Основные нейропсихологические синдромы

Основные нейропсихологические синдромы.

Синдромы — закономерное сочетание симптомов, в основе которых лежит нарушение или выпадение того или иного фактора, вследствие локального поражения головного мозга.

Синдромы зависят от локализации:

1) Синдром поражения теменно-затылочных отделов:

фактор модально-специфический, зрительный. Оптико-пространственный анализ и синтез.

зрительные агнозии

нарушение зрительной памяти — сужение объема, повышенное внимание интерференции.

нарушение зрительного внимания (нарушение правого полушария — левостороннее игнорирование в зрительной информации)

в интеллектуальной сфере — конструктивный интеллект, те интеллектуальные операции, где требуется анализ пространственных отношений.

двигательная сфера — пространственная апраксия. Нарушение двигательного акта, связанного с пространством.

2) Синдром поражения зоны TPO.

нарушение фактора: симультанный и пространственный анализ и синтез. Целостность и пространство.

симптомы — нарушение ориентации в пространстве (право, лево), двигательно-пространственная, конструктивная апраксия, нарушена зеркальность в отображении букв.

семантическая афазия

интеллект — первичная акалькулия, нарушение счета вследствие распада разрядного строения числа.

нарушение наглядно-образного мышления. Больной не может прочесть карту, схему.

3) Теменные синдромы.

Верхнетеменные и нижнетеменные. Модальноспецифический фактор — кожнокинестетический фактор. Все, что связано с тактильным, симультанным синтезом.

Наблюдаются мнестические нарушения, а именно снижение тактильной памяти. Тактильное невнимание. Игнорирование какой-либо стороны в плане кожно-кинестетического восприятия.

— Верхнетеменной синдром связан с проприоцепцией и симультанным синтезом. При нарушении, возникает соматоагнозия. Человек не может сориентироваться с положениями частей тела.

Соматопарагнозия — соматический обман (например: кажется, что руки до пола…).

— Нижнетеменной синдром — связан с отдельными участками тела: артикуляционный аппарат и руки. Возникает тактильная агнозия, кинестетическая апраксия (рука как лопата, не может сложить руку, как надо).

Нарушение артикуляции в виде афферентной моторной афазии.

Оральная апраксия (входит в состав афферентной моторной) — нарушение движения рта.

4) Височные синдромы.

1 стр., 469 слов

ВПФ, нейропсихологический синдром и фактор, блоки мозга

1. Особенности ВысшихПсихических Функций ВПФ как функциональных система идентичным физиологическим б отличным от физиологических Физиологическим системам присущ рядсвойств имеет сложный состав афферентные иэфферентные компоненты нацелена на выполнение определеннойзадачи, которая может быть решена и другими путями средствами.Поскольку понятие ФС было введеноАнохиным в рамках физиологии, то это ...

Висок отвечает за модально-специфические факторы. Слуховое восприятие, слухоречевая память. Анализ слуховой информации. Выделяют 2 височных синдрома:

синдром — поражение зоны Т1 — зона Вернике — сенсорная афазия — нарушение фонематического слуха (сенсорная афазия — распад чтения, письма, отчуждение смысла слов).

синдром — поражение зоны Т2 — средний висок и нижний. Нарушение слухоречевой памяти. При его поражении возникает аккустико-мнестическаяафазия. Нарушение письма, нарушение понимания длинных текстов, устного счета.

синдром поражения правого виска. Фактор — слуховое восприятие. Все, что связано со слуховым анализом, и в восприятии и в памяти будет нарушено. Слуховая агнозия, аритмия, амузия, нарушение интонационного аспекта речи. Нарушение слухового внимания.

5) Лобные отделы

(За центральную борозду в премоторные отделы) — премоторные синдромы — прецентральная извилина — двигательная система. Нарушение модально-специфического фактора, обеспечивающего корковую организацию движений.

2 синдрома: верхний, нижний.

При поражении верхних премоторных отделов возникает кинетическая апраксия (переключение от одного движения к другому).

Двигательное невнимание. Интеллектуальные нарушения в виде динамический нарушений. Трудности переключения. Инертность. Снижение подвижности психических процессов.

Нижние премоторные отделы. Кинетическая апраксия реже наблюдается. Зона Брока и нарушение речи в виде моторной эфферентной афазии (афазия Брока).

Может наблюдаться в ряде случаев — динамическая афазия.

6) Синдром поражения префронтальных отделов

(лобные синдромы).

Целеполагание, программирование. Нарушение общего поведения и личности больного.

Поведение становится спонтанно-импульсивным. Очень много штампов. Одинаковая реакция на что-либо. Изменение мотивации. Нарушение произвольной мотивации и деятельности в целом. Нарушение эмоциональной сферы: эйфория, депрессия. В плане движения — регуляторная апраксия. Возникают системные персеверации. Динамическая афазия. Адинамия познавательной деятельности. Характерна инертность, ригидность. Нарушение мнестической деятельности (память), псевдоамнезия.

Заключение по данным нейропсихологического исследования

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

ФИО: женщина Возраст: 56 лет

Цель исследования: дифференциальная диагностика сосудистого заболевания с болезнью Альцгеймера

Краткие результаты исследования:

Испытуемая контактна, ориентирована в собственной личности, однако ориентировка в месте и времени нестабильна (в первый день обследования пациентка верно называет дату и место, в последующие дни ошибается в текущей дате, правильно называя месяц, а также считает, что находится в терапевтическом отделении).

Отношение к обследованию положительное. В поведении адекватна, упорядочена, в беседе на отвлечённые темы производит благоприятное впечатление, легко ориентируется в отдалённых событиях собственной жизни, соблюдает хронологию событий, диалогическая речь развёрнутая, без признаков аграмматизма. Значительно нарушена функция удержания информации при отсроченном и кратковременном воспроизведении с явлениями конфабуляций: считает, что её почти каждый день навещает дочь (что не соответствует действительности), не помнит экспериментатора (имя и профессию), сколько дней проводилось обследование и т.д. Эмоциональный фон несколько повышен, испытуемая преимущественно благодушна, часто улыбается, смеётся, зачастую, когда не может справиться с заданием, не всегда критична к дефекту, пытается его рационализировать (например, не может произвести простейшие арифметические вычисления – смеётся, говорит, что все сейчас считают на калькуляторе).

Темп психической деятельности несколько снижен, эффективность работы изо дня в день неравномерная (то снижается, то повышается).

Не всегда понимает задания с первого предъявления, приходится разъяснять инструкции. Критика к результатам собственной деятельности фрагментарная, непостоянная: временами присутствует – в такие моменты испытуемая становится растерянной, неуверенной, снижается фон настроения. Ориентировка в окружающей обстановке также нестабильна: в первый день обследования по устной инструкции нашла кабинет экспериментатора, на второй день не смогла найти свою палату, в дальнейшем снова ориентировалась верно.

На первый план в нейропсихологическом исследовании выступают неспецифические нарушения мнестической деятельности (удержание информации).

Так, при исследовании кратковременной слухоречевой памяти испытуемая способна к запоминанию 6 единиц информации (мнемограмма 10 слов: 4,6,5,6,6,6 – непосредственное запоминание на уровне низкой нормы без положительной динамики заучивания), без труда воспроизводит простые и сложные предложения, при этом отсроченное воспроизведение в условиях гетерогенной интерференции грубо нарушено – 3 слова через 30 минут. Невозможно произвольное запоминание рассказа («Муравей и голубка») – при наводящих вопросах о действиях муравья испытуемая отвечает: «Наверное, хотел уползти». Непроизвольное запоминание более сохранно: с наводящими вопросами экспериментатора смогла передать содержание рассказа «Умная галка» близко к тексту (пересказ начала с конца рассказа).

9 стр., 4233 слов

Характеристика испытуемых и методы исследования 2

Характеристика испытуемых и методы исследования Цель курсовой работы: изучить психоэмоциональные состояния матерей, отказавшихся от новорожденных детей и беременных женщин, планирующих отказаться от ребенка сразу после его рождения. Задачи: Изучить эмоциональные состояния матерей, отказавшихся от новорожденных детей, и женщин, воспитывающих своих детей и у беременных женщин, планирующих отказаться ...

При предъявлении двух предложений в условиях гомогенной интерференции испытуемая не способна повторить первое из них, воспроизводит лишь второе. В методике Бентона способна к удержанию лишь одной — двух фигур, при этом отмечаются деформации и контаминации (стремление включить последующий рисунок в предыдущий).

В целом эффективность зрительного запоминания несколько выше, чем слухоречевого. Следует отметить, что несмотря на сохранность индивидуальных воспоминаний, нарушена актуализация конкретных знаний для решения конкретных задач в процессе исследования (страдает оперативная память).

Вторым звеном нарушений являются трудности актуализации программы спонтанной деятельности. При сохранной способности к написанию собственного имени и фамилии (автоматизированный навык) испытуемая не способна к самостоятельному письму на заданную тему (пишет отдельные буквы или фрагменты букв, при этом не может объяснить, что хотела написать).

Письмо под диктовку сохранно со множественными ошибками (пропуск букв, персеверативные тенденции, нарушение плавности письма, невозможность перейти с одной графемы на другую в слове «снег»), при этом критика к дефекту отсутствует. При просьбе написать «снег» печатными буквами, испытуемая справилась с заданием. Подобные феномены отмечаются и при пробах на конструктивный праксис: по вербальной инструкции рисует плоскостные фигуры, но не может нарисовать объёмные (куб, пирамида), затруднения вызвало также срисовывание объёмных геометрических фигур.

Особенно выражены трудности включения в произвольную деятельность при динамических пробах (не смогла выполнить конфликтную пробу, пробы на реципрокную координацию, последовательные движения) наряду с сохранным вербальным пониманием инструкций. Кроме того, отмечается нарушение право-левой ориентировки.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... поведения. При расстройствах пищевого поведения отмечаются серьезные нарушения восприятия себя и своего тела ... проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. ... обследуемого случаи суицида; узнать подробности об испытуемом: как часто он размышляет о суициде, ... вызвать состояние блаженства. В данном случае речь идет именно о психической боли, боли ...

Выявленные особенности реализации психических процессов сочетаются с сохранными процессами гнозиса, речи и мышления (испытуемая способна к обобщениям на конкретном и функциональном уровнях).

В динамике отмечается нестабильное улучшение состояния с периодами ясного сознания и достаточно адекватной реализацией психических процессов.

Таким образом, по результатам нейропсихологического обследования ведущими являются: неустойчивость актуальных характеристик сознания с феноменами преходящей дезориентировки в месте и времени, с редкими конфабуляторными воспоминаниями; мнестические дефекты в звене удержания следов памяти в условиях интерференции (страдает оперативная память), преимущественно слухоречевой и семантической модальности; трудности включения в произвольную деятельность наряду с относительной сохранностью автоматизированных навыков; изменение мотивационного компонента личности (некритичность с повышенным фоном настроения, сменяющиеся в ситуации неуспеха растерянностью и неуверенностью).

Данные особенности позволяют говорить о преимущественной сочетанной дисфункции медиальных отделов височной и лобной долей левого полушария, обусловленной выпадением общемозгового (сосудистого) фактора.

Нейропсихологическое заключение

(больная Е., 57 лет, образование высшее гуманитарное, давность заболевания — 1 год)

Клинический диагноз: гипертоническая болезнь II-III степени, церебральный атеросклероз коронарных сосудов. Последствия острого нарушения кровообращения — субарахноидальное кровоизлияние в левой гемисфере с поражением коры и белого вещества в височно-теменно-затылочной области.

Цель исследования: диагностика структуры нарушений ВПФ и познавательных функций в связи с задачами восстановительного лечения и реабилитации.

Результаты исследования

Контакт с больной осложнен; больная растерянна, с трудом концентрирует внимание на простых заданиях, которые выполняет замедленно, с частой стимуляцией со стороны экспериментатора. Внимание быстро истощается. Безынициативна, быстро устает и просит отдыха.

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

В психологии эмоциями (от лат. emotio – потрясаю, волную) называют процессы, отражающие в форме переживания личную значимость (субъективное переживание) и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, ...

Ведущая рука — правая. Спонтанная и диалогическая речь фразовая, но лексически обеднена и малоинформативная. На вопросы отвечает замедленно, самостоятельно что-либо рассказать не пытается. Явных произносительных дефектов речи нет, но речь упрощенная. Автоматизированная речь сохранна. Называние объектов или их часто встречающихся изображений при изолированном предъявлении не затруднено. Вместе с тем при составлении рассказа по сюжетной картинке отмечаются номинативные трудности, заключающиеся в бедности и упрощенности предложений, повторе слов. Затрудняется в назывании хорошо знакомых, но редко встречающихся изображений предметов, например «самовар». Встречаются замены семантического типа (из близкорасположенных смысловых групп) — «игла — крючок, пила — лук». Отраженная речь (повторение) вполне сохранна, трудности возникают только при повторении сложных предложений и их осмыслении. При пересказе коротких рассказов больная не всегда полностью понимает текст, не улавливает существенных деталей, в речи выявляются аграмматические обороты. При исследовании ситуативной речи создается впечатление, что не всегда понимает обращенную к ней речь, в особенности фразы, не связанные с ситуацией обследования. Возможно, это связано с недостаточной переключаемостью внимания и инертностью когнитивных установок. Грубые нарушения возникают при понимании сложных логико-грамматических конструкций, особенно отражающих пространственно-временные отношения. Совершенно не понимает конструкции, выраженные предлогами, наречиями места, флексивных атрибутивных отношений, конструкции родительного падежа.

Объем слухоречевой памяти не превышает двух слов. Письмо отсутствует, не может разборчиво написать даже свою фамилию, однако списывание возможно. Имеет место частичная вербальная алексия: буквы называет правильно, но затрудняется при чтении слов, особенно редко употребляемых и сложных конструкций.

Выявляется грубая теменная симптоматика: нарушение схемы тела (пальцевая агнозия, нарушение позы пальцев, соотносительного положения «рука-руки», «рука-лицо», право-левой ориентировки).

Также отчетливо выявляются акалькулия и конструктивная апраксия. В последнем случае отмечается полная невозможность срисовывания даже простых геометрических фигур, слов и отдельных, сложных по написанию букв (ж, щ и т. п.).

13 стр., 6215 слов

Нарушение репродуктивной функции у работников

  РЕФЕРАТ Нарушение репродуктивной функции у работников       Определение понятия.       Репродуктивная функция является основой продолжения жизни на планете, важнейшей и биологически значимой стороной здоровья человека, в реализации которой наряду с анатомо-физиологическими и поведенческими особенностями организма существенную роль играют и ...

Выявляется идеомоторная и моторная апраксии, апраксия одевания. Больная с трудом себя обслуживает, нуждается в помощи при одевании и раздевании. Выявляется негрубая предметная зрительная агнозия при фиксированной правосторонней гемианопсии (подтвержденной нейроофтальмологом).

Заключение: выявлен комплексный нейропсихологический синдром нарушения пространственных и квазипространственных синтезов (теменная симптоматика сочетается с синдромом Герстмана и расстройствами речи типа семантической афазии средней степени выраженности) с преимущественной локализацией поражения в зоне надкраевой извилины теменной доли левого полушария с захватыванием пограничных областей височной и нижнетеменной долей.

Заключение по результатам нейропсихологического исследования.

Клинический диагноз: состояние после тяжелого ушиба мозга и трепанации черепа по поводу удаления ликворной кисты. Слабовыраженный правосторонний гемипарез.

Цель исследования: дифференциация общемозговых и локальных симптомов, структура нарушений ВПФ, обоснование нейрореабилитационных мероприятий.

Краткие результаты:

Больной — амбидекстр по анамнезу. К исследованию относится заинтересованно, в контакт вступает охотно. Астенизирован, поддерживать активное внимание на всем протяжении эксперимента не может, в связи с чем исследование проводилось на протяжении нескольких дней.

В ходе обследования спонтанная и диалогическая речь обеднена, отмечается грубый моторный аграмматизм в речи: глаголы часто употребляются в неопределенном наклонении, путаются времена глаголов. В отношении существительных также отмечается аграмматизм, но менее выраженный, например, часто используются существительные в именительном падеже, множественное число употребляется вместо единственного и наоборот. Неправильно согласуются слова в роде и падеже, практически не используются причастные обороты, фразы короткие и примитивные по грамматической структуре.

Номинативные нарушения речи практически отсутствуют, легкие нарушения выявляются только при назывании действий. В речи отчетливые произносительные затруднения, запинания, легкая дезавтоматизация с периодически возникающими затруднениями в приступе к слову и искажением первой артикулемы.

В отраженной речи (повторении) наблюдаются трудности в виде ограничения объема удержания речевого ряда, особенно при повторении многосложных (5-7-компонентных) предложений. Встречаются довольно обильные литеральные парафазии, которые в большинстве случаев являются следствием речевых персевераций.

Письмо относительно сохранно, но в грамматическом отношении соответствует специфике устной речи. Фонематический анализ в основном сохранен. Чтение возможно (даже пытается читать книгу), но носит преимущественно энграммный характер: сложные слоги и «псевдослова» читает с грубыми ошибками, но дефектов понимания прочитанного нет. Слухоречевой гнозис сохранен. Симптомы поражения теменной области отсутствуют. Пробы на динамический праксис выполняются успешно, но только левой рукой. Легкие явления пареза в правой руке ограничивают возможности выполнения серийно организованных действий.

Заключение. Выявляется грубый моторный аграмматизм типа «телеграфного стиля» в сочетании с относительно сохранным письмом, искажение морфологических кодов в устной речи наряду с хорошим пониманием сложных грамматических конструкций и отсутствием нарушений отчуждения на части тела (средняя степень выраженности динамической афазии на уровне грамматического структурирования), произносительные нарушения речи свидетельствуют о наличии симптомов эфферентной моторной афазии. Все выявленные нарушения связаны с преимущественной дисфункцией премоторной области лобной доли левого полушария.

Заключение по данным нейропсихологического исследования

ФИО: женщина Возраст: 49 лет

Цель исследования: диагностика первичных атрофических процессов

Краткие результаты исследования:

Испытуемая контактна, ориентирована в собственной личности, однако в месте и времени отмечается амнестическая дезориентировка (называет место пребывания то предприятие «Звёздочка», то психиатрическая больница; дата – «9 июля…нет, августа»).

Отношение к обследованию положительное, при этом испытуемая тревожна, опасается, чтобы её не оставили одну, чтобы не пришёл «кто-то ещё» в кабинет, доминирующей эмоционально-значимой темой в беседе является переживание о «несправедливом увольнении» с работы. В поведении в целом адекватна, стремится выполнять все предложенные задания, расстраивается, когда понимает, что это не удаётся (про неудачи почти сразу же забывает).

В то же время пациентка обнаруживает явные нарушения мнестической деятельности, преимущественно в звене удержания информации и ретенции как недавних, так и давних событий, не ориентируется в отдалённых событиях собственной жизни: с трудом припоминает дату рождения («59 сентября… ой нет…25 сентября…это год 59»), не помнит, на кого училась в техникуме, кем работала, сообщает лишь последнюю должность уборщицы; не соблюдает хронологию событий, в беседе «перескакивает» с события на событие (по мере припоминания).

К мнестическим дефектам в целом критична, тяготится ими, считает, что иногда помнит лучше, а иногда хуже. Временами отмечаются умеренно выраженные, не очень стойкие конфабуляции. Инструкции удерживает на очень непродолжительное время.

В беседе испытуемая многоречива, при этом монологическая и диалогическая речь аграмматичная, отмечаются затруднения и ошибки в произнесении слов, предложения не всегда законченные, т.к. пациентка забывает, о чём хотела сказать, в речи обнаруживаются явные признаки амнестической афазии. Автоматизированная письменная речь сохранна (свободно пишет свои фамилию, имя и отчество), однако в письме под диктовку допускает ошибки, которые самостоятельно не может исправить. Например, фразу «сегодня хорошая погода» испытуемая пишет «сегодня хорошеее погода», после замечания экспериментатора долго думает, проговаривает слово хорошеее вслух без осознания дефекта и отмечает «неверное, лишняя одна буква е». Самостоятельное письмо ограничено фразой «Мне тоже очень хорошо». Составление рассказов по сюжетным картинкам затруднено: невозможность составления развёрнутых предложений, выраженные трудности в подборе слов, вместо объединения деталей рисунка по смыслу наблюдается лишь описание мелких деталей рисунков («а ещё у мальчика полоски на свитере» и т.д.), мнестические дефекты (начала рассказ из 3 предложений про девочку, закончила про мальчика).

Ведущими при обследовании выступают неспецифические нарушения мнестической деятельности (удержание информации).

Испытуемая не способна сколько-нибудь длительное время удерживать инструкции, отмечается патологическая тормозимость следов памяти, что приводит к персевераторным повторениям части предыдущей инструкции (например, после удачного выполнения автоматизированного счёта – таблицы умножения – испытуемой была дана инструкция на зрительное запоминание 4-х из 9-ти предметов на карточке. Испытуемая, забыв инструкцию, начала перечислять все предметы на карточке. После замечания экспериментатора начала перемножать количество предметов с одной стороны карточки (3) на общее количество изображения предметов (9): «три умножить на девять…27, правильно?»).

При исследовании кратковременной слухоречевой памяти испытуемая способна к запоминанию максимум 3 единиц информации (мнемограмма 5 слов: 2,1,0,3), зрительно не удерживает ни одной единицы. Невозможно также произвольное запоминание рассказа («Муравей и голубка»).

На втором месте отмечается распад категориального строя мышления испытуемой: сложности в понимании инструкций в целом, полная неспособность трактовки пословиц – даже на конкретном уровне, невозможность осуществления процессов обобщения и отвлечения (в пробе на исключение «третьего лишнего» способна лишь перечислять увиденные предметы).

Кроме этого выявлены нарушения конструктивного и динамического праксиса: не может скопировать объёмные геометрические фигуры (с трудом срисовывает куб, копирование пирамиды невозможно), затруднения вызвало также рисование по вербальной инструкции (цветок, дом).

Нарушена реципрокная координация, невозможно выполнение конфликтных проб. Понимание логико-грамматических структур недоступно (например, при просьбе показать ручкой ключ берёт их в одну руку, что свидетельствует о признаках семантической афазии).

Ориентировка в пространстве грубо нарушена.

Таким образом, по результатам нейропсихологического обследования ведущими являются: выраженные модально-неспецифические нарушения мнестических функций (вплоть до амнестической дезориентировки), распад категориального строя мышления с невозможностью обобщения даже на конкретно-ситуационном уровне, признаки конструктивной и динамической апраксии, а также амнестической и семантической афазии, что свидетельствует о наличии первичных атрофических процессов преимущественно теменно-затылочных отделов коры головного мозга.

Патология высших корковых функций (ВКФ) при нарушениях мозгового кровообращения затрудняет социальные связи и приносит страдания пациентам. Например, нарушения речи вызывают тяжелые эмоциональные реакции в связи с затруднением коммуникации с другими людьми, что не менее важно, чем двигательные функции. Особое внимание уделяется вопросу коррекции этих расстройств при левосторонней локализации очага. Для восстановления ВКФ в первую очередь применяется медикаментозная терапия и различные немедикаментозные методы, важную часть которых составляют различные виды упражнений — неспецифических (лечебная физкультура) и специфических (с использованием специальной тренировки нарушенных функций).

Известен близкий по сути способ, использующий те же механизмы, что и заявляемый, который применяется в сфере образования для улучшения способности к обучению. В нем используется комплекс упражнений, направленных на улучшение межполушарных связей (BRAIN GYM, Educational Kinesiology Foundation, №2.003.128 United States Patent and Trademark Office).

Недостатки: метод не используется в практике восстановления высших корковых функций у больных людей, а применяется в сфере начального и специального школьного образования. Кроме того, в приведенном комплексе бессистемно используются упражнения без учета фило- и онтогенетической организации мозга с ее постепенным усложнением, отсутствуют приемы сочетания глазодвигательных реакций с функциональными нагрузками на оба полушария, к тому же упражнения в нем даны без детального описания, в виде общей рекомендации, и не всегда могут быть понятны пожилым пациентам, особенно после нарушений мозгового кровообращения.

Медикаментозная терапия применяется как в остром, так и в восстановительном периоде нарушения мозгового кровообращения. Для лекарственного воздействия на ткань мозга в арсенале невропатолога имеются корректоры мозгового метаболизма, антигипоксанты, нейропротекторы, вазоактивные препараты и т.д. (Гусев Е.И., Скворцова В.И. Ишемия головного мозга. М.: Медицина, 2001).

Недостаток метода: При медикаментозном лечении, при всей его важности, пациент принимает лишь пассивное участие в процессе восстановления, зачастую у человека появляется надежда на чудо-таблетки, в то время как активное участие личности в осознании своей болезни и соучастие самого больного в восстановительном процессе может принести немалые результаты. Кроме того, многие лекарственные препараты требуют длительного применения, имеют побочные эффекты и непредсказуемые отдаленные последствия. К тому же у пациентов часто нет возможности применять новые эффективные дорогостоящие препараты — особенно тогда, когда острый процесс закончился и требуется многомесячная поддерживающая терапия.

Помимо медикаментозного лечения, применяются методы, активизирующие восстановительные процессы в головном мозге за счет различного вида тренировок.

Большую роль в лечебно-реабилитационных мероприятиях играют различные комплексы лечебной физкультуры. Физические упражнения являются неспецифическим раздражителем, так как они стимулируют физиологические процессы в целом, активизируют нейрогуморально-гормональные механизмы, усиливают афферентацию с сухожилий и мышц, моторно-висцеральную регуляцию вегетативных функций и резервные механизмы кровообращения (Мошков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней. М., Медицина, 1972, стр.43-59).

Недостаток метода: Комплексы упражнений, которые традиционно используются в неврологических отделениях, обычно направлены на восстановление двигательных нарушений (сила и тонус мышц, координация движений).

Хотя упражнения приносят несомненные благоприятные физиологические результаты, но они не имеют специфического воздействия на высшие корковые функции. Как правило, в лечебной физкультуре происходит деление тела пациента на пораженную и непораженную стороны, и некоторые упражнения, используемые при односторонних парезах конечностей, могут даже увеличивать межполушарную асимметрию.

Основные нейропсихологические синдромы — Стр 2

Наиболее близкий к заявляемому способ специфической нейропсихологической реабилитации, заключается в целенаправленной тренировке нарушенной функции (Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. Издательство московского университета, 1985, 326 стр. (стр.16-18, 21-24, 120-135).

Например, при нарушении счета тренировка сводится к решению задач, при нарушении чтения — к тренировке способности читать. Наряду со специальными логопедическими методами тренировки речи, чтения, письма и счета в реабилитации этих больных находят применение специальные приемы ЛФК с упражнениями для речевой мускулатуры, специальный логопедический массаж, растормаживание речи с помощью средств невербальной коммуникации, электростимуляция оральных мышц, выработка правильной очередности двигательных актов при апраксии, восстановление когнитивных функций — внимания, памяти. В процессе такой работы с пациентами основное внимание обращается на интеллектуально-логические функции. Специальные методы нейропсихологической реабилитации адресованы поврежденным или блокированным участкам коры головного мозга, располагающимся в доминантном полушарии.

Недостаток метода: При этом методе недостаточное внимание уделяется участию субдоминантного полушария в восстановлении нарушенных функций и улучшению взаимодействия и взаимообмена информацией между двумя полушариями. Кроме того, специфическая тренировка требует наличия специалистов, владеющих методикой нейропсихологической диагностики и реабилитации, поэтому в большинстве стационаров больные не получают эту квалифицированную помощь в нужном объеме.

Задача изобретения: улучшение нейропсихологической реабилитации у больных цереброваскулярной болезнью при дисциркуляторной энцефалопатии и после инсультов путем использования комплекса специальных упражнений, направленных на активизацию межполушарных связей.

Поставленная задача достигается тем, что на фоне обычного восстановительного лечения проводится комплекс специальных упражнений, последовательно вовлекающий все более высокие уровни нервной системы. После определения доминантного полушария стандартными методами начинают комплекс с гомолатеральных упражнений для активизации нижних отделов ствола головного мозга и отдельных полушарий. Потом совершают гетеролатеральные движения для вовлечения верхних отделов ствола головного мозга и активизации межполушарных связей — вначале простые, затем более сложные с вращением плечевого пояса в одну сторону, а тазового пояса — в другую и с пересечением средней линии тела. Далее сочетают гетеролатеральные движения с движениями глаз и функциональными нагрузками на полушария — для доминантного полушария — с логической нагрузкой, для субдоминантного — с творческой нагрузкой. После этого выполняют рисование знака бесконечности в воздухе правой рукой, левой рукой и двумя руками вместе, следя глазами за воображаемым рисунком и перенося центр тяжести с одной ноги на другую. Затем рисуют симметричные фигуры одновременно двумя руками, включая оба полушария в выполнение одной задачи. После гимнастики выполняют психологический прием метафорического соединения полушарий.

Новизна изобретения заключается в подборе и последовательности выполнения упражнений, вовлекающих различные отделы ствола головного мозга и его полушарий и улучшающих межполушарные связи.

Совокупность существенных признаков изобретения позволяет получить новый технический результат:

1. С помощью упражнений основное воздействие оказывается на высшие корковые функции и высшие психические процессы, а не только на двигательную систему.

2. Используется целостный подход к деятельности головного мозга с учетом динамической локализации функций, проводится тренировка как пораженной, так и непораженной стороны.

3. Достигается участие субдоминантного полушария в восстановлении нарушенных высших корковых функций.

4. Активизируются межполушарные связи, что улучшает взаимодействия и взаимообмен информацией между двумя полушариями у больных цереброваскулярной болезнью.

5. Достигается физиологичность и естественность упражнений для организма за счет постепенного усложнения и последовательности, разработанной в соответствии с этапами развития мозга в фило- и онтогенезе.

При сосудистой патологии головного мозга наблюдаются как острые нарушения мозгового кровообращения (инфаркты, кровоизлияния), так и хроническая ишемия мозга (дисциркуляторная энцефалопатия).

При этом могут возникать очаги нарушения кровообращения в тех зонах мозга, которые участвуют в обеспечении высших корковых функций и психических процессов. Это приводит к развитию нейропсихологических нарушений, среди которых в зависимости от локализации выделяют лобный, височный, теменной, затылочный, синдром поражения глубинных структур мозга, правополушарный синдром “расщепленного мозга” и другие.

Высшие корковые функции в нейропсихологии имеют локальную предпочтительность при взаимодействии всех систем (Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Издательство МГУ, 1973, 374 стр.).

Можно рассматривать мозг как единую функциональную систему, состоящую из многих звеньев и отличающуюся не только сложностью, но и подвижностью входящих в ее состав частей. Важно не столько доминирование, сколько специализация каждого полушария в единой функциональной системе мозга.

Исследования последних лет показали, что участие субдоминантного (образного) полушария в интеллектуальной работе не менее важно: ему принадлежит модулирующая и поддерживающая функция, оно обеспечивает мотивацию, узнавание объектов, консолидацию следов памяти, создание прообраза движения и выполненной задачи, преднастройку и эмоциональную окраску (Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. Издательство МГУ, 1985; Popper K.P., Eccles J.C. The Self and It’s Brain, Routleg, L. N.Y., 1993, p.352).

В неврологических клиниках наблюдения за правшами с поражением правого полушария показывают, что эти пациенты игнорируют свой дефект, не стремятся к активной самостоятельной работе и в результате медленнее восстанавливаются, потому что выпадают перечисленные выше функции правого полушария. Таким образом, несмотря на то, что центры, отвечающие за интеллектуальную деятельность, в большинстве случаев находятся в левом полушарии, оба полушария вносят свой вклад в сложную умственную деятельность.

Процесс восстановления нарушенных высших корковых функций зависит от степени поражения нервной ткани: в случае блокирования или торможения функции происходит ее растормаживание, а в случае разрушения нервного центра — перестройка всей функциональной системы с включением новых звеньев взамен нарушенных (внутрисистемная и межсистемная перестройка) — (Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1963).

Большую роль играет при этом психологическая активация пациентов, усиление мотиваций и установок к выздоровлению, создание эмоционально-образной поддержки со стороны субдоминантного полушария. Поэтому становится понятной важность активизации межполушарных связей и интеграция деятельности правого и левого полушарий.

Связи между правым и левым полушариями мозга осуществляются с помощью волокон, проходящих через мозолистое тело, соединяющее оба полушария. Информация от суставов и мышц, в том числе глазодвигательных мышц, приносит активизирующий поток импульсов, проходящий через мозолистое тело в оба полушария мозга.

В заявляемом комплексе разработана последовательность движений, соответствующая постепенному усложнению двигательных актов в фило- и онтогенезе. Гомолатеральные движения связаны с нижними отделами ствола головного мозга, а гетеролатеральные — со средним мозгом и вышележащими отделами (MacLean P. A Mind of Three Minds: Educating the Triune Brain. Seventy-Seventh Yearbook of the National Society for the Study of Education. — Chicago, 1978).

Поэтому в начале комплекса проводятся гомолатеральные движения для активизации нижних отделов ствола головного мозга и отдельных полушарий, затем — гетеролатеральные движения для вовлечения верхних отделов ствола и одновременного воздействия на оба полушария — вначале без пересечения средней линии тела, а потом с пересечением средней линии тела. Размашистые движения со скручиванием туловища и пересечением конечностями средней линии создают вращение тела и обеспечивают усиленный поток проприоцептивной импульсации в оба полушария. Следующие упражнения усложняются за счет сложных перекрестных непривычных движений, требующих внимания и контроля со стороны обоих полушарий — “замочек”. Затем идет дальнейшее усложнение за счет сочетания перекрестных движений с движениями глаз и нагрузкой на доминантное полушарие (логическая нагрузка) и субдоминантное (творческая нагрузка), рисование знака бесконечности и двуручное письмо. Выполнение этих упражнений вызывает поток импульсов от мышечных и сухожильных рецепторов, обеспечение тренировки связей между центрами, управляющими движениями конечностей, глазодвигательными ядрами ствола головного мозга, зрительными центрами и корой головного мозга справа и слева. Завершается комплекс созданием и запоминанием яркого метафорического образа совместно работающих полушарий.

Способ осуществляется следующим образом.

— Упражнения выполняются на фоне обычных восстановительных мероприятий, они просты и не требуют специальных приспособлений или помещения.

— Длительность каждого упражнения 1-2 минуты. Но в то же время полезно ориентироваться на собственные ощущения и выполнять каждый элемент комплекса столько, сколько человек чувствует для себя необходимым. Выполнение комплекса занимает 15-20 минут в день в течение 2 недель и более.

— Перед выполнением упражнений необходимо выпить чистой воды (100-200 мл).

Этот подготовительный этап, устраняющий дефицит жидкости в организме, в том числе в ткани мозга, чрезвычайно чувствительной к дегидратации.

— Перекрестые шаги в их различных вариациях можно выполнять в быстром темпе (примерно 1 шаг в секунду), как ритмический танец под музыку. Возможно плавное выполнение в медленном темпе (1 шаг в несколько секунд).

— Исходное положение для всех упражнений — стоя, ноги на ширине плеч. В виде исключения упражнения могут выполняться сидя или даже лежа. При отсутствии самостоятельных движений возможен вариант пассивного выполнения упражнений с помощью инструктора ЛФК или родственников.

— Нейропсихологическая реабилитация проводится на фоне медикаментозного лечения или после него.

— Упражнения выполняются после определения доминантного полушария с помощью стандартных тестов, принятых в нейропсихологии (доминантный глаз, доминантная рука).

Гомолатеральные (односторонние) шаги для активизации нижних отделов ствола головного мозга и отдельных полушарий.

Поднять правую руку и одновременно сделать шаг на месте правой ногой.

Вернуться в исходное положение.

Поднять левую руку сделать шаг на месте левой ногой.

Гетеролатеральные движения для вовлечения верхних отделов ствола, интегрирования мозга и активизации межполушарных связей — вначале проводятся без пересечения средней линии тела. Могут выполняться в разных вариантах. Упражнения напоминают движения ползущей ящерицы или бегущей лошади.

«Пистолетик» — из исходного положения вытянуть перед собой одновременно левую ногу и правую руку до горизонтальной линии. Для сохранения равновесия опорную ногу (в данном описании — правую) согнуть в колене. Вернуться в исходное положение, затем то же самое движение выполнить правой ногой и левой рукой. Опорная нога — левая. Вернуться в исходное положение.

«Ящерица» Из исходного положения отвести правую ногу в сторону до 45 градусов, одновременно левую руку отвести от туловища и поднять вверх до 45 градусов. Принять исходное положение, затем то же движение выполнить противоположными конечностями (левой ногой и правой рукой).

«Лыжник» Сделать шаг вперед правой ногой, перенести на нее вес тела, левую руку вытянуть вперед. Левая нога выпрямлена и разогнута в тазобедренном суставе, стопа касается пола. Вернуться в исходное положение, приставив правую ногу к левой, т.е. сделав шаг назад. Затем то же упражнение выполняется противоположными конечностями. При выполнении этого упражнения необходимо следить за вынесением опорной ноги вперед, для этого совершается шаг вперед в сочетании с вытягиванием руки с противоположной стороны.

Гетеролатеральные форсированные движения с пересечением средней линии, вращением плечевого пояса в одну сторону, а тазового — в другую — с той же целью, что и в пункте 2, но с повышением интенсивности сигнала за счет усилий, необходимых для совершения движения и вовлечением большего числа нервных центров.

«Футболист» — маховым движением левая нога пересекает среднюю линию тела и переднюю поверхность правого бедра. В это же время правая рука маховым движением пересекает среднюю линию тела и переднюю поверхность левого плечевого сустава. Туловище в момент этого движения производит ротацию: таз вращается в одну сторону, а плечевой пояс — в другую. Принять исходное положение и повторить движение противоположными конечностями (правой ногой и левой рукой).

“Замочек” — сложные перекрестные непривычные движения, требующие внимания и контроля со стороны обоих полушарий .

Правую ногу поставить впереди левой, скрестив ноги. Руки вытянуть вперед большими пальцами вниз, тыльной стороной друг к другу. Перенести правую руку над левой и сцепить пальцы в замок. Руки получаются переплетенными. Согнуть руки в локтевых суставах, руки так, чтобы замок оказался на груди. Если гибкость или болезнь суставов не позволяют сделать это движение в полном объеме, то возможен облегченный его вариант, доступный для выполнения конкретным человеком. Сохранять такую позу в течение 1-2 минут.

Сочетание гетеролатеральных движений с движениями глаз и функциональной нагрузкой на оба полушария (для доминантного полушария — логическая нагрузка, для субдоминантного — творческая задача) — для активизации связей между центрами, управляющими движениями конечностей, глазодвигательными ядрами ствола головного мозга, зрительными центрами и корой головного мозга справа и слева.

При доминировании левого полушария упражнения выполняются следующим образом.

Больной смотрит влево, одновременно производя арифметические вычисления в уме. Сложность вычислений зависит от возраста и предварительной подготовки.

Затем больной смотрит вправо, одновременно напевая придуманную мелодию.

При доминировании правого полушария взгляд влево сочетается с напеванием мелодии, а взгляд вправо — с арифметическими действиями в уме. Описанные действия проводятся на фоне гетеролатеральных движений.

Рисование знака бесконечности. Рисование знака бесконечности в воздухе, следя глазами за воображаемым рисунком и перенося центр тяжести с одной ноги на другую — правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе. Точка перекреста линий находится на уровне средней линии тела. В точке перекреста направление движения вверх, по бокам — вниз. При этом упражнении синхронизируются двусторонние гетеролатеральные импульсы от глаз, рук и всего тела.

Двуручное письмо и симметричные рисунки. Рисование симметричных фигур одновременно двумя руками включает оба полушария в выполнение одной задачи.

Разделить лист бумаги пополам вертикальной линией. Рисовать правой и левой руками одновременно, так чтобы движения и выполняемые рисунки получались зеркальными.

Начать можно с рисования простых картинок (бабочка, елочка, геометрические фигуры) и усложнить его до написания слов курсивом. После того, как выполняющий упражнение поймет, что от него требуется, в данном упражнении поощряется творчество, создание собственных картинок, а не следование образцу. Разнообразить выполнение упражнения и приспособить его к выполнению в различных условиях: можно рисованием в воздухе, на доске мелом, на полу, на песке палочками или непосредственно пальцами и ладонями. Раздражение рецепторов кожи ладоней в последнем случае создает дополнительную стимуляцию зон коры полушарий с двух сторон.

После гимнастики выполняют аутотренинг — создание метафорического образа совместно работающих полушарий путем приема мысленного соединения полушарий.

Положить правую ладонь на левую половину головы, затем образно и ярко представить в ладони половину мозга. Положить левую руку на правую половину головы и проделать то же самое.

Медленно соединить руки в замок, создавая воображаемую картину соединения мозга в единое целое.

Примеры.

История болезни 1. Больная К., 59 лет, пенсионерка. Доставлена в неврологическое отделение “скорой помощью” в связи с появлением слабости и онемения в правых конечностях и затруднением речи. АД 150/90. В неврологическом статусе легко выраженный гемипарез с повышением тонуса и рефлексов. Элементы моторной афазии: речь понятна, но бедна глаголами, иногда наблюдается перестановка букв и слогов, неправильное употребление падежей, пропуск предлогов и местоимений, редкие персеверации. При разговоре по телефону дефект речи становится более заметным. Понимание речи, повторение отдельных слогов и слов, чтение и письмо сохранены.

Диагноз: Цереброваскулярная болезнь (ЦВБ), острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу в бассейне средней мозговой артерии слева. Правосторонний гемипарез, гемигипестезия, элементы моторной афазии. Умеренная степень тяжести.

В течение недели получала сосудорасширяющие средства, церебролизин, пирацетам, трентал, массаж левых конечностей. Движения в ноге восстановились, исчезло онемение, слабость в руке и нарушения речи сохранялись.

На фоне продолжающегося медикаментозного лечения больная была принята на курс специальной гимнастики. Перед началом были проведены стандартные пробы на определение доминантности полушарий, больная — правша) В ходе нейропсихологического обследования, кроме легко выраженной моторной афазии, выявлено снижение внимания и кратковременной вербальной памяти.

Курс специальной тренировки мозга проведен в течение 15 дней. После трех занятий улучшилась речь — стала быстрее, увереннее, исчезли персеверации. После окончания курса: стала увереннее говорить по телефону, затруднение с перестановкой букв отмечается лишь в сложных словах (“кораблекрушение, электричество”).

Проведено повторное нейропсихологическое исследование, результаты представлены в таблице 1.Таблица 1.

Показатели До курса После курса

Таблицы Шульте:

лучшее время 57 сек 45 сек (N)

застревание 4 раза нет

астения есть нет

Корректурная проба:

время 3 мин 20 сек 3 мин 5 сек

ошибки 32 10

Ряды Крепелина:

количество примеров 63 78

ошибки 2 нет

Исследование памяти рост запоминания:

после 1 предъявления 4 5

после 5 предъявлений 8 8

после 10 предъявлений 8 9

псевдозапоминания 2 нет

лабильность кривой есть нет

персеверации 2 нет

История болезни 2. Больная Д., 53 года, учительница. Во время консультации у невропатолога жаловалась на снижение памяти: забывает слова во время проведения уроков, иногда с трудом вспоминает имена своих знакомых и часто используемые номера телефонов. Кроме того, беспокоят головные боли, головокружение при перемене положения тела, иногда легкое пошатывание при ходьбе, повышение артериального давления до 170/100. Такое состояние последние 2-3 года, получала сосудорасширяющие препараты, ноотропы, витаминотерапию, отмечала небольшое улучшение, но в целом состояние постепенно ухудшается. В неврологическом статусе: мелкоразмашистый горизонтальный нистагм при крайних отведениях глазных яблок, легкое пошатывание в пробе Ромберга, промахивание при выполнении пальценосовой и коленно-пяточной пробы, стопные патологические знаки Россолимо с 2 сторон. Магнитно-резонансная томография головного мозга: множественные мелкие очаги дисциркуляции преимущественно в задних отделах полушарий мозга. Диагноз: ЦВБ, дисциркуляторная энцефалопатия в вертебробазиллярном бассейне, вестибулоатактический и гипомнестический синдром, умеренная степень выраженности. С целью активизации межполушарных связей и улучшения высших психических функций больная обучена выполнению комплекса упражнений, которые выполнялись под руководством инструктора первые 3 раза, а затем самостоятельно — по 15 минут в день в течение двух недель. От медикаментозного лечения больная отказалась, поскольку получала препараты месяц назад. Результаты нейропсихологического исследования представлены в таблице 2.Таблица 2.

Показатели До курса После курса

Таблицы Шульте:

лучшее время 55 сек 43 сек (N)

застревание 3 раза нет

астения нет нет

Корректурная проба:

время 5 мин 12 сек 4 мин 17 сек

ошибки 6 1

Ряды Крепелина:

количество примеров 56 75

ошибки 2 1

Исследование памяти рост запоминания:

после 1 предъявления 6 7

после 5 предъявлений 5 8

после 10 предъявлений 8 10

псевдозапоминания 1 нет

лабильность кривой выраженная нет

персеверации нет нет

После проведенного курса тренировки пациентка отметила уменьшение головокружения при перемене положения тела. Что касается нарушений памяти, то субъективно каких-либо изменений она не заметила, но объективное исследование кратковременной вербальной памяти показало, что увеличилась скорость и количество запоминаемых слов, улучшились показатели внимания. Результаты тестирования для пациентки были настолько показательными, что она продолжает заниматься этой тренировкой ежедневно.

Предлагаемый способ использован в неврологическом отделении муниципальной больницы №2 г.Новокузнецка у 90 больных. 18 из них проведено нейропсихологическое исследование, которое показало улучшение кратковременной вербальной памяти, концентрации внимания при счете и чтении, более равномерное выполнение тестов, уменьшение утомляемости по сравнению с результатами, полученными в контрольной группе, выполнявшей обычный комплекс лечебной физкультуры.

Вывод.

Таким образом, предложенный способ нейропсихологической реабилитации больных цереброваскулярной болезнью позволяет за счет последовательного вовлечения все более высоких уровней регуляции влиять на состояние нервных центров в отдельных полушариях, активизировать межполушарные связи, осуществить интегрирование мозга, вовлечь субдоминантное полушарие в восстановление нарушенных корковых функций и, следовательно, улучшить качество и скорость их восстановления.

Способ нейропсихологической реабилитации больных цереброваскулярной болезнью при дисциркуляторной энцефалопатии и инсультах путем проведения на фоне восстановительного лечения комплекса упражнений, отличающийся тем, что вначале определяют стандартными тестами доминантное полушарие; затем выполняют упражнения, которые последовательно вовлекают все более высокие уровни нервной системы, начиная с гомолатеральных движений конечностями, затем совершают гетеролатеральные движения — вначале без пересечения средней линии тела, затем с вращением плечевого пояса в одну сторону, а тазового пояса — в другую и с пересечением средней линии тела, далее сочетают гетеролатеральные движения с движениями глаз и функциональными нагрузками на полушария — для доминантного полушария с логической нагрузкой, для субдоминантного с творческой нагрузкой, после чего выполняют рисование знака бесконечности в воздухе правой рукой, левой рукой и двумя руками вместе, следя глазами за воображаемым рисунком и перенося центр тяжести с одной ноги на другую; затем рисуют симметричные фигуры одновременно двумя руками, после гимнастики выполняют аутотренинг — создают и запоминают образ совместно работающих полушарий.