В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:
Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.
Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.
Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.
Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.
Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.
Личность как субъект и объект общественных отношений
Жизнь показывает, что, сколько бы разными и непонятными друг другу не были люди, они будут
вместе, если предметом их внимания являются радость ближнего и собственное умение радоваться ему. А
поэтому каждый человек должен стремиться к пластичности, гибкости в отношениях, быть легким на
переходах от доминирования к зависимости, от открытости к большей автономности и т.п. Чем легче будут
эти переходы, чем реже человек обращает на них внимание, тем меньше взаимных обид, раздражений,
недовольств, конфликтов. Желание лучше понять своих близких, друзей, коллег, по-новому увидеть
Психогенетика поведения человека. Модели поведения
... той или иной семье переплетаясь с жизненными обстоятельствами, складывается в определённую модель поведения, неизменно повторяющуюся из поколения в поколение. Модель поведения – это устойчивая, специфическая, ... ГЕНОГРАММУ, разбираем взаимоотношения, которые существовали и продолжают существовать в семье Устойчивая МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ или ПАТТЕРН могут быть не только негативными, как в приведённых ...
отношения с ними, научиться конструктивно преодолевать трудности взаимопонимания – это основные
факторы взаимодействия людей в обществе.
Когда речь заходит об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или
индивидуальность. Эти понятия являясь едиными по значению, не вполне синонимы, они не тождественны.
Они определяют разные стороны сущности человека.
Индивид – это живой организм, биологическое
существо человеческого рода и в этом качестве фиксируются его появление на свет, присущее ему
физиологическое состояние и психика, возможности приспособления к социальной среде. Индивид –
субъект существования, элемент общественной системы материального производства и потребления,
который вместе с тем формируется и развивается в процессе деятельности, усвоения и воспроизводства
определенных, в ходе исторического движения сложившихся способов труда и хозяйствования.
Личность выражает более широкую, чем индивид, совокупность качеств человека, которые
складываются под влиянием как природных свойств, присущих всем людям, так и социальных факторов.
Если индивидом человек рождается, личностью он становится, в той или иной мере преодолевая
противоречивость и относительную независимость своей природной, социальной и духовной сущностей,
проявляя способность к познанию и преобразованию окружающего мира. В отличие от индивида личность
не статист исторического развития, а активно действующий субъект и объект общественных отношений и
связей.
Индивидуальность – проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью,
мера отличия индивида от других себе подобных. Это человек как бы в единичном экземпляре во всей своей
оригинальности, включая внешние особенности, специфику характера, возможности интеллекта и т.д. Так, к
примеру, подчеркнуто выделяются индивидуальные качества человека, когда констатируют: Адам Смит, чье
имя вписано в летопись всемирной истории как классика политической экономики, основоположника
трудовой теории стоимости и ряда других экономических учений, был образованнейшим человеком своего
времени, обладавшим обширными знаниями и безупречным нравственным авторитетом.
Зарубежные и отечественные психологи под субъектом понимают личность или человеческую
общность, которые действуют в высшей степени активно, настойчивы в стремлении к поставленным перед
собой целям, сами творят свою судьбу, обогащаясь жизненным опытом.
Объектом же общественных связей
люди выступают тогда, когда они пассивны, целиком подчиняются внешним обстоятельствам,
довольствуясь самыми маленькими результатами собственной деятельности.
Каждый отдельно взятый человек – существо социальное, обладающее самосознанием, активно
деятельное, т.е. способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Прежде
Вопрос1. Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся ...
... общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев). Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский). Личность – человек ... препятствует стремлению к достижению успехов. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно ...
всего, важна свойственная человеку способность к труду и иной деятельности, включающей в себя цель,
средства, результат и сам процесс целесообразных действий. Каждый человек является представителем
государства, нации, класса или слоя и выступает соответственно как гражданин, представитель нации,
рабочий, крестьянин или интеллигент. Именно в делах, созидании, творчестве человек не только
обнаруживает и проявляет себя, но в них он формируется и развивается как личность.
Обладая социальной определенностью, личность включается в тот или иной вид общественных
отношений как носитель специфических качеств соответствующих общностей. Вне общественных
отношений нет личности, а вне социально-классовых отношений нет и политической личности. Личность
живет во времени и может оценивать себя, сравнивая с собой в прошлом или в желаемом будущем. Многие
психологи считают, что для самооценки одного себя мало. Каждая самооценка говорит о выраженности не
столько данного качества у человека, сколько о степени его отклонения от некоторого эталона, точки
отсчета в оценивании. (1)
Личность – явление многомерное. «Бывают часы, — писала Жорж Санд, — когда я ускользаю от самой
себя, когда чувствую себя травой, птицей, вершиной дерева, облаком, проточной водой, горизонтом,
цветом, формой и ощущениями, преходящими, неопределенными;… живу в том, что составляет среду
развития, являющегося как бы расширением моего собственного существа». (2) Ученые часто задают себе
вопрос: «Где первоисточники самопознания, где рождается само Я, которому суждено увидеть себя добрее
чем…?» С материалистической точки зрения определяющая роль отношений с другими людьми в развитии
личности впервые была осмыслена Людвигом Фейербахом. «Отдельный человек, — писал он, — как нечто
обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в
мыслящем.
Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в
единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». (3) Эти идеи стали одними из
ключевых в марксизме: «… человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека». (4)
Люди рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в
реальности оказываются неодинаковыми. Из безусловного признания факта неодинаковости людей следует
вывод о том, что нет человека, состоящего из одних достоинств, не имеющего какого-либо изъяна или
слабостей. Для того, чтобы лучше понимать людей, осознанно относиться к конфликтам и уяснению тех
причин, которыми они вызываются, необходимо знать полную информацию о человеке с кем общаешься и
взаимодействуешь. Нельзя не считаться с тем, что поведение любого человека, его действия и поступки
определяют реакцию личности на ту или иную жизненную ситуацию.
Специалисты-психологи называют основными качествами человека – интеллектуальные, волевые и
эмоциональные. К интеллектуальным качествам относятся такие свойства, как мышление, совокупность
Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4
... вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в ... ослабляется самоконтроль, что может привести к травмированию. Изменение психического состояния человека возможно от длительного употребления алкоголя, лекарств, содержащих наркотические вещества, ...
знаний человека, его стремление к истине, а также взгляды, принципы и жизненная позиция. Волевые
качества связаны, прежде всего, с мотивами, которые побуждают к действию, проявлению способностей
человека, расположенностью его к другим людям. Эмоциональные качества вбирают в себя самые
разнообразные нервные возбуждения, переживания и чувства, связанные с такими моральными ценностями,
как добро, долг, честь, дружба, любовь и т.п. Эмоции, взятые вместе, могут эффективно сигнализировать об
актуализации жизненных сил, о готовности личности приносить людям пользу, отвечать перед обществом и
самим собой за свои поступки.
Среди важнейших свойств человека, которые аккумулируют его качества своей особой социальной
значимостью выделяются справедливость, ответственность и правосознание. Все эти свойства личности, без
сомнения, влияют на возникновение конфликтов, их последующее развитие и разрешение. Специалисты
акцентируют внимание еще на одном свойстве человека – рефлексии, т.е. самоанализе каждым своих знаний
и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются
другими людьми.
Ряд качеств человека, заложенных в нем генетически, заслуживают особого внимания. Прежде всего,
существует опосредованная взаимосвязь между конфликтностью и темпераментом – теми устойчивыми
свойствами индивида, которые характеризуют динамические особености психики данного человека, относя
его со времен Гиппократа к сангвиникам, флегматикам, холерикам или меланхоликам. Известно, что
сангвиник активен и быстр, легко сходится с людьми, жизнерадостен и деятелен, но не переносит
однообразия и монотонной работы. Флегматик более сдержан в поведении и терпелив, владеет собой, но,
как правило, мало активен. Холерик бывает, вспыльчив и излишне прямолинеен, часто демонстрирует
высокую работоспособность, одного его активность и энергия то бьет через край, то испытывает временный
спад. Меланхолик впечатлителен, эмоционален и отзывчив, но нередко проявляет нерешительность и
медлительность, плохо адаптируется к новым условиям, болезненно переживает неудачи, легко впадает в
уныние. Влияние индивидуального склада, отчетливо выраженных психических свойств личности на ее
конфликтность оказывается более заметной. Темперамент оказывает существенное влияние на поведение
человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а
флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.
Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые
характеристики. Выделяют две основные психологические оси личности: экстраверсия – интроверсия;
эмоциональная неустойчивость – эмоциональная стабильность. Экстраверты – люди, требующие
постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым
впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Интроверты стимулы для жизненной активности черпают
изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, любят порядок, дружат с немногими,
но преданно. Эмоционально неустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным
Тест «описание поведения в конфликте К. Томаса» 3 Методика диагностики ...
... исследования взаимосвязи поведения в конфликте и индивидуально-типологических особенностей личности 3.1 Результаты опросника Айзенка 3.2 Результаты теста «описание поведения в конфликте К. Томаса» ... самочувствие. (12) Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды ...
напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.
Эмоционально стабильные люди – им свойственны эмоциональная уравновешенность, неспособность
глубоко сочувствовать переживаниям других людей. Эта типология черт характера была дана Карлом
Юнгом (1875-1961гг.) в книге «Психологические типы» (1921г.), которая до сих пор считается одной из
самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии.
Согласно взглядам А.Адлера формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни
человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у
него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на
поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п.
Данная типология убедительно показывает, что характеры людей разные (по крайней мере, существует
16 типов характеров).
Недоразумения из-за несовпадения типов характеров начинаются тогда, когда
бескомпромиссно отстаиваются только свои собственные предпочтения. Чем лучше люди будут знать черты
своего характера, тем плодотворнее будет их взаимодействие с другими людьми. Суть теории Эрика
Эриксона (1902-1994гг.) состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального
развития личности, на каждом из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом
возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное.
Уровень личностного развития -еще один важный фактор, влияющий на возникновение межличностного
конфликта. Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и
воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с
общепринятыми нормам и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента и
характера приходится держать под постоянным контролем.
Понятие социализации является одним из центральных понятий таких учебных дисциплин, как
социология, психология, политология и других. Несмотря на то, что каждая из этих дисциплин вкладывает в
понятие социализации свой смысл, в целом под социализацией понимается совокупность всех социальных
процессов, благодаря которым индивид усваивает социальный опыт, в результате общения и деятельности
приобретает определенные нормы и ценности, позволяющие ему функционировать в качестве члена
общества.
Стратегии поведения в конфликте (двухмерная, трехмерная модели по Томасу-Киллмену)
Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная американскими психологами К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии. Ее авторы исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено мощным эмоциональным напряжением. В качестве стратегий авторы выделили пять способов конфликтного взаимодействия: уход, уступка, компромисс, сотрудничество, соперничество. Вид модели представлен на рис. 1. При анализе конфликтов на основе двухмерной модели Томаса — Киллмена следует учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
« Тема: Типы личностей и их особенности поведения в конфликте »
... индивидуальные особенности, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте. Личность формируется и развивается в сложном и ... существенное значение для него самого и окружающих. Особенности личности проявляются в ее темпераменте, характере и ... являются необходимым условием общественного развития. Источником конфликтов выступает личный интерес, индивидуальная активность при которой каждый ...
1. Содержание предмета конфликта;
2. Ценности межличностных отношений;
3. Индивидуально-психологических особенностей личности;
Рис. 1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте (по Томасу-Киллмену)
Приведем описание основных стратегий.
Уступка или приспособление выражается в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить, пренебрегая собственными интересами. Это выражается в уклонении от обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями. Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.
Уход или избегание, уклонение предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Наблюдается стремление выйти из ситуации не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий и возражений противоборствующей стороне. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.
Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность как для Вас, так и для соперника.
Соперничество или противоборство, конкуренция выражается в стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в занятии жесткой позиции непримиримости антагонизма в случае сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение власти, давление, использование зависимого положения соперника. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.
Поведение экспрессивное
... - забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) - пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору; - скрещенные лодыжки у сидящего - сдерживание неодобрительного отношения, страх ... одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ...
Компромисс представляет собой стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок. Выражается в поиске такого решения. Когда внешне никто не выигрывает, но и не проигрывает. В этом случае интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Такая стратегия ведет к уменьшению недоброжелательности, позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Вместе с тем есть вероятность появления неудовлетворенности «половинчатыми» решениями.
Было установлено, что особое место в оценке стратегий занимает ценность межличностных отношений (МЛО), с соперником. На практике мы встречаемся с ситуациями, когда относительно низкая ценность МЛО способствует или связана с различными деструктивными проявлениями в ходе конфликта и соответственно, выбором в качестве стратегии соперничества, проявляющегося в формах борьбы или принуждения.
На основе выделения параметра ценности МЛО двухмерная модель Томаса-Киллмена была преобразована в трехмерную. (рис. 2).
Некоторые исследователи в качестве основной характеристики поведения личности в конфликте выбирают стиль.
Типы конфликтных личностей
Демонстративный. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
Ригидный. Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Неуправляемый. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков.
Поведение как психофизиологический феномен
... видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей ... в этом ряду потребность обладает способностью подавлять все предшествующие. Биологические потребности по своей сути являются и инициаторами поведения в интересах сохранения ...
Сверхточный. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.).
Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
«Бесконфликтный» Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.