ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ,

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ,

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА ( КОММУНИКА-

ТИВНАЯ, ИНТЕРАКТИВНАЯ , ПЕРЦЕП-

ТИВНАЯ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ)

ПЛАН

1. Введение.Из истории вопроса…………………………………………..

2. Коммуникативная сторона общения…………………………………

3. Перцептивная сторона общения……………………………………….

4. Интерактивная сторона общения……………………………………..

5. Заключение…………………………………………………………………….

6. Библиография………………………………………………………………….

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология.2-е изд.М., 1988

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание селовека человеком.М., 1982

3. Бодалев А.А. Личность и общение.Избр. труды.М., 1983

4. Брудный А.А. Понимание и общение. М.1989

5. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.1978

6. Богомолова Н.Н. , Петровская Л.А. О методах активной социально-

психологической подготовки. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14 Психология,

1977, № 1

7. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М. 1990

8. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1979

9. Каган М.С. Мир общения.М. 1988

10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987

11. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения.

М., 1990

12. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском кол-

лективе: (очерк социальной психологии школьного класса).

М., 1969

13. Ковалев Г.А. Активное социальное обучение как метод коррекции пси-

3 стр., 1303 слов

трудности и дефекты общения в психологии.Виды трудностей и способы ...

... психическими свойствами личности. Итак, со стороны общей психологии мы должны исследовать не только характерные для всех людей свойства общения, но и выявлять трудности и ... они всегда стараются избежать каких-либо взаимоотношений........ Библиографический список: 1.Бодалев А.А. Психология общения,- М.: Издательство <�Институт практической психологии>, Воронеж: НПО <�МОДЭК>, ...

хологических характеристик субъекта общения. М. 1980

14. Лабунская В.А. Невербальные средства общения. Ростов-на-Дону,1979

15. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М. 1979

16. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974

17. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии//Проблема общения в пси

психологии. М., 1981

18. Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии. /Вопросы

философии, 1979, № 8

19. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида.//

Психологические проблемы регуляции поведения. М., 1976

20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психологии. М., 1972

21. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М., 1984

22. Николаева Г.Н. Коммуникативная компетентность личности: Учебное

пособие.Орел, 1997

23. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна.М., 1989

24. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально- психологический тренинг. М., 1989

25. Пиз А. Язык телодвижений. М.,1992

26. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические

разработки занятий. М., 1993

27. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т2.М., 1954

28. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.,1988

29. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991

Общение является важнейшей составной частью человеческого бытия, присутствует во всех видах человеческой деятельности. Это главное условие и способ существования и развития людей.

Общение при кажущейся простоте некоторых своих проявлений довольно сложный вид человеческих отношений. Оно включает в себя как стихийно, так и сознательно складывающиеся взаимоотношения. Как любая деятельность всегда осуществляется в определенном порядке, точно также и сопутствующее ей общение должно иметь свой порядок, быть последовательным.

В нем так же как и в деятельности, должны использоваться определенные средства и способы, выбор которых не может быть лишь случайным и произвольным. Именно поэтому современная наука все в большей мере склоняется к мысли, что общение как существенный вид жизнедеятельности каждого человека выступает своего рода искусством, где есть свои правила, свои секреты, особенности, знать которые необходимо каждому человеку для оптимизации своей деятельности, достижения целей, в ней поставленных.

Проблема общения имеет давнюю историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных задач говорящего: “что сказать, где сказать и как сказать”/ , /.

Речевое общение широко исследуется во всем мире. В И.А.Зимняя/ / приводит следующие цифры, что только в США более 30 тысяч научных работников занимаются этой проблемой. Созданы специальные центры изучения общения(например, Центр Карнеги).

В нашей стране проблемой общения занимались Г.М. Андреева, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский ,Н.И. Жинкин ,А.Б. Добрович, Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев, А.А.Брудный , М.С.Каган .

Вопросы педагогического общения рассматривались в работах Л.Д.Ершова, В.А.Кан-Калика , В.С.Грехнева , Мудрик .

5 стр., 2129 слов

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы

... и предложений. Так как, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность уйти от конкретного ... и аргументы нам представить; Открытым вопросом мы выводим собеседника из состояния сдержанности и замкнутости и устраняем возможные барьеры в общении; Партнер становится источником информации, идей ...

В последние десятилетия появилось достаточно много пособий, позволяющих человеку овладеть искусством общения: вопросы социально-психологического обучения общению рассматривались в работах Н.Н.Богомоловой, Ю.Н.Емельяновой, Л.А.Петровской; опыт воспитания навыков педагогического общения изучали Б.А.Кан-Калик, Г.А.Ковалев, П.Н.Филатов; формирование коммуникативных навыков в театральной педагогике обобщили П.М.Ершов, Л.Н.Новицкая; теоретические основы коммуникативной методики обучения общения разрабатывались И.А.Зимней, Е.И.Пассовым.

Ученые до сих пор не пришли к единому толкованию понятия “общения”, его форм, механизмов.

Автор статьи в “Философской энциклопедии”считает, что “общение — процесс взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией,опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности”/ , 433/.

Общение — многогранный процесс, изучаемый философией, социологией, общей и социальной психологией, лингвистикой, педагогикой, социологией, социолингвистикой, психолингвистикой, педагогической психологией, “каждая из которых рассматривает ту или иную грань, хотя в целом это комплексная проблема”/ /.

Исследователи с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, предлагают разные подходы к его изучению: коммуникативные, интерактивные, деятельностные и другие.

В философской литературе большое место занимает разработка проблем: соотношения общественных отношений, деятельности и общения, роли и значения общения в формировании и жизнедеятельности личности/Л.П.Буева, М.С.Каган/.

М.С.Каган рассматривает общение как один из видов человеческой деятельности, которому присущи соответствующая структура и атрибуты.

Иной подход к общению и соотношению его с деятельностью развивает Л.П.Буева. Она считает, что “деятельность и общение — две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого /индивидуального и общественного/ процесса жизни”/ ,113/.

Точка зрения А.Н.Леонтьева состоит в том, что общение следует рассматривать как определенную сторону деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве её элемента. Саму же деятельность можно рассматривать как необходимое условие общения / /.

Ряд исследователей понимают общение как особый вид деятельности, как коммуникативную деятельность или деятельность общения, — который играет самостоятельную роль в жизни человека / /.

Б.Ф.Ломов рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Суть этого подхода состоит в том, что общение рассматривается как специфическая система межличностного взаимодействия, структура и динамика которого не могут быть сводимы к последовательно сменяющим друг друга воздействиям, что характерно для деятельностного подхода.

Этот ученый считает, что общение — это важнейшая самостоятельная категория психологии и дает его системный анализ .

Б.Ф.Ломов / / анализирует содержание процесса общения через три основные его функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффектино-коммуникативная.

7 стр., 3103 слов

Управленческое общение как часть процесса управления

... так и в процесс реализации выполняемых им функций. Поэтому правильнее говорить о субъектных отношениях в управленческой деятельности. Выделяют несколько форм управленческого общения: . Субординационная форма общения - это общение между руководителями ...

А.А Бодалев и его ученики в своих работах изучали гностические, аффективные и практические характеристики общения и их взаимосвязи.

Г.М.Андреева / / предлагает характеризовать общение через выделение в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Коммуникативная сторона общения, по мнению Г.М.Андреевой, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона характеризует особенности взаимодействия людей и непосредственную организацию их совместной деятельности.

Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Близким, к только что описанному, является и подход Б.Ф.Ломова.

Остановимся подробнее на характеристике трех сторон общения, предложенной Г.М.Андреевой.

Коммуникативная сторона общения

Г.М.Андреева определяет коммуникативную сторону общения как процесс обмена информацией между партнерами.

Схематически процесс общения в педагогической литературе можно представить следующим образом:

Общение — контакт

Восприятие Обмен Взаимопо- Взаиморегуляция

друг друга нимание

Информацией Переживаниями

По мнению Г.Н.Николаевой / /, следует отметить несколько наиболее существенных моментов подобного обмена. ”Во-первых, общение, осуществляемое в его субъект-субъектной форме, предлагает не просто передачу и принятие информации, но и её интерпретацию, т.е. осмысление. А это возможно в том случае, если партнеры понимают язык друг друга, говорят на одном языке.

Термин “язык” в этом случае необходимо рассматривать довольно широко и включать в него не только вербальные и невербальные средства общения, но и весь спектр наших индивидуальных особенностей.

Язык — это средство общения. Он обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию(коммуникатор), кодируя её в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает информацию(реципиент).

Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя её в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя её, т. е расшифровывая эти значения и изменения на основе этой информации свое поведение.

Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто её принимает (реципиент) должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений.

Речь — это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средство вербальной коммуникации — слова с закрепленными за ними значениями.

В лингвистике выделяют следующие виды речи — письменная и устная. В свою очередь устная речь подразделяют на диалог и монолог.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение ... невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине. ... человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны ...

И, наконец, Г.Н.Николаева отмечает, что в процессе обмена информацией партнеры, как правило, оказывают какое-либо психологическое воздействие друг на друга. Это как раз то, что Б.М.Теплов / / обозначал как регулятивно-коммуникативную функцию общения.

Речь — основное, но далеко не единственное средство общения. Как утверждал К.С.Станиславский, “люди общаются с помощью органов своих пяти чувств, с помощью видимых и невидимых путей общения: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие” / ,282-283/.

Во взаимодействии субъектов в общении важную роль играет невербальное (неречевое) общение.

На практике установлено, что умелое использование средств невербального общения, их варьирование дает возможность добиться необходимого воздействия.

Необходимо говорить о взаимодействии речи и невербальных движений, которые, по верному замечанию А.А.Леонтьева, являются частью ориентированной основы общения. Эти движения по-разному соотносятся в функциональном отношении с речью.

Исследователи установили следующие соотношения:” 1) невербальные движения выражают то же самое значение, что и речь; 2) невербальные движения предвосхищают значения переданные речью; 3) невербальные движения выражают значения, противоречащие содержанию речи; 4) невербальные движения могут заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерения говорящего продолжить свою реплику, на поиски подходящего слова; 5) невербальные движения могут регулировать поток речи, акцентировать ту или иную часть вербального общения”/ ,6-7/.

Следует учесть, что жесты, как и движения корпуса, чаще всего опережают ход высказывания, а не следует за ней.

Жесты можно подразделить на описательные (ход мыслей) и психологические(выражают чувства).

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения характеризует особенности взаимодействия людей и непосредственную организацию их совместной деятельности. Иными словами, речь идет о чисто внешних приемах организации этого процесса.

Еще в начале века было доказано, что общий эффект деятельности группы в одном случае может быть значительно лучше любого индивидуального решения членов группы, но в другом случае значительно хуже (эффект “групповой деформацией” или “ групповой глупостью”).

Чтобы не создавать такую групповую глупость, необходимо учиться организовывать групповое общение.

Содержание интерактивной стороны общения можно проиллюстрировать конкретными примерами. Говоря что-нибудь приятное человеку, мы подходи к нему поближе, наклоняемся, пытаемся заглянуть в глаза. И, напротив, в случае передачи неприятной информации или конфликта, мы стараемся отойти подальше, у нас появляется различные защитные жесты, взгляд становится пристальным и немигающим и т.д.

Важное значение имеют факторы организации процесса общения(дистанция между взаимодействующими людьми; взаимная ориентация; наличие внешних барьеров).

Охарактеризуем каждый из перечисленных факторов.

8 стр., 3662 слов

Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения ...

... Матвеева Н.Я. Вариант 2 Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие Содержание Введение 1. Чувственная ступень познания. Понятие ощущения, виды ... образа. В заключении обобщить информацию об ощущениях и восприятии, обосновать связь данных процессов, значение приобретении человеком чувственного образа окружающей действительности.   Литература 1.Азбука ...

Дистанция между взаимодействующими людьми зависит от специфики взаимодействия.

Вопросом формирования навыка управления коммуникативной дистанцией посвящены многочисленные пособия(А.Б.Добрович,1979; А.С.Прутченков, 1993; Н.В.Цзен., Ю.В.Пахомов, 1988; И.М. Юсупов ,1991; Г.Н.Николаева,1997)

Ориентация — это расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения “лицом к лицу” до “спиной к спине”.

Очень интересна в этом аспекте книга Аллана Пиза “Язык телодвижений”, который рассказывает о значении поз, жестов, мимики человека, которые несут о нем около 80% информации. Особенностью языка телодвижений, по мнению автора, является то, что его проявления обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения.

Очень важен зрительный контакт. Исследования психологов показывают, что человек смотрит в глаза собеседнику, если хочет выразить свою любовь и преданность или тогда, когда демонстрирует свою силу и готовность к агрессии. Люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени общения.

Наличие внешних барьеров между общающимися людьми. Стараясь завоевать расположение партнеров мы не просто подходим к нему поближе, но пытаемся убрать видимые внешние препятствия.

В.М.Лещинский, С.В.Кульневич снимали в лицее видеофильм о молодых учителях и потом, просматривая пленку, обратили внимание, даже те учителя, которые выглядели уверенно, часто прятались за спинкой стула, вцеплялись в неё, как в спасительный круг. Или вдруг укрывались за своим портфелем. Тем самым создавали барьеры в общении, что естественно сказывалось на взаимоотношениях с учащимися.

Таким образом, корректной организации процесса общения способствует умение гибко варьировать тремя параметрами: дистанция между общающимися людьми, взаимной ориентацией партнеров и целенаправленным использование разделяющих собеседников внешних барьеров.

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Понятно, что от того, насколько точно и верно партнеры интерпретируют поведение друг друга, зависит эффективность их дальнейших контактов.

Овладение перцептивной стороной общения предполагает, во-первых, наличие сформированного навыка в понимании специфики личности партнера по общению и признание её достоинств, и, во-вторых, умение видеть себя со стороны, сопоставляя свои собственные представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Оба эти момента являются обязательным условием эффективного общения.

12 стр., 5664 слов

Влияние музыки на состояние человека и на процессы формирования личности у детей

... сейчас тот факт, что музыка должна быть обязательным элементом в процессе формирования личности человека, обособления его в мире как индивидуума, поиска им своего места в окружающем ... от уха и (через таламус) низших слуховых центров, участвует в начальных процессах восприятия музыки, например, анализе высоты звука (частоты тона). Под влиянием опыта первичная слуховая ...

Вопрос восприятия и понимания индивидуальных особенностей другого человека экспериментально изучался около семидесяти дет, и к настоящему времени накоплен богатый фактический материал. Поскольку результаты лабораторных и естественных экспериментальных исследований в ряде случаев оказывались противоречивыми и далеко не всегда совпадали с реальным поведением, мы остановимся на тех моментах, знаки которых позволяет человеку избегать некоторых типичных ошибок в общении.

Правильной ориентации в особенностях личности партнера способствует осознание того факта, что поведение человека определяется тремя основными факторами:

1) наследственным, проявляющимся в параметрах конституции и индивидуально-типологических особенностях. Следует учиться отличать ситуативное поведение от фундаментальных типологических особенностей человека.

Физический облик человека характеризуется типом сложения, половыми, возрастными и расовыми особенностями.

В различных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль. Взаимодействуя с людьми, индивид, “выбирая” стиль общения с ними, учитывает, как правило, их пол и возраст.

Помимо анатомических признаков, которые образуют физический облик человека, важным компонентом его внешнего облика являются так называемые фундаментальные признаки. К ним относятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, а также речь.

В процессе восприятия людей друг друга в процессе невербального общения можно выделить несколько направлений. В первую очередь, это установление и поддержание контакта. Кроме того, это влияние на состояние собеседника.

Восприятие и понимание человека, формирующиеся у дошкольников или у школьников, отличаются от восприятия и понимания этого же человека взрослым.

“…воспринимая других людей и воссоздавая затем их облик, люди выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику(выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека. Все другие признаки при словесном воссоздании внешности отмечаются реже”/А.А.Бодалев, /

2) спецификой социального развития, воспитания и самовоспитания. Правильно оценить и понять особенности характера, привычки, систему ценностей человека можно лишь при условии учета конкретных условий формирования его личности.

3) ситуативными параметрами, которые определяют поведение личности в данный момент.

По мнению Г.Н. Николаевой., “следует уточнить, что эти факторы преломляются сквозь призму индивидуальности воспринимающих друг друга людей”/ /.

По мнению исследователей, наибольший субъективный “вклад” в оценку другого человека вносят наши самооценки и система ценностей. Люди с заниженной самооценкой склонны преувеличивать достоинства партнера и занимать в общении пассивную позицию. Чем более значимым для нас является то или иное свойство личности, тем болезненнее мы реагируем на его отсутствие или слабую выраженность.

13 стр., 6097 слов

Влияние познавательных процессов на формирование личности

... психическом облике личности (национальные черты характера, потребности, интересы, отношение к различным сторонам социальной жизни). Психологический момент формирования личности обусловлен микросредой — частью среды и теми условиями, в которых человек ...

Всеми психологами упоминается феномены или эффекты, которые влияют на восприятие и понимание другого человека.

“Эффект ореола”. Суть этого эффекта в том, что на оценку нового человека влияет ранее сформированные в отношении него установка.

Два следующих эффекта — новизна и первичность — касаются значимости порядка поступления информации о человеке в процессе формирования впечатления о нем. При восприятии нового человека определяющей становится первая, поступившая о нем, информация.

Часто во взаимоотношениях встречается феномен, получивший название “стереотипизация”. Суть его в том, что в процессе восприятия и оценки других людей по отдельным поведенческим характеристикам или частным внешним признакам мы попытаемся “вылепить” некий цельный образ партнера, обращаясь к уже сформированным ранее стереотипам.

На восприятие и понимание человека человеком помимо отмеченных феноменов и наших индивидуальных особенностей влияют и другие факторы: пол, возраст, профессия, образование и т.д.

В монографиях А.А. Бодалева приводятся как результаты своих собственных исследований, так и систематизированные материалы отечественных и зарубежных исследователей проблемы восприятия и понимания человека человеком.

Заключение

Вся наша жизнь строится на общение, на коммуникации. Причем , общение — это не “просто разговор”. Мы разговариваем для достижения целей, имеющих общесоциальное значение. Мы все заинтересованы в том, чтобы общесоциальные цели были достигнуты как можно скорее и без слишком больших осложнений. Общаемся мы непрерывно, что, по-нашему мнению, порождает необходимость непрерывно учиться общаться.

Мы рассмотрели процесс общения как систему, постарались раскрыть максимум влияющих на него факторов.