Изучение возрастных и индивидуальных

Изучение возрастных и индивидуальных

особенностей младших школьников

Цель работы: актуализация в сознании студентов образа современного ребёнка (ученика);

-осознание необходимости поиска новых форм и методов работы с учётом особенностей развития социализации детей в современных условиях;

-выявление и понимание проблем, с которыми может столкнуться учитель, взаимодействуя с детьми.

Задачи: актуализировать образ современного ученика;

— выявить особенности представления об идеальном и реальном ученике;

-выявить особенности представления о современном ученике с различных социальных пособий.

Задание 1. Изучив психолого-педагогическую литературу и посетив уроки в своем классе, заполни таблицу:

Психолого-педагогические особенности возраста

Примеры практического наблюдения

Задание 2. В ходе посещения уроков проведите педагогическое наблюдение за учащимися. Заполни таблицы:

Наиболее дисциплин.

Недисципли-нированные

Наиболее эрудиров.

Самостоят. ответств.

Лидер класса

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

5 урок

Перемены

Мнение классного руководителя

Наиболее отличившиеся

Отличившиеся подопечные

Адекватное поведение в ситуациях

Неадекватное поведение в ситуациях

Задание 3. Прокомментируйте поведение учащихся за которыми проводилось наблюдение. Постарайтесь найти мотивы их поведения и предложите возможные варианты воздействия на них, если это необходимо_________________________________________________________________

Задание 4. В процессе наблюдения за детьми на уроках проанализируйте:

  • уровень дисциплины и работоспособности_________________________
  • заинтересованность в учёбе_____________________________________
  • наиболее эрудированные________________________________________
  • самые ответственные___________________________________________
  • лидеры класса_________________________________________________

Задание 5. Проанализировав психолого-педагогические особенности младшего школьника составьте собирательный образ ученика с позиции учителя.

Отношение к учителю:_______________________________________________

Отношение к товарищам:____________________________________________ Способы самовыражения школьников данного возраста___________________________________________________________

Какова должна быть позиция учителя в общении с детьми данного возраста? Твое мнение________________________________________________________ Дай характеристику индивидуальных особенностей одного из учащихся:

Кто:__________________________________________________________

Отношение к различным видам учебной деятельности и людям, его (ее) окружающим:______________________________________________________ Отношение к учебе (не забудь об уровне самостоятельности, дисциплине, ответственности учащегося):__________________________________________

Познавательная деятельность учащегося:_______________________________

Задание 6. Проведите анкетный опрос 20 детей младшего школьного возраста. Анкетирование может проводиться в индивидуальном порядке (знакомые, родственники, и т.п.) или коллективно (в классе).

Цель анкетирования: выявить отношение детей к школе, учителю, их интересы, увлечения, стремления (задание рассчитано на 2 недели – с 6 по 19 марта 2012 г.).

В качестве примерных вопросов можно предложить следующие:

  1. Нравится ли тебе учиться в школе?
  2. Что тебе нравится в школе?
  3. Что тебе не нравиться в школе?
  4. Чем ты занимаешься в свободное время?
  5. Какие книги ты любишь читать?
  6. Каким ты хотел бы видеть своего учителя?
  7. Кем ты хочешь стать в будущем?
  8. Что ты для этого делаешь?

Ответы детей обрабатываются качественно, анализируются, на основе чего составляется образ ученика.

Рекомендуемая литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  2. Бабайцева В.Ю. Личностно ориентированный тренинг в процессе водготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми: Учеб. Пособие по технологии воспитательной работы для студ.-педагогов и учителей. – М., 1997.
  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.,1995.
  4. Бордовская Н.В., Розум С.И. психология и педагогика. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2011.
  5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М., 1995.
  6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.,1989.
  7. Звонова Е.В., Звонов И.Н. Методология и методы педагогического исследования. Учебное пособие. — Коломна: К Г П И , 2004.
  8. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. – Ярославль, 1992.
  9. Кравченко А.И. Общая психология. Учебное пособие.-Любое издание.
  10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.
  11. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1992.
  12. Львова Ю.Л. Педагогические этюды. – М., 1990.
  13. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер,2011.
  14. Немов Р.С.Психология. В 3-х книгах.- Любое издание.
  15. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2009.
  16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов.- М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.
  17. Прейер В. Душа ребёнка. – СПб., 1912.
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946; СПб.,1998.
  19. Сластёнин В.А., Ичаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика.- М.: Академия, 2009.
  20. Харламов И.Ф. Педагогика.- М., 2009.