Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны

1.Девиантное и делинквентное поведение: причины и следствия (стр.2−7)

2.Способы формирования общественного мнения (стр. 8−15)

3.Институт семьи и брака (стр. 16−22)

Вопрос № 1. Девиантное и делинквентное поведение: причины и следствия.

Вопрос о девиантном и делинквентном поведении молодежи является достаточно актуальным и интересным. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них. В этом возрасте, когда не сформировано стойкое мировоззрение, личности наиболее поддаются внешнему влиянию.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

Девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.1

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... - примирение с асоциальными и аморальными формами бытия и поведения. Вопрос 77. Умозаключение – это: - логическая операция, форма ... цели. Вопрос 46. Детерминизм – это: - основополагающие морально-этические понятие, в котором выражается нравственная оценка поведения людей ... силе, кардинально влияющей на течение событий, на линию поведения. - рассудочное, бессодержательное, догматическое умствование. - ...

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой.

Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки.2

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.

Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Девиантные и делинквентные формы поведения — это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.3

Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства.

В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого-педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально- психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что ребёнок, подросток или юноша не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении. Значительная часть нарушений дисциплины совершается подростками в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии.

20 стр., 9866 слов

Особенности девиантного поведения подростков из семей с разными стилями воспитания

... девиантного поведения у подростков. Объект исследования: девиантное поведение подростков Предмет исследования: особенности девиантного поведения у подростков в семьях с ... зависимости является чрезмерное опекающее или авторитарное поведение родителей. Говоря о связи уровня девиантного поведения подростков в ... месте, занимаемом в группе, на состоянии здоровья ребенка без учета его реальных ...

Социальное влияние (внутрисемейные конфликты, воздействие примера подростковых групп, информационный климат, преобладание определённых ценностей в обществе и т. д.) выступает в качестве патогенного внешнего фактора, воздействию которого подвергаются все без исключения подростки, а болезненным психическим аномалиям отводится роль либо катализатора антиобщественных и антинравственных идей, либо фактора снижения компенсаторных возможностей личности в её противостоянии чуждому влиянию.

Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе.

Ещё одна из причин девиаций — возрастные особенности психики подростка.

Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. Психические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

Потребность в общении и самоутверждении подростка должна быть реализована в благоприятной среде. Если это по каким-то причинам не происходит самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курени, нецензурщина, хулиганство), оно может стать опасным, криминализующим фактором.4

13 стр., 6054 слов

Общественное мнение: функции и методы изучения

... Рассмотреть методы изучения общественного мнения. I. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения 1.1 Определение общественного мнения Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в ... сказать, что значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Это состояние массового сознания, заключающее в себе ...

Отрицательные семейные условия, отсутствие нормальной, нравственной среды, нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми остро переживаются подростками, которые начинают сознавать противоречие жизни взрослых. Озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие — таков далеко не полный перечень внутренних установок подростка, переживающих размолвку или развод родителей, живущего в условиях пьянства, разврата, непрекращающихся ссор и конфликтов, невежества, безразличия.

Однако, нередки случаи, когда искажённую нравственную атмосферу, вокруг ребёнка создают любящие его и желающие ему всякого добра. Большой вред своими действиями, наносят родители, которые пытаются упредить все его желания, навязать свои представления о мире, критерии образа жизни среди людей. «Искусственное затягивание детства таит в себе опасные последствия», — пишет И.С. Кон. -У молодых людей, которые не принимают серьёзного участия в общественной деятельности, не вырабатывается чувство ответственности, присущее взрослому человеку. Их активность может направляться по антиобщественным каналам, выливаясь в пьянство, хулиганство, всевозможные формы преступности.

Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны.

Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой.

Вывод

Анализируя девиантное и делинквентное поведение несовершеннолетних, я отмечаю, что оно зависит от биологических (предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям) и социальных (семья, школа, друзья) факторов.

4 стр., 1873 слов

Нарушение сознания

... терапия позволяет в настоящее время сохранить жизнь большинству таких больных. Сумеречное помрачение сознания - эпилептиформный пароксизм. Внезапное на ... события, происходящие в мо­мент нарушения сознания. !!! О нарушении сознания свидетельствует толь­ко одновременное существование всех ... то, что события, про­изошедшие, по их мнению, за одну ночь, в действительнос­ти продолжались несколько ...

Таким образом, учитывая эти факторы, необходимо строить систему воспитания подростков. Или обратиться в социальную службу за помощью.

Список литературы

1.Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория//Социс. — 1991. — № 4.

2.Иванов В.И. Девиантное поведение: причины и масштабы//Социально-политический журнал. — 1995. — № 2.

3.Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2001

4.Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм.- СПб., 1999

5.Шилова В.Н. Социология отклоняющегося поведения //Социологические исследования. — 1994. — № 11.

Вопрос № 2. Способы формирования общественного мнения.

Общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

Столь заметный рост интереса к общественному мнению имеет свое объяснение.:

  • Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяет реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.
  • Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения.
  • В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах и стабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени.
  • В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной практической работе.

Общественное мнение — специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

2 стр., 537 слов

Эссе — Анализ работы Э. Ноэль-Нойман Общественное мнение: открытие спирали молчания

... общество: «сдвиг последней минуты» (когда индивид в последний момент меняет свое мнение в пользу той или иной партии под воздействием общественного мнения ... знакомит читателя с оригинальной теорией общественного мнения. В произведении анализируются взаимосвязи между ... Ноэль-Нойман «Общественное мнение: открытие спирали молчания» Выполнил: Проверила: Москва 2011 Книга “Общественное мнение: открытие ...

Представители разных сословий часто вкладывали в него различное содержание. Это происходило потому, что общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения — показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Общественное мнение и общественное сознание находятся в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают многие ученые — это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены определенными материальными условиями жизни людей. Структура реального содержания общественного сознания чрезвычайно сложна. В нем выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и т. д. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и т. д., но прежде всего своим предметом. Каждая форма сознания отражает определенную сторону действительности: мораль, например, имеет дело с нормами поведения человека в обществе, принципами, регулирующими его, наука рассматривает законы природы и общества, политическая идеология имеет дело с политическими отношениями (государственными, классовыми, национальными и т. д.).

10 стр., 4972 слов

Общие понятия семьи как социально-культурного института

... При анализе семьи как социального института исследователей, ... или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. ...

Объектом общественного мнения являются конкретные темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности, и процесс материального производства, и события, совершающиеся в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров. Общественное мнение имеет 3 важных момента:

  • Общественное мнение формируется там и тогда, когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е. проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни).
  • Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключают в себе момент дискуссионности.
  • Кроме того, нельзя забывать и о третьем условии формирования общественного мнения — уровне компетентности. Если человек незнаком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает: «Я не знаю». Но возможен и такой вариант, когда человеку просто не хватает знаний для спора, обсуждения вопроса.

Хорошо известно, что наша планета разделена на страны. В странах проживают люди, которых принято называть обществом. Каждый из жителей имеет определенное мнение по различной тематике: политика, экономика, культура, семья, работа, развлечения и так далее. Если задать определенные вопросы жителям страны, то выявится, что на некоторые из них ответы жителей могут совпадать на 60−70%. Это вопросы ключевые, и они являются барометром общественного умонастроения, по которым можно сделать выводы, как большинство населения оценивает свою жизнь в этой стране по отношению к политике, экономике, культуре. Это так называемое общественное мнение — важнейший показатель и индикатор общества и страны в целом. Общественное мнение существовало всегда. Первый закон общественного мнения гласит: руководитель страны перед принятием судьбоносного решения должен изучить общественное мнение по этому вопросу. Если он получает 60% одобрения, то он может начинать действовать. Например, начать войну с другим государством или продать часть территории. При нарушении первого закона общественного мнения, как и при нарушении любого физического закона, нарушителя ждет наказание. В 1918 году царь Николай был расстрелян большевиками. Это такой же простой закон, как и закон температуры на улице. Если вы выходите на улицу, легко одевшись, когда там мороз, то ваше наказание — это болезнь.

Издавна средством формирования общественного мнения были газеты и политические партии. Власть заинтересована в формировании определенных взглядов в обществе и делает определенные попытки влиять на общество с помощью газет и радио, а также с помощью партий. Партия — это пирамидальная структура, захватывающая все слои общества, объединенная строгим единоначалием. Вождь партии через своих членов и активистов влияет на общественное мнение страны, используя газеты, листовки и живую агитацию. Активисты же являются и средством обратной связи, которые докладывают вождю то, о чем думают люди. Затем в 20-м веке появляется радио — второе по величине средство, чтобы формировать и направлять общественное мнение в ту или иную сторону. Люди покупают радиоприемники и ставят их у себя в квартире. Геббельсовская пропаганда использовала радио на полную катушку. В эпоху Гитлера появляются первые опросы общественного мнения. Опрос общественного мнения — это обратная связь власти с обществом. Власть должна знать, какой результат дает определенная кампания по формированию тех или иных убеждений, а также рейтинг средств формирования общественного мнения, чтобы эффективно вкладывать средства в партии, газеты или радио.

Массово-коммуникационная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массовой информации, при тотальной распространенности и доступности информация становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой информации изменяется в соответствии с информационными интересами и потребностями людей. Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.

В жизни общества, его различных социальных институтов реальное и весьма ощутимое место занимает так называемая непроверенная устная информация, которая обычно именуется слухами, молвой, толками и т. д. Согласно мнения Т. Шибутани, в основе слухов лежит событие, обладающее двумя качествами: важностью и неопределенностью. Если событие не важно и не обладает неопределенностью, то слухов по его поводу и не будет.

Еще один способ формирования общественного мнения — это public relations.

ПР — это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер: обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности. ПР, способствуя установлению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать решения и действовать более эффективно. Они обеспечивают гармонизацию частной и общественной деятельности. ПР служат многим общественным институтам: предпринимательству, профсоюзам, фондам, правительственным учреждениям, добровольным ассоциациям, больницам, образовательным и религиозным организациям.

Кроме того, важно отметить, что понятие «паблик рилейшнз» включает в себя:

  • Все, что может предположительно улучшить взаимопонимание между организацией и теми, с кем эта организация вступает в контакт как внутри, так и за ее пределами.
  • Рекомендации по созданию «общественного лица» организации.
  • Мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию слухов или других источников непонимания.
  • Мероприятия, направленные на расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды, рекламы, выставок, видео- и кинопоказов.
  • Любые действия, направленные на улучшение контактов между людьми или организациями.

Вывод

Проанализировав разные способы формирования общественного мнения, по моему мнению, самый привлекательный — это СМИ. Именно в них человек может узнать все, что творится в мире. Узнать, услышать, увидеть все те общественные мнения, которые ему недоставало. Но также с развитием компьютерных технологий, большое количество населения не могут не использовать такой источник общественного мнения, как интернет-источник. Ведь эта глобальная сеть может дать ответ на любой интересующий тебя вопрос. И даже изменить жизнь человека.

  1. Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность общественного мнения. — М., 1988.
  2. Лавриненко В.Н. Социология. М. 1998.
  3. Общественное мнение: методологические рекомендации для проведения социологических опросов/Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 1980.
  4. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник. Под.ред.проф. Г. А.Васильева.-М.:ЮНИТИ, 2001.
  5. Укледов А.К. Общественное мнение и пропаганда. М., 1980.

Вопрос № 3. Институт семьи и брака.

Когда говорят о важнейших социальных институтах — столпах общества, то в числе первых называют семью. Семья — главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Процесс формирования семьи, с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками — близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально — обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы — заключение и расторжение брака.

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев5 определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Ученые выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в первый брак — образование семьи;

2) начало деторождения — рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — как правило, муж имеет право иметь несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.

Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений — основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего — к супружеству, и даже партнерству6.

Функции семьи и брака.

Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Ввиду того, что человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению «Я» каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

К началу 20 века социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).

Основная, первая функция семьи, как определяет А.Г. Харчев, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд таких важных социальных функций как: воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Таким образом, семья как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью, является главным институтом человеческого общества.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак, то есть исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Вывод

Семья — неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., МГУ, 1996.
  2. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  3. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы методологии, теории и методики. М., 1989.
  4. Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2002.
  5. Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003.

1Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989

2Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. — Л., 1983

3Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2001

4Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб., 1997

5Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., МГУ, 1996. С.32

6 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., МГУ, 1996. С. 66

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector