Альманах 11/2007
Т.А. Соловьева, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
Развитие системы ранней помощи, целенаправленная разработка разноуровневых моделей интеграции дошкольников с нарушенным слухом, открытие смешанных групп привело к тому, что появилась новая категория дошкольников с нарушением слуха. К основным ее отличительным особенностям можно отнести: близкий к возрастной норме уровень речевого и общего развития, богатый опыт общения и разных видов совместной деятельности со слышащими сверстниками. Высокий уровень дошкольной подготовки этих детей позволяет их родителям выбирать для своего ребенка массовую школу рядом с домом. Родители полагают, что и в школе их дети будут также обеспечены сурдопедагогической помощью и специальной психологической поддержкой. В реальности все складывается иначе.
Государственная политика в области модернизации среднего образования направлена на переход к хозрасчетной системе финансирования. В такой ситуации на первое место выходит повышение престижа школы, ее конкурентоспособности. Стремление к повышению качества образовательной подготовки учащихся на практике выражается в открытии гимназических и лицейских классов, классов профильного обучения, развитии системы дополнительного образования и т.д. Программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса становится вариативным, педагогами разрабатываются авторские программы преподавания той или иной учебной дисциплины. В результате от ученика обычного класса массовой школы требуется овладеть большим объемом знаний и умений в более короткие сроки. В сложившейся ситуации общеобразовательная школа часто оказывается не готовой к принятию ребенка с отклонениями в развитии. Отсутствует необходимое нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение процесса образовательной интеграции школьников, в том числе с нарушением слуха. Возникает опасность игнорирования особых потребностей неслышащего ребенка, его обучение может оказаться лишь формальным пребыванием в стенах массовой школы.
Одной из наиболее актуальных задач отечественной сурдопедагогики в настоящий момент становится разработка научно-методического обеспечения процесса образования ребенка с нарушением слуха в условиях массовой школы. Для решения поставленной задачи, а также с целью обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием выпускников комбинированных ДОУ на базе средней общеобразовательной школы N578 г. Москвы был открыт класс кратковременного пребывания для неслышащих учащихся. На этот класс выделена 1 ставка сурдопедагога и 0,5 ставки педагога-психолога. Основными задачами работы класса являются:
Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика
... супругами и детьми, социализацией молодежи - институты культуры музеи, клубы связаны с религией, наукой, образованием и ... характеристикам группы относятся - состав - структура - групповые процессы - нормы - ценности - система санкций. Но самой ... прохожие. Разновидности социальных общностей.К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками ...
- оказание индивидуальной специализированной помощи детям с нарушением слуха, обучающимся в школе N578 и других школах Южного округа г. Москвы;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания детей с нарушенным слухом в школе N578.
Основанием для зачисления детей в класс кратковременного пребывания являлось заявление родителей (или лиц, их заменяющих) и заключение ПМПК. Наполняемость класса — 8 человек. Основной состав — первоклассники, выпускники ДОУ комбинированного вида. Кроме них в класс были приняты трое учащихся школы № 578 (8, 10 и 14 лет) с нарушениями слуха. Все эти дети по 1–2 человека вливались в массовые классы на условиях полной интеграции.
По результатам обследования слухоречевого и общего развития поступающие в первый класс дети с недостатками слуха были признаны готовыми к получению образования в условиях массовой школы. Важно, что состояние слуховой функции не являлось определяющим фактором. Основными показаниями к обучению в массовой школе стали: приближенный к возрастной норме уровень общего и речевого развития, коммуникабельность, психологическая готовность к обучению среди нормально развивающихся сверстников. Первичное обследование также выявило наличие небольших нарушений произносительной стороны устной речи и специфического аграмматизма, характерного для учеников первого отделения школы для слабослышащих детей.
Перед началом учебного года была проведена подготовка педагогического коллектива школы к работе с детьми с нарушением слуха, и прежде всего учителей начальных классов. Основой для консультативной и методической поддержки педагогов стали научно-методические материалы, разработанные сотрудниками Института коррекционной педагоги РАО [1, 2, 6].
Основными направлениями коррекционной поддержки со стороны сурдопедагога стали: преодоление недостатков произносительной стороны речи и ее грамматического оформления, развитие слухового восприятия, диалогической и монологической речи, контроль за успеваемостью ребенка по общеобразовательным предметам, оказание помощи при возникновении трудностей усвоения массовой программы. Разработка содержания коррекционных занятий, подбор лексико-грамматического материала проводились с опорой на тематическое планирование педагога массового класса и во взаимосвязи с общеобразовательными предметами.
Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями. Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребенка с сурдопедагогом. Сурдопедагог составляет рекомендации для родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка. Очень важно исключить дублирующее обучение, когда ребенок приходит на урок с уже изученным дома материалом. В том случае, если такой вариант является единственно возможным для успешного обучения, встает вопрос о целесообразности пребывания ребенка в массовой школе. Полезнее для данного ученика может быть организация совместной со слышащими детьми внеклассной деятельности, участие в праздниках и спортивных мероприятиях при оказании постоянной коррекционной помощи.
Учет особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного ...
... развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией проводилось на базе дошкольного отделения ГКБС(К)ОУ «Школы -интерната для детей с нарушением слуха ... общения, но всестороннему гармоничному развитию ребенка в целом. Кохлеарная реабилитация признана наиболее эффективным методов реабилитации детей с нарушением слуха. В процессе целенаправленной коррекционной ...
Вполне очевидно, что ребенок с нарушением слуха, не готовый к обучению со слышащими сверстниками, не сможет эффективно осваивать программу. Однако, первый опыт помощи интегрированным детям с нарушением слуха показал, что даже в том случае, когда ребенок признан готовым к обучению в массовой школе, у него могут возникнуть серьезные затруднения. Они связаны с двумя областями школьной жизни — это усвоение программы массовой школы и общение со слышащими сверстниками.
Особенности усвоения программы начальной школы детьми с нарушением слуха
Результаты первого года экспериментальной деятельности показали, что неслышащие первоклассники оцениваются педагогами как прилежные, старательные ученики, с высоким уровнем познавательной мотивации. Действительно, выпускники смешанных дошкольных групп отличаются дисциплинированностью, высокой работоспособностью, желанием узнавать новое. Это естественно, так как в массовую школу, как правило, поступают те дети с нарушением слуха, которые с самого раннего возраста привыкли много заниматься.
В начале учебного года, когда в первом классе идет обучение грамоте, усвоение состава числа и т.д. учителя не отметили появления трудностей у данной категории учащихся. Дети с нарушением слуха успевали усваивать программный материал, работали в хорошем темпе. К концу первого года обучения у некоторых ребят с недостатками слуха появились первые признаки неуспеваемости по основным школьным предметам. В зависимости от наличия или отсутствия трудностей в обучении и степени их выраженности учеников можно было условно разделить на три группы:
I группа: 1 слабослышащий ребенок, обладающий высоким уровнем развития аналитико-синтетической деятельности. Условием эффективности обучения для него являлась минимальная дополнительная помощь со стороны учителя. На индивидуальных занятиях с сурдопедагогом решались задачи коррекции произносительной развития детей, Периоды развития теории управления">стороны устной речи и развития слухового восприятия.
II группа: 5 слабослышащих детей разного возраста и 1 глухой ребенок. Необходимым условием всестороннего развития и эффективного обучения для них стала ежедневная коррекционно-педагогическая поддержка со стороны педагога массового класса, сурдопедагога и родителей.
III группа: 1 слабослышащий ребенок, слабо успевающий по основным учебным предметам даже при условии постоянной специально организованной психолого-педагогической поддержки. Причиной его низкой успеваемости являются особенности психофизического и личностного развития.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, ... успешной коррекцион‑ной работе эти дети также могут быть подготовлены к обучению в массовой школе. 4. Отличительная черта детей этой группы – сверхтормози‑мость. ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения ( ...
Первый опыт практической и экспериментальной работы позволил наметить главную задачу коррекционно-педагогической поддержки интегрированного школьника с нарушением слуха — создание оптимальных условий для выявления и реализации его особых образовательных потребностей. Важным этапом на пути решения поставленной задачи становится изучение программного и учебно-дидактического обеспечения учебного процесса. Анализ и обобщение данных, полученных нами в ходе эксперимента, убеждает в необходимости следующих действий:
- выделить области предметных знаний, усвоение которых ребенком с нарушенным слухом сопряжено с особыми, специфическими трудностями;
- рассмотреть возможности адаптации методов и приемов обучения слышащих школьников применительно к учащимся с нарушениями слуха;
- расширить сферу деятельности сурдопедагога в массовой школе, организовав его непрерывное взаимодействие с учителями, психологом и родителями. Специалист-сурдопедагог, знающий особенности психофизического развития детей с нарушенным слухом, владеющий методикой их обучения, должен оказывать своевременную и доступную консультативную помощь педагогам массовой школы в течение всего учебного года.
Общение детей с нарушением слуха со слышащими сверстниками
Образовательная интеграция ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях. В связи с этим сложно предусмотреть все варианты и ситуации взаимодействия между детьми, а также их результат. Чрезвычайно важным становится психолого-педагогическое сопровождение неслышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками.
Интерес нормально развивающихся школьников к однокласснику с нарушением слуха естественен. У слышащих учащихся возникает множество вопросов по поводу особенностей восприятия окружающего мира слабослышащими (глухими) детьми, значения звукоусиливающей аппаратуры. В первом классе основной задачей для любого ребенка становится овладение новой социальной ролью “ученика”, правилами поведения в школе. В это время ребенок с нарушением слуха еще не ощущает дискомфорта от отсутствия близких дружеских контактов с одноклассниками. В дальнейшем слышащие ребята начинают понимать разницу в происхождении ошибок в своей речи и речи ребенка с нарушенным слухом. Неправильное произношение слова слабослышащим ребенком вызывает бурную эмоциональную реакцию, при этом аналогичная ошибка у слышащего ученика остается незамеченной, поскольку она не связана с дефектом, глухотой. В этой связи огромное значение имеет позиция взрослого человека (педагога, родителей).
Представление о ребенке с нарушением слуха у слышащего школьника складывается под влиянием окружающих взрослых. Так, если учитель испытывает страх за здоровье слабослышащего учащегося, пытается оградить его от возможных травм, то и нормально развивающиеся школьники скорее всего будут поддерживать постоянную дистанцию в отношениях с ребенком с нарушением слуха, не включая его в свои игры.
Опыт организации класса кратковременного пребывания для детей с нарушением слуха доказал целесообразность коллективных форм игровой и предметной деятельности, позволяющих ребенку с нарушениями слуха быть успешным наравне с нормально развивающимися сверстниками и преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности.
Развитие наглядно-образного мышления глухих детей младшей школы ...
... своевременно осуществлять диагностику мышления детей данной категории; 2) осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми младшего школьного возраста с ЗПР и нарушением слуха с учетом результатов диагностического ... понятий расширением контекстных связей используемых им слов и словосочетаний. Любой процесс обучения, как правило, связан с расширением значения старых и образованием новых понятий. ...
В настоящий момент можно обозначить основные условия обучения ребенка с нарушением слуха в массовой школе: заключение ПМПК о готовности к обучению в массовой школе, предварительная подготовка всех участников образовательного процесса (дети, родители, учителя), своевременное консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха, создание оптимальных условий для выявления и реализации его особых образовательных потребностей, повышение статуса слабослышащего (глухого) ученика в коллективе нормально развивающихся сверстников путем организации совместных видов деятельности.