Основная образовательная программа 14

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена»

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

по направлению 30 300.68 Психология

Магистерская программа Психологическое консультирование

Утверждено на заседании кафедры

Кафедра психологической помощи___________________________

Протокол № ___ от _______2011г.

Зав. кафедрой_________Кораблина Е.П.

.

Санкт-Петербург

2011 г.

Производственная практика

Педагогическая практика

Семестр: 11

Количество недель: 6

Количество кредитов: 9

1. Цель и ожидаемые результаты учебной практики:

— формирование у студентов компетенций, а именноспособности и готовности к:

активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);

принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях (ОК-6);

использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10);

оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11).

выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);

овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11);

— преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях (ПК-15);

участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);

проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27);

участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31);

супервизии по обучению и руководству бакалавром в процессе его практической деятельности (ПК-33).

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты

Знали:

  • основы общетеоретических учебных курсов в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских и научно-методических задач;
  • основные направления и перспективы развития междисциплинарных знаний в области методологии и методов психологической помощи;
  • этические нормы и принципы работы психолога, работающего в сфере психологического консультирования;
  • основы права и научной организации труда.

Умели:

  • адекватно передавать психологическую информацию различным целевым аудиториям;
  • применять психологические знания в практике межличностного взаимодействия и эффективного общения с другими людьми в контексте консультирования;
  • решать познавательные задачи в области современных методов психологического консультирования
  • ориентироваться в растущем потоке информации
  • осваивать, анализировать и перерабатывать знания из разных источников информации в сфере психологического консультирования;
  • решать типовые задачи в области осуществления профессиональной помогающей деятельности

Владели:

  • базовыми знаниями в области психологической проблематики личности, а также в области методологии психологического консультирования;
  • технологиями психологического консультирования различных категорий людей; методами психологического сопровождения личности в различных жизненных ситуациях, а также техниками работы с группами;
  • способностью к решению новых, нестандартных задач, в том числе задач по выбору адекватных методов консультативной работы в соответствии с особенностями личности и социально-психологическими характеристиками тех или иных групп людей, нуждающихся в психологической помощи;
  • способностями, связанными с внедрением и продвижением идей и услуг в области помогающей деятельности и психологической помощи;
  • сформированной профессиональной позицией помогающего специалиста, для которой свойственна готовность к оказанию профессиональной психологической помощи;
  • мотивацией к овладению компетенциями в области психологического консультирования;
  • мотивацией к самообразованию в области помогающей деятельности, социальных проблем и межличностного общения;
  • навыками презентации собственных компетенций в области оказания психологической помощи и формирование позитивного имиджа помогающего специалиста;
  • способностью учитывать разностороннюю информацию для принятия обоснованного решения о целесообразности использования тех или иных методов группового и индивидуального психологического консультирования.
  • экологической культурой, проявляющейся в соблюдении принципа физической, социально-психологической и духовной безопасности используемых методов психологического консультирования;
  • толерантностью по отношению к людям к ограниченными возможностями, терпимость к индивидуальным различиям.

2.1. Содержание инвариантных заданий (задач)* на производственную педагогическую практику в соотношении с формами отчетности и формируемыми компетенциями:

№ п/п

Формулировка задания

Форма отчетности

Формируемые компетенции

1.

Выявление и обоснование психологических проблем учреждения

Предоставление перечня психологических проблем учреждения п

2.

Составить и обсудить перечень планируемых лекционных, практических и семинарских занятий

Предоставление перечня теоретических занятий, лекций, семинаров, практик и практикумов (тренингов)

ОК-3,4, ПК-26

3.

Изучить литературные источники по теме планируемых занятий

Предоставить список литературных источников

ОК-3,4,5, ПК-26, 31

4.

Составить и обсудить конспекты лекционных занятий, программы семинаров

Предоставить конспекты лекционных занятий, программы семинаров

ОК-3,4,11, ПК-26, 31

5.

Провести занятия: лекции, семинары (практикумы, тренинги) не менее трех занятий

Предоставить отзывы слушателей, участников занятий

ОК-3,4,11

ПК-14

2.2. Содержание вариативных заданий (задач)*, выполняемых в ходе производственной педагогической практики:

№ п/п

Формулировка задания (задачи)

Форма отчетности

Формируемые компетенции

1.

Выявить актуальные темы занятий для проведения психологического консультирования в организации

Составить перечень тем занятий психологического консультирования, а организации

ОК-3,5,6, ПК-26,31

2.

Составить и обсудить план проведения практических занятий

Предоставить план проведения занятий,

ОК-3,4,5,6, ПК- 26,31

3.

Провести (не менее трех) практические занятия с использованием упражнений, презентаций

Предоставить конспекты, презентации практических занятий, тренингов с перечнем упражнений

ОК-3,4,6, ПК-26,27,31

3. Особенности организации практики:

Функциональные обязанности руководителя практики:

Руководитель практики организует взаимодействие студента с базовым учреждением, на территории которого осуществляется прохождение практики; формулирует с практикантом цели и задачи педагогической работы; осуществляет кураторство по мере прохождения практики в форме консультаций; обсуждает темы и конспекты занятий, проводит итоговую аттестацию на основании предоставленных магистрантом отчетных материалов.

4. Содержание итоговой аттестации по результатам педагогической практики

4.1. Письменный отзыв куратора практики (работодателя) с базового учреждения.

4.2. Педагогический дневник

4.4 Лист самооценки

4.5 Выступление на конференции

4.8. Наличие положительных отзывов слушателей, участников занятий

4.9 Наличие презентаций

Критерии оценивания (по формам отчетности).

Оценка по педагогической практике отражает уровень профессиональных и педагогических знаний и навыков студента, самостоятельность и творческий подход к решению поставленных задач, умение подбирать, анализировать материал и сопоставлять его с теоретическими знаниями.

Оценка определяется на основании следующих критериев:

  • актуальность и практическая значимость осуществленной педагогической деятельности;
  • связь информации с психологическими концепциями;
  • характер описания занятий; логика изложения материала; наличие наглядности в виде графиков, рисунков, таблиц; психологическая корректность и научная грамотность;
  • характер изложения, практическая значимость и научная новизна представленных материалов;
  • оформление отчета в целом;
  • своевременность предоставления отчета по практике;
  • соблюдение учебной трудовой дисциплины (присутствие на базах практики положенный объем времени, посещение учебных консультаций).

Технологическая карта студента _____________________________________________________________ по педагогической практике

Вид деятельности

Количество баллов

max

Инвариантная часть заданий

1

Выявление и обоснование проблем учреждения определение их приоритетности.

5 баллов

2

Предоставление перечня теоретических занятий, лекций, семинаров, практик и практикумов (тренингов).

15 баллов

3

Предоставление списка литературных источников по темам занятий, лекций, семинаров (тренингов)

15 баллов

4

Предоставление и обсуждение конспектов лекционных занятий, программ семинаров .

15 баллов

5

Предоставление отзывов слушателей, участников занятий

5 баллов

Всего по блоку

55 баллов

Вариативная часть заданий

1

Составление перечня тем занятий психологического консультирования, а организации

15 баллов

2

Составление и обсуждение плана проведения практических занятий

15 баллов

3

Проведение (презентация) практических занятий с использованием упражнений

15 баллов

Всего по блоку

45 баллов

Итого за практику

100 баллов

Примечание: в ходе практики студенту необходимо набрать не менее 55 баллов.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

а) основная литература

  1. Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. СПб., Речь, 2006
  2. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. СПб., Речь, 2007
  3. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: учебно-методическое руководство. — СПб.: Речь, 2012.- 283с.
  4. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб, Питер, 2006
  5. Кораблина Е.П. Формирование готовности к оказанию психологической помощи, СПб, 2007
  6. Кораблина Е.П. Феноменологический анализ как качественный метод исследования, СПб, 2007
  7. Справочник практического психолога: психодиагностика (под ред.С.Т.Посоховой), СПб, 2005

б) дополнительная литература:

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию, М., 1996
  2. Бадхен А.А. Мастерство психологического консультирования.- СПб., Речь, 2004
  3. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души, СПб, 2001
  4. Кочюнас В. Основы психологического консультирования. М.1999
  5. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг, М., 1998
  6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога, М., 1996
  7. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге, СПб, 2000

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР) :

http://humanpsy.ru(публикации преподавателей кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена)

(учебно-методические пособия, разработанные преподавателями кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена)

http://psychology.ru/library (библиотека сайта Psychology.ru) psychology.net.ru/ (Мир психологии) www.voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»)

http://www.koob.ru («Куб» — материалы по психологии) psylib.myword.ru (Психологическая библиотека «Моё слово»)

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно-библиотечные системы (ЭБС):

http://lib.herzen.spb.ru(Фундаментальная библиотека им. императрицы Марии Фёдоровны РГПУ им. А. И. Герцена предоставляет доступ к базам данных научных публикаций)

http://lib.herzen.spb.ru/page7120.asp?s=11(список поисковых систем, на которые дополнительно ссылается Фундаментальная библиотека им. императрицы Марии Фёдоровны РГПУ им. А. И. Герцена)

http://scholar.google.com(поисковая система по академическим публикациям от Google)

д) программное обеспечение:

http://volokhonsky.ru/moodle(сервер с тестовой системой Moodle, позволяющей создавать и использовать в любое время суток информационные страницы и дидактические тесты по учебным дисциплинам).

6. Материально-техническое обеспечение производственной практики

  • подбор стимульного материала для психодиагностического и психокоррекционного материала, согласование его версии с руководителем практики;
  • использование технических средств для проведения психодиагностической и психокоррекционной работы (описать подробнее: оборудование аудиторий, различные технические средства, аудио-, видеоаппаратуры, оборудования, используемого в арсенале средств «сенсорной комнаты»).

Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине:

Итоговая аттестация:

Осуществляется в форме дифференцированного зачета, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.

Разработчики:

РГПУ им. А.И.Герцена

Зав.каф .психол. помощи, профессор, доктор психол. наук

Кораблина Е.П.

(место работы)

(должность, уч. степень, звание)

(подпись)

(ФИО)

РГПУ им. А.И.Герцена

Канд. биол. наук, доцент

Романченко И.А.

(место работы)

(должность, уч. степень, звание)

(подпись)

(ФИО)

РГПУ им. А.И.Герцена

Ст. преподаватель

Лебедева И.Г.

(место работы)

(должность, уч. степень, звание)

(подпись)

(ФИО)

РГПУ им. А.И.Герцена

Канд.психол.наук, доцент

Алексеева А.Н.

(место работы)

(должность, уч. степень, звание)

(подпись)

(ФИО)

Эксперты:

(место работы)

(должность, уч. степень, звание)

(подпись)

(ФИО)

(место работы)

(должность, уч. степень, звание)

(подпись)

(ФИО)

2

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector