3. Опорой общества Аристотель считал: средний класс

Список тестовых вопросов по социологии:

1. В истории человечества первым трудом по «общей социологии» было:

«Государство» Платона

2. Идеальным государственным устройством Платон считал:

Аристократию

3. Опорой общества Аристотель считал: средний класс.

4. По мнению Т.Гоббса, единство общества обеспечивает:

Государство.

5. Ж.-ж. Руссо принадлежит концепция:

Общественного договора

6. Ш. Монтескье главными факторами в развитии общества считал:

моральные

7. Наукой, развившейся ранее других, О.Конт считал:

Астрономию

8. Социология возникла:

В первой половине 19 века

9. Термин «социология» ввел:

Огюст Конт.

10. В социологии социальную статику и социальную динамику первым выделил:

О. Конт

11. В законе «трех стадий» О. Конт в качестве начальной стадии выделял:

Теологическую

12. В законе «трех стадий» О. Конт в качестве промежуточной стадии выделял:

Метафизическую

13. В законе «трех стадий» О. Конт в качестве высшей стадии выделял:

Позитивную

14. Теологической стадии умственного развития О. Конт сопоставлял следующий тип социально­-политической организации:

военное господство

15. Метафизической стадии умственного развития О.Конт сопоставлял следующий тип социально­-политической организации:

феодальное господство

16. Позитивной (научной) стадии умственного развития О. Конт сопоставлял следующий тип социально-политической организации:

промышленная цивилизация

17. Теологическая стадия умственного развития человечества, по мнению О. Конта, характеризуется:

распространением верований и мифов

18. Метафизическая стадия умственного развития человечества, по мнению О. Конта, характеризуется:

феодальное господство

19. Позитивная стадия умственного развития, по мнению О. Конта, характеризуется:

9 стр., 4355 слов

Понятие и показатели умственного развития

... и совершенствоваться. Цель работы: изучить умственное развитие, обучаемость, обученность. Задачи работы: . Дать определение понятия «умственное развитие», показатели умственного развития; . Дать определение понятию « ... главы, трех параграфов, заключения и списка литературы. 1. Умственное развитие: понятие, показатели Умственное развитие - количественные и качественные изменения, происходящие в ...

переходом к экспериментальной науке

20. В системе позитивных наук основополагающей наукой О. Конт считал:

Математику

21. В системе позитивных наук самой сложной наукой О. Конт считал:

Социологию

22. Подход к изучению общества, основывающийся на эксперименте, наблюдении и сравнении:

Позитивистский

23. Определяющим для социологии методом О.Конт считал:

исторический метод

24. По мнению О. Конта социология призвана способствовать:

установлению в обществе солидарности и согласия

25. По мнению О. Конта решающим фактором общественного прогресса является:

духовное, умственное развитие человечества

26. Английский социолог Г.Спенсер был родоначальником:

органической школы

27. Аналогию между живыми организмами и обществом приводил:

органицизм

28. Г. Спенсер исповедовал идеологию:

Либерализма

29. Материалистическое учение об обществе разработал:

К. Маркс

30.Социально-исторический детерминизм предполагает признание:

базисного значения хозяйственной деятельности

31. Типы общества в зависимости от господствующего способа производства определил:

К . Маркс

32. Согласно теории марксизма, основой разделения общества на классы является:

собственность

33. Социолог XIX века, стоявший у истоков социологии конфликта:

К . Маркс

34. Э. Дюркгейм был сторонником такого методологического направления как:

социальный реализм

35. Представителем теории функционализма является:

Э . Дюркгейм

36. Основой социальной методологии, по мнению Дюркгейма, являются:

социальные факты

37. Э. Дюркгейм предлагал рассматривать социальные факты как:

Вещи

38. В ХIХ в. идею социальной солидарности выдвинул:

Э . Дюркгейм

39. Понятие «аномия» ввел:

Э . Дюркгейм

40. Направление в западной социологии, подчеркивающее специфику социального бытия по сравнению с явлениями природы и вырабатывающее на этой основе специфический метод социального познания — это:

понимающая социология

41. Основоположник «понимающей социологии»:

М . Вебер

42. Основное направление методологических разработок М. Вебера:

теория социального действия

43. Один из видов социального действия по М.Веберу — это:

Целерациональное

44. Важнейшая характеристика социального действия по М. Веберу — это:

ориентация на действия других людей

45. В социологии М. Вебера личность рассматривается как:

активный субъект

46. В социологию понятие «идеального типа» ввел:

М . Вебер

47. Альтернативу марксовой теории классов разработал:

14 стр., 6807 слов

Заслуги Ломоносова перед русской школой

... «Российскую грамматику», которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого  до сегодняшних дней остаются неизменными.   В педагогической ... университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий.             В век преклонения французкой моде, Ломоносов ввел ...

М . Вебер

48. Основатель формальной социологии:

Г . Зиммель

49. Историческую истину Г. Зиммель трактовал как:

результат человеческого понимания

50. Характерной чертой классической социологии является:

Целостность

51. Российская социология зародилась:

в конце 60-х годов XI X века

52. Известным российским социологом был:

Е . В . Де Роберти

53. Автор первого российского сочинения по социологии политики:

А . И . Стронин

54. Одна из важнейших особенностей российской дореволюционной социологии:

синтетический характер развиваемых теорий

55. Один из представителей юридической школы:

Б .Н . Чичерин

56. Представителей юридической школы интересовало:

взаимодействие социальных , физиологических и биологических причин в праве

57. Один из теоретиков анархизма:

М . А . Бакунин

58. Ярким представителем географического направления в русской социологии был:

Л . И . Мечников

59.Неравномерность общественного развития географическое направление объясняло влиянием:

водных ресурсов и путей сообщения

60. Один из представителей социологического органицизма в русской социологии:

А . И . Стронин

61. Представители социологического органицизма сравнивали общество:

с биологическим организмом

62. Одним из представителей психологического направления в русской социологии был:

Л . И . Петражицкий

63. Представители психологического направления понимали власть как:

отношение между людьми , отражающее психологическую склонность повелевать и подчиняться

64. Одним из представителей субъективной школы в русской социологии был:

П . Л . Лавров

65. Субъективная школа в русской социологии акцентировала внимание на:

роли индивида в истории

66. Н. К. Михайловский как представитель субъективной школы в русской социологии большое внимание уделял:

проблеме великой личности , героя и толпы

67. Представителем генетической социологии был:

М . М . Ковалевский

68. Согласно М. М. Ковалевскому основной закон социальной жизни связан:

с социальным прогрессом

69. Русский социолог Х1Х века — автор теорий «Героев и толпы»:

Н .К . Михайловский

70. Направление общественной мысли, к которому принадлежал А.С. Хомяков:

славянофильство

71. Российский социолог ХIХ века — автор концепции локальных цивилизаций:

Н .И . Данилевский

72. Одним . из представителей марксистского направления в социологии был:

Г . В . Плеханов

73. Теоретик легального марксизма — П.Б.Струве единственно возможной формой общественного прогресса считал:

реформы

74. Социологи — марксисты рассматривали власть как:

волю господствующего класса и инструмент преобразований

75. Центральными вопросами русской эмпирической социологии были:

социальные группы и слои

8 стр., 3579 слов

Сущность выборки, ее значение в социологическом исследовании

... источник информации в социологическом и маркетинговом исследовании, в качестве которого ... в социологию. Результатом подобного механического переноса ... теории выборки внесли русские статистики. В СССР ... процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала; ... исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе ...

76. Объект социологии — это:

общество

77. Предметом социологии является:

социальная жизнь человека , группы , общества

78. Более всего соответствует предмету социологии:

подготовка личностного опросника с целью выяснить , с какими проблемами столкнулся студент в вузе

79. Понятие «социальное» означает:

общественное

80. Социология — это наука:

гуманитарная

81. Для социологии характерно изучение общества:

как целостности и системы

82. Основная функция социологии:

познавательная

83. Теория общественно-экономической формации К.Маркса относится:

«большим » теориям

84. Примером макросоциологической теории

выступает:

структурно — функциональный анализ

85. Устойчивые отношения зависимости между

социальными объектами — это:

социальный закон

86. Уровень социологии, ориентирующийся на

построение теории:

теоретическая социология

87. Уровень социологии, нацеленный на применение

известных законов и закономерностей общества:

прикладная социология

88. Уровень социологии, ориентирующийся на

получение опытных данных:

эмпирическая социология

89. Основное понятие в теории структурно­-функционального анализа:

социальная система

90. Важнейшее понятие, лежащее в основе теории Т. Парсонса:

социальное действие

91. Согласно ‘Т. Парсонсу социальная подсистема в общей системе действия выполняет функцию:

интегративную

92. Теория социального действия Т. Парсонса типична для:

социального конструктивизма

93. Согласно Р. Мертону, латентные функции социальных институтов — это:

скрытые функции

94. Препятствующая сохранению общества деятельность — это:

дисфункция

95. В функционализме принята точка зрения, что конфликты:

угрожают существованию общества

96. Ведущую роль социального согласия и стабильности признает:

функционализм

97. Основатель символического интеракционизма:

Дж . Г . Мид

98. Основными категориями в методологии символического интеракционизма являются:

смысл и символ

99. Центральным понятием в феноменологической социологии является:

представления

100. Г. Гарфинкель для обозначения совокупности методов воспроизведения «социального мира» предложил понятие:

этнометодология

101. Совокупность проблем, задач или целей, которые ставятся субъектами управления различных уровней перед социологами-исследователями ­это:

социальный заказ

102. Исследование, которое является способом проверки обоснованности выдвигаемых гипотез и задач, а также методического уровня и отработанности инструментария сбора социологической информации:

пробное исследование

103. Исследование, которое дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения:

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... англ. М., 1994. С.14). «Социология – наука о социальной жизни человека, групп и обществ». (Гидденс Э. Социология.- Челябинск,1991. С.18). «Социология - это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». (Волков Ю.Г., Мостовая И.В. ...

точечное исследование

104. Исследование, которое направлено на изучение специфических совокупностей людей в течение определенного времени, например, года, переживших одновременно одно и то же событие (вступление в брак, призыв в армию и т.д.):

когортные исследования

105. Наиболее обшим понятием является:

метод

106. Метод в социологии — это:

способ сбора , обработки и анализа данных

107. Подход к проведению социологического исследования, возникший первым:

качественный

108. Метод сбора данных о мыслях, чувствах, мнениях людей — это:

опрос

109. Основной разновидностью метода опроса является:

анкетирование

110. Наиболее распространенный способ сбора информации о человеческой субъективности, мыслях и чувствах людей, их мнениях, настроениях, жизненных планах — это:

Анкетирование

111. Респондент — это:

лицо , участвующее в опросе в качестве источника информации

112. Анкета — это:

структурно организованный набор вопросов

113. Контролируемое наблюдение предполагает:

детально разработанную процедуру

114. Наименее распространенный метод сбора данных в социологическом исследовании:

сбора эмпирических данных

115. Тестирование — это метод:

сбора эмпирических данных

116: Контент-анализ — это:

средняя количественная величина повторяющихся в печати социальных фактов

117. Объект контент-анализа:

текст

118. «Выборкой» называется:

отбор респондентов

119. «Репрезентативность» — это:

соответствие параметров выборки генеральной совокупности

12О. Основа социологического исследования:

программа

121. Программа социологического исследования

включает в себя:

пакет документов , обеспечивающих проведение исследования

122. Наиболее важный этап социологического исследования — это:

формулировка проблемы

123. В программе социологического исследования анализ основных понятий содержится:

в методологическом разделе

124. Предположение о взаимосвязи социальных фактов — это:

научная гипотеза

125. Исторический метод относится к методам:

объяснения

126. Общество — это:

социальная организация данной страны

127. Реальные элементарные частицы общественной структуры — это:

индивид

128. Характерным признаком общества выступает:

социально — культурная идентичность

129. В социологии термин «традиционное общество» означат общество:

с аграрным укладом , малоподвижными структурами и с основанными на традиции способами социальной регуляции

130. К закрытому обществу относятся:

касты

131. Социальный институт представляет собой:

устойчивые формы общественных отношений

132. Организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям

10 стр., 4615 слов

Место человека в социальной структуре общества

... общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как участнику конкретных общественных отношений; в-третьих, единичные признаки, связанные со спецификой его биологической организации, социального окружения. Указанные свойства человека, ... деятельности формирует личность. Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, ...

общества — это:

социальный институт

133. Устойчивая форма воспроизводства общественных отношений определяется как:

социальный институт

134. Наиболее постоянная в данном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которых наиболее сурово наказывается:

институциональная роль

135. Основной сферой жизни общества являются:

экономические отношения

136. Понятие «брак» в социологии означает:

социально признанный семейный союз

137. Запрет на браки внутри социальной группы называется:

экзогамия

138. Семья — это:

общность людей , связанных узами супружества –родительства

139. Моногамная семья — это:

союз одного мужчины с одной женщиной

140. Нуклеарной является семья:

включающая родителей и детей

141. С позиций распределения власти в семье матриархат — это:

доминирование женщин

142. Основная проблема российской системы образования:

недостаточное финансирование

143. Главная характерная черта гражданского общества — это:

негосударственная сфера жизни

144. Общественное мнение выражает:

интегрированное состояние общественного сознания людей

145. Интегральная, основная характеристика общественного мнения заключается:

в направленности

146. Для общественного мнения типично:

неоднозначность

147. Общественное мнение изучают посредством:

опросов

148. Метод, используемый для изучения общественного мнения:

специально разработанный вопросник

149. Научной базой управления общественным мнением является:

научно организованная продуманная пропаганда

150. П. Шампань общественное мнение считает:

воображаемым референтом

151.Обязательный признак социальной организации:

совокупность людей, взаимодействующих на основе иерархии социальных статусов

152 . Основное предназначение социальной

организации:

внесение порядка в отношения людей

153. Функция социальной организации:

достижение общих целей

154. Для лучшего понимания принципа действия социальных организаций их лучше всего сравнить:

с театральным действием и исполнением ролей

155. Предпосылка кооперативного эффекта, порождаемого социальной организацией:

синхронизация действий , усилий людей

156. Основатель научной теории управления:

Г . Файоль

157. Поведение людей в любой социальной организации определяется:

конкретными условиями социализации и разделением труда

158. Признаком формальной структуры социальной организации выступает:

принцип безличности в отношениях

159­. Четкое разделение властных полномочий в организации ­это:

иерархизация

160. Стандартизация поведения членов организации — это:

формализация

161. Характерная черта неформальной организации:

16 стр., 7904 слов

Психология больших социальных групп 2

... на уровне микросреды, так и на уровне всего общества. 1.1.Сущность и виды больших социальных групп Большой социальной группой называют такую совокупность людей, которая включает в себя десятки и сотни ... женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в ...

гибкость организационного поведения

162 .Добровольная организация:

клуб собаководов

163. Принудительная организация:

психиатрическая больница

164. Тип организации, к которому относятся военные учебные заведения:

учреждения тотального типа

165. Регламент учреждений тотального типа направлен на:

интенсивное освоение новой социальной роли и вытеснение остальных социальных ролей

166 . Утилитарная организация:

предприятие торговли

167. Специальный административный аппарат, ответственный за поддержание функционирования организации и координирования ее членов:

бюрократия

168. Основоположником теории бюрократии был:

М . Вебер

169. Строгое следование официальным правилам и предписаниям без учета того, к каким результатам это может привести:

ритуализм

170. Последствия деятельности административного аппарата, противоречащие целям и принципам организации:

дисфункция бюрократии

171. Защита интересов организации (группы) в ущерб интересам клиента:

корпоративизм

172. Тенденция к концентрации власти бюрократией:

железный закон олигархии Р . Михельса

173. Одна из характерных черт бюрократии, выделенных М. Вебером:

строгая соподчиненность различных бюрократических органов

174. По мнению М. Крозье бюрократическая структура способствует:

защите ее собственных интересов

175. 0сновной недостаток бюрократии:

превращение функции самосохранения в самоцель

176. Социальные группы выделяют по критерию:

дохода

177. Группа, к которой принадлежит индивид — это:

группа членства

178. Группа, к которой конкретный индивид не принадлежит ­это:

аутгруппа

179. Реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном — это:

референтная группа

180. Понятие «референтная группа» предполагает:

выделение значимости группы

181. Критерии выбора индивидами референтной группы разработал:

Р. Мертон

182. Функцией референтной группы является:

сравнительно -оценочная

183. Группа учит индивида:

умению отличать своих от чужих

184. Разделяемый индивидом социальный образ группы или категории людей — это:

социальный стереотип

185. Экспрессивной является группа:

удовлетворяющая потребности своих членов в общении и самоутверждении

186. Социальная общность — это:

совокупность людей , обладающих общим признаком

187. Представление о социальной общности возникает тогда, когда есть:

сходство условий жизни и общих интересов

188. Структурированная общность определяется как:

совокупность людей , объединенных общим социальным признаком

189. Номинальная общность представляет собой совокупность:

людей, объединенных объективно существующим признаком , не влияющим на их социальное поведение

9 стр., 4170 слов

Социальные нормы общества

... неразрывно связано с более общей и сложной проблемой - управлением обществом. Управление социальными процессами присуще обществу на всех этапах его развития. Оно обеспечивает необходимые условия ... но и практический интерес к формам, средствам и методам управления делами общества. Социальная значимость и актуальность проблемы научного управления общественными процессами особенно возрастают ...

190. Социальная общность людей, объединенная взаимодействием с индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности — это:

аудитория

191.Кpaкoвpeмeннoe собрание людей, объединенных местом пребывания, называется:

толпой

192. Временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов — это:

толпа

193. Социолог, впервые подробно разработавший системную теорию толпы — это:

Г . Лебон

194. Неорганизованность — характерная черта:

массового поведения

195. Величина, характеризующая степень близости или отчуждения между социальными группами — это:

социальная дистанция

196.У индивидов представители чужой группы вызывают:

недоверие и непонимание

197. Ксенофобия — это:

ненависть ко всему чужому

198. Предубеждение к представителям чужих групп проявляется:

в существовании двойных стандартов

199. Взгляд на общество, при котором определенная группа общества считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней — это: этноцентризм

200. Этноцентризм — это:

отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы.

201.Группы. в которых каждый индивид воспринимает других людей как личностей, определяются как:

малые социальные группы

202. Малая группа характеризуется:

непосредственными личными контактами между членами группы

203. Важный показатель существования группы:

формирование «ядра » группы

204. Группа, сформированная по иерархическому принципу это группа:

закрытого пирамидального типа

205. Группа, в которой каждый имеет право на инициативу, в которой происходит смена ролей, преобладает неформальное общение, присутствует эмоциональная открытость — это группа:

открытая

206.Группа, в которой каждый принимает решение самостоятельно, люди относительно независимы но что­ то неформальное их объединяет — это группа:

случайная

207. Группа, в которой люди, находясь на разных местах, движутся к единой, согласованной цели — это группа:

синхронного типа

208. Случайно организованная группа, без четкой структуры отношений и взаимодействий — это:

конгломерат

209. Группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми, эмоционально окрашенными отношениями — это:

ассоциация

210. Группа, отличающая реально действующей организационной структурой, деловым характером отношений и распределением функциональных обязанностей — это:

кооперация

211. Группа, объединенная внутренними целями ­это:

кооперация

212. Тип отношений в группе, основанной на власти, антагонизме, примирении, экономической, физической и психологической зависимости:

принудительный

213. Тип отношений в группе, основанный на ограничении времени деиствия отношении сторон, эгоистичности взаимоотношений:

договорной

214.Тип внутренне единых, всеобщих, интенсивных, солидарных по направлению движения и продолжительных по времени существования отношений в группе:

10 стр., 4760 слов

Материальное бытие и его атрибуты время пространство движение и развитие

... субстанция Спинозы — это застывшая, закосневшая Природа, пребывающая вне развития, тем более что голландский мыслитель отвел движению и времени роль модусов (преходящих свойств), а не атрибутов. ... Необходимость поиска источников самодвижения субстанции (духа), а также развитие природы, материи побудила ...

семейный

215. Развитие или движение группы во времени ­это:

групповая динамика

216.Функции участников, которые они выполняют в групповой деятельности — это:

Групповые роли

217.0дин из факторов групповой сплоченности:

Соперничество с иной группой

218.Член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение отдельных участников в силу своего личного авторитета:

лидер

219. Коллектив — это:

группа людей , выполняющая общественно -полезную и личностно – значимую деятельность

220.Для управления группой низкого уровня развития требуется стиль руководства:

авторитарный

221..Для управления группой среднего уровня развития требуется стиль руководства:

Авторитарно-демократический

222. Для управления коллективом группой хорошего уровня развития приемлем стиль руководства:

демократический

223. Для управления коллективом высокого уровня развития приемлем стиль руководства:

либеральный

224. главный субъект развития коллектива на его начальной стадии:

Лидер коллектива

225. подсистема трудового коллектива, удовлетворяющая потребность людей в общении:

Социально-психологическая

226. отдельный представитель человеческого рода:

индивид

227. Под «личностью» понимается:

Система социальных качеств индивида

228. Модальная личность — это:

среднестатистический тип для данного общества

229. социальный статус — это:

Социальное положение человека

230. Отражение социального статуса человека или группы в общественном сознании — это:

престиж

231. Совокупность прав и обязанностей человека определяется как:

Содержание статуса

232. Предписываемый статус — это:

положение в обществе , над которым индивид не имеет контроля

233.Динамический характер статуса определяется понятием:

Социальная роль

234.Социальная роль — это:

ожидаемое поведение , обусловленное статусом человека

235. Инновация это:

столько ролей , сколько значимых социальных статусов он имеет.

акцентирование цели успеха при неопределенности способов ее достижения

236. К основным типам поведения человека трансформирующемся обществе Р. Мертон относит:

инноваторское

237. Использование одобряемых обществом средств для достижения не разделяемых индивидом целей:

ритуализм

238. «Не ставь высоких целей — не будет и разочарований». Это высказывание выражает установку на следующий тип девиантного поведения (по Р. Мертону):

ритуализм

239.»Бегство от требований общества» отражается:

В ретритизме

240.Противодействие социальным целям и средствам — это:

Бунт, мятеж

241. Не девиантный тип личности по Мертону — это:

конформист

242.Социолог, предложивший теорию первичной и вторичной девиации:

Г.Беккер

243.Теория стигматизации Г. Беккера утверждает:

девиация — клеймо , которым социальные лидеры отмечают аутсайдеров

244.Следствие длительной девиации:

Формирование субкультуры

245.Социальное неравенство — это:

418_voprosov_i_otvetov_po_sotsiologii_1 — Стр 2

неодинаковый доступ различных категорий населения к социальным благам и ресурсам

246. Стратификация — это:

расслоение

247. Основой стратификационной системы общества является:

Соц-ое неравенство

248.сновной признак вертикального расслоения общества:

Обладание собственностью

249. Основной ранговый параметр, который определяет положение индивида в обществе:

богатство

250. один из важнейших факторов социальной стратификации индивида:

образование

251. «Престиж» в социологии означает:

уважение , которым в общественном мнении пользуются профессии ,должности

252. Два антагонистических класса, по мнению К. Маркса, существовавшие в его эпоху:

Пролетария и буржуазия

253. Разделение общества на классы происходит:

По объективным признакам, критериям

254. Социальные различия — это:

различия , порожденные разделением труда , укладом жизни ,социальными ролями

255. П. А. Сорокин в качестве вида социальной стратификации выделял:

Экономическую стратификацию

256. Главный критерий социальной стратификации П. Бурдье:

власть

257. Систему параметров, которые определяют положение индивида в обществе, разработал:

П.Блау

258. Социальная система, в которой занятие индивидом социальных позиций основано на происхождении, и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов — это:

кастовая

259. Группа людей, членство в которой передается по наследству, называется:

Сословие

260. Открытой стратификационной системой называется:

Классовая

261. Высший слой социальной структуры общества — это:

элита

262. Увеличение доли среднего класса в обществе влияет на:

Устойчивость и стабильность общества

263. Стратификационная система советского общества была:

Этакратической

264. Новый элемент стратификационной системы России — это:

Самостоятельные работники

265. Профиль социальной стратификации современного российского общества напоминает:

Прямоугольник равнобедренный

266.-Альтернативу марксистской теории классов разработал:

М.Вебер

267. При рассмотрении общественных классов М.Вебер большее значение, чем К.Маркс, придавал:

Разделению внутри основных классов

268. «Черта бедности» определяется:

Величиной промежуточного минимума

269.Обеспечение соответствия между вкладом в общественную деятельность и вознаграждением определяется как:

Социальная справедливость

270 . Совокупность социальных перемещений людей в обществе называется:

Соц-ая мобильность

271. Социальная мобильность — это:

изменение положения индивида или группы в общественной системе

272. Социальная мобильность — это:

переход из одной социальной общности , страты в другую

273. Социолог, внесший наибольший вклад в теорию социальной мобильности:

Сорокин ПА

274. Уровень социальной мобильности указывает на степень:

Открытости общества

275. Внутрипоколенная мобильность показывает:

Насколько далеко человек продвинулся в жизни

276.Один из двух основных типов социальной мобильности, выделявшихся П. А. Сорокиным:

Вертикальная мобильность

277.Вид вертикальной мобильности:

Образовательная мобильность

278. Один из двух основных типов социальной мобильности, выделявшихся П. А. Сорокиным:

Горизонтальная мобильность

279. Горизонтальная мобильность подразумевает:

изменение человеком одного статуса на другой , приблизительно равный

280. Вид горизонтальной мобильности:

Профессиональная

  1. Миграция — это пример:

Территориальной мобильности

  1. Индивидуальная мобильность от групповой отличается:

Субъектом

  1. Возможная причина групповой мобильности:

Соц-ые революции

  1. Тип социальной мобильности, к которому относится изменение положения научных работников современной России по сравнению с положением в СССР:

Групповая нисходящая

  1. Структурная мобильность в современной России проявляется:

в повышении доли работников неквалифицированного труда

  1. Один из каналов вертикальной мобильности:

Собственность

  1. Основной канал социальной мобильности личности:

Получение образования

  1. С очки зрения теории меритократии к вершинам власти и богатства поднимаются:

талантливые и упорные люди независимо от их социального происхождения

  1. Страх социального падения — это:

Статусная напряженность

  1. Социолог, впервые разработавший концепцию маргинальности:

Р. Парк

  1. Маргинал — это:

человек , покинувший одну социальную общность и не примкнувший к другой

  1. К маргинальным слоям населения относят:

Эмигрантов

  1. Межпоколенная мобильность предполагает, что:

дети достигают более высокой социальной позиции или опускаются на более низкую ступень , чем их родителей

  1. Под объемом мобильности понимается: ­

число индивидов, которые переместились по социальной лестнице за определенный промежуток времени

  1. Понятие «социальное действие» ввел:

М.Вебер

  1. Социальное действие — это:

Реализованная потребность в активизации поведения

  1. Основной признак социального действия:

нацеленность на взаимодействие с другими людьми

  1. Социальные действия, основанные на ясном понимании целей и средств их достижения:

Целерациональные

  1. Социальные действия, регулируемые ценностями, принятыми в обществе:

Ценностно-рациональные

  1. Отличие социального взаимодействия от просто действия:

Наличие ответной реакции

  1. Вид социального взаимодействия:

Словесное

  1. Основа социальных взаимодействий:

совокупность общих ценностей , норм , образцов социального поведения

  1. Организованными являются взаимодействия:

опирающиеся на сложившуюся систему норм

  1. Экстенсивность социального взаимодействия — это:

его доля в общих жизненных интересах субъекта

  1. Сотрудничество нескольких индивидов или групп с целью решения общей задачи:

Кооперация

  1. Индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями или благами:

Конкуренция

  1. Скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон:

Конфликт

  1. Основная причина социальных конфликтов:

социальное неравенство, порождающее борьбу интересов

  1. Столкновение социальных субъектов из-за противоречивости их жизненных устремлений и целей называется:

Соц-ый конфликт

  1. Борьба между представителями разных этнических групп за изменение своего социального положения принимает форму:

межэтнического конфликта

  1. Функция социального конфликта:

изменение социальных норм и ориентаций

  1. Как способ разрешения конфликтов специалисты используют:

Договорный процесс

  1. Принцип социального обмена Дж. Xoмaнca, объясняющий проведение рискованных коммерческих операций:

если вознаграждение велико , то человек готов затратить больше усилий для его получения

  1. Один из элементов социального отношения:

Объект отношения

  1. Интенсивность отношений характеризует:

степень влияния одних участников

  1. Тип социальных отношений по их направленности:

Антагонистический

  1. Комбинированный тип социальных отношений:

Семейственный

  1. Тип отношении, доминирующий в рыночных условиях:

Договорный

  1. Все созданное человечеством за время существования ­это:

культура в целом

  1. Материальные объекты, созданные людьми, это образцы:

материальной культуры

  1. Единое, исчерпывающее определение культуры отсутствует потому, что:

любое сложное понятие многоаспектно , представляет собой синтез многих определений

  1. Самая малая единица культуры — это:

культурный элемент

  1. Важнейшим элементом социальной культуры выступает:

Язык

  1. Элементы культуры, общие для культур всех стран и народов — это:

культурные универсалии

  1. Правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях — это:

Нормы

  1. Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно — это:

Ценности

  1. Признак народной культуры:

анонимность большинства произведений

  1. Производство культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление — это:

Массовая культура

  1. Признак массовой культуры:

направленность на получение коммерческой выгоды

  1. Признак элитарной культуры:

сложность содержания

  1. Одна из функций культуры:

Регулирующая

  1. Новые культурные нормы создаются:

в результате социальных взаимодействий

  1. Форма культурного конфликта, когда достижения материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры?

культурное запаздывание.

  1. Взаимопроникновение культур — это:

Ассимиляция

  1. Представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых создание новых элементов культуры — это:

культурные инноваторы

  1. Люди, которые регулируют прохождение новых элементов культуры в общество:

«стражники » культуры

  1. Культурные образцы, тесно связанные с общей культурой, но в то же время отличающиеся от нее — это:

Субкультуры

  1. Под «субкультурой» понимается:

культура определенной социальной группы

  1. Термин «поп-культура» является синонимом:

массовой культуры

  1. Разновидность субкультуры которая противостоит нормативной культуре:

Контркультура

  1. Этноцентризм — это:

Предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей

  1. Подход, при котором любой элемент культуры должен оцениваться в соответствии с конкретным временем, местом и обстоятельствами его породившимся, называется:

культурным релятивизмом

  1. Понимающая социология» объясняет культуру как:

источник социальных изменений

  1. Свободно организованная общность людей, действующая совместно в неинституционализированной форме с целью содействия или препятствия социальным изменениям, это:

социальное движение

  1. Социальные движения предполагают:

изменение личности или социальных структур

  1. Социолог, считавший причиной социальных движений одиночество в современном деперсонифицированном мире:

Ф . Теннис

  1. Социолог, видевший причину социальных движений в социальном неравенстве, эксплуатации, несправедливости:

К . Маркс

  1. Социолог, считавший, что причиной социальных движений является демократизация общества в политической сфере:

М . Вебер

  1. Последовательность стадий развития социальных движений следующая:

формирование , мобилизация , формализация и завершение

  1. Движения, выступающие за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы, — это:

реформистские движения

  1. Движения, выступающие за коренное изменение существующей системы, — это:

революционные (радикальные ) движения

  1. В основании деления социальных движений на реформистские и революционные лежат:

цели предполагаемых изменений

  1. Движения, имеющие символический и ритуальный характер, — это:

экспрессивные движения

  1. Социальные движения, направленные на изменение социальной системы и преобразование общества в целом это:

радикальные движения

  1. На постматериальные ценности ориентируются:

новые движения

  1. Роль средств массовой информации в формировании социальных движений:

формирование общественного мнения

  1. По мере развития социальные движения становятся:

формальными социальными организациями

  1. Социальные движения, направленные на восстановление традиций общества -это:

традиционные движения

  1. Социальные движения, выступающие за возвращение к старым порядкам:

Консервативные

  1. Харизматический лидер влияет на людей посредством:

выдающихся личных качеств

  1. Утопические движения выступают за:

построение идеального общества

  1. Степень государственного противодействия, оптимальная для развития социального движения:

Умеренная

  1. Тип движения противников утилизации использованных ядерных отходов в России:

явное «снизу «

  1. Тип лидера, востребуемый на этапе возникновения движения:

Агитатор

  1. Типу лидера, к которому принадлежал В.И. Ленин:

Пророк

  1. Потенциал социального движения:

Идеологический

  1. Форма коммуникации в социальных движениях:

социальный миф

  1. Сообщение, искажающее объективную реальность и распространяющееся по неформальным каналам, называется:

Слухом

  1. Происходящее с течением времени преобразование в организации общества, образцах поведения и мышления, составляющих его групп и индивидов:

социальное изменение

  1. Наиболее яркое проявление социальных изменений — это:

Революция

  1. Революция от реформ отличается:

фундаментальностью преобразований

  1. Характерная черта эволюции как формы общественного развития:

Постепенность

  1. Процесс роста городов и распространения городского образа жизни называется:

Урбанизация

  1. К появлению индустриального общества привели:

урбанизация и индустриализация

  1. Ныне существующее общество охватывает два периода развития, соответствующие двум типам обществ:

индустриальное и постиндустриальное

  1. Решающим фактором социального развития признает борьбу различных общественных сил:

теория конфликта

  1. Главная тенденция общественного развития по М. Крозье:

стремление к свободе

  1. Концепция прогресса возникла:

в античности

  1. Социальный прогресс — это:

глобальный процесс , характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории

  1. Основная идея прогресса:

последующее состояние лучше предыдущего

  1. Идея прогресса особенно широко распространилась:

в 19 веке

  1. Г. Спенсер отстаивал тип прогресса:

Линейный

  1. Э. Дюркгейм выделил следующую тенденцию прогресса:

разделение труда

  1. Основное содержание постмодернистской модификации учения о прогрессе:

в решающей роле масс

  1. Специфика теории социального прогресса состоит в учете:

ценностных аспектов

  1. Критерием социального прогресса является:

гуманизм , нравственность

  1. Э. Дюркгейм утверждал: «Чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами». Он имел в виду, что:

развитие индивидуальности , личности является критерием общественного прогресса

  1. Теория циклического развития общества предполагает признание:

эволюции общества по циклу с периодами подъема , расцвета и упадка

  1. Социальное развитие от социального цикла отличается:

отсутствием повторений

  1. Идея неизбежности процессов развития обычно приводит к:

отрицанию активной роли субъекта

  1. Концепция прогресса в 20 веке сменилась:

концепцией кризиса

  1. Консервация общества, отсутствие поступательного движения — это:

Стагнация

  1. Дезинтеграция культурной и социальной составляющих социальной системы, невозможность справится с возникающими проблемами в рамках существующей социальной формы — это:

социальный кризис

  1. К возрастающей взаимозависимости человечества во всех областях ведет процесс:

Глобализации

  1. Социологический результат глобализации:

превращение социальной солидарности в условие выживания человечества

  1. Термин «глобализация» предложил:

Т . Левитт

  1. Глобализация в политической сфере ведет к:

усилению влияния наднациональных объединений

  1. Основная культурная тенденция глобализации:

борьба против диктата определенных типов культуры

  1. Отличительная черта глобальной экономики:

функционирование в качестве единой системы

  1. Общее между теориями «глобализации» и «империализма» — это:

направленность на объединение ресурсов в мировом масштабе

  1. Версия глобализации, подтверждающая идею развития «азиатских тигров»:

зависимого развития

  1. Автор теории мировой системы:

И . Уоллерстайн

  1. Последовательность стадий общества в теории мировой системы:

мини -системы — мировые империи — мировые системы

  1. Термин «традиционное общество» означает:

общество с аграрным укладом , с малоподвижными структурами и с основанными на традиции способами социальной регуляции

  1. Индустриальное общество отличает:

численное преобладание промышленного пролетариата

  1. Понятие «модернизация» описывает:

переход от доиндустриального к индустриальному , а затем к постиндустриальному обществу

  1. В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение общества на:

доиндустриальное , индустриальное , постиндустриальное

  1. Процесс обновления всех сторон жизни общества, приведения их в соответствие с требованиями современности:

Модернизация

  1. Органическая модернизация:

является результатом собственного развития страны

  1. Неорганическая модернизация:

выступает способом догоняющего развития

  1. Современные теории модернизации акцентируют:

самобытность модернизации обществ , принадлежащих к различным цивилизациям

  1. Характер российской модернизации:

противоречивость и частичность

  1. Характер противоречий современного мира:

Глобальность

  1. Наиболее вероятный характер мирового развития на ближайшие десятилетия:

Однополярный

  1. Изменение положения России в начале 1990-х гг. с социологической точки зрения можно оценить как:

национальную трагедию

  1. Сценарий, который считают необходимым для России социологи:

строительство социально ориентированной экономики

  1. Государство СНГ, наиболее важное для геополитических перспектив России:

Украина

  1. Сфера общественной жизни, с которой многие отечественные обществоведы связывают надежды на возрождение России:

культура

9