2. Формы, причины, степени УО

Лекция № 2. Формы, причины и степени умственной отсталости

1. Формы умственной отсталости.

2. Причины умственной отсталости.

3. Степени умственной отсталости.

4. Формы олигофрении.

5. Формы деменции.

1. Формы умственной отсталости.

Первую попытку дифференциации умственной отсталости предпринял Филипп Пинель 1806 году, который обозначил умственную отсталость термином «идотия» и выделил четыре ее вида. Именно в этой систематике впервые было намечено разделение слабоумия на врожденную и приобретенную форму, которая существует и поныне. Умственная отсталость, согласно современным клиническим и психолого-педагогическим представлениям, может быть представлена двумя основными формами олигофренией и деменцией. Данные формы различаются временем действия патогенного (вредоносного) фактора.

При олигофрениипатогенное воздействие происходит в пренатальный, натальный или ранний постнатальный период (первые 2-3 года жизни, когда важнейшие психические функции еще несформированы), что обуславливает такую картину психического развития как недоразвитие, причем данное недоразвитие имеет характер тотального отставания в развитии всех психических функций и непрогредиентности (отсутствии нарастания) интеллектуального дефекта. Среди форм умственной отсталости олигофрения, или общее психическое недоразвитие встречается наиболее часто. Наибольшую недостаточность, при этом, имеют высшие психические функции и познавательная сфера личности, поскольку физиологической основой их формирования являются верхние слои коры больших полушарий, которые имеют поражение. Компенсаторные возможности таких детей резко ограничены (хотя не исключаются совсем) вследствие того, что органическое поражение мозга имеет диффузный характер, т.е. поражена вся область верхних слоев коры больших полушарий. Этот критерий касается наиболее типичной части умственной отсталости, а не всей совокупности данных состояний. Так, Д.Н. Исаев утверждает, что «..при умственной отсталости далеко не всегда имеет место тотальность и преимущественное недоразвтие фило- и онтогенетически наиболее молодых систем мозга. Психическое недоразвитие может быть обусловлено преобладающим поражением более древних глубинных образований, которые препятствует накоплению жизненного опыта и обучения».

4 стр., 1866 слов

ТЕРАПИЯ И ПРОФИЛАКТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

... недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов. Выделяют две основные формы умственной отсталости:олигофрению и деменцию. В проблеме умственной отсталости ... мозга нет. 4.Симптомы умственной отсталости Умственная отсталость может быть четырёх степеней тяжести вне ... Важно выявить наиболее сохранные стороны ...

При деменциипатогенный фактор действует на ЦНС в период после 2-3 лет, когда большая часть мозговых систем уже сформирована и нарушение носит признаки повреждения ранее сформированных функций. При этом, наибольшее повреждение получают те функции, которые недавно оформились или находятся в сензитивном периоде формирования. Тем самым, еще одной особенностью развития детей с деменцией является некоторая асинхрония (неравномерность) развития психических функций, обусловленная сохранностью одних функций и распадом других.

В случае если признаки недоразвития сочетаются с признаками повреждения говорят о деменции олигофренического происхождения.

2. Причины умственной отсталости.

Причины олигофрении

Причинами олигофрении могут быть различные факторы экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера, вызывающие органические нарушения головного мозга.

  1. Классификация поражений головного мозга по времени возникновения:
  • пренатальные (до родов);
  • интранатальные (в период родов);
  • постнатальные (после родов).
  1. Классификация поражений головного мозга по патогенным факторам:
  • гипоксические (из-за кислородной недостаточности);
  • токсические (нарушения обмена веществ);
  • воспалительные (энцефалит и менингит при краснухе, токсоплазмозе);
  • травматические (несчастные случаи, а также сдавливание мозга во время родов, с кровоизлияниями);
  • хромосомно-генетические (болезнь Дауна, болезнь Феллинга и др.);
  • внутрисекреторно-гормональные;
  • дегенеративные;
  • внутричерепные новообразования (опухоли).

Особо следует отметить группу факторов, также приводящих к умственной отсталости – это алкоголизм, наркомания, токсикомания. Во-первых, продукты распада алкоголя и наркотиков (токсины) благодаря общей системе кровообращения матери и плода отравляют развивающийся плод. Во-вторых, длительное употребление алкоголя и наркотиков (а также их заменителей) вызывают необратимые патологические изменения в генетическом аппарате родителей и являются причиной хромосомных и эндокринных заболеваний ребенка.

Причины деменции

1) деменция в результате тяжелой травма, опухолей головного мозга или действия токсического вещества (например, угарный газ), слабой активности щитовидной железы, энцефалита, нехватки витамина В12, СПИД и др. которые уничтожают клетки мозга развивается внезапно у молодых людей;

2) наиболее типичная причина: прогредиентные заболевания. При этом болезнь развивается медленно и поражает людей старше 60 лет, как старческое слабоумие в результате болезни Альцгеймера, болезни Пика, синильной деменции, болезни Паркинсона (нечасто), но деменция не является нормальным этапом старения, это тяжелое и прогрессирующее со временем снижение умственных способностей. В то время как здоровые пожилые люди иногда не помнят детали, больные деменцией могут полностью забывать недавние события;

12 стр., 5723 слов

Особенности воспитания умственно отсталых и физически дефективных детей

... связи с этим главная задача, которая стоит перед исследователями умственной отсталости, -- стремление помочь изучать развитие умственно отсталого ребенка и законы, которые управляют этим развитием. В связи ... борьбе с ней и поднятию ребенка на высшую ступень? Второй вопрос: какова структура и динамика умственной отсталости в целом? Ведь картина умственной отсталости не исчерпывается теми процессами, ...

3) деменции в результате сосудистых нарушений головного мозга (в постинсультный период);

4) деменции, развивающиеся в результате психических заболеваний (шизофрении, эпилепсии).

3. Степени умственной отсталости

Выделяют также классификацию умственной отсталости по степени недостаточности интеллекта (глубине дефекта).

На современном этапе при выделении степеней умственной отсталости опираются как на ранее принятую Международную классификацию болезней 9 пересмотра (МКБ-9), так и современную (1992) Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10).

В соответствии с МКБ-9 выделяют 3 степени умственной отсталости, в соответствии с МКБ-10 – четыре степени. Данные классификации сформированы на основе метрического измерения уровня интеллекта в удельных единицах (у.е.).

Так, в норме уровень интеллекта составляет 80-100 у.е.

Уровень интеллекта определяется в соответствии с методом Штерна, который предположил, что, разделив умственный возраст ребенка на хронологический, можно получить коэффициент интеллекта (IQ)

В МКБ-9 выделяют следующие степени умственной отсталости:

  1. дебильность – уровень интеллекта составляет 50-70 у.е.
  2. имбецильность – уровень интеллекта составляет 20-49 у.е.
  3. идиотия – уровень интеллекта составляет менее 20 у.е.

В соответствии с данной классификацией, дебильность является наиболее легкой степенью умственной отсталости, идиотия – наиболее тяжелой.

Дети с умственной отсталостью в степени дебильности согласно нормативно-правовым документам считались обучаемыми в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида, тогда как две другие категории – дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии – считались необучаемыми и находились на попечении Министерства социальногообеспечения.

Опыт коррекционно-педагогической работы и более дифференцированый анализ психического развития детей с умственной отсталостью в степени имбецильности показали, что данная группа детей неоднородна по уровню своих потенциальных возможностей, а именно, в данной категории детей, ранее считавшаяся необучаемой, можно выделить детей, у которых возможно сформировать простейшие общеучебные и предметные умения. В коррекционной педагогике для категории детей, имеющих более легкую степень имбецильности, разработана специальная программа, предусматривающая овладение навыками чтения, письма и счета, а также простейшими трудовыми навыками.

В связи с этим, встала необходимость пересмотра прежней классификации, что нашло отражение в МКБ-10. В данной классификации умственная отсталость трактуется как состояние задержанного или неполноценного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей». В соответствии с данной классификацией выделяются следующие степени умственной отсталости:

  1. умственная отсталость легкой степени (F-70) – уровень интеллекта составляет 50-70 у.е.
  2. умственная отсталость умеренная (F-71) – уровень интеллекта составляет 35-49 у.е.
  3. умственная отсталость тяжелая (F-72) – уровень интеллекта составляет 20-34 у.е.
  1. умственная отсталость глубокая(F-73) – уровень интеллекта составляет менее 20 у.е.

Кроме того, выделяется группа детей, умственная отсталость которых квалифицируется как неутонченной степени тяжести

Таким образом, по МКБ-10 первые 2 группы детей с умственной отсталостью (легкой и умеренной) являются обучаемыми, последние две группы (выраженной и глубокой) – необучаемыми.

Так или иначе, данные классификации ограничиваются при определении умственной отсталости показателями IQ, тогда как умственная отсталость, по мнению ряда современных исследователей является системным расстройством психики, проявляющимся в нарушениях адаптивного функционирования индивида, несоответствием его развития возрастным нормам в сфере как познавательной деятельности, так и деятельности общения, трудовой деятельности, и, кроме того, характеризующееся специфическими проявлениями в области мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Кроме того, в данных классификациях недостаточно представлены клинические аспекты умственной отсталости (патогенез нарушения), не учтено многообразие форм проявления недостаточности интелекта. Что касается индивидуальной формы умственной отсталости, то О.Шпек отмечает, что она представляет собой не непосредственный результат определенного физического нарушения нервной системы, а происходит из комплексного взаимодействия ряда причин – эндогенного и экзогенного, соматического и социального порядка.

Таблица №4

Качественная характеристика психического развития лиц в зависимости от степени умственной отсталости (по МКБ-10)

№ п/п

Параметры

психического развития

Степени умственной отсталости

Легкая умственная

отсталость

Умеренная умственная

отсталость

Тяжелая умственная

отсталость

Глубокая умственная

отсталость

1

2

3

4

5

6

1

Распространенность категории

75-89% от всей популяции людей с умственной отсталостью

Более 10% от всего числа выявляемы в населении лиц с умственной отсталостью

Около 4% от всех людей с умственной отсталостью.

1% случаев от всех наблюдающихся лиц с умственной отсталостью.

2

Нарушения когнитивной сферы

Изменения различных видов восприятия, затруднения анализа и синтеза воспринимаемого воспрепятствуют созданию адекватной ориентировки в окружающей и внутренней.

Произвольное внимание нецеленаправленное, нестойкое, имеет малый объем, трудности к переключению и распределению, легко истощается характеризуется повышенной отвлекаемостью.

Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения сиюминутных потребностей, стереотипное и некритичное, характеризуется нарушением динамики мышления (его лабильностью1 и инертностью2), имеет недоразвитие высших форм мышления.

Элементарные речевые навыков приобретаются с задержкой, но большинство овладевают способностью использовать речь в повседневных целях. Характерны фонетические искажения, ограниченность словарного запаса, недостаточность понимания слов, нарушение грамматического строя речи.

Память отличается медленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, плохим припоминанием. Механическая память может быть сохранной, затруднено воспоминание о внутренних логических связях и обобщенных объяснениях.

Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха, при их сохранности отмечается неумение ими пользоваться. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах, без выделения особенностей. Нет самостоятельной ориентировки в ситуации.

Внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления, образование отвлеченных понятий недоступно или резко ограничено.

Речь развивается, запаздывая на 3-5 лет. Окончательное ее формирование ограничено. Понимание речи опирается на улавливание интонации, жестов и мимики говорящего. В условиях обучения овладевают элементами обиходной речи. Имеются дефекты произношения, аграмматизмы.

Объем памяти мал. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память.

Часто встречаются аномалии развития органов чувств, имеются функциональные расстройства анализаторов. Восприятие глобальное и поверхностное. Незнакомые явления не вызывают ориентировочной деятельности.

Внимание резко нарушено, малоустойчиво, иногда не привлекается вовсе. Активное внимание может отсутствовать.

Мышление хаотично, бессистемно, характеризуется отсутствием или слабостью смысловых связей. Оперировать отвлеченными понятиями не могут. Суждения бедны, основаны на подражании.

Многие лица пользуются вместо речи жестами и нечленораздельными звуками. В редких случаях развивается речь, представляющая собой поток бессмысленных эхолалических повторений. Понимание речи ограничено.

Память отличается очень малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного ранее.

Часты расстройства зрения и слуха. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки.

Внимание ничем не привлекается, с трудом ориентируются в окружающем, реагируют только на боль.

Не развиты даже предпосылки интеллекта. Отсутствует способность к элементарным процессам мышления.

Речь и жесты не понимают. Понимание и использование речи ограничивается выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Речь часто заменена нечленораздельными звуками.

Отсутствует способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению.

3

Нарушения эмоционально-волевой сферы

Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. С трудом формируются высшие чувства, преобладают непосредственные переживания. Настроение неустойчивое.

Произвольная активность отличается слабостью побуждений, импульсивностью, внушаемостью и упрямством, едостаточностью социальных мотивов. Поступки недостаточно целенаправленны, отсутствует борьба мотивов.

Чувствительны к оценке их другими людьми, отсутствует эмоциональное многообразие. У части лиц отмечается повышение и извращение влечений, в том числе и сексуальных.

Возникающие побуждения к деятельности слабы и быстро истощаются. Склонны к импульсивны поступкам.

Эмоциональные реакции однообразны и недифференцированны, тугоподвижны Могут быть вспыльчивыми и агрессивными.

Малая активность. Затруднения в организации любой деятельности.

Наиболее тяжелые из лиц с данной степенью недоразвития не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений, часты появления сексуального возбуждения (безудержный онанизм).

4

Формирование личности

Самооценка неустойчива: может быть повышенной в связи с незрелостью личности и снизиться в условиях оценочной ситуации (опроса, контроля).

Большинство детей достигают независимости в сфере ухода за собой, усваивают нормы поведения, однако их ролевые функции в обществе ограничены.

Могут быть мобильными и физически активными, способны общаться с другими, склонны к подражанию другим. Отсутствует самостоятельность, внушаемость сочетается с негативизмом. Неадекватно завышенная самооценка поддается коррекции.

Малая активность, сниженная потребность в обмене информацией, слабый интерес к окружающему. Потребность в общении вырастает по мере обучения с большим трудом.

Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания

5

Недоразвитие двигательной сферы

Характерно замедление темпа развития локомоторных функций, непродуктивность и недостаточная целесообразность последовательных движений, двигательное беспокойство, суетливость, плохая сформированность тонких и точных движений, жестикуляции и мимики.

Статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. Нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедленны и неуклюжи. Грубые дефекты моторного недоразвития могут воспрепятствовать формированию навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев.

Грубое недоразвитие двигательной сферы. Часто наличествуют параличи и парезы. Нарушены и слабы статические и локомоторные функции, координация, точность и темп произвольных движений. Дифференцированные движения рук и пальцев у многих невозможны, не могут себя обслужить. Под влиянием ЛФК ритмика движения и координация улучшаются незначительно.

Большинство таких больных неподвижны и не владеют прямохождением.

6

Возможности и особенности обучения

Обучаются по программе коррекционной школы VIII вида. Трудности в овладении чтением и письмом, однако обучение способствует развитию навыков и выявлению компенсаторных возможностей.

Необучаемы по программе коррекционной школы VIII вида. Некоторые лица по образовательным программам в специальных классах коррекционных школ или интернатах овладевают навыками самообслуживания и ориентировки в окружающем, элементам чтения и счета.

Некоторые овладевают порядковым счетом и с помощью наглядного материала производят простейшие математические операции. Под влиянием обучения могут появиться не связанные между собой представления и элементарные понятия.

Необучаемы.

7

Овладение трудовыми навыками

При благоприятной коррекции способны овладеть профессиями, требующими способностей к практической деятельности, т.е. неквалифицированным и полуквалифицированным ручным трудом (маляра, слесаря, швеи и др.)

Самостоятельная трудовая деятельность недоступна. Способны к простой практической деятельности при тщательном построении заданий, постоянном наблюдении и указаниях инструктора.

Препятствия в освоении отдельных элементов трудовой деятельности находятся в связи с отсутствием мотивации, очень низким уровнем познавательных возможностей, затруднениями в организации деятельности, грубыми расстройствами моторики.

Не способны или малоспособны к овладению какими-либо навыками ухода за собой, нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

4. Формы олигофрении.

Обратимся к характеристике форм олигофрении, предложенную М.С. Певзнер, среди которых выделяют основные и редкие. К основным относятся следующие:

1. Основная неосложненная форма олигофрении– характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры больших полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований и отсутствии изменений со стороны ликвообращения. Клинические исследования показывают, что у этой категории детей деятельность органов чувств грубо не нарушена: не отмечается грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи. Эти особенности сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Они не понимают основного смысла сюжетных картинок, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом. После окончания школы выпускники неплохо трудятся, создают семью, достаточно успешно адаптируютя в жизни. Подобные результаты возможны при целенаправленной работе с данной категорией лиц специального психолога и педагога коррекционного учреждения.

2. Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов:

1) с преобладанием возбуждения над торможением;

2) с преобладанием торможения над возбуждением;

3) с выраженной слабостью основных нервных процессов.

При данной форме олигофрении присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

3. Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов – диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Особенно неблагоприятно сказываются на развитии умственно отсталого ребенка нарушения речи.

4. Олигофрения с психопатоподобными формами поведения– у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам

5. Олигофрения с нарушениями функции лобных долей мозганарушения у детей, Копия 2 распр.нарушения у детей">нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

5. Формы деменции.

1. По локализации поражения головного мозга выделяют:

  1. корковую – с преимущественным поражением коры головного мозга (болезнь Альцгеймера, лобно-височная лобарная дегенерация, алкогольная энцефалопатия);
  2. подкорковую — с преимущественным поражением подкорковых структур (прогрессирующий надъядерный паралич, болезнь Гентингтона, болезнь Паркинсона, мультиинфарктная деменция (поражение белого вещества));
  3. корково-подкорковую (болезнь с тельцами Леви, корково-базальная дегенерация, сосудистая деменция);
  4. мультифокальную — с множественными очаговыми поражениями (болезнь Крейтцфельдта — Якоба).

2. По степени тяжести выделяют деменцию:

  1. легкая – хотя работа и социальная деятельность существенно нарушены, способность к самостоятельной жизни сохраняется, с соблюдением правил личной гигиены и относительной сохранностью критики;
  2. умеренная – предоставлять больного самому себе рискованно, требуется определенный надзор;
  3. тяжёлая – повседневная деятельность настолько нарушена, что требуется постоянный надзор (например, больной не в состоянии выполнять правила личной гигиены, не понимает, что ему говорят и сам не говорит).

3. Деменции позднего возраста:

  1. сосудистые деменции (церебральный атеросклероз);
  2. атрофические деменции (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика);
  3. смешанные.

4. В соответствии с синдромальной классификацией:

  1. лакунарное (дисмнестическое) слабоумие. Больше всего страдает память: прогрессирующая и фиксационная амнезия. Больные могут компенсировать свой дефект, записывая важное на бумаге и т. п. Эмоционально-личностная сфера страдает негрубо: ядро личности не затрагивается, возможны сентиментальность, слезливость и эмоциональная лабильность. Пример: болезнь Альцгеймера является наиболее распространенной причиной деменции – на нее приходится 60-70% всех случаев.
  2. тотальное слабоумие. Грубые нарушения как в познавательной сфере (патология памяти, нарушения абстрактного мышления, произвольного внимания и восприятия) и личности (расстройства нравственности: исчезают чувства долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость; разрушается ядро личности).

    Причины: локальные атрофические и сосудистые поражения лобных долей мозга. Пример: болезнь Пика.

3