Тема: ОЩУЩЕНИЯ.
- Понятие ощущения. Физиологические механизмы.
- Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Развитие ощущений.
- Понятие ощущений.
Познание человеком окружающего мира начинается с накопления информации при помощи органов чувств.
Предметы и явления воздействуют на наши органы чувств, и мы ощущаем это воздействие. Мозг получает сигналы о том, что происходит в окружающем мире и внутри самого организма, сведения о предметах и явлениях окружающей среды и о состоянии внутренних органов тела. Предметы и явления отличаются различными свойствами, качествами, и отражение мозгом этих предметов и явлений невозможно без отражения их свойств и качеств.
Ощущение — это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на мозг человека.
Ощущение — познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира.
Ощущение — отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Таким образом, при ощущении происходит отражение отдельных свойств предметов и явлений: каждый орган чувств способен воспринимать только раздражители одного вида, имеющие специфические характеристики.
Основная роль ощущений связана с доведением до ЦНС информации о состоянии внешней и внутренней среды, что дает возможность адаптироваться и управлять поведением. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус, звук предметов и явлений. Ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов — восприятия, мышления, воображения.
Ощущения свойственны и животным. (Примеры В.Крутецкий с.90.)
На ощущения человека оказывает влияние общественно-историческое развитие. Ощущения людей опосредствованы осуществляемой деятельностью, сознанием, индивидуальными особенностями, жизненным опытом.
В ощущениях условно можно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона связана с характеристиками воздействия внешнего мира, с особенностями свойств отражаемых предметов и явлений. Субъективная сторона определяется индивидуальными характеристиками органов чувств, которые определяются как генетическими, так и приобретенными в ходе жизни факторами. Характер ощущений может изменяться под влиянием осуществляемой деятельности, болезней, упражнений.
Ощущения и восприятие. Виды нарушений
... Для того чтобы то или иное явление или предмет внешнего мира был осознан, мало знания одного свойства или качества предмета — нужен комплекс ощущений. Это новое психологическое понятие. Восприятие — ... психических заболеваниях. При этом у больных одновременно отмечаются изменения в сфере чувств и в поведении. Нарушения сложных познавательных процессов называются агнозиями. Различают зрительные, ...
Обязательным условием возникновения ощущений является непосредственное воздействие предмета на наши органы чувств.
Орган чувств — анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах, специализирующийся для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды.
Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.Павлов назвал их анализаторами.
Анализатор — сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е. выделяет отдельные его элементы и свойства.
Каждый вид анализатора приспособлен для выделения определенного свойства: глаз реагирует на световые раздражения, ухо на звуковые, и т.п.
Раздражение — процесс воздействия раздражителей на органы чувств.
Предметы и явления, которые воздействуют на органы чувств — это раздражители.
Анализатор состоит из 3 отделов:
- периферический или рецептор ( с лат.—принимаю)
- проводниковый либо афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути
- мозговой, центральный отдел или корковые проекционные зоны.
К периферическому отделу анализаторов относятся рецепторы — органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа) и специальные рецепторные нервные окончания, заложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела.
Проводниковый отдел проводит нервное возбуждение от рецептора к центрам головного мозга. Ответный импульс после обработки в ЦНС информации передается к рецептору, определяя двигательную активность (реакцию на раздражитель).
Мозговой отдел — высший отдел анализатора. Определенные участки коры обрабатывают информацию, поступившую от рецепторов. Именно здесь возникают ощущения. Но ощущения не возникнут, если повреждена любая часть анализатора. Человек не будет видеть и при разрушении глаза, и при повреждении зрительного нерва, и при нарушении работы мозгового отдела – центра зрения.
Механизм действия анализатора заключается в следующем:
Раздражитель действует на рецептор, вызывая физико-химический процесс раздражения. Раздражение трансформируется в физиологический процесс — возбуждение, которое передается в мозг. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс — ощущение.
Анализаторы бывают внешние и внутренние. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность, у внутренних — рецепторы находятся во внутренних органах и тканях.
Решение практических психологических задач Ощущение
... 3 Какой вывод о роли мышечных ощущений пространственной ориентации можно сделать на основании проделанных опытов? Об участии какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в ... ответа, в котором все явления указаны верно. а) изменения обоняния, б) взаимодействие анализаторов, в) сенсибилизация, г) сенсибилизация, д) синестезия. а) адаптация, б) синестезия, в) специфическая ...
2.Виды ощущений.
В современной науке существуют разные подходы к классификации ощущений.
Английский ученый Ч.Шеррингтон выделил группы ощущений в зависимости от локализации ( месторасположения) рецепторов:
- Экстероцептивные — рецепторы находятся на поверхности тела: зритеольные, слуховые, кожные, обонятельные, тактильные.
- Интероцептивные — рецепторы находятся на внутренних органах: ощущения голода, жажды, тошноты, сытости, удушья. Связаны с переживанием положительных и отрицательных эмоций.
- Проприоцептивные — рецепторы находятся в мышцах, связках, суставах, сухожилиях. Это ощущения движения, положения частей тела.
По наличию или отсутствию контакта с раздражителем выделяют:
- дистантные ощущения — без непосредственного соприкосновения с раздражителем: зрительные, слуховые, обонятельные.
- контактные ощущения — при соприкосновении органов чувств с раздражителем вкусовые, кожные и кинестезические (двигательные).
В зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущений выделяют такие группы:
1-я группа — ощущения, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные.
2-я группа — ощущения, отражающие состояние организма — органические, ощущения равновесия, двигательные.
3-я группа — особые ощущения: осязательные, представляющие комбинацию нескольких ощущений, и болевые — ощущения различного происхождения.
Дадим характеристик отдельным видам ощущений.
А) Зрительные ощущения — это ощущения света и цвета. Возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку. В сетчатке находятся клетки двух типов — палочки ( около 130 миллионов) и колбочки ( около 7 миллионов).
При дневном освещении активны только колбочки, ночью — палочки. Колбочки дают возможность видеть цвета спектра ( хроматические ощ.) и их оттенки. Палочки позволяют видеть серые цвета (ахроматические) — от белого к черному. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжении в работе глаз, что может спровоцировать развитие близорукости. Кроме этого, отражение черно-белых цветов и цветовой гаммы вызывает определенный эмоциональный тон. Н-р, зеленый — успокаивает, голубой — создает ощущение открытого пространства, красный – возбуждает, вызывает тревогу, черный — угнетает, оранжево- желтый — бодрит, создает приподнятое настроение, темно-синий — угнетает. Также красный и темно-синий цвета утомляют глаза. Зная это, можно использовать цветовую гамму для окраски стен класса, чтобы повысить работоспособность уч-ся.
Б) Слуховые ощущения — это ощущения, возникающие под воздействием звуковых волн, которые вызывают колебания барабанной перепонки. Колебания передаются во внутреннее ухо, в котором находится особый аппарат — улитка — для восприятия звуков.
Педагогический процесс формирования представлений об органах чувств человека
... полноты и разнообразия ощущений, напрямую связан с функционированием органов чувств и анализаторной чувствительностью ребенка (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), а также мыслительными ... определение логики воспитательно-образовательной работы по формированию представлений об органах чувств человека у старших дошкольников. Таким образом, актуальность темы подтверждается ...
Различают 3 вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет 4 качества:
- силу звука (громкий — слабый); зависит от амплитуды колебаний.
- высоту (высокий — низкий); зависит от частоты колебаний.
- тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента); отражение форм колебаний звуковых волн.
- длительность звука ( время звучания).
Музыкальные ощущения позволяют различать качества звука (сила, высота, тембр, длительность).
Музыкальный слух формируется лучше, если ребенка чем можно раньше приобщать к музыке.
Речевые ощущения позволяют различать звуки речи. Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком затруднено, так как предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Речь может вызвать определенный эмоциональный настрой.
Шум — шум мотора, поезда, грома. Шумы могут вызвать определенный эмоциональный настрой ( шум дождя, шелест листьев); служат сигналом опасности (шипение змеи, грохот поезда) или радости ( шаги любимого человека, топот ножек ребенка).
Однако замечено, что сильный и продолжительный шум вызывает у людей значительные потери нервной энергии, утомляет нервную систему, наносит ущерб сердечно-сосудистой системе, вызывает рассеянность, снижает работоспособность, понижает слух. Поэтому на уроках учителя должны стремиться к соблюдению тишины.
В) Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса — вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Больше всего вкусовых почек находится на языке. Всего у человека их около 3-х тысяч. Существует всего 4 вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.п. Различные участки поверхности языка чувствительны к различным вкусовым ощущениям: задняя поверхность языка — к горькому, по бокам — к кислому и соленому, кончик языка — к сладкому.
Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Сухое вещество на сухом языке не дает вкусовых ощущений. Кроме этого, всё, что заставляет атомы двигаться быстрее, н-р, подогрев, усиливает вкусовые ощущения. Поэтому, горячий кофе кажется более горьким, чем холодный, поджаренное соленое сало — более соленым, а горячее мясное блюдо — вкуснее, чем холодное.
На вкус пищи влияет самочувствие, головная боль, тепло, холод, голод (усиливает), сытость (ослабевает).
Кроме того, вкусовые ощущения никогда не воспринимаются в чистом виде, они всегда осложнены обонятельными. Кофе, чай, табак, яблоки, апельсины, лимоны в большей степени стимулируют органы обоняния, чем вкуса.
Г) Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Обонятельные ощущения возникают в результате попадания частиц воздуха в носовую полость. В нашей носовой полости запахи воспринимаются чувствительными волосками на обонятельной мембране. Эти волоски погружены корнями в слизистый слой, покрывающий мембрану. Мембрана всегда влажная. Если она высохнет, мы не сможем чувствовать запахи. Если мы просто дышим, то струя воздуха минует мембрану. Поэтому, чтобы почувствовать запах, нам надо принюхиваться, т.е. пропускать воздух над мембраной.
Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности
... В данном реферате будут рассмотрены такие особенности творческой личности, как ощущение и чувствительность, и сделана попытка проанализировать эти понятия. Особенности формирования творческой ... увлечений или излишнее внимание к ним; неприятие состязательности; эмоциональная неуравновешенность; чувствительность к критике, тенденция критиковать других; нереалистические цели. Л. Холлингуорт делает ...
Существует 5 основных типов запахов, которые мы можем улавливать:
- цветочный ( фиалка, роза и т.п)
- пряный (лимон, яблоко)
- гнилостный (сыр, тухлые овощи)
- жжёный ( кофе, какао)
- эфирный (алкоголь, камфора).
У человека обоняние развито не так хорошо, как у животных. В процессе эволюции обоняние человека делается все слабее и слабее, и мы более зависимы от зрительных ощущений.
В нашем носу мембрана занимает с обеих сторон площадь с ноготь., а у собаки эта мембрана, если ее расправить, закроет больше половины ее тела. В человеческом мозгу клетки, которые различают запахи, занимают 20-ю часть, у собаки — треть мозга.
Слабое обоняние человека компенсируется более высоким развитием других органов чувств. У слепо-глухих людей обоняние развито лучше. По запахам они узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности.
Обонятельные ощущения позволяют определить качество пищи, предупреждают об опасности ( запах гари, газа), определяют химический состав (парфюмерия).
При голоде как и у вкусовых ощущений, повышается чувствительность, при насыщении — снижается.
Д) Кожные ощущения. Различают два вида кожных ощущений: тактильные ( ощущения прикосновения) и температурные ( ощущения тепла и холода).
Тактильные ощущения дают знания о качестве предметов, температурные ощущения регулируют теплообмен организма со средой.
На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение только прикосновения, только холода, только тепла. Чувствительность различных участков кожи к каждому из этих видов раздражителей различна. Прикосновения больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев. Спина менее чувствительна. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительны те участки кожи, которые обычно прикрыты одеждой ( поясница, живот, грудь).
Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Средние температуры вызывают положительные чувства, холод переживается как бодрящее чувство, теплота — расслабляющее. Высокие показатели тепла и холода вызывают отрицательные эмоции.
Е) Органические ощущения. К ним относятся ощущения голода, жажды, сытости, тошноты, удушья, половые ощущения. Они рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов — пищевода, кишечника и др., в стенках которых находятся соответствующие рецепторы. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать нарушения в работе нашего организма и помочь ему. Когда в крови не хватает определенных питательных веществ, ощущается голод. Тогда в «центр голода», расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника активизируется. Вот почему голодный человек слышит урчание своего желудка.
Общие закономерности ощущений; чувствительность и ее пороги, ...
Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: ...
При нормальной работе внутренних органов отдельные ощущения сливаются в одно ощущение, составляющее общее самочувствие человека.
Ж) Ощущения равновесия. Орган равновесия — вестибулярный аппарат внутреннего уха, дающий сигналы о движении и положении головы. Когда мы впервые садимся на велосипед, становимся на коньки и т.п., нам очень трудно удержать равновесие. При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни ходить, он будет все время падать. Органы равновесия связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота, рвота (морская болезнь).
З) Двигательные или кинестезические ощущения — ощущения движения и положения частей тела. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках, сухожилиях, суставных поверхностях, а также в пальцах рук, языке, губах (этими органами осуществляются точные и тонки рабочие и речевые движения).
Двигательные ощущения сигнализируют о степени сокращения мышц, о том, насколько, н-р, согнута рука или нога.
Развитие двигательных ощущений — одна из задач обучения. Наиболее способствуют этому уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, ритмики.
Без двигательных ощущений мы не могли бы нормально выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг к другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.
И) Осязательные ощущения — это сочетание кожных и двигательных ощущений предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Рука — орган осязания. У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важных средств ориентировки и познания. В результате тренировки такие люди могут заниматься лепкой, шитьем, приготовлением пищи.
К) Болевые ощущения — сигнализируют об опасности, неблагополучии, возникшем в организме человека, т.е имеют защитное значение. Греки говорили: Боль — это сторожевой пес здоровья.
Болевые ощущения имеют различную природу.
- Существуют «точки боли» ( спец.рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механические повреждения кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают эти ощущения.
- Они возникают под воздействием сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Оглушительный звук. Ослепляющий свет, резкий запах, холод или тепло могут вызвать болевые ощущения.
Полная нечувствительность к боли — редкая аномалия, и она принесит человеку серьезные неприятности.
3. Закономерности ощущений.
Каждый человек обладает врожденной способностью к ощущениям. Ощущения можно совершенствовать с помощью тренировки. Но даже самая систематическая тренировка не позволяет перейти предел, за которым человек уже не различает предметы, не слышит звуки, не ощущает запахи.
А) Абсолютные пороги.
Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.
Понятие об ощущениях.Возникновение ощущений
... субъективная интенсивность слухового ощущения .Существуют индивидуальные различия между людьми в отношении абсолютной чувствительности к звуковым раздражителям .Единицами измерения громкости ... Физиологические основы ощущений. Понятие об анализаторах. Физиолог. осн. ощущений явл. деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных Павловым, анализаторами. Каждый анализатор сост. ...
Та наименьшая, минимальная сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.
Та наибольшая сила раздражителя, при которой ещё существует ощущение данного вида, называется верхним порогом чувствительности. Дальнейшее увеличение силы раздражителя, действующего на наши рецепторы, вызывает лишь болевые ощущения ( сверх громкий звук, слепящая яркость).
Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.
Очень велика чувствительность зрительного и слухового анализатора.
Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у разных людей различна. Пороги чувствительности изменяются на протяжении жизни: от рождения развиваются и достигают наивысшего развития к юношескому возрасту, а к старости пороги повышаются (ухудшается слух, зрение).
Б) Другая важная характеристика анализатора — его способность различать изменения в силе раздражителя. Так называемый порог различения.
Порогом различения называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличится сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения (н-р, если к хору, состоящему из 100 человек прибавить 10 человек, то мы почувствуем разницу).
Б.Ананьев указывал, что чувствительность к различению является источником сложного мыслительного процесса — сравнения.
В) Следующая закономерность ощущений — адаптация (лат.—привыкание).
Адаптация в жизни известна каждому. Когда мы входим в воду, то вода поначалу кажется холодной, а через некоторое время ощущение холода исчезает и вода кажется теплой. Когда из светлой комнаты мы входим в темный коридор, то надо время, чтобы глаза привыкли и мы стали видеть. И наоборот, из темноты в светлую комнату. Приходя из улицы в помещение мы ощущаем все запахи, а через некоторое время уже не замечаем их. Эти примеры говорят о том, что чувствительность анализаторов может меняться под влиянием действующих раздражителей.
Адаптация — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.
Различают 3 разновидности этого явления:
- полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (легкий груз, часы на руке, исчезновение запаха и т.п.)
- притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (рука в холодной воде, из темноты на яркий свет)
- повышения чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (темновая адаптация: глаза в темноте лучше видят через некоторое время; слуховая адаптация — адаптация к тишине).
Первые две разновидности являются негативной адаптацией, так как приводит к снижению чувствительности анализаторов. Третья разновидность адаптации — позитивная, так как приводит к повышению чувствительности.
Основные свойства и характеристики ощущений
... анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Виды ощущений Ощущения можно классифицировать следующим образом (рис. 3, 4). Виды ощущений По взаимодействию рецепторов с раздражителями По расположению рецепторов По ведущему анализатору ...
Адаптация помогает улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения.
Сильная адаптация наблюдается в кожных (тактильных).
Зрительных, обонятельных, температурных ощущениях, слабая — в слуховых и болевых. К шуму и боли можно привыкнуть, не обращать на них внимание, но ощущать их не перестанешь.
Г) Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолировано друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого.
Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Общая закономерность взаимодействия ощущений состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Чувствительность зрительного анализатора можно повысить слабыми музыкальными звуками, обтиранием лица холодной водой, кисло-сладкими вкусовыми ощущениями.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.
Физиологически это обусловлено тем, что слабый раздражитель вызывает в коре процесс возбуждения, который легко иррадирует. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. Под воздействием сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности в них.
Слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность глаза, слабые световые — усиливают слуховые ощущения. Это необходимо использовать в процессе обучения.
Кроме этого, сенсибилизация может быть достигнута в процессе упражнений. Н-р, занятия музыкой развивают звуковысотный слух.
Выделяют два вида сенсибилизации:
- сенсибилизация, к которой приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота)
- сенсибилизация, вызванная деятельностью, требованиями профессии (специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета; дегустаторы совершенствуются в обонятельных и вкусовых ощущениях и т.д.)
Взаимодействия ощущений проявляются ещё в синестезии.
Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.
Н-р, зрительно-слуховая синестезия — при воздействии звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Реже возникают слуховые ощущения при воздействии на зрительный анализатор, вкусовых —на слуховой. ( Н-р лимон может вызвать кислый вкус при вкусовых ощущениях, а можно произнести слово «лимон» — и тоже ощутить вкус лимона во рту.
Мы часто говорим «острый вкус», «бархатный голос», «кричащий цвет», «сладкие звуки». Это все синестезия. Синестезия лежит в основе цветомузыки.
Общая характеристика психических процессов ощущения и восприятия
... Ч. Дарвина) является переходной формой от осязательных ощущений к слуховым. Вибрационное чувство - это чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. ... ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение ощущения становится невозможным (зрительное ощущение прекращается при повреждении глаза.). Анализатор ...
На ощущения влияют и ранее действующие раздражители.
Контраст — изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.
При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Н-р, одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, а на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.
Последовательный контраст более широко распространен. После холодного тепловой раздражитель кажется горячим, после кислого повышается чувствительность к сладкому и наоборот.
4. Развитие ощущений.
- слух развивается под влиянием музыки и звуковой речи; занятия музыкой
- четкое произношение слов формирует фонематический слух
- занятия живописью способствует развитию зрительных ощущений
- помнить об охране зрения (достаточная освещенность, правильная посадка, не читать лежа)
- помнить об охране слуха ( лучше тихо, чем громко)
- наблюдения в природе
- специальные упражнения, игры
- учет индивидуальных особенностей ощущений у детей( подача материала разными способами: на слух, через органы зрения, кожные, тактильные, вкусовые ощущения и т.п.)
В.Крутецкий Психология с.89-101. И.Дубровина Психология с.91-105. Конспект с.96-103.