Корень Валерий Лукич

Корень Валерий Лукич

Тема 1: Социальная философия: научный, статус, объект, предмет и функция. 1

Вопрос 1: Социальная философия, как часть философии. 1

Вопрос 2: Объект и предмет социальной философии. 2

Вопрос 3: Основные функции социальной философии. 2

Тема 2: Возникновение философии. 3

Тема 3: Социально-философский воззрения в средневековье. 4

Тема 4: Социально-философские воззрения в эпоху возрождения. 4

Тема 5: Социально-философские воззрения нового времени. 5

Тема 6: Общество, как целостное социальное образование. 6

Вопрос 1: Понятие общества: подходы и решения. 6

Тема 7: Материально производственная сфера общества. 7

Вопрос 1: Сущность и содержание материально производственной сферы. 8

Вопрос 2: Механизм функционирования материально-производственной сферы. 9

Тема 8: Духовная сфера общества. 10

1 вопрос: Сущность и содержание духовной сферы общества. 10

2 вопрос: Структурные элементы духовной сферы общества. 10

Тема 9: Социальное бытие общества. 11

Тема 10: Политическая сфера общества. 15

Тема 14: Типы общественного развития. 17

Тема 1: Социальная философия: научный, статус, объект, предмет и функция.

Вопросы:

  1. Социальная философия, как часть философии.
  2. Объект и предмет социальной философии.
  3. Основные функции социальной философии.

Вопрос 1: Социальная философия, как часть философии.

По приданию, первым слово философия, употребил древнегреческий философ Пифагор. Он говорил:

«Что мудрость присуща только богам, а все, что может человек — это стремиться к мудрости, её любить».

Отсюда и значение слова философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч.φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия имеет предмет и объект.

Термин философия в качестве особой сферы знания впервые употребил Платон.

Основные разделы философии:

4 стр., 1584 слов

Вопрос 1. Проблема биологического и социального в поведении людей

... социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества, ... и физиологические процессы взаимосвязаны и взаимообусловливают поведение человека. Вопрос 3. Психические процессы, их динамика и возрастные ... направление и удержание внимания и т.д. Аффективная сфера также претерпевает социализирующие воздействия – ребенок учится правильно ...

  1. Онтология (учение о бытие).
  2. Гносеология (учение о познании).
  3. Логика (наука о правильных формах и законах мышления).
  4. Аксиология (учение о ценностях).
  5. Философская антропология (учение о человеке).
  6. Философия истории.
  7. История философии.
  8. Социальная философия.
  9. Этика (учение о морали).
  10. Эстетика (учение о прекрасном).

Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия познания.

Философия — это духовно-рациональное освоение действительности.

Философия — это свободомыслие.

Философия — это теоретическая основа мировоззрения.

Философия — это мировоззренческая, методологическая основа всякой деятельности.

Предмет философия — это наука и мировоззренческая система знаний о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания, особая форма общественного сознания, система философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

Наряду с объектом и предметов в философии содержится основной вопрос, который сформулировал Фридрих Энглельс. Основным вопросом философии является — вопрос об отношении человека и природы. В основном вопросе выделяется две стороны: онтологическая и гносеологическая. Онтологическая сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении вопроса (или проблема) — что первично: материя или сознание? Суть гносеологической стороны заключается в решении проблемы — познаваемый мир. В зависимости от онтологический и гносеологической стороны выделяют основные направления в философии:

  1. Материализм.
  2. Идеализм.
  3. Эмпиризм.
  4. Рационализм.

Вопрос 2: Объект и предмет социальной философии

В качестве объекта социально-философского анализа выступает общество — человечество.

Предметом является общие законы развития человеческого общества.

Социальная философия в изучении общества отвлекается от конкретных, случайных и несущественных сторон общественной жизни. Для нее главное — раскрытие и имманентное логики поиска глубинных причин тех или иных событий и феноменов.

8 стр., 3523 слов

I. Роль философии в обществе и в жизни человека

... людей в обществе 3) учение о духе 3. В чем состоит основной социальный смысл философии? 1) ... философии 1) философия – это разумное миропонимание 2) философия – это особое мировоззрение 3) философия – это истинное мироощущение 5. В чем заключается основной вопрос философии? 1) вопрос ... социально значимых явлений, основу которого составляет диалектика базиса и надстройки 4) господствующий в обществе на ...

Вопрос 3: Основные функции социальной философии.

Основные функции социальной философии: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, познавательная, прогностическая, логическая, практическая и так далее.

Тема 2: Возникновение философии.

Возникновение первых более или менеерациональных социально-философских учений следует отнести к эпохе древневосточных обществ, а так же к античному периоду.

  1. Древний Китай.

В Древнем Китае зачатки первой социально-философской концепции были разработаны конфуцианством, легизмом и даосизмом.

  1. Конфуцианство.

Основателем конфуцианства является Кун-Фу-Цзы (551−479 до н.э.).

Основой общественного регулирования является наличие обычаев, ритуалов — «ли», которые основываются на уважении к предкам — на культе неба, на культе государства и императора.

Конфуцианская этика строилась на следующих принципах:

  1. Принцип «золотой середины».
  2. Забота о людях.
  3. Конструирование и формирование «морального идеала поведения» — благородного мужа, то есть мужчина должен быть мужчиной (сильным — физически, духовно).
  4. «Исправление имен», то есть каждый на своем месте должен вести себя в соответствии со своим статусом.

Социальные воззрения Конфуция обнаруживают гуманистические начала.

  1. Легизм.

Социально-политическое учение, которое по многим вопросам стояло в оппозиции конфуцианство. В основе общественных отношений согласно легизму лежит закон — «фа». Основоположником этого учения является Шан-Ян (390−338 до н.э.).

Так же он является основоположником концепции происхождения государства и общества — насилия. Согласно Шин-Яну регулятором в обществе кроме законов является государство. Государство регулирует законы, государство создает законы… Шан-Ян считал, что для наведения порядка можно пожертвовать любыми принципами.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... от социальной культурной среды, в которой живет ребенок. Согласно Ж. Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют ... организации внешних, материальных действий детей 4-6 лет можно управлять формированием сложных мыслительных процессов, построением ... все более приближающихся к ней. На протяжении ряда лет основные усилия ученых, исследовавших познавательные процессы детей ...

  1. Досизм.

Даосизм философское направление, которое на определенном историческом этапе преобразовалось в религию.

Основоположник — старший современник Конфуция, Лао-Цзы (6−5 век до нашей эры).

Согласно его мнению: основным регулятором общественных отношений выступает «дао» — мировой закон. Главным принципом даосизма является принцип бездействия.

  1. Древняя Индия.

В Древне Индийском обществе не было создано масштабных социальных учений. Воззрения на общество содержались в религии Древней Индии (брахманизм, буддизм).

  1. Античное время.

Философские воззрения на общества в античное время.

  1. Воззрения Сократа (469−399 до нашей эры).

    Первый древнегреческий мыслитель глубокоразмышлявший над проблема общества был Сократ. Цитата Сократа: «Деревья и местности меня ничему не научат — не то, что люди в городе», знаменует собой поворотный путь всей древнегреческой философии.

  2. Воззрение Платона (427−347 до нашей эры).

    Свои социально-философские воззрения он изложил в следующих произведениях: «Государство», «Законы» и «Политика». Основой общественных отношений выступает такая добродетель, как справедливость. Справедливость Платон определяет: справедливость заключается в том, чтобы каждый имел своё и получал своё, но это своё не каждый субъект, каждый индивид, а тот, кто стоит у руля власти — философ.

  3. Аристотель (384−322 до нашей эры).

    Ученик Платона, создавший в Афинах собственную школу ликей (лицей).

    Как и Платон считал, что регулятором общественных взаимоотношений является справедливость. В это понятие он вкладывал равенство и пропорциональность. Он так же утверждал, что бывает два вида справедливости: природная и социальная.

Согласно воззрениям Аристотеля — человек есть «общественное животное» и поэтому инстинктивно стремится жить в сообществе. И всегда люди стремятся найти такую форму совместной жизни, которая бы выражала и защищала интересы каждого.

9 стр., 4205 слов

Теории возникновения государства

... и неразрывно связано с существованием человеческого общества. (2, стр. 18) Теории происхождения государства и права. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных ... , что представляет собой государство. Проблема возникновения государства остается в науке дискуссионной. В основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения ...

Аристотель является автором патриархальной теории возникновения государства и общества.

Как и Платон, Аристотель придавал большое значение принципу справедливости. В справедливости Аристотель в первую очередь усматривал равенство и пропорциональность. Согласно Аристотелю справедливость бывает двух видов: природная (естественная) и социальная. В отличии от Платона, Аристотель считал, что основной формой собственности должна быть частная.

Тема 3: Социально-философский воззрения в средневековье

Выдающимися социальными философами средневековья являются:

  • Августин Блаженный (354 — 430 годы).
  • Фома Аквинский (1225 — 1274 годы).

Они являются авторами теологической теории происхождения государства и права.

Августин Блаженный в своих воззрениях:

  1. Отдавал примат церкви над государством.
  2. Отдавали верховенство религиозной нормам над светскими.
  3. Отдавали предпочтение божественному духу над материальными страстями.

Воззрения Фомы Аквинского. Согласно его мнению — человек существо политическое (общественное), а поэтому он должен жить в обществе, которое иерархично и сословно. Поэтому каждому индивиду отведена своя ячейка. В обществе существует две системы власти: светская и церковная. Как и первая, так и вторая имею один источник происхождения — Бог. Если светская власть вступает в противоречия с церковной, то народ имеет право на замену такой власти.

Тема 4: Социально-философские воззрения в эпоху возрождения.

Ее представители:

  • Николо Макиавелли (1469 — 1527 годы).
  • Томас Мор (1478 — 1535 годы).
  • Томасо Компанело (1568 — 1639 годы).

Воззрения Николо Макиавелли. Итальянский, политический мыслитель, основоположник политической науки, жил во Флоренции. Он отстаивал практический и антитеологический к анализу государства и общества. В связи с тем, что человек по своей природе является эгоистом, считал, что он должен жить в государстве. Был сторонником принципа разделения властей и отделения светской власти от церковной. Свои политические воззрения отобразил в произведении «Государь». По мнению Макиавелли, правитель должен содержать в себе черты лисицы и льва.

3 стр., 1190 слов

Проблема взаимодействия личности и общества в теории З. Фрейда

Реферат Тема Проблема взаимодействия личности и общества в теории З.Фрейда План 1.З.Фрейд и школа психоанализ . 2. ... человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями , всецело находящимися вне сферы сознания . Если начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении , это ...

Воззрения Томаса Мора. Английский философ, политический мыслитель. Автор произведения: «Утопия». «Утопия», государство основанное на общественной собственности, где действует принцип справедливости. Во главе этого государства находится философ. Все утопийцы в равной мере занимаются физический и умственным трудом. В отличии от «идеального государства Платона», в «Утопии» нет деления общества на классы.

Воззрения Томаса Компанела.Итальянский философ, политический мыслитель. Автор проведения «Город солнца». Государство Томаса Компанелы носит более тоталитарный характер, чем государство Томаса Мора. В государстве действует общественная собственность. Но население менее свободно в принятии, выборе решения. Брак осуществлялся по согласию главы государства.

Тема 5: Социально-философские воззрения нового времени.

Представители:

  • Томас Гоббс (1588 — 1679 годы).
  • Джон Локк (1632 — 1704 годы).
  • Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755 годы).
  • Жан Жак Руссо (1712 — 1778 годы).

Томас Гобсс основоположник либерализма.

Главный принцип его социально-философской концепции: где общей власти, нет закона, а где нет закона — нет справедливости.

Джон Локк — так же был сторонникам либерализма и договорной концепции происхождения государства. Является автором теории разделения власти.

Шарль Луи Монтескье — французский философ, автор концепции географического детерминизма, сторонник конституционной монархии.

Жан Жак Руссо — французский философ, политический мыслитель, сторонник политического радикализма, а так же парламентской республики. Был одним из первых антисциентизма (сциентизм — научный, то есть антисциентизм — антинаучный).

9 стр., 4364 слов

Высшей ценностью-научное знание. Наука-есть основа прогресса развития общества. 5) На принципах разума и справедл-сти можно построить совершенное об-во и гос

... общества. 31.Материально-производ-ая сфера. -основа общественной жизни. Производство – способ существования человека и общества. Структура: 1) сфера произв-ва; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера ... потребления. Основные компоненты : труд как ...

На рубеже 19−20 веков зародились новые философские концпции:

  • марксистко-ленинская,
  • позитивистская,
  • цивилизационная конепция (теория),
  • социальная фененоменалогия,
  • факторая теория общества,
  • функционализм.

Тема 6: Общество, как целостное социальное образование

Вопросы:

  1. Понятие общества: подходы и решения.
  2. Общество, как целостная система.
  3. Основные сферы общества.

Вопрос 1: Понятие общества: подходы и решения.

В процессе изучения любого явления (предмета) в нашем случае общества, философию интересует:

  1. Природа (сущность).
  2. Содержание этого явления (предмета).
  3. Закономерность.

Понятие общества не имеет однозначного толкования. Это многогранное явление. Понятие общества употребляется в узком и широком значении.

В широком смысле слова, общество— это социальность вообще, которая противостоит природе, а в узком —общество— это форма социальной коллективности.

Классическое определение:

Общество— это продукт целенаправленной и разумно-организованной, совместной деятельности людей, объединенных на основе взаимных интересов и договоров, с присущей им системой институтов и отношений.

Взгляды на общество с позиций основных философских направлений:

  1. Так объективные идеалисты объясняли возникновение и становление общества действие внеземных сил (Бога, высшего разума, абсолютной идеи).
  2. Субъективные идеалисты — фактором создания объективной реальности, в том числе и общества, объясняли действием сознания (действием великих людей).

Материалисты — считали материю объективной реальностью, существующей вне и независимо от человека и его сознания.

Согласно марксистко-ленинской концепции — развитие общества представляет смену общественно-экономических формаций.

Основные теории происхождения и развития общества:

  1. Патриархальная теория развития общества (автор этой теории Аристотель).
  2. Теологическая (религиозная).

    Автором этой теории является Августин Блаженный и Фома Аквинский.

  3. Теория насилия. Она возникла еще в древнем мире (в частности в Китае).

    Автор этой теории Шан Ян. Окончательно она утвердилась на рубеже 19−20 веков, автор Каутский.

  4. Договорная теория (Жан Жак Руссо и пр.).
  5. Классовая или социально-экономическая теория развития общества (на всех этапах жизни общества, оно делилось на классы).
  6. Органическая теория (эволюционная), другими словами дарвинистская. Общество по подобию человеческого правительства.
  7. Психологическая теория.

Концептуально-научное оформление представления об обществе сложилось в новое время (17−18 века).

Научные идеи были в древнем мире. Именно в этот период сформировался такой раздел философии, как социальная философия.

Современные концепции о происхождении и развитии общества.

  1. Натуралистическая.
  2. Учение социо-психологизма.
  3. Концепция социального действия.
  4. Теория предметного действия.
  5. Теория предметного действия.
  6. Позитивистская концепция.
  7. Концепция информационного общества.
  8. Концепция методологического индивидуализма.

Натуралистическая концепция.

В соответствии этой концепции:

  1. Человеческое общество рассматривается, как продолжение закономерности природы (биологические, физические, географические).
  2. Общественные отношения в их историческом развитии управляется мыслями людей, желаниями, целями.
  3. Подчеркивается особая роль географической среды и демографических факторов.

Предполагается, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в космос и там начать новый виток эволюции (считал Циалковский).

Учение социопсихологизма:

  1. Конструирует общество по подобию индивида.
  2. Изучает общественные явления с позиции физиологии организма.
  3. Разновидностью социо-психологизма является инстинктивизм Фрейда.

По Фрейду двумя важными инстинктами для человека являются:

  1. Инстинкт жизни — эрос.
  2. Инстинкт смерти — танатос.

Борьба между ними и является двигателем развития общества.

Концепция социального действия (Макс Веббер):

Согласно этой теории:

  1. Общество выступает, как система социальных действий.
  2. Каждое физическое лицо от части «запрограммировано» действующими в обществе социальными нормами.

Тема 7: Материально производственная сфера общества

Вопрос 1: Сущность и содержание материально производственной сферы.

Вопрос 2: Характеристика основных производственных компонентов материально производственной сферы.

4 сферы:

  1. материальная;
  2. социальная;
  3. политическая;
  4. духовная.

Вопрос 1: Сущность и содержание материально производственной сферы.

Экономическая сфера— это область осуществления хозяйственной деятельности и область создания материальных благ.

Структурные компоненты материально производственной сферы:

  1. Труд, как комплексное социальное явление.
  2. Способ производства материальных благ.
  3. Механизм функционирования материально производственной сферы.

Если труд является той социальной реальностью, в которой и через которую действуют законы материально производственной сферы, способ производства раскрывает сущность материально производственной сферы, а механизм показывает ее цели.

  1. Первый структурный элемент материально производственной сферы — труд. Труд — это созидательная предметная деятельность.

Характеристика труда:

  1. Труд, как преобразовательная деятельность (труд вообще).

    При характеристики труда, как преобразовательной деятельности Карл Маркс выделял в нем три структурных элемента:

  • Живой труд (субъективный элемент).
  • Средство труда.
  • Предмет труда.
  1. Труд, как природный процесс. При рассмотрении труда, как природного процесса, человек рассматривается, как предмет природы, вещь хотя сознательная, а сам труда рассматривается, как проявление этой силы. Человек действует в процессе производства так, как действует природа. Он только лишь меняет формы вещества.
  2. Труда, как диалектическое единство материального и идеального. На ряду с материальной стороной труда — средствами производства в трудовом процессе присутствует идеальная сторона — сознательная деятельность человека — сознательная деятельность человека.
  3. Труд — созидательная предметная деятельность. Дадим характеристику труда: труд как преобразовательная деятельность (труд вообще).

    При характеристике труда как преобразовательной деятельности, К. Маркс выделял в нем три структурных элемента:

  • Живой труд.
  • Средства труда.
  • Предмет труда.
  1. Труд как природный процесс. При рассмотрении труда как природного процесса, человек рассматривается как предмет природы, вещь, хотя сознательную, а сам труд рассматривается как проявление этой силы. Человек действует в процесса производства так, как действует природа. Он только лишь меняет формы вещества. Труд как диалектическое единство материально и реального. Наряду с материальной стороной труда — средствами производства — в трудовом процессе присутствует идеальная сторона — сознательная деятельность человека. Труд как созидание. Результаты созидательной деятельности человека:
  • Материальные блага.
  • Духовные блага.
  • Сам человек.
  • Политические и организационные формы человеческой жизнедеятельности.
  • Труд как комплексное общественное явление.

Труд непрерывно связан с социальной сферой общества. Чаще всего его рассматривают применительно к массовому и профессиональному делению в обществе. Общественный труд тесно связан с политикой управленческой сферы. Общественный труд также тесно связан с духовной жизнью общества: сегодня наука является производительной силой общества; эстетическое познание сегодня воплотилось в такую производственную сферу как дизайн. Образование сегодня стало важнейшим фактором профессионального роста рабочего. Труд как исторически развивающееся общественное явление. Действие труда подчинено следующим типам законов:

  • Всеобще-исторические законы.
  • Формационные законы.
  • Конкретно-исторические законы.

Способ производства— это производительные силы + производственные отношения. В производительных силах выделяют средства производства (орудия труда и предметы труда) + человек. Производственные отношения — отношения по поводу производства, потребления, обмена, распределения. Функционирование производительных сил составляет содержание материального производства, а социально-экономические отношения составляют его форму. В отношении между производительными силами и производственными отношениями содержание определяет форму. Тип социально-экономических от ношений зависит от следующих двух факторов:

  • Уровень развития производительных сил.
  • Структура производительных сил.

Уровень развития производительных сил зависит:

  • Применяемая в производстве техника.
  • Природные условия.

Как производительные силы влияют на производственные отношения, так и наоборот. Производственные отношения могут ускорять развитие, но могут и тормозить его.

Вопрос 2: Механизм функционирования материально-производственной сферы

Особенности функционирования материально-производственной сферы в XXвеке.

  • Во-первых возрос удельный вес государственного элемента в экономике. На развитие экономики больше стали влиять политические мышления.
  • Во-вторых выделение государственной дотации. Квоты— квотирование определенных видов производства, особенно сельского хозяйства.
  • В-третьих произошли серьезные сдвиги в самом механизме регулировании рынка; к этим сдвигам (или изменения) следует отнести: усиление элемента предвидения, прогнозирование рыночного спроса и планирование спроса, развитие рекламы.
  • В-четвертых произошло расширение субъектов частной собственности. Все больше число работников предприятий становятся акционерами и пайщиками.

Тема 8: Духовная сфера общества.

1 вопрос: Сущность и содержание духовной сферы общества.

2 вопрос: Характеристика основных структурных элементов духовной сферы общества.

1 Вопрос: Сущность и содержание духовной сферы общества.

Феномен духовности трудно выразить в рациональных понятиях. Бердяев: о духе нельзя выработать понятие, но можно уловить его признаки. В качестве таких признаков он называл: свободу, смысл жизни, творческую активность, любовь, обращаемость к высшему благу.

Духовность богаче рациональности. В ней выражен высший уровень освоения мира человеком.

Нравственного совершенствования человек может достичь лишь тогда, когда в своей повседневной жизни будет руководствоваться «абсолютными» ценностями (например: десять заповедей), то есть высшие принципы превратит в свою повседневную жизнь.

Духовная жизнь общества— это сфера отношения людей по поводу разных духовных ценностей, их создание, распространение и усвоение.

2 Вопрос: Структурные элементы духовной сферы общества.

Элементы:

  • Духовное производство (духовная деятельность);
  • Производство духовных ценностей;
  • Духовные потребности;
  • Индивидуальное сознание;
  • Общественное сознание.

Основные подсистемы духовной сферы общества:

  1. Научная жизнь.
  2. Образовательная (образовательно-воспитательная).
  3. Художественная эстетическая.
  4. Духовно-нравственная жизнь.
  5. Функционирование религии, свободомыслия и атеизма.
  6. Информационная жизнь общества.
  • Первый элемент — духовное производство (духовная деятельность)— деятельность сознания, результатом которой являются мысли, чувства, образы, представления.Духовное производство— это вид трудовой деятельности, сущностью которой является создание предметов для удовлетворения духовных потребностей.

Духовное производство развивается на основе материального производства и имеет с ним общие черты, однако оно обладает своими специфическими чертами.

Результатом духовного производства являются духовные ценности!

Если в материальном производстве предмет используется, как вещественная форма, то в результате духовного производства происходит информационное использование предмета.

  • Второй элемент — духовные ценности. Ценность— свойство предмета, удовлетворяющее потребностям человека.
  • Третий элемент — духовные потребности — это основные побудительные силы духовной деятельности.

Духовные потребности имеют социальную направленность, которая определяется:

  1. Характером существующих общественных отношений, в том числе религиозных, нравственных, эстетических и этических.
  2. Духовной культурой людей.
  3. Социальными идеалами людей.
  4. Духовным уровнем людей.

Духовные отношения— отношения между людьми по поводу духовных ценностей (производства, обмена, распределения).

Виды духовных отношения:

  1. Познавательные.
  2. Религиозные.
  3. Нравственные.
  4. Этические.
  5. Эстетические.

Общественное сознание— это совокупность чувств, настроений, идей, теорий, религиозных и художественных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементы общественного сознания:

  1. Уровни общественного сознания.
    1. Теоретический и обыденный.
    2. Общественная психология (или менталитет).
    3. Психика.
  2. Идеология.
  3. Формы общественного сознания.
    1. Наука.
    2. Религия.
    3. Право.
    4. Мораль.
    5. Искусство.
    6. Политика.
    7. Философия.

Тема 9: Социальное бытие общества

1 вопрос: Понятие социальной структуры, сущность содержания.

2 вопрос: Основные сферы общества.

1 Вопрос: Понятие социальной структуры, сущность содержания.

Социальная структура общества— целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых во взаимодействие.

Структурные элементы социальной сферы общества:

  1. Индивиды с их статусом и социальными функциями.
  2. Объединение этих индивидов в социальные группы.
  3. Социальные общности— это объединение людей, которые характеризуются какими-то объективными признаками менталитета, взглядами, ролью в обществе.

Массовые общности состоят из социальных групп. Поэтому часто общность и группа не разграничиваются, рассматриваются как синонимы.

Социальные группы— это объединения людей:

  1. С устойчивым взаимодействием в процессе какой-либо деятельности.
  2. С высокой степенью сплоченности.
  3. Вхождением в массовые общности.

Социальные группы делятся на малые (до 20 человек) и на большие (свыше 20 человек) группы.

Массовые общности различаются между собой по определенным признакам:

  1. Возрастная массовая общность (критерий выделения — социальный опыт).
  2. Экономические общности (по их месту в производстве).
  3. Политические общности (критерием выделения — место политической власти).
  4. Проффесиональные общности (трудовая деятельность).
  5. Национальные общности.
  6. Религиозные общности.
  7. Городские и сельские общности.

2 Вопрос: Основные сферы общества (основные подсистемы социальной сферы общества).

Основные подсистемы социальной сферы общества:

  1. Этническая.
  2. Демографическая.
  3. Поселенческая.
  4. Классовая.
  5. Профессионально-образовательная.

Все подсистемы социальной структуры общности имеют двоякое происхождение. Две из них имеет: этническое и демографическое — своим генезисом связана с биологической природой человека. А три остальных подсистемы — поселенческая, классовая, профессионально-образовательная — социальны по своей природе.

Этническая подсистема общества.

В этнической подсистеме общества выделяют следующие формы общности:

  1. Род.
  2. Племя.
  3. Народность.
  4. Нация.

Род— группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной генетической линии.

Племя— это объединение людей, вышедших из одного рода, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. На формирование племени накладывает отпечаток разделение функций внутри общности. За родом остается экономическая, семейная функция.

Народность— это исторически сложившееся общность людей, имеющая свой язык, территорию, общность культуры и зачатки экономических связей. В основу народности легли не кровнородственные связи, а территориальные.

Нация— формирование нации связано с развитием капитализма. Характерные признаки нации:

  1. Общность территории.
  2. Общность языка.
  3. Общность экономической жизни.
  4. Общие черты психического склада (менталитета), которые были закреплены в культуре данного народа.

Психический склад нации проявляется в следующих особенностях:

  1. В национальном быте народа.
  2. В склонностях людей.
  3. В нравах, привычках.
  4. В особенностях их песен, танцев.

Демографическая подсистема общества.

Демографическая сфера общества— это совокупность:

  1. Людей, семей, социальных общностей.
  2. Совокупность отношений между ними, направленных на удовлетворение фундаментальных потребностей, связанных с воспроизводством и социализацией.

Центральным понятием в демографической сфере общества выступает народонаселения.

Народонаселение тесно связано со всеми социальными сферами общества и прежде всего с экономической сферой общества. Существуют две линии взаимодействия демографических и экономических процессов:

  1. Экономика населения.
  2. Населения экономика.

Согласно высказыванию Карла Маркса: «Каждому историческому способу производства свойственны свои законы народонаселения».

Факторы, влияющие на взаимодействие демографических и экономических процессов:

  1. Плотность населения.
  2. Численность населения.
  3. Темпы роста населения.
  4. Половозрастная структура.
  5. Состояние психофизического здоровья.
  6. Миграционная подвижность.

Поселенческая подсистема общества.

Типы поселений:

  1. Внутрисельское.
  2. Внутригородское.
  3. Межпоселенческое (что то среднее между селом и городом).

Знания о поселении помогает понять прошлую историю, современные процессы, прогнозировать будущее.

Концепции происхождения городов:

  1. Вотчинная теория— считает, что города в Западной Европе возникают, как крупные центры феодальных поместий. Города в Западной Европе до 15 века являлись феодальными центрами.
  2. Общинная теория— считает, что город вырос из сельской общины.
  3. Оборонная теория.
  4. Политико-правовая теорияотдает приоритет в образовании городов политическим и правовым факторам.
  5. Урбанизации. Вся история цивилизации может быть представлена как история урбанизации. Урбанизации имеют, как субъективную, так и объективную причину.

Классовая подсистема общества.

По отношению к социальной сфере существует два основных подхода:

  1. Классовый.
  2. Стратификационный.

Причины возникновения классов:

  1. Общественное разделение труда.
  2. Формирование института частной собственности.

Классы— согласно воззрению В. И. Ленина — классами называют большие группы людей, различающихся:

  1. По их месту в исторически определенной системе общественного производства.
  2. По их отношению к средства производства.
  3. По их роли в общественной организации труда.
  4. По способу получения и размера той доли общественного богатства, которой они располагают.

«Страта»(слой) — термин, который перешел в социальные дисциплины из геологии.

Стратификация— неравный доступ различным социальным группам к различным социальным ресурсам:

  1. Природные ресурсы.
  2. Власть.
  3. Престиж.
  4. Образование.

В марксисткой теории так же уделялось внимание прослойкам общества, однако речь и шла о слоях внутри того или иного класса (пример: мелкая, средняя, крупная буржуазия).

Первый кто предпринял попытку рассмотреть общество под углом его стратификации является английский философ-социолог Макс Вебер. Руководствуясь анализом общества Карла Маркса, он расширил веер классовых различий, рассматривал и такие признаки, которые не связаны с собственностью:

  1. Профессиональное мастерство.
  2. Социальный статус.
  3. Квалификация.
  4. Партийная принадлежность.

Наивысший вклад в зарождение и развитие идеи социальной стратификации внес русско-американский социолог Питирим Сорокин. Согласно его концепции общество нужно рассматривать по вертикали и горизонтали. Вертикальные структуры общества: бедные и богатые, имущие и неимущие, руководители и исполнители и так далее. Горизонтальные структуры: этнос и нации, конфессии, партийность, профессиональные группы, общественные организации.

Особое значение в стратификационной теории имеет социальная мобильность! Социальная мобильность бывает низкая и высокая.

Низкая мобильность в странах:

  • Голландия.
  • Швеция.
  • Дания.

Средняя мобильность:

  • Канада.
  • Англия.

Высокая мобильность:

  • Япония.
  • Италия.
  • США.
  • Россия.

Профессионально-образовательная подсистема.

Важным компонентом профессионально-образовательной подсистемы выступает интеллигенция.

Слово интеллигенциялатинского происхождения и означает — понимающий, мыслящий и разумный.

Некоторые авторы считают, что интеллигенция призвана обслуживать господствующий класс интеллектуально. Интеллигенцию нельзя считать классом, потому что подавляющее их большинство не владеет средствами интеллектуального производства.

Интеллигенцию нельзя считать внутриклассовым слоем, потому что в ее задачи входит обслуживать интересы каждого из классов.

Интеллигенцию так же нельзя считать межклассовой прослойкой.

Интеллигенция— это многослойная общность людей, профессионально занимающихся умственным по преимуществу сложным творческим трудом. Таким образом интеллигент ассоциируется:

  1. С принадлежностью к определенной социально-культурной среде.
  2. С образованностью.
  3. С нравственным образом мысли и поведения.

Тема 10: Политическая сфера общества

1 вопрос: Сущность политической сферы общества.

2 вопрос: Содержание политической сферы общества.

Политика, как специфическая форма деятельности людей, которая возникла вместе с появлением классов и государства.

Слово политика древнегреческого происхождения и часто в литературе соотносится с понятием полис. В переводе с древнегреческого политика— это искусство управления людьми.

Политика— это сознательная деятельность людей, которая направлена на достижение, удержание и реализацию власти.

Политика— это область или сфера отношений между классами, нациями, государствами по поводу власти и государственного устройства внутри общества.

Политическая сфера общества— это область осуществления между людьми отношения власти и подчинения.

Структурные элементы политической сферы общества:

  1. Власть.
  2. Политические отношения.
  3. Политические учреждения или организации.
  4. Политическая идеология.

Политическая власть. Власть — это биосоциальное явление.

В социальной философии существует 3 точки зрения на вопрос «Источник социальной власти»:

  1. Истоки искать в природе человека.
  2. Источник содержится в социальных условиях.
  3. Власть — это биосоциальное явление.

Задатки власти — наследуются людьми от природы!

В структуре власти выделяют:

  1. Собственно-политическую власть.
  2. Государственную власть.

Классификация власти на виды и типы:

Виды власти:

  1. Внутренняя.
  2. Внешняя.
  3. «Естественная».
  4. Институциональная.

Типы власти:

  1. Рабовладельческая.
  2. Феодальная.
  3. Капиталистическая.
  4. Социалистическая.

Власть— это относительно устойчивые, основанные на неравенстве отношения между людьми, когда командует тот, кто занимает высшее положение.

Политическая власть— это способность одного человека, или группы людей контролировать поведение граждан общества исхода из общенациольных и общегосударственных задач.

Политические отношения— это общественные отношения, которые складывают между людьми и государствами по поводу власти. Политические отношения бывают внутриполитические и межгосударственные (внешнеполитические).

Политические организации:

  1. Государство.
  2. Партии.
  3. Общественные организации.

Государство— в узком значении — аппарат управления.Государство— в широком значении — это модель политической организации общества, структурными элементами которой являются:

  1. Публичная власть.
  2. Суверенитет.
  3. Территория.
  4. Правовая система.
  5. Гражданство.
  6. Налоговая система.
  7. Население.

Сущность государства двойственна:

  1. Диктатура имущих господствующих классов.
  2. Государство сводится к решению общенациональных дел (вопросов).

Признаки политических партий:

  1. Участвовать в политической жизни.
  2. Стремиться овладеть государственной властью.
  3. Связь с избирательной системой.
  4. Наличие идеологии.

Классификация партий:

  • По социальному признаку:
    • Классовые;
    • Межклассовые.
  • По идеологической ориентации:
    • Либеральные;
    • Консервативные;

По составу партии бывают:

  • Кадровые;
  • Массовые.

По месту в системе власти:

  • Правящие;
  • Позиционные.

По методу работы:

  • Левые;
  • Правые;
  • Центристская.

Политические интересы и идеи находят свое воплощение в идеологии.

Идеология— это структурный элемент общественного сознания, выражающий в теоретическом виде интересы и цели субъектов политики.

Идеология имеет два аспекта:

  1. Мировоззренческий.
  2. Практический.

Тема 14: Типы общественного развития

Спиралевидный путь развития общества.

В основе спиралевидного развития общества лежит диалектический закон: «отрицания-отрицания».

Формационная концепция является разновидностью спиралевидного типа развития общества.

Формация— этап общественного развития, в основе которого лежит способ общественного производства.

Центр понятия:

  1. Базис
  2. Надстройка

Где базис— это экономические отношения, анадстройка— духовные, идеологические институты.

Производственные отношения:

  1. Производства.
  2. Обмена.
  3. Потребления.
  4. Распределение.

Со сменой экономического базиса сменяется и политическая надстройка.

Субъекты общественного развития:

  1. Лидеры элиты — бюрократии.
  2. Социальные общности.
  3. Экономические общности (классы).
  4. Исторические общности.

Теории, определяющие субъекты общественного развития:

  1. Теологическая теория (субъектом исторического развития выступает Бог).
  2. Исторический материализм (утверждает, что субъектами выступает люди и общественные отношения).

Политические лидеры. Качества политического лидера:

  1. Природные качества (характер, воля, магнетизм, гипнотизм, интуиция).
  2. Нравственные качества.
    1. Отрицательные (властолюбие, жесткость, легкомыслие);
    2. Положительные (гуманизм, принципиальность, отвественность).
  3. Профессиональные (мудрость, аналитичность, эрудиция и так далее).

Критерии, классификация лидера:

  1. В соответствии с политической активностью:
    1. Консерватор;
    2. Реформатор;
    3. Революционер.
  2. В зависимости от психологического характера:
    1. Харизматический лидер;
    2. Традиционный лидер;
    3. Легальные лидеры.

Элита общества— небольшой слой общества, обладающий высоким положением (экономическим, политическим, материальным и так далее).

Виды элит РФ:

  1. Политическая.
  2. Экономическая.
  3. Военная элита.
  4. Идеологическая.
  5. Культурная.
  6. Научная.

Авторами теории теории элит является Вольфредо Поретто, Гаетано Моско.

  1. Вольфредо Поретто, Гаетано Моско, подобно Марксу утверждает, что экономическая структура определяет общественный процесс.
  2. Борьба в политической сфере происходит между доминирующей и конкурирующей властью.
  1. На протяжении всей истории существовало два класса людей — класс, который правит и класс тех, которыми правят.
  2. Согласно теории циркуляции элит в политической жизни общества происходит смена элит. В ее развитии. В ее развитии выделяет следующие периоды: становление, расцвет и упадок.

Моско и Поретто все многообразие правящих элит сводят к двум группам: спекулянты — львы, рантье — лисы.

Спекулянты— люди возбужденные, готовые к принятию новшества.

Рантье— люди замкнутые, осторожные, неуверенные.

К социальным общностям относятся: пенсионеры, пролетарии, горожане, шахтеры и т. д.

Социальные общности с одной стороны организуются лидерами и элитами, а с другой обладают самостоятельностью.

Экономические общности: классы и страты.

Понятие классов в современном его видение употребляется в более широком значении, чем оно употреблялось в 19 веке у Маркса и Энгельса. Так у Маркса признаки психологические, мировоззренческие и политические обуславливались его экономическим положением, то сегодня признаки класса обусловлены не только экономическим положением, но и воспитанием, религиозностью.

Виды исторических общностей:

  1. Род.
  2. Племя.
  3. Народность.
  4. Нация.
  1. Географический детерминизм.
  2. Идеалистический детерминизм.
  3. Материалистический детерминизм.

Детерминанта и доминанта.

Представителями исторического детерминизма являются французский политический философ Шарль Луи Монтескье и русский мыслитель Мечников.

  1. Детерминантом всего общества выступают климатический условия.
  2. Люди, проживающие на севере более работоспособные, чем жители юга.

Согласно воззрениям Мечникова детерминантом развития общества были не только климатические условия, но и географические условия. Он выделял цивилизации: речные, морские, океанические.

Представители идеалистического детерминизма были: немецкие философы, философы французского посвящения, позитивисты.

Материалистический детерминизм — Маркс Энгельс, Ленин. Согласно их воззрению детерминантом выступает экономика.

4 сферы общества (экономическая, социальная, политическая, духовная) диалектически, но не механически взаимодействуют между собой. Экономика по отношению к другим сферам выступает причиной. Духовная сфера, социальная и политическая выступает — функцией.

Экономика детерминирует весь исторический процесс.

16

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector