Ориентировочная анкета (оа) в. Смекалова и м. Кучера

Вопросы для самопроверки

1. На основе предложенных подходов дайте определение понятия «успех».

2. Что такое «успешность личности»?

3. В чем разница в понимании успеха и успешности в различных культурах?

4. Существуют ли различия в представлениях о «мужской» и «женской» ус­пешности? Насколько они объективны?

5. Определите различия объективного и субъективного успеха.

6. Каковы критерии профессионального и карьерного успеха?

Практические задания

Упражнение 1

Для того чтобы оценить собственную эффективность, честно и объективно ответьте на следующие вопросы:

  • Всегда ли вам удается довести начатое дело до конца?
  • Всегда ли вы ясно представляете результат, когда беретесь за дело?
  • Всегда ли форма представления результата соответствует предъявляемым к нему требованиям?
  • Часто ли вам требуются паузы, перерывы в работе (перекуры, чаепитие, общение)?
  • Есть ли у вас привычка подводить итоги дня, мысленно просматривать все, что вы сделали за день и оценивать результаты дня?

Упражнение 2

В левой стороне листа нарисуйте лестницу — не менее пяти ступенек. На ее вершине напишите цель, к которой ведет эта лестница. На каждой ступеньке напиши­те действие, которое приведет к успеху, достижению задуманной цели.

Составьте список того, что может вам мешать.

Внимательно прочитайте составленный список. Чего в нем больше: того, что зависит непосредственно от вас или внешних обстоятельств. Какие из внешних об­стоятельств действительно препятствуют успеху, а какие являются лишь поводом для бездействия? Чего больше в ваших ответах? Почему?

Определите свои внутренние ресурсы, способствующие достижению цели, запишите их на листе.

Упражнение 3

Попытайтесь перечислить, как можно более подробно те личностные качества, свойства, состояния, особенности, которые именно в вашей деятельности можно рас­сматривать как существенные условия успеха или неуспеха.

6 стр., 2671 слов

Для достижения цели использовались следующие методы исследования:

Содержание 2 Введение 3 Общие сведения о группе Л-203 4 Направленность коллектива 4 Характеристика студентов группы 5 Выводы 6 Психологический анализ занятия 7 Библиографический список 10 Приложения 11 Введение Теперь, когда коммуникативное обучение английскому языку становится более популярным, коммуникативная компетенция, ориентированная на достижение быстрого практического результата в ...

Упражнение 4

Придумайте и нарисуйте герб успешного человека и футболку с рисунком и девизом, которую носит успешный человек. Выполните упражнение самостоятельно и в микрогруппе. Сравните полученные результаты: что общего, и чем различаются представленные работы? Как вы думаете, чем это можно объяснить?

Для определения социально-психологических предпосылок избирательного предпочтения того или иного стиля педагогической деятельности использовался чешский вариант «ориентировочной анкеты» жизненных ориентации В. Басса. Способ реагирования обследуемого на требования, предъявляемые будущей работой, и на требования, предъявляемые к коллегам, зависит от того, какие виды удовлетворения (вознаграждения) он ожидает от работы. С другой стороны, в зависимости оттого, что дает ему чувство удовлетворения в работе, различают три вида ожиданий, в большинстве случаев исключающих друг друга:

  1. Сделать и закончить работу.
  2. Установить взаимопонимание с коллегами.
  3. Получить самоудовлетворение.

По ориентировочной анкете обследуемый получает три балльных оценки:

«S» – направленность на себя (self-orientation).

Она отражает, в какой мере обследуемый описывает самого себя как человека, ожидающего непосредственного удовлетворения (вознаграждения) только для себя вне зависимости от работы, которую он выполняет, или вне зависимости от коллег.

Для него рабочая группа буквально является «театром», в котором можно удовлетворять свои (личные) потребности. Остальные члены группы являются для него лишь зрителями, перед которыми обследуемый может демонстрировать свои личные трудности, потребность в признании (уважении), желание властвовать и т.п.

Человека с большим количеством баллов по субшкале «S», как правило, презирают коллеги, так как он бывает интроспективен, властен, не реагирует на потребности окружающих его людей.

«I» – направленность на взаимные действия (interaction-orientation).

Эта направленность отражает интенсивность, с которой обследуемый стремится поддерживать хорошие, гармоничные отношения, что зачастую затрудняет выполнение определенных рабочих задач.

12 стр., 5931 слов

Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы Преподаватель: Самойлова Ирина Генадьевна

Литература: Сафонава «содержание и методика психосоциальной работы», из»дание,2008 г. Фирсов, Шапиро «психология социальной работы». «Психология социальной работы» под. Ред. Гулиной. Козлов «интегративная психология». Вага, драбина «системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс». Введение в предмет. Понятие психосоциальной работы. Её место и роль в системе социальной работы. С 90-х г. ...

Человек с такой направленностью проявляет большой интерес к коллективной деятельности, но при этом никоим образом не способствует успешному выполнению группой учебной задачи.

«Т» – направленность на задачу (task-orientation).

Такая направленность отражает интенсивность, с которой человек посвящает себя выполнению своих задач, решению проблем, и его интерес к тому, чтобы выполнить работу как можно добросовестнее. Несмотря на свой интерес к работе, человек, относящийся к этой категории, желает сотрудничать с коллективом так, чтобы группа была как можно продуктивнее.

В коллективе человек этой направленности стремится изо всех сил доказать свою точку зрения, которую он считает правильной, полезной для выполнения задачи.

Результаты обследований студентов средней и высшей педагогической школы показали, что лица, сильно направленные на себя, имели тенденцию характеризоваться с помощью балльной оценки нескольких анкет как люди неприятные, агрессивные, догматичные, чувствительные, интровертные, подозрительные, ревнивые, возбудимые, с недостатком самоконтроля, незрелые, нестабильные, консервативные, неуверенные в себе и т.п.

Напротив, лица, направленные на взаимные действия, имели тенденцию характеризоваться с помощью балльной оценки как дружелюбные, зависимые от группы, нечестолюбивые, мечтающие о заботе, ласке, тепле и т.п.

Наконец, лица, согласно ОА сильно направленные на задачу, описывались как самостоятельные и изобретательные, с твердой волей, стойкие, сдержанные и необщительные, трезвые, интровертные, радикальные, агрессивные, уверенные в себе, зрелые и спокойные. Черта направленности на задачу положительно и значимо коррелировала с данными теста на интеллект.

Кроме того, получены данные о связи «жизненных ориентации» студентов средней и высшей педагогической школы с будущей специализацией. При выраженной направленности на задачу студенты чаще выбирали специализацию «учитель средней школы» (учитель-предметник); при выраженной направленности на взаимодействие — специализацию начальной подготовительной школы. Студенты с выраженной направленностью на себя предпочитали специализацию «учитель специальной (эстетического цикла) школы» или принимали твердое решение отказаться от профессии учителя.

8 стр., 3617 слов

Психологические особенности старых людей. Психологические задачи развития в старом возрасте — поздней взрослости

Министерство образования и науки Российской Федерации Алтайский государственный технический университет им И.И.Ползунова кафедра ТиПС Реферат по геронтологии Психологические особенности старых людей. Психологические задачи развития в старом возрасте - поздней взрослости Выполнила студентка Группы СР-82 Чистякова Е.Н. Проверил Головань О.В. Барнаул 2010 Содержание Введение 1. Взаимосвязь ...

Содержание тестового материала и порядок работы

Чешская версия ОА содержит 29 пунктов. На каждый пункт предложены три варианта ответа: А, В, С. Из ответов на каждый пункт обследуемый должен выбирать тот единственный вариант ответа, который в большей степени выражает его точку зрения и который для него наиболее ценен (или же более всего соответствует истине).

Затем при ответе на тот же самый вопрос обследуемый должен выбрать тот вариант, который в наименьшей степени соответствует его точке зрения, имеет для него наименьшую ценность (или в наименьшей степени соответствует истине).

Обследуемый получает бланк ОР и регистрационный лист для записи ответов под номером вопроса в столбце «больше всего» Е и «меньше всего».

Инструкция: Ответив на все вопросы ориентировочной анкеты, вы получите информацию о некоторых особенностях вашего характера.

На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который в большей степени выражает вашу точку зрения, ценен для вас или больше всего соответствует истине. Одну из букв вашего ответа (А, В, С) напишите в лист для ответа в столбце «Больше всего» против номера вопроса. Затем из ответов на тот же вопрос выберите вариант, меньше всего соответствующий вашей точке зрения, наименее ценный для вас или меньше всего соответствующий истине. Для ответа на каждый вопрос используйте только две буквы. Оставшийся ответ не записывают нигде.

Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли вы записываете ответы — в те ли столбики, во всех ли скобках поставлены буквы. Если обнаружена ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

  1. Оценка работы.
  2. Сознание того, что работа выполнена хорошо.
  3. Сознание того, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

  1. A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
  2. Известным игроком.
  3. Выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, кто:

  1. Имеют индивидуальный подход.
  2. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
  3. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

  1. He скрывают того, что некоторые люди им не симпатичны.
  2. Вызывают у других дух соревнования.
  3. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, что мои друзья:

  1. Помогают другим, когда для этого предоставляется случай.
  2. Всегда верны и надежны.
  3. Интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

  1. С кем хорошо складываются взаимные отношения.
  2. Которые могут больше, чем я.
  3. На которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным, как те:

  1. Кто добился жизненного успеха.
  2. Кто может сильно любить.
  3. Кто отличается дружелюбием и доброжелательством.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

  1. Научным работником.
  2. Опытным летчиком.
  3. Начальником отдела.

9. Когда я был ребенком, то, по-видимому, я любил:

  1. Игры с друзьями.
  2. Успехи в делах.
  3. Когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

  1. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.
  2. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
  3. Когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школ должна была бы заключаться в:

  1. Подготовке учеников к работе по специальности.
  2. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.
  3. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Если бы у меня было бы больше свободного времени, я бы использовал его:

  1. Для общения с друзьями.
  2. Для любимых дел и самообразования.
  3. Для беспечного отдыха.

13. Мне кажется, что я готов на максимальное, когда:

  1. Работаю с симпатичными людьми.
  2. У меня работа, которая меня удовлетворяет.
  3. Мои усилия достаточно вознаграждены.

14. Я люблю, когда:

  1. Другие меня ценят.
  2. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.
  3. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне писали газеты, то хотелось бы, чтобы:

  1. Отметили дело, которое я выполнил.
  2. Похвалили меня за мою работу.
  3. Сообщили о том, что выбрали в комитет или бюро.

16. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:

  1. Имел ко мне индивидуальный подход.
  2. Стимулировал бы к более интенсивному труду.
  3. Вызывал бы дискуссию по разбираемым вопросам.

17. Нет ничего хуже, чем:

  1. Оскорбление личного достоинства.
  2. Неуспех при выполнении важной задачи.
  3. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

  1. Личный успех.
  2. Общую работу.
  3. Практические результаты.

19. Очень малолюден:

  1. Действительно радуются выполненной работе.
  2. С удовольствием работают в коллективе.
  3. Выполняют работу действительно хорошо.

20. Я не переношу:

  1. Ссоры и споры.
  2. Отметание всего нового.
  3. Людей, ставящих себя выше других.

21. Я хотел бы:

  1. Чтобы окружающие считали меня своим другом.
  2. Помогать другим в общем деле.
  3. Вызывать восхищение других.

22. Я люблю начальство, когда оно:

  1. Требовательно.
  2. Пользуется авторитетом.
  3. Доступно.

23. На работе я хотел бы:

  1. Чтобы решения принимались коллективно.
  2. Самостоятельно работать над решением проблем.
  3. Чтобы начальник признал мои достоинства.

24. Я хотел бы прочесть книгу:

  1. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.
  2. О жизни известного человека.
  3. Типа «сделай сам».

25. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

  1. Дирижером.
  2. Солистом.
  3. Композитором.

26. Свободное время с удовольствием провожу:

  1. Смотря детективные фильмы.
  2. В развлечениях с друзьями.
  3. Занимаясь своим увлечением (хобби).

27. При условии одинакового финансового успеха, я бы с удовольствием:

  1. Придумал интересный конкурс.
  2. Выиграл бы конкурс.
  3. Организовал бы конкурс и руководил им.

28. Для меня важнее всего знать:

  1. Что я хочу сделать.
  2. Как достичь цели.
  3. Как привлечь других к достижению моей цели.

29. Человек должен вести себя так, чтобы:

  1. Другие были довольны им.
  2. Выполнить прежде всего свою задачу.
  3. Не нужно было укорять его за работу.

больше всего

меньше всего

больше всего

меньше всего

1

16

2

17

3

18

4

19

5

20

6

21

7

22

8

23

9

24

10

25

11

26

12

27

13

28

14

29

15

30

БВ

МВ

S(elf)

+30=

I(nteraction)

+30=

T(ask)

+30=

Обработка результатов

Для определения социально-психологических детерминации предпочтений того или иного педагогического стиля необходимо подсчитать количество совпадений ответов обследуемого с ключами субшкал теста «ОА» по каждому пункту анкеты.

Ключи субшкал S (направленности на себя), I (направленности на взаимодействие), Т (направленности на задачу) теста Смекалова и Кучера:

НС

ВД

НЗ

1.А

16.В

1.С

16.С

1.В

16.А

2.В

17.А

2.С

17.С

2.А

17.В

3.А

18.А

3.С

18.С

3.В

18.В

4.А

19.А

4.В

19.В

4.С

19.С

5.В

20.С

5.А

20.В

5.С

20.А

6.С

21.С

6.А

21.А

6.В

21.В

7.А

22.С

7.С

22.А

7.В

22.В

8.С

23.В

8.В

23.С

8.А

23.А

9.С

24.С

9.А

24.А

9.В

24.В

10.С

25.В

10.В

25.А

10.А

25.С

11.В

26.В

11.С

26.А

11.А

26.С

12.В

27.А

12.А

27.В

12.С

27.С

13.С

28.В

13.А

28.С

13.В

28.А

14.С

29.А

14.А

29.С

14.В

29.В

15.А

30.С

15.С

30.А

15.В

30.В

Примечание: Если в ключе буква (А, В или С) занесена обследуемым в столбик «Больше всего», то ему приписывается 2 балла по соответствующему виду направленности, если же она находится в столбике «Меньше всего», то ему приписывается 0 баллов. Затем выполнить ряд операций:

Шаг 1. Подсчитать число двоек (Д) и нулей (Н) для каждой субшкалы. Из числа Д вычитается число Н и к сумме прибавляется 30 по формуле ЛН – [(Д – Н) + 30].

Шаг 2. Подсчитать сумму баллов по каждой субшкале по формулам: НС = [ (Д – Н) + 30], ВД = [ (Д – Н) + 30], НЗ = КД – Н) + 30].

Шаг 3. Подсчитать общую сумму баллов по субшкалам НС, ВД, НЗ. При правильных вычислениях эта сумма равна 90 баллам НС + ВД + НЗ = 90.

Шаг 4. На основе полученных суммарных баллов по каждой субшкале «ОА» построить профиль «направленности» и зашифровать профиль.

Кодирование

Кодирование – это зашифровка профиля с последовательным перечислением субшкал (начиная с самых высоких на профиле в порядке их снижения) с использованием их порядкового обозначения. Чтобы показать, как высоко расположены шкалы профиля, следует проставить значки, обозначающие величину Т на бланке.

Условные обозначения:

Шкалы, расположенные на 80 Т и выше, выделяются знаком «!!» на 70 – 79 «!» на 60 – 69 «**» на 50 – 59 «*» на 40 – 49 «„» на 30 – 39 «,» на 20 – 29 «–» на 10 – 19 «/» на 0 – 10 «:»

Если в профиле имеются шкалы, расположенные на одном уровне, то они записываются согласно порядковому номеру и L подчеркиваются одной линией. Если разница между показателями шкал в единицах Т не превышает IT, то они также подчеркиваются, однако первой из них ставится та, которая расположена выше, независимо от порядкового номера.

Интерпретация субшкал «личностной направленности»

Показатели субшкал «ОА»

Характеристика педагогического стиля

1. Код: 1>2>3. Пик по 1-й субшкале «ОА»

Амбивалентный (условно профнепригодный).

Будущие педагоги отличаются от других мотивами собственного благополучия, стремлением к престижу и превосходству. Они чаще всего заняты собой, своими переживаниями и мало обращают внимания на потребности своих учеников. В педагогической работе прежде всего важны возможности удовлетворения своих притязаний вне зависимости от интересов школы (администрации, коллег и школьников).

Причем это может осознаваться педагогами такого типа (и тогда они демонстрируют свое равнодушие к работе и ученикам) или не осознаваться (в этом случае амбивалентные учителя будут искренне стремиться быть «хорошими» педагогами, но быть хорошими для них значит быть любимыми всеми без исключения и, постоянно находясь в центре внимания, получать одобрение со стороны учеников, администрации школы и др.).

При благополучном стечении обстоятельств педагоги, не осознающие свою амбивалентность и стремящиеся быть «хорошими», могут добиться определенных положительных результатов в педагогической работе. Отрицательные стороны их амбивалентности проявляются в случае конфликтной ситуации, когда кто-либо из учеников или коллег отказывается ими восхищаться

2. Код: 2>1>3. Пик по 2-й субшкале «ОА»

Ориентированный на развитие (профпригодный).

Будущие педагоги, как правило, уступают давлению школьного коллектива и испытывают трудности в организации работы целого класса на уроке и руководстве им. Стремятся поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе и отличаются потребностью в эмоциональном общении со своими учениками. Причем проявляют искренний интерес к личности учеников, их чувствам и переживаниям, могут менять весь ход урока в зависимости от состояния, настроения детей, складывающейся ситуации. Для них первостепенное значение имеет теплая, эмоциональная атмосфера на уроке, а не его логика построения, поэтому ученики чувствуют себя у таких учителей свободно и непринужденно. Причем учителя, ориентированные на развитие, проявляют интерес не к конечному результату, а к развитию самой совместной деятельности, поэтому они воспринимают учеников как своих партнеров и стремятся к их развитию и воспитанию, что им удается тем лучше, чем меньше возраст детей

3. Код: 3>1>2. Пик по 3-й субшкале «ОА»

Ориентированный на результат (профпригодный).

Будущие педагоги отличаются преобладанием мотивов, связанных с достижением учебной группой поставленной цели. Они берут в свои руки руководство классом, когда речь идет о выборе задачи. У них практически не бывает проблем с организацией ученического коллектива на уроке. Учителя, ориентированные на результат, могут работать интенсивно и увлеченно, успешно овладевая новыми навыками и умениями, добиться высоких достижений в учебной работе у своих учеников. Причем они достигают высоких результатов в обучении, используя различные педагогические технологии, придавая особое значение логике урока, его содержанию и дисциплине учеников как необходимому средству для их плодотворной работы в течение всего урока. С учениками держатся строго и официально, стремятся отстраниться от их личных проблем и переживаний, поэтому в присутствии таких учителей ученики могут испытывать некоторую напряженность, страх и отчужденность

«Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (э.Шейн, перевод и адаптация в.А.Чикер, в.Э.Винокурова)

«Якоря карьеры», – это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Инструкция.Пожалуйста, ответьте на вопросы теста.

Тестовый материал

Насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений?

Варианты ответов: 1 – абсолютно не важно, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – исключительно важно

  1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы.
  2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях.
  3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации.
  4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью.
  5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.
  6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.
  7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивали друг друга.
  8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.
  9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью.
  10. Быть первым руководителем в организации.
  11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.
  12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.
  13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.
  14. Соревноваться с другими и побеждать.
  15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять своему образу жизни.
  16. Создать новое коммерческое предприятие.
  17. Посвятить всю жизнь избранной профессии.
  18. Занять высокую руководящую должность.
  19. Иметь работу, которая представляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.
  20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.
  21. Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.

Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений?Варианты ответов: 1 – совершенно не согласен, 2,3,4,5,6,7,8,9, 1 0 – полностью согласен

  1. Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли.
  2. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.
  3. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело.
  4. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции.
  5. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность.
  6. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии.
  7. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой деятельности.
  8. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим.
  9. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры.
  10. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится.
  11. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры.
  12. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией.
  13. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации.
  14. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса.
  15. Я бы предпочел работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт.
  16. Я бы хотел посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели.
  17. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования.
  18. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере.
  19. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.
  20. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.

Ключ к тесту

  1. Профессиональная компетентность: 1, 9, 17, 25, 33.
  2. Менеджмент: 2, 10, 18, 26, 34.
  3. Автономия (независимость): 3, 11, 19, 27, 35.
  4. Стабильность работы: 4, 12, 36.
  5. Стабильность места жительства: 20, 28, 41.
  6. Служение: 5, 13, 21, 29, 37.
  7. Вызов: 6, 14, 22, 30, 38.
  8. Интеграция стилей жизни: 7, 15, 23, 31, 39.
  9. Предпринимательство: 8, 16, 24, 32, 40.

По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех ориентаций, кроме «стабильности»).

Таким образом определяется ведущая карьерная ориентация — количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация — в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.

Интерпретация результатов теста

Краткое описание ценностных ориентацией в карьере.

1. Профессиональная компетентность

Быть профессионалом, мастером в своем деле.

Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетенции, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу руководителя, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.

2. Менеджмент

Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.

Для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Самое главное для них – управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами – это в целом не имеет принципиального значения. Центральное понятие их профессионального развития – власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Причем для них не является принципиальным управление собственным проектом или целым бизнесом, скорее наоборот, они в большей степени ориентированы на построение карьеры в наемном менеджменте, но при условии, что им будут делегированы значительные полномочия. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия.

3. Автономия (независимость)

Главное в работе – это свобода и независимость.

Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры – получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них – это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной вакансии. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы.

4. Стабильность работы

Стабильная, надежная работа на длительное время.

Эти люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти люди отождествляют свою работу со своей карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры. Авантюрные или краткосрочные проекты и только становящиеся на ноги компании их, скорее всего, не привлекают. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Такие люди ответственность за управление своей карьерой перекладывают на нанимателя. Часто данная ценностная ориентация сочетается с невысоким уровнем притязаний.

5. Стабильность места жительства

Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок).

Важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности. Переезд для таких людей неприемлем, и даже частые командировки являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о работе.

6. Служение

Воплощать в работе свои идеалы и ценности.

Данная ценностная ориентация характерна для людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры – получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели. Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям.

7. Вызов

Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи.

Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы “бросать вызов”. Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других это – конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них – это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции “выигрыша – проигрыша”. Процесс борьбы и победа более важна для них, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна,разнообразие и вызов имеют для них очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становиться скучно.

8. Интеграция стилей жизни

Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой.

Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам. Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль жизни и окружение. Для них важно, чтобы все было уравновешено – карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно.

Такие люди обычно в своем поведении проявляют конформность (тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих)

9. Предпринимательство

Создавать новые организации, товары, услуги.

Этим людям нравится создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других – это не их, они – предприниматели по духу, и цель их карьеры – создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании – собственный бизнес.

13