Список тестовых вопросов по социологии:
1. В истории человечества первым трудом по «общей социологии» было:
«Государство» Платона
2. Идеальным государственным устройством Платон считал:
Аристократию
3. Опорой общества Аристотель считал: средний класс.
4. По мнению Т.Гоббса, единство общества обеспечивает:
Государство.
5. Ж.-ж. Руссо принадлежит концепция:
Общественного договора
6. Ш. Монтескье главными факторами в развитии общества считал:
моральные
7. Наукой, развившейся ранее других, О.Конт считал:
Астрономию
8. Социология возникла:
В первой половине 19 века
9. Термин «социология» ввел:
Огюст Конт.
10. В социологии социальную статику и социальную динамику первым выделил:
О. Конт
11. В законе «трех стадий» О. Конт в качестве начальной стадии выделял:
Теологическую
12. В законе «трех стадий» О. Конт в качестве промежуточной стадии выделял:
Метафизическую
13. В законе «трех стадий» О. Конт в качестве высшей стадии выделял:
Позитивную
14. Теологической стадии умственного развития О. Конт сопоставлял следующий тип социально-политической организации:
военное господство
15. Метафизической стадии умственного развития О.Конт сопоставлял следующий тип социально-политической организации:
феодальное господство
16. Позитивной (научной) стадии умственного развития О. Конт сопоставлял следующий тип социально-политической организации:
промышленная цивилизация
17. Теологическая стадия умственного развития человечества, по мнению О. Конта, характеризуется:
распространением верований и мифов
18. Метафизическая стадия умственного развития человечества, по мнению О. Конта, характеризуется:
феодальное господство
19. Позитивная стадия умственного развития, по мнению О. Конта, характеризуется:
Понятие и показатели умственного развития
... и совершенствоваться. Цель работы: изучить умственное развитие, обучаемость, обученность. Задачи работы: . Дать определение понятия «умственное развитие», показатели умственного развития; . Дать определение понятию « ... главы, трех параграфов, заключения и списка литературы. 1. Умственное развитие: понятие, показатели Умственное развитие - количественные и качественные изменения, происходящие в ...
переходом к экспериментальной науке
20. В системе позитивных наук основополагающей наукой О. Конт считал:
Математику
21. В системе позитивных наук самой сложной наукой О. Конт считал:
Социологию
22. Подход к изучению общества, основывающийся на эксперименте, наблюдении и сравнении:
Позитивистский
23. Определяющим для социологии методом О.Конт считал:
исторический метод
24. По мнению О. Конта социология призвана способствовать:
установлению в обществе солидарности и согласия
25. По мнению О. Конта решающим фактором общественного прогресса является:
духовное, умственное развитие человечества
26. Английский социолог Г.Спенсер был родоначальником:
органической школы
27. Аналогию между живыми организмами и обществом приводил:
органицизм
28. Г. Спенсер исповедовал идеологию:
Либерализма
29. Материалистическое учение об обществе разработал:
К. Маркс
30.Социально-исторический детерминизм предполагает признание:
базисного значения хозяйственной деятельности
31. Типы общества в зависимости от господствующего способа производства определил:
К . Маркс
32. Согласно теории марксизма, основой разделения общества на классы является:
собственность
33. Социолог XIX века, стоявший у истоков социологии конфликта:
К . Маркс
34. Э. Дюркгейм был сторонником такого методологического направления как:
социальный реализм
35. Представителем теории функционализма является:
Э . Дюркгейм
36. Основой социальной методологии, по мнению Дюркгейма, являются:
социальные факты
37. Э. Дюркгейм предлагал рассматривать социальные факты как:
Вещи
38. В ХIХ в. идею социальной солидарности выдвинул:
Э . Дюркгейм
39. Понятие «аномия» ввел:
Э . Дюркгейм
40. Направление в западной социологии, подчеркивающее специфику социального бытия по сравнению с явлениями природы и вырабатывающее на этой основе специфический метод социального познания — это:
понимающая социология
41. Основоположник «понимающей социологии»:
М . Вебер
42. Основное направление методологических разработок М. Вебера:
теория социального действия
43. Один из видов социального действия по М.Веберу — это:
Целерациональное
44. Важнейшая характеристика социального действия по М. Веберу — это:
ориентация на действия других людей
45. В социологии М. Вебера личность рассматривается как:
активный субъект
46. В социологию понятие «идеального типа» ввел:
М . Вебер
47. Альтернативу марксовой теории классов разработал:
Заслуги Ломоносова перед русской школой
... «Российскую грамматику», которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшних дней остаются неизменными. В педагогической ... университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий. В век преклонения французкой моде, Ломоносов ввел ...
М . Вебер
48. Основатель формальной социологии:
Г . Зиммель
49. Историческую истину Г. Зиммель трактовал как:
результат человеческого понимания
50. Характерной чертой классической социологии является:
Целостность
51. Российская социология зародилась:
в конце 60-х годов XI X века
52. Известным российским социологом был:
Е . В . Де Роберти
53. Автор первого российского сочинения по социологии политики:
А . И . Стронин
54. Одна из важнейших особенностей российской дореволюционной социологии:
синтетический характер развиваемых теорий
55. Один из представителей юридической школы:
Б .Н . Чичерин
56. Представителей юридической школы интересовало:
взаимодействие социальных , физиологических и биологических причин в праве
57. Один из теоретиков анархизма:
М . А . Бакунин
58. Ярким представителем географического направления в русской социологии был:
Л . И . Мечников
59.Неравномерность общественного развития географическое направление объясняло влиянием:
водных ресурсов и путей сообщения
60. Один из представителей социологического органицизма в русской социологии:
А . И . Стронин
61. Представители социологического органицизма сравнивали общество:
с биологическим организмом
62. Одним из представителей психологического направления в русской социологии был:
Л . И . Петражицкий
63. Представители психологического направления понимали власть как:
отношение между людьми , отражающее психологическую склонность повелевать и подчиняться
64. Одним из представителей субъективной школы в русской социологии был:
П . Л . Лавров
65. Субъективная школа в русской социологии акцентировала внимание на:
роли индивида в истории
66. Н. К. Михайловский как представитель субъективной школы в русской социологии большое внимание уделял:
проблеме великой личности , героя и толпы
67. Представителем генетической социологии был:
М . М . Ковалевский
68. Согласно М. М. Ковалевскому основной закон социальной жизни связан:
с социальным прогрессом
69. Русский социолог Х1Х века — автор теорий «Героев и толпы»:
Н .К . Михайловский
70. Направление общественной мысли, к которому принадлежал А.С. Хомяков:
славянофильство
71. Российский социолог ХIХ века — автор концепции локальных цивилизаций:
Н .И . Данилевский
72. Одним . из представителей марксистского направления в социологии был:
Г . В . Плеханов
73. Теоретик легального марксизма — П.Б.Струве единственно возможной формой общественного прогресса считал:
реформы
74. Социологи — марксисты рассматривали власть как:
волю господствующего класса и инструмент преобразований
75. Центральными вопросами русской эмпирической социологии были:
социальные группы и слои
Сущность выборки, ее значение в социологическом исследовании
... источник информации в социологическом и маркетинговом исследовании, в качестве которого ... в социологию. Результатом подобного механического переноса ... теории выборки внесли русские статистики. В СССР ... процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала; ... исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе ...
76. Объект социологии — это:
общество
77. Предметом социологии является:
социальная жизнь человека , группы , общества
78. Более всего соответствует предмету социологии:
подготовка личностного опросника с целью выяснить , с какими проблемами столкнулся студент в вузе
79. Понятие «социальное» означает:
общественное
80. Социология — это наука:
гуманитарная
81. Для социологии характерно изучение общества:
как целостности и системы
82. Основная функция социологии:
познавательная
83. Теория общественно-экономической формации К.Маркса относится:
«большим » теориям
84. Примером макросоциологической теории
выступает:
структурно — функциональный анализ
85. Устойчивые отношения зависимости между
социальными объектами — это:
социальный закон
86. Уровень социологии, ориентирующийся на
построение теории:
теоретическая социология
87. Уровень социологии, нацеленный на применение
известных законов и закономерностей общества:
прикладная социология
88. Уровень социологии, ориентирующийся на
получение опытных данных:
эмпирическая социология
89. Основное понятие в теории структурно-функционального анализа:
социальная система
90. Важнейшее понятие, лежащее в основе теории Т. Парсонса:
социальное действие
91. Согласно ‘Т. Парсонсу социальная подсистема в общей системе действия выполняет функцию:
интегративную
92. Теория социального действия Т. Парсонса типична для:
социального конструктивизма
93. Согласно Р. Мертону, латентные функции социальных институтов — это:
скрытые функции
94. Препятствующая сохранению общества деятельность — это:
дисфункция
95. В функционализме принята точка зрения, что конфликты:
угрожают существованию общества
96. Ведущую роль социального согласия и стабильности признает:
функционализм
97. Основатель символического интеракционизма:
Дж . Г . Мид
98. Основными категориями в методологии символического интеракционизма являются:
смысл и символ
99. Центральным понятием в феноменологической социологии является:
представления
100. Г. Гарфинкель для обозначения совокупности методов воспроизведения «социального мира» предложил понятие:
этнометодология
101. Совокупность проблем, задач или целей, которые ставятся субъектами управления различных уровней перед социологами-исследователями это:
социальный заказ
102. Исследование, которое является способом проверки обоснованности выдвигаемых гипотез и задач, а также методического уровня и отработанности инструментария сбора социологической информации:
пробное исследование
103. Исследование, которое дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения:
Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии
... англ. М., 1994. С.14). «Социология – наука о социальной жизни человека, групп и обществ». (Гидденс Э. Социология.- Челябинск,1991. С.18). «Социология - это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». (Волков Ю.Г., Мостовая И.В. ...
точечное исследование
104. Исследование, которое направлено на изучение специфических совокупностей людей в течение определенного времени, например, года, переживших одновременно одно и то же событие (вступление в брак, призыв в армию и т.д.):
когортные исследования
105. Наиболее обшим понятием является:
метод
106. Метод в социологии — это:
способ сбора , обработки и анализа данных
107. Подход к проведению социологического исследования, возникший первым:
качественный
108. Метод сбора данных о мыслях, чувствах, мнениях людей — это:
опрос
109. Основной разновидностью метода опроса является:
анкетирование
110. Наиболее распространенный способ сбора информации о человеческой субъективности, мыслях и чувствах людей, их мнениях, настроениях, жизненных планах — это:
Анкетирование
111. Респондент — это:
лицо , участвующее в опросе в качестве источника информации
112. Анкета — это:
структурно организованный набор вопросов
113. Контролируемое наблюдение предполагает:
детально разработанную процедуру
114. Наименее распространенный метод сбора данных в социологическом исследовании:
сбора эмпирических данных
115. Тестирование — это метод:
сбора эмпирических данных
116: Контент-анализ — это:
средняя количественная величина повторяющихся в печати социальных фактов
117. Объект контент-анализа:
текст
118. «Выборкой» называется:
отбор респондентов
119. «Репрезентативность» — это:
соответствие параметров выборки генеральной совокупности
12О. Основа социологического исследования:
программа
121. Программа социологического исследования
включает в себя:
пакет документов , обеспечивающих проведение исследования
122. Наиболее важный этап социологического исследования — это:
формулировка проблемы
123. В программе социологического исследования анализ основных понятий содержится:
в методологическом разделе
124. Предположение о взаимосвязи социальных фактов — это:
научная гипотеза
125. Исторический метод относится к методам:
объяснения
126. Общество — это:
социальная организация данной страны
127. Реальные элементарные частицы общественной структуры — это:
индивид
128. Характерным признаком общества выступает:
социально — культурная идентичность
129. В социологии термин «традиционное общество» означат общество:
с аграрным укладом , малоподвижными структурами и с основанными на традиции способами социальной регуляции
130. К закрытому обществу относятся:
касты
131. Социальный институт представляет собой:
устойчивые формы общественных отношений
132. Организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям
Место человека в социальной структуре общества
... общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как участнику конкретных общественных отношений; в-третьих, единичные признаки, связанные со спецификой его биологической организации, социального окружения. Указанные свойства человека, ... деятельности формирует личность. Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, ...
общества — это:
социальный институт
133. Устойчивая форма воспроизводства общественных отношений определяется как:
социальный институт
134. Наиболее постоянная в данном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которых наиболее сурово наказывается:
институциональная роль
135. Основной сферой жизни общества являются:
экономические отношения
136. Понятие «брак» в социологии означает:
социально признанный семейный союз
137. Запрет на браки внутри социальной группы называется:
экзогамия
138. Семья — это:
общность людей , связанных узами супружества –родительства
139. Моногамная семья — это:
союз одного мужчины с одной женщиной
140. Нуклеарной является семья:
включающая родителей и детей
141. С позиций распределения власти в семье матриархат — это:
доминирование женщин
142. Основная проблема российской системы образования:
недостаточное финансирование
143. Главная характерная черта гражданского общества — это:
негосударственная сфера жизни
144. Общественное мнение выражает:
интегрированное состояние общественного сознания людей
145. Интегральная, основная характеристика общественного мнения заключается:
в направленности
146. Для общественного мнения типично:
неоднозначность
147. Общественное мнение изучают посредством:
опросов
148. Метод, используемый для изучения общественного мнения:
специально разработанный вопросник
149. Научной базой управления общественным мнением является:
научно организованная продуманная пропаганда
150. П. Шампань общественное мнение считает:
воображаемым референтом
151.Обязательный признак социальной организации:
совокупность людей, взаимодействующих на основе иерархии социальных статусов
152 . Основное предназначение социальной
организации:
внесение порядка в отношения людей
153. Функция социальной организации:
достижение общих целей
154. Для лучшего понимания принципа действия социальных организаций их лучше всего сравнить:
с театральным действием и исполнением ролей
155. Предпосылка кооперативного эффекта, порождаемого социальной организацией:
синхронизация действий , усилий людей
156. Основатель научной теории управления:
Г . Файоль
157. Поведение людей в любой социальной организации определяется:
конкретными условиями социализации и разделением труда
158. Признаком формальной структуры социальной организации выступает:
принцип безличности в отношениях
159. Четкое разделение властных полномочий в организации это:
иерархизация
160. Стандартизация поведения членов организации — это:
формализация
161. Характерная черта неформальной организации:
Психология больших социальных групп 2
... на уровне микросреды, так и на уровне всего общества. 1.1.Сущность и виды больших социальных групп Большой социальной группой называют такую совокупность людей, которая включает в себя десятки и сотни ... женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в ...
гибкость организационного поведения
162 .Добровольная организация:
клуб собаководов
163. Принудительная организация:
психиатрическая больница
164. Тип организации, к которому относятся военные учебные заведения:
учреждения тотального типа
165. Регламент учреждений тотального типа направлен на:
интенсивное освоение новой социальной роли и вытеснение остальных социальных ролей
166 . Утилитарная организация:
предприятие торговли
167. Специальный административный аппарат, ответственный за поддержание функционирования организации и координирования ее членов:
бюрократия
168. Основоположником теории бюрократии был:
М . Вебер
169. Строгое следование официальным правилам и предписаниям без учета того, к каким результатам это может привести:
ритуализм
170. Последствия деятельности административного аппарата, противоречащие целям и принципам организации:
дисфункция бюрократии
171. Защита интересов организации (группы) в ущерб интересам клиента:
корпоративизм
172. Тенденция к концентрации власти бюрократией:
железный закон олигархии Р . Михельса
173. Одна из характерных черт бюрократии, выделенных М. Вебером:
строгая соподчиненность различных бюрократических органов
174. По мнению М. Крозье бюрократическая структура способствует:
защите ее собственных интересов
175. 0сновной недостаток бюрократии:
превращение функции самосохранения в самоцель
176. Социальные группы выделяют по критерию:
дохода
177. Группа, к которой принадлежит индивид — это:
группа членства
178. Группа, к которой конкретный индивид не принадлежит это:
аутгруппа
179. Реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном — это:
референтная группа
180. Понятие «референтная группа» предполагает:
выделение значимости группы
181. Критерии выбора индивидами референтной группы разработал:
Р. Мертон
182. Функцией референтной группы является:
сравнительно -оценочная
183. Группа учит индивида:
умению отличать своих от чужих
184. Разделяемый индивидом социальный образ группы или категории людей — это:
социальный стереотип
185. Экспрессивной является группа:
удовлетворяющая потребности своих членов в общении и самоутверждении
186. Социальная общность — это:
совокупность людей , обладающих общим признаком
187. Представление о социальной общности возникает тогда, когда есть:
сходство условий жизни и общих интересов
188. Структурированная общность определяется как:
совокупность людей , объединенных общим социальным признаком
189. Номинальная общность представляет собой совокупность:
людей, объединенных объективно существующим признаком , не влияющим на их социальное поведение
Социальные нормы общества
... неразрывно связано с более общей и сложной проблемой - управлением обществом. Управление социальными процессами присуще обществу на всех этапах его развития. Оно обеспечивает необходимые условия ... но и практический интерес к формам, средствам и методам управления делами общества. Социальная значимость и актуальность проблемы научного управления общественными процессами особенно возрастают ...
190. Социальная общность людей, объединенная взаимодействием с индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности — это:
аудитория
191.Кpaкoвpeмeннoe собрание людей, объединенных местом пребывания, называется:
толпой
192. Временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов — это:
толпа
193. Социолог, впервые подробно разработавший системную теорию толпы — это:
Г . Лебон
194. Неорганизованность — характерная черта:
массового поведения
195. Величина, характеризующая степень близости или отчуждения между социальными группами — это:
социальная дистанция
196.У индивидов представители чужой группы вызывают:
недоверие и непонимание
197. Ксенофобия — это:
ненависть ко всему чужому
198. Предубеждение к представителям чужих групп проявляется:
в существовании двойных стандартов
199. Взгляд на общество, при котором определенная группа общества считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней — это: этноцентризм
200. Этноцентризм — это:
отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы.
201.Группы. в которых каждый индивид воспринимает других людей как личностей, определяются как:
малые социальные группы
202. Малая группа характеризуется:
непосредственными личными контактами между членами группы
203. Важный показатель существования группы:
формирование «ядра » группы
204. Группа, сформированная по иерархическому принципу это группа:
закрытого пирамидального типа
205. Группа, в которой каждый имеет право на инициативу, в которой происходит смена ролей, преобладает неформальное общение, присутствует эмоциональная открытость — это группа:
открытая
206.Группа, в которой каждый принимает решение самостоятельно, люди относительно независимы но что то неформальное их объединяет — это группа:
случайная
207. Группа, в которой люди, находясь на разных местах, движутся к единой, согласованной цели — это группа:
синхронного типа
208. Случайно организованная группа, без четкой структуры отношений и взаимодействий — это:
конгломерат
209. Группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми, эмоционально окрашенными отношениями — это:
ассоциация
210. Группа, отличающая реально действующей организационной структурой, деловым характером отношений и распределением функциональных обязанностей — это:
кооперация
211. Группа, объединенная внутренними целями это:
кооперация
212. Тип отношений в группе, основанной на власти, антагонизме, примирении, экономической, физической и психологической зависимости:
принудительный
213. Тип отношений в группе, основанный на ограничении времени деиствия отношении сторон, эгоистичности взаимоотношений:
договорной
214.Тип внутренне единых, всеобщих, интенсивных, солидарных по направлению движения и продолжительных по времени существования отношений в группе:
Материальное бытие и его атрибуты время пространство движение и развитие
... субстанция Спинозы — это застывшая, закосневшая Природа, пребывающая вне развития, тем более что голландский мыслитель отвел движению и времени роль модусов (преходящих свойств), а не атрибутов. ... Необходимость поиска источников самодвижения субстанции (духа), а также развитие природы, материи побудила ...
семейный
215. Развитие или движение группы во времени это:
групповая динамика
216.Функции участников, которые они выполняют в групповой деятельности — это:
Групповые роли
217.0дин из факторов групповой сплоченности:
Соперничество с иной группой
218.Член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение отдельных участников в силу своего личного авторитета:
лидер
219. Коллектив — это:
группа людей , выполняющая общественно -полезную и личностно – значимую деятельность
220.Для управления группой низкого уровня развития требуется стиль руководства:
авторитарный
221..Для управления группой среднего уровня развития требуется стиль руководства:
Авторитарно-демократический
222. Для управления коллективом группой хорошего уровня развития приемлем стиль руководства:
демократический
223. Для управления коллективом высокого уровня развития приемлем стиль руководства:
либеральный
224. главный субъект развития коллектива на его начальной стадии:
Лидер коллектива
225. подсистема трудового коллектива, удовлетворяющая потребность людей в общении:
Социально-психологическая
226. отдельный представитель человеческого рода:
индивид
227. Под «личностью» понимается:
Система социальных качеств индивида
228. Модальная личность — это:
среднестатистический тип для данного общества
229. социальный статус — это:
Социальное положение человека
230. Отражение социального статуса человека или группы в общественном сознании — это:
престиж
231. Совокупность прав и обязанностей человека определяется как:
Содержание статуса
232. Предписываемый статус — это:
положение в обществе , над которым индивид не имеет контроля
233.Динамический характер статуса определяется понятием:
Социальная роль
234.Социальная роль — это:
ожидаемое поведение , обусловленное статусом человека
235. Инновация это:
столько ролей , сколько значимых социальных статусов он имеет.
акцентирование цели успеха при неопределенности способов ее достижения
236. К основным типам поведения человека трансформирующемся обществе Р. Мертон относит:
инноваторское
237. Использование одобряемых обществом средств для достижения не разделяемых индивидом целей:
ритуализм
238. «Не ставь высоких целей — не будет и разочарований». Это высказывание выражает установку на следующий тип девиантного поведения (по Р. Мертону):
ритуализм
239.»Бегство от требований общества» отражается:
В ретритизме
240.Противодействие социальным целям и средствам — это:
Бунт, мятеж
241. Не девиантный тип личности по Мертону — это:
конформист
242.Социолог, предложивший теорию первичной и вторичной девиации:
Г.Беккер
243.Теория стигматизации Г. Беккера утверждает:
девиация — клеймо , которым социальные лидеры отмечают аутсайдеров
244.Следствие длительной девиации:
Формирование субкультуры
245.Социальное неравенство — это:
418_voprosov_i_otvetov_po_sotsiologii_1 — Стр 2
неодинаковый доступ различных категорий населения к социальным благам и ресурсам
246. Стратификация — это:
расслоение
247. Основой стратификационной системы общества является:
Соц-ое неравенство
248.сновной признак вертикального расслоения общества:
Обладание собственностью
249. Основной ранговый параметр, который определяет положение индивида в обществе:
богатство
250. один из важнейших факторов социальной стратификации индивида:
образование
251. «Престиж» в социологии означает:
уважение , которым в общественном мнении пользуются профессии ,должности
252. Два антагонистических класса, по мнению К. Маркса, существовавшие в его эпоху:
Пролетария и буржуазия
253. Разделение общества на классы происходит:
По объективным признакам, критериям
254. Социальные различия — это:
различия , порожденные разделением труда , укладом жизни ,социальными ролями
255. П. А. Сорокин в качестве вида социальной стратификации выделял:
Экономическую стратификацию
256. Главный критерий социальной стратификации П. Бурдье:
власть
257. Систему параметров, которые определяют положение индивида в обществе, разработал:
П.Блау
258. Социальная система, в которой занятие индивидом социальных позиций основано на происхождении, и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов — это:
кастовая
259. Группа людей, членство в которой передается по наследству, называется:
Сословие
260. Открытой стратификационной системой называется:
Классовая
261. Высший слой социальной структуры общества — это:
элита
262. Увеличение доли среднего класса в обществе влияет на:
Устойчивость и стабильность общества
263. Стратификационная система советского общества была:
Этакратической
264. Новый элемент стратификационной системы России — это:
Самостоятельные работники
265. Профиль социальной стратификации современного российского общества напоминает:
Прямоугольник равнобедренный
266.-Альтернативу марксистской теории классов разработал:
М.Вебер
267. При рассмотрении общественных классов М.Вебер большее значение, чем К.Маркс, придавал:
Разделению внутри основных классов
268. «Черта бедности» определяется:
Величиной промежуточного минимума
269.Обеспечение соответствия между вкладом в общественную деятельность и вознаграждением определяется как:
Социальная справедливость
270 . Совокупность социальных перемещений людей в обществе называется:
Соц-ая мобильность
271. Социальная мобильность — это:
изменение положения индивида или группы в общественной системе
272. Социальная мобильность — это:
переход из одной социальной общности , страты в другую
273. Социолог, внесший наибольший вклад в теорию социальной мобильности:
Сорокин ПА
274. Уровень социальной мобильности указывает на степень:
Открытости общества
275. Внутрипоколенная мобильность показывает:
Насколько далеко человек продвинулся в жизни
276.Один из двух основных типов социальной мобильности, выделявшихся П. А. Сорокиным:
Вертикальная мобильность
277.Вид вертикальной мобильности:
Образовательная мобильность
278. Один из двух основных типов социальной мобильности, выделявшихся П. А. Сорокиным:
Горизонтальная мобильность
279. Горизонтальная мобильность подразумевает:
изменение человеком одного статуса на другой , приблизительно равный
280. Вид горизонтальной мобильности:
Профессиональная
- Миграция — это пример:
Территориальной мобильности
- Индивидуальная мобильность от групповой отличается:
Субъектом
- Возможная причина групповой мобильности:
Соц-ые революции
- Тип социальной мобильности, к которому относится изменение положения научных работников современной России по сравнению с положением в СССР:
Групповая нисходящая
- Структурная мобильность в современной России проявляется:
в повышении доли работников неквалифицированного труда
- Один из каналов вертикальной мобильности:
Собственность
- Основной канал социальной мобильности личности:
Получение образования
- С очки зрения теории меритократии к вершинам власти и богатства поднимаются:
талантливые и упорные люди независимо от их социального происхождения
- Страх социального падения — это:
Статусная напряженность
- Социолог, впервые разработавший концепцию маргинальности:
Р. Парк
- Маргинал — это:
человек , покинувший одну социальную общность и не примкнувший к другой
- К маргинальным слоям населения относят:
Эмигрантов
- Межпоколенная мобильность предполагает, что:
дети достигают более высокой социальной позиции или опускаются на более низкую ступень , чем их родителей
- Под объемом мобильности понимается:
число индивидов, которые переместились по социальной лестнице за определенный промежуток времени
- Понятие «социальное действие» ввел:
М.Вебер
- Социальное действие — это:
Реализованная потребность в активизации поведения
- Основной признак социального действия:
нацеленность на взаимодействие с другими людьми
- Социальные действия, основанные на ясном понимании целей и средств их достижения:
Целерациональные
- Социальные действия, регулируемые ценностями, принятыми в обществе:
Ценностно-рациональные
- Отличие социального взаимодействия от просто действия:
Наличие ответной реакции
- Вид социального взаимодействия:
Словесное
- Основа социальных взаимодействий:
совокупность общих ценностей , норм , образцов социального поведения
- Организованными являются взаимодействия:
опирающиеся на сложившуюся систему норм
- Экстенсивность социального взаимодействия — это:
его доля в общих жизненных интересах субъекта
- Сотрудничество нескольких индивидов или групп с целью решения общей задачи:
Кооперация
- Индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями или благами:
Конкуренция
- Скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон:
Конфликт
- Основная причина социальных конфликтов:
социальное неравенство, порождающее борьбу интересов
- Столкновение социальных субъектов из-за противоречивости их жизненных устремлений и целей называется:
Соц-ый конфликт
- Борьба между представителями разных этнических групп за изменение своего социального положения принимает форму:
межэтнического конфликта
- Функция социального конфликта:
изменение социальных норм и ориентаций
- Как способ разрешения конфликтов специалисты используют:
Договорный процесс
- Принцип социального обмена Дж. Xoмaнca, объясняющий проведение рискованных коммерческих операций:
если вознаграждение велико , то человек готов затратить больше усилий для его получения
- Один из элементов социального отношения:
Объект отношения
- Интенсивность отношений характеризует:
степень влияния одних участников
- Тип социальных отношений по их направленности:
Антагонистический
- Комбинированный тип социальных отношений:
Семейственный
- Тип отношении, доминирующий в рыночных условиях:
Договорный
- Все созданное человечеством за время существования это:
культура в целом
- Материальные объекты, созданные людьми, это образцы:
материальной культуры
- Единое, исчерпывающее определение культуры отсутствует потому, что:
любое сложное понятие многоаспектно , представляет собой синтез многих определений
- Самая малая единица культуры — это:
культурный элемент
- Важнейшим элементом социальной культуры выступает:
Язык
- Элементы культуры, общие для культур всех стран и народов — это:
культурные универсалии
- Правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях — это:
Нормы
- Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно — это:
Ценности
- Признак народной культуры:
анонимность большинства произведений
- Производство культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление — это:
Массовая культура
- Признак массовой культуры:
направленность на получение коммерческой выгоды
- Признак элитарной культуры:
сложность содержания
- Одна из функций культуры:
Регулирующая
- Новые культурные нормы создаются:
в результате социальных взаимодействий
- Форма культурного конфликта, когда достижения материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры?
культурное запаздывание.
- Взаимопроникновение культур — это:
Ассимиляция
- Представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых создание новых элементов культуры — это:
культурные инноваторы
- Люди, которые регулируют прохождение новых элементов культуры в общество:
«стражники » культуры
- Культурные образцы, тесно связанные с общей культурой, но в то же время отличающиеся от нее — это:
Субкультуры
- Под «субкультурой» понимается:
культура определенной социальной группы
- Термин «поп-культура» является синонимом:
массовой культуры
- Разновидность субкультуры которая противостоит нормативной культуре:
Контркультура
- Этноцентризм — это:
Предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей
- Подход, при котором любой элемент культуры должен оцениваться в соответствии с конкретным временем, местом и обстоятельствами его породившимся, называется:
культурным релятивизмом
- Понимающая социология» объясняет культуру как:
источник социальных изменений
- Свободно организованная общность людей, действующая совместно в неинституционализированной форме с целью содействия или препятствия социальным изменениям, это:
социальное движение
- Социальные движения предполагают:
изменение личности или социальных структур
- Социолог, считавший причиной социальных движений одиночество в современном деперсонифицированном мире:
Ф . Теннис
- Социолог, видевший причину социальных движений в социальном неравенстве, эксплуатации, несправедливости:
К . Маркс
- Социолог, считавший, что причиной социальных движений является демократизация общества в политической сфере:
М . Вебер
- Последовательность стадий развития социальных движений следующая:
формирование , мобилизация , формализация и завершение
- Движения, выступающие за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы, — это:
реформистские движения
- Движения, выступающие за коренное изменение существующей системы, — это:
революционные (радикальные ) движения
- В основании деления социальных движений на реформистские и революционные лежат:
цели предполагаемых изменений
- Движения, имеющие символический и ритуальный характер, — это:
экспрессивные движения
- Социальные движения, направленные на изменение социальной системы и преобразование общества в целом это:
радикальные движения
- На постматериальные ценности ориентируются:
новые движения
- Роль средств массовой информации в формировании социальных движений:
формирование общественного мнения
- По мере развития социальные движения становятся:
формальными социальными организациями
- Социальные движения, направленные на восстановление традиций общества -это:
традиционные движения
- Социальные движения, выступающие за возвращение к старым порядкам:
Консервативные
- Харизматический лидер влияет на людей посредством:
выдающихся личных качеств
- Утопические движения выступают за:
построение идеального общества
- Степень государственного противодействия, оптимальная для развития социального движения:
Умеренная
- Тип движения противников утилизации использованных ядерных отходов в России:
явное «снизу «
- Тип лидера, востребуемый на этапе возникновения движения:
Агитатор
- Типу лидера, к которому принадлежал В.И. Ленин:
Пророк
- Потенциал социального движения:
Идеологический
- Форма коммуникации в социальных движениях:
социальный миф
- Сообщение, искажающее объективную реальность и распространяющееся по неформальным каналам, называется:
Слухом
- Происходящее с течением времени преобразование в организации общества, образцах поведения и мышления, составляющих его групп и индивидов:
социальное изменение
- Наиболее яркое проявление социальных изменений — это:
Революция
- Революция от реформ отличается:
фундаментальностью преобразований
- Характерная черта эволюции как формы общественного развития:
Постепенность
- Процесс роста городов и распространения городского образа жизни называется:
Урбанизация
- К появлению индустриального общества привели:
урбанизация и индустриализация
- Ныне существующее общество охватывает два периода развития, соответствующие двум типам обществ:
индустриальное и постиндустриальное
- Решающим фактором социального развития признает борьбу различных общественных сил:
теория конфликта
- Главная тенденция общественного развития по М. Крозье:
стремление к свободе
- Концепция прогресса возникла:
в античности
- Социальный прогресс — это:
глобальный процесс , характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории
- Основная идея прогресса:
последующее состояние лучше предыдущего
- Идея прогресса особенно широко распространилась:
в 19 веке
- Г. Спенсер отстаивал тип прогресса:
Линейный
- Э. Дюркгейм выделил следующую тенденцию прогресса:
разделение труда
- Основное содержание постмодернистской модификации учения о прогрессе:
в решающей роле масс
- Специфика теории социального прогресса состоит в учете:
ценностных аспектов
- Критерием социального прогресса является:
гуманизм , нравственность
- Э. Дюркгейм утверждал: «Чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами». Он имел в виду, что:
развитие индивидуальности , личности является критерием общественного прогресса
- Теория циклического развития общества предполагает признание:
эволюции общества по циклу с периодами подъема , расцвета и упадка
- Социальное развитие от социального цикла отличается:
отсутствием повторений
- Идея неизбежности процессов развития обычно приводит к:
отрицанию активной роли субъекта
- Концепция прогресса в 20 веке сменилась:
концепцией кризиса
- Консервация общества, отсутствие поступательного движения — это:
Стагнация
- Дезинтеграция культурной и социальной составляющих социальной системы, невозможность справится с возникающими проблемами в рамках существующей социальной формы — это:
социальный кризис
- К возрастающей взаимозависимости человечества во всех областях ведет процесс:
Глобализации
- Социологический результат глобализации:
превращение социальной солидарности в условие выживания человечества
- Термин «глобализация» предложил:
Т . Левитт
- Глобализация в политической сфере ведет к:
усилению влияния наднациональных объединений
- Основная культурная тенденция глобализации:
борьба против диктата определенных типов культуры
- Отличительная черта глобальной экономики:
функционирование в качестве единой системы
- Общее между теориями «глобализации» и «империализма» — это:
направленность на объединение ресурсов в мировом масштабе
- Версия глобализации, подтверждающая идею развития «азиатских тигров»:
зависимого развития
- Автор теории мировой системы:
И . Уоллерстайн
- Последовательность стадий общества в теории мировой системы:
мини -системы — мировые империи — мировые системы
- Термин «традиционное общество» означает:
общество с аграрным укладом , с малоподвижными структурами и с основанными на традиции способами социальной регуляции
- Индустриальное общество отличает:
численное преобладание промышленного пролетариата
- Понятие «модернизация» описывает:
переход от доиндустриального к индустриальному , а затем к постиндустриальному обществу
- В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение общества на:
доиндустриальное , индустриальное , постиндустриальное
- Процесс обновления всех сторон жизни общества, приведения их в соответствие с требованиями современности:
Модернизация
- Органическая модернизация:
является результатом собственного развития страны
- Неорганическая модернизация:
выступает способом догоняющего развития
- Современные теории модернизации акцентируют:
самобытность модернизации обществ , принадлежащих к различным цивилизациям
- Характер российской модернизации:
противоречивость и частичность
- Характер противоречий современного мира:
Глобальность
- Наиболее вероятный характер мирового развития на ближайшие десятилетия:
Однополярный
- Изменение положения России в начале 1990-х гг. с социологической точки зрения можно оценить как:
национальную трагедию
- Сценарий, который считают необходимым для России социологи:
строительство социально ориентированной экономики
- Государство СНГ, наиболее важное для геополитических перспектив России:
Украина
- Сфера общественной жизни, с которой многие отечественные обществоведы связывают надежды на возрождение России:
культура
9