2.1. Общее количество ответов
На первом этапе подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемым.
2.2. Категоризация ответов
На этом этапе осуществляется формализация ответов обследуемого через отнесение каждого ответа к одной из четырнадцати оценочных категорий (контент-анализ).
Затем подсчитывается общее количество ответов каждой категории.
Авторами «Hand-теста» были предложены следующие оценочные категории.
- Агрессия – Agg — рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.
- Директивность — Dir — рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.
- Аффектация (Привязанность) – Aff — рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.
- Коммуникация — Com — ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.
- Зависимость — Dep — рука выражает подчинение другим лицам.
- Страх – F — рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.
- Эксгибиционизм — Ex- рука разными способами выставляет себя напоказ.
- Калечность (Увечность) — Crip — рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.
- Описание – Des – ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.
- Напряжение – Ten – рука затрачивает энергию, но практически ничего не достигает.
- Активные безличные ответы (Активная безличность) — Act — ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.
- Пассивные безличные ответы (Пассивная безличность) — Pas — также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.
- Галлюцинации – Bas – ответы невероятного, необычного содержания.
- Уход от ответа – Fail – человек не знает, что может выражать данная картинка или не хочет отвечать.
Агрессия (Agg).
Ранее детство практ 2, вопросы с ответами
... хотя сама не могла справиться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитателя, который, невзирая на протесты девочки, обул ее, ... хочешь, не надо”, пожимает плечами мама. “Гулять, гулять” — требует малыш. Но как только его начинают одевать, снова повторяет свое: “Не ... раз: нога — вверх, рывок рукой, упор на согнутое колено, повис, ищет равновесия, новое усилие, рука цепляется за край стула, лег ...
Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно хватающая другого человека или какой-либо объект. Бессознательная цель «Agg» поведения — наказание и искупление.
Примеры: «Дает пощечину», «Бьет», «Толкает», «Отбирает», «Шлепает ребенка», «Ударяет кого-то кулаком», «Дерется», «Готова ударить», «Сжимает ужа», «Отбирает что-то», «Ворует фрукты», «Сжимает кого-то», «Высмеивает», «Ругает кого-то», «Царапает», «Меряется силой», «Хочет схватить вора», «Хватает за нос», «Ловит муху», «Может дать хороший щелбан» и т. д.
Директивность (Dir).
Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то иным способом активно влияющая на другого человека. Сюда же попадают ответы, в которых рука кажется направленной на коммуникацию, но эта направленность является вторичной по отношению к намерению подчинить другого человека своему влиянию.
Примеры: «Дирижирует оркестром», «Управляет подъемным краном», «Милиционер дает команду остановиться», «Делает предупреждение», «Указывает направление», «Читает нотации, проповеди, поучает», «Дает указания», «Предлагает сильную опеку», «Выгоняет из класса», «Призывает с плаката», «Не дает пройти», «Приказывает», «Заставляет» и т. д.
Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание. что другие должны вести себя в соответствии с намерениями руки, повышенную готовность использовать других людей в своих интересах.
Аффектация (Aff).
Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как выражающая привязанность, любовь, эмоционально положительное, благожелательное отношение к другим. К этой категории относятся ответы, в которых рука предлагает дружбу или помощь.
Примеры: «Жалеет кого-то», «Протягивает руку для оказания помощи», «Обнимает», «Дружески похлопывает по плечу», «Добро пожаловать», «Дает милостыню», «Бросает деньги в ящик для пожертвований на церковь», «Дарит кому-нибудь цветы», «Аплодирует», «Трясет руку при пожатии», «Крошит хлеб воробышкам«, «Гладит собачонку» и т. д.
Эти ответы отражают способность к активной социальной жизни, желание субъекта сотрудничать с другими. И хотя большинство этих ответов включает прямое и непосредственное общение, они относятся к категории «Aff», а не «Com», так как прежде всего характеризуются наличием именно благожелательного отношения и привязанности.
Коммуникация (Com).
К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру. В этих ответах совершенно очевидно, что коммуникатор хочет поделиться информацией, нуждается в обратной связи, хочет быть понятым и принятым своей аудиторией. Условно этот показатель можно назвать показателем «делового» общения, в то время как предыдущую категорию «Aff» — показателем «модальностного», или «эмоционального», общения.
1) Пример: теория детского развития л.С. Выготского
... сферы. Раскройте сущность категории деятельности и ее роли в психологии. ОТВЕТ: Категория Д. является метакатегорией и соотносится с такой базовой категорией как категория действия. Деятельность– активность ... научных категорий (деятельность, субъект, сознание и др.). Приведите примеры теории среднего уровня. Объясните, почему именно эти теории следует отнести к данному уровню. ОТВЕТ: 1) Пример: ...
Примеры: «Жестикулирует при разговоре», «Стремится договориться», «Передает информацию», «Пытается быть понятым», «Разговор руками», «Жест, обозначающий прощание» (этот ответ, несмотря на его эмоциональную амбивалентность, оценивается по категории «Com»), «Рука здоровается» (оценивается по категории «Com», а не «Aff», так как здороваться за руки — социальный норматив общества), «Показывает: мне 5 лет», «Показывает дорогу», «Показывает нужный дом», «Зовет кого-то» и т. д.
Зависимость (Dep).
К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержки у других людей. Возможность совершить какое-либо действие зависит в данном случае от благожелательного отношения других людей, от их желания помочь. В эту же категорию входят ответы, в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим,
Примеры: «Умоляет», «Просит подать руку», «Рука ребенка, хватающаяся за кого-либо, чтобы не потерять равновесие», «Дайте мне, пожалуйста…», «Помогите мне, пожалуйста», «Ожидает получить что-то», «Гадание по руке», «Отдает честь офицеру», «Путешествует на попутных машинах», «Дает клятву», «Клянется говорить правду», «Пытается остановить такси», «Поднимает руку для ответа на уроке», «Поднимает руку, чтобы спросить» и т. д.
Страх (F).
Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то агрессивных проявлений или стремиться оградить себя от физических воздействий и повреждений. К категории «F» относятся не «истинные» тенденции к действию, а защитные реакции.
Примеры: «Рука поднята от страха с целью защитить себя», «Отводит удар», «Просит: «Пожалуйста, не бейте меня»», «Руке угрожает боль, травма», «Что-то прячет, так как боится, чтобы не узнали», «Выражает панический страх» и т. д.
В эту же категорию попадают ответы, в которых рука выступает как жертва собственной агрессии или воспринимается как наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции).
Примеры: «Царапает себя», «Рука душит меня» и т. д.
Ответы, отражающие отказ от агрессии (что, по мнению авторов, продиктовано страхом перед возмездием) также относятся к данной категории.
Примеры: «Эта расслабленная рука — не злая», «Это — не драка» и т. д.
Эксгибиционизм (Ex).
К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.
Примеры: «Показывает кому-то руку», «Любуется ногтями», «Показывает лак на ногтях», «Женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «Протягивает руку, чтобы показать кольцо», «Хочет внимания», «Играет на пианино», «Танцует», «Изящное движение руки», «Показывает тени на стене», «Хочет показать фокус», «Делает собачку», «Показывает уточку» и т. д.
Говорящие движения рук
... внимательно слушают, а третий (он и есть "руководитель") показывает пальцем или ладонью на что-то чрезвычайно важное. Значит, ... вам требовательное свое поскуливание или мяуканье, а вы в ответ спросили: "В чем дело, Мурзик (Рекс)?", то Мурзик ... зрения единственное живое за зеленым столом — это руки, множество рук, светлых, подвижных, настороженных рук, словно из нор выглядывающих из рукавов; каждая ...
Калечность (Crip), Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким-либо образом поврежденная.
Примеры: «Рука, больная артритом», «Рука со сломанным пальцем», «Сломанное запястье», «Деформированные пальцы», «Рука больного или умирающего человека», «Искалеченная рука», «Сведенная судорогой рука», «Один из пальцев выглядит сломанным», «Нетрудоспособная рука», «Показывает, что с рукой что-то неладно» и т. д.
Описание (Des).
Эта категория включает ответы, являющиеся физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не подразумевается какая-либо тенденция к действию и наличие энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание образа или настроения без проецирования тенденции к действию.
Примеры: «Красивая рука», «Некрасивая рука», «Пухлая рука», «Уверенность», «Ладошка с выпрямленными пальцами», «Рука с растопыренными пальцами», «Человек измучен», «Рука интеллигентного человека», «Похожа на петуха» и т. д.
Напряжение (Ten).
К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства или поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих ответов характерны переживания тревоги, напряжения, дискомфорта.
Примеры: «Рука дрожит», «Сжатый в гневе кулак», «Сжимает руки, чтобы сдержать себя», «Напрягает руку», «Сжимает пальцы, чтобы не наговорить что-нибудь», «Кулак, сжатый в состоянии тревоги», «Стремится удержать», «Нервно сжимает руки», «Сдерживает волнение», «Человек сильно сконцентрировался, решает что-то», «Неприятно смотреть на эту руку», «Нервно стучит пальцами по столу» и т. д.
Активные безличные ответы (Act).
Эта категория включает ответы, в которых рука совершает какое-либо действие, выполнение которого не требует присутствия другого лица. Все тенденции к безличному действию, в которых рука меняет свое физическое положение или противодействует силе тяжести, оцениваются по этой категории.
Примеры: «Тащит», «Продевает нитку в иголку», «Подбирает маленькие предметы», «Пишет», «Вяжет», «Шьет», «Плывет», «Достает что-то», «Бросает что-то», «Собирает что-то», «Моет», «Сыплет», «Машет» (но не «Машет рукой в знак прощания», что оценивается по категории «Сот»), «Опирается на что-то» и т. д.
Пассивные безличные ответы (Pas).
Эта категория включает ответы, в которых рука совершает пассивные действия, не требующие присутствия другого лица. Безличные действия, в которых рука не меняет своего физического положения и не сопротивляется силе тяжести, также оцениваются по этой категории.
Примеры: «Лежит, отдыхая», «Спокойно вытянута», «Сушит ногти», «Роняет что-то», «Ждет», «Спит», «Просто свесилась» и т. д.
Галлюцинации (Bas).
К этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугающего содержания. При этом контуры рисунка, как правило, игнорируются.
Примеры: «Большой клоп», «Голова смерти», «Петух с отрубленной головой» и т. д.
Ответы по социологии труда
... узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной ... самостоятельных дисциплин. Социология труда изучает «поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду», взаимоотношения социальных групп в процессе ...
Отказ от ответа (Fall).
Человек не может дать ответ на карточку.
2.3. Процентное соотношение категорий
2.3.1.Подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов.
2.3.2. Вычисление показателя склонности к открытому агрессивному поведению
Склонность к открытому агрессивному поведению определяется по формуле:
I = (Agg + Dir) — (Aff + Com + Dep)
или
I = (Agg + Dir) — (Aff + Com + Dep + F)
Различия в формулах объясняются далее в тексте.
2.3.3. Вычисление показателя степени личностной дезадаптации
Степень личностной дезадаптации отражается формулой:
MAL = Ten + Crip + F.
2.3.4. Вычисление показателя тенденции к уходу от реальности
Тенденция к уходу от реальности отражается формулой:
WITH = Des + Bas + Fall.
2.3.5. Определение наличия психопатологии
Наличие психопатологии отражается формулой:
РАТН = МАL + 2 WITH.
3. Интерпретация результатов
3.1. Основные принципы интерпретации результатов
Первый принцип интерпретации результатов «Hand-теста» состоит в том, что ответы человека, зависящие от особенностей его восприятия стимульного материала, отражают психосоциальный мир, в котором он живет (реальный или воображаемый).
Изображения рук срабатывают как своего рода экран, на который отвечающий проецирует свои потребности, мотивы, страхи, конфликты.
Вопрос о том, какие страхи или желания очевидно проявятся во внешнем поведении, а какие останутся нереализованными потенциями, сложен, неоднозначен и не допускает прямолинейных интерпретаций. Это обусловлено сложной структурой взаимосвязи личностных переменных и общими ограничениями проективных тестов. Однако, как уже отмечалось, по возможности прогнозировать реальное поведение «Hand-тест» превосходит многие проективные методики.
Наиболее обоснованный прогноз возможен в отношении внешнего проявления агрессивности, так как валидизация теста проводилась относительно оценки этого показателя.
Результаты по остальным оценочным категориям и предложенным формулам используются для выдвижения гипотез и планирования путей дальнейшего исследования человека в целях их подтверждения (другие психодиагностические методики, объективная информация, наблюдения и т. д.).
Второй интерпретационный принцип заключается в том, что все тенденции, выявляемые «Hand-тестом», взаимосвязаны и предопределяют друг друга. Этот принцип вводит понятие соотношения ответов различных категорий и предполагает перевод абсолютного количества ответов каждой категории в проценты. Таким образом, при интерпретации результатов имеет значение не столько количество ответов определенного типа, сколько его соотношение с количеством ответов других типов. Так, два-три агрессивных ответа «Agg» на фоне полного отсутствия ответов, отражающих дружеские отношения и желание сотрудничать («Aff», «Com», «Dep»), свидетельствуют о большей враждебности, чем большое количество агрессивных ответов в сочетании с большим количеством доброжелательных.
04.Маркетинг_Примерные ответы
Иными словами, прежде чем производить, фирма должна провести тщательное изучение потребностей конкретных потребителей, в соответствии с полученными данными доработать и усовершенствовать товар и только затем выходить с этим товаром на рынок. А не наоборот: произвести товар, а потом испытывать серьезные трудности в отношении его продажи. Маркетологи считают: «Червяк должен быть по вкусу рыбе, а не ...
Третий интерпретационный принцип отражает зависимость результатов от употребляемых в ответах частей речи. Глаголы, используемые в ответах, отражают истинные, характерные для субъекта тенденции к действию. Например, ответ «Одевает ребенка» («Aff») свидетельствует о реальном желании заботиться о детях.
Когда глагол используется вместе с существительным, например, «Женщина одевает ребенка» («Aff»), то тенденция к действию, выраженному глаголом, уже не соотносится с самим субъектом, поэтому определить истинную тенденцию субъекта не так просто, как в случае использования кратких фраз, не содержащих подлежащего («Одевает ребенка», «Плывет» и т. д.).
Глагол, употребляемый вместе с существительным, обозначающим лицо, совершающее действие (особенно, если это лицо отличается от обследуемого полом и возрастом), отражает, скорее всего, желаемое, но по какой-либо причине сдерживаемое человеком действие.
Прилагательные, используемые в ответах без глаголов («Сильная рука», «Бледная рука» и др.), отражают реакцию испытуемого на воздействия окружающей среды, а не его собственные глубинные тенденции. Например, ответ «Бледная рука» («Crip») свидетельствует об озабоченности внешним видом и впечатлении, производимом на окружающих.
Широкая клиническая интерпретация «Hand-теста» (так же, как интерпретация любой проективной методики) является творческим процессом, который во многом определяется теоретическими взглядами экспериментатора и опытом его работы с данной проективной методикой.
3.2. Интерпретация результатов по отдельным оценочным категориям, их вклад в прогноз открытого агрессивного поведения
3.2.1. Общее количество ответов
Первый показатель — это общее количество ответов. Общее количество ответов свидетельствует о существующем запасе тенденций к действию, отражает энергетический потенциал и степень активированности личности. Количество ответов менее 15 свидетельствует о низкой психологической активности обследуемого, 15-25 ответов — средний диапазон, 26-40 ответов — высокая психологическая активность, более 40 ответов — гиперактивность.
3.2.2. Процентное соотношение категорий
Далее подсчитыватся количество ответов по каждой категории в процентах от общего количества ответов. Если абсолютное количество ответов каждой категории говорит об «общем запасе» данной тенденции к действию, то процентное значение отражает вес данной тенденции к действию в целостной психической жизни человека. Чем выше процент ответов определенной категории, тем выше вероятность ее проявления в поведении, тем легче активизируется данная тенденция.
Ответы категорий «Agg» и «Dir»
Ответы первых двух категорий «Agg» и«Dir» повышают вероятность проявления агрессии в открытом поведении. Их объединяет отсутствие стремления «считаться» с другими людьми, учитывать чувства, права и намерения других в своем поведении. Эти ответы не предполагают взаимных «симметричных» межличностных взаимоотношений. Тенденции к действию в категориях «Agg» и «Dir» отражают готовность к открытому агрессивному поведению, нежелание приспосабливаться к социальному окружению.
Ответы категории «Aff»
Ответы, относящиеся к категории «Aff», отражают способность к активной социальной жизни, желание сотрудничать с другими людьми.
Высокий процент ответов «Aff» свидетельствует о повышенной эмоциональности человека, о том, что это «теплый» человек, обладающий развитой эмпатией (корреляция показателя «Aff» с показателями эмпатии, полученными с помощью ТАТ, методик Меграбяна и Гавриловой — более 0,7).
Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует об эмоциональной черствости, дефиците искренних эмоциональных отношений с другими и отсутствии желания поддерживать эмоциональный контакт.
Ответы категории «Com»
Высокий процент ответов категории «Com» является признаком высокой коммуникативности, но при отсутствии ответов категории «Aff» отражает определенный формализм во взаимоотношениях с людьми, отсутствие «здоровой» пристрастности.
Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует о низкой коммуникативности. Если при этом присутствуют ответы категории «Aff», то это означает, что человек не способен общаться на деловом уровне и строит свои отношения с людьми по принципу «нравится — не нравится», т. е. в эмоционально-оценочном контексте.
Ответы категории «Dep»
Ответы категории «Dep» отражают потребность в помощи и поддержке со стороны других людей. Человек, дающий такие ответы, считает, что другие люди должны тратить на него время, уделять ему внимание, нести ответственность за его действия. Ответы данной категории дают не только малоимущие (бедные) и алкоголики, хотя процент подобных ответов у них является преобладающим. Представителям «нормальной» выборки также свойственны эти ответы.
Высокий процент ответов «Dep», как правило, сопровождается сильнейшим чувством обиды за свое подчиненное положение.
Отсутствие ответов данной категории может быть связано с дефицитом чувства социальной ответственности.
Ответы категорий «Aff», «Com» и «Dep» отражают тенденции, связанные с социальной кооперацией. Такой тип ответов предполагает, что рука в такой же (если не в большей) степени нуждается в других людях, как другие люди нуждаются во владельце руки. Эти ответы направлены на приспособление к социальному окружению и активно уменьшают вероятность открытого агрессивного поведения.
Одна из наиболее интересных находок «Hand-теста» состоит в том, что главной детерминантой открытого агрессивного поведения является недоразвитие установок социального сотрудничества, а не наличие развитых агрессивных тенденций. Следовательно, важно не просто оценить, сколько у человека ответов «Agg» + «Dir», а что этому противостоит. Соответственно, склонность к открытому агрессивному поведению оценивается путем сравнения тенденций, отражающих готовность к агрессивному поведению, и тенденций, предполагающих кооперацию: I = (Agg + Dir) — (Aff + Com + Dep).
Считается, что пять категорий, входящих в данную формулу, в норме вбирают в себя около 50% ответов.
В ранних работах Э. Вагнер относил к тенденциям, противостоящим открытому агрессивному поведению, категорию «F». Затем эта категория была исключена из формулы, как не отражающая искренней тенденции к кооперации, а продиктованная страхом возмездия со стороны других.
Склонность к открытому агрессивному поведению принято подсчитывать в баллах, а не в процентах.
Если I = 0 , то можно предположить, что человек склонен к агрессии с теми, кого больше знает. Чужие люди как бы «нажимают на кнопку» механизма самоконтроля, и человек успешно справляется с агрессией (контролирует ее).
С близкими людьми этот контроль ослабевает, человек испытывает сложности в поддержании контроля над своим поведением.
Начиная с I = +1, можно говорить о реальной вероятности проявления агрессии, и чем выше балл, тем выше вероятность открытого агрессивного поведения.
Если I < -1, то вероятность проявления агрессии существует, но только в особо значимых ситуациях. Чем больше абсолютная величина «I», тем меньше вероятность даже в особо значимых случаях.
Ответы категории «Ex»
Две следующие категории, «Ex» и «Crip»,не используются для оценки склонности к открытому агрессивному поведению, поскольку их роль в этом отношении непостоянна.
Высокий процент ответов категории «Ex» (особенно у мужчин) тесно коррелирует с истероидными чертами личности, с неутомимым и непроходящим желанием быть в центре событий и «тянуть одеяло на себя».
Отсутствие ответов данной категории отражает сниженную потребность в самопроявлении. Довольно трудно подобрать точную формулировку для этой категории, наиболее подходящим для нее словом является «кураж». У людей, не имеющих куража, отсутствуют ответы категории «Ex».
У актеров и тех, кого можно назвать «профессиональными коммуникаторами» (психологи, учителя, врачи, юристы), процент ответов «Ex» выше, чем у представителей профессий, в которых коммуникативный потенциал затребован гораздо меньше.
Люди, у которых склонность к открытому агрессивному поведению сочетается с показателем «Ex», легче поддаются психокоррекционной работе.
Ответы категории «Crip»
Высокий процент ответов категории «Crip» связан с чувством физической неадекватности, боязнью собственной немощи или физических недостатков. Эти ответы отражают склонность к ипохондрии, а возможно, и реальные проблемы со здоровьем. Врачи-травматологи и спортсмены-профессионалы дают значительно больше ответов данной категории по сравнению с другими выборками.
Отсутствие ответов данной категории свидетельствует не столько о том, что у человека нет проблем со здоровьем, сколько о легкомысленном и, возможно, бездумном отношении к своему физическому состоянию.
Ответы категории «Des»
Высокий процент ответов категории «Des» характерен для невротиков и шизофреников, а также для людей «художественного» типа. Выраженность данной категории свидетельствует об эмоциональной амбивалентности, склонности к раздумыванию, осмысливанию, переживанию вместо делания чего бы то ни было. Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует об отсутствии мечтательности, неразвитости воображения и творческого мышления.
Ответы категории «Ten»
Категория «Ten» отражает свойство личности, которое обычно называют «тревожность» или «нейротизм» (установлена тесная корреляция с соответствующими показателями опросников Айзенка, Кеттелла, ММРI).
Высокий процент ответов «Ten» свидетельствует об эмоциональной неустойчивости человека. Тревожные люди характеризуются повышенным нервно-психическим напряжением в широком диапазоне ситуаций, умением находить проблемы даже тогда, когда, казалось бы, их не существует.
Низкие значения показателя «Ten» отражают эмоциональную устойчивость личности.
Ответы категорий «Act» и «Pas»
Интересно, что процент безличных («Act» + «Pas») ответов был приблизительно одинаков во всех эмпирических выборках и колебался около 35%. Содержание ответов отражало одинаковый характер безличной окружающей среды (все люди моются, одеваются, причесываются и т. д.)
Если процент безличных ответов больше 35, то можно сделать вывод о сниженном значении социума в жизни человека, о том, что основной опыт его переживаний связан с физической средой, а не с другими людьми.
Высокий процент ответов по данной категории может сочетаться с отсутствием ответов по ряду других оценочных категорий или их минимальной представленностью, что можно проинтерпретировать как «простоту» внутреннего мира личности, его незрелость. Часто такая картина выявляется у детей, подростков и лиц со сниженным интеллектом.
Незначительный процент ответов безличной категории («Act» и «Pas») свидетельствует о повышенной социальной восприимчивости, чувствительности в межличностных отношениях, тревожности человека. Очень немногие стимулы являются для него нейтральными, Большинство событий и предметов имеют для него личностный смысл.
При интерпретации результатов «Hand-теста» следует учитывать, что психическая жизнь нормального человека является сложной и насыщенной и должна включать все выделенные категории (кроме «Bas» и «Fall»).
Отсутствие каких-либо из перечисленных категорий свидетельствует о недостаточном содержательном разнообразии и слабой дифференцированности внутреннего мира личности.
Оценочные категории «Ten», «Bas» и «Fall» были введены авторами позднее, после накопления значительного опыта работы с «Hand-тестом». На основе этих категорий были выведены три новые формулы, отражающие степень личностной дезадаптации, тенденцию к уходу от реальности, наличие психопатологии.
Наличие выраженной психопатологии (по американским данным РАТН > 4) может подавлять поведенческие тенденции или ставить их вне контроля сознания. Поэтому при фиксации выраженной патологии показатель «I», отражающий склонность к открытому агрессивному поведению, необходимо интерпретировать с большой осторожностью.
При интерпретации результатов по описанной схеме можно использовать статистические нормы, полученные Т. Н. Курбатовой и представленные в Приложении 3. Примеры интерпретаций конкретных протоколов приведены в Приложении 2.
3.2.3. Диагностические возможности некоторых карт стимульного набора
Карта X (пустая).
Авторы методики пришли к выводу, что пустая карта «Hand-теста» срабатывает точно так же, как пустая карта ТАТ. Она гораздо чаще, чем все остальные карты, вызывает ответы, отражающие наиболее актуальные, осознанные, принимаемые и приятные потребности и желания.
То же самое справедливо в отношении пустой карты «Hand-теста». Карта X в большей степени, чем другие карты с четкими, конкретными изображениями кистей рук, стимулирует мысли о наиболее желаемом.
Затруднения при ответах на Карту X отражают неспособность сделать выбор между различными тенденциями в поведении (принять решения относительно желаемых целей поведения), тревогу по поводу потери самоконтроля, бессознательное признание будущих трудностей. Это свидетельствует также о слабых способностях к проявлению себя как личности и о редуцированных личностных притязаниях. Считается, что Карта X рельефнее отражает различные аспекты личности, чем другие Карты стимульного набора.
Карта IX. Эта карта вызывает сексуальные ассоциации. Реакция на это изображение позволяет сделать вывод о наличии проблем в сексуальной сфере. Чаще всего интерпретация ответов на Карту IX опирается на знание психоаналитической теории, психоаналитического символизма,
Десятилетний опыт работы с «Hand-тестом» авторов Руководства позволяет сделать вывод о том, что оценочные категории, к которым относятся ответы на Карту IX, отражают психологические потребности, которые обследуемый пытается удовлетворить через сексуальное поведение.
В таблицах 1 и 2 представлены статистические данные, полученные В. М. Бызовой по Карте IX на мужской и женской выборках различного возрастного диапазона от 18 до 50 лет.
Таблица 1
Процентное соотношение ответов различных категорий (по мужской выборке)
Кол-во чел.
|
Воз-раст
|
% |
||||||||||
Agg д |
Dir |
F |
Aff Я |
Com т |
Dep р |
Ex |
Crip р |
Act! |
Pas з |
Des |
||
70 |
18-25 |
33 |
23 |
7 |
20 |
42 |
34 |
11 |
8 |
67 |
44 |
8 |
100 |
26-30 |
16 |
15 |
5 |
22 |
32 |
46 |
7 |
3 |
48 |
40 |
5 |
54 |
31-40 |
11 |
22 |
9 |
18 |
42 |
40 |
11 |
6 |
60 |
44 |
11 |
42 |
41-50 |
21 |
26 |
12 |
11 |
60 |
33 |
23 |
10 |
66 |
52 |
17 |
Таблица 2
Процентное соотношение ответов различных категорий (по женской выборке)
Кол-во чел.
|
Возраст
|
% |
||||||||||
Agg д |
Dir |
F |
Aff Я |
Com т |
Dep р |
Ex |
Crip р |
Act! |
Pas з |
Des |
||
70 |
18-25 |
7 |
22 |
4 |
34 |
61 |
51 |
26 |
3 |
51 |
61 |
7 |
30 |
26-30 |
10 |
35 |
20 |
40 |
70 |
45 |
32 |
— |
60 |
40 |
5 |
50 |
31-40 |
12 |
30 |
— |
24 |
28 |
31 |
14 |
4 |
30 |
31 |
4 |
16 |
41-50 |
25 |
31 |
6 |
7 |
25 |
36 |
30 |
— |
50 |
36 |
6 |
Из таблиц видно, что во всех возрастных группах через сексуальное поведение удовлетворяются основные интериндивидуальные потребности: «Agg», «Dir», «Aff», «Com», «Dep». Так как каждый обследуемый давал два-три ответа на Карту IX, общая сумма ответов значительно превышает 100%. Агрессивно-директивные тенденции особенно сильно проявляются в крайних возрастных группах (до 25 и после 40 лет), и в целом носят устойчивый характер, что не может не наводить на грустные мысли. Эти данные согласуются с психоаналитическим положением о том, что сексуальное поведение подразумевает удовлетворение самых разных потребностей и мотивов, среди которых не последнее место занимает агрессия.
Женщины в возрасте 26-30 лет имеют наиболее рельефное распределение ответов. Именно в этом возрасте отмечается резкое увеличение направленности на партнера, как в эмоционально-аффективном, так и в деловом плане (максимальное значение «Aff» и «Com»), и в то же время сексуальные отношения чаще, чем в другие возрастные периоды, вызывают страх. Также можно отметить, что сексуальное поведение является не только «полем» пролонгированного общения во всех его нюансах, но и средством самопроявления и самореализации (максимальное значение «Ex»), при этом озабоченность своим физическим статусом явно снижена (отсутствие ответов «Crip»).
Сравнение удельного веса каждой оценочной категории показывает, что безличная направленность («Act» + «Pas») занимает наибольший объем у представителей обоих полов во всех возрастных группах. Подобный «безличный» подход отражает невысокую значимость партнера в сексуальных отношениях.
Полученные статистические данные соответствуют закономерностям в психосексуальной ориентации, описанным в сексологии,
В работах Н. Курбатовой исследовалась также чувствительность Карт стимульного набора в отношении выделенных категорий ответов и были выявлены некоторые половые различия (см. Таблицу 3).
Таблица 3
Частота ответов различных категорий в зависимости от предъявляемой Карты стимульного набора
№ карты |
Ж |
М |
Карта I |
Com — 30% Dir — 23% |
Com — 30% Dir — 25% |
Карта II |
Act- 25% Pas — 30% Crip — 17% |
Act — 25% Pas — 30% F — 16% |
Карта III |
Dir — 40% Com — 25% |
Dir — 40% Com — 25% |
Карта IV |
Aff — 30% |
Aff — 30% |
Карта V |
Ex — 20% |
Ex — 13% Crip — 13% |
Карта VI |
Agg — 40% |
Agg -40% |
Карта VII |
Самая информативная, т. к. имеет наибольший разброс ответов. Интерпретируется аналогично Карте X |
|
Карта VIII |
Act — 40% |
Act — 40% Agg — 25% |
Карта IX |
Act+Pas — 50% Com — 25% |
Act+Pas — 50% Com — 25% |
Карта X |
Act — 30% Aff — 22% |
Act — 30% Aff — 22% |
Увеличение латентного времени реакции на Карту расценивается как «шоковая реакция», т. е. проявление «тормозящего» действия аффекта на интеллектуальные процессы.