—В, для детей 5—7 лет — серии А—В, В).
14. Розенцвейг (12 картинок).
15. CAT.
16. Лесенка.